Зигмунд фрейд

Перерождение науки в религиозную доктрину

«По мере того, как психоанализ стал привлекать внимание, укреплялась уверенность Фрейда в своей божественной миссии»

Во многом из-за воспитания, жажды быстрой славы Фрейд считал себя мессией от науки. Из доктора, желающего развивать медицину на благо человечества, пришел лидер, который возвел концепцию психоанализа в статус новой религии. Многие исследователи фрейдизма проводили параллели между психоанализом и христианством, в частности из-за того, что отец психоаналитики воспитывался в религиозной викторианской традиции.

Будучи серьезным ученым, Фрейд должен был понимать порочность своих теорий, осознавать, что не существует ни единой возможности оценить или проверить предложенные им доктрины, которая не основывалась на признании Фрейда гением. Для защиты своих теорий от критики Фрейд укреплял созданное движение силой мессианской личности.

Ричард Вебстер проводит аналогию между тремя «мессиями»: Христом, Ньютоном и Фрейдом. Каждый из указанных деятелей верил, что избран Богом для какой-то особой цели, но также терзается сомнениями на счет своей избранности .

Аллюзии христианства и психоанализа

Исследователи, помимо теоретических основ идей Фрейда, используют для сравнения психоанализа и христианско-иудейской традиции непосредственное описание сеанса психоанализа. Фрейд утверждал, что пациенту следует «лежать или сидеть в кабинете таким образом, чтобы врач был недоступен его взору, заставляя себя тем самым вспоминать свои самые глубинные воспоминания и фантазии, словно разговаривает исключительно сам с собой» .

Позднее последователи психоанализа станут пренебрегать этим правилом, но Ричард Вебстер в своем труде предлагает рассмотреть детально столь очевидное сходство. Как известно, процесс исповеди проводится в отдельном помещении, в котором кающийся не может видеть священника, тем самым невольно рассказывая все утаенные мысли.

Превратная трактовка воспоминаний или фантазий пациентов психоаналитиком в контексте сексуальных травм или отклонений отдаленно напоминает процесс отпущения грехов, ведь только священник мог даровать прощение, если считал грех искупленным .

Для зарождавшегося психоанализа большое значение имела лекторская деятельность Фрейда. Талантливый оратор с ярким даром рассказчика был одарен необычной способностью представлять в высшей степени спекулятивные теории в свете, в котором они казались разумными и взвешенными .

До академического возвышения Фрейду удавалось привлекать учеников и последователей, среди которых был В. Штекель, один из наиболее преданных последователей Фрейда. Осенью 1902 года Фрейд с готовностью принял его предложение основать дискуссионную группу, посвященную изучению идей психоанализа. В общество также был приглашен Адлер, который станет одним из ближайших учеников Фрейда до его исключения из психологического сообщества.

В этом отношении Фрейд продолжал следовать мессианской схеме: безуспешно прождав признания миром его уникальной ценности и важности созданных им истин, сформировал маленькую группу последователей, которые должны были обеспечить ему поклонение, которого он, как искренне верил, был достоин. Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек

К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера

Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек. К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера.

Встречи группы носили определенно религиозный характер, что видно из описания Штекеля, который писал «Я был апостолом Фрейда, а он моим Христом!» .

Фрейд был серьезен и строг в трактовке своих теорий его учениками и не позволял никаких отклонений от ортодоксального учения.

Теория детской сексуальности стала вероучением фрейдистской церкви. Те, кто принимал его,  попадали в число избранных, не принявшие получали отказ. Эта теория основывалась на ложной науке и разрабатывалась на основе поддельной логики. Поэтому чтобы понять, как столь неубедительная теория получила широкое распространение, нужно учесть, что теория детской сексуальности была более привлекательна, чем ранние гипотезы Фрейда, снимая с создателя гнев сторонников традиционных взглядов.

Карл Юнг: наследник и отщепенец

Молодой психиатр Юнг прочитал «Толкование сновидений» и был глубоко потрясен идеями Фрейда. Но врач также подвергал критике некоторые аспекты теорий. Встреча с Фрейдом глубоко впечатлила молодого специалиста, Фрейда знакомство также глубоко поразило.

Между двумя врачами установилась крепкая эмоциональная связь. Примерно в это же время Фрейд все чаще ассоциирует себя с Моисеем от науки. В 1910 создается Международная психоаналитическая ассоциация, президентом которой становится Юнг. По предложению Фрейда Юнг получал право назначать и низлагать аналитиков, проверяя их работы перед публикацией.

Отношение Фрейда к Юнгу наилучшим образом отражается в проходящей ремарке мемуаров о Фрейде: «Лицо Фрейда озарялось, когда бы он ни говорил о Юнге: «Это мой любимый сын, которому я благоволю». Слова взяты из Библии, что говорит о самоидентификации Фрейда не только с Моисеем или Мессией, но с самим Богом .

Разрыв между учителем и учеником произошел во время совместной рабочей поездки в США, когда Фрейд заявил, что не может рассказать Юнгу личную трактовку своих снов, «чтобы не рисковать авторитетом в глазах преемника». Как потом отметит Юнг, именно это событие станет толчком к его отстранению от фрейдизма. Насколько точно это воспоминание отражает действительный поворотный пункт во взаимоотношениях, неизвестно, но совершенно очевидно, что Юнг потерял веру в человека, в которого верил, как в бога .

Чтобы отстранить Юнга от руководства движением психоанализа, Фрейд и его соратники организовывают массированную кампанию по дискредитации Юнга как психоаналитика. Фрейдисты рисуют Юнга как современного Иуду, предавшего учение.

Возникает отдельное движение юнгианской психиатрии, которая более открыто рассматривает роль религий в психике человека. Глубинной причиной конфликта является побег Фрейда от собственной религиозности.

Чем больше он отрицает реальность своей религиозной личности, тем более он старался представить собственные квази-системы как научные конструкции. Отказ от принятия собственных верований расстраивал наиболее значимого последователя, который открыто выражал собственную религиозность.

Разрыв с Юнгом, по воспоминаниям Анны Фрейд, стал единственным конфликтом, из-за которого ее отец впал в депрессию, обнажив тем самым незащищенность своих позиций.

Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа

Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой   формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.

Когда Зигмунду был один год, у него появился братик — Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.

В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей — она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка».   Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.

Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.

Сведения из биографии и «достижения» Фройда[править]

Родоначальник психоанализа никогда не был серьезным ученым, более того, примерно на четвёртом курсе он забросил учебу в университете, и устроился домашним врачом, где «врач» без диплома вёл «очистительные беседы» со своей дамой сердца (пациенткой). Из ревности Фройд «залечил» свою пациентку Берту наркотиками (морфином и кокаином) до того, что она в течение многих лет страдала психическим расстройством, а мать пациентки запретила «домашнему врачу» появляться у них дома.

Испугавшись последствий трагических событий, Фройд в спешном порядке приобрел диплом врача, который он должен был получить три с лишним года назад, и устроился в городскую больницу, а затем сверстал книгу «Исследование истерии», в которой сочинил как врач «лечил разговорами» пациентку. Страдающий дегенеративным расстройством на почве половой неудовлетворенности, Фройд с помощью наукообразной теории бесцеремонно внедрялся в интимную жизнь девушек и женщин, озабоченных жизненными проблемами. Окружив себя группой льстецов, состоящей сплошь из врачей-дилетантов, он объявил себя отцом-основателем школы по одурачиванию доверчивого населения. Рекламный образ мудрого отца-учителя на рынке психиатрических услуг позволил собрать немалые деньги от тех, кто верил в его еврейские сказки.

Фройд судил о людях по самому себе.

В письме к Оскару Пфистеру от 9 октября 1918 г. Фройд писал: «… Этика мне чужда… Я не слишком ломаю себе голову насчет добра и зла, хотя в среднем нахожу в людях очень мало „добра“. Большинство, согласно моему опыту, — это сволочь, исповедуют ли они вслух то или иное этическое учение или вообще никакое».

Фройд всегда исходил из утилитарных мотивов, чаще всего из своих тщеславных и денежных интересов. Если та или иная его меркантильная установка приносила успех и деньги, она и была для него воплощением высшего блага. Создав вокруг себя своеобразный буфер из преданных ему людей, жизнь которых целиком зависела от него, он беззастенчиво их эксплуатировал и манипулировал ими.

Ум Фройда был крайне непродуктивен: новизна его «ученых трудов» проистекала из деструкции, искажения или даже извращения кем-то высказанных идей. Большинство же его теорий является откровенным вымыслом, в основе которого лежали фантазии. Серьёзные эмпирические наблюдения он не проводил, поскольку не знал, что это такое. Его взаимоотношение с пациентом походило на отношение кошки с мышкой: если больной не соглашался играть роль жертвы, врач-хищник не соглашался его анализировать.

Как всякий мошенник, Фройд интуитивно чувствовал реакцию людей в ответ на те или иные поступки, но разве это качество делает его глубоким психологом? Отнюдь нет, это говорит о его незнании людей как объектов психологии. Фройд знал о существовании педалей, при нажатии на которые человек становится сговорчивым. Не особенно стесняясь в выборе средств для достижения своих целей, он, не задумываясь, давил на них, когда ему было нужно. Между тем большой ум непременно сочетается со скромностью, мудрость — с великодушием, Фройд же был хвастлив, тщеславен и ужасно мелочен. Что самое печальное, он не осознавал своего дегенеративного несовершенства.

Фройд сравнивал себя с жившим за несколько веков до Моисея библейским Иосифом, который после 14 лет рабства в 30 лет стал управителем Египта. Этот высокий пост Иосиф получил в награду за успешное истолкование сновидений фараона.
Герменевтика, искусство истолкования символов и знамений, — основная «наука», с которой Фройд по-настоящему считался.

Читателю сочинений Зигмунда Фройда сложно их понять, если не знать главного факта биографии Фройда, оказавшего колоссальное воздействие на всё его «творчество», в частности, на теорию так называемого эдипова комплекса. Этот факт состоит в том, что мать Зигмунда, Амалия Натансон, родила дочь или сестру Зигмунда, Анну, не от отца, Якоба Фройда, а от сына отца по первому браку, то есть сводного брата Зигмунда, Филиппа Фройда. Мягкий и слабохарактерный Якоб Фройд не мог в полной мере вылить свой гнев на жену и сына, так как сам спал с няней, Моникой. Это оставалось бы семейной тайной, если бы Моника не шантажировала чету Фройдов, и о скандале с инцестом быстро узнали жители городка. От позора Фройды бежали сначала в Лейпциг, потом в Вену.

Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века».

Взаимодействие элементов

Если область бессознательного руководствуется принципом получения удовольствия, то в «Я» просматривается принцип реальности. Задача последнего заключена в соотношении желаний и побуждений человека со складывающейся обстановкой и с требованиями, предъявляемыми окружающей средой.

Зигмунд Фрейд «Я» и «Оно» образно сравнивает с теми взаимоотношениями, которые существуют между всадником и его лошадью. Первый управляет животным. Однако их силы несоизмеримы. Именно поэтому всаднику порой приходится подчиняться лошади при ее возбуждении.

Такими же несоизмеримыми являются и силы «Я» и «Оно». Эго представляет собой тонкую оболочку Ид. В это же время «Оно» является элементом, в котором действуют силы, цель которых состоит в агрессии и удовольствии. Именно поэтому бессознательное играет в структуре психики большую роль, чем «Я».

По убеждению Фрейда, «Оно» отвечает за связь с реальными условиями, складывающимися во внешнем мире. И прежде всего данный элемент стремится сдержать желание получить немедленное удовольствие, а также обуздать агрессию.

«Оно» более отвечает за наше поведение, чем «Я», и способно обойти его цензуру, замаскировав подлинные цели.

Однако недооценивать значение человеческого эго не стоит. Оно представляет собой рассудительность и разум индивида, которые способны обеспечить ему определенное место в системе живой материи.

Энергия происходит из «Оно», а после отражается в «Я». Задача «Сверх-Я» заключается в определении тех границ, в пределах которых будут действовать эти силы.

Фрейд обращал внимание на то, что требования, предъявляемые внешней реальностью, вполне могут отличаться от требований «Оно» и «Сверх-Я». Подобное противоречие приводит к развитию внутренних конфликтов

Для их разрешения можно применить следующие способы:

  • сны;
  • компенсацию;
  • сублимацию;
  • защитные механизмы.

В свою очередь, на «Я» постоянно оказывают влияние «Оно» и «Сверх-Я». Чрезмерное давление любого из этих элементов способно привести к негативным последствиям.

Например, интересен тот факт, что когда ребенка родители воспитывают довольно строго, постоянно наказывая и заставляя его чувствовать за собой вину из-за плохого поведения, то постепенно на смену давления близких людей приходит давление «Сверх-Я». Таким образом, наказание внешнего мира замещается на наказание внутреннее. Когда такой человек становится взрослым, то он часто испытывает муки совести, впадая при этом в депрессию. Его «Сверх-Я» становится настоящим тираном. Под давлением этого структурного элемента психики человек винит себя не только за прошлые деяния, недостойные, с его точки зрения, но и за негативные мысли. Согласно теории психоанализа, укоры совести и вина такого человека, как правило, обусловлены вовсе не объективной оценкой поступков. Главенствующую позицию в этом вопросе занимает твердо сформировавшееся представление о том, что индивид виновен и заслуживает наказания.

В том случае, когда наибольшее влияние на человека оказывает «Оно», происходит игнорирование общественных ценностей, нарушение правил, и не принимаются в расчет чувства других людей.

Именно поэтому нарушение баланса между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» способно принести личности страдания, а также стать причиной возникновения неврозов и нарушений психики.

Нацистская оккупация

Над Европой в это время сгустились тучи нацизма. После того как Гитлер пришел к власти, подвергся запрету психоанализ, а труды Зигмунда были сожжены. Психоаналитики, предвидя опасность, покидали Австрию. В особенности опасались нацистов евреи. Больному и пожилому Фрейду трудно было покинуть родину. В Вене его застала нацистская оккупация. Анну Фрейд 22 марта 1938 года вызывали в гестапо на допрос. Боясь пыток, она взяла с собой яд. Этот день был страшным испытанием для нее. Всю дальнейшую жизнь ее мучили воспоминания о нем. Анна после этого долго не могла вернуться туда, где она заглянула в глаза смерти. Только в 1971 году она посетила с коротким визитом Вену, побывала в доме-музее, где жила когда-то сама.

Фрейд был наркоманом

На самом деле

 Да 
Венский доктор некоторое время употреблял кокаин с апреля 1884 года, причем начал как испытатель на службе фармакологической компании «Мерк», которая дала ему образцы средства и оплатила работу. С мая стал принимать сам, «от депрессии и несварения желудка», и даже послал кокаин невесте, считая, что это послужит на пользу ее здоровью и цвету лица. В 1885 году психоаналитик понял, что средство вызывает привыкание: безнадежным кокаинистом стал его друг, начавший прием препаратов из листьев коки с подачи Фрейда. Однако основатель психоанализа продолжал советовать кокаин как лекарство почти от всех известных ему болезней, пока в 1887 году в медицинских журналах всего мира не появились статьи о вреде этого препарата. Тогда, чтобы спасти репутацию, Фрейд стал утверждать, что вредна не кока сама по себе, опасность таится в неверном ее применении.

Психология Зигмунд Фрейда

1. Цель жизни – это смерть.

Человек, осознающий этот мир, будет проявлять храбрость. По этой причине самая большая истина этой жизни – это смерть.

2. Работа и любовь — вот краеугольный камень нашей человечности.

То, что мы все умрем, не значит, что нам вовсе не стоит жить. Мы можем любить цветы, деревья, дождь, запах земли после дождя. Безусловно, в жизни существует то, что можно любить.  Не стоит думать, что стакан наполовину пуст. Но не стоит и заблуждаться, что он наполовину полон. Нам нужно видеть стакан таким, какой он есть.

Ваша работа может построить или разрушить вашу жизнь. Боль от ненависти к своей работе может быть сильнее боли от удара мизинца, потому что последняя длится всего несколько минут, а первая может длиться всю жизнь.

3. Наша сила в нашей слабости.

Враги могут уничтожить нас, только единственным способом – надавив на наши слабости. Если человек принимает свои недостатки, у других не будет оружия, которое можно было бы использовать против него. Мы можем стать сильнее, приняв тот факт, что у нас есть свои слабости.

4. Нет такого понятия как любовь, есть только либидо.

Хотя это утверждение довольно спорно, многие согласятся с тем, что в нем есть доля истины. Возможно, стоит принять этот факт как данность и не огорчаться по этому поводу.

5. Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.

В жизни вы всегда выбираете свой путь. Какую бы дорогу вы не выбрали, не стоит критиковать того, кто выбрал другую. Только аморальный человек будет это делать.

6. Сны – это королевская дорога к бессознательному.

Сновидения помогают вам лучше понять себя, и нам стоит уделять им столько же внимания, сколько мы уделяем  крепкому сну.

7. Невроз – это неспособность переносить неопределенность.

Одной из самых болезненных и доставляющих удовольствие эмоций является наше чувство по отношению к неопределенности. Однако она влияет на всех по-разному.

8. Люди могут защитить себя от нападок, но они бессильны против комплиментов.

Многие из нас не переносят критику, и мы пытаемся найти слабости у тех, кто нас критикует, чтобы ужалить их.

9. Чтобы понять женщину, вам нужно превратить лабиринт в прямую линию.

Возможно причина в том, что мужчины более предсказуемы.

10. Я всегда искал силу и уверенность вовне, но они всегда внутри, и вы всегда можете их там найти.

Уверенность – это вера в себя. Это основное, что нужно каждому, до тех пор, пока мы не возносим эгоизм. Все в наших руках, и так всегда было. Мы всегда думаем так, как хотим думать, слышим то, что хотим слышать, и видим то, что хотим видеть.

Нам сложно принять вещи такими, как они есть. Мы не понимаем того, что нам говорят. И все же мы все время огорчаемся. И причиной этому является недостаток уверенности, потому что, если бы мы верили в себя и в силу, которой обладаем, мы бы понимали и видели реальность.

Зигмунд Фрейд умер от эвтаназии

Фрейд был заядлым курильщиком. Он начал курить сигареты, когда ему было 24 года, и позже он переключился на сигары. Он считал, что курение повышает его работоспособность, и говорил, что пристрастия, в том числе и к табаку, заменяют мастурбацию, «одну великую привычку». Несмотря на предупреждения, Фрейд продолжал курить, что в итоге привело к раку полости рта. К сентябрю 1939 года рак Фрейда причинял ему сильную боль и был признан неоперабельным. 21 сентября Фрейд попросил своего доктора Макса Шура назначить дозу морфина, достаточно большую, чтобы вывести его из жизни. Анна Фрейд хотела отложить смерть отца, но Шур убедил ее, что это бессмысленно. 21 и 22 сентября Шур ввел дозы морфина, которые привели к смерти Фрейда 23 сентября 1939 года. Прах Фрейда покоится в древнегреческой урне, которую Фрейд получил в подарок от принцессы Бонапарт. После смерти его жены Марты в 1951 году, ее пепел также был помещен в эту урну.

Популярная картина Фрейда с сигарой

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.

Зигмунд Фрейд и Марта Бейрнайс

Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.

Зигмунд Фрейд с дочерью Анной

За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна — единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий