Кулачество

Куда и откуда выселяли. И это– геноцид

Между Солженицыным и Ягодой

1 мая 1929 года СНК СССР постановлением «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс Законов о труде», впервые по пунктам расписал условия, при которых крестьянин считается кулаком, а его хозяйство – кулацким. Вот эти пункты:

  • Систематически применяется наёмный труд для сельскохозяйственных работ или в кустарных промыслах и предприятиях;
  • Имеется в наличии мельница, маслобойня, крупорушка, просушка … или другое промышленное предприятие – при условии применения в этих предприятиях механического двигателя, а также если в хозяйстве имеется водяная или ветряная мельница с двумя или более поставами;
  • Систематическая сдача в наём сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями;
  • Постоянная или на сезон сдача в наём отдельных оборудованных помещений под жильё или предприятие;
  • Занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов.

С возникновением этого документа процесс раскулачивания принял вид государственной программы, которая завершилась постановлением Совета Министров в августе пятьдесят четвёртого года. Все раскулаченные были реабилитированы, многие – посмертно.

Солженицын утверждает: раскулаченных в Советском Союзе в 30 годы было не меньше 15 миллионов человек. А вот начальник Секретно-оперативного управления ОГПУ, фактически председатель ОГПУ Генрих Ягода в докладной записке Сталину от 12 октября 1931 г. сообщил, что «выселение кулачества из районов сплошной коллективизации, производившееся с 20 марта по 25 апреля и с 10 мая по 18 сентября, закончено. Перевезено 162962 семьи (787241 человек), в том числе мужчин – 242776, женщин – 223834 и детей – 320731, что вместе с выселенными в 1930 г. составит 240757 семей (1158986 человек)».

Причины раскулачивания

Причины такой жесткой политики властей очень просты. Сельское хозяйство во все времена было источником продовольствия для страны

Кроме такой важной функции, оно могло помочь в финансировании процесса индустриализации. Сложнее справиться с огромным количеством мелких независимых сельскохозяйственных предприятий

Гораздо проще управлять несколькими крупными. Поэтому в стране началась коллективизация. Заявленная цель этого мероприятия – провести социалистические преобразования в селе. Для её успешного внедрения были установлены даже конкретные сроки. Максимальный срок ее проведения – 5 лет (для незерновых районов).

Однако она не могла бы состояться без раскулачивания. Именно оно обеспечило базу для создания колхозов и совхозов.

Раскулачивание – это ликвидация более 350 000 крестьянских хозяйств, разоренных к середине 1930 года. При норме 5–7% от общего числа индивидуальных сельскохозяйственных предприятий реальная цифра составляла 15–20%.

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики. 

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить
по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18
века.

В печи готовили еду и мылись,
бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась.
как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Что такое кулак

Кулак – это согнутая пясть. С таким значением слово упоминается ещё в письменном памятнике XIII века (Патриаршая или Никоновская летопись). Слово «пясть» в те времена использовали для обозначения руки. Кроме такого толкования «кулак» может также обозначать следующие понятия:

  • Сосредоточенные войска для нанесения решительного удара.
  • Деталь машины, благодаря которой приводится в движение определённый механизм. Так, поворотный кулак автомобиля – это обязательная часть транспортного средства, благодаря которой колёса могут поворачиваться, меняя траекторию движения.
  • Крестьянин-собственник, имеющий нечестным путём нажитое имущество.
  • Человек, отличающийся скупостью и корыстолюбием.

А теперь обо всем по порядку.

Варианты маршрутов для прогулок

Зайти в Софийский собор. Начать осмотр города стоит с детинца. Новгородский кремль выстроен из светлого камня; много башен, на некоторых из которых — надвратные церкви. Здесь же — Софийский собор, построенный в 1045–1050 годах, главный храм Новгородской епархии и всей вечевой республики, символ Новгорода. Храм увенчан пятью куполами и членится массивными лопатками

Обратите внимание: все фасады собора не оштукатурены, поэтому можно рассмотреть кладку из плинф (плоского кирпича) и больших камней на растворе извести

Икона «Знамение» помогла новгородцам защитить город от суздальцев. Главная святыня — двусторонняя выносная икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (Богоматерь с воздетыми руками, с изображением младенца Христа на груди; с оборотной стороны — святые Иоаким и Анна, родители Богородицы).

По преданию, письменно зафиксированному в XIV веке, во время осады города суздальцами (войсками коалиции северо-восточных русских князей, присланными Андреем Боголюбским) в 1170 году икона была вынесена на стену, в нее попала вражеская стрела, после чего из глаз Богоматери полились слезы, икона повернулась к новгородцам, а на суздальцев напал трепет и ужас, они как будто ослепли, начали биться сами с собой, и вскоре осада была снята. Это событие стало популярным сюжетом новгородской иконописи «Чудо от иконы „Богоматерь Знамение“».

Посмотреть рисунки Онфима. Если вы приехали в Новгород около 1270 года, после посещения собора зайдите на Великую улицу к мальчику Онфиму, это рядом. Онфим каждый день упражняется в грамоте. У него много ненужной бересты. Он рисует невиданных зверей, себя на коне, ладьи, которые он видит каждый день на Волхове. Можете ввернуть в разговоре с Онфимом пословицу «Кто против Бога и великого Новгорода?»: она уже появилась.

Мальчик Онфим оставил после себя множество рисунков, его любимый сюжет — война

Посетить храм-сундук. Вернитесь в город и перейдите на Торговую сторону по мосту или возьмите лодочника. Если в 1362 году пойти от Торга налево, то на берегу древнего Федоровского ручья вы сразу увидите церковь Федора Стратилата на Ручью, которую годом раньше построил посадник Семен Андреевич. Это кубической формы четырехстолпная одноглавая постройка со множеством декоративных элементов: это нишки, впадинки, валики, арочки, бровки над окнами.

В самом храме много ниш и потайных ящиков для хранения ценностей. Посадник рассматривал этот храм не только как церковь, но и как каменный сундук-сейф: хранение товаров и драгоценностей в подклетах храмов — обычное дело, защита от воров и нередких пожаров.

Поговорить с Феофаном Греком. Если вы в городе между 1374 и 1378 годом, то скорее идите на Ильину улицу. Там стоит один из самых интересных образцов новгородского зодчества — церковь Спаса Преображения на Ильине. Здесь вы можете встретить византийца Феофана по прозвищу Грек, который стоя расписывает храм. Современники считают его не только блестящим мастером.

Про Феофана новгородцы говорят, что он «преславный мудрок, зело философ хитр». Феофан создает свои образы «ногами без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумныя обгадываша». Росписи внутри Спаса Преображения на Ильине отличаются свободой в обращении с иконографической традицией.

Князь Ярослав Всеволодович с моделью храма Спаса перед Христом

Посмотреть на Страшный суд. От церкви Спаса Преображения на Ильине можно дойти до вала и, выйдя из ворот, дойти по мосткам до церкви Спаса на Нередице. Это около часа ходьбы. Церковь стоит на невысоком холме, отделенном от городища речкой. Она была выстроена в летние месяцы 1198 года новгородским князем Ярославом Владимировичем.

Внутри храма — красивые фрески: расписаны все стены, столбы, своды и арки. В куполе — Вознесение, в барабане   — пророки, в подпружных арках — медальоны с изображениями 40 мучеников. Западная стена занята картиной Страшного суда.

Как устроен город

Новгород расположен по обеим сторонам реки Волхов, вытекающей из озера Ильмень. Про сам Волхов рассказывают чудеса — может быть, вы даже станете их свидетелем: Волхов может течь вспять, или, как здесь говорят, «на възводье».

Деление Новгорода по Волхову на две части отражается и на устройстве города. Соперничество жителей Торговой и Софийской сторон нередко приводит к открытым столкновениям на единственном мосту через реку — Великом.

Софийская сторона города располагается на левой стороне реки. Здесь находится кремль, точнее детинец, а внутри него — главная церковная святыня, Софийский собор.

Софийская сторона для жилья удобнее, чем Торговая. Здесь находятся самые престижные районы — как их тут называют, концы: Неревский и Людин. На Великой улице в Неревском конце много боярских теремов. На границе Людиного конца и Загородского — богатая Прусская улица, с каменными церквями, многочисленными лавками и самыми высокими ценами в городе. Бояре-пруссы очень богаты, политически активны и часто пользуются традиционными противоречиями между северным (Неревским) и южным (Людиным) концами.

Великий мост связывает правый и левый берег Волхова. Периодически по обеим сторонам моста открываются лавки, как во Флоренции, но иногда их сносят. Проход по нему может быть затруднен: обычный вид казни преступников в Новгороде — низвержение виновного с Великого моста в Волхов.

На Торговую сторону можно перебраться и на лодке-плоскодонке. Торговая сторона располагается на правой стороне реки. Новгород — большой торговый город, сюда стекаются товары со всех концов света; здесь находится Ярославово дворище. Это большая территория, застроенная в разное время церквями и торговыми рядами.

К югу от Ярославова дворища на берегу Волхова находится Готский двор, основанный купцами с острова Готланд , с XIV века двор арендуется уже немецкими купцами. На этом дворе распо­ложилась «варяжская божница» — католическая церковь Святого Олафа . В начале XI века, в 1028–1030 годах, вы можете встретить и самого Олафа: после свержения с престола он нашел прибежище в Новгороде.

Рядом найдете Псковский двор. Это торговые представительства: там хранят, мерят и распределяют товар, считают прибыль. Немецкий двор, принадлежащий ган­зейским купцам, располагается несколько восточнее Николо-Дворищенского собора; на дворе находится католическая церковь Святого Петра. Огражден он высоким деревянным частоколом. На ночь закрывается и, как и все дворы, хорошо охраняется.

На Торговой стороне, на площадке у Николо-Дворищенского собора, проходит вече, где решаются все самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли.

Детинец — крепость Новгорода, внутри — Софийский собор

Российский марксизм и понятие кулачества

Реакция села на коллективизацию

Коллективизация была воспринята жителями села по–разному. Многие не понимали, к чему она может привести, и не осознавали реально, что такое раскулачивание.

Когда до крестьян доходило, что это насилие и произвол, они организовывали акции протеста.

Некоторые отчаявшиеся люди уничтожали сами свое хозяйство и убивали активистов, представляющих Советскую власть. Для подавления непокорных привлекалась Красная Армия.

Сталин, осознав, что процесс может нанести вред его репутации и превратиться в политическую катастрофу, написал статью в «Правде».

В ней он категорически осуждал насилие и обвинил во всем местных исполнителей. К сожалению, статья была направлена не на ликвидацию бесправия, а написана для собственной реабилитации.

Уже к 1934 году, несмотря на сопротивления крестьян, в колхозы преобразовали 75% индивидуальных хозяйств.

Кто такие кулаки?

В дореволюционное время под этим термином понимались зажиточные крестьяне, которые использовали наемный труд. Кроме того они занимались ростовщичеством и перепродажей сельхозпродукции. Слово имело негативную окраску. Например, Петр Столыпин четко разделял зажиточного крестьянина и кулака, называя последнего мироедом.

Бытует мнение, что кулаки — это крестьяне, которые поднялись благодаря своему трудолюбию, отличной организации работ в крестьянском хозяйстве.

На самом деле, под этим названием скрывается человек, на которого работала деревенская беднота, дающий деньги в рост, скупающий земли односельчан или получающий их за долги.

Такие процессы происходили по всему миру. Более крупные хозяйства, которые могли использовать технику, выживали, а мелкие разорялись. Беднота либо нанималась к тому же хозяину, либо уходила в города.

С приходом Советской власти ситуация изменилась. В начале двадцатых годов прошлого века власть повернулась лицом к кулаку, решив поддержать крепкое крестьянство. При этом хозяйства обкладывались высокими налогами, хлеб покупался по твердой цене, а землепользование было ограничено.

Однако уже к 1928 году курс сменился. В это время стало важным уничтожить кулачество как класс, так как руководство страны приняло решение о принудительной коллективизации. Кроме того, использование труда наемных работников считалось эксплуатацией, которой не место в социалистическом обществе.

Как добраться

Если вы едете из Западной Европы, нужно доехать до Колывани (она же Ревель, он же позднее Таллин) и оттуда на корабле отправиться водным путем. Добирайтесь на паруснике — когге, где наверняка окажетесь в приятном обществе иностранных купцов, плывущих из Любека и других городов Ганзейского союза или из ливонских городов (возможно, встретите к тому же и византийцев).

Путешествие в любом случае обойдется вам довольно дорого: вашими попутчиками будут средний класс, иностранцы и купцы. Если вы едете с друзьями и коллегами, можно сесть и на судно поменьше — на ушкуй (или оскуй), его вместимость — 30 человек. Путь займет около 10 дней.

Из Пскова можно добраться на конях, санях или в крайнем случае пешком. Путь займет около пяти дней. Также можно воспользоваться водным путем — через реку Великую, потом по рекам Уза и Шелонь. Правда, посередине пути придется временно пересесть на лошадь, пока корабль будут волочь по берегу от одной реки к другой.

Процесс будет происходить так: корабль разгружают и волокут по берегу на деревянных катках, смазанных салом (это называется волок), а пассажиры едут на лошадях. Во время разгрузки местные жители будут вам предлагать пироги и брагу. Войти в волок необходимо до наступления темноты — или уже начать с утра.

Зимой ходить пешком нельзя: холодно, волки, можно сбиться с пути и погибнуть.

Из Москвы путь пойдет через Тверь, потом — на Старую Руссу, далее — в обход озера Ильмень (быстрее с правой стороны); путешествие займет около двух недель. Если вы едете в конце XIII века, то, оказавшись в Твери, осмотрите недавно возведенный Спасский собор: позже он будет разобран и перестроен.

Пока ваш корабль будут волочь от одной реки к другой, вы сможете купить пироги и брагу у местных

Из Москвы можно добраться и водным путем (по реке Тверца, волоком по реке Волочек на Мсту, далее — через озеро Ильмень), правда, это довольно опасно: на озере Ильмень случаются частые и внезапные бури. Но если рискнете — так быстрее, чем пешком: на это путешествие вам потребуется 10 дней.

Причины раскулачивания

Дореволюционная терминология

Дореволюционная терминология

Прозвище «кулак» получали сельские крестьяне, имевшие нечистый, нетрудовой доход, по мнению их односельчан, — ростовщики, скупщики и торговцы. Сознание крестьян всегда основывалось на идее, что единственным честным источником достатка является тяжёлый физический труд.[источник не указан 260 дней] Происхождение богатства ростовщиков и торговцев связывались прежде всего с их непорядочностью — торговец, к примеру, считался «паразитом общества, наживающим барыш на предметах, добытых чужим трудом», ведь, по убеждению крестьян, занятых в непосредственном производстве, «не обманешь — не продашь».

Первоначально термин «кулак» имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды. Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт, исследующий русское крестьянство, писал:

«<…> настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги… Всё у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздаёт в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами»

Словарь Даля даёт такую оценку данного термина:

Слова И. В. Сталина о «кулаках» :

«Многие еще до сих пор не могут объяснить того факта, что кулак давал хлеб в порядке самотека до 1927 года, а после 1927 года он перестал давать хлеб в порядке самотека. Но в этом обстоятельстве нет ничего удивительного. Если раньше кулак был еще сравнительно слаб, не имел возможности серьезно устроить свое хозяйство, не имел достаточных капиталов для укрепления своего хозяйства, ввиду чего он был вынужден вывозить все или почти все излишки своего хлебного производства на рынок, то теперь, после ряда урожайных годов, когда он успел обстроиться хозяйственно, когда ему удалось накопить необходимые капиталы,- он получил возможность маневрировать на рынке, он получил возможность отложить хлеб, эту валюту валют, в резерв для себя, предпочитая вывозить на рынок мясо, овес, ячмень и прочие второстепенные культуры. Смешно было бы теперь надеяться, что можно взять хлеб у кулака добровольно.

Вот где корень того сопротивления, которое оказывает теперь кулак политике Советской власти.

(«О правом уклоне в ВКП(б)» т.12 стр.15.)»

Крупнейший экономист-статистик конца XIX — начала XX веков В. Е. Постников довольно чётко разделил нравственно-моральную терминологию кулачества и буржуазно-капиталистического зажиточного крестьянства, в частности, заявляя в своих работах о том, что хотя зажиточный крестьянин «пользуется в значительной мере наёмными работниками» и в его деятельности существует ряд «элементов эксплуатации», «никаких кулацких черт в нём нет».

Р. Гвоздев (Циммерман) в своей монографии «Кулачество-ростовщичество и его общественно-экономическое значение» ещё в 1899 пишет о близости понятий хорошего собственника и исправного хозяина и крестьянина-кулака, заявляя о том, что «крайне трудно разграничить сферу кулаческо-ростовщических операций от предприятий чисто хозяйственного характера», «кулак — законное детище процесса первоначального накопления».

В 1904 году Пётр Столыпин пишет: «В настоящее время более сильный крестьянин превращается обыкновенно в кулака, эксплуататора своих однообщиников, по образному выражению — мироеда». Таким образом, как правило, основным характером негативной оценки становится неприятие более выгодного положения обеспеченной части крестьянского населения и существующего материального неравенства.

Иначе говоря, это слово обозначало не экономический статус, а черты характера человека или профессию.

Как развлечься

Охота

Главное развлечение — это охота. Соколиная или псовая. Охотясь, аристократия обычно топчет в этот момент посевы, так что позаботьтесь, чтобы охота проходила во владениях ваших знакомых. Обычно зверя (волка, лису) преследуют и травят сворой собак. Это довольно кровавая забава. Одеться нужно тепло: хоть охотники и перемещаются на конях, здешняя погода непредсказуема, и нужно быть хорошо экипированным, иметь при себе плащ или накидку от дождя. Можно пойти с рогатиной на медведя. Мероприятие, безусловно, веселое, но очень рискованное: можно лишиться конечностей, а то и жизни.

Выпить, послушать былины

Вечером можно отправиться на пир или на обычную пьянку — они проходят в домах или в специальном месте, которое называется гридница. Гридница — это огромное помещение, в котором может разместиться пирующая княжеская дружина или бояре с целой улицы. В гриднице одновременно могут находиться до 400 человек. На пиру можно послушать роговую музыку, былины о Садко и Василии Буслаеве, обняться с медведем.

Подраться

На Великом мосту часто устраиваются кулачные бои. Обычная драка, без особых правил, до полной усталости одной из сторон или прихода архиепископа. Запрещается брать свинчатку (кусок свинца) в руку, но многие запрет нарушают.

Послушать певцов старины

На Торгу на Софийской стороне можно послушать сказителей: они поют старины (былины и духовные стихи) и иногда рассказывают сказки (позднее эти тексты будут исполнять потомки новгородцев, иммигрировавших еще севернее). Возможно, вам удастся услышать, как гусляр Садко — один из самых популярных героев новгородских былин — стал купцом с помощью подводного царя из Ильмень-озера.

Вы узнаете, как пришлось Садко опуститься на дно морское на «шахматной доске», услышите о «девушке Чернавушке», с которой Садко «не творил блуда» в подводном царстве, и о волшебном помощнике — святом Николе Можайском, который посоветовал Садко сломать свои гусли, чтобы вырваться от морского царя-меломана. Слушайте былины по нескольку раз: былина всякий раз поется по-новому, имеет сюжетные ответвления.

Игра «мельница» была популярна не только в Новгороде, но и во всей Европе

Поиграть в «мельницу»

На Торгу, на Великом мосту, дома новгородцы играют в «мельницу». Игра рассчитана на двоих, в качестве игровых фигур обычно используются девять черных и девять белых круглых фишек. Цель игры заключается в том, чтобы поставить три фишки одного цвета в ряд.

Сходить на вече

Для сбора на вече звонит специальный вечевой колокол. Побывать на вече интересно и опасно одновременно: любые вопросы решаются тут большинством голосов. Бывает, что противостояние переходит в военный конфликт: противоборствующие концы или стороны выходят друг против друга под знаменами, в доспехах и с оружием. Вступить в схватку, как правило, не спешат: их успевает примирить владыка.

Итоги

Итоги

Согласно советским учебникам, целью коллективизации был подъем сельскохозяйственного производства путем перехода на рельсы крупного машинного хозяйства. В реальности, произошел катастрофический спад в аграрном секторе, особенно в животноводстве. Поголовье коров с 1928 под 1934 год снизилось с 29 миллионов до 19 миллионов, лошадей – с 36 миллионов до 14 миллионов, свиней – в два раза, коз и овец – втрое. Даже война не нанесла такого ущерба.

«Раскулачивание» само по себе также оказалось убыточным делом. Средняя стоимость поступившего в казну имущества составила в среднем 564 рубля на семью, а расходы на депортацию той же семьи – около тысячи рублей. В 1937 году в народном хозяйстве трудилось всего около 350 тысяч спецпоселенцев, остальные занимались самообеспечением.

Тем не менее, логика в действиях большевиков была. Во-первых, они идеологически не любили независимых хозяев, не вписывавшихся в их планы превращения страны в единую фабрику. Маркс писал о «собственническом свинстве» и «идиотизме деревенской жизни». Ленин публично обещал «лечь костьми», но не допустить свободной торговли хлебом, и обзывал зажиточных крестьян «кровососами», «пауками», «пиявками» и «вампирами».

Во-вторых, государству, затеявшему форсированную индустриализацию, а вернее, милитаризацию экономики требовалось получать хлеб для снабжения городов и армии по крайне низким ценам, или вообще даром. Сталин полагал, что крестьяне обязаны вечно расплачиваться с советской властью за переданную им помещичью землю, не стесняясь употреблять при этом средневековое слово «дань».

Незадолго до смерти, 16 октября 1952 года, он говорил на пленуме ЦК: «Мужик – наш должник. Мы закрепили за колхозами навечно землю. Они должны отдавать положенный долг государству».

Окончательный отказ от политики раскулачивания фиксируется Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1954 года № 1738–789сс «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков», благодаря которому многие из кулаков-спецпоселенцев получали свободу.

Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года признал раскулачивание незаконным. Статья 16.1 Закона предусматривает за жертвами и их потомками право на имущественную компенсацию, но подобные случаи в литературе не описаны.

Видео

https://youtube.com/watch?v=XvBoWMZZufE

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий