О праве на информацию в российской федерации

Коммерческая тайна и ее отличие от конфиденциальной информации

Как утвердить перечень

Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.

1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:

  • планируемых сделках и контрагентах;
  • маркетинговых исследованиях, анализы рыночной конъюнктуры;
  • научно-технических и технологических решениях;
  • производственных секретах (ноу-хау);
  • механизмах ценообразования;
  • хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерской отчетности.

2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.

Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:

  1. Коммерческая тайна призвана повысить доходы и (или) сократить расходы, обеспечивать прибыль ее владельцу как раз вследствие сокрытия от третьих лиц — значит, ее необходимо охранять от конкурентов.

На предприятии надо составить и оформить перечень конфиденциальных сведений фирмы и ограничить их распространение. Для этого разрабатываются локальные нормативные акты и проводятся организационные мероприятия, определенные ст. 10 закона №98-ФЗ:

  • определяются и систематизируются данные, требующие защиты от неправомерного использования;
  • устанавливается порядок ограничения доступа, взаимодействия и надзора;
  • учитываются лица или должности, получившие допуск;
  • устанавливаются требования к сотрудникам и контрагентам, получившим допуск в ходе выполнения должностных обязанностей или по соглашению;
  • документы, составляющие коммерческую тайну, грифуются.

Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.

Кто имеет доступ

Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.

Ответственность за нарушение

Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность:

  • уголовную: сбор и огласка данных коммерческого, банковского или налогового характера карается по ст. 183 УК РФ штрафом, принудительными работами или ограничением свободы;

Последние поправки

Внимание! Аудиовизуальными онлайн-сервисами не считают сайты, которые созданы по ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г., а также поисковые разнообразные системы (Яндекс, Гугл и др.) и веб-порталы, на которых аудиофайлы размещают только пользователи интернета.

Ниже перечислены основные нововведения ФЗ № :

  1. В ФЗ №  были обновлены статьи 2, 7, 8, 13 и 15. В ст. 2 последние поправки внесены 29 июня 2015 г. В п. 20 этой статьи добавили понятие поисковой системы;
  2. В 2013 г. введено несколько поправок в ст. 7 (4, 5, 6 пункт) ФЗ № . Согласно таким нововведениям, теперь размещение информационных материалов в интернете разрешено только в конкретном формате, допускающим проведение автоматизированной обработки цифровых данных;
  3. В п. 5 ст. 7 были введены определенные мероприятия по нераспространению секретных сведений, которые являются гостайной. По требованию Роскомнадзора, публикацию открытых цифровых данных (например, о доходах чиновников) приостанавливают или прекращают вовсе;
  4. В п. 5 ст. 8 ФЗ №  27 июля 2010 г. были внесены некоторые поправки. Теперь госорганы обеспечивают свободный доступ к конкретным сведениям о собственной ежедневной деятельности не только в реальной жизни, но и в интернете;
  5. В ст. 13 закона РФ № -ФЗ об информационных конкретных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации новые поправки были введены 31 декабря 2014 г. Согласно этим нововведениям, техсредства, которые используют госорганы или государственные компании, должны быть зарегистрированы в РФ. Контроль за соблюдением такой нормы регламентирует Правительство РФ.

Законом № 276-ФЗ от 29 июля 2017 г. были внесены следующие поправки в ФЗ № :

  • ст. 9 дополнена ч. 21. Теперь порядок идентификации владельцев различных веб-ресурсов и применения конкретных мер по ограничению свободного доступа к запрещенным сайтам определяет Роскомнадзор;
  • ст. 102 утратила силу;
  • в ст. 15 добавили сведения о новых полномочиях Роскомнадзора.

Теперь сотрудник этого надзорного органа РФ выполняет такие действия:

  1. Создает и пользуется электронной системой ФГИС, которая содержит перечень запрещенных сайтов;
  2. На основании конкретного обращения из полиции или иного правоохранительного органа определяет владельца сайта с запрещенной информацией;
  3. Отправляет хостинг-провайдеру электронное уведомление о незамедлительном предоставлении сведений, которые идентифицируют владельца запрещенного сайта;
  4. В ФГИС указывает дату и время отправления уведомления.

Далее, на протяжении 3 рабочих дней с даты получения письменного уведомления от Роскомнадзора хостинговая компания предоставляет контролирующему госоргану нужную информацию. На протяжении 3 дней с даты получения от интернет-хостинга необходимых данных Федеральная служба по надзору в сфере связи направляет конкретному владельцу веб-ресурса требование о необходимости срочного подключения к ФГИС, на протяжении 30 рабочих дней.

Внимание! При неисполнении такого требования, Роскомнадзор самостоятельно закрывает доступ к запрещенному сайту. На протяжении 24 ч

контролирующий орган отправляет провайдерам ссылку на сайт, которой надо закрыть. Затем, поставщик интернета на протяжении суток делает сайт недоступным для всех онлайн-пользователей.

Какие еще сведения нельзя разглашать?

Помимо персональных данных, к перечню конфиденциальных относятся и другие виды информации. Они утверждены законом «О перечне сведений конфиденциального характера».

  1. Тайна следствия и данные о ходе судопроизводства. Федеральные законы «О защите судей, должностных лиц правоохранительных органов», «О защите потерпевших, свидетелей и других участников судопроизводства» утверждают конфиденциальность данных в отношении лиц, участвующих в расследовании уголовных дел.
  2. Служебные сведения. Доступ к ним ограничен Гражданским кодексом нашей страны. Информация такого характера является служебной тайной и не может быть распространена без согласия обладателя.
  3. Врачебная/нотариальная/ адвокатская тайна. Доступ к таким данным ограничивается Конституцией государства. Не могут быть распространены переписки, записи телефонных переговоров, почтовые отправления и другое, если они выступали каналом коммуникации между обладателем информации и лицом с обязанностями хранить профессиональную тайну в сфере общения со своим клиентом.
  4. Коммерческая тайна (ограничено Гражданским кодексом России).
  5. Сведения об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах.

О согласии на обработку ПД пользователя на сайте вы узнаете из этой статьи, а тут найдете информацию о сборе личных сведений в медицинском учреждении.

Наказание за разглашение закрытой информации

В случае несанкционированного разглашения закрытых данных пострадавшее лицо вправе обратиться за защитой в правоохранительные или судебные органы. При этом заявитель должен будет доказать в судебном порядке наличие факта разглашения данных.

В качестве доказательной базы может выступать:

  • Факт пересылки сотрудником электронной документации третьим лицам. Зафиксировать это можно с помощью системных администраторов компании, отследив IP-адреса отправителя и получателя.
  • Свидетельские показания других работников компании.
  • Обнаружение у сотрудника копий конфиденциальных документов, сделанные им по собственной инициативе без соответствующего распоряжения начальства.
  • Записи камер видеонаблюдения, на которых работник без разрешения вынимает документы из хранилища, передаёт их кому-либо, снимает с них копию, фотографирует.
  • Косвенные признаки. Например, когда установлен явный факт утечки, в то время как доступ к информации имел только один человек.

Российское законодательство предусматривает за подобное преступное деяние целый комплекс различных наказаний, в зависимости от вида проступка и его последствий:

  • Дисциплинарное взыскание. Назначается нерадивому служащему в соответствии с решением руководства. Это может быть лишение премиальных выплат, выговор, замечание, а в крайнем случае – увольнение по статье КЗоТа. Постановление о наложении дисциплинарного взыскания должно быть оформлено законным образом в виде внутреннего приказа по организации.
  • Административное взыскание. Подобная ответственность может налагаться в случае разглашения конфиденциальных данных как личного, так и коммерческого характера. Под действие административного кодекса не подпадает только разглашение сведений, составляющих гос.тайну. Максимальное наказание, предусмотренное административным кодексом за подобное правонарушение – наложение штрафа до 10 000 руб.
  • Уголовное наказание. Под действие УК РФ может подпадать целый спектр деяний, связанных с разглашением секретной информации. Это может быть опубликование неких данных личного характера, промышленный шпионаж или же разглашение государственной тайны. В отличие от прочих правовых кодексов, подпадание правонарушения в сферу юрисдикции уголовного кодекса может означать наказание в виде реального тюремного срока.
  • Гражданская ответственность. Наступает в ряде случаев, как в виде самостоятельного наказания, так и в виде сопутствующего взыскания. Примером подобного взыскания может служить вынесение судебными органами решения о возмещении пострадавшему морального вреда.

Любой вид законного наказания может назначаться только в результате соответствующего судебного постановления. То есть, для наложения на виновника разглашения взыскания, потребуется доказать, что в утечке данных виноват именно он. Вообще, разглашение конфиденциальной информации и персональных данных, является преступленным деянием весьма сложного состава. При рассмотрении и ведении подобных дел очень часто допускаются различные ошибки относительно правоприменения статей законодательства.

Ещё сложнее бывает пострадавшему защитить свои законные интересы. В этом случае необходимо правильно определить состав преступления, правильно подготовить исковое заявление, собрать всю необходимую доказательную базу. Всё это бывает крайне сложно произвести гражданину, далёкому от юридической практики. Лишь обратившись за помощью к квалифицированному специалисту, можно получить всю необходимую информацию по существу проблемы.

Коммерческая тайна компаний

Следующей категорией конфиденциальной информации являются сведения об отдельных аспектах деятельности коммерческих организаций. Любые данные, свободное хождение которых нанесет вред интересам компании-владельца, могут признаваться коммерческой тайной. Как правило, к таким сведениям относят:

  • условия договорных отношений с контрагентами;
  • технические приемы и технологические разработки;
  • характеристики разрабатываемого продукта;
  • бизнес-планы и стратегии развития;
  • финансовое и налоговое планирование;
  • отдельные приемы ведения бизнеса.

Для того чтобы сохранить конфиденциальность коммерческой информации, необходимо предпринять ряд шагов.

Во-первых, точно определить перечень сведений, представляющих особый интерес для компании. Как правило, для этого создается внутренний документ, например, политика конфиденциальности или положение о коммерческой тайне.

Во-вторых, разработать меры по охране этой информации. Сюда можно отнести запрет на копирование данных, вынос документов за пределы территории компании, специальную мебель для хранения бумаг и электронных носителей и т. д.

В-третьих, с положением о коммерческой тайне и последствиями ее нарушения должны быть ознакомлены все сотрудники. Только после этой процедуры у нанимателя появляется право наказывать персонал за несанкционированное распространение инсайдерской информации. Сделать это можно путем подписания отдельных обязательств по сохранению секретов фирмы или внесения определенных пунктов в коллективные и трудовые договора.

Не всякая информация о компании может быть отнесена к коммерческой тайне (закон № 98-ФЗ).
Компания не может ограничивать доступ к сведениям:

  • регистрационного и разрешительного характера (регистры юр. лиц и предпринимателей, лицензии, специальные разрешения и патенты на ведение определенных видов коммерческой деятельности);
  • влияющим на безопасность жизнедеятельности населения (пожарная и санитарная безопасность, соответствие пищевых продуктов нормам, влияние деятельности субъекта хозяйствования на окружающую среду и т. д.);
  • об отдельных аспектах трудовых взаимоотношений (количество наемного персонала, оплата труда, задолженности по выплатам работникам и т. д.);
  • о нарушениях законодательства;
  • о лицах, которые могут представлять интересы компании без доверенности.

Ответственность за незаконное ущемление

Если незаконным образом ограничивается право гражданина на информацию, то это является уголовным преступлением.

Поэтому назначаются следующие меры:

  • Статья 140 УК. За отказ в предоставлении сведений человеку со стороны должностного лица с одновременным нарушением прав или свобод, назначается штраф до 200 тыс. руб. Такая фиксированная санкция может заменяться доходом преступника за 18 месяцев или лишением права занимать управляющие должности на срок от 2 до 5 лет.
  • Статья 237 УК. За сокрытие или искажение сведений о событиях, которые создают опасность для жизни и здоровья населения, назначается штраф до 300 тыс. руб. Судья может заменить эту санкцию доходом преступника за 2 года. Альтернативным наказанием выступает тюремный срок на 2 года с одновременным лишением права занимать управляющие должности или трудиться в определенной сфере деятельности в течение трех лет.
  • Если деяния по ст. 140 или 237 УК совершаются представителем государственных органов, то штраф составляет от 100 до 500 тыс. руб. Он иногда заменяется доходом за период от 1 до 3 лет или тюремным сроком на 5 лет.

Если нарушения не нанесли серьезного вреда, то назначается наказание по КоАП. По ст. 5.39 КоАП за отказ в предоставлении данных должностные лица уплачивают штраф от 1 до 3 тыс. руб. По ст. 13.27 КоАП при нарушении требований к предоставлению доступа к сведениям о работе госорганов или местной администрации уплачивается штраф от 3 до 5 тыс. руб.

За нарушение требований относительно раскрытия данных компаниями, которые управляют многоквартирными домами, по ст. 7.23.1 назначается штраф для должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб. Для юрлиц санкция увеличивается, поэтому составляет от 250 до 300 тыс. руб. Если выявляется повторное нарушение, то должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 до 3 лет.

Если искажается или скрывается экологическая информация, то по ст. 8.5 КоАП уплачивается штраф гражданами от 500 до 1000 руб., а для должностных лиц он составляет от 1 до 2 тыс. руб. Компании уплачивают санкцию в размере от 10 до 20 тыс. руб.

ТАЙНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

Тайна в широком смысле этого слова – конфиденциальная информация, распространение которой возможно лишь в определенных ситуациях.

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Иными словами, информация – это не только документы или файлы с какими-то данными. Информация – это все, что нас окружает: услышанное на переговорах и совещаниях, увиденное в документах на различных носителях – как материальных, так и электронных, написанное собственноручно или напечатанное с помощью технических средств, нарисованное или начерченное в любом виде и пр.

То есть то, что мы видим, слышим, созерцаем, и есть информация, представленная в самых разнообразных формах. Федеральный закон № 149-ФЗ также дает определение конфиденциальности информации, понимая под этим обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2).

В зависимости от того, к какой сфере относится информация, требующая соблюдения конфиденциальности, выделяют следующие виды тайн: государственную, коммерческую, налоговую, военную, личную, семейную, телефонных переговоров (почтовых, телеграфных и иных сообщений), служебную, банковскую, страхования, завещания, усыновления (удочерения), следствия, голосования, нотариальную, адвокатскую, врачебную и др.

Поскольку нас интересует соблюдение тайны работниками организации, перечислим виды тайн (с указанием НПА, их регулирующих), которые чаще всего встречаются в организациях:

• государственная тайна (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне);

• коммерческая тайна (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

• персональные данные (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»);

• банковская тайна (ст. 857 Ч. 2 Гражданского кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);

• врачебная тайна (ст. 13, 92 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 15 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 13 Федерального закона РФ от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», ст. 14 Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»);

• тайна страхования (ст. 946 Ч. 2 ГК РФ, ст. 47 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ст. 18.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);

• тайна связи (ст. 23 Конституции Российской Федерации, ст. 53, 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»);

• информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества (ст. 67.2 Ч. 1 ГК РФ);

• информация о новых решениях и технических знаниях, если она получена сторонами по договору подряда (ст. 727 Ч. 2 Гражданского кодекса РФ);

• сведения, касающиеся предмета договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, хода их исполнения и полученных результатов, если иное не предусмотрено договорами (ст. 771 Ч. 2 ГК РФ);

• секрет производства (ноу-хау) (ст. 1465 Ч. 4 ГК РФ).

В ред. от 01.07.2017.

В ред. от 07.02.2017.

В ред. от 25.11.2017 (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).

Если у отдельных сотрудников организации есть доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В ред. от 08.03.2015.

Утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203.

В ред. от 12.03.2014 (далее – Закон о коммерческой тайне).

В ред. от 29.07.2017 (далее – Закон о персональных данных).

Касается кредитных организаций.

В ред. от 26.07.2017.

В ред. от 18.07.2017.

Касается медицинских организаций.

В ред. от 29.07.2017.

В ред. от 14.11.2017.

В ред. от 03.07.2016.

В ред. от 23.05.2016, с изм. от 19.12.2016.

В ред. от 23.05.2016.

Касается страховых организаций.

В ред. от 28.12.2016.

В ред. от 29.07.2017.

В ред. от 07.06.2017.

В ред. от 06.07.2016.

Зачем ФСБ и МВД ключи к шифрованию месенджеров

Силовые структуры обладают ключами шифрования к мессенджерам, которые используются в России: Skype, WeChat, Viber, WhatsApp и так далее. Это значит, что они могут читать сообщения пользователей при необходимости. Но не стоит волноваться, это не нарушает закон о тайне переписки. Дело в том, что у сотрудников ФСБ стоит специализированное оборудование, которое следит за некоторыми словами, которые идут в тексте во время переписки.

Если одно и то же слово, которое находится в списке запрещенных, несколько раз применяется сторонами, то есть основание для проведения проверки. Тогда сотрудники спецслужб подключаются к логу и читают переписку. Если она представляет опасность для государства, личности и так далее, то проводятся соответствующие мероприятия для принятия превентивных мер.

Наиболее популярные в России мессенджеры

Таким образом, не стоит беспокоиться о том, что переписку могут читать. Если следить за каждым гражданином РФ, то аппарат ФСБ должен быть огромным. Но при нарушении положений действующих законов есть большая вероятность, что тайна переписки будет нарушена. Это происходит с санкции суда.

Права граждан по Конституции

Основные сведения, касающиеся информации содержатся в ст. 24 и ст. 29 Конституции РФ. Этими положениями гарантируется, что каждый гражданин может заниматься поиском и получением, а также передачей, созданием и распространением информации, если для этих целей применяются исключительно законные методы. Запрет накладывается исключительно на данные, которые относятся к государственной тайне.

Но статьи Конституции дополнительно содержат ограничения, связанные с использованием полученных данных. В ФЗ «О государственной тайне» и Указе Президента №1203 содержится список данных, которые относятся к государственной тайне, поэтому их распространение становится причиной нанесения существенного ущерба для безопасности государства. К ним относится информация, которая касается военной, экономической, разведывательной, оперативно-розыскной или внешнеполитической области.

Внимание! Все россияне обладают одинаковым правом на информацию, поэтому оно ограничивается исключительно необходимостью защиты страны, нравственности, прав или интересов других лиц.

Другим ограничением прав на доступ выступает возможность нарушения неприкосновенности частной жизни или тайны переписки. Снимается личностное ограничение только после принятия соответствующего судебного решения.

На международном уровне

В международном законодательстве право на информацию выступает основой права любого человека на самовыражение, а также оно позволяет бороться с коррупцией и реализовать собственные цели.

К основным нормативным международным актам, касающимся этого вопроса, относится:

  • 19 Всеобщая декларация прав человека.
  • Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. По ней государства должны распространять сведения, которые обладают общественным интересом. Доступ к этим данным должен быть эффективным и быстрым. Благодаря такому регулированию любой человек может эффективно реализовать свои права.
  • Замечание общего порядка, выпущенное Комитетом ООН и определяющее границы права на получение информации. Здесь указывается на необходимость утверждения странами специфических процедур и нормативных актов, на основании которых реализуется право на информацию. Если органы власти отказывают в предоставлении каких-либо сведений, то такой отказ должен быть обоснованным, а также должна иметься возможность для его обжалования.
  • Статья 13 Конвенции ООН против коррупции. Она требует, чтобы страны пользовались разными эффективными мерами, чтобы обеспечить жителям быстрый доступ к информации. Дополнительно гарантируется защита информаторов.

Справка! Право людей на информацию содержится и в других международных актах, договорах и соглашениях, которые касаются мигрантов, изменения климата или ограниченных возможностей.

В России

Первоначально в России право людей на информацию было зафиксировано в Декларации прав и свобод в 1991 году. Указывалось право россиян на охрану персональной информации, а также на получение общедоступных сведений.

Сейчас такие права закрепляются в действующей Конституции. По этому документу обеспечивается право на свободу мысли, слова и массовой информации, а также на творчество, преподавание и получение юридической помощи. При этом эти права ограничиваются неприкосновенностью частной жизни, переписки и телефонных разговоров, а также исключением выступает государственная тайна.

Другим важным нормативным актом выступает ФЗ №149, регулирующий использование информации и информационных технологий, а также устанавливающий меры защиты сведений.

Вам может быть интересно

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий