Федеральный закон «о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 13.07.2015 n 224-фз (ред. от 26.07.2019)

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Статья 17. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства, в сфере муниципально-частного партнерства

1. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства, в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, если публичным партнером является субъект Российской Федерации либо планируется проведение совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. В случае, если публичным партнером является субъект Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях осуществления следующих полномочий:

1) обеспечение межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации, либо соглашения о государственно-частном партнерстве, в отношении которого планируется проведение совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации);

2) оценка эффективности проекта государственно-частного партнерства, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации, и определение сравнительного преимущества этого проекта в соответствии с частями 2 — 5 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также оценка эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определение его сравнительного преимущества в соответствии с частями 2 — 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации;

4) осуществление мониторинга реализации соглашений;

5) содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о государственно-частном партнерстве;

6) ведение реестра заключенных соглашений;

7) обеспечение открытости и доступности информации о заключенных соглашениях о государственно-частном партнерстве, если публичным партнером в соглашении является субъект Российской Федерации;

8) представление в определенный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти результатов мониторинга реализации соглашения, публичным партнером в обязательствах по которому является субъект Российской Федерации, либо соглашения, заключенного на основании проведения совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации, либо соглашения о муниципально-частном партнерстве, планируемого, реализуемого или реализованного на территории муниципального образования, входящего в состав соответствующего субъекта Российской Федерации;

9) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направить проект государственно-частного партнерства на оценку его эффективности и определение сравнительного преимущества проекта государственно-частного партнерства в соответствии с частями 2 — 5 статьи 9 настоящего Федерального закона в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной политики в области инвестиционной деятельности.

Последние поправки, внесенные в закон о ГЧП в РФ

Законодательный акт, описывающий государственно частное партнерство, был отредактирован в июле 2016 года. Главной целью и необходимостью корректуры было дополнение текста закона новейшими положениями, а также уточнение некоторых существующих формулировок. Основным изменениям подверглась часть двенадцатая ст. 12. Уточнения появились во фразе, описывающей ряд оговоренных функций частного партнера, которые появляются на этапе начала использования объекта, упоминаемого в соглашении.

Другие важные моменты, затрагиваемые в ст. 12 ФЗ номер 224, перечислены ниже. 

Элементы соглашения:

  • Обязательства, которые берут на себя стороны;
  • Форма ГЧП;
  • Вид муниципально-частного партнерства;
  • Детерминирование параметров рентабельности проекта и его основных достоинств;
  • Меры ответственности участников по актуализации договора;
  • Данные о предмете соглашения, его технические и экономические характеристики;
  • Сроки, в течение которых действует соглашение;
  • Выделение участков земли, его порядок;
  • Вступление в силу права собственности на объект;
  • Исполнение положений соглашения по установленному графику;
  • Регламент и сроки компенсации по затратам сторон соглашения, включая вариант его довременного приостановления;
  • Финансовые гарантии, страхование;
  • Порядок действий при преждевременном прекращении соглашения;
  • Меры ответственности при игнорировании или некорректном исполнении положений соглашения;
  • Другие условия, допускаемые законом.

Обязательства, возникающие в случае, если в роли объекта соглашения выступает имущество, относящееся к охотничьей инфраструктуре (п. 17 ч. 1 ст. 7):

  • Данные о территориальных границах, масштабах, геолокационные данные касательно охотничьего угодья;
  • Информация о зоне, выделенной для проведения охоты и ее разрешенных способах, положенные минимальные и максимальные значения этих показателей;
  • Обязательства частного и публичного партнеров.

Виды выплат для представителей частного партнерства:

  • Реккурентные или разовые платежи, идущие в бюджет обозначенного уровня;
  • Часть доходов или продукции;
  • Выплата в форме имущества.

Прочие возможные условия, которые могут содержаться в тексте соглашения:

  • Нормы и величины выполненных работ или услуг, объемы произведенной продукции;
  • Возможные размеры доходов сторон соглашения;
  • Обязательства частного партнера по выделению льгот, осуществлению работ или услуг, соблюдение им установленных сроков;
  • Соглашение по равному распределению рисков;
  • Задокументированное согласие частного партнера по взятию на себя страхования рисков насчет имущества публичного партнера;
  • Спецификации по внедрению поправок в соглашение;
  • Другие условия, не идущие вразрез с правовой системой РФ.

Плюсы и минусы

Реализованные проекты

Впервые схема ГЧП в современной России была реализована при строительстве современной станции аэрации в московском Южном Бутове. Она была построена в 1998 г. немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Компания в течение 12,5 лет была собственницей станции и получала средства за ее эксплуатацию, а затем передала ее городу.

Среди наиболее известных проектов, реализованных или строящихся по схеме концессии или ГЧП в России: платные автомагистрали Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, трасса Москва — Санкт-Петербург, а также системы взимания платы с грузовых автомобилей «Платон».

Статья 32. Порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве

1. Публичный партнер в течение пяти дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект соглашения, включающий в себя условия соглашения, определенные решением о реализации проекта, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, но не ранее десяти дней с момента размещения итогового протокола о результатах проведения конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в случае проведения открытого конкурса.

2. В случае, если до установленного конкурсной документацией дня подписания соглашения победитель конкурса не представил публичному партнеру документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) проектом соглашения, публичный партнер вправе принять решение об отказе в заключении соглашения с указанным лицом.

3. После дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса публичный партнер на основании решения о реализации проекта проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обсуждения условий соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены существенные условия соглашения, а также те условия, которые являлись критериями конкурса и (или) содержание которых определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении соглашения подлежит размещению на официальном сайте публичного партнера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования в решении о реализации проекта.

4. Результаты переговоров, проведенных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых направляется победителю конкурса. По результатам данных переговоров публичный партнер направляет соглашение и прилагаемый протокол переговоров на согласование в уполномоченный орган на предмет соответствия соглашения конкурсной документации, в том числе в части учета результатов оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества. В случае согласования уполномоченным органом соглашения и прилагаемого протокола переговоров уполномоченный орган в течение пяти дней направляет подписанное соглашение публичному партнеру.

5. Соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или иным лицом, указанным в пунктах 1 — 4 части 2 и части 24 статьи 19 настоящего Федерального закона, при условии представления ими документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по соглашению в случае, если такое обеспечение исполнения обязательств предусмотрено конкурсной документацией.

6. Соглашение вступает в силу с момента его подписания, если иное не предусмотрено соглашением.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Общие положения 224

Федеральный закон о ГЧП члены Государственной Думы России утвердили в 2015 году (1.07). Его юридическая актуализация состоялась 1.01.2016. Изменения в документе появились через полгода, 3.07.2016.

По устройству закон номер 224 можно разделить на следующие положения:

  1. Общие аспекты права, затрагиваемые в тексте документа;
  2. Создание оферт по претворению в жизнь проектов о партнерстве;
  3. Принятие соглашения;
  4. Компетенции властей касательно предмета закона;
  5. Регламент выборов частного партнера для приведения в исполнение обозначенных целей;
  6. Выделение запрашиваемой территории для актуализации проектов;
  7. Итоги акта.

Универсальные принципы ФЗ о ГЧП определяют ареал действия настоящего документа и его соотношение с другими законодательными нормами. Упоминаются главные термины, применяемые в тексте, и первостепенные задачи функционирования государственно-частного товарищества. Очерчивается перечень условий, согласно которым происходит заключение соглашения (стороны участия, детали, объекты, составляющие и пр.).

Базовые принципы ГЧП

  • Гласность, принцип доступности большей части данных, если те не являются частью информации, не подлежащей разглашению и охраняемой законом;
  • Обеспечение условий для равных возможностей конкурентов, недопустимость появления дискриминационных проявлений;
  • Паритет участников соглашения по отношению друг к другу и перед лицом закона;
  • Корректность и тщательность на этапах исполнения установленных обязательств;
  • Объективность в сегрегации рисков и ответственности между сторонами соглашения.

Проект разрабатывается в соответствии с такими этапами, как:

  • Оформление инициального запроса;
  • Анализ заявки соответствующими инстанциями;
  • Вердикт о ратификации разработки;
  • Публикация информации.

Глава под номером три описываемого закона обозначает перечень вопросов, возникающих при составлении соглашения

Принимается во внимание разработка условий, регламент подписания, внесения поправок или приостановки его действия. В индивидуальном порядке анализируется спектр общественных прав и факторы, при которых соблюдается их выполнение

Порядок, в ходе которого определяется частный партнер, состоит из нижеприведенных этапов:

  1. Устроение тендера на заключение соглашения;
  2. Формирование особой комиссии, официально задокументированный учет по проведению тендера;
  3. Представление оферт на тендер, процедура вскрытия конвертов;
  4. Подготовительная фаза отбора, анализ тендерных заявок;
  5. Рассмотрение представленных предложений, расценивание опций по исполнению проекта;
  6. Этап по выбору победителя, оглашение результатов;
  7. Фиксация результатов в протоколе о тендере, публикация данных;
  8. Финальный этап, на котором реализуется заключение соглашения о ГЧП.

В главе седьмой ФЗ № 224, включающей ст. с 34-1 по 48, дано описание внесенных в другие законы поправок.

Плата концедента

Согласно российскому закону «О концессионных соглашениях», концедент (в данном случае — государство-заказчик) может выплачивать определенную сумму партнеру-участнику концессионного соглашения. Этот механизм требуется для реализации проектов с низкой инвестиционной привлекательностью, например, социальных объектов, на которых концессионер не сможет зарабатывать после их сдачи в эксплуатацию.

Согласно вступившим в силу с 1 июля 2015 г. поправкам в закон о концессиях, было разрешено заключать соглашения, в которых концессионер одновременно получает плату концедента и взимает сбор за пользование готовым объектом. Ранее это было запрещено. Закон не оговаривает пороговые значения для размеров платы концедента. Однако в ФАС считают, что контракты, по которым все расходы на строительство и эксплуатацию системы будет возмещать государство, являются нарушением закона о госзакупках.

Критика ГЧП

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий