Высшее образование в россии: система, история, развитие

ПОЧЕМУ СТОИТ ПОЛУЧАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Результаты впечатляют: 37% считают, что без высшего образования не устроиться на нормальную работу; 24% – думают, что во время учебы в ВУЗе можно «откосить» от армии; 22% – хотят стать квалифицированными специалистами; 17% – называют другие причины. Выходит, что у современной молодежи довольно абстрактное понимание о том, что такое высшее образование. Так давайте же разберемся. Мнение о том, что после окончания университета получается готовый специалист не совсем верно. Дело в том, что практически в любом высшем учебном заведении учат …получать знания. А за этим стоит очень и очень многое: умение правильно ставить вопрос, быстро находить источник знаний, оптимально организовывать свое время, систематизировать, фильтровать ненужное и, вообще, как говориться «зрить в корень». Никто не спорит, главная задача ВУЗа – обучение будущего специалиста. И основы профессии, несомненно, будут заложены. Но до высококлассного профессионала в своей области вчерашнему студенту еще далеко. Вот тут-то и пригодится то самое умение учиться, но уже в боевых условиях – на работе. Немаловажным является и то, что нигде так, как в ВУЗе не формируется способность к самоконтролю и ответственности. А ведь как раз эти качества так нужны руководящим работникам и просто необходимы в бизнесе. Университет – это не школа и не техникум, где практически каждый день педагоги устраивают опрос знаний. Посещение лекций в институте практически не контролируется. Иными словами – когда учиться, а когда гулять студент решает сам. Прогулял больше, чем следовало, не смог разобраться в материале – не сдал зачет. Не сдал зачет – не допустят до сессии. Не правда ли полезный жизненный опыт для того, кто плохо знаком с пословицей «делу время – потехе час»? Как из песни слов не выкинешь, так и учеба невозможна без общественной жизни. Участие в различных общественных движениях, волонтерство, знакомство с интересными и успешными людьми, потребность в умении общаться с различным контингентом – и все это тоже часть получения высшего образования. Трудно переоценить и значение совместной работы студентов над различными проектами, будь то лабораторная или курсовая работа. Умение работать в команде – навык, приобретаемый многими лишь после нескольких лет работы. Специалист с высшим образованием уже имеет его, едва переступив порог ВУЗа. Высшее образование – это не только получение знаний, необходимых в профессии, но и незаменимый опыт в жизни, первый шаг в карьере, толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию ВЫСОКОКЛАССНОГО СПЕЦИАЛИСТА.

Современное полное высшее образование – это бакалавр и магистр?

Высшее дистанционное обучение — современный способ получения высшего образования.

Высшее дистанционное обучение — это, бесспорно удобно по многим факторам: не требуется отрываться от семьи и менять привычный образ жизни;  легче устроиться на работу, т.к. никаких выездов на сессии не предусматривается, а работодатель не любит отпускать сотрудников на учебу; учись тогда, когда у тебя есть желание и столько, на сколько хватает сил — индивидуальный график обучения предоставляет полную свободу; выгоднее по деньгам — не требуются дополнительные затраты на учебники и поездки: ведь при дистанционном обучении все учебные материалы студенту предоставляются либо в электронном виде, либо на бумажных носителях.

Если Вы хотите получить высшее или второе высшее образование , чтобы получить более высокое назначение по службе,  освоить новую специальность (если Вы хотите сменить работу) — лучше всего выбрать вуз, применяющий дистанционные технологии. Затем необходимо выбрать направление подготовки и только потом — вуз, в который Вы будете подавать документы.

Многие российские вузы, и государственные,  и частные, предлагают получить высшее образование дистанционно. У каждой из этих систем есть свои плюсы и свои минусы. У государства более широкая сеть институтов, университетов и прочего.

Здесь практически полная гарантия того, что Вы получите свой диплом и Вас не обведут вокруг пальца. Кстати говоря, сейчас оно платное во многих вузах, и тем более платное, если ВЫ решили получить второе высшее образование. В лучшем случае, Вам будет предложен теоретический урс, на деле довольно сильно отличающийся от практики. Мода на блестящие дипломы с витееватыми званиями и множеством печатей уже отходит, что говорит о переходе количества в качество. Поэтому более рекомендовано частное образование. Негосударственные вузы, для того чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, постоянно совершенствуют образовательный процесс, разрабатывают учебно-методические комплексы практической направленности. Но и частное образование бывает разным: есть курсы-однодневки, главная цель которых собрать как можно больше денег и благополучно распрощаться с Вами, не наделив при этом багажом знаний и навыков. Существуют так же семинары, естественно, платные, на которых Вы получите знания, но они мало чем будут отличаться от тех, которые можно получить, изучив любую специальную литературу в интернете. Но беда в том, что при этом Вы получите образец западного пошива, практически непригодный  в нашей российской действительности. У нас в России другие законы, обычаи и правила. Поэтому в гораздо более выгодном свете выглядят высшие школы, созданные российскими практиками-бизнесменами. На сегодняшний день такие школы существуют. И удобны они тем, что большиство из них предлагают получить образование дистанционно.При этом  посещать вуз во время обучения не требуется : возможно ( но не все институты это требуют) Вам предложат приехать, чтобы сдать документы в приемную комиссию,  выехать на сессии и на итоговую аттестацию.

Российские университеты времен Петра I

Период правления Петра I можно охарактеризовать, как эпоху Просвещения. Образование в те времена активно развивалось. Было открыто большое количество технических специальных учебных заведений. Одним из таких заведений была Навигацкая школа в Москве. Она занималась профессиональной подготовкой инженеров, мореходов, топографов, бомбардиров.

В 1707 году в Москве было открыто медицинское училище, а в 1712 году –Инженерная школа.

Учащиеся Морской Академии в 1715 году были переведены в новое учебное заведение – Морскую академию. В ней происходило обучение представителей дворянства. В академии происходило обучение навигации, артиллерии, мушкетному делу, кораблестроению. Для преподавания в академии приглашались педагоги из Европы.

Самым значимым достижением в развитии высшего образования России времен Петра Великого стало открытие Академии наук в 1724 году. Она представляла собой не только научно-исследовательское сообщество, но была и гимназией, и университетом одновременно.

Обучение в Академии наук проводилось на трех отделениях:

  1. Математическое.
  2. Гуманитарное.
  3. Физическое.

Для обучения детей дворян в Академию были приглашены лучшие профессора-педагоги России и стран Европы. В Академии существовала библиотека и музей – современная Кунсткамера.

Однако, деятельность Академии наук не дала никаких положительных результатов. Подготовка профессиональных специалистов была некачественной. Поэтому, было принято решение о разработке нового проекта университета, которым занялся М.В. Ломоносов. В 1755 году был открыт Московский университет. Обучение в нем велось по новой методике преподавания, которая была, впоследствии, изложена в методическом пособии «Способ учения».

Опыт преподавания педагогов Московского университета использовался в организации учебного процесса большинства российских вузов на протяжении следующего столетия.

Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

Образование
подразделяется на общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование и
профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование). (профессиональное
обучение)

Уровни
общего образования:

1)
дошкольное образование;

2)
начальное общее образование;

3)
основное общее образование;

4)
среднее общее образование.

Уровни
профессионального образования:

1)
среднее профессиональное образование;

2)
высшее образование — бакалавриат;

3)
высшее образование — специалитет,
магистратура;

4)
высшее образование — подготовка кадров
высшей квалификации.

Дополнительное
образование:

1)
как дополнительное образование детей
и взрослых

2)
дополнительное профессиональное
образование.

Формы
обучения

В
России существует три основные формы
получения образования: очная (дневная);
очно-заочная
(вечерняя);заочная.

Ограничения
на получение образования по той или
иной форме обучения может устанавливаться
законодательством об образовании и
(или) образовательным стандартом.

Также
возможно получение образования в
форме экстерната (самообразования)
и семейного
образования

с правом прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации
в образовательных организациях.


сетевое
обучение
.
Сетевая форма реализации образовательных
программ — реализация образовательной
программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том
числе иностранных, а также при необходимости
с использованием ресурсов иных
организаций;


электронноеидистанционное
обучение
.

Статья
17. Формы получения образования и формы
обучения

1.
В Российской Федерации образование
может быть получено:

1)
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;

2)
вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).

2.
Обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, с учетом
потребностей, возможностей личности и
в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися осуществляется в очной,
очно-заочной или заочной форме.

3.
Обучение в форме семейного образования
и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в
соответствии с частью
3 статьи 34настоящего Федерального
закона промежуточной и государственной
итоговой аттестации в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность.

4.
Допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.

5.
Формы получения образования и формы
обучения по основной образовательной
программе по каждому уровню образования,
профессии, специальности и направлению
подготовки определяются соответствующими
федеральными государственными
образовательными стандартами,
образовательными стандартами, если
иное не установлено настоящим Федеральным
законом. Формы обучения по дополнительным
образовательным программам и основным
программам профессионального обучения
определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.

Как действовать, чтобы поступить?

Если нет диплома колледжа или профессионально-технического училища, как у выпускников  9 класса, которые успели поучиться еще где-то, то стоит выбрать следующий алгоритм действий, если все же созрело желание получить высшее образование:

  1. Потратить год, чтобы качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
  2. Подать заявку и сдать те предметы, которые являются профильными при поступлении на выбранную специальность.
  3. Если не получилось сдать, попробовать поступить в техникум или колледж. Сейчас некоторые из них предлагают дистанционное образование. После учебы с дипломом техникума можно поступать в вуз без ЕГЭ.
  4. Если тратить время на колледж нет желания, можно поступать в зарубежные вузы на платные программы. Здесь решающим фактором будет наличие денег.

Дипломы зарубежных университетов котируются в России, поэтому высшее образование будет считаться полноценным. Возможно, что учиться по тем программам будет интереснее.

Важно, чтобы профильные предметы изучались серьезно, так как от этого будет зависеть, какой вы профессионал

Сколько уровней высшего образования в России

В России всего 4 уровня высшего образования. С 2007 года Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, поэтому было решено разделить специалитет на 2 ровня – бакалавриат и магистратуру.

Неизменными остались только аспирантура и докторантура. Говорить о том, что человек получил полное высшее образование можно только тогда, когда он защитил докторскую диссертацию.

Однако в общественном мнении людей все равно существует убеждение, что полная вышка – это только бакалавриат и магистратура. Видимо, это приравнивается к специалитету, который был в Советское время.

Давайте перечислим все уровни образования в России

  • Бакалавриат — на очном отделении 4 года, на заочке – 4,5
  • Или Специалитет – 5 лет обучения на очной форме обучения
  • Магистратура – 2 года на очной форме обучения и 3 года на заочке
  • Аспирантура – 3 года учебы и защита кандидатской диссертации
  • Докторантура – 3 года и защита докторской диссертации

В лучшем случае нужно потратить 11 лет, чтобы стать доктором наук, а в будущем получить научные звания доцент или профессор.

Специальная подготовка для кадров высшей квалификации некоторых специалистов отличается от общей таблицы. В этот список входят врачи и будущие правохранители.

Для врачей также имеются несколько ступеней высшего образования:

Медицинский университет   (Специалитет) – 5-6 лет 

Аккредитация

        — Тестирование по специальной программе.

        — Экзамен.

        — Собеседование.

  • Ординатура – 2 года
  • Ассистентура-стажировка – 2 года
  • Или аспирантура – 3 года

Для студентов, учащихся в учебных заведениях МВД РФ и МО РФ

Академия или институт МВД

         — бакалавриат и магистратура – 6 лет

         — или специалитет – 5 лет

  • Адъюнктура – 3 года
  • Докторантура – 3 года

Нужно заметить, что для работы штатным сотрудником достаточно получить первую ступень. Аспирантура (адъюнктура) являются подготовкой преподавателей и научных работников.

Если вы не хотите связывать свою жизнь с преподавательской деятельностью, то достаточно получить бакалавра. Если в будущем вы планируете стать руководителем, то поступайте в дальнейшем на магистратуру. Высшее образование – это пропуск во взрослую жизнь.

График учебного года

Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом). Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии — экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, – как правило, восемь недель. Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана. А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.

Точка зрения № 1. Образование никому не интересно

В качестве первого железобетонного доказательства хочется представить короткий список людей, которым для осуществления мечты и достижения успеха в жизни — диплом не потребовался.

  • Майкл Делл. С 2013 года входит в список 100 богатейших людей планеты (49 место). В настоящий момент сумма его капитала превышает 16 миллиардов.
  • Билл Гейтс. С 13-ти лет начал активно двигаться к цели. Освоил программирование, основал Microsoft. С завидной периодичностью возглавляет рейтинг мировых богачей.
  • Коко Шанель. Трудно встретить человека, который настолько сильно смог повлиять на модные тенденции прошлого столетия. Несмотря на то, что в 1971 году Коко не стало, ее творение (дом Chanel) продолжает покорять планету и сегодня.
  • Джон Рокфеллер. Первый долларовый миллиардер в истории человечества. Добился успеха из нищеты, без посторонней помощи и советов. Невозможно представить, насколько сильным оказалось воздействие этого человека на промышленный сектор США.
  • Уолт Дисней. Не знаю, стоит ли напротив этой фамилии вообще что-либо комментировать. Потрясающий человек, шедевры которого будут жить в наших сердцах вечно.

Как уже отмечалось, это довольно ограниченный список людей, на которых нужно равняться.

А теперь рассмотрим еще несколько причин в пользу того, что в традиционном образовании нет необходимости:

  • Односторонняя и чрезмерно широкая подача материала.
  • Низкое качество преподавания, основанное на изложении бесполезных и невостребованных теорий.
  • Завышенная стоимость обучения, без какой-либо гарантии на последующее трудоустройство.
  • Огромное количество учебных вузов нарушает баланс на рынке труда. В результате предложение явно доминирует над спросом, и многие специалисты вынуждены искать альтернативный источник заработка (часто, крайне неприятный).

Сегодня, если человек действительно нуждается в знаниях, существует множество платных/бесплатный курсов и тренингов, позволяющих быстро прогрессировать в выбранном направлении. Это гораздо быстрее и дешевле, чем в институте.

При такой подготовке акцент смешен на полезные знания, а не на прохождение раздутой 5-ти летней абстрактной программы, не имеющей никакого практического фундамента.

Не верите? По статистике, около 80% новых сотрудников в свои первые рабочие дни слышат фразу «забудь все, чему тебя учили в твоем институте». Согласитесь, есть что обдумать.

А вот к примеру еще список курсов и тренингов в интернете которые имеют хорошие отзывы и вызывают у меня доверия:

  1. Если вы хотите стать успешным блогером и неплохо зарабатывать на своем блоге тогда можно пройти обучение в Школе Блогеров Александра Борисова. Здесь.
  2. Запуск товарного бизнеса в интернете. Научитесь зарабатывать на продаже товаров через интернет. Здесь.
  3. Получить более востребованную и высокооплачиваемую профессию в интернете можно. Здесь.
  4. Школа Успешного Трейдинга. Здесь.
  5. Центр финансовой Культуры. Рекомендую. Здесь.

Основные направления развития современной образовательной системы

Основными тенденциями развития современной образовательной системы являются:

  1. Гуманизация образования – личность учащегося признается высшей ценностью общества. Образование должно быть направлено в первую очередь на формирование и развитие полноценной, развитой личности, обладающей высокоморальными, интеллектуальными и физическими качествами.
  2. Индивидуализация образования – направлено на организацию педагогического процесса, с учетом возрастных, психологических и физических особенностей ребенка. Организованный образовательный процесс должен отвечать индивидуальным возможностям и потребностям учащихся, удовлетворять их потребности в получении знаний и умений. Данная тенденция является усилением одного из основных традиционных принципов обучения и реализуется через личностно-ориентированный подход обучения, основанный на ЗУН учащегося.
  3. Демократизация образования – направлена на организацию педагогического процесса, в котором все его участники имеют равные права и принимают равное активное участие в учебном процессе. Общение и взаимодействие между педагогом и учащимися основано на взаимном уважении. При демократизации образования, такие стили взаимодействия как авторитарный (присущий советской школе) и либеральный просто не допустимы. Демократичное общение в процессе обучения способствует формированию свободной личности, умеющей отстаивать свою точку зрения и обладающей чувством собственного достоинства.
  4. Диверсификация и вариативность образования – предусматривает разностороннее разнообразное развитие учащихся, посредством организации различных образовательных учреждений, имеющих разные виды и типы направленности обучения. В настоящее время открывается все больше колледжей, лицеев, гимназий и т.д., каждый из которых имеет определенную направленность в обучении и углубленное изучение отдельных учебных дисциплин.
  5. Интегративность образования – направлено на осуществление преемственности между всеми ступенями образования, начиная с детского сада. Все чаще возникают такие комплексные образовательные учреждения как «детский сад – школа» или «школа – институт». Данные учреждения сотрудничают между собой, путем реализация преемственности, усиления межпредмтеных связей, создания разнообразных интегративных курсов и т.д.
  6. Психологизация образования – процесс обучения направлен не только на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и на развитие мышления. Современное общество требует от подрастающего поколения умения мыслить в различных ситуациях, принимать решения быстро, решать проблемные ситуации качественно и не стандартно. Все это достигается путем развития у детей различных видов мышления, при проведении в рамках образовательного процесса психологических исследований и интеграции практической психологии и педагогики в образовательный процесс.
  7. Переход от информативных методов обучения к активным – включение в процесс обучения элементов проблемности, научного поиска, исследовательской и проектной деятельности. Все это способствует тому, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем поиска новой информации и ее последующего усвоения. Такого рода обучение способствует не только более качественному усвоению учебных знаний, но и стимулирует развитие творческой и креативной личности.

Бакалавр — высшее или неполное высшее образование

Бакалавры получают полноценное высшее образование

С внедрением в систему высшего образования степеней «бакалавра» и «магистра» в головах появилась некоторая путаница.

В ряде источников можно прочитать, что бакалавриат – это неполное высшее образование, которое необходимо продолжать в магистратуре. Однако это утверждение не является правдой.

Закон прямо называет среди уровней профессионального обучения высшее образование – бакалавриат (также к высшему образованию относятся специалитет и магистратура).

То есть степень бакалавра является законченным высшим образованием и квалифицируется при приеме на работу соответствующим образом.

Специалитет на сегодня остался лишь в специализированных ВУЗах – медицинских и некоторых технических учебных заведениях. Большинство же университетов РФ перешло на так называемую Болонскую систему образования, имеющую две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Для получения степени бакалавра необходимо отучиться 4 года и пройти итоговую аттестацию. Бакалавры получают все основные знания и навыки по своей специальности.

На степень магистра надо дополнительно учиться 2 года, в течение которых студенты углубляют свои научные и теоретические знания в данной области. В конце обучения магистр защищает диссертационную работу.

Подводя итоги сказанному, выделим основные моменты:

  1. Неполное высшее образование существовало до 2007 года, сейчас существует лишь незаконченное образование, факт которого можно подтвердить справкой из ВУЗа.
  2. Незаконченное высшее образование не имеет никакого отношения к среднему профессиональному образованию.
  3. Степень бакалавра квалифицируется как высшее законченное образование, которое по желанию можно углубить в магистратуре.
  4. Незаконченное высшее образование не является подтверждением квалификации.

В этом видео вы узнаете, зачем нужно высшее образование:

https://youtube.com/watch?v=cRCov8vFv5s

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Докторантура

Раньше докторантура
вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального
образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура
сохранила свой прежний статус.

В Законе об образовании докторантура
не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно
сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.

Согласно

Постановлению
Правительства РФ от 24.09.2013 №842

«О порядке присуждения ученых
степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру
поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного
совета.

Что предшествует

: Докторантом может стать только кандидат наук

При этом неважно,
заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом
наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.

Сколько учиться

: На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для
подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3
года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с
принимающей организацией.

Куда поступать

: Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для
реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе,
обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по
аналогичным направлениям подготовки.

Куда дальше

: Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного
образовательного процесса.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий