Порядок и особенности работы конкурсного управляющего в деле о банкротстве, согласно статье 127 фз-127

Содержание

Структура и содержание ст. 45 127-ФЗ

Статья 45 127-ФЗ состоит из 11 пунктов и посвящена вопросам назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Это весьма важный этап, так как управляющий наделен широким спектром важных контролирующих, руководящих функций и обязанностей в процедуре признания юридического лица финансово несостоятельным. Специалист должен быть назначен после принятия судом заявления о банкротстве определенного юрлица и признания такого заявления обоснованным (при наличии признаков несостоятельности).

Статья 45 учитывает следующие вопросы назначения арбитражного управляющего:

  1. Действия СРО после получения определения суда или протокола собрания кредиторов о назначении управляющего.
  2. Предоставление информации о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений.
  3. Утверждение арбитражного управляющего судом.
  4. Основания для отказа в утверждении управляющего судом.
  5. Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей.

С полным текстом указанной статьи можно ознакомиться здесь.

Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника. Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом. Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования. В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов. К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Расходы финансового управляющего

Направление суду, заявителю и должнику сведений о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям

По п. 3 ст. 45 заявленная СРО управляющих должна обеспечить свободный доступ для заинтересованных лиц к процедуре выбора управляющего. Решение о выборе управляющего принимается СРО коллегиально.

В течение 9 дней после получения определения о признании должника банкротом СРО направляет всем участникам дела о банкротстве (суду, собранию кредиторов или его представителю, должнику) сведения о соответствии кандидатуры управляющего требованиям по ст. 20, 20.2 127-ФЗ.

Данная СРО несет прямую ответственность за предоставление участникам дела о банкротстве недостоверных данных.

Заявитель вправе заявить о замене кандидатуры управляющего или СРО, которых он указал в заявлении о признании банкротом, но до того момента, пока не было направлено определение суда в СРО для предоставления управляющего. После передачи такого документа он утрачивает право на замену.

Залоговый заимодавец в процедуре несостоятельности

Закон дает залоговым кредиторам преимущественные права по сравнению с другими кредитующими лицами. Речь идет о лицах, имеющих право на удовлетворение материальных требований из стоимости имущества, заложенного должником. В ходе производства залогодержатель приобретает особые, исключительные права при распределении имущества.

Законом установлено четкое распределение средств, полученных после реализации заложенного имущества:

  1. 70% стоимости залогового имущества идет на погашение иска залогового кредитора ( в рамках залоговых обязательств) .
  2. 20% от стоимости продажи залогового имущества идет на удовлетворение требований остальных субъектов процесса.
  3. Из остальной суммы выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему и погашаются судебные издержки.

Арбитражный управляющий в делах о банкротстве гражданина

Особый статус арбитражный управляющий приобретает в том случае, если на него возлагается обязанность по сопровождению дела о банкротстве физического лица — в этом случае в соответствии с положениями ст. 2 закона 127-ФЗ он именуется финансовым управляющим. Права финансового управляющего определены положениями п. 7 ст. 213.9 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми он может:

  • подавать от имени гражданина исковые заявления о признании сделок, совершенных с нарушением законодательства, недействительными;
  • возражать против требований, заявленных кредиторами гражданина;
  • участвовать в процедуре реструктуризации долгов гражданина и защищать при этом его интересы;
  • получать доступ ко всем сведениям о банковских счетах и депозитах гражданина, выполненных им денежных переводах и о прочих движениях денежных средств;
  • требовать от гражданина предоставления полной отчетности о мероприятиях, совершенных им во исполнение плана реструктуризации задолженности, утвержденного арбитражным судом;
  • созывать собрания кредиторов гражданина.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 213.9 закона 127-ФЗ на финансового управляющего возлагаются следующие обязанности:

  • обеспечение сохранности имущества гражданина, в отношении которого ведется процедура банкротства;
  • выполнение анализа платежеспособности и финансового положения должника;
  • проведение анализа на предмет наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • ведение реестра кредиторов должника и пр.

Итак, в зависимости от стадии, на которой находится арбитражное производство по делу о банкротстве, арбитражный управляющий может иметь разный статус и, как следствие, обладать разным кругом прав и обязанностей. В том случае, если банкротом признается гражданин, а не предприятие, статус арбитражного управляющего в деле о банкротстве не изменяется на всем его протяжении — от начала и до конца он выполняет свои обязанности в статусе финансового управляющего.

Прочие обязательства

Если обнаружены сделки, которые нарушают требования Закона РФ №127, наблюдатель передает арбитражу требование, чтобы они были признаны незаконными и отменены. Для проведения ряда сделок руководители обанкротившейся организации должны предоставить уполномоченному информацию о намерении их совершения. Только он может разрешить или запретить заключение сделок по следующим позициям:

  1. Передаче и покупке займов.

  2. Распоряжению недвижимым имуществом банкрота.

  3. Передаче объектов имущества в управление на доверительной основе.

  4. Передаче права требования.

  5. Пользованию имущественной базой, цена которой больше 10% общих активов.

  6. Поручениям и гарантийным обязательствам.

Временный управляющий при банкротстве должен проводить контроль за работой руководителя и не давать заключать сделки, заведомо несущие убытки.

При особого рода условиях специалист может подавать прошение в арбитраж об освобождении определенных лиц от руководящей должности в организации.

Основания для смены арбитражного или конкурсного управляющего

Основная задача управляющего состоит в соблюдении баланса интересов между кредиторами и должником. При смещении баланса в пользу одной из сторон эффективность работы существенно снижается.

Бездействие управляющего или неэффективная работа могут привести к чрезмерному затягиванию процедуры банкротства и снижению показателей погашения кредиторских требований. В результате процесс может длиться бесконечно.

Именно поэтому вокруг процедуры назначения конкурсного управляющего нередко ведутся конфликты и возникают ситуации, когда перед участниками процесса остро стоит необходимость смены управляющего.

Если одной из сторон конфликта был проигран процесс по назначению управляющего, либо она слишком поздно узнала о возбуждении дела о банкротстве в отношении должника, то перед ней может стоять задача о замене управляющего на более лояльного.

Считается, что самый простой способ добиться замены конкурсного управляющего – получить большинство голосов на собрании кредиторов. Но даже наличие такого большинства голосов еще не приводит к автоматическому смещению управляющего.

Конкурсный управляющий хоть и выступает формально руководителем должника на этапе конкурсного производства, но назначить и сместить его не так просто как единоличный исполнительный орган на основании ФЗ «Об акционерных обществах» или ФЗ «Об ООО». Положения данных законов в рассматриваемом случае не действуют. Отстранение конкурсного управляющего происходит на основании норм 127-ФЗ.

Причин, по которым отстранить конкурсного управляющего от процесса весьма непросто, несколько:

  1. Все вопросы, которые связаны с назначением, освобождением или отстранением управляющего, находятся в ведении арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
  2. В компетенцию собрания кредиторов не входит отстранение управляющего от работы. Они вправе только принять решение о том, чтобы выступить с ходатайством перед арбитражным судом об отстранении управляющего. При этом финальное решение будет за судом.
  3. Для отстранения конкурсного управляющего требуется наличие веских оснований, мотивов и их доказательства. Одного ходатайства будет недостаточно.

Среди оснований для снятия с должности арбитражного или конкурсного управляющего можно выделить:

  1. Собственное желание управляющего или его самоотвод.
  2. Исключение арбитражного управляющего из СРО или выход из ее состава (некоторые кредиторы пытаются добиться принудительного исключения управляющего, чтобы обзавестись веским основанием для его отстранения от должности, но сделать это опять же не так просто).
  3. Отстранение управляющего на основании судебного решения, которое вынесено по результатам рассмотрения жалобы кредитора на действия или бездействие управляющего.
  4. Отстранение управляющего на основании ходатайства собрания конкурсных кредиторов о нарушении их прав и законных интересов из-за злоупотребления управляющим своим положением, его бездействия и пр.
  5. Смена процедуры банкротства. Например, допускается использовать предусмотренный в ст. 146 127-ФЗ переход от конкурсного производства к внешнему управлению. Тогда управляющий должен быть смещен, и должна быть назначена другая фигура – внешний управляющий.
  6. Обнаружение обстоятельств, которые препятствуют назначению управляющего арбитражным судом, при вынесении соответствующего постановления (например, у управляющего отсутствовал допуск к гостайне, хотя он был ему необходим; предприятие относится к категории стратегически важных, или управляющий выступает заинтересованным лицом в деле о банкротстве по отношению к должнику или кредиторам).
  7. Дисквалификация управляющего в качестве должностного лица в деле о банкротстве (она допускается на основании различных норм КоАП и применяется на период от 6 месяцев до 3 лет).
  8. Получение управляющим судимости за совершение преступления, назначение наказания в виде лишения права занятия определенных должностей либо лишение права заниматься определенной деятельностью.
  9. Отмена судебного акта о назначении управляющего. Для назначения нового управляющего должно быть получено соответствующее решение собрания кредиторов.

Основания для отстранения управляющего приведены в ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве 127-ФЗ. Возможности подачи жалобы на действия управляющего комитетом кредиторов или должником содержатся в п. 3 ст. 17 127-ФЗ, п. 3 ст. 60. Пункт 1 ст. 22 127-ФЗ позволяет СРО обращаться в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.

Особенности видов банкротства

Существуют разновидности неплатежеспособности юридических лиц:

  • реальное (компания не может обеспечивать деятельность из-за больших финансовых потерь и долгов);
  • упадок хозяйственной деятельности (дело, которое приносит минусы и не может более проводить хозяйственные операции);
  • временное условное банкротство. Такое состояние компании не приводит к полному закрытию, а ведутся поиски способов восстановления платежеспособности и выхода на новый уровень производства;
  • преднамеренное (умышленные действия, которые ведут к нанесению экономического ущерба);
  • фиктивное (мошеннический способ обманом списать часть долгов).

Формальные и неформальные признаки неплатежеспособности

Основным формальным признаком банкротства является неплатежеспособность. Также необходимо учитывать и неформальные признаки. Они делятся, в свою очередь, на документарные и косвенные. К документарным относятся:

  • неграмотная финансовая документация;
  • увеличение дебиторской задолженности;
  • большая задолженность перед работниками;
  • резкое снижение или увеличение материальных запасов.

Косвенными признаками принято считать такие обстоятельства:

  • медленное реагирование на изменение рынка;
  • завышенные цены на свою продукцию;
  • неоправданные риски использования новых технологий;
  • изменение в закупке сырья;
  • слияние с новыми организациями.

Стоит отметить, что банкротство по временной регистрации может осуществляться только по месту постоянной прописки. Даже при длительном проживании по другому адресу с большей долей вероятности суд перенаправит дело по регистрационному адресу. Процедура банкротства позволяет получить более стабильный график расчета с кредиторами, а также временно передохнуть от накопленных обязательств.

Возникает вопрос о том, может ли временное условное банкротство перейти в реальное

Если взять во внимание все перечисленные факты и заявление о признании банкротом, можно сделать вывод, что все методы для восстановления платежеспособности предприятия окажутся неэффективными. А это значит, что временное условное банкротство перейдет в реальное

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий  имеет следующие права:

  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

  • созывать собрание кредиторов;

  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • проводить анализ финансовой деятельности должника;

  • составлять реестр кредиторов;

  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

  • защищать имущество должника;

  • сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

○ Конкурсное управление.

Конкурсное управление – единственная процедура, которая применяется при упрощенном порядке признания ООО банкротом.

«Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов» (абз. 16 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Кто инициирует?

Конкурсное производство начинается после объявления должника банкротом.

«Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства» (п. 1 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

Последствия начала процедуры:

  • Суд назначает конкурсного управляющего. Руководство предприятия прекращает функционировать, ведение дел передается внешнему специалисту.
  • Наступает срок исполнения денежных обязательств.
  • Прекращают начисляться штрафные санкции.
  • Прекращается исполнительное производство в ФССП, документы передаются конкурсному управляющему.
  • Снимаются аресты с имущества.

Конкурсное производство оканчивается после удовлетворения притязаний кредиторов или вследствие распределения всего имущества между ними.

Если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов, банкрот подлежит ликвидации.

Сроки конкурсного производства.

«Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев» (п. 2 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

На практике процедура проходит 4-12 месяцев.

Конкурсный управляющий.

«Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом» (абз. 28 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсный управляющий – центральная фигура в конкурсном производстве. Именно он занимается ликвидацией предприятия.

«При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано» (п. 1 ст. 127 Закона № 127).

Определение суда направляется в СРО арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация должна на протяжении 9 дней предоставить информацию в суд, кредиторам или заявителям о соответствии выбранной кандидатуры законным требованиям. На основании этих сведений суд утверждает управляющего или отказывает в утверждении. В последнем случае СРО предлагает свою кандидатуру.

Обязанности конкурсного управляющего:

  • В трехмесячный срок с начала конкурсного производства провести инвентаризацию.
  • Привлечь эксперта по оценке.
  • Принять меры по выявлению иного имущества.
  • Уведомить персонал об увольнении.
  • Принять меры для истребования дебиторской задолженности.
  • Заявлять возражения кредиторам.
  • Включать необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве.

В рамках упрощенного производства:

  • Уведомить кредиторов отсутствующего должника о процедуре банкротства.
  • При обнаружении собственности у должника ходатайствовать в суд о переходе к полной процедуре банкротства.

Конкурсная масса.

«Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу» (п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсная масса подлежит реализации на торгах. Вырученные деньги идут на уплату текущих платежей и погашение долгов.

Расчёт с кредиторами.

Расчеты осуществляет конкурсный управляющий в пределах требований, заявленных кредиторами. Распределение средств осуществляется таким образом: сперва оплачиваются текущие расходы (судебные издержки, оплата труда управляющего и оценщика, коммунальные платежи), затем деньги выделяются кредиторам в порядке очереди:

  • В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
  • Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
  • В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ).

Обязанности конкурсного управляющего

Помимо прав на управляющего возлагаются и обязанности. Все они предусмотрены Федеральным Законом №127, и обязательны к исполнению.

  • Конкурсный управляющий принимает имущество должника в свое непосредственное ведение.
  • Также он проводит инвентаризацию имущества.
  • Уведомляет сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организации должника о том, что в скором времени они будут уволены. При этом соблюдается срок, не позднее одного календарного месяца с момента инициации конкурсного производства.
  • Управляющий должен проанализировать финансовое состояние банкрота, оформить анализ документально. Управляющий обязан заявлять возражения, которые связаны с незаконными требованиями кредиторов.
  • Лицо принимает различные меры, которые имеют целью поиск, возврат имущества должника, которое по каким-либо причинам находится у других лиц.
  • Управляющий привлекает к процедуре специалиста — независимого оценщика, который осуществляет процедуру оценки имущества, закрепленного за должником.
  • Обязан принять меры, которые бы обеспечивали сохранность имущества лица.
  • Обязан предъявлять к третьим лицам требования о возвращении долга должнику, в ситуации, если имеются такие обременения.
  • Обязуется вести реестр, в котором будет фиксировать все требования кредиторов.
  • Также, конкурсный управляющий обязуется исполнять и другие обязанности, которые могут быть установлены судом в связи с законом о банкротстве.

Финансовое оздоровление и функции административного управляющего

Процедура финансового оздоровления вводится в целях восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта и погашения существующей задолженности. На этот период судом утверждается административный управляющий. Ст. 83 закона № 127-ФЗ предусматривает права и устанавливает обязанности управляющего на данной стадии.

Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется процедура, являются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности.

Предприятие продолжает работать в нормальном режиме с некоторыми ограничениями. На этой стадии управляющий:

  • осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта;
  • рассматривает его отчеты о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такового);
  • работает с кредиторами, в том числе информирует их о ходе вышеупомянутых процедур, и т. д.

Отчётность управленца в стадии наблюдения

По результатам своей работы ВУ составляет отчёт, который он представляет суду и заимодателям. В этом документе специалист отражает следующую информацию:

  • данные по мероприятиям, проводимым для сбережения активов должника и поиску заимодателей;
  • отчётные сведения по всем обращениям специалиста в судебную инстанцию;
  • обоснования возможности выхода предприятия из финансового кризиса;
  • другие рекомендации и сведения по результатам своей деятельности.

В зависимости от состава отчёта ВУ о результатах проведения запланированных мероприятий к нему прилагаются следующие документы:

  • комплексный анализ и оценка финансового состояния и деятельности юрлица;
  • документы, подтверждающие фиктивность банкротства;
  • реестр требований заимодателей;
  • протоколы заседаний заимодателей;
  • прочие документы.

Условия, необходимые для получения статуса арбитражного управляющего

Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Необходимые для вступления в СРО требования зафиксированы в ст. 20 закона № 127-ФЗ. В соответствии с ней субъект должен иметь:

  • высшее образование;
  • опыт руководящей работы не меньше 1 года;
  • опыт работы помощником управляющего не меньше 2 лет;
  • договор обязательного страхования ответственности (минимальный размер страховой суммы — 10 млн руб.).

Претендент обязан пройти курс подготовки специалистов данного профиля и сдать экзамен. Подготовка арбитражных управляющих осуществляется по единой программе, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517.

Одним из условий членства в СРО является оплата установленных СРО взносов, в том числе в компенсационный фонд (ч. 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ).

При этом членом СРО не сможет стать субъект:

  • подвергшийся дисквалификации за административное правонарушение или преступление;
  • имеющий непогашенную судимость за умышленное деяние.

Не сможет претендовать на членство в СРО также тот, кто был исключен из СРО арбитражных управляющих по причине нарушения нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований на протяжении 3 лет до момента подачи заявления на членство (ч. 2 ст. 20 закона № 127-ФЗ).

В качестве условий членства, наряду с вышеназванными, СРО вправе устанавливать дополнительные требования к претендентам (п. 4 ст. 20 закона № 127-ФЗ). Особые требования вправе заявлять и те лица, которые подали заявление о банкротстве (например, наличие юридического образования и т. п., см. п. 3 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).

Права арбитражного управляющего

Права арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены п. 1 ст. 20.3 закона 127-ФЗ, в соответствии с положениями которой он может:

  • собирать собрание/комитет кредиторов;
  • выступать с ходатайствами в суде;
  • получать материальную компенсацию трудовых затрат, понесенных им в ходе исполнения своих обязанностей;
  • привлекать сторонних лиц к решению определенных задач, возникающих в ходе его работы (оплата оказанных им услуг производится за счет должника);
  • получать любые сведения о деятельности субъекта и его контрагентах даже в том случае, если таковые имеют статус банковской, служебной или коммерческой тайны;
  • направлять в суд ходатайство об избавлении его от возложенных на него обязанностей.

Полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица

Ответственность арбитражного управляющего

В том случае, если было установлено, что арбитражный управляющий каким-либо образом нарушил возложенные на него обязанности, он может быть привлечен к различным видам ответственности.

Если речь идет о первичном привлечении к ответственности, может быть назначено административное наказание в виде штрафа в размере до пятидесяти тысяч рублей. При этом как только саморегулирующаяся организация получит уведомление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, она должна направить в суд ходатайство об отстранении такого арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве. Суд выносит такое решение, после чего даже в случае, если решение было отменено, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу о банкротстве, которое он вел ранее.

Если было установлено повторное нарушение, арбитражный управляющий подвергается наказанию в виде дисквалификации, а также исключается из числа членов саморегулирующейся организации. Если суд отменит вынесенное ранее решение о дисквалификации, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу, который он ранее вел и от которого был отстранен.

Срок, в течение которого саморегулирующаяся организация должна подать ходатайство в арбитражный суд со дня получения уведомления о том, что на арбитражного управляющего наложено взыскание, равняется десяти дням. В том случае, если в данный период такое ходатайство не было подано, на саморегулирующуюся организацию также может быть наложено взыскание.

https://youtube.com/watch?v=qvLnrDsZNyA

Главные плюсы и минусы наблюдения

Безусловным плюсом процедуры для компании является получение объективной оценки ее деятельности. В ходе наблюдения достоверно оценивается стоимость активов, проводится инвентаризация обязательств, выявляются ошибки ТОП-менеджмента, намечаются возможные пути решения проблем.

Минусом процедуры считается:

  • жесткий регламент ее проведения,
  • сжатые сроки (актуально для крупных предприятий),
  • приостановление хозяйственной деятельности,
  • снижение стоимости бизнеса.

Избежать подобных проблем помогает введение аудиторского наблюдения, целью которого является досудебное урегулирование претензий кредиторов и поиск компромиссного решения, позволяющего избежать инициирования банкротства должника.

Ответственность арбитражного управляющего

Любой из арбитражных управляющих обязан внести в   фонд своей организации от  пятидесяти тысяч рублей. Данный фонд называется компенсационным и  расходуется на возмещение убытков в случае некорректной деятельности арбитражных управляющих.  

Арбитражный управляющий при ряде процедур имеет право самостоятельно управлять   имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Законом (ФЗ-127 «О банкротстве»). Арбитражный управляющий не всегда может   достичь целей процедуры банкротства по причине того, что   решения кредиторов иногда могут носить непрофессиональный  характер.

На данный момент должность   арбитражного управляющего находится в процессе становления, в связи с этим, главной задачей является качественное повышение квалификационного уровня арбитражных управляющих, создание должных условий для поддержания   независимости данной категории специалистов, а также усиление их юридической ответственности.

Финансовое оздоровление и функции административного управляющего

Процедура финансового оздоровления вводится в целях восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта и погашения существующей задолженности. На этот период судом утверждается административный управляющий. Ст. 83 закона № 127-ФЗ предусматривает права и устанавливает обязанности управляющего на данной стадии.

Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется процедура, являются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности.

Предприятие продолжает работать в нормальном режиме с некоторыми ограничениями. На этой стадии управляющий:

  • осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта;
  • рассматривает его отчеты о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такового);
  • работает с кредиторами, в том числе информирует их о ходе вышеупомянутых процедур, и т. д.

Обязанности арбитражного управляющего

В соответствии с п. 2 ст. 20.3 закона 127-ФЗ управляющий обязан:

  • обеспечивать защиту имущественных интересов должника;
  • проводить анализ материального положения должника и давать оценку результатам осуществляемой им деятельности;
  • формировать реестр требований кредиторов;
  • предоставлять сведения, содержащиеся в таком реестре, лицам, предъявившим требование о созыве общего собрания кредиторов, в течение 3 дней с момента его получения;
  • при обнаружении признаков административного правонарушения или иного преступления сообщить о данном факте в органы, к компетенции которых относится рассмотрение подобных событий;
  • предоставлять собранию кредиторов сведения о соглашениях, реализация которых может стать причиной возникновения гражданской ответственности у третьих лиц;
  • обеспечить разумное и обоснованное расходование денежных средств в ходе осуществления производства;
  • анализировать обстоятельства дела о банкротстве на предмет наличия в нем признаков фиктивного или преднамеренного банкротства и при их обнаружении уведомлять о данном факте лиц, являющихся участниками производства, СРО, в состав членов которой он входит, а также собрание кредиторов;
  • привлекать к исполнению возложенных на него обязанностей аккредитованных СРО лиц в том случае, если таковое привлечение является обязательным, и пр.

Кроме того, в соответствии с п. 3 указанной статьи, управляющий обязан обеспечить сохранение конфиденциальности сведений, полученных им в ходе управления процедурой банкротства.

Порядок замены конкурсного управляющего при банкротстве

Порядок замены управляющего зависит от оснований его отстранения. При личном желании управляющего заменяют по его заявлению. При этом причины для написания такого заявления законом не предусмотрены. Но если суд сочтет их неубедительными, то он может отказать в отстранении конкурсного управляющего от процесса.

Замена управляющего на основании ходатайства СРО происходит в случае выхода его из состава СРО или при получении сведений о его дисквалификации за совершение административного правонарушения.

Замена управляющих происходит по решению, которое принято по решению общего собрания кредиторов, наделенным правом обращения в суд с ходатайствами или жалобами на управляющего.

При подаче ходатайства в суд об отстранении управляющего кредиторам предстоит доказать факт некомпетентности управляющего или его несоответствие занимаемой должности.

В ходатайстве о замене конкурсного управляющего должны содержаться следующие сведения:

  1. Наименование арбитражного суда, в который подается ходатайство.
  2. Номер дела о банкротстве.
  3. Реквизиты всех участников дела о банкротстве: заявителя, должника, кредитора и иных заинтересованных лиц.
  4. Мотивы, которые побудили обратиться с ходатайством о признании банкротом.
  5. Обстоятельства, которые подтверждают правильность и обоснованность позиции заявителя.
  6. Требования к суду: отстранить от должности конкурсного управляющего.
  7. Просьба к суду о назначении новой кандидатуры управляющего с указанием на его ФИО или на СРО, из числа которой следует его выбрать.
  8. Дата и подпись.

К такому ходатайству следует приложить сведения о новом управляющем, учредительные документы и подтверждение факта отправки копии ходатайства всем заинтересованным лицам.

Перед отстранением конкурсного управляющего суд проверит значимость мотивов такого решения, указанные в ходатайстве. В частности, к весомым аргументам против управляющего можно причислить:

  1. Отсутствие оспаривания сделок в ситуации, где это необходимо.
  2. Необоснованное расходование денежных средств из сформированной конкурсной массы.
  3. Непринятие мер для взыскания дебиторской задолженности.
  4. Непредоставление обязательной отчетности о ходе конкурсного производства.

При рассмотрении ходатайства об отстранении управляющего суд будет учитывать, насколько обоснованной была жалоба. Судье следует проверить, был ли факт нарушения управляющим норм закона, и повлекло ли это к ущемлению прав и интересов кредиторов или должника, которые обратились с жалобой. Может возникать ситуация, что в результате действий конкурсного управляющего были нарушены не интересы заявителя, а права иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Заявители также должны доказать наличие причинно-следственной связи между их убытками и неправомерными действиями управляющего. При подаче ходатайства об отстранении управляющего с нарушениями суд вправе отказать в его удовлетворении.

Вынесенное арбитражным судом определение об отстранении арбитражного управляющего допускается обжаловать. Но такое определение подлежит незамедлительному исполнению, и факт обжалования не приостановит отстранения конкурсного управляющего.

По факту отстранения конкурсного управляющего арбитражный суд запрашивает в СРО управляющих кандидатуры управляющих, которые удовлетворяют его требованиям. Если в заявлении указана такая кандидатура, то судом запрашивается соответствие управляющего установленным требованиям.

СРО управляющих в обмен на поступивший запрос передает в арбитражный суд представление на кандидатуру управляющего. Конечное решение о назначении кандидатуры конкурсного управляющего на должность может принять только арбитражный суд.

Таким образом, конкурсного управляющего в деле о банкротстве допускается заменить, но только при наличии веских оснований для этого.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий