Россия в глобальной политике

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

История возникновения организации

Впервые идея об интеграции европейских государств была озвучена на конференции в Париже, которая состоялась в 1867 году. Однако она не была воплощена в жизнь. Разногласия между участниками были настолько значимыми, что до вступления в Евросоюз им пришлось пережить две войны мирового масштаба.

Тенденция к объединению проявилась вскоре после окончания Второй мировой, когда ведущие страны пришли к единому мнению, что регенерация и развитие экономик реальны лишь при тесном совместном сотрудничестве. Представление о пятидесятилетнем пути стран Европы к объединению наиболее прослеживается в последовательности всех событий.

Как принимаются решения?

Перед тем как сделать какой-то важный шаг в области политики, все члены Евросоюза обязаны вынести вопрос на всеобщее рассмотрение.

Он будет одобрен в соответствии с копенгагенскими критерями. Окончательное решение может значительно отразиться на общественной жизни страны.

Каждое государство Европы, имеющее желание пополнить список стран, проверяется на предмет соответствия с особой скрупулезностью. В результате выносится вердикт о готовности или же неготовности принятия новой страны в союз. В случае отказа государству указывается на его несостоятельность в той или иной сфере. Недостатки следует подвести к норме. После этого страна подвергается регулярному контролю того, насколько планомерно проводятся нужные реформы. Опираясь на полученные данные, делается заключение о готовности к интеграции.

Примечания

  1. Полноценно данная спутниковая система заработает приблизительно в 2019—2021 г., сейчас эта система является региональной.
  2. Который тоже так и не был реализован из-за гибели российского Су-24 в ноябре 2015 года
  3. Будучи одной из крупнейших политических держав, исторически Россия всегда играла важную роль в европейской политике.
  4. В этом плане особенно интересно рассматривать Швейцарию, которая не является членом ЕС, но и без того имеет весьма обширные политические и экономические связи с другими странами Европы. Тоже касается и Норвегии, которая не входит в ЕС, но имеет крайне близкие политические, экономические и военные связи с ЕС.

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Что станет с Евросоюзом, если Россия вступит в него

Многие российские политологи и политики мечтают о сближении России с Евросоюзом. Они же выдвигают различные гипотезы о том, что станет с ЕС, если РФ подпишет документ о вступлении в союз европейских стран.

Допустив, что Россия сможет вступить в ЕС несмотря на то, что большая ее часть не находится в европейской части. Это все равно не будет возможным при нынешней политической обстановке. Большинство стран Европы, находятся не в очень хороших отношениях с Россией. Они вводят санкции в отношении Москвы. Ни одна страна на данный момент не может согласиться на сближение с Россией, поскольку у Евросоюза должна быть единая позиция.

Россия сможет вступить в ЕС в случае, если страны участники проголосуют за вступление. Однако в этом случае Евросоюз развалится на страны, которые «за» вступление и «против». В конечном итоге он просто перестанет существовать, а бывшие страны участники вынуждены будут договариваться о подписании новых торговых и военных соглашениях. Более того, нужно будет решить вопрос с НАТО. Однако такое развитие событий маловероятно.

Наличие единой валюты

Государства-члены Евросоюза помимо общеполитического вектора и безвизового пространства пользуются единой денежной единицей — евро. Банкноты были введены с 2002 года в таких странах как Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Австрия и Финляндия.

К 2016 году евро на своей территории приняли 19 стран из 28. Другие члены Евросоюза осуществляют подготовку перехода на эту валюту. Исключение составляют Англия и Дания. Эти страны обладают специальным отказом. Швеция также высказала несогласие пользоваться евро, но, возможно, в скором будущем изменит свое решение.

«Роль проводника американских интересов»

Говоря о том, что «Северный поток — 2» является «политическим» проектом, Урсула фон дер Ляйен «ретранслирует позицию США», считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

«А значит, европейский бизнес будет нести из-за его импорта большие издержки и станет менее конкурентоспособен, тогда как американская сторона получит от этого большие преференции. Вашингтон не может предложить что-то более выгодное, чем «Северный поток — 2», поэтому и придумал историю про то, что проект политически вреден», — сказал аналитик.

По словам заведующего отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимира Швейцера, руководство Германии и ЕС оказалось в «непростом положении», когда им, с одной стороны, хочется получить по выгодной цене российский газ, а с другой — не портить отношения с США.

Швейцер также считает, что в Евросоюзе сейчас нет консолидированной позиции в вопросе дальнейшего строительства газопровода.

«Наблюдается некоторая неопределённость во мнениях ряда европейских чиновников», — пояснил эксперт.

Как отмечал депутат бундестага, член комитета по международным делам («Альтернатива для Германии») Вальдемар Гердт, отказ от строительства газопровода чреват серьёзными издержками.

«Северный поток» — это не немецкий и не российский проект. В нём участвуют более 100 фирм. Все они получили разрешение, прошли соответствующие процедуры и вложили деньги. Если мы сейчас политическим решением остановим «Северный поток», то нам грозит более €10 млрд штрафных санкций. То есть возмещение ущерба всем этим фирмам», — заявил Гердт в интервью РИА Новости.

В свою очередь, член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков в беседе с RT подчеркнул, что в таком случае «у Германии, да и у всей Европы будут большие вопросы по обеспечению гарантированными энергоресурсами».

Также по теме


«Суверенное решение»: почему в Германии призывают продолжать реализацию «Северного потока — 2» без оглядки на США

Германия должна самостоятельно принять решение по проекту «Северный поток — 2». Об этом заявила глава федеральной земли Мекленбург —…

Ввиду всех этих обстоятельств «позиция Урсулы фон дер Ляйен, которая полностью солидаризуется с мнением руководства США, вызывает по меньшей мере недоумение», полагает Владимир Оленченко.

«Ведь Еврокомиссия как рабочий орган Евросоюза — это организация в основном экономического толка», — напомнил эксперт.

По мнению Оленченко, примечательно и то, что, когда в ЕС обсуждался бюджет на следующие семь лет и вопрос выхода из кризиса, порождённого пандемией, «никто не говорил о политических аспектах».

«Все еврочиновники обсуждали экономическую и финансовую составляющие. При этом в ситуации с «Северным потоком — 2» наблюдается заведомо пристрастное отношение к проекту, здесь ситуация разительно меняется, и Урсула фон дер Ляйен берёт на себя роль проводника американских экономических интересов в ЕС. Таким образом создаётся ощущение, что она намеренно стремится подорвать конкурентоспособность Евросоюза на международном рынке», — заявил аналитик.

Одновременно Оленченко напомнил, что в самой Германии существует американское лобби, которое высказывается против «Северного потока — 2» и всеми способами старается склонить немецкое руководство в свою сторону.

«Немецкий бизнес и германские политики, которые пекутся об экономических интересах ФРГ, они, естественно, поддерживают необходимость успешной реализации проекта и введения его в эксплуатацию. И между этими двумя группами идёт борьба, которая в последнее время ужесточилась, и на чашу весов бросается всё что можно», — рассказал эксперт.

Для того чтобы свернуть реализацию «Северного потока — 2», американцы сейчас активизируют всех своих сторонников как в Берлине, так и в Брюсселе, подчеркнул Оленченко.

Россия и Евросоюз

Россия никогда не ставила своей целью вступление в Евросоюз. Основной задачей для нее является установление взаимовыгодных отношений в экономике, в области обеспечения внешней и внутренней безопасности, а также в сфере науки и образования. Согласно соглашению от 2005 года предусматривалось плодотворное сотрудничество России и Евросоюза.

С 2003 года в Россию в большом количестве стали поступать автомобили, техника, товары широкого потребления. Многие страны являются крупнейшими инвесторами в российскую экономику. Россия выступает в роли поставщика энергетических ресурсов. Газпром поставляет около 25% газа в страны Европы, а нефти около 44% от её общего импорта.

Важным событием для России стала бы отмена визового режима. Переговоры по этому вопросу ведутся с 2002 года, тогда ЕС принял заявку к рассмотрению. Некоторые страны были категорически против безвизового режима с Россией. В 2014 году, когда ЕС принял заявление по Украине, переговоры по этому вопросу были приостановлены.

Отношения ЕС и России

Отношение населения России, по поводу присоединения к ЕС, сильно изменилось за последние 15 лет. Если в 2003 году за то чтобы Россия входила в ЕС проголосовало 73% опрошенных, то в 2013 всего лишь 38%. На сегодняшний день число против и за примерно одинаково. По мнению проголосовавших, вступление в ЕС даст России устойчивую экономическую ситуацию, интеграцию в мировое сообщество, улучшение материального состояния, повышение авторитета РФ в мире, снижение уровня преступности и терроризма.

Чешский лидер Милош Земан высказал предположение, что через 20 лет Россия может присоединиться к Евросоюзу. По его мнению экономики этих стран нуждаются друг в друге. России нужные новые технологии, а в Европе нехватка энергоресурсов. При этом Россия полностью отвечает требованиям ЕС, в ней соблюдаются права человека и не наказывается свобода слова.

На данный момент нет никаких предпосылок для улучшения отношений между Евросоюзом и Россией. Страны Евросоюза находятся в постоянном взаимодействии. Перераспределение ресурсов и средств между собой способствует высокому росту экономики. Россия может стать одной из стран в составе ЕС. Но при этом она должна иметь особый статус и некоторую независимость в принятии решений.

Одной из важнейших областей взаимодействия России и Европы является туризм, которая осложняется визовым режимом. Безвизовые отношения между Россией и Евросоюзом, хотя бы в тестовом режиме, могли бы положить начало взаимовыгодным отношениям, положительно влияющим на экономику ЕС и упрощающим въезд на территорию европейских государств.

«О большем речи идти не может»

Стоить напомнить, что первые усилия по интеграции в европейское сообщество Турция предприняла ещё в 1959 году. Тогда республика подала заявку на ассоциированное членство в только что созданное Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В 1963 году стороны подписали договор, предоставивший Турции статус ассоциированного члена ЕЭС.

Однако в дальнейшем процесс интеграции застопорился из-за внутриполитической нестабильности в Турции.

В 1987 году Турция подала заявку на вступление в Европейское сообщество, но её отклонила Еврокомиссия. Исключение Анкары из числа кандидатов в Европе мотивировали тем, что в стране практикуются пытки, а также тем, что турецкие войска остаются на Кипре.

  • Реджеп Тайип Эрдоган
  • Reuters

Однако в 1999 году лидеры ЕС всё же предоставили Турции статус кандидата на членство в союзе.

Несмотря на это, а также на заявления еврочиновников, эксперты сомневаются, что страна сможет стать членом Евросоюза.

Похожей точки зрения придерживается и Александр Тэвдой-Бурмули. При этом, по его мнению, сегодня республика уже не так заинтересована в евроинтеграции, как раньше.

«Динамика политического развития в последние десять лет уводит Турцию от сближения с ЕС, хотя формально она остаётся кандидатом на членство. Этот статус Анкара сохраняет, чтобы использовать его и получать некоторые бонусы. Но очевидно, что вступление в ЕС ликвидирует независимость турецкой дипломатии. Вряд ли стороны смогут преодолеть разногласия и вернуться к диалогу об интеграции», — прогнозирует эксперт.

Отношения РФ и ЕС до 2014 года

Первые два десятилетия с момента заключения Соглашения о партнерстве отношения РФ и ЕС развивались достаточно поступательно. Так в 2005 году была составлена дорожная карта предполагавшая формирование общих пространств в сфере экономического сотрудничества, вопросов безопасности, правосудия и прав человека, образования и науки.

Несмотря на рост экономических показателей взаимного товарообмена отношения РФ и ЕС развивались достаточно медленно. Многие инициативы, такие как введение безвизового режима (инициированное в 2002 году), создание общего экономического пространства (2001 год), так и остались красивыми инициативами, переговоры по которым затягивались на десятилетия без внятных результатов и конкретных планов поступательной реализации.

Замечание 1

Серьезным шагом, для развития двусторонних отношений стало вступление РФ в ВТО в 2012 году, однако Россию так и не смола реализовать полученные торгово-экономические преимущества во взаимоотношениях с ЕС, в связи с кризисом и сменой вектора данных отношений в 2014 году.

Как в годы холодной войны

Ведущие государства ЕС — Германия и Франция — сохранили политический диалог с Россией, но тон общения стал более жестким, а повестка оскудела. При этом экономические отношения продолжили развиваться, несмотря ни на что. Москва входит в пятерку основных торговых партнеров Брюсселя. Продолжается сотрудничество, в частности, в энергетической области. С 2015 года началось строительство «Северного потока – 2» (СП-2), который должен связать Германию и Россию по дну Балтийского моря. Некоторые европейские страны отнеслись к проекту положительно, однако балтийские государства и Польша восприняли его в штыки.

Большинство стран ЕС считают, что сотрудничество с Россией необходимо для решения международных проблем. Такой точки зрения придерживается и французский президент Эммануэль Макрон. Однако этого мало для того, чтобы восстановить доверие между Брюсселем и Москвой.

«Сотрудничество по существу похоже на то, что было в годы холодной войны. Меркель уже давно сказала, что стратегического партнерства не получилось, потом не получилось «Партнерства ради модернизации» во время президентства Дмитрия Медведева, после этого, как признает сама канцлер, не получилось никакого партнерства. Стороны будут и дальше осуществлять взаимодействие в тех сферах, где это возможно», — уверен Александр Кокеев.

м5

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов считает, что Россия и ЕС должны быть просто соседями, а не стратегическими партнерами. «Брюссель официально отказался от стратегического партнерства с Москвой еще в 2014 году. Отношения ухудшались еще начиная с 2004–2005 годов. На протяжении шести последних лет мы имеем глубокий тупик и стагнацию отношений с замороженным политическим диалогом. На сегодняшний день и в обозримой перспективе мы не сможем договориться с ЕС о модальностях наших отношений и о том, как должен выглядеть международный порядок в Большой Европе», — полагает эксперт.

По словам Суслова, «Евросоюз настаивает на том, что Европа должна носить евросоюзоцентричный характер, что Россия должна признать верховенство и первенство ЕС». «Москва с этим не согласна. Европейский союз не признает другие интеграционные проекты в Большой Европе, например, ЕврАзЭС. В Брюсселе считают, что все страны ЕврАзЭС, включая Россию, должны в конечном итоге иметь отношения ассоциации с ЕС. Для Москвы это абсолютно неприемлемо, она настаивает на том, чтобы Большая Европа состояла из двух опор: ЕС и Евразийского экономического союза, между которыми должны быть отношения сотрудничества, партнерства и интеграции. Мы не договоримся в ближайшие годы по этому вопросу. Нынешние тенденции международных отношений в определенной степени разводят ЕС и Россию по разные стороны баррикад», — говорит специалист.

Действия Москвы воспринимаются многими странами ЕС как вызов глобальному порядку, добавляет политолог. «Ввиду этих противоречий, которые в ближайшее время не будут разрешены, действительно отношения соседей — это вполне реалистичный прогноз на ближайшую перспективу, говорить о возвращении к партнерству можно будет только тогда, когда одна из сторон фундаментально изменит свое отношение к тому, как должно выглядеть взаимодействие России и ЕС», — добавил Суслов в разговоре с «Известиями».

История взаимоотношений и направления сотрудничества ЕС и РФ

История создания ЕС началась в 1951 году с создания ЕОУС – Европейского объединения угля и стали, которое стало первым интеграционным проектом. Вплоть до дезинтеграции советской системы отношения между СССР и странами Европы выстраивались преимущественно на основании двусторонних договоренностей, в качестве стратегического партнера для европейского сообщества ориентированного на США, Советский Союз не выступал.

В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения и образована Российская федерация, а в 1993 году после подписания и ратификации Маастрихтского договора был образован ЕС. В новых условиях Россия и ЕС представляли друг для друга значимых геополитических партнеров, что нашло свое отражение в Соглашении о сотрудничестве и партнерстве ЕС и России от 1994 года.

Основными направлениями по которым предполагалось развитие партнёрства ЕС и России являются:

  • политические отношения
  • торгово-экономические
  • энергетика и экология;
  • права человека и его свободы;
  • образование;
  • развитие науки и технологий;
  • сотрудничество в области финансов.

Для России ЕС является крупнейшим рынком сбыта энергоресурсов, полуфабрикатов и иного сырья, а также важнейшим поставщиком высокотехнологичных товаров, новых технологий и инвестиций. ЕС в свою очередь также заинтересован в России как в емком рынке сбыта европейских товаров. ЕС и РФ являются географическими соседями и имеют общие границы, что делает их важными транспортными коридорами по линии связи Восток-Запад. Европа и Россия имеют длительную историю тесных взаимоотношений, в ходе которых Россия неоднократно активно участвовала в европейских политических и военных процессах, в том числе выступая в качестве миротворца. Сотрудничество в сфере международной безопасности и урегулирования конфликтов, которое является одним из внешнеполитических приоритетов ЕС, также является значимым направлением.

В свою очередь европейские политики еще со времен Ш. де Голля высказывались о создании единого европейского пространства от Британии до Урала, что предполагает непосредственное включение России в процесс евроинтеграции. Также ЕС стремится распространить свой авторитет в области прав человека, а также стандартов демократического и гражданского общества на Россию, обретя таким образом рычаги воздействия на внутреннюю политику страны.

Расширение ЕС на восток сделало одним из жизненно важных вопросов для РФ обеспечение коммуникаций с анклавом Калининградской области, граничащей со странами ЕС, что инициировало диалоги по установлению безвизового режима.

Вместе с тем несмотря на многие точки соприкосновения и сотрудничества, между ЕС и РФ существуют объективные противоречия, основанные на различиях национальных интересов. В частности:

программа «Восточного партнерства» приводит к борьбе ЕС и РФ за лидерство в постсоветском пространстве;
стремление ЕС диверсифицировать поставщиков энергоресурсов ведет к уменьшению доли поставок газа из РФ, а также заморозке таких проектов как «Южный поток» и «Северный поток-2»;
ЕС и РФ с различных позиций смотря на регулирование многих региональных конфликтов, таких как конфликт в Сирии, конфликты на постсоветском пространстве;
ЕС концентрирует основное внимание на отношениях с такими партнёрами как США и Китай, в то время как отношения с РФ выстраиваются по системе добрососедства;
Расширение ЕС на восток включило в состав Евросоюза негативно настроенные к РФ страны (Прибалтика, Польша и т.д.) которые используют противостояние с РФ как политический капитал для получения дивидендов от США.

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом

На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов.
Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.. Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».

Хронология саммитов

Номер Год Дата Место проведения Повестка саммита Итоги саммита
1 1995 7 сентября Россия, Москва Никаких договорённостей достигнуто не было
2 1997 3 марта Безопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничество
3 1998 15—16 мая Великобритания, Бирмингем Никаких договорённостей достигнуто не было
4 1999 22—23 октября Финляндия, Хельсинки Никаких договорённостей достигнуто не было
5 2000 29—30 мая Россия, Москва Вступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРО Никаких договорённостей достигнуто не было
6 30—31 октября Франция, Париж Нет данных Нет данных
7 2001 17—18 мая Россия, Москва
8 3—4 октября Бельгия, Брюссель
9 2002 29—30 мая Россия, Москва
10 11—12 ноября Бельгия, Брюссель
11 2003 31 мая—1 июня Россия, Санкт-Петербург
12 6—7 ноября Италия, Рим Дело ЮКОСа (неформально) Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского
13 2004 21—22 мая Россия, Москва Экономическое сотрудничество и вступление России в ВТО
14 25—26 ноября Нидерланды, Гаага Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке)
15 2005 10—11 мая Россия, Москва
16 4—5 октября Великобритания, Лондон Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом
17 2006 25—26 мая Россия, Сочи Вопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений
18 24—25 ноября Финляндия, Хельсинки Безвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из Польши Существенных договорённостей достигнуто не было
19 2007 18—19 мая Россия, Самара Двухсторонние отношения
20 26—27 октября Португалия, Марфа Нет данных Нет данных
21 2008 26—27 июня Россия, Ханты-Мансийск
22 14—15 ноября Франция, Ницца Мировой финансовый кризис Никаких договорённостей достигнуто не было
23 2009 21—22 мая Россия, Хабаровск Энергетическое сотрудничество и экономической кризис
24 18—19 ноября Швеция, Стокгольм Энергетическое сотрудничество России и ЕС
25 2010 31—1 июня Россия, Ростов-на-Дону Мировой экономический кризис и двухсторонние отношения
26 7—8 декабря Бельгия, Брюссель Глобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС
27 2011 9—10 июня Россия, Нижний Новгород Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты Никаких договорённостей достигнуто не было
28 16—17 декабря Бельгия, Брюссель Энергетика, модернизация и торговые отношения
29 2012 3—4 июня Россия, Санкт-Петербург Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове
30 20—21 декабря Бельгия, Брюссель Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис
31 2013 3—4 июня Россия, Екатеринбург Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим
32 2014 28—29 января Бельгия, Брюссель Евромайдан

Порядок вступления в ЕС

Вступление страны в Евросоюз, в первую очередь, происходит при соблюдении копенгагенских критериев. Они представляют собой выполнение демократических прав и свобод человека, принципов правового государства. В стране должна быть высокоразвитая рыночная экономика и признаваться правила и законы ЕС.

Выдвигается много условий. Зачастую приходится менять законодательство, которое конфликтует с уже существующим в ЕС. Также заключается договор переходного периода, когда страна готовится войти в Евросоюз. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.

Нет никаких поправок о том, что в союз может вступить государство, расположенное исключительно в Европе. Но примеры Марокко и Израиля, когда принятие в ЕС возможно только исключая «полное членство», говорят об обратном.

Глубинные противоречия

Напомним, 11 декабря стало известно о планах Евросоюза расширить персональные санкции против Турции. Решение было принято на саммите глав стран ЕС в Брюсселе.

Поводом для новых ограничений стали геолого-разведочные работы на кипрском шельфе, которые ведёт Турция вопреки позиции Республики Кипр и Европы.

Главы государств ЕС обвинили Анкару в том, что она «принимает односторонние меры и устраивает провокации», а также «ужесточила свою риторику в отношении ЕС».

Кроме того, Евросовет призвал верховного представителя ЕС и Еврокомиссию предоставить доклад о состоянии политических, экономических и торговых отношений между Евросоюзом и Турцией до заседания глав стран ЕС в марте 2021 года. Он также должен включать информацию о возможных действиях, включая расширение санкций.

  • Турецкое буровое судно Yavuz в сопровождении фрегата ВМС Турции TCG Gemlik
  • Reuters

Напомним, нынешнее противостояние в Восточном Средиземноморье связано с открытием в 2010-х годах крупных газовых месторождений на кипрском шельфе. С точки зрения Евросоюза, единственной страной, имеющей права на эти ресурсы, является признанная на международном уровне Республика Кипр. Однако Турция оспаривает это и считает, что права на разработку недр принадлежат также Турецкой Республике Северного Кипра, которая признана только Анкарой.

Турция развернула в Восточном Средиземноморье бурильные работы. В 2019 году в этот район были направлены буровые корабли Fatih и Yavuz. В 2020 году Турция послала в спорный регион ещё одно исследовательское судно — Oruc Reis.

Также по теме


«Открытие невероятных богатств»: как месторождения газа в Средиземноморье вызывают конфликты на Ближнем Востоке

Обнаружение крупных месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье ведёт к обострению тлеющих конфликтов в регионе, считают…

При этом власти республики считают санкции ЕС несправедливыми. Как заявил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя итоги саммита лидеров ЕС, Анкара требует, чтобы Брюссель выполнил данные ей обещания.

Впоследствии он также подчеркнул, что Турция не позволит нарушать свои права и суверенитет.

«Турция ждёт от ЕС не санкций, а выполнения своих обещаний о полноправном членстве в организации», — сказал Эрдоган.

Как пояснил Александр Тэвдой-Бурмули, ключевая проблема в отношениях сторон состоит в том, что целый ряд стран ЕС, включая Францию и Великобританию, выступают против членства Турции в объединении и блокируют процесс её интеграции по геополитическим причинам.

«С какого-то момента к геополитике прибавились ценностные разногласия. Турция строит авторитарный режим, к тому же Анкара позиционирует себя как защитницу ислама во всём мире. Для ЕС, уставшего от мультикультурализма, это неприемлемо», — пояснил эксперт.

  • Беженка из Сирии на территории турецкой провинции Шанлыурфа
  • Reuters

Спор из-за недр кипрского шельфа не единственная за последние годы причина разногласий между ЕС и Турцией.

С помощью подписанного в 2016 году между Анкарой и Брюсселем соглашения руководство Евросоюза рассчитывало остановить приток переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Согласно статистике европейской службы Frontex, за 2015 год по этому маршруту в Евросоюз перебрались порядка 885 тыс. нелегальных мигрантов.

Напомним, Турция тогда согласилась принимать и размещать на своей территории нелегальных мигрантов, высылаемых из ЕС.

В свою очередь, Брюссель обязался забирать с турецкой территории одного легального сирийского беженца в обмен на одного нелегала. Кроме того, Турция должна была получить от ЕС финансирование в размере €6 млрд до 2019 года.

Возобновление переговоров о возможном членстве Турции в ЕС стало ещё одним условием соглашения.

Хотя в целом договорённости выполнялись, в начале 2020 года Турция открыла границу с Европейским союзом для сирийских беженцев. Как заявил тогда Реджеп Тайип Эрдоган, Брюссель ничего не сделал для помощи Анкаре по вопросу беженцев из САР.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий