Статья 4 конституции российской федерации

Сочетание представительной и непосредственной демократии в российской федерации

Как
отмечается в ст. 3 Конституции РФ,
многонацио­нальный народ России,
являющийся
единственным источ­ником власти в
нашей стране, осуществляет
свою власть как непосредственно
(через
референдум и свободные вы­боры), так
и посредством представительства
в
органах го­сударственной власти и
местного самоуправления.

Понятие
народного суверенитета.
В
науке конституционного права обычно
различают понятия народного, национального
и государственного суверенитетов.
Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие
народа и нации, выражающееся в свободном,
самостоятельном определении ими форм
их политического, социального и духовного
бытия, лежат в основе государственного
суверенитета. Народный,
национальный суверенитет является
основой суверенитета государства, а
последний,
в свою очередь, вы­ступает как
политико-юридическая форма выражения
полновластия народа и суверенной воли
наций и народностей. Суверенитет
не есть власть,
это важнейший организационно-по­литический
и функциональный принцип и условие
государственной власти, обеспечивающий
верховенство и полновластие народа,
само­стоятельность и свободу нации
в установлении своего политического
статуса и определении экономического,
социального и политического развития,
а также территориальное верховенство
государства и его не­зависимость во
внешних сношениях. Суверенитет
народа
— это первоисточник власти, право на
развитие в той форме, которую выбирает
само общество и его представители. Народ
представляет собой совокупность
индивидов, не отождествляемую ни с одним
из них. Данная разновидность суверенитета
существует для наибо­лее полного
обеспечения прав составляющих его
людей, а не наоборот. Выражением народного
суверенитета является признание народа
в качестве верховного носителя всей
власти. Наличие суверенитета означает,
что народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и
независимо от каких бы то ни было иных
социаль­ных сил или корпораций,
использует ее исключительно в своих
собст­венных интересах. Способами
осуществления народного суверенитета
являются:
-соз­дание суверенного и независимого
государства,- свободное присоедине­ние
к другому государству или объединение
с ним, установление любого другого
политического статуса, свободно
определенного народом.

Воля
народа
является единственным базисом
демократического го­сударства, от
нее исходит мандат на устройство
государственной власти и любые изменения
ее формы. Общество может оказать
сопротивление любой попытке насильственного
свержения конституционного строя.
Осуществление власти народа происходит
в двух формах: непосредственное
народовластие (осуществляет народ путем
прямого волеизъявления); представительная
демократия (осуществляется через органы,
действующие по поручению народа,
редставляющие его). Причем нельзя
говорить о приоритете той или иной формы
демо­кратии, так как они равным образом
важны для реализации народо­властия.
Народ выступает как носитель власти в
РФ на трех уровнях: федеральном (как
многонациональный народ всей России);
региональном (как народ каждого из
субъектов РФ); местном (как народ
территориальных единиц, где действует
местное самоуправление).

16.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя
      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство
      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации
      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание
      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации
      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура
      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление
      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Дополнительная информация

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Верховенство права

    Верховенство права – один из важнейших
принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое
государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа
верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы
организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с
государством.

Примат права выражается в верховенстве
Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую
юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что
законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом,
правом.

Конституция РФ содержит требование официального
опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые
нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Суверенитет Российской Федерации

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из
основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство
государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои
функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета
Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12
июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала
основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства
проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и
независимости*.

* Государственное право Российской Федерации.
Т.1. С.119

Политический плюрализм

Политический плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции).
Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на
политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие
государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более
широких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни
(ч. 5 ст.13).

Политический плюрализм базируется на многообразии
форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что
основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где
обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции,
разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита.
В
Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Государство гарантирует также единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь
строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок,
правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни.
Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть.
Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской
Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует
федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества.
Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.

Российская Федерация – социальное государство

Принципы организации экономической жизни
общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства
государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская
Федерация – социальное государство.
Это означает, что государство не
снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать
государство, главная задача которого – достижение такого общественного
прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального
равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского
общества определяют и основные направления социальной политики Российской
Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного
минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы
социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской
Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для
изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок:
специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который
принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование
(ст. 135 Конституции).

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерациюкак
демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбулеКонституции
утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие
предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).
Народный суверенитет
означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных
сил, используя исключительно в своих собственных интересах».*«Никто
не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3
Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется
по федеральному закону».Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы
государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и
органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует
местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для
юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т.
1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл.
9.

Определение Конституции России

Конституция Российской Федерации — это основной сборник законов нашей страны. Была принята на всенародном голосовании в 1993 году. Данный свод законов обладает высшей юридической силой и защищает права и свободы россиян. В сборнике перечислены все основные правила, которые подлежат неукоснительному соблюдению. Любое нарушение влечет за собой определенного рода ответственность. На основании документа принимаются важнейшие законопроекты, которые регулируют все сферы жизнедеятельности человека.

Содержание документа

Конституция составлена с учетом мнения населения страны, отражает аспекты функционирования благополучного государства. Содержание действующего документа включает в себя вступительную часть и два раздела.

Разделы, в свою очередь, отражают:

  • конституционный строй нашей державы (форма правления, внутреннее устройство, признание жизни человека высшей ценностью, основные права и обязанности, вступление в гражданство, а также порядок осуществления власти);
  • права и свободы гражданина (указаны гарантии соблюдения прав, а также равенство людей, вне зависимости от их происхождения, цвета кожи и религиозных убеждений);
  • федеративное устройство.

В этом разделе перечисляется состав нашей обширной страны, порядок утверждения уставов и гербов, а также разъясняется принцип формирования региональных органов:

  • президент РФ (подробно рассказывается, кто управляет страной, какими полномочиями наделен президент и на основании чего он может быть выбран на должность);
  • федеральное собрание.

Глава повествует о парламенте РФ, как и на какой срок он избирается, чем занимается и какую пользу населению приносит; правительство Российской Федерации. В этой части указано, для чего нужно правительство и каким образом оно формируется; судебная власть и прокуратура. Здесь указываются основные положения, согласно которым осуществляется правосудие в стране

Это очень важно, поскольку любое нарушение норм закона наказуемо. Если будут нарушены права и свободы человека в этом разбирается прокуратура и суд; местное самоуправление

Важный пункт, поскольку в статьях перечисляется порядок участия гражданина в референдумах и выборах.

Таким образом, Конституция позволяет в свободной форме: выражать свою волю, вносить предложения и принимать активное участие в жизни государства; конституционные поправки (указаны основания для внесения изменений и порядок проведения таких процедур).

Все эти указания входят в первый раздел сборника. Вторая его часть содержит заключительные и переходные положения, в которых указаны сроки полномочий правительственных органов и иные аспекты, отражающие действие правовых норм.

Для чего нужна Конституция РФ?

Свод законов российского государства носит прямой характер и действует на территории всей страны. Документ необходим для функционирования государства и является базой для создания и утверждения нормативных актов, кодексов, законопроектов. С помощью действующего нормативного акта, гражданин имеет право на бесплатное образование, медицину, а его жизнь признается высшей ценностью и охраняется государством. Любое посягательство на свободу и права человека караются законом, а суд, выносит свои решения исключительно опираясь на неё.

Исходя из положений документа принимаются важнейшие решения, осуществляется взаимодействие с другими странами в сфере экономики, экологии, здравоохранения и безопасности населения. Помимо воздействия на деятельность государства внутри страны и на международной арене, Конституция первоочередно распространяется на повседневную жизнь простого человека, а именно:

  • наделяет правом самовыражаться;
  • заниматься художественной и литературной деятельностью;
  • защищает от посягательства на частную собственность, переписку и телефонные переговоры;
  • контролирует соблюдение законных интересов в трудовой деятельности, а также при взаимодействии с органами исполнительной власти;
  • гарантирует социальное обеспечение больным, дееспособным, малолетним гражданам, а также семьям, попавшим в затруднительное положение.

Конституция Российской Федерации: понятие

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации
государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из
основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает,
с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на
законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются
самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ,
судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь
главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в
исполнительной деятельности.

    Принцип разделения властей находит свое проявление,
с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.

    Принцип разделения властей
является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития
человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и
полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное
равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания
над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие
достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях
государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать
при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.

Российская Федерация – федеративное государство

     Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства
проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на
принципе федерализма.

Федерализм в России выступает, прежде всего, как
одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и
самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило
свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов
Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных
округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в
другие.

Принцип федерализма способствует демократизации
управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы
государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам
самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской
Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края,
области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация
построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал
добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным
договором, подписанным 31 марта 1992
г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя включают следующие
принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство
Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и
самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4)
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5)
равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.

* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации
см. гл. 11.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий