Органы и агенты валютного контроля и регулирования в рф

Согласие

Настоящим заявляю, что ознакомлен с настоящей

Политикой обработки персональных данных и даю свое согласие оператору (Внешэкономбанку),
юридический адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, 107996 (далее — Банк), на сбор,
запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, в том
числе автоматизированные, любой информации, относящейся ко мне и полученной как от меня,
так и от третьих лиц, в специализированной электронной базе данных, которая может быть
использована Банком при осуществлении обратной связи, а так же для информирования о
продуктах и услугах Банка.
Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действительно в
течение срока, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
Я согласен с тем, что оператор в целях уточнения информации, содержащейся в обращении, и
информирования о ходе рассмотрения настоящего обращения может использовать сведения,
содержащиеся в электронном обращении.
Настоящее согласие может быть отозвано посредством направления в Банк письменного
уведомления, полученного Банком не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты
отзыва согласия.

Порядок осуществления валютного контроля агентом

При работе с резидентами и нерезидентами банки обязаны руководствоваться . Общими положениями этого регламента кредитным учреждениям предписано возлагать надзорные функции на штатного сотрудника. Такой специалист запрашивает у клиентов документы по операциям, получает устные и письменные пояснения. Крупные финансовые объединения формируют целые отделы и службы для решения поставленной задачи.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать сведения, напрямую касающиеся проверяемых транзакций. Базовый перечень документов утвержден статьей 23 закона 173-ФЗ:

  • удостоверения личности физлиц;
  • решения о назначении руководителей;
  • доверенности представителей;
  • регистрационные свидетельства (листы записи) предпринимателей и компаний;
  • ИНН;
  • правоустанавливающие бумаги на недвижимость;
  • извещения об открытии резидентом счетов за пределами РФ с отметками налогового органа;
  • подтверждение статуса и правомочности участника-нерезидента;
  • основания валютной операции (контракты, накладные, инвойсы на сумму договора);
  • таможенные декларации;
  • соглашения о факторинге;
  • данные о супружеских отношениях участников сделки и т. д.

Набор документов зависит от специфики транзакции, статуса сторон и прочих обстоятельств. При этом единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов признается справка. Составлять ее клиенты должны самостоятельно с использованием утвержденного бланка. Банки отчитываются в проведении контроля ведомостями (п.1.3 Инструкции № 181-И).

Если резидент-участник не может оформить справку лично, он делегирует эту задачу обслуживающему кредитному учреждению. За дополнительную плату сотрудник заполнит форму. Законность такой схемы подтверждена п. 8.4 той же инструкции.

Передать документы валютному агенту клиент обязан в течение 15 рабочих дней с момента зачисления иностранной выручки на транзит. Распорядиться деньгами он может лишь после их перевода на текущий счет. До прохождения проверки средства разрешено расходовать на оплату пошлин и услуг транспортных компаний (в рамках сделки).

Резидент вправе дать банку распоряжение о списании валюты с транзита досрочно. Условием исполнения такого поручения является указание кода операции согласно . Порядок передачи таких сведений утверждается руководством кредитной организации.

В случае списания с валютного счета обосновывающие документы отправляются агенту одновременно с платежным поручением (п. 2.5 той же инструкции). Не требуют подтверждения следующие транзакции:

  • принудительное взыскание по актам уполномоченных государственных органов;
  • прямое дебетование по согласию клиента (акцепт);
  • расчеты с обслуживающим банком;
  • переводы в валюте между счетами владельца в пределах одной кредитной организации;
  • выплаты пенсий, стипендий, компенсаций и пособий физлицам;
  • списание средств в результате использования прикрепленной к валютному счету банковской карты (оплата через терминалы);
  • расчеты по аккредитиву.

Ограничиться указанием кода транзакции можно при платежах по контрактам с общей ценой менее 200 000 рублей (п. 2.7 Инструкции 181-И).

Отдельного внимания заслуживают операции по договорам, поставленным уполномоченным банком на учет. Регистрации подлежат соглашения между резидентами и нерезидентами, отвечающие критериям п. 4.2 регламента 181-И:

  • импорт и кредиты – 3 млн рублей и более;
  • экспорт – от 6 млн рублей.

Сроки постановки договора на учет жестко регламентированы.

Характер операции по контракту Подача документовПункт инструкции ЦБ РФ № 181-ФЗ от 16.08.17
Расходные операции в валютеДень отправки платежного поручения 5.7.1
Зачисление валютной выручки 15 дней 5.7.2
Списание денег со счета, открытого за пределами РФ 30 суток по истечении 1 месяца, в котором совершена операция 5.7.3
Вывоз или ввоз декларируемых ценностей День отправки документов в таможенные органы 5.7.5
Вывоз или ввоз товаров, не подлежащих декларированию, а также оказание услуг, проведение работ и отчуждение интеллектуальных прав 15 дней 5.7.6 и 5.7.7

При расчете сроков во внимание принимают только рабочие сутки. Отсутствие отметки о регистрации контракта является основанием отказа от проведения операций по нему (п

2.22 Инструкции ЦБ РФ № 181-И).

По таким сделкам агент валютного контроля обязан запросить дополнительно:

  • учетный номер контракта:
  • сроки репатриации;
  • код операции.

Общий принцип проверки при этом не меняется. Все документы передаются сотруднику банка в течение 15 дней с момента запроса.

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене. Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ. Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.
  2. Таможенная служба России. Полномочия ведомства сводятся к контролю валютных операций при перемещении товаров, услуг и работ через границу. Надзор охватывает проверку заявленной стоимости ценностей, их происхождения, верности исчисления пошлин (ст. 313, 314, 315 ). Таможенная служба следит за соразмерностью расчетов при импорте/экспорте и трансграничном бартере. Деятельность органа регламентируется ведомственными приказами № 615 от 02.04.12, № 289 от 18.02.13 и прочими актами. Полный перечень нормативных актов представлен на сайте ФТС РФ.

Важно понимать, что ни налоговая, ни таможенная службы не вправе проводить проверку в отношении агентов валютного контроля (банков, финансовых объединений). Оценка соблюдения этими участниками закона 173-ФЗ остается в ведении ЦБ РФ

Компетенция агентов валютного контроля во многом схожа с полномочиями государственных органов. Так, ст. 23 закона 173-ФЗ наделяет обе группы следующими правами:

  • проведение проверок на предмет соблюдения валютного законодательства;
  • оценка достоверности учета операций;
  • запрос документов, связанных с транзакциями или открытием счетов в иностранных денежных единицах.

Минимальный срок исполнения запросов норма устанавливает на отметке в 7 рабочих суток. Правилами банка или распоряжением государственного органа этот период может увеличиваться.

Налоговая и таможенная службы наделены дополнительными полномочиями (п. 2 ст. 23 закона 173-ФЗ). Они вправе выдавать участникам ВЭД обязательные предписания и налагать санкции за нарушения. Банк же при неисполнении требования может лишь отказать в проведении платежа. Кроме того, о признаках нарушения кредитная организация уведомляет государственные структуры. Самостоятельно агент валютного контроля наказания не применяет.

Сходство полномочий не означает единого правового регулирования. Инструкции для банков и финансовых объединений утверждает ЦБ РФ. Государственные органы должны руководствоваться постановлениями Правительства России и ведомственными актами.

Как перевести контракт в другой банк

Если контракт уже стоит на учете в банке, это не значит, что вы обязаны вести его там, пока не закончится. Контракт можно в любой момент перевести в другой банк с более выгодными условиями обслуживания. 

Шаг 1. Проверить ВБК. Проверить, что на текущий момент по контракту все платежи подтверждены и отражены в ведомости банковского контроля (ВБК). Для этого запросите в своем банке ВБК и проверьте, что в ней указаны все платежи, которые приходили вам на счет. Поступившие платежи можно посмотреть в выписке.

Платежи в ведомости банковского контроля указаны в разделе 2

Если все хорошо, можем переходить к следующему этапу.

Шаг 2. Подать заявление о снятии с учета. Предоставьте в банк, где сейчас контракт стоит на учете, заявление о снятии с учета контракта и укажите основание 6.1.1 — перевод из банка УК контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк.

Банк обязан в течение двух рабочих дней обработать заявление и еще в течение одного рабочего дня уведомить вас о том, что контракт снят с учета. Таким образом, через три дня после подачи заявления контракт точно будет снят с учета и готов к переводу в другой банк. 

Шаг 3. Поставить контракт на учет в новом банке. С даты снятия контракта с учета у вас есть 30 рабочих дней, чтобы поставить контракт на учет в новом банке. Но есть нюансы.

Если происходит зачисление денег по этому контракту, то надо поставить его на учет не позднее 15 рабочих дней с момента зачисление денег на счет. 

Поэтому, перед тем как провести процедуру перевода контракта из одного банка в другой, проверьте, укладываетесь ли вы в сроки между платежами по контракту. И не затягивайте с постановкой контракта в новый банк: лучше делать это сразу, чтобы потом не забыть и не пропустить нужную дату. Если поставить контракт на учет после срока, можно получить штраф.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости)

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты. Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций. Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Справка о валютных операциях

Справка о валютных операциях — своего рода форма отчетности клиента-резидента по валютным транзакциям перед уполномоченным банком. Форма, порядок подготовки и представления определены Банком России в инструкции № 138-И.

В справку включаются сведения:

  • о предприятии-резиденте;
  • уполномоченном банке резидента;
  • документах, являющихся основанием для начисления или списания валютных средств;
  • номере счета, коде операции, сумме, коде валюты;
  • выдержки из паспорта сделки и контракта, касающиеся конкретной транзакции;
  • иные сведения по требованию банка.

Заверяется справка как платежка: печатью и подписями лиц, уполномоченных совершать банковские операции от лица предприятия-резидента.

Иногда, если такое условие внесено в договор банковского обслуживания, справку может составлять банк. В остальных случаях клиент-юрлицо подает справку в 2 экземплярах — один остается в банке, а второй возвращается клиенту с отметкой банка.

С помощью справки банк проводит проверку конкретной международной транзакции между резидентом и нерезидентом.

Валютное регулирование

Проведение валютных операций

О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций

Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178, рег. номер в НРПА 1/9574 от 28 марта 2008 г. (с учетом изменений от 22.12.2018)

О проведении внешнеторговых операций

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101, рег. номер в НРПА 8/21279 от 5 августа 2009 г. (с учетом изменений от 30.05.2019)

О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8, рег. номер в НРПА 5/29682 от 5 мая 2009 г. (с учетом изменений от 01.06.2019)

Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22, рег. номер в НРПА 5/34720 от 9 ноября 2011 г. (с учетом изменений от 22.09.2017)

Об утверждении Правил проведения валютных операций

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, рег. номер в НРПА 8/10973 от 13 мая 2004 г. (с учетом изменений от 19.12.2018)

О некоторых вопросах проведения валютных операций

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612, рег. номер в НРПА 8/33673 от 20 декабря 2018 г. (подпункт 1.3 пункта 1 утратил силу с 1 июня 2019 г. (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117)

О некоторых вопросах проведения валютных операций

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 212/5, рег. номер в НРПА 5/46311 от 29 марта 2019 г.

О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. № 514, рег. номер в НРПА 8/30398 от 28 ноября 2015 г. (с учетом изменений от 25.04.2018)

Форма Информации, представляемой лицом, получившим разрешение Национального банка на открытие счета в банке-нерезиденте

Рекомендации по оформлению уведомления об открытии счета в банке-нерезиденте

Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52, рег. номер в НРПА 8/20854 от 30 апреля 2009 г. (с учетом изменений от 01.08.2018)

О применении норм валютного законодательства

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 14 февраля 2019 г. № 31-27/1667

О проведении внешнеторговых операций и открытии счетов в банках-нерезидентах

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 апреля 2020 г. № 192/6, рег. номер в НРПА 5/47957 от 2 апреля 2020 г.

Валютно-обменные операции

Об утверждении Инструкции о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 февраля 2011 г. № 35, рег. номер в НРПА 8/23362 от 17 февраля 2011 г. (с учетом изменений и дополнения от 21.03.2018)

Об утверждении Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112, рег. номер в НРПА 8/13081 от 5 сентября 2005 г. (с учетом изменений от 28.12.2017)

О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 538, рег. номер в НРПА 8/32687 от 5 октября 2018 г.

Обязательная продажа

Об отмене обязательной продажи иностранной валюты

Указ Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301, рег. номер в НРПА 1/17849 от 1 августа 2018 г.

Какие валютные операции подлежат контролю?

Несмотря на то, что государство осуществляет контроль за валютными операциями, его интересуют всего 3 крупных группы:

Расчеты между гражданами и организациями РФ и нерезидентами

Здесь важно соблюдать баланс и защиту прав обеих сторон сделки. Как резиденты должны понимать, что их интересы будут учтены, так и нерезидентам следует знать, что даже на территории чужого государства они смогут осуществлять экономическую деятельность.

Покупка и продажа ценных бумаг, оплачиваемых в валюте

Речь идет не только о брокерской деятельности. Ценные бумаги могут выступать в качестве предмета сделки, залога и иного гражданско-правового инструмента. За их движением на территории РФ следят уполномоченные организации.

Расчет в валюте по сделкам с зарубежными контрагентами.

При совершении валютных операций и резиденты, и нерезиденты должны придерживаться следующих правил:

  • все расчеты проводятся только через счета, открытые в банке, являющиеся участниками валютного контроля;
  • практически все расчеты по сделкам между гражданами РФ в валюте иностранного государства запрещены (за некоторым исключением);
  • если осуществляется внешнеэкономическая деятельность, второй участник сделки – резидент должен уведомить банк о сроках выполнения обязательств и сумме валюты, поступающей на счет;
  • если в сделке участвуют резидент и нерезидент, и последний свои обязательства не исполнил, резидент должен вернуть то, что получил по сделке;
  • при наличии необходимости совершения перевода денег резидента на счет, открытый в иностранном государстве, он должен уведомить ФНС и принести в банк уведомление с отметкой о принятии налоговой.

Несмотря на то, что государству фактически дана возможность следить за операциями в валюте, основным принципом валютного контроля является невмешательство. Поэтому банки в качестве контролеров могут предпринять кардинальные меры только при наличии соответствующих обстоятельств.

Как проводится контроль за операциями:

  1. Уполномоченное лицо выясняет всю информацию по операции: где, кем, на какую сумму и в какие сроки она должна быть совершена.
  2. Подготавливаются необходимые документы и осуществляется их проверка.
  3. Банк проводит операции (при необходимости, открывает дополнительный счет).
  4. Информация о сделке вносится в базы данных.
  5. В банке аккумулируются/резервируются необходимые денежные средства. После осуществления операции средства могут быть возвращены.
  6. Сделка закрывается, по ней формируется отчетность в установленной форме.

Какие услуги по сопровождению валютного контроля предлагают российские банки?

Во избежание нарушений валютного законодательства средний и крупный бизнес предпочитает оплачивать пакет услуг по сопровождению внешнеторговой деятельности. Например, Альфа-банк предлагает клиентам бесплатную консультацию с валютным контролёром, справочник кодов операций (КВВО), постановку контрактов с иностранными контрагентами на учёт. Некоторые банки (например, Уралсиб, Сбербанк) предлагают интерактивные системы для загрузки и проверки документов валютного контроля. В целом, сопровождение сделок с иностранными контрагентами в банке предполагает следующие услуги.

Регулярные консультации собственников бизнеса и финансовых работников. Оплатив сопровождение внешнеторговой деятельности, клиент банка может получить консультацию по правильному оформлению договоров с новыми контрагентами, помощь в заполнении стандартных документов. Работники отделов валютного контроля в российских банках также регулярно информируют клиентов об очередных изменениях законодательства, ведут разъяснительную работу, помогают соблюдать требования к оформлению сделок.

Обеспечение эффективного документооборота с контрагентом, банком и государством. В обязанности менеджера по валютному контролю входит постановка нового контракта на учёт в ФНС и ФТС, предоставление копий и дубликатов оформленных бумаг по запросу клиента, заполнение справок, постоянное взаимодействие с государственными регулирующими органами. Услуга по сопровождению валютного контроля позволяет собственникам бизнеса отслеживать состояние внешнеторговых сделок в реальном времени, а также оперативнее проходить налоговые и таможенные проверки.

Формирование и отслеживание финансовых потоков. Российские банки информируют клиентов о зачислении валютной выручки на транзитный счёт, предстоящих списаниях с расчётного счёта, помогают формировать финансовую и управленческую отчётность. Например, банк Райффайзен предлагает полное сопровождение валютных операций для ИП и малого бизнеса. Пользователю достаточно отправить копию контракта в банк, регистрацию в системе ФТС и подготовку сопроводительных документов проводит персонал финансовой организации.

Стоимость сопровождения внешнеторговых операций обсуждается с клиентом (компанией или ИП) индивидуально, зависит от характера и объёмов коммерческой деятельности. Обычно банки взимают процент от суммы каждой проведённой сделки, бесплатно подключают личный кабинет для перевода средств. Например, валютный контроль в Модульбанке включает обслуживание транзакций в российских рублях, долларах и китайских юанях, а также подготовку сопроводительных документов. Услуга валютного контроля стоит от 300 (за перевод до 500 тысяч рублей) до трёх тысяч рублей (за перевод от двух миллионов рублей).

Выбирая банк для открытия расчётного счёта и ведения внешнеторговых операций рекомендуется обратить внимание на тарифы, доступные услуги, деловую репутацию организации и наличие дополнительных сервисов. Например, бесплатное мобильное приложение поможет отслеживать статус платежей, круглосуточная горячая линия ускорит решение спорных ситуаций, автоматическая проверка загруженных договоров сокращает нагрузку на специалистов финансового отдела

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий