Форма с-09-3-1. регистрация обособленного подразделения

Ответственность за нарушения

При нарушении сроков подачи уведомления, законом предусматривается два типа ответственности организации-налогоплательщика: налоговая и административная.

В рамках административной ответственности, предусмотрено назначение дополнительного штрафа. При определении размера штрафа руководствуются статьей 15.3 КоАП.

Таким образом, сводная информация по штрафам за нарушение в процессе подачи уведомления о постановке на учет, выглядит следующим образом:

Вид нарушенияСумма штрафа в рамках налоговой ответственностиШтрафы в рамках адм. ответственности
Длительность просрочки
менее 90 дн.свыше 90 дн.
Документы о постановке на учет не были поданы в отведенный законом срок5 тысяч рублей.10 тысяч рублей.От 500 рублей до 1 тысячи рублей.
Подразделение вело деятельность без регистрации в налоговойОт 20 тысяч рублей или 10,0% от величины доходов.От 40 тысяч рублей, или 20,0% от суммы доходов.2-3 тысячи рублей.

При смене обособленным подразделением своего адреса расположения, головным предприятием предпринимаются действия по закрытию подразделения (снятию с налогового учета) по прежнему адресу, и открытию ОП по новому месту. Данные шаги вызваны отсутствием в законодательстве положений, регулирующих возможность изменения подразделением адреса регистрации в налоговой инспекции.

Снятие обособленного подразделения с учета

В соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ процедура снятия ОП с учета зависит от статуса ОП:

  • если закрывается филиал или представительство, то снятие с учета осуществляется на основании данных ЕГРЮЛ, но не ранее завершения выездной проверки;
  • если закрывается иное ОП, то снятие производится в течение 10 дней с момента подачи заявления об этом, но не ранее завершения выездной проверки. 

Несмотря на указанное правило, в случае закрытия любого ОП необходимо проинформировать об этом налоговую. Вместе с тем сроки подачи уведомления отличаются от вида ОП:

  • 3 дня с момента принятия решения о закрытии — для филиалов и представительств;
  • 3 дня с момента закрытия — для остальных ОП (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). 

О других вопросах, связанных со снятием с налогового учета, читайте, например, в нашей статье «Как происходит снятие с учета ЕНВД — заявление об отказе». 

*** 

Итак, необходимость представления заявления при открытии ОП зависит от того, какое ОП открывается. Информация о филиале и представительстве получается на основании данных ЕГРЮЛ, а для информирования налоговой об открытии другого ОП требуется направление особого заявления, бланк которого был представлен выше. Отдельное информирование о закрытии ОП требуется в любом случае, но исчисление срока отличается в зависимости от вида закрываемого ОП.

Регистрация ОП: пошаговая инструкция

Для регистрации ОП потребуется соблюсти следующие пошаговые рекомендации:

  • сформировать распоряжение о создании ОП с подписью руководителя;
  • подобрать офис (здание) для работы;
  • оборудовать помещение, создать рабочие места для сотрудников;
  • принять на работу граждан на период не меньше месяца;
  • при необходимости можно назначить руководителя ОП (в противном случае ответственным за него будет генеральный директор головного офиса);
  • принять решение о необходимости создания лицевого счета в банке, формировании отдельного бухбаланса;
  • заполнить для налоговой бланк по форме № С-09-3-1 о принятии ОП на налоговый учет;
  • направить заполненный бланк в налоговую по почте, посредством личного кабинета на официальном веб-ресурсе ФНС либо принести лично;
  • дождаться оповещения о завершении регистрационной процедуры;
  • направить сведения в ПФР и ФСС.

В некоторых случаях открытие ОП сопровождается для юрлица сменой режима налогообложения.

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно

Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

  1. Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.

Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест. Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП

Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.

Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.

А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.

После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

Куда платить налоги, если есть филиал или представительство

Однозначно определить порядок уплаты налогов при наличии выделенных частей компании невозможно, поскольку процедура зависит от установленных законом правил уплаты конкретного налога, а иногда — от решения юридического лица.

По НК РФ, выделенное подразделение может перечислять в госорган по месту своего нахождения 3 вида налогов:

  • Транспортный, если автомобиль или иное транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения обособленной части компании (ст. 83, 363 НК РФ).
  • На имущество подразделения организации, если оно выделено на отдельный баланс (ст. 384 НК РФ). В соответствии с разъяснением Минфина, размещенным в письме «О формировании отдельного баланса…» от 29.03.2004 № 04-05-06/27, под отдельным балансом понимается установленный юридическим лицом для обособленной части фирмы перечень показателей деятельности.
  • На доходы физических лиц (работников). В этом случае филиал или представительство не является налогоплательщиком, а исполняют роль налогового агента. Перечисление налога осуществляется, если подразделение выплачивает сотрудникам заработок, с которого удерживается НДФЛ.

В остальных случаях налоги на деятельность филиала либо представительства уплачиваются юридическим лицом в территориальные органы ФНС по месту регистрации организации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Регистрация иного ОП

Открыть обособленное подразделение иного типа еще проще, ведь сведения о нем в ЕГРЮЛ не подаются. Алгоритм таков:

  1. Принятие решения о создании. Тут все так же, как при организации филиала или представительства.
  2. Утверждение Положения об ОП. Закон такого не требует, однако все же рекомендуется это сделать для внутреннего пользования. Документ должен отражать основные моменты работы нового подразделения.
  3. Издание приказа о создании. Аналогично тому, как издается приказ о создании филиала или представительства, нужно выпустить его и при открытии иного ОП.
  4. Определение ИФНС для постановки на учет. Каждое подразделение, которое не является филиалом или представительством, нужно регистрировать в налоговой инспекции. Сведения направляются в ИФНС по месту нахождения подразделения, а не головной компании. Если в одном муниципальном образовании создается несколько ОП, относящихся к разным налоговым, то заявитель вправе выбрать один орган для постановки на учет всех подразделений.
  5. Регистрация обособленного подразделения в ИФНС происходит не позднее месяца с даты его создания. Для этого заполняется сообщение об открытии обособленного подразделения 2020 года по форме С-09-3-1 из приказа ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Скачать бланк этого документа и посмотреть образец его заполнения можно ниже.
  6. Постановка ОП на учет. Срок, который дается ФНС на регистрацию обособленного подразделения — 5 рабочих дней с даты, когда она получит документы.

Итак, мы рассказали о регистрации обособленного подразделения в налоговой инспекции. Когда оно будет создано, останется лишь назначить его руководителя. Это делает организация в лице своего директора. Если специалист принят на работу специально для руководства подразделением, с ним заключается трудовой договор. Кроме того, для наделения нужными полномочиями на него оформляется доверенность от имени головной компании.

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Зарегистрировано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзор) свидетельство о регистрации пи сайт использует файлы cookie. На оборудование (оснащение) рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства незанятых инвалидов без создания инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к оборудуемым (оснащаемым) рабочим местам для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, в 2020 году в размере равном 72,69 тыс. Поскольку унифицированная форма такого приказа отсутствует, его возможно издать в произвольной форме (см. О внесении изменений в отдельные законода-тельные акты рф по вопросу квотирования раб.

Формы извещения законодательством не предвидено, потому оно может быть изготовлено в свободной устной либо письменной форме. О выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в согласовании с установленной квотой.Из темы форума квота для инвалидов, выложил участник.Выделить ( сделать) в из их особых рабочих мест по должностям 2.Заявка рассматривается в течение 10 рабочих дней с даты ее поступления комиссией, сделанной при центре занятости населения.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Как неоднократно указывали представители финансового ведомства и налоговой службы, если организация и все ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои ОП через головную организацию. То есть подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и головная организация (письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, ФНС России от 19.12.2012 N ЕД-4-3/21580@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@, от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076180@, от 07.08.2012 N 16-15/071669@, от 20.06.2012 N 16-15/053947@, от 23.12.2009 N 16-15/136064).

В случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (смотрите письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Принятие решения о закрытии обособленного подразделения

Решения руководства организации, касающиеся деятельности обособки, в том числе о его закрытии, как правило, оформляются приказом. Его содержание произвольно, но оформлять его полагается в соответствии с правилами делопроизводства и включать полную информацию о наименовании и местонахождении закрываемой обособки. На его основании будут составляться документы, которые впоследствии предоставляют в налоговые органы. При прекращении работы филиала или представительства компании необходимо решение участников (акционеров), на основании которого будут вноситься изменения в ЕГРЮЛ.

Для уведомления о закрытии филиала или представительства необходимо направить в инспекцию по местонахождению организации заявление о снятии с учета обособленного подразделения в 2020 году по форме № С-09-3-2, утвержденной Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 09.06.2011. На это отводится три дня с того момента, когда руководство компании приняло решение о прекращении работы филиала.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

  1. Оформите приказ за подписью гендиректора о создании ОП.
  2. Заключите договор аренды (купли-продажи) помещения, где будет располагаться новое отделение.
  3. Оборудуйте в данном помещении стационарные рабочие места, пригодные для осуществления деятельности, указанной в ЕГРЮЛ. Имущество, находящееся в ОП, по бумагам должно числиться на центральной организации.
  4. Наймите персонал в ОП. Сотрудники могут быть приняты специально для работы в подразделении на срок не менее 1 месяца либо переведены из «головы».

  5. Управляющего в удаленное подразделение назначать не обязательно. Если предполагается должность руководителя, право подписи договоров с контрагентами ему не предоставляется.
  6. Определитесь, будет ли удаленное отделение иметь собственный баланс, счет в банке, начислять и выплачивать денежные средства физлицам. От этого зависит, нужно ли ставить ОП на учет во внебюджетных фондах по месту его нахождения или достаточно уведомить контролирующие органы по юридическому адресу фирмы.
  7. Подготовьте заявление для постановки подразделения на налоговый учет по форме С-09-3-1.
  8. В месячный срок с момента открытия отделения передайте сообщение в ИФНС по месту нахождения организации. При личной подаче документов понадобится предъявить паспорт. Если заявителем будет выступать не генеральный директор, а другой представитель компании, ему необходимо иметь при себе доверенность.
  9. Отправка заявление через телекоммуникационные каналы связи возможна, если гендиректор предварительно сформировал в налоговой инспекции ЭЦП.
  10. Письмо с заявлением С-09-3-1, посылаемое через Почту России, должно быть с уведомлением о вручении.
  11. Через 5 дней получите извещение о регистрации ОП.
  12. В месячный срок подайте сведения об открытии ОП в отделение ПФР по месту регистрации фирмы. Необходимые документы: заявление в произвольной форме, нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации юрлица и его постановке на учет во внебюджетные фонды, приказ о создании удаленного подразделения.
  13. Если для отделения открывается собственный счет, зарегистрируйте ОП в местном пенсионном фонде. К указанному списку документов приложите письмо об открытии счета.
  14. Повторите те же действия относительно фонда социального страхования. В перечень документов для ФСС также входят извещение о регистрации компании в качестве страхователя и уведомление о постановке подразделения на налоговый учет.
  15. Через 5 дней с момента подачи заявления в ПФР по месту нахождения ОП заберите уведомление о постановке на учет, один из экземпляров которого в 10-дневный срок отвезите в пенсионный, где «числится» сама организация.

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий