Тренинги для сотрудников: трата времени или необходимость?

Когда необходим тренинг

Тренинг точно нужен, если происходит одна из следующих ситуаций:

  • Вы вводите в работу новую технологию или инструмент, например, систему управления проектом — и вам нужно, чтобы сотрудники научились как можно скорей пользоваться ей.
  • Компания развивает новое направление, которое не требует полной переквалификации, но предполагает знакомство с новой областью или дополнительные обязанности, например, публичные презентации.
  • У ряда сотрудников есть одинаковый недостаток, слабость или вредная привычка, с которой вы устали бороться.
  • Сотрудники и даже целые отделы постоянно конфликтуют друг с другом и вы не можете их примирить.
  • В коллективе царят упаднические настроения, происходит «выгорание сотрудников».
  • Сотрудники в своей деятельности не воплощают ценности компании.

Личностный рост – важнейшее направление самосовершенствования!

В каждом человеке природа заложила определённый запас знаний и умений, которые должны помочь ему стать успешным. Но данный природный потенциал может раскрыться и развиться только тогда, когда для этого имеются все необходимые условия. Если человек, будучи сформировавшейся личностью, чувствует, что может достичь большего, но не знает, как именно это сделать, это говорит о том, что у него имеется определённый скрытый потенциал, нуждающийся в раскрытии. Как правило, достаточно лишь слегка правильно подтолкнуть человека к реализации своих возможностей, чтобы его жизнь и карьера изменились к лучшему. Именно для такого лёгкого стимула проводятся тренинги личностного развития.

Тренинги личностного самосовершенствования проводятся в нашей стране уже около 30 лет, и за этот длительный период сложились разнообразные течения и виды проведения такого обучения. Иногда они являются исключительно психологическими курсами, иногда граничат с религиозными культами. На наш взгляд, самыми правильными и единственно допустимыми являются тренинги личностного роста, проводимые психологами не для абстрактного развития личности, а для вполне конкретного открытия потенциала человека для достижения им успеха в тех областях, которые для него важны. Именно в таком ракурсе проводятся лекции и семинары по личностному развитию для корпоративных клиентов, проводимые специалистами тренинговой компании «Альянс». Мы помогаем профессионалам достичь максимальных высот в их деятельности, просто открыв в них те способности и качества, которые заложены природой.

Специальные курсы для персонала организаций

Занятия с выездом репетитора к клиенту

Основы проектного менеджмента с нуля

Обучение специалистов строительной отрасли.

Программа автоматизации управления проектами

Координация работы персонала компании

Все аспекты работы с электронными таблицами

Как строится обучение?

Результативность любого тренинга во многом определяется его правильным планированием, чёткой формулировкой задач и точным выбором целей. В этой сфере всё зависит от конкретных потребностей компании или предприятия. Тренер должен понимать, что именно и для чего он делает.

Упрощённый алгоритм обучения выглядит следующим образом:

  1. Руководство подбирает тематику тренинга и приглашает специалиста в нужной для коллектива сфере.
  2. Тренер составляет план обучения с учётом потребностей всех уровней рабочего коллектива (выясняет, кто будет участвовать и в какое время лучше проводить обучение). Затем ещё раз согласовывает тематику и форму обучения с руководителями компании, организации или предприятия.
  3. После получения одобрения от руководства по всем пунктам плана (по времени, форме и темах обучения) выбранный тренер (наставник) приступает к обучению персонала. Тренинг может быть как разовым, так и состоящим из цикла групповых встреч.

Должна ли компания полностью компенсировать сотрудникам участие в тренинге

Это на самом деле непростой вопрос, и мнения тут расходятся. Одни считают, что компания должна оплачивать полную стоимость тренинга, потому что это вклад в своих же сотрудников, которые применят полученные навыки на благо компании. Другие считают, что бесплатное участие демотивирует участников. Мы ведь больше всего ценим то, что дорого нам обошлось и тяжело далось. А когда участие в тренинге достается бесплатно, это подсознательно обесценивает его в глазах человека (каким бы крутым ни был тренер и программа обучения).

Узнайте у своих сотрудников, сколько из них готовы посетить платный тренинг и сколько они готовы заплатить за него. Нормально, если компания компенсирует 50% или даже 75% стоимости участия.

Когда необходим такой тренинг для компании?

  • В случае, если идет реорганизация или кардинальная замена кадров в офисе фирмы;
  • Если среди сотрудников явное недопонимание друг друга, есть соперничество, конфликты, что приводит к неэффективной работе, идущей в убыток;
  • Когда в старом коллективе появляется группа новых специалистов, профессионалов, знающих свое дело, которые работают «изолировано» от остальных;
  • В случаях открытия нового отдела, структуры в фирме, когда сотрудникам предстоит работать в новой, непривычной для них отрасли, и возможно формировать новый коллектив;
  • Перед группой работников стоит задание, которое необходимо выполнить в сроки, которые жмут с каждым днем;
  • Для реализации особого проекта необходимо сотрудничество с новыми людьми, которые находятся вне штата основных работников.

Программа тренинга

Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.

Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Помещение, оборудование и материалы:

– аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками; – стулья по количеству участников тренинга; – парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.); – ручки, фломастеры; – карточки из бумаги форматом А5; – фотоаппарат.

Цели тренинга: 1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.

2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.

3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.

Задачи тренинга: 1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, добро-желательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.

Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Виды тренингов для сотрудников организации

Прохождение должного обучения способствует раскрытию потенциала и увеличению объёма возможностей. Занятия по активному обучению отличаются друг от друга. Правильно подобранная программа для сотрудников приведёт к сплочению коллектива и повышению производительности.

  1. Упражнения, способствующие формированию определённых навыков. Направленные на выработку у работников недостающих умений, освоение новых тактик и технологий.
  2. Психологические программы. Главная цель – изменения в сознании участников. Помогают преодолевать собственные страхи и трудности, бороться с комплексами и вредными привычками.
  3. Социально-психологические эксперименты меняют общественную установку, закладывают основы рационального межличностного общения, учат адекватному реагированию на нестандартные обстоятельства.
  4. Бизнес-тренинги. Позволяют сделать работу компании более эффективной.
  5. Коучинг. Особый вид обучения персонала, отличие которого заключается в постановке конкретных задач для конкретных проблем. В то время как семинары рассматривают типовые ситуации. К тому же чужие истории успеха прекрасно мотивируют на саморазвитие и самосовершенствование

Грамотно проведённые курсы принесут соответствующие плоды: повысится уровень и объём знаний, совершенствуются практические навыки и умения появится стремление к саморазвитию и поднятие командного духа.

Как мы с вами будем работать?

Специалисты Бизнес-школы SRC сопровождают каждого клиента на протяжении 8 этапов работы.

  1. Выявление потребности. Этап связан с установлением уровня разрыва между желаемой и реальной результативностью компании. У вас есть понимание необходимости проведения обучения персонала? Мы поможем в определении целесообразности инвестирования средств в корпоративные тренинги.
  2. Постановка целей. На втором этапе совместно с вами формулируются цели проведения тренингов и задачи программ обучения персонала. Иными словами, за счет чего сотрудники должны будет достичь поставленной перед ними результативной планки?
  3. Определение содержания, форм и методов. Данный этап включает определение вашей специфики с учетом состава группы, сферы деятельности ее участников, их пожеланий, поставленных целей и задач, формы проведения (обучение персонала в организации или выездной бизнес-тренинг).
  4. Выбор или подготовка преподавателей/тренеров. На четвертом этапе отбираются специалисты, которые будут осуществлять обучение персонала. Мы работаем с базой из 135 тренеров, по которой можем подобрать подходящего преподавателя для проведения вашего корпоративного образовательного мероприятия. Мы не только знаем сферы компетенций того или иного консультанта, но и имеем опыт сотрудничества в десятках проектов и отзывы наших клиентов о проведенном обучении персонала в организациях.
  5. Подготовка к тренингу, в том числе организационные мероприятия и мотивация персонала. На этом этапе мы с вами решаем вопросы по организации корпоративного обучения (времени, места, продолжительности проведения), а также рекомендуем, как правильно провести инструктаж группы и ее настрой на дальнейшую работу по повышению профессиональных навыков.
  6. Проведение обучения. Этап подразумевает воплощение в жизнь заранее оговоренных расписания и плана корпоративных мероприятий. В каждой группе процесс строится по индивидуальной схеме с учетом ее специфики и поставленных целей. Можно организовать обучение в Москве, а можно выездные бизнес тренинги в другом городе.
  7. Оценка эффективности тренинга. Путем опроса слушателей мы оцениваем удовлетворенность участников формой и содержанием тренинга или иной проведенной формы обучения персонала. Также определяется, были ли достигнуты поставленные перед началом тренинга цели и задачи, повысился ли профессиональный уровень персонала и сформировалось ли у него понимание того, как необходимо строить свою работу для повышения эффективности деятельности всего отдела и всей компании.
  8. Обеспечение позитивного переноса полученных на тренинге знаний в повседневную работу персонала. Посттренинговые мероприятия позволяют слушателям закрепить приобретенные знания и умения, получить четкое представление об их использовании в рабочем процессе. Воодушевление и поощрение от тренера развивают в персонале стремление воплощать новые схемы и инструменты в процессе выполнения своих повседневных обязанностей.

Помогая организовать обучение персонала вашей компании, мы не стремимся подменить собой вашу службу развития персонала. Мы дополняем друг друга, опираясь на:

  1. ваше понимание внутренних особенностей вашей компании и уровня знаний и навыков персонала,
  2. наше знание рынка услуг по обучению персонала, партнерские связи со 135 бизнес-тренерами и консультантами и
    21-летний опыт компании SRC.

Доверьте обучение персонала SRC! Оставьте заявку на разработку индивидуальной программы тренинга>>>

Кроме организации отдельных корпоративных семинаров и тренингов для вашего персонала, консультанты Бизнес-школы SRC помогают в создании системы корпоративного обучения в компании «с нуля».

Подробнее узнать об услугах по обучению персонала и их стоимости вы можете по телефону в Москве +7 (495) 796-11-35.

Востребованность

Практика показывает, что не бывает одинаковых тренингов, даже если их ведёт один и тот же человек, и они организованы по одной программе. Цель опытного тренера — найти оптимальный способ преподавания для той аудитории, которая находится перед ним в данный момент. Поэтому стиль преподавания и содержание занятий каждый раз изменяется.

К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:

  1. он должен обладать ораторским искусством;
  2. управлять эмоциональным состоянием аудитории;
  3. иметь достаточный опыт в проведении таких мероприятий;
  4. и являться профессионалом в той области, которой посвящён конкретный тренинг.

Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик. Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача. Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.

Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.

Неопытный специалист чувствует себя на работе неуверенно, а, значит, он может допустить ошибки в профессиональной деятельности.

Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.

  • управленческие, рассматривающие вопросы, связанные с управлением персоналом или производственной, коммерческой деятельностью;
  • посвящённые тайм-менеджменту или искусству управления личным и служебным временем;
  • касающиеся продаж и ведения переговоров.

Критерии успешного мероприятия

Разработку тренинга следует начинать с выбора тематики в той или иной отрасли. Это может быть сфера продвижения товаров, этики деловых отношений или укрепления здоровья по авторской методике. Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными и иметь крепкую семью. Поэтому темы развития бизнеса, оздоровления организма, личностного роста, развития управленческих умений, деловых и семейных отношений всегда актуальны.

Для каждой тематики характерно наличие ряда направлений. Например, в личностном росте: как правильно начать дело, продумать путь к успеху, выбрать
бизнес-партнеров и так далее. Главное — разработать программу учебных занятий, которая может периодически меняться. В бизнесе трудно удержаться, если повторять один и тот же тренинг.

На успех тренинга также влияют следующие факторы:

  • новизна и оригинальность информации;
  • соответствие программы тематике мероприятия;
  • личный опыт тренера;
  • интересная подача материала.

Учебные занятия должны не только нести новую информацию, но и быть интересными. Замечательно, когда тренер показывает аудитории, как выполняется упражнение. Создатель тренингов — в первую очередь тот, кто отлично выступает на публике и умеет организовать дискуссии между участниками. И только потом это харизматичная и остроумная личность с чувством юмора.

Совет. Как провести тренинг новичку:

Опытный тренер может организовать новый тренинг на основе старой программы. А начинающему специалисту лучше создать оригинальный план мероприятия. Для этого нужно обозначить цель и задачи учебного занятия, и выстроить на их основе теоретическую и практическую части. Программа тренинга должна полностью соответствовать тематике.

Какие задачи решают тренинги

Увеличение производительности труда

Происходит за счёт изучения новых методов работы и технологий.

Адаптация новых сотрудников

За это, как правило, отвечают занятия, которые проводят внутренние тренеры. Если таких нет, то можно разработать тренинг с внешней организацией и периодически проводить его для новых сотрудников. Также любой тренинг для всего коллектива или отдела позволит познакомить коллектив с новичками поближе и наладить взаимодействие и коммуникацию.

Обучение без отрыва от деятельности и рабочего места

Легче учить сотрудников на рабочем времени, отрывая на пару часов тренинга в месяц, нежели «копить» проблемы, а затем решать их скопом на недельных курсах.

Быстрое решение проблем

На рынке существует огромное количество готовых решений для типичных трудностей, которые возникают у бизнеса разного масштаба. Часто не стоит тратить лишнее время на самостоятельное решение проблемы. Подберите тренинг, который поможет всё разрешить за несколько часов.

Повышение мотивации

Любое обучение свидетельствует о внимании и заботе со стороны руководителя, что в свою очередь может воодушевить работников. Правда, предварительно стоит разузнать: интересна ли тема занятия сотрудникам. Если вы отправите сотрудника на тренинг, который кажется ему бесполезным для работы и для него лично, в ответ вы можете получить лишь раздражение.

Донесение корпоративных ценностей

Тренинг позволяет не только получить необходимые компетенции, но и сформировать в коллективе ценности, которые важны для работы в компании.

С чего начинать обучение персонала?

Результативность тренинга, эффективное выполнение всех поставленных перед ним задач зависит от четкого планирования, грамотного выбора целей, на которые тренинг будет ориентирован, обусловленных потребностями компании.

Для планирования обучения необходимо учесть все уровни рабочего коллектива, которые будут принимать участие в тренинге, заранее согласовать время обучения, форму и тематику с членами тренинга и их непосредственными руководителями. Важен и правильный выбор самого тренера.

http:

Исследования показывают, что большая доля успеха проведенного обучения зависит от составления грамотного плана: за 80% отличных результатов отвечают верный выбор формы обучения, личность тренера, который поможет создать необходимую мотивацию на успех. Момент создания мотивации, направленности на результат проведения обучения, очень важен. Ведь, если сотрудники отнесутся к тренингу как к наказанию или очередным каникулам, проделанная работа не принесет необходимого эффекта и не позволит добиться поставленных целей.

Выбирая тренера, важно обратить внимание на следующие факторы:

для тренера необходимы навыки самопрезентации и «языка тела»;
тренер должен уметь установить доверительные отношения в группе, для того чтобы быть услышанным аудиторией;
важно легко и ловко управлять процессом проведения тренинга (высокий уровень умения вести дискуссию, следить за динамикой коллективных мыслительных процессов, быстро реагировать на любые изменения в групповой активности);
уметь использовать и комбинировать формы обучения, сочетая их таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности тренинга;
тренер должен поощрять энтузиазм участников, вызывать у них желание активно применять свои знания.

В ходе тренинга для персонала используются различные методики:

  1. Метод кейса – выделение конкретной проблемной ситуации с последующим нахождением оптимальных путей ее решения.
  2. Деловая игра – тренер моделирует возможные ситуации, на которые необходимо найти несколько подходящих вариантов возможного развития событий.
  3. Ролевая игра – участники берут на себя разные роли и проигрывают определенные ситуации, которые могут возникать в трудовом процессе.
  4. Групповая дискуссия, или консилиум, групповое обсуждение проблем, задач, вопросов для того, чтобы найти верное решение сообща.
  5. Мозговой штурм – стимулирование развития креативности, творческого начала у членов группы.

Также используются контрольные упражнения, позволяющие определить уровень овладения необходимыми навыками и знаниями. Оценить, насколько результативно прошло обучение персонала, можно с помощью наблюдения непосредственного руководства «в поле», то есть за исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.

http:

Проведение тренингов для персонала – выгодное капиталовложение, ведь высокий уровень квалификации сотрудников, их блестящие профессиональные знания и умения являются одной из основных составляющих успешной деятельности всей организации.

Для обучении персонала нельзя экономить бюджет фирмы

Сейчас, к сожалению, во многих компаниях не предусмотрено бюджета на тренинги для персонала. Многие ссылаются на кризис. Так и хочется прокричать прямо у уши: «Руководители, что же вы делаете?» Мы в «воронку продаж» валим все: аренду помещений, производственные затраты, заработную плату, охрану, логистику и т.д. Уйма денег! И из этой воронки хочет капнуть капля – клиент. Но и его отталкивают наши не обученные сотрудники отдела продаж, а также не обученные линейные руководители. Выступая в роли покупателя, я просто диву даюсь, как некоторые компании еще на плаву держаться с такими продавцами. Всегда в таких случаях убеждаюсь в том, что «кризис» — это отговорка руководителей и собственников, не желающих стоимостью тренинга заткнуть в трубу в своем финансовом бассейне, из которого вытекает гораздо больше.

Учите своих сотрудников!

Автор статьи: Александр Курдасов, Директор ООО «Стандарт-ПРО».

Виды упражнений

Возможно проведение данного вида тренинга в помещении или на природе, причем тренеры видят преимущества и в том, и в другом варианте. Упражнения подбираются в зависимости от места проведения и цели тренинга. Все упражнения для тренинга командообразования можно разделить на несколько групп:

Проектные модули: группа должна выполнить определенный творческий или “строительный” проект за короткий срок

Участники сами распределяют роли, планируют деятельность, общаются, при этом осознают важность слаженной работы в коллективе.

Активные методы: это может быть веревочный курс, спортивная или стратегическая игра, создание какого-то символа, например, логотипа компании, из собственных тел и т.д.

Креативные модули: совместная деятельность группы по выполнению творческого задания – написание картины, создание дизайна корпоративной одежды, командное музыкальное выступление, съемка корпоративного фильма и т.д.

Настольные бизнес-игры: во время них вырабатывается собственная стратегия действий.

Методы визуализации: то, что дается в форме теории, участники воплощают на бумаге или в сценках.

Особенности тренинга командообразования

В тренинге командообразования могут принимать участие руководители компаний (с целью обучиться приемам формирования команды), отдельные подразделения и службы компании (коллектив, которому предстоит долгое время работать вместе) или проектные команды (планируется работа для создания одного или нескольких проектов). Для каждого тренинга определяются собственные цели, задачи, разрабатывается определенная программа, подбираются соответствующие упражнения. Обычно выделяют следующие задачи тренинга командообразования:

  1. выявление проблем, связанных со структурой организации и человеческим фактором, влияющих на выполнение работы,
  2. развитие коммуникативных навыков участников,
  3. формирование навыков рефлексии,
  4. формирование позитивного социального окружения.

Когда планируется тренинг командообразования, упражнения его должны отвечать одному главному требованию – показать преимущество командной работы в определенных ситуациях перед самостоятельной работой

Естественно, команда не нужна при выполнении абсолютно любого действия, но привить командный стиль работы, умение доверять и положиться на другого очень важно

Упражнения для тренинга по формированию команды

Когда тренинг проводится для всех сотрудников компании или отдельного подразделения (т.е. команде в будущем предстоит работать вместе длительное время), чтобы сформировать командный дух и так называемый командный стиль работы, упражнения должны отвечать следующим задачам:

  • повышение лояльности сотрудников к самой организации,
  • усиление авторитета начальства,
  • создание между сотрудников полезных для компании неформальных отношений,
  • получение опыта высокоэффективного командного взаимодействия,
  • увеличение мотивации на выполнение совместной работы,
  • понимание личностных особенностей друг друга, принятие друг друга, установление доверительных отношений между персоналом,
  • наличие общей яркой истории, которая усилит осознание и принятие философии компании.

При создании проектной группы тренер должен продумывать упражнения так, чтобы они соответствовали этапам групповой динамики:

Сначала участники группы испытывают напряжение из-за того, что перед ними незнакомые люди. Соответственно упражнения должны быть направлены на создание дружественной, доверительной и комфортной атмосферы. Также на данном этапе необходимо сформулировать общую цель, правила работы группы и методы контроля над их соблюдением. Роль неформального лидера в это время играет сам тренер.
Дальнейшая работа должна служить для того, чтобы группа могла продолжать эффективно работать и после тренинга. Для этого используют методы создания доверия внутри группы. На этом этапе применяют упражнения на распределение групповых ролей, выявление неформального лидера внутри коллектива, установление групповой иерархии. Важным является понимание того, что для выполнения каждой конкретной задачи лидерство должно переходить к наиболее компетентному в данном вопросе человеку.
На следующих этапах работы необходимо давать упражнения на преодоление конфликтных ситуаций, проявление своих эмоций, отстаивание собственной позиции. Разрабатываются упражнения на совместную деятельность, при которой участники учатся анализировать сложные ситуации и находить способы выхода из них.

Итогом работы станет команда, умеющая действовать в повседневных и сложных ситуациях, умело разрешать возникающие противоречия и адекватно выражать собственные эмоции

На последнем этапе важно дать участникам «материальное воплощение» своей работы: красиво оформленные ими рекомендации для совместной работы, правила работы в группе и поведения в конфликтах и т.д.

Основные виды

Руководители предприятий и компаний чаще всего организуют и оплачивают следующие виды тренингов для своего рабочего персонала:

Психологические, призванные повысить самооценку каждого члена коллектива, вселить уверенность в собственных силах и умениях, а также снизить тревожность. Опосредствованно такое обучение влияет на профессиональный и карьерный рост

Посвящённые тайм-менеджменту, важному для продуктивного и своевременного решения производственных задач. Сотрудник, умеющий правильно спланировать своё время, всегда успевает справиться с поставленными перед ним задачами

Посвящённые навыкам коммуникации, необходимой для эффективного взаимодействия работников в коллективе и решения общих задач, поставленных перед ними руководством. Такой тренинг помогает погасить конфликтные ситуации и найти альтернативные варианты решения проблем. Посвящённые навыкам управления — это один из самых важных для бизнеса видов тренинга, помогающий выявить лидерские качества, умение сплотить коллектив и объединить вокруг одной цели дружную команду профессионалов. Посвящённые профессиональным навыкам, например, умению вести переговоры, правильной организации продаж и так далее.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий