Свободные экономические зоны россии: основная платформа для привлечения инвестиций!

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах. 

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны. 

Обыкновенная пиар-кампания

Эксперты уверены, что Зеленский внес этот вопрос в список исключительно для того, чтобы в бюллетене было упоминание Донбасса, не касающееся Минских соглашений. 

“Вся эта дискуссия нужна для того, чтобы ввести в этот опрос тему Донбасса, но не трогать Минск. Ведь ключевой фактор этого опроса — это то, что никакой юридической силы он не несет. К тому же, даже в рамках одного этого вопроса непонятно до конца, о чем идет речь”, — рассказал Якубин. 

Такие вопросы не обсуждаются на подобных платформах. СЭЗ — это тема для большой, долгой дискуссии, а не прописанный на листочке вопрос, который появился в повестке за несколько дней до местных выборов. 

К слову, ранее предполагалось, что этот опрос будет репетицией большого референдума, который обещал провести Зеленский. Вопрос о создании СЭЗ в случае, если бы это был все же референдум, противоречил бы Конституции — вопросы о налогообложении не могут быть вынесены на голосование на подобных платформах. 

“Вызывает вопросы и концепция власти о том, что, сделав подконтрольную территорию привлекательной экономически, жители “ДНР” захотят вернуться обратно. Это недееспособная теория. Идея о СЭЗ заманчивая, однако о ней нужно говорить в широком контексте… Чтобы ее оживить, нужно иметь хороший политический план реинтеграции. План, а не набор несбыточных фантазий, — заявил Менендес. 

Что это такое и поможет ли реинтегрировать Донбасс?

В бюллетене опроса, инициированного Зеленским, вторым будет вопрос о свободной экономической зоне (СЭЗ) на неподконтрольных территориях. Вопрос о СЭЗ достаточно спорный — глава делегации в ТКГ Леонид Кравчук считает его “возможным компромиссом” в переговорах. Еще в августе он говорил, что этот компромисс “допустимый” для украинской стороны. Он заявил, что еще будучи президентом в 1993 году, предлагал рассмотреть вопрос свободной экономической зоны в Луганской и Донецкой областях, однако потом “это как-то потерялось”. 

“Но это не означает, что невозможно вернуться к этому вопросу и обсудить его«, — заявлял Кравчук. 

Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Алексей Резников тогда поддержал инициативу Кравчука и заявил, что эту идею в ОПУ вынашивают уже давно. По словам Резникова, суть инициативы такова: дать точки роста, дать желание инвесторам прийти с рисковым капиталом и начать вкладывать.

Свободная экономическая зона — это часть территории Украины, на которой функционирует специальный режим экономической деятельности. На такой территории могут устанавливаться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия. Создание СЭЗ должно привлечь иностранные инвестиции, увеличить экспорт товаров и услуг, внедрить новые технологии. В целом, СЭЗ создаются для того, чтобы быстро улучшить экономическое состояние региона или страны. При этом для инвесторов подобные свободные экономические зоны могут быть интересны приближением производства к потребителю, минимизацией затрат на таможенные пошлины, использованием дешевой рабочей силы и снижением административных барьеров.

Известно, что СЭЗ и так называемые территории приоритетного развития (ТПР) уже существовали на Донбассе и в Днепропетровской области в начале нулевых. В 2005 году произошла отмена всех льгот для СЭЗ и ТПР, хоть на бумаге они до сих пор существуют. Инвесторам обещали специальные условия на протяжении 20, 30 и даже 60 лет. На этих территориях до сих пор работают предприятия, которые были созданы благодаря льготам. Руководители предприятий, которые были созданы в рамках существования СЭЗ, говорят, что такие преференции в любом формате помогли бы резко улучшить экономическую ситуацию на Донбассе.

Объяснять, что же это такое, власти взялись буквально недавно. При этом, все равно довольно размыто. Так, в Офисе президента уточнили, что СЭЗ сначала создадут на подконтрольной территории. Общими фразами объяснили, как эту инициативу планируют внедрять: это привлечение на Донбасс “ведущих компаний”, подкормка экономического развития за счет масштабных партнерских программ, лояльный подход к налогообложению и “принципиально комфортные” условия государственного надзора. 

Но непонятно, откуда, к примеру, будут браться ресурсы для внедрения инициативы — а речь идет о миллиардах долларов (первоначальная оценка – около 10 миллиардов, это 5-7% от ВВП), которые потребуются для восстановления территории. У государства таких денег просто нет. Поэтому Кравчук в августе инициировал создание фонда (в том числе и на донорские деньги), средства из которого должны пойти на восстанавление территории. 

Впрочем, по словам экспертов, идею о создании СЭЗ, какая бы она не была привлекательная, будет достаточно сложно воплотить в жизнь без заключения мира.  

Что может заменить СЭЗ в эффективности

Альтернатива СЭЗ на подконтрольных территориях

На подконтрольных территориях Донбасса мог бы быть эффективен концепт индустриальных и технологических парков, рассказывает эксперт Алексей Кущ. Их можно создать на базе индустриальных мощностей в крупных городах, в частности Мариуполе, Лисичанске или Северодонецке.

Альтернатива СЭЗ на оккупированных территориях

Для оккупированных территорий Алексей Кущ предлагает создание демилитаризованных свободных экономических территорий (ДеСЭТ).

Принципы их создания:

  • ДеСЭТ создаются в «тыловых» районах неподконтрольной части Донецкой и Луганской областей;
  • на территории ДеСЭТ проводится полная демилитаризация: вывод незаконных вооруженных формирований, тяжелой военной техники;
  • на территории ДеСЭТ возобновляется деятельность местных органов власти, легитимных по состоянию на декабрь 2013 года;
  • для поддержания правопорядка на территории ДеСЭТ вводятся усиленные мониторинговые миссии ОБСЕ и местной милиции формируются подразделения под руководством представителей ОБСЕ;
  • на территории ДеСЭТ возобновляется деятельность предприятий, зарегистрированных в соответствии с украинским законодательством, а также деятельности украинской банковской системы;
  • с территориями ДеСЭТ возобновляется грузовое сообщение;
  • на территории ДеСЭТ начинают работу должности государственной фискальной службы, которые выдают украинские сертификаты происхождения для произведенных товаров.

Создание ДеСЭТ может стать новой инновационной формой деоккупации неподконтрольных территорий, переходным этапом к полной интеграции в экономическое и политическое пространство Украины, – считает Алексей Кущ.

Похожим примером является Кессонский парк, который создали на территории Северной Кореи. Территория и работники от Северной Кореи, а инвестиции, технологии и инновации – от Южной Кореи.

Принципы существования свободных экономических зон

Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:

  •  обязательное отсутствие любых таможенных пошлин на ввоз комплектующих для будущей продукции, оборудования и на вывоз произведенных товаров;
  •  налоговые льготы;
  •  государственные гарантии от любого вида конфискации и экспроприации имущества, принадлежащего иностранным инвесторам;
  •  набор льгот и привилегий разного характера для компаний, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны;
  •  свободное использование твердой конвертируемой валюты для всех видов транзакций.

Влияние свободных экономических зон на занятость населения

По мнению специалистов, создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние десять лет в развитие СЭЗ было вложено более ста двадцати двух миллиардов рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее пятидесяти миллиардов рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных двадцати пяти тысяч новых рабочих мест, было создано всего двадцать тысяч.

Некоторые эксперты считают, что столь низкая эффективность экономических центров имеет срочный характер. Они объясняют свое мнение тем, что региональные власти не до конца выполнили свои обязательства. Согласно последним данным, уровень регионального недофинансирования открытых экономических зон, достиг отметки в сорок пять миллиардов рублей. Также специалисты отмечают, что высоких результатов удалось добиться лишь центрам, расположенным в Санкт-Петербурге и Татарстане (Алабуга).

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Свободная экономическая зона: суть определения

Первое упоминание СЭЗ датируется двенадцатым веком. Подобные места впервые появились на территории современной Германии, в таких городах, как Гамбург и Бремен. Довольно интересен тот факт, что комплекс привилегий, представляющийся этими городами, сохранился до настоящего момента. В российских регионах первые экономически самостоятельные зоны появились спустя несколько лет, после распада СССР. Свободная экономическая зона является определенным территориальным участком внутри государства, где действуют финансовые, фискальные и таможенные льготы. Как правило, подобные зоны используются для создания предприятий совместно с соседними государствами и привлечения зарубежного капитала.

Создание экономически свободных зон позволяет увеличить скорость экономики страны и отдельных областей. Их использование позволяет создавать большое количество новых рабочих мест и увеличить долю иностранного капитала в бюджет страны. Развитие СЭЗ мотивирует отечественные производственные компании выпускать более качественный товар, который выходит на мировой рынок. Предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес на данной территории, получают налоговые льготы. Помимо этого, собственники бизнеса получают возможность сэкономить бюджет за счет оплаты таможенных и других пошлин по более низкой ставке.

Работа в экономических зонах позволяет не только минимизировать производственные расходы, но и привлечь высококвалифицированный персонал. Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что главной целью СЭЗ является активное развитие внутренней экономики. Также следует отметить, что наличие подобных зон на территории государства позволяет ему наладить внешние экономические связи с другими странами.

За что критикуют идею о СЭЗ?

Еще в августе, после заявлений Кравчука и Резникова о возможном создании СЭЗ на Донбассе, у общества появились вопросы к этой идее. 

Во-первых, непонятно, как будут решаться вопросы национализированных властями “ЛДНР” предприятий. Во-вторых, Украина до сих пор блокирует экономические отношения с “республиками”. Это, по словам эксперта-политолога Алексея Якубина, очень важный шаг в вопросе создания СЭЗ и вообще улучшения экономического состояния региона. 

В-третьих, во время создания учитывают не только налоговые преференции, но и компенсации при сбыте продукции. У Украины на это нет денег. 

По словам политического эксперта Энрике Менендеса, проблема также может быть с реакцией общественности на создание свободных экономических зон именно на Донбассе. 

“Критикуют идею создания свободной экономической зоны чаще всего за то, что Донбассу якобы делают лишние преференции. Мол, во многих областях Украины тоже есть экономические проблемы. В обществе такое решение может вызвать конфликтность. В регионах будут думать, что эти зоны создаются за их счет… Объяснений нет, в ОПУ с коммуникацией не справляются”, — говорит Менендес.  

Однако больше всего вызывает негодование не сама тема свободных экономических зон, а попытка власти возложить ответственность за решение на народ. 

“То, что об этом будут спрашивать в форме опроса, меня смущает. Термин СЭЗ сложный, его не объясняли, коммуникация в ОПУ по этому вопросу хромает на две ноги. Кажется, что все делается для того, чтобы получить предсказуемо негативный результат”, — рассказал Менендес. 

И в этом действительно есть выгода для чиновников Банковой. Эксперты предполагают, что представители власти не хотят возобновлять льготы по СЭЗ, ссылаясь на якобы позицию МВФ. В Меморандуме с МВФ есть размытая формулировка о том, чтобы не давать льгот и привилегий, но прямого запрета для создания СЭЗ там нет. Постоянная критика создания таких зон и плохая коммуникация власти с обществом действительно могут сказаться на результатах опроса. Украинцы, говорит Менендес, могут проголосовать против.

“Вообще-то, президент может решить вопрос СЭЗ и без общественного мнения. У нас же действуют ограничения на торговлю с Донбассом. По большому счету, нужно хотя бы отметить эти вещи. Для этого даже решение парламента не нужно”, — говорит Якубин. 

Виды свободных экономических зон

Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:

  • территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
  • функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.

По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:

  • на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
  • налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
  • финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
  • административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Свободные зоны в мировом хозяйстве

Функционирование свободных зон и конкуренция между ними за инвесторский капитал требуют унификации условий их работы. Это необходимо для того, чтобы инвесторы могли получить полную информацию об осуществляемых проектах. Каждая зона отличается своим набором льгот и стимулов.

В мировой практике выделяют следующие категории льгот свободных экономических зон:

  • Внешнеторговые. Они предусматривают введение особого режима на таможенных постах, а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций.
  • Фискальные. Эти льготы предусматривают налоговые послабления с целью стимулирования конкретных видов экономической деятельности или поведения инвесторов.
  • Финансовые. Они подразумевают субсидии на различные виды услуг. Например, снижение стоимости коммунальных платежей, выгодная аренда земельных участков и другое.
  • Административные. Льготы подразумевают упрощение процедур регистрации предприятий, режима пересечения границ, оказание различных видов услуг.

Мировое хозяйство часто использует формы совместного создания свободных экономических зон. Для них назначается особый финансово-экономических режим. Это влияет на повышение заинтересованности транснациональных корпораций в локальном объединении финансовых, технологических и других возможностей. Происходит реализация заинтересованности стран-учредителей, которые объединяют усилия в области экономической политики импортозамещения, либо наращивания экспорта. Страны-участницы создают условия паритетного сопряжения интересов, что благотворно влияет на развитие зоны в целом и на укрепление отношений между государствами.

Влияние свободных экономических зон на занятость населения

По мнению специалистов, создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние десять лет в развитие СЭЗ было вложено более ста двадцати двух миллиардов рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее пятидесяти миллиардов рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных двадцати пяти тысяч новых рабочих мест, было создано всего двадцать тысяч.

Некоторые эксперты считают, что столь низкая эффективность экономических центров имеет срочный характер. Они объясняют свое мнение тем, что региональные власти не до конца выполнили свои обязательства. Согласно последним данным, уровень регионального недофинансирования открытых экономических зон, достиг отметки в сорок пять миллиардов рублей. Также специалисты отмечают, что высоких результатов удалось добиться лишь центрам, расположенным в Санкт-Петербурге и Татарстане (Алабуга).

Российская практика

Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.

В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.

Цели создания ОЭЗ

Цели создания с точки зрения государства

  • Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Импортозамещение.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов

  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.

Права, обязанности и свободы других государств.

Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права». Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

Цели создания свободных экономических зон

Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях. Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны. Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:

  • привлечение иностранных инвестиций, мобилизация капиталов, получение инновационных технологий для производства товаров и услуг;
  • создание большого количества новых рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров;
  • импортозамещение, производство внутри страны товаров, технологий и услуг для развития внутреннего рынка вместо импортирования товаров;
  • формирование возможной экспортной базы;
  • апробация новых приемов и методов менеджмента, законодательных и налоговых моделей, отработка навыков управления новыми системами, подготовка кадров.

Для инвестора актуальными являются следующие цели:

  • повышение прибыльности вложений за счет налоговых послаблений;
  • сближение производства и потребителя;
  • получение дешевой рабочей силы;
  • снятие различных административных барьеров при ведении бизнеса;
  • развитие территории и получение в связи с этим дополнительных возможностей для расширения бизнеса.

Почему вопрос создания СЭЗ не стоит выносить на опрос

Из результатов опроса следует, что даже те респонденты, которые дают определенные оценки, делают это в основном под влиянием своих политических предпочтений или в зависимости от отношения к президенту Украины.

Наиболее одобрительно к введению свободной экономической зоны относятся избиратели ОПЗЖ, которые преимущественно склонны к любым компромиссам с государством-агрессором

В то же время сторонники президентской партии «Слуга народа» относятся к инициативе с осторожностью, – говорится в сообщении фонда

Такая низкая осведомленность украинцев о СЭЗ не является проблемой. Проблема в вынесении этого вопроса на всенациональное обсуждение. Создание СЭЗ стоит обсуждать в экспертных кругах, а не переносить ответственность на граждан Украины.

Определение понятия «свободная экономическая зона»

Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.

Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия «свободная» или «особая экономическая зона» применяются как синонимы. Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории. Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий