Статья 66 конституции российской федерации с комментариями

История российского федерализма

См. также: История конституции России и История административно-территориального деления РСФСР

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало .

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

Основная статья: Объединение регионов России

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.

2010-е годы

  • 1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена в 2,4 раза за счёт сопредельных районов Московской области.
  • 18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа

Края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе
Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне
пределов компетенции Российской Федерации.
Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а
остальные из перечисленных – по территориальному. Автономные образования были
созданы как формы национальной государственности соответствующих народов,
способы их самоопределения.

Статус данных видов субъектов Федерации: края,
области, города федерального значения, автономной области, автономного округа –
определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается
законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Для конституционного статуса этих субъектов
Федерации характерно наличие следующих элементов:

устава;

своего законодательства;

системы органов государственной власти
соответствующего субъекта Федерации, которая самостоятельно им самим
устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими
принципами организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, определенными федеральным законом;

территории, границы которой могут быть изменены
только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов Федерации.

Положение автономии может иметь особенности по
сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об
автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их
законодательных и исполнительных органов.

Отношения автономных округов, входящих в состав
края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между
органами государственной власти автономного округа и органами власти края или
области.

Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает
взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех
субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с
федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в
таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в
Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит
право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ
предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по
взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным
конституционным законом (ч. 5 ст. 66).

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Похожие термины:

  • согласно ГОСТ Р 6.30–2003 УСД «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», – реквизит 02. Помещают на бланках документов в соответств

  • основной закон государственного образования (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), закрепляющий в соответствии с Конституцией Российской Федераци

  • принятый органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в рамках его компетенции или на региональном референдуме первичный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридическо

  • К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера

  • форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия «бюджет субъекта Россий

  • нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам

  • региональные налоги, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов

  • форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и исполнения расходных обязательств соответ

  • голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит

  • КОНСТИТУЦИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии

  • закрепленный Конституцией РФ принцип федеративного устройства, означающий, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственн

  • 1) вид Красной книги; 2) официальный документ, содержащий свод систематически обновляемых сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и

  • высший орган исполнительной власти республики в составе РФ, а также орган, возглавляющий систему исполнительной власти в иных, помимо республик, субъектах РФ. П.с. РФ подотчетно президенту республ

  • Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственнос

Процедура внесения изменений в Конституцию РФ

Согласно ст. 134 конституции, предлагать изменения в текст основного закона могут президент, Совет Федерации (СФ), Государственная дума, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа сенаторов и депутатов российского парламента (не менее одной пятой членов СФ или Госдумы). Изменения в ст. 65 основного закона, где перечисляются субъекты РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта. При простом переименовании регионов изменения производятся указом главы государства на основании решения субъекта Российской Федерации.

Всего в текст российской конституции было внесено 14 поправок. Большинство из них было связано с переименованием или объединением регионов.

Список субъектов РФ

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2019) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 454 744 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 218 866 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 332 813 Барнаул
4 Амурская область 361 913 793 194 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 144 119 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 1 014 065 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 051 005 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 547 418 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 200 187 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 983 273 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 365 805 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 521 276 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 167 713 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 327 821 Воронеж
15 Республика Дагестан 50 270 3 086 126 Махачкала
16 Еврейская автономная область 36 266 159 913 Биробиджан
17 Забайкальский край 431 892 1 065 785 Чита
18 Ивановская область 21 437 1 004 180 Иваново
19 Республика Ингушетия 3 628 497 393 Магас
20 Иркутская область 774 846 2 397 763 Иркутск
21 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 866 219 Нальчик
22 Калининградская область 15 125 1 002 187 Калининград
23 Республика Калмыкия 74 731 272 647 Элиста
24 Калужская область 29 777 1 009 380 Калуга
25 Камчатский край 464 275 314 723 Петропавловск-Камчатский
26 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 465 563 Черкесск
27 Республика Карелия 180 520 618 056 Петрозаводск
28 Кемеровская область 95 725 2 674 256 Кемерово
29 Кировская область 120 374 1 272 109 Киров
30 Республика Коми 416 774 830 235 Сыктывкар
31 Костромская область 60 211 637 267 Кострома
32 Краснодарский край 75 485 5 648 235 Краснодар
33 Красноярский край 2 366 797 2 874 026 Красноярск
34 Республика Крым 26 081 1 911 818 Симферополь
35 Курганская область 71 488 834 701 Курган
36 Курская область 29 997 1 107 041 Курск
37 Ленинградская область 83 908 1 847 867 Санкт-Петербург
38 Липецкая область 24 047 1 144 035 Липецк
39 Магаданская область 462 464 141 234 Магадан
40 Республика Марий Эл 23 375 680 380 Йошкар-Ола
41 Республика Мордовия 26 128 795 504 Саранск
42 Москва 2 511 12 615 279 Москва
43 Московская область 44 379 7 599 647 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
44 Мурманская область 144 902 748 056 Мурманск
45 Ненецкий автономный округ 176 810 43 829 Нарьян-Мар
46 Нижегородская область 76 624 3 214 623 Нижний Новгород
47 Новгородская область 54 501 600 296 Великий Новгород
48 Новосибирская область 177 756 2 793 384 Новосибирск
49 Омская область 141 140 1 944 195 Омск
50 Оренбургская область 123 702 1 963 007 Оренбург
51 Орловская область 24 652 739 467 Орёл
52 Пензенская область 43 352 1 318 103 Пенза
53 Пермский край 160 236 2 610 800 Пермь
54 Приморский край 164 673 1 902 718 Владивосток
55 Псковская область 55 399 629 651 Псков
56 Ростовская область 100 967 4 202 320 Ростов-на-Дону
57 Рязанская область 39 605 1 114 137 Рязань
58 Самарская область 53 565 3 183 038 Самара
59 Саратовская область 101 240 2 440 815 Саратов
60 Санкт-Петербург 1 439 5 383 890 Санкт-Петербург
61 Республика Саха — Якутия 3 083 523 967 009 Якутск
62 Сахалинская область 87 101 489 638 Южно-Сахалинск
63 Свердловская область 194 307 4 315 699 Екатеринбург
64 Севастополь 1 080 443 212 Севастополь
65 Смоленская область 49 779 942 363 Смоленск
66 Республика Северная Осетия — Алания 7987 699 253 Владикавказ
67 Ставропольский край 66 160 2 795 243 Ставрополь
68 Тамбовская область 34 462 1 015 966 Тамбов
69 Республика Татарстан 67 847 3 898 628 Казань
70 Тверская область 84 201 1 269 636 Тверь
71 Томская область 314 391 1 077 442 Томск
72 Тульская область 25 679 1 478 818 Тула
73 Республика Тыва 168 604 324 423 Кызыл
74 Тюменская область 1 464 173 3 723 969 Тюмень
75 Удмуртская республика 42 061 1 507 390 Ижевск
76 Ульяновская область 37 181 1 238 416 Ульяновск
77 Хабаровский край 787 633 1 321 473 Хабаровск
78 Республика Хакасия 61 569 536 167 Абакан
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 663 795 Ханты-Мансийск
80 Челябинская область 88 529 3 475 753 Челябинск
81 Чеченская Республика 15 647 1 456 951 Грозный
82 Чувашская Республика 18 343 1 223 395 Чебоксары
83 Чукотский автономный округ 721 481 49 663 Анадырь
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 479 Салехард
85 Ярославская область 36 177 1 259 612 Ярославль

Республики – субъекты Федерации

Республики – субъекты Федерации – это государства
в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти
вне пределов компетенции Российской Федерации.
Они образованы как формы национальной государственности,
воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется
Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет
государственно-правовые признаки государства в составе Российской Федерации. К
ним относятся:

конституция республики, республиканское
законодательство;

система органов государственной власти
республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя России и общими принципами организации представительных
и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным
законом;

территория, причем границы между субъектами могут
быть изменены только с их взаимного согласия;

республиканское гражданство; государственный
язык;

собственные символы государства.

Изменения названий регионов

Первым подобным законодательным актом стал указ президента РФ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик. Ингушская Республика была переименована в Республику Ингушетия, а Республика Северная Осетия стала называться Республикой Северная Осетия — Алания.

10 февраля 1996 года в основной закон было включено новое наименование субъекта — Республика Калмыкия (ранее — Республика Калмыкия — Хальмг Тангч).

9 июня 2001 года Чувашская Республика — Чаваш республики стала называться Чувашской Республикой — Чувашия.

25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ получил наименование Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Переименования в связи с образованием новых субъектов

7 декабря 2003 года в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе состоялся референдум, в ходе которого 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области высказались за объединение субъектов. 1 декабря 2005 года, согласно федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 года, был образован единый Пермский край.

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах прошли референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект. За его создание в крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО — 69,95%, Эвенкийском АО — 79,87%. 14 октября 2005 года был подписан федеральный конституционный закон, в соответствии с которым 1 января 2007 года Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа были включены в состав единого Красноярского края.

23 октября 2005 года по предложению руководства Камчатской области и Корякского автономного округа в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проголосовали за слияние субъектов. 1 июля 2007 года, согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, был образован Камчатский край.

16 апреля 2006 года состоялся референдум об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 89,77% жителей области и 97,79% населения округа поддержали эту инициативу. В соответствии с федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года, 1 января 2008 года была образована единая Иркутская область.

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации. В области за слияние субъектов проголосовали 90,29% избирателей, в округе — 94%. 1 марта 2008 года, согласно федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 года, был образован Забайкальский край.

Будущее федеративного устройства России

Перспективы дальнейшего укрупнения регионов

Основная статья:

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой, а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав) был отозван из Государственной думы инициаторами в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Конституционно-правовой статус автономных округов и автономной области

В
составе РФ выделяется 10 автономных
округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий,
Корякский, Ненецкий, Таймырский
(Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский
Бурятский, Ханты-Мансийский – Югра,
Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Кроме
10 автономных округов, в состав РФ входит
одна автономная область – Еврейская.

Статус
автономной области и автономного округа
определяется Конституцией РФ и уставом
автономной области, автономного округа.
Каждый из указанных субъектов при
необходимости может иметь еще и
специальный именной федеральный закон.
Его принятие находится на усмотрении
автономной области, автономного округа.

Вне
пределов ведения и полномочий РФ по
предметам совместного ведения автономный
округ как самостоятельный и равноправный
субъект обладает всей полнотой
государственной власти. Он вправе
передавать осуществление части своих
полномочий другим субъектам на
добровольной основе, по договору между
соответствующими органами государственной
власти либо в иной форме, в том числе
путем принятия закона автономного
округа.

Входящими
в состав края, области являются девять
автономных округов: Агинский Бурятский
в составе Читинской области, Коми-Пермяцкий
в Пермской области, Корякский в Камчатской
области, Ненецкий в Архангельской
области, Таймырский (Долгано-Ненецкий)
и Эвенкийский в Красноярском крае,
Усть-Ор дынский Бурятский в Иркутской
области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
в Тюменской области.

Специфика
статуса автономных округов, входящих
в состав края или области заключается
в следующем:

– вхождение
автономного округа в состав края, области
означает такое состояние, при котором
автономный округ, будучи равноправным
субъектом РФ, одновременно составляет
часть другого субъекта. Это состояние
определяет особенности статуса как
автономного округа, так и края, области,
в состав которых он входит и предопределяет
обязанность органов государственной
власти обоих равноправных субъектов
обеспечивать сохранение территориальной
целостности и единства в интересах
населения края, области;

– вхождение
автономного округа в состав края, области
не изменяет их конституционно-правовой
природы как субъектов РФ и не означает,
что автономный округ утрачивает элементы
своего статуса – территорию, население,
систему государственных органов, устав,
законодательство. Это не умаляет статуса
автономного округа как равноправного
субъекта РФ, поскольку он вправе по
своему усмотрению распоряжаться тем
объемом полномочий, которые предоставлены
ему Конституцией. Для изменения статуса
автономного округа не требуется согласия
или предварительного разрешения края,
области;

– вхождение
автономного округа в состав края, области
означает наличие у края, области единых
территории и населения, составными
частями которых являются территория и
население автономного округа, а также
органов государственной власти,
полномочия которых распространяются
на территорию автономных округов в
случаях и в пределах, предусмотренных
федеральным законом, уставами
соответствующих субъектов и договором
между их органами государственной
власти.

Предусматривается
также возможность регулирования
отношений автономных округов, входящих
в состав края или области, договорами
между органами государственной власти
автономного округа и, соответственно,
органами государственной власти края
или области. Наряду с этим предусматривается
возможность регулирования этих отношений
федеральным законом. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий