Статья 30. федеральный закон от 02.10.2007 n 229-фз (ред. от 08.12.2020) «об исполнительном производстве»

Содержание статьи №50

Ст. 50 закона об исполнительном производстве указывает на то, какими правами и обязанностями обладают фигуранты дела:

  1. Каждый их участником производства обладает правом получать информацию о материалах по делу, снимать ксерокопии, осуществлять выписки, предоставлять дополнительную документацию и материалы по делу, направлять различные заявления, в т.ч. апелляции и быть участником в действиях, указанных в документации. Помимо того, каждая из сторон обладает правом оглашать доводы по тем вопросам, которые возникают в ходе выполнения судебного решения, а также направлять возражения против поданных заявлений, высказанных мнений и иного, исходящего от других фигурантов по делу. В ч.1 этой статьи содержать права участников на обжалование постановлений, вынесенных судоприставом, бездействий должностных лиц, а также другие права, которые предусмотрены в российских законах о порядке исполнительного производства. Пока длится исполнение по ИЛ стороны вправе прийти к мирному урегулированию ситуации путем заключения соответствующего соглашения, а также заключить перемирие, согласно судебного порядка.
    • В данном подпункте ч.1 собраны сведения о том, что любые заявления, претензии, пояснительные записки и другие формы документов могут направляться фигурантом дела инспектору ФССП в электронной форме, если оно визируется электронным типом личной подписи в том порядке, которые установили действующие законы российского Законодательства.
    • Тип, указанной выше, подписи и перечень требования к упомянутым документам в пп1.2 ч.1, определены властью исполнительного значения на федеральном уровне, в т.ч. того который осуществляет функционал по выполнению решений судебного назначения, а также актов, исходящих от других органов или уполномоченных лиц после согласования с учреждением, осуществляющим обязанности по реализации политики на уровне государства и правовому урегулированию в области IT-технологий.
  2. Законом определено и то, что фигуранты каждого исполнительного производства несут бремя ответственности и обязуются выполнять их, согласно Федеральных законов, а также других нормативных положений, действующих на территории Российской Федерации.

Правомерно ли решение судебного пристава-исполнителя о приостановлении/прекращении исполнительного производства, если им был утрачен исполнительный документ

Каковы действия судебного пристава-исполнителя в случае утраты исполнительного документа?

Решение судебного пристава-исполнителя о приостановлении/прекращении исполнительного производства, если им был утрачен исполнительный документ, является неправомерным. При утрате исполнительного документа (исполнительного производства) выдается дубликат исполнительного листа, исполнительное производство восстанавливается.

Статьи 436, 437, 439 ГПК РФ, ст. 327 АПК РФ в части оснований приостановления/прекращения исполнительного производства отсылают к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Статьи 39 , 40 , 43  Закона об исполнительном производстве предусматривают возможность приостановления и/или прекращения исполнительного производства как судебным приставом-исполнителем, так и судом, при этом не закрепляют исчерпывающего перечня оснований совершения указанных действий, однако допускают возможность установления указанных оснований только федеральным законом.

Закон об исполнительном производстве, другие федеральные законы не относят утрату исполнительного документа к основаниям приостановления и/или прекращения исполнительного производства.

В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес представляет вопрос о возможности в случае утраты судебным приставом-исполнителем исполнительного документа продолжать осуществление исполнительных действий в рамках исполнительного производства.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12  Закона  в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Приказом Федеральной службы судебных приставов от 28.09.2015 N 455 утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находящихся в составе исполнительных производств (далее – Положение).

Как предусмотрено п. 2.3.4 Положения, в случае утраты неоконченного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата (копии) исполнительного документа, исполнительное производство возобновляется.

Часть 1 ст. 430 ГПК РФ, ч. 1 ст. 323 АПК РФ предусматривают возможность выдачи судом дубликата исполнительного листа по заявлению, в том числе судебного пристава-исполнителя.

Из системного толкования приведенных норм следует, что до выдачи дубликата исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют правовые основания для производства исполнительных действий.

При этом непринятие судебным приставом-исполнителем мер по получению дубликата исполнительного документа является основанием для признания соответствующего бездействия незаконным в судебном порядке

Необходимо отметить, что в случае установления судом прямой причинно-следственной связи между утратой судебным приставом-исполнителем исполнительного документа и причинением взыскателю убытков.

Вместе с тем, учитывая, что условием для признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только их несоответствие закону, но и факт нарушения прав и законных интересов заявителя, представляется, что конкретные исполнительные действия, совершенные до выдачи дубликата исполнительного документа, не могут быть признаны незаконными только по мотиву отсутствия в соответствующий период времени указанного исполнительного документа (дубликата).

Причины инициации

В эту статью Федерального закона включен п.№5, который регламентирует судоприставу право, что он может возбудить производство без получения заявления только в тех ситуациях, когда это указано в ч.6. Также это возможно, если орган судебной власти или иная инстанция, в т.ч. должностное лицо, опираясь на законы, отправляет документацию судоприставу.

Для исполнительного производства, согласно ч.6 основаниями также могут являться постановления судопристава о мерах по взысканию расходной части за совершенные меры, в т.ч. сбора, наложенного курирующим дело судоприставом в процессе исполнения ИЛ.

Согласно ч.7 заявление от взыскателя должно быть передано судоприставу в течение 3-х дней с момента поступления исполнительных документов в ФССП.

Вам может быть интересно

Стенка на стенку. Как сделать перепланировку и не переплатить?
Что считается перепланировкой в квартире и как ее узаконить в 2019 году?

N 44-ФЗ ст 96. Обеспечение исполнения контракта
1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. 2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта…

«Пенсию — отсрочить»: новые правила льготной пенсии для медработников
Когда теперь медиков отпустят на заслуженный отдых?

Порядок проведения приемки товара
Правильное оформление документов

Чтобы «не обули»: как работает гарантия на обувь?
Права потребителя кроссовок и сапог

Какие налоги не платят пенсионеры?
Налоговые льготы для пенсионеров и порядок их оформления в 2019 году.

Уведомление сторон о возбуждении производства

Согласно статье 24 ФЗ № 229-ФЗ лица, являющиеся сторонами исполнительного производства, уведомляются о начале принудительного взыскания или приглашаются к судебному приставу посредством повестки с уведомлением о передаче, телеграммы, сообщения или лица, которому сотрудник ФССП поручил доставить информацию.

Учитывая нормы этого закона, исполнитель обязан оповестить лиц (истца и должника) путем передачи им копии постановления. Однако пристав не обязан применять телефон, факс, электронную почту для уведомления граждан — это делается на его усмотрение.

Статьи:

Отказ в возбуждении исполнительного производства – что делать?

В течение какого времени возбуждается исполнительное производство

Мне нравитсяНе нравится

Комментарии к статье 30 закона об исполнительном производстве

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.

Арест на имущество в течение срока для добровольного исполнения

В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается. Между тем, в указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например, наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом.

Запрет на выезд из РФ не устанавливается в течение срока на добровольное исполнение

Судебный пристав-исполнитель не вправе удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения исполнительного документа (части 1, 2 статьи 67 Закона об исполнительном производстве).

КС РФ: не подлежит удовлетворению ходатайство взыскателя об ограничении должника на выезд из РФ до истечения срока на добровольное исполнение должником требования

В Определениях от 3 июля 2014 года N 1561-О и N 1563-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 2 статьи 30 и части 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно оспоренным положениям судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

Как отметил Конституционный Суд, такое регулирование не предполагает удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования (Решение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года»).

Оспаривание бездействия пристава-исполнителя. Образец иска

Образец административного искового заявления об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя (не вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства).

Прекращение или окончание исполнительного производства

Прекращением производства по исполнению судебного решения называется завершение этого производства из-за невозможности его осуществления. Производство прекращается в случае, если есть законные основания.

Иногда путают понятия: «окончание» и «прекращение». Но здесь следует знать, что под окончанием понимают одну из стадий производства по делу. На этой стадии исполнительное производство подходит к своему логическому завершению. Окончание исполнительного производства по делу может завершится по причинам, описанным в соответствующей статье Федерального Закона.

А прекращение исполнительного производства может быть осуществлено в двух случаях. Это отмена исполнительного производства судебным приставом, или отмена по решению Суда. И «прекращение» не означает, что существующий долг исполнен. Прекращенное производство может быть снова возобновлено. Для принятия соответствующего решения должно быть несколько причин. Все они описаны в статье № 43 Федерального Закона. Постановление об окончании производства по делу выносит судебный пристав. Он имеет необходимые для оформления данного документа полномочия.

В процессе вынесения постановления он отмечает отмену всех мер и ограничений, предписанных к исполнению ранее. В документе также проставляется отметка о полном или частичном выполнении требований. Такое постановление является тем документом, на основании которого исполнение производства по делу прекращается. Вопрос о прекращении решается Судом или приставом в течение 10 дней с момента поступления заявления.

Причины прекращения исполнительного производства.

  • Полное исполнение судебного решения.
  • Официально признанное банкротство должника (такая причина возникает в случае отсутствия у должника какого бы то ни было движимого или недвижимого имущества, финансовых средств, или счетов в банке).
  • Смерть или пропажа должника без вести (должно иметься документальное подтверждение этого).
  • Передача исполнительного документа другим лицам или организациям для дальнейшего осуществления взыскания (например, вычеты из заработной платы по месту работы).
  • Истечение срока давности судебного решения (срок давности составляет три года).
  • Если есть заявление, написанное взыскателем, в котором указывается желание прекратить взыскание.
  • Мировое соглашение, достигнутое сторонами.
  • Отмена или признание недействительности судебного акта в силу вновь открывшихся обстоятельств.

Документ о прекращении исполнительного производства, как правило, присылают по почте. Но его в случае необходимости можно получить у судебного пристава, ранее возбудившего исполнительное производство, при личном обращении. Проверить статус своего исполнительного производства можно по его номеру на сайте «ФССП» через заполненную на данном портале форму. Получить информацию о статусе исполнительного производства также можно и по телефону судебного пристава-исполнителя в отделе судебных приставов.

Когда исполнительное производство прекращается по решению Суда, дату заседания комиссии по делу сообщают всем участникам слушания заранее. В назначенную дату и время заявление рассматривается. И Суд выносит определение, направляемое всем участникам: взыскателю, должнику, и судебному приставу.

Прекращение взыскания по исполнительному производству означает, что все ограничения, наложенные ранее судебным приставом или судебным решением, снимаются с должника. Он может начать свободно пользоваться имеющимся имуществом, банковскими счетами или вкладами.

Важно: исполнительный лист может быть предъявлен взыскателем повторно. Но сделать это он сможет не раньше, чем через шесть месяцев после того, как исполнительное производство было прекращено

И не позднее истечения сроков давности, которые составляют 3 года. При возобновлении дела пристав снова накладывает аресты и запреты на имущество должника. И заново рассылает в банки постановления о наложении взыскания на финансовые средства, хранящиеся на счетах.

Меры принудительного исполнения

Согласно ст. 64 ФЗ № 229, во время исполнения собственных служебных обязанностей приставы ФССП выполняют нижеприведенные действия:

  • Вызывают на прием в ФССП самого гражданина и его доверенное лицо (при наличии).
  • Проводят предварительную проверку — запрашивают необходимую информацию о физлице или компании.
  • Свободно входят в нежилое помещение, в котором присутствует разыскиваемое лицо.
  • Накладывают обеспечительный арест на квартиру или автомобиль. При непогашении долга это имущество реализуют на торгах (аукционе).
  • Сами проводят оценку имущества или привлекают для этого дела профессиональных оценщиков.
  • Обращаются в Росреестр для проведения госрегистрации имущества на имя должника.
  • Устанавливают запрет на выезд за границу из РФ.
  • Производят зачет однородных встречных требований, которые подтверждают по судебному конкретному приказу или иному аналогичному документу об удержании денег.
  • Проводят розыск.
  • Начисляют и взыскивают сбор.
  • Исполняют требования неимущественного характера — удаляют вредоносную информацию из интернета, проводят изъятие ребенка из семьи и передают его органам опеки. Отобрание малыша проводят в независимости от его года рождения.

Согласно ст. 68 ФЗ № 229, помимо вышеприведенных, приставы ФССП осуществляют другие ограничения и меры принудительного исполнения. При их использовании выполняют такие действия:

  • взыскивают различное имущество должника для реализации (деньги, акции, облигации и др.);
  • изымают имущество, которое присудили взыскателю;
  • принудительно вселяют взыскателя в квартиру;
  • принудительно выселяют должника из занимаемой квартиры или другого жилого помещения и др.

Согласно ст. 111 ФЗ № 229, в случае недостатка средств у физлица или компании для погашения долга, который отражен в исполнительных документах, задолженность распределяют между взыскателями в конкретной очередности. Так, в первую очередь взыскивают алименты, компенсации морального вреда и др. Затем долги погашают выходным пособием и зарплатой должника.

Сроки

Исполнительный лист вместе с заявлением будет передан приставу в течение 3 дней с момента поступления в отделение (часть 7 )

Документы с прошением о возврате незаконно привезенного в РФ ребенка или о реализации в отношении него прав доступа должны быть перенаправлены исполнителю не позднее дня, идущего за днем их принятия в подразделении ФССП.

Пристав в течение 3 дней с момента поступления листа и заявления обязан вынести решение о начале судопроизводства либо объявить об отказе. Если исполнитель не удовлетворяет просьбу истца о наложении ареста на собственность ответчика, то он выпускает соответствующее постановление, в котором мотивирует причины своего решения.

Если исполнительный лист характеризуется как важный и должен быть немедленно пущен в ход, то после передачи в отделение ФССП он сразу же передается приставу, чьи обязанности охватывают регион, в пределах которого должен быть взыскан долг, а когда его нет — любому другому сотруднику службы. Решение в такой ситуации должно быть оглашено в течение 24 часов с момента принятия документов ответственным лицом (сказано в части 10 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Законодательство предусматривает срок в 5 дней для того, чтобы должник добровольно исполнил требования листа. Отсчет начинается со дня получения ответчиком постановления или с момента передачи извещения о том, что информация о возбуждении производства была опубликована в банке данных (может быть направлено в виде СМС-сообщения на телефон, письма на электронную почту, оповещения в личном кабинете на сайте Единого портала госуслуг — правила регламентированы ч. 2.1 ст. 14 ФЗ).

Узнайте о своем долге
Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности

Узнать задолженность

Сроки погашения задолженности

На основании Федеральных законов Российской Федерации и действующего ФЗ №229 (п.12) должнику предоставляется срок 5-ь дней для добровольного погашения долга. Данный период вступает в силу после получения лицом с задолженностью исполнительного производства.

Законом также установлено в п.14, что сотрудник ФССП не вправе регламентировать период для погашения долга в добровольном порядке. Помимо того, руководствуясь этой статьей, судопристав может:

  • Обязать должника выдать документацию, в которой указано то или иное имущество, источник доходов, на которые можно наложить арест или ограничение. Это относится ко всем банковским счетам, вкладам, депозитам и имуществу, которое является банковским залогом.
  • В вынесенном постановлении судопристав также обязан предупредить должника о вменение в его отношении тех ограничений, которые предусмотрены действующим ФЗ. Это актуально в том случае, если истек срок для погашения долга в добровольном порядке.

После того как основное исполнительное производство окончено, пристав может инициировать дело о вынесенным, но не исполненным решениям. К примеру, о взыскании с лица тех расходов, которые повлекли за собой исполнение решения суда, в т.ч. исполнительный сбор, который сотрудник ФССП наложил на должника в процессе выполнения ИЛ.

Позиция ВС РФ

Не согласившись с принятым решением, общество «С» подало кассационную жалобу в ВС РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам высшего судебного органа указала: возлагая на банки принудительное исполнение судебных актов, закон об исполнительном производстве действительно не наделяет их правами и обязанностями, присущими судебным приставам-исполнителям, в том числе правом прекратить исполнительное производство. Однако, по мнению ВС РФ, это не означает, что должник, полностью исполнивший судебный акт, лишен возможности обратиться в суд с требованием о прекращении обязанности по исполнению судебного акта.

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий Группы компаний «Гордейчик и партнеры»:

«В данном случае налицо явный пробел в законодательстве, провоцирующий время от времени попытки двойных взысканий по одному и тому же обязательству. Уже много лет практика высшего судебного органа направлена на жесткое пресечение подобных попыток, что еще раз доказал ВС РФ».

В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права) ().

МНЕНИЕ

Алексей Толстов, партнер Адвокатского бюро «Бобров, Толстов и партнеры»:

«Данное дело показало, что суды нижестоящих инстанций до сих пор неохотно применяют аналогию закона, предпочитая правовой пуризм реальному восстановлению нарушенных прав. Из обстоятельств дела видно, что взыскатель, возражая против прекращения исполнительного производства, занял исключительно формальную позицию, никак не обосновав, чем нарушаются его права при прекращении взыскания по исполнительному листу. При таких обстоятельствах позиция ВС РФ полностью обоснованна».

Высший судебный орган отметил, что отсутствие в исполнительном листе сведений о погашении долга может повлечь его повторное взыскание. По мнению ВС РФ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в подобной ситуации у общества отсутствует иная возможность прекратить принудительное взыскание в связи с фактическим исполнением, кроме как путем обращения с соответствующим заявлением в суд.

МНЕНИЕ

Дмитрий Щирский, партнер, руководитель Практики разрешения споров Юридической компании Coleman Legal Services:

«ВС РФ в очередной раз устранил нарушение прав и законных интересов лица, возникшее в силу несовершенства федерального законодательства. Данной ситуации удалось бы избежать в случае, если бы все лица, участвующие в процессе исполнения судебного акта, могли в режиме онлайн получать актуальную информацию о текущем размере задолженности по соответствующему исполнительному листу. Кроме того, отчасти решить проблему могло бы наделение организаций, получающих исполнительные листы для взыскания денежных средств должника (например, банков), правом на указание в них сведений о погашении долга».

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила постановление суда кассационной инстанции и оставила в силе решения нижестоящих судов о прекращении исполнительного производства в связи с добровольным погашением задолженности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 апреля 2016 год № 310-ЭС15-17354). 

***

При рассмотрении указанного дела ВС РФ не стал занимать формальную позицию и использовал аналогию закона, которая так редко применяется отечественными судами. Благодаря этому теперь прекратить исполнительное производство в связи с добровольным погашением задолженности сможет не только судебный пристав-исполнитель, но и суд. Это лишит недобросовестных кредиторов возможности повторно взыскать уже погашенный долг.

Основные положения с изменениями

Теперь в ФЗ-229 Об исполнительном производстве детально прописан порядок взыскания денежных средств в банках, компаниях, где трудоустроен должник. При этом делается акцент на том как защитить граждан-должников от исполнительного произвола и ошибок. А именно, при аресте, изъятии и ином взыскании денег, валюты ответчика четко контролируется неприкасаемость социальных выплат и допустимого взыскательного лимита.

Какие обязательства возникли у работодателя должника

То есть не «в слепую» урезать от всей начисленной зарплаты должника-работника, а с учетом требований статей 99 и 101 Закона

В расчетной ведомости (о выплате зарплаты или иного дохода должнику) фирма обязана указывать коды видов доходов, которые нельзя взыскивать (инструкции о том как правильно вносить эти коды сейчас разрабатывает Банк РФ).

Если деньги получает работник в банке (не в кассе предприятия), то работодатель должен банку, куда поступают зарплатные деньги, предоставить полный расчет уже совершенных удержаний. Так можно будет миновать двойных вычитаний.

Обязанности, установленные за банками

По зарплатным счетам. Банк руководствуется сведениями о списанных суммах, которые указаны в расчетных документах работодателем. Самостоятельное взыскание сверх указанных сумм не допускается. Соответственно блокировать (не выдавать) такие средства («очищенные» от взыскательных мер) банк не может.

По специальным (на которые поступают госпособия, соцвыплаты и т.п.) и стандартным денежным счетам (вклады, депозиты, расчетные, прочее). Прежде чем исполнять требование судебного пристава, финансовое учреждение производит расчет тех средств, которые можно заблокировать (арестовать или удержать). А потом с соответствующими средствами проводит манипуляции. При этом порядок такого расчета и манипуляций определяет Минюст РФ, согласуя с Банком России (что соответствует духу статьи 3 Закона Об исполпроизводстве). А те деньги, на которые установлен исполнительный иммунитет, должны в полном объеме поступить в распоряжение клиента.

Оповещение пристава или взыскателя. О произведенных удержаниях финансовая организация в течение 3 дней извещает пристава или истца (в зависимости от того кто инициировал процедуру), что позволяет соблюдать принцип своевременности при исполнении решения суда, предусмотренный статьей 2 ФЗ №229-ФЗ.

Действия судебного пристава при изъятии денег

При обнаружении запаса наличных денег, пристав вправе их конфисковать с составлением акта. Наличность может быть обнаружена по месту жительства, работы, в банковской ячейке ответчика. Отнятые, в соответствии со статьей 33 Закона, рубли или валюта без промедления (не позднее следующего банковского дня) сдаются на спецдепозит и уже не принадлежат бывшему владельцу. У должника есть возможность отстоять часть или даже всю сумму. Но нужно документально подтвердить, что финансы, которых он лишился, ничто иное как социальные выплаты, пособия, компенсации, тому подобное.

О доходах, подлежащих иммунитету

Поправки в закон об исполнительном производстве расширили список доходов, на которые не должно обращаться взыскание. Это суммы:

  • единовременной помощи в связи с утратой вещей первой необходимости;
  • пособий лицам, здоровью которых причинен вред различной степени;
  • выплат членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.

О полномочиях пристава

Расширены полномочия работников ФССП. С целью выяснения финансового состояния должника приставы вправе требовать от налоговых органов данные, которые нужны для полного исполнения предписаний в исполнительном листе:

  • о количестве, видах банковских счетов;
  • о движении национальной или иностранной валюты на счетах;
  • о суммах денег, которые имеются на остатках в банках;
  • об имуществе (его стоимость, место нахождение, факте регистрации и пр.);
  • о подаваемых декларациях и уплачиваемых суммах налогов;
  • любую иную информацию, которой располагает ФНС.

При этом налоговая инспекция не сможет отказать в предоставлении таких данных даже ссылаясь на налоговую тайну.

Таким образом, приставу будет сложнее оправдать свое бездействие и не будет оснований для возврата испол.документа заявителю ввиду отсутствия информации о должнике, его имуществе, как это предусмотрено в статье 46 ФЗ-229.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий