Современные проблемы систем образования в россии

Пути решения

Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.

Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.

Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье

Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через «Скайп».

Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей

Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.

Первым чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.

Очень точно об этой проблеме в системе образования высказалась мама выпускницы «Домашней школы Фоксфорда» Ирина Фомичёва. К слову, сама в прошлом педагог.

‍Читать целиком интервью с Ириной Фомичёвой →

«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать.

Учитель — это призвание. Но его труд должен оплачиваться достойно. Иначе огонь в глазах быстро погаснет. Молодые педагоги тонут в отчётах и методичках. Канцелярщина и рутина убивают интерес к предмету, не оставляют времени для саморазвития. Добавьте к этому отсутствие материальных стимулов, и вы поймёте, почему на типичных школьных уроках скучно так, что зубы сводит».

Плюсы

Что такое Болонский процесс?

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

2.3. докторантура.

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность — это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это — необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.

Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию

Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Проблема 6. Большие домашние задания

Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.

По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей. 

Семейное образование приучает детей к самостоятельности. Особенно быстро учатся распоряжаться своим временем экстерны. Ученик «Фоксфорда» Василий Полторацкий в этом году заканчивает 11 класс, хотя по возрасту должен быть только в 8-м.

«За год экстерната я полностью освоился в самообразовании и начал получать удовольствие от обучения дома. Долой подъёмы в шесть утра и часовые поездки в метро с двумя пересадками! Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь».

Структура образовательной системы России

Структура образовательной системы России представлена следующими типами образовательных учреждений.

Детские дошкольные образовательные учреждения (ДОО) – детские ясли, детские сады, центры детского развития, детские клубы и т.д.

Основная цель: воспитание и обучение детей дошкольного возраста, подготовка к школе.

Данные образовательные учреждения изначально были созданы для оказания помощи матерям по присмотру за детьми. С течением времени их назначение менялось – воспитание детей, развитие личности и обучение, сохранение и укрепление здоровья детей и т.д. На данный момент, согласно ФГОС цель ДОО – это полноценная подготовка ребенка к школьному обучению.

Все дошкольные учреждения создаются в помощь семье по воспитанию ребенка, развитию его индивидуальных способностей и возможностей, коррекции недостатков, укреплению здоровья и общему развитию личности каждого ребенка.

Общеобразовательные учреждения – школы, лицеи, гимназии и т.д. В отличие от дошкольных учреждений имеют три взаимосвязанные ступени:

1 ступень – начальная школа.

Основная цель начальной школы – это комплексное развитие детей младшего школьного возраста, формирование у них целостной картины мира, мотивации на получение новых знаний, а также навыков к обучению.

Все учебные предметы в начальной школе направлены на создание фундамента последующего обучения, то есть они закладывают у ребенка его первоначальные представления о природе, человеке, обществе и т.д.

2 ступень – средние классы (неполная средняя школа).

Основная цель – заложить необходимые основы общеобразовательной подготовки, которая нужна для вхождения и последующего полноценного существования в социуме. Данная ступень образования является обязательной. По окончанию неполной средней школы выпускники имеют возможность продолжить обучение далее на следующей школьной ступени, либо пойти учиться в профессиональные учебные заведения.

3 ступень – старшие классы (полная средняя школа).

Цель – формирование у учащихся способности к самоорганизации и самообразованию.

Данная ступень завершает школьное обучение. В некоторых школах старшие классы дифференцируют в зависимости от профиля обучения (гуманитарное, экономическое, физико-математическое и т.п.).

В систему общеобразовательных учреждений входят специальные образовательные учреждения для детей имеющих различные отклонения в развитии. Данные учреждения представлены коррекционными школами, в которые дети поступают по решению медико-психолого-педагогической комиссии. В коррекционных учреждениях детям обеспечивают лечение, обучение, питание, коррекционные занятия и занятия, направленные на социальную адаптацию в обществе.

Профессиональные образовательные учреждения – колледжи, техникумы, ПТУ, ВУЗы и т.д.

Цель – реализация образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Данная ступень представлена следующими учебными заведениями:

  1. Средние учебные заведения (ЗУС) – техникумы, колледжи, училища. Осуществляют подготовку специалистов среднего звена. Принимают учащихся с неполным и полным средним образованием.
  2. Высшие учебные заведения (ВУЗ) – университеты, академии, институты и т.д. Основная цель данного образования – это подготовка и переподготовка специалистов, удовлетворение потребностей общества в специалистах высшего звена. Поступить в ВУЗы можно только на базе полного среднего образования или среднего профессионального образования.
  3. Послевузовское профессиональное образование – магистратура, аспирантура, докторантура и т.д. Цель — повышение полученного высшего образования, а также приобретение навыков исследовательской деятельности.
  4. Учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, дома творчества, курсы повышения квалификации и т.д. Основная задача – это удовлетворение потребностей людей и организаций по получению всестороннего образования и расширения кругозора.
  5. Учреждения для детей сирот – детские дома. Основная цель – это воспитание и обучение детей оставшихся без попечения родителей в силу различных обстоятельств (лишение родительских прав, смерть родителей и т.д.)

Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования России и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.

Проблема 8. Устаревшие методы работы

Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностей поколения Z. Поэтому ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. А ведь таких учителей большинство, и их подход, безусловно, является недостатком современного образования.

В семье ученика «Домашней школы Фоксфорда» Тимофея Кожина решение о переходе на семейное обучение созрело внезапно. Мама опасалась, что сыну отобьют охоту учиться.

«Несмотря на гордое звание лицея, Тим часто сталкивался с враждебным отношением преподавателей. Сыну не нравился формальный подход к объяснению материала, а учителям — его стремление изучить темы глубоко, забегать вперёд. И мы ушли».

Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

Образование
подразделяется на общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование и
профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование). (профессиональное
обучение)

Уровни
общего образования:

1)
дошкольное образование;

2)
начальное общее образование;

3)
основное общее образование;

4)
среднее общее образование.

Уровни
профессионального образования:

1)
среднее профессиональное образование;

2)
высшее образование — бакалавриат;

3)
высшее образование — специалитет,
магистратура;

4)
высшее образование — подготовка кадров
высшей квалификации.

Дополнительное
образование:

1)
как дополнительное образование детей
и взрослых

2)
дополнительное профессиональное
образование.

Формы
обучения

В
России существует три основные формы
получения образования: очная (дневная);
очно-заочная
(вечерняя);заочная.

Ограничения
на получение образования по той или
иной форме обучения может устанавливаться
законодательством об образовании и
(или) образовательным стандартом.

Также
возможно получение образования в
форме экстерната (самообразования)
и семейного
образования

с правом прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации
в образовательных организациях.


сетевое
обучение
.
Сетевая форма реализации образовательных
программ — реализация образовательной
программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том
числе иностранных, а также при необходимости
с использованием ресурсов иных
организаций;


электронноеидистанционное
обучение
.

Статья
17. Формы получения образования и формы
обучения

1.
В Российской Федерации образование
может быть получено:

1)
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;

2)
вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).

2.
Обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, с учетом
потребностей, возможностей личности и
в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися осуществляется в очной,
очно-заочной или заочной форме.

3.
Обучение в форме семейного образования
и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в
соответствии с частью
3 статьи 34настоящего Федерального
закона промежуточной и государственной
итоговой аттестации в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность.

4.
Допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.

5.
Формы получения образования и формы
обучения по основной образовательной
программе по каждому уровню образования,
профессии, специальности и направлению
подготовки определяются соответствующими
федеральными государственными
образовательными стандартами,
образовательными стандартами, если
иное не установлено настоящим Федеральным
законом. Формы обучения по дополнительным
образовательным программам и основным
программам профессионального обучения
определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.

Основные проблемы современной системы среднего образования

Баба ЕГЭ

Ох уж этот ночной кошмар каждого современного школьника. Этой бабой сейчас вполне можно пугать маленьких детей, что и делают учителя в школах, если и не с начальной школы, то со средней точно. Пожалуй, бабу ЕГЭ можно смело включить в ТОП главных бичей образования. Давайте разберемся почему.

  • После введения единого государственного экзамена школы начали усиленно готовить своих выпускников к этому виду испытания. При этом существенно сократился объем по-настоящему полезных для дальнейшей жизни знаний.
  • Большинство заданий ЕГЭ по сути бессмысленны, а на некоторые вопросы, предлагаемые школьникам, не могут ответить и кандидаты наук. Забавно, не так ли?
  • Основной упор на уроках делают именно на сдачу ЕГЭ, а не на расширение кругозора школьника.

Добавим к этому еще и саму систему проведения тестирования. Ученики сидят под прицелом видеокамер, да еще и с незнакомыми тетями/дядями-надзирателями. Даже те, кому скрывать нечего, начинают паниковать. В итоге у школьников достаточно часто случаются нервные срывы и в особо крайних случаях развивающиеся психические и психосоматические заболевания. Прекрасный букет, не так ли? А ведь всего этого еще несколько лет назад не было. Что-то улучшилось со времени введения ЕГЭ? Сомнительно. Именно поэтому сегодня многие специалисты бьют в «набат» и настаивают на отмене ЕГЭ.

Домашние задания

Теперь предлагаем поговорить о преимуществах и недостатках домашних заданий. Естественно, во все времена мало кто из школьников хотел их делать. Правда, повзрослев, очень многие заговорили об их пользе и необходимости выполнения. Так ли это?

Давайте рассмотрим среднестатистические домашние задания, которые задают в современных школах. Просто возьмите задачник своего ребенка и внимательно изучите его. Вы увидите, что многие задания однообразны и направлены на бесконечное повторение одного и того же материала, а не на продвижение вперед и познание чего-то нового. Дети, которые схватывают все на лету, вынуждены выполнять рутинные и неинтересные задания (кстати, порой задания не просто неинтересные, а откровенно глупые).

В результате, ребенок теряется всякий интерес как к выполнению домашних заданий, так и к обучению в целом. Ведь детский мозг надо заинтересовать, у школьника должно появиться любопытство к чему-то новому, доселе ему неизвестному. Другой вопрос, когда ребенок не способен понять тему, да и не хочет ее понимать, предпочитая тратить время на компьютерные игры или телевизор. Тут уже требуется серьезный разговор с ребенком о его довольно бессмысленном времяпровождении.

Отметим, что выполнение домашних заданий приучает детей к дисциплинированному подходу к рутинной и неинтересной работе

Принимая во внимание тот факт, что в основе своей вся наша жизнь состоит как раз из рутинных обязанностей, быть может, в домашних заданиях все-таки есть смысл

Важно только, чтобы ребенок понимал, для чего ему нужно заниматься не только в школе, но и дома

Жестокость

Да, жестокость в школах царствовала всегда. Драки, соперничество, бойкоты – это именно те проявлений жестокости, которые можно встретить практически в любой образовательной организации. Однако порой в современных школах происходит такое, отчего волосы встают дыбом, а у детей формируется целый букет комплексов и психологических травм, которые могут остаться с ним на всю оставшуюся жизнь.

В средствах массовой информации регулярно появляется информация о вопиющих проявлениях жестокости среди школьников. То группа ребят целенаправленно и изощренно издевается над своим одноклассником, из-за чего он предпринимает попытку самоубийства. То несколько школьников объединяются в настоящую бандитскую группировку и терроризируют всю школу. То один из школьных лидеров «на спор» привселюдно унижает более слабого и безответного ученика.

Мало того, учителя зачастую не только не препятствуют школьным разборкам, но и сами жестоко относятся к детям. Причем жестокость проявляется как в психологическом давлении на школьников, так и в прямом рукоприкладстве. И ситуация с каждым годом только ухудшается. Почему так происходит? Специалисты озвучивают несколько причин: это и пагубное влияние телевидения/компьютерных игр, и всеобщая вседозволенность, и непростые взаимоотношения в семьях и т.д. Однако наибольше влияние на возникновение жестокого отношения в школьном коллективе, по мнению специалистов, оказывает низкая квалификация педагогического состава в современных школах.

Лирическое отступление или воспоминание о былом величии

Как вы думаете, почему во времена Советского Союза образованные люди действительно ценились государством и считались образцом для подражания? Потому что качество образования в школах было абсолютно иным, чем в современных образовательных организациях.

  • Во-первых, советские школы основной упор делали на те области знаний, которые считались наиболее важными. И только вскользь затрагивали те сферы, которые способствовали еще большему развитию кругозора школьников.
  • Во-вторых, помимо основных научных дисциплин в школах практиковались занятия, направленные на воспитание в учениках сильного характера и уверенной в себе личности.
  • В-третьих, многие учителя были ориентированы на то, чтобы помочь школьнику в развитии уже имеющихся у него способностей.

Конечно же, в советской системе образования были не только преимущества, но и недостатки (например, чрезмерная идеологизация или подавление всего нестандартного и т.д.). Однако, несмотря на все недостатки советских образовательных учреждений, в них присутствовало самое главное – систематический подход к обучению и тщательный отбор педагогических работников, чего нельзя сказать о современных школах. Что же не так со школами в России сегодня? И почему некоторые специалисты считают, что формат обучения в современных российских школах нуждается в срочной «перезагрузке»?

Система образования в России

Российская система образования представляет собой единый процесс обучения и воспитания. Она направлена на то, чтобы дать обучающимся все необходимые знания, умения и навыки, сформировать у них нравственно правильные ценностные установки и наделить их необходимой компетенцией. Целью образования является личностное развитие каждого человека, а также удовлетворить его потребности в обучении.

Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление каждому гражданину права на образование.

Замечание 1

Основным документом, регламентирующим образование в России, является федеральный закон “Об образовании”.

В целом образование в России делится на:

  • Общее, которое делится на дошкольное, начальное, основное общее и полное общее;
  • Профессиональное, которое делится на среднее профессиональное, бакалавриат, магистратуру/специалитет;
  • Дополнительное: дополнительное образование для детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Данная система обеспечивает доступ граждан в образованию на протяжении всей жизни, а также обеспечивает возможность реализации непрерывного образования.

Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной формах. Возможны экстернат, а также семейное и дистанционное образование.

Соответствие образования установленным требованиям устанавливается с помощью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС-ы регулируют содержание образовательных программ, условия реализации этих программ, а также проверяют, как эффективно данные программы действуют.

Управляет российским образованием Министерство образования и науки РФ. Также контроль над сферой образования держит Рособрнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Они предупреждают и пресекают всевозможные нарушения требований законодательства.

В России существуют следующие образовательные организации:

  1. Дошкольное образование: ясли, детские сады;
  2. Общее образование: школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, школы-интернаты и т.д.;
  3. Среднее профессиональное образование: училища, колледжи, техникумы;
  4. Высшее образование: институты, университеты, академии;
  5. Дополнительное образование: дворцы творчества, школы искусств и т.д.

Образовательные организации могут быть как государственными, так и частными.

Помимо этого в России существует понятие корпоративного образования, при котором образовательный процесс проводится внутри организации или фирмы сотрудниками данной организации или фирмы.

Первые школы открывались ещё на Руси в IX-X веках, чаще всего при монастырях. Первый российский ВУЗ — всем известна Славяно-греко-латинская академия (открылась в XVII веке).

В целом современная российская система образования построена довольно неплохо. В 2014-ом году британское исследование поставило её на восьмое в Европе и тринадцатое в мире места по качеству образовательных услуг. Однако по математике, научной грамотности и чтению российские школьники часто сильно отстают от других стран; в соответствующем исследовании Россия стояла на 30-40-ых позициях.

Замечание 2

Лучшим учебным заведением в России, согласно мировым исследованиям, является МГУ имени Ломоносова. Этот вуз занимает весьма высокие позиции во многих международных рейтингах наряду с СПбГУ и МГТУ имени Баумана.

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

  • специалиста;
  • магистра. 

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Цели модернизации

Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования. Основные тенденции развития современного образования предполагают:

Основные тенденции развития современного образования предполагают:

  • создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
  • запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
  • преемственность в образовании;
  • придание учебной деятельности социальной значимости.

Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.

Специфика

Педагогическое образование РФ характеризуется высокими требованиями к профессиональной деятельности, а также к личности самого преподавателя, воспитателя как субъекта учебно-воспитательного процесса и педагогического общения.

Поэтому к процессу подготовки квалифицированных кадров необходимо относиться очень серьезно. Современное педагогическое образование ориентировано на решение двух задач. Во-первых, нужно оказывать содействие социально-ценностному развитию личности будущего преподавателя, его гражданской и нравственной зрелости, общекультурной, фундаментальной подготовке. Во-вторых, необходимо способствовать специализации и профессиональному становлению в выбранной области педагогической деятельности. Можно сказать, что всестороннее развитие личности преподавателя – это цель, основа и условие, обеспечивающие эффективность обучения будущих педагогов.

Немного истории…

Развитие и история высшего образования в России также тесно переплетаются с событиями, которые постоянно происходили на территории страны и за ее пределами. Например, вслед за промышленным переворотом в Европе наша держава тоже претерпевает свои изменения, в частности, основывается Ленинградский горный институт, который стал прародителем высшего технического образования в России. В основном в горном училище (так называли его в те времена) преподавались математические дисциплины: алгебра, геометрия, архитектура, металлургия, минералогия, химия, физика, иностранные языки. Такое разнообразие точных наук помогало получать достойное и разностороннее образование. Россия, как и многие другие страны, пыталась сделать обучение доступным для женской половины. Окончательно это стало возможным после Великой Октябрьской социалистической революции. В это же время перед высшим образованием встали другие цели и задачи. Планировалось строить совершенно новое общество посредством целенаправленного воспитания молодежи и введения коренных изменений в процесс обучения.

Во времена СССР получение высшего образования тесно было связано с планами развития общества и всех отраслей народного хозяйства. Достаточно вспомнить ежегодные выезды студенческих бригад на картошку или обязательное активное участие в делах профсоюза. Перед высшими школами главной задачей было повышение уровня подготовки будущих специалистов, а также привлечение как можно большего количества людей из народа к получению качественного образования. В связи с этим был принят ряд мер: введение льгот, предоставление бесплатного общежития, а само обучение тоже было не платным и осуществлялось оно на 70 языках. В период Советского Союза высшее образование в России становится доступным для всех граждан, имеющих аттестат об окончании школы.

Минусы

Обилие положительных сторон отечественного образования не исключает и недочеты, которые все чаще обсуждаются и критикуются людьми.

Несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть главной целью не является развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение

Не всегда учителя берут во внимание таланты и способности отдельного ученика. В большинстве случаев каждый педагог считает свой предмет приоритетным, отчего школьникам бывает сложно вникнуть в темы урока.
Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией

Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны. Основная причина проблемы — коррупция в ВУЗах. Молодые специалисты не нацелены на получения полноценных знаний, а интересуются только получением самого документа, подтверждающего наличие высшего образования.

Единый Государственный Экзамен также является больше минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые учебные заведения, а их места занимают троечники.
В некоторых колледжах и техникумах система обучения студентов значительно устарела и стала неактуальной. В таких случаях педагоги предлагают студентам абсолютно ненужный обучающий материал. В результате чего выпускники не могут найти достойную работу из-за некачественной подготовки по той или иной специальности.
В высшие учебные заведения студенты приходят в основном для того, чтобы получить диплом, а не сами знания. Во многих ВУЗах активно процветает коррупция. Преподаватели знают, что студентам нужен только документ для пропуска на хорошую должность, поэтому не выдвигают высоких требований для сдачи экзаменов, достаточно только заплатить нужную сумму.
Недостаточное внимание педагогов к учащимся. Все чаще преподаватели озабочены больше своим материальным положением, из-за чего не желают принимать активное участие в жизни школьников. Из-за невысоких заработков учителей дети не получают должного внимания и знаний.

Современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий