Правительство рф (новый союз)

Анатолий Сердюков (2007-2012)

Анатолий Сердюков (род. 1962), выпускник учетно- экономического факультета Ленинградского института советской торговли, вечернего отделения юрфака Санкт- Петербургского госуниверситета. В 1985-1995 гг. работал в Ленинградской организации мебельной торговли (Ленмебельторг, с 1993 г. — компания «Мебель-маркет»). В дальнейшем возглавил управление Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) по Санкт-Петербургу, затем — управление МНС РФ по Москве. В марте 2004 г. МНС было преобразовано в Федеральную налоговую службу, Анатолий Сердюков стал руководителем этого ведомства. 15 февраля 2007 г. был назначен министром обороны РФ. За время работы на посту российская армия провела успешную кампанию по «принуждению к миру» грузинских вооруженных сил, которые в августе 2008 г. атаковали Южную Осетию. Кроме того, при Сердюкове в ВС РФ начались масштабные реформы: изменение организационно- штатной структуры армии и системы закупок, сокращение численности военнослужащих, запуск программы перевооружения. 6 ноября 2012 г. был отправлен в отставку после громкого коррупционного скандала о хищениях в подведомственной Минобороны компании «Оборонсервис». Сначала Сердюков проходил свидетелем по делу о коррупции. В 2013 г. Следственный комитет РФ возбудил в отношении него уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). По данным следствия, министр обороны распорядился за счет бюджета построить дорогу к базе отдыха «Житное» (Астраханская обл.), принадлежавшей его зятю Валерию Пузикову. Весной 2014 г. СМИ сообщили, что Сердюков подпал под амнистию в связи с 20-летием конституции. Член советов директоров концерна «Вертолеты России» и «Камаз», председатель совета директоров ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» и ПАО «Роствертол». С сентября 2016 г. — член правления госкорпорации «Ростех».

Список Председателей Правительства Российской Федерации

Ниже представлен список председателей Правительства России и исполняющих их обязанности после 1991 года. В скобках указано время работы в этой должности, «и. о.» означает «исполняющий обязанности».

Имя, отчество, фамилия (Годы жизни) Фотография Срок полномочий

Президент

Партийность Примечание
и. о. Борис Николаевич Ельцин(1931—2007) 6 ноября 1991 года 15 июня 1992 года Ельцин, Борис Николаевич беспартийный не был премьер-министром или и. о., однако до 15 июня 1992 года возглавлял Правительство России как президент России (в связи с проведением радикальной экономической реформы).
и. о. Егор Тимурович Гайдар(1956—2009) 15 июня 1992 года 15 декабря 1992 года беспартийный исполняющий обязанности
1 Виктор Степанович Черномырдин(1938—2010) 14 декабря 1992 года 23 марта 1998 года Наш дом — Россия одновременно 5 ноября—6 ноября 1996 года был и. о. президента РФ в связи с операцией на сердце Ельцина
и. о. Сергей Владиленович Кириенко(род. 1962) 23 марта 1998 года 24 апреля 1998 года беспартийный
2 24 апреля 1998 года 23 августа 1998 года
и. о. Виктор Степанович Черномырдин(1938—2010) 23 августа 1998 года 11 сентября 1998 года Наш дом — Россия
3 Евгений Максимович Примаков(1929—2015) 11 сентября 1998 года 12 мая 1999 года беспартийный
и. о. Сергей Вадимович Степашин(род. 1952) 12 мая 1999 года 19 мая 1999 года беспартийный Указ Президента Российской Федерации от 19.05.1999 № 611
4 19 мая 1999 года 9 августа 1999 года
и. о. Владимир Владимирович Путин(род. 1952) 9 августа 1999 года 16 августа 1999 года беспартийный С 12:00 31 декабря 1999 года по 12:00 7 мая 2000 года председатель Правительства В. В. Путин был исполняющим обязанности президента. Официально был избран президентом 26 марта 2000 года и принял присягу 7 мая 2000 года
5 16 августа 1999 года 7 мая 2000 года
и. о. Михаил Михайлович Касьянов(род. 1957) 7 мая 2000 года 17 мая 2000 года Путин, Владимир Владимирович беспартийный Указ о назначении Михаила Касьянова Председателем Правительства Российской Федерации
6 17 мая 2000 года 24 февраля 2004 года
и. о. Виктор Борисович Христенко(род. 1957) 24 февраля 2004 года 5 марта 2004 года беспартийный И. о.; не вносился на утверждение в Думу
7 Михаил Ефимович Фрадков(род. 1950) 5 марта 2004 года 7 мая 2004 года беспартийный 5 марта—7 мая 2004 года; 7 мая—12 мая и. о. (слагал полномочия перед вновь избранным президентом Российской Федерации); С 12 мая по 12 сентября ; 12 сентября—14 сентября 2007 года и. о. (после отставки, до момента назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации)
и. о. 7 мая 2004 года 12 мая 2004 года
7 12 мая 2004 года 12 сентября 2007 года
и. о. 12 сентября 2007 года 14 сентября 2007 года
8 Виктор Алексеевич Зубков(род. 1941) 14 сентября 2007 года 7 мая 2008 года беспартийный 14 сентября 2007 года — 7 мая 2008 года,затем до 8 мая и. о. (после отставки, до момента назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации)
и. о. 7 мая 2008 года 8 мая 2008 года Медведев, Дмитрий Анатольевич
9 Владимир Владимирович Путин(род. 1952) 8 мая 2008 года 7 мая 2012 года Председатель Единой России(без членства в партии) Указ о назначении Владимира Путина Председателем Правительства
и. о. Виктор Алексеевич Зубков(род. 1941) 7 мая 2012 года 8 мая 2012 года Путин, Владимир Владимирович беспартийный И. о. Председателя Правительства до момента назначения нового Председателя Правительства России
10 Дмитрий Анатольевич Медведев(род. 1965) 8 мая 2012 года 7 мая 2018 года Единая Россия 8 мая 2012 года — 7 мая 2018 года
и. о. 7 мая 2018 года 8 мая 2018 года с 7 мая 2018 года по 8 мая 2018 года (слагал полномочия перед вновь избранным президентом Российской Федерации)
10 8 мая 2018 года с 8 мая 2018 года по настоящее время

Порядок назначения и увольнения

Председатель Правительства РФ назначается президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Кандидатом на должность председателя правительства может быть исключительно гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.

Предложение о кандидатуре председателя правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента Российской Федерации или после отставки председателя Правительства РФ, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную президентом Российской Федерации кандидатуру председателя правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства Государственной Думой президент Российской Федерации назначает председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента.

Конституция не предусматривает увольнения президентом одного только председателя правительства; президент принимает решение об отставке всего правительства.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности президентом Российской Федерации (статья 7-я закона «О Правительстве Российской Федерации»), что одновременно влечёт отставку всего Правительства:

  • по собственному заявлению об отставке;
  • в случае невозможности исполнения председателем правительства своих полномочий (в чём именно может заключаться невозможность, закон не уточняет, оставляя возможность толкования президенту).

Также, согласно статье 117-й Конституции РФ и статье 35-й закона «О Правительстве Российской Федерации», президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

Согласно пункту 4 статьи 117-й Конституции Российской Федерации, председатель правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, президент в течение семи дней должен принять решение об отставке правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Стоит отметить, что президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу на этом основании в течение года после её избрания.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности председателя правительства в день принятия решения.

Госдума определилась с порядком утверждения председателя Правительства, его замов и глав министерств

Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов перед назначением на должность. фото: пресс-служба Государственной думы

У Госдумы будет неделя, чтобы рассмотреть, утвердить или отклонить кандидатуру на освободившийся пост в Правительстве с момента, когда президент или премьер-министр внесут эту кандидатуру на суд нижней палаты парламента. Прежде чем депутаты примут решение, кандидат должен  представить программу работы на новой должности и ответить на вопросы парламентариев. А если Дума отклонит кандидатуру, в течение недели в палату должны будут внести новую. Соответствующее постановление Госдума приняла 15 декабря.

Президент назначит кандидатов, утверждённых Думой

Поправки в Конституцию, принятые в июле, повысили роль Госдумы и Совета Федерации в формировании Правительства, а 6 ноября президент подписал закон «О Правительстве», которые закрепляет новые конституционные полномочия парламента. Часть из них подразумевает, что премьера, его заместителей и федеральных министров (кроме глав силовых ведомств) президент назначает только после того, как Госдума утвердит кандидатуры. Раньше палата только давала согласие на назначение предложенного президентом кандидата на должность председателя Правительства, а замов и министров глава государства назначал сам.  

Александр Козлов, Александр Грибов и Александр Новак. фото: пресс-служба Государственной думы

Госдума уже утвердила нескольких министров и вице-премьера по новой процедуре. 10 ноября депутаты проголосовали за кандидатуры, внесённые в Госдуму Михаилом Мишустиным. Главой Минтранса стал Виталий Савельев, Минстроя — Ирек Файзуллин, Минприроды — Александр Козлов, Минвостокразвития — Алексей Чекунков, а Минэнерго — Николай Шульгинов. Бывший министр энергетики Александр Новак занял пост  заместителя председателя Правительства. По словам Вячеслава Володина, назначение членов Правительства после обсуждения в Госдуме должно повысить ответственность министров перед гражданами России.  Возросла ответственность и депутатов за принимаемые совместно с Правительством решения, добавил спикер. «Все эти изменения положительно скажутся на качестве власти — исполнительной и представительной», — отмечал он, комментируя закон «О Правительстве».

Виталий Савельев. фото: пресс-служба Государственной думы

Процедура новая, и у Госдумы на тот момент не было чёткого регламента, как рассматривать вопрос об утверждении кандидатов на ключевые должности в кабмине. Тем не менее к этому подошли скрупулёзно — в профильных комитетах и фракциях Думы провели с кандидатами консультации, которые завершились только к самому пленарному заседанию.

Теперь выработанный порядок закрепят в Регламенте Государственной Думы, которым депутаты руководствуются, рассматривая законопроекты и другие вопросы. «Изменения в Регламент направлены на то, чтобы иметь возможность оперативно рассматривать внесённые вопросы, открыто и публично их обсуждать», — отметила Ольга Савастьянова, представляя коллегам проект постановления палаты.

Ирек Файзуллин. фото: пресс-служба Государственной думы

В Госдуме будут ждать кандидатов с программами

Претендента на пост председателя Правительства предлагает президент, на должности вице-премьеров и федеральных министров — глава кабмина. Госдума должна рассмотреть кандидатуру в течение недели со дня внесения представления. Как только председатель Госдумы получает соответствующую информацию, он поручает профильному комитету подготовить необходимые материалы, а комитет проводит обсуждение кандидатуры. После этого вопрос выносится на пленарное заседание.

Потенциального премьер-министра должен представить президент или его официальный представитель, а вице-премьеров и министров — председатель Правительства или его полномочный представитель в Госдуме.

Самому кандидату предстоит выступить с программой  основных направлений работы на новом посту. После этого он отвечает на вопросы депутатов в течение времени, определённого процедурой рассмотрения кандидата. После этого парламентарии решают, утверждать ли нового представителя кабмина тайным голосованием. Для утверждения требуется большинство голосов от общего числа депутатов.

Если же Госдума отклонит кандидатуру, президент или премьер должны в течение недели внести новую. Её рассматривают в том же порядке, что и первую. В случае повторного отклонения Госдуме могут предложить утвердить нового претендента или вновь внести первую кандидатуру. В случае, если палата отклонит претендента в третий раз, глава государства проведёт назначения на соответствующие должности в Правительстве сам.  

2016 год

2 февраля 2016 года были упразднены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор, создана 9 марта 2004 года), подведомственная Минфину РФ, а также Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница; создано 11 октября 2007 года, находилось в подчинении правительства). Решение было принято по предложению главы правительства Дмитрия Медведева для создания «более компактной системы финансово-контрольных и надзорных органов». Полномочия Росфиннадзора в сфере бюджетно-финансового контроля были переданы Федеральному казначейству, а в области валютного контроля — Федеральной таможенной и Федеральной налоговой службам. Функции Росграницы перешли Министерству транспорта РФ.

5 апреля 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». Документом были ликвидированы два ведомства, руководство которыми осуществлял глава государства: Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН, создана 9 марта 2004 года на базе Госкомитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) и Федеральная миграционная служба (ФМС, создана 9 марта 2004 года). Их полномочия и кадровый состав были переданы Министерству внутренних дел, где были образованы два главных управления: по контролю за оборотом наркотиков и по вопросам миграции.

29 декабря 2016 года было ликвидировано Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой), подведомственное Минобороны РФ. Оно вело строительные и дорожные работы в интересах обороны и безопасности государства, в частности на космодроме «Восточный». В 2015-2016 годах деятельность агентства была связана с многочисленными коррупционными скандалами. С критикой работы Спецстроя выступал, в частности, Дмитрий Рогозин. После упразднения Спецстроя его функции и штат центрального аппарата были переданы Минобороны. Персонал инженерно-технических и дорожно-строительных формирований агентства был переподчинен Вооруженным силам РФ.

Состав Совета министров

Примечания к таблицам: 1) первым в списке состава Совета министров стоит сам Председатель; 2) ПСМ — Председатель Совета министров.

Министры, назначаемые Президентом РФ

Номер в списке Название должности Полномочия
3 Заместитель ПСМ по обороне Курирование всех вопросов по линии обороны и национальной безопасности
5 Заместитель ПСМ по делам регионов Курирование всех вопросов по линии регионального строительства
9 Заместитель ПСМ по юстиции Курирование всех вопросов по линии юстиции и законодательства
10 Министр обороны Национальная оборона, вооружённые силы, координация с вооружёнными силами государств-участников СНГ
11 Министр флота Военно-морской и гражданский морской флот РФ, защита интересов в Арктике и Мировом океане
12 Министр иностранных дел Внешняя политика, дипломатические отношения с иностранными государствами, международные встречи
13 Министр государственной безопасности Разведка и контрразведка, охрана высших лиц государства и важных объектов, политический надзор

Министры, назначаемые Верховным Советом по представлению Председателя Совмина

Номер в списке Название должности Полномочия
2 Первый заместитель Председателя Совета министров Замещение Председателя Совмина по всем его делам, руководство Аппаратом Совета министров
4 Заместитель ПСМ по экономике Курирование всех вопросов по линии финансов и экономики
6 Заместитель ПСМ по социальным делам Курирование всех вопросов по линии социального благополучия и поддержки отдельных групп населения
7 Заместитель ПСМ по науке и медицине Курирование всех вопросов по линии образования, науки и медицины
8 Заместитель ПСМ по культуре Курирование всех вопросов по линии культуры, туризма и спорта
14 Министр внутренних дел Внутренний правопорядок, общественная безопасность
15 Министр экономики и финансов Контроль за работой государственных предприятий и определение задач народнохозяйственного комплекса, монетарная политика
16 Министр народного просвещения Общая система дошкольного (детские сады) и школьного образования (начальные, средние и старшие школы)
17 Министр образования Система профессионального (техникумы и училища) и высшего образования (институты, университеты)
18 Министр науки и технологий Развитие науки и институтов, ответственных за научно-технический прогресс (Российская академия наук, НИИ)
19 Министр здравоохранения Система общедоступной медицины и лечебных учреждений, курортно-лечебных зон, санаториев, мест массового досуга
20 Министр по делам семьи и молодёжи Вспомоществование семьям и молодым гражданам
21 Министр культуры и спорта Поддержка и пропаганда отечественной культуры, защита культурных и исторических ценностей, популяризация спорта
22 Министр сельского хозяйства Государственная поддержка с/х производства и фермерства, обеспечение продовольственной безопасности
23 Министр инфраструктуры Дороги, ж/д, авиалинии, морские порты, системы массовой коммуникации, системы связи, интернет, почта
24 Министр транспорта Автопром, авиапром, судостроение
25 Министр труда Социальная поддержка и защита прав трудящихся,

обеспечение трудом и профессиональной занятостью

26 Министр юстиции Нормативно-правовое регулирование, надзор в сфере

правосудия, регулирование деятельности любых организаций

27 Министр по делам регионов Региональное планирование экономического развития, контроль за ведением дел на места
28 Председатель Госплана Планирование и прогнозирование работы государственных и государственно-частных предприятий
29 Специальный министр Выполнение отдельных поручений по общим делам Совмина
30 Генеральный секретарь Заведование документацией и архивами Совета министров

Вице-премьеры в первом правительстве Дмитрия Медведева (2012-2018)

В 2012-2016 г. в правительстве Дмитрия Медведева было восемь вице-премьеров, в октябре 2016 г. указом главы государства был введен еще один, девятый пост зампредседателя правительства.

Пост первого вице-премьера в 2012-2018 гг. занимал Игорь Шувалов. Он координировал основные направления социально-экономического развития РФ, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, внешнеэкономическую деятельность правительства, работу естественных монополий, участие Российской Федерации во Всемирной торговой организации и др.

Заместитель председателя правительства Ольга Голодец курировала вопросы демографической политики, здравоохранения, образования и социальной защиты, занятости и трудовых отношений.

В сфере компетенции вице-премьера Аркадия Дворковича находились сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, транспорт, связь, информационные технологии, топливно- энергетический комплекс (за исключением предоставления прав пользования недрами), промышленность (за исключением оборонно-промышленного комплекса) и наука.

Заместитель главы правительства Дмитрий Козак курировал социально-экономическое развитие регионов (в том числе Республики Крым и г. Севастополя), разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и властями субъектов РФ, сферу строительства и жилищно- коммунального хозяйства.

Сергей Приходько, заместитель председателя правительства — руководитель Аппарата правительства РФ, координировал планирование работы кабинета министров и контроль за исполнением его решений. Кроме того, в его компетенции находились политика в сфере массовых коммуникаций и СМИ, государственной службы, организации законопроектной деятельности, взаимодействия с религиозными организациями.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин координировал сферу оборонной, атомной, ракетно-космической, судостроительной, авиационной и радиоэлектронной промышленности, выполнение гособоронзаказа, военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами.

Юрий Трутнев, зампред правительства — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе , курировал вопросы развития этого округа.

В сфере компетенции заместителя председателя правительства Александра Хлопонина были природопользование и охрана окружающей среды, производство алкогольной продукции, национальная политика, комплексное развитие субъектов Северо-Кавказского федерального округа, социально-экономическое сотрудничество с республиками Абхазия и Южная Осетия.

19 октября 2016 г. президент РФ Владимир Путин одобрил предложение главы правительства Дмитрия Медведева о введении дополнительного поста вице-премьера. В тот же день новым заместителем председателя правительства, курирующим вопросы физкультуры, спорта, туризма и молодежной политики, был назначен бывший министр спорта РФ Виталий Мутко. Ранее сферы туризма и молодежной политики курировала Ольга Голодец, а физкультуры и спорта — Аркадий Дворкович.

Дмитрий Чернышенко

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко назначен правительственным куратором информационного агентства ТАСС. К его компетенции также отнесена разработка, реализация и контроль нацпрограммы «Цифровая экономика», нацпроекта «Культура» и федерального проекта «Спорт — норма жизни», входящего в нацпроект «Демография». 

Помимо этого, Чернышенко должен будет координировать работу федеральных органов исполнительной власти и давать им поручения по вопросам цифрового преобразования государственного управления, включая предоставление государственных услуг и осуществления контрольно-надзорной деятельности. В его компетенцию входит тема цифрового развития, в том числе создание условий для цифрового преобразования отраслей экономики и социальной сферы.

Вице-премьер также отвечает за государственную политику в области связи, массовых коммуникаций и СМИ. В ведении Чернышенко находятся вопросы государственного регулирования в области формирования государственных информационных ресурсов и регулирования тарифов на продукцию субъектов естественных монополий в сфере связи. Помимо этого, он курирует реализацию госпрограмм, федеральных проектов, национальных и межгосударственных программ, отраслевых программ и инновационных проектов государственного значения в области информационных технологий и связи.

Согласно распределению обязанностей вице-премьеров, Чернышенко отвечает за государственную политику в области культуры, за госрегулирование в области искусства, кинематографии, авторского права и смежных прав. К его компетенции отнесены вопросы государственной политики в области инновационной деятельности и государственного регулирования в области сохранения культурного наследия России, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов страны, музейного, библиотечного и архивного фондов РФ. Вице-премьеру предстоит осуществлять взаимодействие с творческими союзами, другими общественными организациями, фондами, поддерживающими реализацию проектов и программ в области культуры, искусства, кинематографии, авторского права и смежных прав.

Зампред правительства будет курировать реализацию государственной национальной политики, государственной политики в сфере туризма, в сфере развития физической культуры, спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. Таким образом, в обязанности Чернышенко войдет взаимодействие с международными и всероссийскими спортивными общественными организациями, проведение особо значимых спортивных мероприятий, а также взаимодействие с религиозными организациями.

К числу курируемых Чернышенко ведомств и организаций, помимо ТАСС, относится Минкультуры, Минспорт, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по делам национальностей, АНО «Аналитический центр при правительстве Российской Федерации» и АО «Роснано».

На период временного отсутствия вопросы, закрепленные вице-премьером Чернышенко, рассматривает заместитель председателя правительства Дмитрий Григоренко.

Государевы слуги в РФ

Президент РФ издает указы о сокращении чиновничьего аппарата, но почему-то он не становится меньше. Конечно, по сравнению с пиковым значением 2014 года численность госслужащих сократилась почти на 5%. Но вот с начала нового тысячелетия она выроста в 1,8 раза.

Рис.2. Изменение численности работников государственной гражданской и муниципальной службы

На каждые 10 000 граждан России приходится 143 государевых слуги. Слава страны чиновников в свое время прочно закрепилась за Советским Союзом. Но в РСФСР после 1960-го этот показатель выше 95 не поднимался, а в 1990 равнялся 60. Последние пять лет мы наблюдаем 143-154 человека на 10 000 душ населения.

Рис.3. Изменение числа чиновников на 10000 россиян (расчетно), человек

Это интересно! Сколько в России министров

Если анализировать распределение чиновников, наибольшая их доля приходится на исполнительные органы (86,9%). В судах и прокуратуре трудится 10,6%, а занимается законотворчеством 1,4%.

Таблица 2. Численность государственных служащих по ветвям власти (на начало года; тыс. рублей)

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего 1572,2 1548,1 2211,9 2176,4 2146,3 2172,9 2104,7
в том числе в органах:
законодательных 32,9 33,2 33,1 32,3 30,6 30,6
исполнительных 1301,9 1264,8 1925,8 1888,6 1861,7 1888,3
судов и прокуратуры 218,7 230,2 230,1 233,0 230,6 230,3
других 16,4 17,5 20,6 20,1 20,9 21,4

Распределение чиновничества по ветвям власти показывает, что на 1 января 2018 года больше всего их трудилось в федеральных государственных органах, 1438,4 тыс. человек, или 66,2%, структурах субъектов РФ – 262,2 тыс. (12,1%), на муниципальной службе – 472,2 тыс. (21,7%).

Оперативные данные на 01.01.2019

Детальная информация о чиновниках в РФ будет опубликована позже. А пока известны сведения о госслужащих регионального уровня.

Таблица 3. Численность государственных гражданских и муниципальных служащих в субъектах Федерации по уровням власти на 1 января 2019 года, тыс. человек

  Всего Из них в органах власти
законода-

тельной

исполни-

тельной

судебной и

прокуратуры

Замещали должности

гражданской службы

  691,8 7,7    564,9  109,5
в том числе:
в федеральных государственных органах 488,2  398,9 88,7
в государственных органах субъектов РФ 203,6 7,7  166,0 20,8
Замещали должности

муниципальной службы

299,8    7,8 285,5

Сколько раз кабмин уходил в отставку и почему

Правительство в полном составе подало в отставку 15 января 2020 года, через несколько часов после выступления президента России Владимира Путина с Посланием к Федеральному Собранию. Такое решение, по словам экс-премьера Дмитрия Медведева, было связано с обозначенным в Послании целым рядом «фундаментальных изменений в Конституцию», которые должны преобразить баланс всех ветвей власти. Медведев отметил, что отставка кабмина позволит главе государства воплотить намеченные изменения без оглядки на «фактор Правительства».

Сам Дмитрий Медведев проработал на посту главы кабмина в общей сложности почти восемь лет: с мая 2012 года по январь 2020 года.

В Конституции РФ предусмотрено пять оснований для отставки правительства. Это происходит каждый раз перед вновь избранным президентом, также кабмин может уйти в отставку добровольно (это и произошло 15 января 2020 года), в связи с отставкой председателя Правительства, по инициативе президента, а также в связи с вотумом недоверия Госдумы.

В истории России это уже вторая добровольная отставка кабмина. Первая состоялась в 2007 году. Михаил Фрадков, который занимал тогда пост премьер-министра, объяснил такое решение почти так же, как в этом году — Дмитрий Медведев: чтобы дать главе государства «свободу в выборе решений, включая кадровые», накануне президентской и думской кампаний.

Пять раз российское правительство было распущено по инициативе президента. Первым такую процедуру прошло второе правительство Виктора Черномырдина в 1998 году, так как президент Борис Ельцин пожелал сформировать «более энергичную команду» для решения социальных и экономических проблем.

Созданный в том году кабинет министров под руководством Сергея Кириенко проработал рекордно короткий срок: через два месяца Ельцин уже подписал указ о его отставке. Решение последовало после того, как министры вместе с Центральным банком объявили о техническом дефолте по долговым обязательствам.

Новый кабмин был сформирован к сентябрю 1998 года, его возглавил Евгений Примаков. Правительство проработало меньше года: в мае 99-го Ельцин отправил его в отставку, так как посчитал, что оно не способно справиться с охватившим страну экономическим кризисом. Через неделю Россия знакомилась с новым составом правительства во главе с Сергеем Степашиным. Оно продержалось меньше трёх месяцев, прежде чем его постигла та же участь, что и три предыдущих кабинета. На месте Степашина Ельцин увидел одного человека, способного «консолидировать общество» и в будущем возглавить государство — тогдашнего директора ФСБ Владимира Путина.

За годы пребывания в президентском кресле Владимир Путин лишь раз воспользовался своим правом отправить кабмин в отставку. Сделал он это в феврале 2004 года, желая тем самым утвердить выбранный курс развития страны накануне президентской кампании. Вместо премьер-министра Михаила Касьянова он, с согласия Государственной Думы, назначил Михаила Фрадкова.

Все остальные случаи отставки правительства и формирования нового кабинета были связаны с инаугурацией вновь избранного президента.

Ни разу за всю историю Российской Федерации Правительство не уходило в отставку в связи с вотумом недоверия Госдумы.

Борис Грызлов (2001-2003)

Борис Грызлов (род. 1950), выпускник Ленинградского электротехнического института связи им. проф. М. А. Бонч- Бруевича. Кандидат политических наук (2001, тема диссертации — «Политические партии и российские трансформации: теория и политическая практика»). В 1990-х гг. занимался предпринимательством, в 1999-2001 гг. был депутатом Госдумы РФ III созыва, в 2001-2002 гг. возглавлял российско-германский дискуссионный форум «Петербургский диалог». С 2002 г. — председатель высшего совета политической партии «Единая Россия». С 28 марта 2001 г. по 24 декабря 2003 г. занимал пост министра внутренних дел РФ в правительстве Михаила Касьянова, стал первым гражданским главой МВД. При Борисе Грызлове в МВД, в частности, были ликвидированы РУБОПы, создано семь главных управлений МВД по федеральным округам, при этом министр внутренних дел получил право назначать руководителей управлений в регионах без согласования с главами субъектов РФ. Был освобожден от должности главы МВД в связи с избранием в Госдуму РФ. В 2003-2011 гг. — председатель Госдумы РФ IV и V созывов. В 2004-2016 гг. — постоянный член Совбеза РФ. С декабря 2016 г. — председатель совета директоров корпорации «Тактическое ракетное вооружение». С декабря 2015 г. является полномочным представителем РФ в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине. В феврале 2018 г. возглавил экспертный совет «Единой России».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий