Арбитражные суды: система судов, подведомственность и подсудность дел

Окружные суды: особенности выполнения функций

Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

  • апелляционный арбитражный суд;
  • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.

При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

Подведомственность

Как мы уже заметили ранее, арбитражные суды занимаются разрешением всех споров, которые возникают в результате экономической деятельности. Условно их делят на несколько типов:

споры, которые возникают из гражданских отношений (исковое производство);
споры, которые возникают из административных и других типов отношений (административное судопроизводство);
споры, целью которых является обнаружение фактов, имеющих юридическую важность;
споры, касающиеся оспаривания решений третейского суда, выдача исполнительных листов для принудительного выполнения постановлений суда;
споры, целью которых является признание и исполнение решений зарубежных судов, в том числе арбитражных;
дела специальной подведомственности.

Это основные деления споров, которые могут решаться арбитражными судами. Однако некоторые из них делятся на подтипы. Споры, которые возникают в результате публичных и административных отношений, делятся на:

  • дела об оспаривании документов и нормативных актов, которые каким-то образом затрагивают интересы заявителя в сфере экономической деятельности, если такие дела находятся в компетенции арбитражных судов;
  • дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий и решений должностных лиц, специализированных органов власти, которые каким-то образом затрагивают интересы заявителя в экономической сфере;
  • дела, касающиеся привлечения к ответственности частных предпринимателей и организаций, которые своими действиями ущемляют интересы заявителя;
  • дела, касающиеся оспаривания решений, принятых административными органами с целью привлечения последних к ответственности;
  • дела, касающиеся организаций и частных предпринимателей, которые уклоняются от уплаты обязательных платежей, санкций.

Система арбитражных судов РФ

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— суды общей юрисдикции;

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

— Арбитражный Суд Российской Федерации;

— федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);

— арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Задачи и полномочия арбитражных судов.

В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбит­ражном суде являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интере­сов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правона­рушений в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами при­сущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном за­конодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каж­дого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов Российской Федерации разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассаци­онном порядке проверку законности решений и постановлений, при­нятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляцион­ной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды осущест­вляют иные полномочия, предоставленные им законом.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции.

Во-вторых, Высший Арбитражный Суд осуществляет в предус­мотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В-третьих, Высший Арбитражный Суд изучает и обобщает прак­тику применения арбитражными судами законов и иных норматив­ных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики.

В-четвертых, Высший Арбитражный Суд разрабатывает предло­жения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кад­ровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, выте­кающие из международных договоров РФ и осуществляет иные пол­номочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральны­ми конституционными законами.

Апелляционная инстанция

Апелляционная
инстанция появилась сначала в арбитраж­ном,
а затем в уголовном и гражданском
процессах. В апелля­ционном порядке
районные суды проверяют за­конность
и обоснованность вынесенных по первой
инстанции и не вступивших в законную
силу приговоров, постановлений, решений
и определений мировых судей.

Помимо
этого апелляционная инстанция есть в
каждом ар­битражных судах. Ею
рассмат­риваются апелляционные жалобы
на не вступившие в закон­ную силу
решения (определения) данного суда,
принятые по первой инстанции.

Основные
черты апелляционной инстанции следующие.

Свобода
обжалования, которая означает возможность
при­несения апелляционной жалобы
широким кругом лиц. В ар­битражном
процессе это право принадлежит: сторонам;
тре­тьим лицам; заявителям и иным
заинтересованным лицам — в делах об
установлении фактов, имеющих юридическое
значе­ние, и о несостоятельности
(банкротстве) организаций и граж­дан;
прокурорам, государственным органам,
органам местного самоуправления и иным
органам, обращавшимся в арбитраж­ный
суд с иском в защиту государственных и
общественных интересов. В гражданском
процессе решения и определения мирового
судьи могут быть обжалованы сторонами
и другими лицами, участвующими в деле.
И, наконец, в уголовном про­цессе право
обжалования приговора мирового судьи
принадле­жит осужденному или
оправданному, их защитникам и закон­ным
представителям, частному обвинителю и
его представите­лю, потерпевшему и
его представителю, а в части, относя­щейся
к гражданскому иску, — гражданскому
истцу, граждан­скому ответчику и их
представителям. Опротестовать приговор
(постановление) мирового судьи может и
прокурор.

Ревизионные
начала апелляционного производства.
Апелля­ционная инстанция не связана
доводами апелляционной жало­бы. Она
вправе проверить законность и
обоснованность приго­вора, постановления,
решения и определения в полном объеме
в отношении всех сторон, в том числе и
тех, которые жалоб не подавали и в
отношении которых не принесены
апелляцион­ные жалобы.

Проверка
законности и обоснованности приговора,
решения (постановления, определения).
Апелляционная инстанция должна проверить:
законность приговора, решения
(постановления, определения), то есть
соблюдение при производстве по делу
норм процессуальных и материальных
отраслей права; его обос­нованность,
то есть соответствие выводов суда,
изложенных в решении (определении),
фактическим обстоятельствам дела и
наличие доказательств, подтверждающих
выводы суда первой инстанции. В то же
время проверка, к примеру, решения не
должна ограничиваться вопросом, подлежит
ли иск удовлетво­рению. Исследуются
все его части и составляющие.

Возможность
производства в апелляционной инстанции
су­дебных действии и представления
дополнительных материалов. Так же, как
и в первой, в апелляционной инстанции
допусти­мы судебные действия,
направленные на собирание доказательств.
Кроме того, здесь могут быть представлены
дополни­тельные материалы (справки,
акты, объяснения и т.п.) лицами, наделенными
правом обжаловать решение (определение).
В необходимых случаях их может истребовать
сам суд.

Широкие
полномочия апелляционной инстанции.
Рассматри­вая гражданское дело в
апелляционном порядке, суд вправе (при
наличии указанных в законе оснований)
оставить реше­ние (определение) суда
без изменения, а жалобу без удовлетво­рения;
отменить решение полностью или в части
и принять новое решение; изменить
решение; отменить решение полнос­тью
или в части и прекратить производство
по делу или оста­вить иск без рассмотрения
полностью или в части.

В
уголовном процессе апелляционная
инстанция вправе:

оставить
приговор мирового судьи или его
постановление о прекращении дела без
изменения, а апелляционную жалобу или
протест без удовлетворения; отменить
обвинительный приговор мирового судьи,
оправдать подсудимого или прекра­тить
дело; отменить обвинительный приговор
мирового судьи и постановить новый
приговор; отменить оправдательный
приговор мирового судьи и вынести
обвинительный приговор или изменить
приговор мирового судьи.

Недопустимость
рассмотрения апелляционной инстанцией
но­вых требований. В апелляционной
инстанции не принимаются и не
рассматриваются новые требования,
которые не были предъяв­лены при
рассмотрении дела в первой инстанции.

Задачи и основные полномочия арбитражных судов

В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов Российской Федерации разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассационном порядке проверку законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют иные полномочия, предоставленные им законом.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции.

Во-вторых, Высший Арбитражный Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В-третьих, Высший Арбитражный Суд изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В-четвертых, Высший Арбитражный Суд разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, вытекающие из международных договоров РФ и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Созданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

показать содержание

История становления арбитражных судов в Российской Федерации

Прототипом
арбитражных судов в дореволюционной
России можно считать коммерческие суды,
рассматривающие в то время торговые,
вексельные дела и дела о торговой
несостоятельности, т.е. имевшие свою
специальную компетенцию.

В
первые годы после Октябрьской революции
1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных
отношений, слабости экономических
отношений в целом судебные споры между
казенными учреждениями не допускались.
Разногласия между предпринимателями
и организациями решались в административном
порядке вышестоящими органами управления.
С развитием экономических отношений,
особенно в 20-х гг. прошлого века — в период
новой экономической политики (НЭПа),
возникла необходимость в создании
специального органа по разрешению
споров между государственными
предприятиями и учреждениями, в связи
с чем в 1922 г. в России были созданы
арбитражные комиссии. Имущественные
споры между государственными учреждениями
и предприятиями разных ведомств решались
Высшей арбитражной комиссией при Совете
Труда и Обороны и арбитражными комиссиями
при областных экономических совещаниях,
а затем арбитражными комиссиями при
исполкомах областей и губерний.

Постановлением
ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. был образован
государственный арбитраж, разрешавший
споры между социалистическими учреждениями
и предприятиями и выполнявший задачу
по укреплению договорной, плановой
дисциплины и хозяйственного расчета.
При этом образовались два вида арбитража:
государственный и ведомственный. В
государственном арбитраже разрешались
споры предприятий и организаций
различного подчинения, а в ведомственном
— подчинения одному ведомству (министерству,
комитету).

Система
указанных арбитражей была упразднена
с 1 октября 1991 г. введением в действие
Закона РСФСР «Об арбитражном суде»,
который послужил основой замены
арбитражей арбитражными судами. Причиной
замены советских арбитражей арбитражными
судами являлся переход России на новые
экономические условия хозяйствования
— от административно-командных отношений
к рыночным отношениям. Соответственно,
разрешение споров между юридически
равными субъектами предпринимательской
деятельности старыми способами
административно-командного характера,
применявшимися в условиях советской
хозяйственной системы, стало невозможным.

В
последующем в Конституции РФ 1993 г.
арбитражные суды были окончательно
закреплены в качестве самостоятельной
составляющей судебной власти Российской
Федерации.

С
1995 г. деятельность арбитражных судов в
Российской Федерации регулируется
Федеральным конституционным законом
«Об арбитражных судах в Российской
Федерации».

Высший арбитражный суд

Данная государственная структура действовала в период с 1992 по 2014 год. В итоге она была упразднена. Изначально целью деятельности Высшего арбитражного суда был контроль за деятельностью всех арбитражных судов страны и консультирование в процессе судебной практики по конфликтным вопросам. После того как эта система была упразднена, функции её были переданы Верховному суду РФ.

Летом 2013 года Президент России В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме предложил из Верховного и Высшего арбитражного судов сделать единый орган и при этом внести в Конституцию определённые поправки. Осенью того же года в Государственной думе уже был проект, согласно которому Высший арбитражный суд упразднился, а его полномочия и штат перешли к Верховному Суду. 21 ноября законопроект был принят. В феврале 2014 года Президент России подписал закон, который подтверждал объединение судов. Официально этот орган высшей судебной власти перестал существовать 6 августа 2014 года.

Нормативное регулирование системы арбитражных судов

Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок арбитражного судопроизводства определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.

АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

Функции арбитражных судов Российской Федерации

Теперь подробнее остановимся на функциях. Их немного:

  1. Разрешение любых споров, которые возникают на основании экономической или предпринимательской деятельности.
  2. Сбор данных и составление статистических отчётностей для анализа эффективности деятельности.
  3. Деятельность, направленная на то, чтобы люди не желали нарушать закон в экономической сфере, знали, как поступить правильно и законно.
  4. Установление и ведение деловых отношений на государственном уровне в законном порядке.

Арбитражный суд, функции и полномочия которого мы рассмотрели, является важным органом в системе государства. Его роль огромна, ведь экономика – основа процветания страны, и если споры не будут разрешаться мирно и по-деловому, предпринимательство погрязнет в конфликтах и убытках.

Классификация

Функции арбитражных судов мы уже знаем, пора разобраться с их классификацией. Такие суды субъектов РФ создаются в городах федерального значения, областях и краях. Чаще всего дела рассматриваются единолично и по первой инстанции. В полномочия таких судов входит рассмотрение всех споров, которыми по закону должен заниматься арбитраж, пересмотр дел с появлением новых обстоятельств или с вступлением в силу новых законных актов, обобщение результатов, статистическое наблюдение и анализ эффективности работы.

Всего работает 85 арбитражных судов субъектов РФ. В течение месяца решение суда должно быть исполнено, если оно было вынесено в полной мере и в установленной форме. В некоторых случаях суд зачитывает лишь краткое принятое решение без вводной, описательной и других частей. Однако иногда необходимо немедленно получить развернутое решение.

Функции арбитражных судов касаются всех их подвидов. Так, апелляционный арбитражный суд представляет собой два суда, которые действуют в одном судебном округе. Главная задача таких судов – проверка обоснованности и законности судебных актов.

Арбитражные суды округов (всего 10 в РФ) действуют по известному нам принципу. Их отличие в том, что на один округ приходится один такой суд. Они занимаются рассмотрением дел по первой инстанции, разбираются с делами о принудительной компенсации в случае вынесения решения позже назначенного срока, проверяют законность нормативных актов, пересматривают дела по новым обстоятельствам, анализируют статистику, предлагают свои коррективы для усовершенствования судебной системы страны.

Суд по интеллектуальной собственности касается вопросов защиты авторских прав.

Порядок рассмотрения дела в арбитражном суде

Заседание Высшего арбитражного суда.

Деятельность рассматриваемых судов регламентирована:

  1. ФЗ об арбитражных судах в Российской Федерации;
  2. Арбитражным процессуальным Кодексом (АПК – № 95-ФЗ от 24.07.02);
  3. Другими нормативно-правовыми актами.

Этапы гражданского судопроизводства в Российской Федерации включают в себя:

  1. Отправка претензии перед действием ответчику (обычно за 30 дней до подачи искового заявления);
  2. Подача искового заявления в суд и рассмотрение дела в первой инстанции (не менее трех месяцев, хотя на практике это может занять гораздо больше времени);
  3. Подача апелляции и участие в рассмотрении апелляции (не менее двух месяцев);
  4. Подача кассационной жалобы (вторая апелляция) и участие в кассационном производстве в арбитражных судах соответствующего округа (не менее двух месяцев);
  5. Вторая кассационная жалоба возможна в Верховном суде, но в настоящее время это выборочный процесс, и судья Верховного суда должен предоставить разрешение на рассмотрение дела в коллегии (от трех до девяти месяцев);
  6. Последней стадией коммерческого разбирательства является надзорный контроль Верховного суда в исключительных обстоятельствах (от шести до 12 месяцев).

Понятие арбитражных судов

Арбитражные суды имеют:

    1. собственную подведомственность;
    2. специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ).

Таким образом, арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а на основании международных договоров и федеральных законов — и за пределами России.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды.

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);
  • арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий