Бензин резко подорожал на бирже. какие ценники ждать на азс через три недели

Дела насущные

Правительство не остается в стороне от обсуждений насущных проблем, и идет на контакт с Федеральными средствами массовой информации. В последних числах октября текущего года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал указание о заморозке цен на бензин.

Медведев поручил Министру регионального развития Российской Федерации Дмитрию Козаку проконсультироваться с нефтяными компаниями.

Вагит Юсуфович Алекперов, Генеральный директор ПАО «Лукойл», в одном их своих интервью, на петербуржском экономическом форуме признался, что «Сегодня Компания несет убытки на розничном рынке». Козак же в свою очередь считает жалобы компаний о недополучении прибыли недопустимыми. Соглашение с нефтяниками о стабилизации ситуации подписано сроком до 31 марта 2019 года.

Эксперты и аналитики твердо уверены, что для выхода из напряженной ситуации на топливном рынке, Правительству Российской Федерации, в первую очередь, необходимо решить проблему объемов экспорта.

Глава Правительства уже рассматривает инициативу юридически обязать все российские нефтяные компании и независимые НПЗ (Нефтеперерабатывающие заводы России) поставлять на внутренний рынок определенное минимальное количество топлива. Министр энергетики Российской Федерации, Дмитрий Новак, так комментирует новые обязательства нефтяных компаний: «Договоренность включает обеспечение производства на уровне не менее чем дополнительно 3% к уровню прошлого года соответствующего календарного месяца».

Если договориться о стабилизации ситуации (сдерживании цен) не получится, Дмитрий Медведев будет вынужден принять решение о вводе запретительных пошлин на экспорт нефти. Однако же аналитики считают, что такие меры непосредственно пагубно отразятся на заправках. В регионах, ввиду последних новостей, уже пошли слухи о повышении стоимости проезда в общественном транспорте.

Российская нефтегазовая компания «Роснефть» так же принимает активное участие в обсуждении насущных проблем. Так, в первых числах ноября «НК Роснефть» направила Правительству ряд предложений по стабилизации ситуации на энергетическом рынке страны. При чем, в письме четко указано, что компания неукоснительно придерживается договоренности по удерживанию цен на розницу на уровне 30 мая 2018 года.

По официальным данным, «Роснефть» обеспечивает треть внутреннего розничного рынка топливом и перевыполняет нормативы биржевой торговли. Так, по итогам октября 2018 года было реализовано:

  • Бензина – 19% от общего производства (при нормативе 10%!);
  • Дизельного топлива – 8% от совокупного производства (при нормативе 5%!)

Ковид ускоряет переход на энергосбережение

Вы верите в «зеленую экономику», целиком построенную на энергосбережении?

— Это не вопрос веры, к ней все идет. Думали, ладно, ковид рано или поздно кончится, экономика вернется не прежние энергетические рельсы, мы заживем, как раньше. 

Но что мы видим? Индия и Китай собираются совместить момент возвращения к экономическому росту с переходом к новой энергетике. Все начинают учитывать климатические факторы, а значит не за горами обязательные углеводные налоги с нефти, газа, угля. От бензиновых двигателей будут постепенно отказываться.

Ну а в Европе гигантские планы по стимулированию зеленой экономики существуют уже давно. Электроэнергия Дании состоит не из нефти и газа, а к 2035 году в Европе начнут запрещать двигатели внутреннего сгорания. Автомобили больше не будут потреблять нефть.

Рубль упал. Что будет с ценами, кредитами и ипотекой?

Все произойдет гораздо быстрее, чем мы ожидаем. В Норвегии уже больше трети машин, которые бегают по улицам, электрические. Если Фольксваген с партнерами будут выпускать в ближайшее время 27 моделей электромобилей, и планы такие есть, то потребление нефти резко сократится. Поэтому к зеленой энергетике мы придем, мир изменится, хотим мы этого или нет.

Россия очень не хочет. У нас принята официальная доктрина энергетической безопасности, где написано, что все эти фокусы с отказом от нефти, газа, угля — это либо риски, либо вызовы для страны. Поэтому, дескать, надо не включаться в этот мировой процесс, а ему противостоять. 

Если такова государственная стратегия, то это плохо. 

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Как менялись цены на топливо в 2019 году

Повышение цен на топливо, вместе с увеличением пенсионного возраста и ставки НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Причинами тогда стали просчеты при осуществлении так называемого налогового маневра – основная налоговая нагрузка на нефть была перенесена с вывозной пошлины на налог на добычу полезных ископаемых.

В результате российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные покупатели. Как результат, цены на топливо пошли резко вверх.

К концу года власти, кажется, смогли найти компромиссное решение – правительство заключило с представителями крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний специальное соглашение, по которому замораживались оптовые цены для независимых сетей АЗС (то есть, не относящихся к гигантам вроде Роснефти). И так как через независимые сети реализуется порядка 60% топлива, это должно было удержать цену на месте.

По соглашению нефтяники могли повышать среднеоптовые цены на топливо не более, чем на величину инфляции. Также им разрешили одноразовый рост цены на 1,7% в январе 2019 года – после увеличения ставки НДС до 20%.

По графику тоже видно, что лавинообразного повышения цен не произошло:

Соглашение изначально было рассчитано на срок до 31 марта 2019 года, однако затем его продлили еще на 3 месяца, хоть особой потребности в этом уже не было – рынок стабилизировался, а цены, например, на дизельное топливо, вообще показывали снижение.

АЗС тоже не бедствуют – они зарабатывают около 7 рублей на литре бензина и 6 рублей на литре дизельного топлива. Это, на самом деле, не так много, но позволяет им удержать рентабельность деятельности на

В итоге соглашение перестало действовать с 1 июля, но, как видно, серьезных колебаний в ценах на топливо это не принесло.

Это стало доступно благодаря введению с 1 января нового механизма компенсаций нефтяным компаниям – так называемого демпфера. Суть его в том, что нефтяникам компенсируют разницу между доходами от продажи топлива на внутреннем рынке и потенциальным доходом от экспорта этого топлива за рубеж.

Однако изначально демпфер работал совсем не так, как планировалось: в его формуле была заложена слишком высокая «условная» цена (та, которая устанавливалась для внутреннего рынка). С 1 июля цены пересмотрели, и теперь условная цена бензина составляет 51 000 рублей за тонну (или 41 рубль за литр), для дизельного топлива установили цену в 46 000 рублей за тонну (41,75 рублей за литр).

Бюджет компенсирует нефтяникам 75% разницы между этими цифрами и ценой на бензин за границей (и 70% для дизельного топлива). Даже в первом полугодии нефтяным компаниям было выплачено 140 миллиардов рублей обратного акциза.

Тем не менее, критиковать новую систему есть за что – деньги на эти компенсации бюджет получил, повысив ставку НДПИ. То есть, налоговая нагрузка все равно высокая.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

«Несмотря на падение цен на нефть, цены на бензин удалось сохранить на прежнем уровне». Это анекдот года. Почему, правда, нефть дешевеет, а бензин дорожает? 

— В цене бензина цена нефти — меньше 7%. Есть расходы на транспортировку, переработку, административные издержки, маркетинг и так далее. Должна быть и какая-то маржа у тех, кто этим занимается, надо рабочим платить, и самим прибыль по карманам класть. Однако почти 70% в этой цене — налоги. 

Когда государство говорит: «Вы, пожалуйста, на своих бензоколонках оставьте цену на прежнем уровне, а мы вам повысим акциз на бензин», это как?

Цена остается на прежнем уровне, но компании должны откуда-то взять деньги, чтобы компенсировать затраты. Естественно, платит конечный потребитель.

Но это не только у нас. Посмотрите на Норвегию, там та же история — гигантские налоги, потому что цена на нефть падает, и государство немедленно выкачивает недополученное из населения. 

Вернее государство выкачивает недополученное за нефть из нефтяных компаний, а уж компании — из населения, повышая цену на бензин. Так?

— Государство компании не обидит. Оно им придумывает амортизационные, компенсационные, еще какие-то выплаты. Короче, демпфер.

Демпфер в технике — это то, что гасит колебание от удара. Государство смягчает удар по нефтяным компаниям. Оно как бы говорит им: «Мы очень много с вас берем, поэтому будем немножко возвращать». А откуда возвращать? Из бюджета. То есть, из налогов. 

Сначала все население России платит высокую цену за бензин на АЗС, а затем нефтяным компаниям еще приплачивается компенсация. То есть, людей обирают дважды.

В сравнении с другими странами

Считается, что в «богатых» странах цены на бензин выше, чем в «бедных». На это оказывает влияние и уровень доходов населения, ведь, по законам экономики, все же спрос рождает предложение. Другими факторами, влияющими на уровень мировых цен на бензин, являются: добыча нефти, экспорт/импорт топлива, налоговая нагрузка, субсидии, санкции и т.д.

Почему же бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США? Ведь Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти, а так же по ее экспорту, а вот США, напротив, является одним из ведущих импортеров нефти.

Либералы утверждают, что все дело в конкуренции. Америка конкурентная страна, поэтому там держатся рыночные цены, и маржа, как правило, минимальная.

Причём, в США стоимость бензина очень чутко реагирует на любое изменение стоимости 1 барреля нефти. А в России почему-то все наоборот, поэтому и цены на бензин выше.

В США и в других странах Европы бензин в основном зависит от цен на нефть. «В нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала», – рассуждает главный аналитик «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов.

Для России в целом важна рублевая цена на нефть. Ведь, при падении долларовых цен на нефть, именно рублевая, будет снижаться в значительно меньшей мере.

Глава Российской Федерации в своем интервью признает: «Цена на бензин в США чуть-чуть выше, чем у нас. Однако, там и доходы граждан выше…». «Государство не может субсидировать внутренние цены на бензин в ситуации ползучего курсового снижения рубля» — комментирует эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Российский политический и государственный деятель Борис Ефимович Немцов часто негативно высказывался об экономическом строе России. Немцов считал, что главной причиной постоянного подорожания бензина является недостаточно развитая антимонопольная политика. Вот что говорил по этому поводу Борис Ефимович: «Происходит это ровно из-за того, что основа русского капитализма — монополия. Причем во всех сферах жизни: начиная от «Газпрома» и заканчивая, например, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и так далее… Россия — крупнейший производитель нефти, в то же время наш бензин дороже, чем в США…».

Комментарии чиновников

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, который должен знать ситуацию лучше всех остальных, отказался комментировать эту информацию: «Я не буду это комментировать. Мне Артемьев официально запретил давать прогнозы, так что извините», — ответил корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава РТС.

А вот Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков», считает, что бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС!

В настоящее время биржевые цены на НПЗ и мелкооптовые цены на нефтебазах в регионах существенно выше, чем стоимость бензина и дизтоплива на АЗС. У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикуют Росстат и Московская топливная ассоциация.

Но сколько прибавит топливо, эксперт предсказать не взялся. «Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы, или еще более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока мы видим, что у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию», — резюмировал Михаил Турукалов.

Реклама:

Новый Год – новые цены? Чего ожидать россиянам 1 января 2019 года?

Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации в 2018 году тщательно занялась проверкой ценообразования литра бензина.

Из публичных официальных данных, действительно, можно констатировать факт, что многие российские компании в данный момент нацелены на экспорт автомобильного топлива. Получается, что количества бензина на внутреннем рынке становится меньше. Придерживаясь такой тенденции, соответственно, цены будут расти постоянно.

Эксперты уверены, что правительство вновь допустит рост цен на бензин, как минимум, в размере инфляции. На такие доводы Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак парирует тем, что, возможно, повышение и будет, но только лишь в рамках инфляционных показателей, а именно, не более 4-4,6% в год.

Спикер верхней Палаты, Валентина Матвиенко уверена, в условиях, когда рост цен на бензин будет обгонять инфляцию, нужно будет действовать оперативно и жестко. В своем выступлении в Совете Федерации она была возмущена: «Какое сельское хозяйство у нас будет развиваться, если в Забайкалье рост цен за год составил 128,9%? А ведь там в данный момент и так непростая экономическая ситуация…».

Несмотря на то, что Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации утверждает, что полностью контролируют ситуацию, российский топливный союз опасается очередных изменений, и прогнозирует очередной рост цен на бензин с января 2019 года. Аналитики предполагают, что повышение может составить до 10%. На такой скачок роста однозначно повлияет увеличение акцизов.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь ПАО НК «Роснефть» комментирует сложившуюся ситуацию так: «Сейчас до 70% цены составляют налоги. Я хочу напомнить, что сейчас акцизы повысились на 7%. Поэтому практически все компании максимизируют экспорт. Хочу заметить, что «Роснефть» этого практически не делает!». Глава Компании считает, что бензин перестанет дорожать в том случае, если все российские нефтяные компании станут перерабатывать в России минимум 17,5% добытой ими нефти. Леонтьев считает, что именно такого объема хватит, чтобы рынок «насытился» топливом.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, весьма четко высказывает свою позицию по этому поводу: «Цена бензина будет расти и далее, если в Налоговом Законодательстве Российской Федерации в ближайшем времени не произойдет никаких существенных изменений».

А директор центра политической информации, Алексей Мухин, уверен, что «Правительство само дает повод для критики. Однозначно, повышение акцизов повлечет за собой рост цен на бензин». Вообще многие эксперты задаются вопросом, для чего повышать акцизы при явном профиците бюджета?

Итак, исходя из массовых оценок эксертов, следует сделать неутешительный вывод о том, что в новом году россиян все-таки ждет очередное повышение цен на бензин. Козак уже не раз допускал такую мысль в своих интервью на Федеральном Канале. Только вот в каком размере будет увеличение? Народ надеется, что оно хотя бы не превысит инфляцию. Ведь в противном случае некоторым гражданам просто, в буквальном смысле, придется отказаться «от руля».

Новый способ заработать?

СМИ неоднократно обращали внимание на то, что независимые сети АЗС в последнее время заметно ухудшили свое финансовое положение – из-за роста оптовых цен с одной стороны и жесткого регулирования с другой, они вынуждены сокращать расходы, чтобы «прожить» на те 6-7 рублей с каждого проданного литра топлива. Вероятно, такие проблемы стали причиной того, что 2 из 3 АЗС в России недоливают топливо

Об этом стало известно из результатов проверки Минпромторга, проведенной в регионах Центрального федерального округа

Вероятно, такие проблемы стали причиной того, что 2 из 3 АЗС в России недоливают топливо. Об этом стало известно из результатов проверки Минпромторга, проведенной в регионах Центрального федерального округа.

Как оказалось, на каждые 10 литров топлива заправки недоливают по 50-90 мл, что гораздо больше нормы в 25 мл.

Чуть ранее аналогичную проверку проводили в Росстандарте – тогда выяснилось, что 19% АЗС недоливают топливо, причем на весьма серьезные объемы – до 5% от оплаченной суммы. Как результат, по факту для водителей литр топлива на таких заправках стоит на 10 рублей дороже, чем заявляется на табло.

С этим в Минпромторге намерены бороться, но даже не в 2020 году, а только с 2021-го – когда введут оборотные штрафы. АЗС заплатит за недолив 1% от выручки за прошлый год, а за повторное нарушение – до 3% выручки.

Но и это еще не все. Кроме недолива, в Росстандарте выявили отклонения по качеству топлива. Их обнаружили на 8,8% заправок из числа 920 проверенных АЗС. И если раньше владелец мог отделаться штрафом в 40 тысяч рублей, то сейчас штрафы рассчитываются из годовой выручки и составляют в среднем 580 тысяч рублей.

Эксперты говорят, что это, действительно, один из способов заработать больше для независимых сетей АЗС, которые переживают сейчас не лучшие времена.

Причины подорожания бензина в России с начала 2018 года

Все началось с конца прошлого года, когда нефтетрейдеры из-за поднятия акцизов стали запасаться топливом. Рост такого спроса еще больше подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, поэтому подорожания удалось избежать.

В январе текущего года на рынке прошла волна очередного подорожания. В следующем месяце президент Российской Федерации заявил о вероятном снижении цен на бензин в связи с предстоящими президентскими выборами, поэтому до восемнадцатого марта бензин уверенно дорожал. После этого нефтетрейдеры начали догонять упущенное.

Почему так резко подорожал бензин в мае 2018 года? Первая причина – сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Третья причина — увеличение акцизов: по оценкам, сейчас цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 10-15%.

Кроме того, цены на нефть сильно меняются на мировом рынке. Казалось бы, что это бессмысленно, ведь в нашей стране есть своя собственная нефть. Все дело в том, что, если на мировом рынке стоимость большая, нефтяникам намного выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать его дома.

При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с реализацией на территории РФ.

Заманчивые перспективы экспорта приводят к нехватке топлива на нашем рынке. В данное время на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем пятнадцать тысяч тонн бензина в сутки. При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно пятьдесят тысяч тонн.

Так, получается нехватка бензина, поэтому повышается цена. Тонна бензина в средней стоит пятьдесят пять тысяч рублей, а дизельное топливо около пятидесяти тысяч.

Последняя причина подорожания – поднятие акцизов. Осенью предыдущего года Государственная Дума Российской Федерации приняла решение о ежегодном повышении на протяжении трех лет на алкоголь, табак и топливо для автомобилей.
60% от стоимости бензина уходит на налоги. Поэтому повышение фискального бремени сильно влияет на цену бензина.

Специалисты считают, что для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки, и снизить акцизы. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина.

При этом аналитики не ждут, что ситуация выправится: напротив, вскоре россияне увидят на АЗС новые цены.

На сколько планируется повышение?

Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.

Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий