Высшее образование: нужно ли оно в современном мире?

Выбор вуза

Самым важным критерием будут требования для поступающих самого университета. Есть рейтинговые вузы, учиться в которых непросто. Есть обычные, куда есть возможность попасть рядовому абитуриенту со средним уровнем знаний. Конкурс на бюджетные места в государственные учебные заведения выше, чем на контракт, но нужно учитывать, что платить придется не только за программы, но и за проживание, питание.

Все абитуриенты, чтобы поступить в вуз и получить высшее образование, должны сдать ЕГЭ по профильным предметам – без данного сертификата выпускник 11 класса не получит разрешение подать заявку. Те, кто окончил техникум, должны сдать внутренние вступительные экзамены в вуз.

Высшее образование и профессия: в чем разница

Статистика, свидетельствующая о том, что сейчас многие дипломированные специалисты не работают по специальности, полученной в стенах образовательных организаций (независимо от того, будь то ВУЗ или техникум/колледж), подтверждает общественную позицию о преувеличении значимости дипломов. Подчеркнем, что между образованием и профессией существует большая разница. А данные статистики – это всего лишь цифры.

Нужно понимать, что большая часть учреждений высшего образования не гарантируют получения профессии по специальности. Их основное назначение заключается в обеспечении знаниями в той или иной области. Лишь небольшая доля специализированных ВУЗов нацелена на подготовку кадров под выбранную студентом профессию. Остальные преподают науку, дают максимально полное представление об интересующем студента предмете, а не навыки трудоустройства на престижные должности. То есть, суть вузовского образования заключается в повышении уровня образованности граждан и удовлетворении их потребностей в углублении знаний.

Получение практических знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности зачастую никак не связано с обучением в ВУЗе. Хорошо известно, что многие добившиеся успеха люди и вовсе не получали высшего образования или же оставили учебу на первых курсах. Всем знакома и распространенная практика, при которой компании, принимая на работу дипломированного специалиста, заявляют ему о необходимости забыть все, чему он учился, и «затачивают» кадры под собственные потребности.

Другими словами, профессия не зависит от полученного диплома. На нее влияет мышление, необходимые для выбранной специальности навыки и умения, а также уровень образованности и опыт. Так, наличие диплома филологического факультета не говорит о том, что человек не может стать хорошим управленцем, а дипломированные экономисты не могут уйти в журналистику. В процессе длительного обучения в университете студенты углубляются в науку и получают определенные навыки, в дальнейшем позволяющие им добиться успехов в профессии, которую они выбирают после окончания ВУЗа.

Нельзя отрицать и тот факт, что многие рекрутеры по-прежнему обращают внимание на наличие диплома престижного учреждения, но должность отдают кандидатам с наиболее предпочтительными навыками и личностными качествами

Карьерный рост

Важно так же выделить что в настоящее время образование-всего лишь формальность. Часто встречаются люди с высшим образованием, работающими за копейки, или же наоборот

Но тут важным плюсом является ваше умение и понимание своей специальности. У вас есть эти качества? Тогда законченный институт и полученное высшее образование поможет вам и в карьерном росте! Предприниматели всегда заботятся о «ценных» рабочих. Достаточно проявить себя, вы станете востребованным как представитель своей специальности, и тем самым обеспечите себе карьерный рост. Дело в том, что ваш начальник будет помогать вам, если не захочет потерять высококвалифицированного рабочего с высшим образованием. Но не забывайте про усердие: без него ничего и не выйдет.

Бакалавр или магистр

В федеральном законе от 22.08.1996 №125-Фз, дополненном в 2003 и 2012 г.г.,  четко обозначены две образовательных ступени, после завершения которых человек получает диплом о высшем образовании:

  • бакалавр;
  • магистр или специалист.

Данные изменения в системе подготовки специалистов связаны с необходимостью приблизить высшую школу к общеевропейскому стандарту и облегчения интеграции в него российских студентов.

После окончания школы абитуриент может поступить только на программу бакалавриата, и лишь закончив, продолжить учебу в магистратуре. Диплом бакалавра дает возможность не только продолжить обучение за границей, но и получить там работу.

Таким образом, законченным высшим образованием считается диплом об окончании любой из двух ступеней обучения. На какой стадии заканчивать учебу, решать каждому студенту в отдельности, в зависимости от целей, выбранной профессии и предполагаемого места работы.

  1. Бакалавриат – первая степень высшей формы обучения, получение базовых профессиональных знаний, необходимых для практической работы. Как правило, достигается уровень уже после 4 лет учебы в ВУЗе. В дипломе указывается степень и специальность, например, «бакалавр-инженер».
  2. Специалитет – уровень высшего образования с присвоением квалификации по специальности. Это классическое обучение, при котором помимо углубленных теоретических знаний даются узкие практические навыки по профессии. Актуален для России. Привычная всем форма советского образования. Стоит понимать, что это не промежуточный уровень, а полноценное образование в традиционном понимании. Постепенно специалитет уходит в небытие, оставляя только две ступени высшего образования.
  3. Магистратура – углубленное изучение специальных предметов с научным уклоном. Магистратура может являться продолжением образования, если поступление осуществляется после начальной ступени по той же специальности. Дает возможность получить дополнительное высшее образование, если выбрано другое направление или уже имеется диплом специалиста. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе.

Бакалавриат как начальная степень высшего образования, имеет ряд преимуществ:

  • сокращенный срок обучения (в большинстве случаев 4 года) позволяет раньше начать трудовую деятельность или кардинально сменить профессию без потери времени;
  • возможность продолжить образовательный процесс за границей;
  • общая направленность образовательного процесса без углубления в узкие дисциплины дает широкий выбор при выборе работы или специальности. При этом зачастую достаточно лишь окончить курсы повышения квалификации.

Основные минусы:

  • невозможно заниматься научными изысканиями или продолжать обучение в аспирантуре;
  • ограничения при выборе работы или низкая конкурентноспособность по сравнению с магистрами;
  • невозможность получить доступ к ряду государственных должностей, а также в сфере образования;
  • отсрочка от армии заканчивается сразу после окончания уровня.

Диплом первой академической степени выдается только после защиты выпускной работы, подтверждает освоение фундаментальных знаний и общих научных основ. Данная степень присутствует во всех сферах, кроме медицинской.

Бакалавры в первую очередь практики, которые могут успешно заниматься самообразованием или совершенствованием в рамках профессии без отрыва от производства.

Нужно ли в России высшее образование?

Требуется ли высшее образование в нашей стране в настоящее время? На этот счёт есть разные мнения. Всем хорошо известно, что существует немало рабочих мест, для получения которых не нужно иметь высшее образование. Однако есть и такие области, где оно либо необходимо, либо даёт серьёзное преимущество. Некоторые даже стремятся получить второе образование, чтобы иметь больше шансов получить подходящую работу. Впрочем, вопрос о том, нужно ли второе образование в современном мире, тоже является достаточно спорным.

Чаще всего при устройстве на работу наличие высшего образования вовсе не окажется главным критерием. Однако оно всё же будет говорить в пользу человека. И ему не придётся объяснять, почему он не получил его.

Мнение против

Всё, что студенты изучают в ВУЗах, обычно оказывается попросту не нужно им. И это верно. Несомненно, основная масса полученных знаний никогда не пригодится человеку в его трудовой деятельности. Это касается и школьного обучения в выпускных классах. Мало кому потребуются знания логарифмической таблицы, сложных химических формул и др. Не нужны основной массе людей также знания множества разных языков, ведь сейчас существуют онлайн переводчики, которыми все, кому потребуется, смогут воспользоваться в любое время.

Мнение за

Очень часто на высокооплачиваемые и престижные рабочие места принимаются только соискатели с высшим образованием. Кроме того, для этого требуется определённый опыт, профессиональные навыки, а также работодатели непременно оценивают личное обаяние человека и его способность располагать к себе. Также очень важен будет культурный уровень человека, его умение держаться, вести беседу и др. В этом случае речь идёт о таких местах, которые пользуются большим спросом и на них идёт немалый конкурс. Но при этом высшее образование будет обязательным.

Мнение против

Конечно, есть подобные вакансии. Однако их очень немного. Вполне можно найти себе рабочее место и без высшего образования. Для этого потребуется трудолюбие, активность, желание работать и получать профессиональные навыки к конкретной области. А для этого высшее образование не потребуется. Хорошим примером в этом случае будет то, что больше половины богатейших людей мира высшего образования не имеют. И они никогда не считали, что высшее образование помогло им нажить их огромные состояния. Для этого им требовались совсем другие навыки, знания, умения и действия, а вовсе не те, которые изучались ими в ВУЗах. А полученные в процессе обучения знания для этого им совсем никак не пригодились.

Получение высшего образования также предполагает немалые затраты. Это, конечно, касается в первую очередь платного (коммерческого) обучения. Но даже обучение на бюджетной основе требует расходов. Ведь во время учёбы студенты не могут работать полноценно (если, конечно, речь идёт не о заочной форме обучения), а только подрабатывать, если найдут такую возможность. А за время учёбы в ВУЗе, которое продолжается не менее 4 – 5 лет, можно было работать и нарабатывать опыт. А опытный специалист с хорошими навыками ценится многими работодателями гораздо выше, чем неопытный соискатель с высшим образованием.

Мнение за

Вполне может случиться так, что полученные знания и навыки окажутся очень полезными и даже необходимыми. К примеру, очень часто хорошее знание русского языка и высокая грамотность, знание литературы, а также знание английского языка будут незаменимы при изучении языков программирования. Ведь документация при этом вся именно на английском. И онлайн переводчик для этого не особо поможет. Потребуется именно знающий специалист, чтобы перевести тексты и придать им удобоваримый вид. А для этого непременно нужен большой словарный запас, грамотная и развитая речь. Именно это и можно получить при обучении в ВУЗах, особенно гуманитарных. Разумеется, специалист с высшим образованием, с определённым багажом знаний гораздо лучше справится с подобными задачами. И Таких примеров можно привести огромное множество.

Заключение

В этом материале были изложены разные точки зрения на вопрос о том, нужно в России в наши дни высшее образование для получения престижной и высокооплачиваемой работы, или нет. Рассказано о том, какие оно может дать преимущества, и стоит ли тратить на него время и усилия. При этом ставилась лишь задача для размышления. Каждый человек сам решает, требуется ли ему лично высшее образование, или не требуется.

Найти любимую работу

Становится жаль зря потраченных лет, а кто-то понимает, что вообще, будь возможность, выбрал бы совершенно иную профессию, и отучился бы именно на нее, и посвящал бы себя с ранних лет именно ей, а не тому делу, которое нелюбимо. А любимая работа — один из самых главных критериев счастья, на первых местах после дружной семьи, здоровья. Любимая работа, приносящая прибыль, то есть творчество, помноженное на самореализацию — фактор психического, физического здоровья, счастья, благополучия по версии многих исследований.

Но есть и другие плюсы высшего образования… доводы в пользу «корочек». Высшее образование — нужно! Но не все…

В начале 2000-х гг и позже, аж до 2008-2010 года, популярными оставались профессии юриста, экономиста. В 2018-2021 год специальность без математики не ценится.

И много выпускников после окончания вуза оставались за бортом… был переизбыток работников данной сферы, а с другой.. не было стоящих специалистов. Да, при всем изобилии юристов, экономистов, все их знания были банальны, стандартны, они все как под копирку обучались одному и тому же, почти роботы, «гайки» в системе, что такое неординарность, самостоятельность взглядов, решений многие и не знали.

Пример

Недавно выпускники СФУ (поскольку я живу в сибирском регионе), закончившие вуз с красным дипломом, по молодости, еще куражась и надеясь на легкий успех, основывали фирмы, гордо вносили свои имена в директора… Но уже через пару лет сидели «с носом» и довольствовались скупыми и редкими клиентами, заходящими в офис (аренда которого равна зарплате) за консультацией, «выпрашивали» за представление в суде суммы «чуть меньше чем у других», чтобы клиент не сбежал, но в итоге просиживали оговоренное время на стуле.

«Докатывались» до того, что сговаривались с адвокатом стороны защиты или обвинения (либо ответчика/истца) и выживали деньги из клиентов, которые вроде как призваны защищать — так уплывали остатки принципиальности и наивности.

От яростных доказываний чьей-то вины (за гроши), или чьей-то невиновности, которые вызывали прилив адреналина похлеще прыжка с парашюта в юности-ранней молодости, от почти бескорыстных попыток «постоять» за кого-то, чтобы прославить свое имя через сарафанное радио, немного постаревшие, но все еще молодые люди, приходили к скучным и серым будням, где никому не нужна романтика, битвы, дуэли, всем нужен результат. И платят именно за него. Юристы, не могущие, несмотря на пару высших образований, предлагать результат, оправдывали все своей молодостью (в 30 лет), к 40 годам все будет иначе, опыту станет больше, да и город просто непродвинутый в плане юридической культуры…

↑ Функции образования

Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций

  • ликвидация неграмотности;
  • передача знаний и опыта предшествующих поколений;
  • приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
  • социализация личности;
  • обеспечение профессионального становления молодежи;
  • способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
  • социальный контроль.

В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование, предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.

Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

Образование и становление личности

Почему роль образования в развитии личности настолько высока? Для ответа нужно рассмотреть понятие личности. Отечественный психолог Д. А. Леонтьев строго разграничивает понятие индивида и личности. Он подчеркивает, что индивид является связью естественных органов, а также функций, которые они выполняют. Личность же, по словам ученого – это иерархия различных видов деятельности. Процесс же обучения – это не что иное, как освоение выбранной человеком профессии, вида деятельности. Леонтьев считал, что личность «появляется на свет» дважды.

Впервые это происходит в возрасте трех лет. Тогда ребенок начинает отделять себя от внешнего мира. Он уже может сдерживать свои потребности, подождать, если это требуется. Младенец «подождать» не может. Второй раз личность рождается при достижении подросткового возраста. «Взрослый ребенок» учиться осознавать свои мотивы, управлять ими. Он сам следит за собой – готовиться к контрольным и экзаменам, выбирает друзей. Затем он делает самостоятельный выбор – создавать ли семью, какую профессию получать.

Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда

Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм

Закономерности работы мозга, влияющие на обучение

Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.

  1. Мозг устроен таким образом, что между его клетками постоянно устанавливаются новые связи. Чтобы пользоваться возможностями мозга максимально, нужно предоставлять ему как можно большее количество информации, а также времени для ее осмысления. Отростки нервных клеток (нейронов), которые устанавливают между собой связи, называются аксонами и дендритами. Аксон – это длинный отросток нейрона, а дендрит – разветвленный, похожий на дерево. Аксоны и дендриты все время взаимодействуют, передавая друг другу новую информацию. Места их контакта зовутся синапсами. Даже если человек испытывает недостаток информации, мозг обязательно восполнит недостающие данные. Например, вы видите кошку, которая стоит за углом. Часть ее тела скрыта, но ваш мозг может «дорисовать» недостающие элементы.
    Поэтому роль обучения в развитии личности столь тесно связана с работой мозга.
  2. Второе свойство мозга – его тяга к закономерностям. При многократном установлении тех же связей между аксонами и дендритами происходит формирование закономерности. Например, вы никогда в жизни не видели льва. Когда он вам попадется на глаза впервые, его можно по ошибке принять за разновидность лошади. Но, если вы останетесь живы после первого свидания, то мозг запомнит – рычащее животное с рыжей гривой представляет собой угрозу для жизни. Все львы, которых вы встретите в дальнейшем, будут помещены мозгом в ящичек с надписью «Опасные звери».
  3. Подражание. Мозг человека любит процесс подражания. Информация в мозге, кроме врожденной, отсутствует до того времени, когда в нем образовывается множество синапсов. Самый быстрый способ образовать новые связи между нервными клетками –наблюдать за действиями других и копировать их.
  4. Мозг плохо выполняет свои функции в стрессовых условиях. Так как он эволюционно формировался по направлению «снизу вверх», то его наиболее примитивные функции и расположены в нижних отделах. Они отвечают за реакцию «беги или сражайся». А эти решения принимаются очень быстро, уж если бразды правления перешли к этой части мозга.

Плюсы и минусы высшего образования

Они зависят от времени, в которым мы живем. Какой спрос, такие и предложения.

Образование в России кратко: тех, кто закончил МГУ, МГИМО, другие крупные авторитетные вузы в столицах и российских мегаполисах,  меньше чем тех, кто закончил «шарашки» (еще до проведения реформы об изъятии лицензии у чуть ли не половины «сомнительных» вузов), где экзамены-то сдавать дело не затейное, а получить диплом, лишь оплачивая часть обучения, может даже бывший двоечник.

Но «бумажка» для людей  стала важнее действительно ценных знаний, самообразования, упорства, амбиций, труда… Получают выпускники высшее образование в россии, такие дипломы ради галочки, никогда и не вникая особо в «приобретенную» специальность, идут работать в совершенно иную сферу, не вспоминая о профессии, записанной в какой-то бумажке.

Итак, по статистике, более 70% выпускников российских вузов не работают по специальности, лишь около 25-28% направляются по выбранному в вузе пути. А вот эти самые 70 и более процентов — они работают таксистами, разнорабочими на заводах, в цехах, на рынках и даже.. дворниками, санитарками где придется, меньший процент — в офисах, трудясь бесцельно и за копейки.

Какое высшее образование выбрать

Какое высшее образование выбрать, должен решать сам абитуриент. Часто бывает, что человеку советуют родители, друзья, или он поступает «за компанию». В результате такого неосознанного выбора с учебой может не сложиться. Ну, неинтересно будет, и все.

А проявляется это так: человек приходит работать по специальности и оказывается, что работа ему абсолютно не нравится, отнимает много душевных сил, при этом не чувствуется удовлетворения и отдачи. Через несколько лет такой деятельности профессию приходится менять. Благо, в Москве есть долгосрочные курсы переподготовки, которые предоставляют учебные программы для желающих сменить сферу деятельности.

Выбирать нужно сразу «свое» направление, каким бы абсурдным оно ни казалось вашему окружению. Родителям может не нравиться, что вы сутками сидите за компьютером и изучаете программные коды, или по вечерам смотрите фильмы о геологии, ядерной физике или инженерных сооружениях. Ваше увлечение – это своеобразный «знак свыше», какое  образование выбрать вам лично, просто близкие люди это не воспринимают всерьез.

В каких случаях ВУЗ не нужен

Теряя время на вышку велика вероятность остаться на «обочине жизни»

Нет возможности учиться

Нет возможности, или очень тяжело – идите в училище или колледж. На данный момент они практически ничем не уступают ВУЗам. Не трать времени на то, что на данный момент вам не под силу, иначе вы рискуете остаться у разбитого корыта

Вы очень смышленый человек и можете с легкость заниматься самообразованием

Таких людей очень мало, но они есть. Высшее образование только притупляет их развитие и вгоняет в рамки мировосприятия

Вы творческий человек от природы

Творчеству не нужны никакие корочки.

Надеюсь, вы поняли мою основную мысль:

  • Не поддавайтесь любым стереотипам
  • Определяйте свою судьбу сами
  • Здраво оценивайте свои возможности и ресурсы
  • Старайтесь себя представить с высшим образованием и без него

Статью прочитали 902 чел.

Роль обучения в развитии личности: вредные советы

Напоследок – несколько вредных советов. Как стать настоящим двоечником и пустить свое обучение (а вместе с ним и жизнь) в тартарары?

  • Влияние образования на развитие личности – не более, чем выдумки неудачников. Вместо того, чтобы заниматься, сплетничайте с друзьями о личной жизни. Более актуальная тема всегда быстро отвлечет вас от скучного урока по французскому;
  • Оставляйте домашние задания или выполнение других задач на последний день. Все это время мучиться по поводу своей пагубной привычки прокрастинировать;
  • Если вы учитесь, по минимуму общайтесь с преподавателями и учителями. Старайтесь обсуждать их с другими студентами, и уважать как можно меньше. Те, кто хотят получить хорошие отметки, должны и уметь качественно выполнять домашние задания, и ладить с преподавателями, быстро ориентируясь в ситуации. Но роль обучения в развитии личности велика только для отличников. Двоечники всего достигают сами, без постороннего участия;
  • Выделяйте маркером главное в конспекте. Нет, вы действительно полагаете, что этот самообман поможет вспомнить определение во время экзамена? Последние исследования показывают: информация откладывается в памяти только при ее многократном воспроизведении. Выделение маркером – это просто несколько лишних движений;
  • Считайте себя уже достаточно образованным и развитым человеком. Оставьте вопросы о влиянии образования на развитие личности для тех, кто еще должен попотеть над учебниками;
  • Никогда не делайте больше, чем от вас требуется. Чем вкладывать средства во второе высшее, повышение квалификации, репетиторов, лучше обзавестись хорошими запасами пива;
  • Если на вас накатывает волна депрессии или страха – отдавайтесь этим чувствам по максимуму. Лейте слезы, без конца думайте об одном и том же, и, ни в коем случае, даже не думайте о решении проблем. Пусть образование и его влияние на развитие личности будут для вас вопросами второго или третьего плана. Если же депрессии нет, смотрите пункт 4.

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

Преимущества высшего образования

Самое важное значение в жизни каждого человека имеет высшее образование. Высшее образование предоставляет возможности получения престижной должности в солидной фирме

Основные преимущества:

  • Многие направления закрыты для людей, не имеющих высшего образования. Это касается медицинских, юридических, образовательных и научных государственных учреждений. Так же и частные компании не желают видеть среди сотрудников, людей без диплома;
  • Во время учебы в вузе, называют временем экспериментов, когда есть возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Такой эксперимент ничем не грозит, зато можно найти что-то действительно стоящее;
  • Высшее образование, это своего рода интеллектуальная инвестиция в будущее, наличие диплома открывает многие двери, а с ним можно найти работу с достойной оплатой, компенсирующей не только материальные, но и моральные расходы;
  • Все без исключения вузы — это открытые структуры, сотрудничающие и друг с другом, и с финансовыми компаниями и общественными организациями. Это открывает массу возможностей, таких как получение грантов, стипендий, стажировок, а значит узнать и научиться чему-то новому и приобрести больше шансов, реализовать себя в будущем.

По статистике, безработных среди людей с высшим образованием на 40% меньше, чем среди людей со средним.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий