Списание резерва по сомнительным долгам — проводки

Общие правила формирования

При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:

  • формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
  • предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
  • формируется с разделением долгов по аналитике;
  • резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
  • при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.

Для чего создается РСД?

Налогоплательщики, применяющие метод начисления, за счет РСД могут списывать безнадежные долги.

Напомним, что согласно НК РФ безнадежными (нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Например, если организация А отгрузила 27.02.2017 организации В продукцию на сумму 100 тыс. руб., с условием оплаты на следующий день после отгрузки, а та не смогла за нее рассчитаться, то по истечении срока исковой давности (01.03.2020) организация А может учесть для целей налогообложения убытки от списания безнадежных долгов на основании п. 2 НК РФ. То есть отразить в составе внереализационных расходов в I квартале 2020 года 100 тыс. руб.

Если организация А применяет метод начисления, она может сформировать РСД, затраты на создание которого относятся к внереализационным расходам согласно НК РФ. То есть после того, как долг станет сомнительным, его можно учитывать в составе резерва (100 тыс. руб. можно включить в резерв 30.06.2017). Впоследствии, когда долг перейдет в категорию безнадежного, он будет списан за счет резерва.

Получается, что, формируя резерв, организация в течение года может учесть в расходах сумму сомнительного долга задолго до того времени, когда долг превратится в безнадежный (например, по истечении срока исковой давности). Если долг будет погашен, то при следующей инвентаризации «дебиторки» он не включается в расчет резерва. Таким образом, положительный момент формирования РСД заключается в более равномерном отражении расходов в налоговом учете.

Цели создания

Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.

Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:

  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

Невозможность исполнения обязательства

Вторым основанием для признания долга безнадежным (нереальным к взысканию) является невозможность исполнения обязательства. Обязательство прекращается вследствие невозможности его исполнения, если она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон договора не отвечает. Основанием является ст. 416 Гражданского кодекса. Иными словами, это случаи, когда обязательство не может быть исполнено по причине наступления форс-мажорных обстоятельств, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

В то же время к названным обстоятельствам не относятся такие, как нарушение обязательств контрагентами должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров или необходимых денежных средств у должника. Это установлено в п. 3 ст. 401 ГК РФ.

Примечание. Чтобы признать долг безнадежным и включить его сумму в состав внереализационных расходов либо списать за счет созданного резерва, решение суда не требуется. Достаточно, чтобы истек срок исковой давности.

Признание долга безнадежным на основании акта судебного пристава. Можно ли в налоговом учете признать суммы дебиторской задолженности безнадежными на основании акта судебного пристава, например акта о прекращении конкретного производства в связи с отсутствием средств у должника? Прежде чем ответить, остановимся на некоторых особенностях исполнительного производства.

Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или производилось частично, зачастую возвращается взыскателю. Это происходит в следующих случаях (перечислены в ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):

  • если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию этого имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Получается, что выводов о реальности или нереальности взыскания он не делает.

Проверка наличия или отсутствия должника (или его имущества) производится судебным приставом на день проведения исполнительных действий. Поэтому в ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ установлено правило прерывания срока предъявления исполнительного документа. А в ст. 46 данного Закона за взыскателем закреплено право нового предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока предъявления. Отсутствие должника, выявленное при предыдущем исполнении такого документа, не является основанием для отказа в его новом принятии. Таким образом, акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.

Документальное подтверждение невозможности исполнения обязательства. Основанием для уменьшения базы по налогу на прибыль организаций на сумму задолженности, списанной по причине невозможности исполнения обязательства, может служить документ, подтверждающий факт исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц или погашение требования согласно вступившему в силу решению суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства.

Организации должны отслеживать отнесение задолженности к отсроченной, если срок исполнения обязательств по договору еще не наступил.

Обязательство, которое не исполнено в разумный срок или срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в течение семи дней с даты предъявления кредитором требования о его исполнении. Порядок расчета срока исполнения обязательства по различным видам договоров может отличаться от общеустановленного порядка и устанавливаться отдельными статьями Гражданского кодекса.

Примечание. Если срок исполнения обязательства сторонами не установлен, то согласно ст. 314 ГК РФ обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения.

Что предписывают правила МСФО (IFRS) 9?

МСФО (IFRS) 9 требует, чтобы вы признали обесценение финансовых активов в сумме ожидаемого кредитного убытка (ECL, от англ. ‘expected credit loss’).

Фактически, для этого есть два подхода:

1. Общий подход.

Общий подход — это модель обесценения (признания ECL) из трех стадий. Убыток от обесценения оценивается и признается в зависимости от того, на какой стадии находится рассматриваемый финансовый актив (инструмент).

Таким образом, убыток от обесценения представляет собой либо сумму ECL за 12 месяцев, либо ECL за весь срок действия финансового актива (срок погашения дебиторской задолженности). Существует множество вопросов и проблем, связанных с реализацией этой модели. Например:

  • Как определить, на какой стадии находится финансовый актив?
  • Как определить значительное увеличение кредитного риска для некоторых финансовых активов?
  • Как рассчитать 12-месячный ECL и ECL за весь срок действия финансового актива?
  • Как определить и учесть факторы, влияющие на кредитный риск при расчете ECL?

Учитывая эти сложности, IFRS 9 допускает альтернативный подход для некоторых видов финансовых активов:

2. Упрощенный подход.

При упрощенном подходе вам не нужно определять стадию финансового актива, потому что убыток от обесценения оценивается как ECL за весь срок действия финансового актива для всех активов. Это отличная новость для некоторых компаний, потому что многие проблемы просто исчезают.

Однако здесь следует предупредить, что упрощенный подход подходит не для всех, и несмотря на то, что он упрощенный, все равно нужно сделать некоторые расчеты и предпринять определенные усилия.

Корректировка на остаток резерва предыдущего периода

Согласно пункту 5 статьи  НК РФ резерв, созданный по итогам текущего периода, нужно корректировать на сумму, оставшуюся от резерва предыдущего периода. С января этого года правила корректировки изложены несколько иначе, нежели в 2016 году (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 405-ФЗ).

В частности, в «старой» редакции говорилось, что неиспользованная часть предыдущего резерва может быть перенесена на следующий период. Сейчас словосочетание «может быть» отсутствует.

Кроме того, в новой редакции появился четкий алгоритм для вычисления остатка резерва предшествующего периода. Так, чтобы найти остаток, нужно взять резерв, сформированный на предыдущую отчетную дату, и отнять безнадежные долги, возникшие в текущем периоде.

Однако указанные поправки лишь уточнили формулировки, а вот само правило осталось прежним. В соответствии с данным правилом резерв, созданный на последнюю дату текущего периода, необходимо сравнить с остатком резерва предыдущего периода. Далее нужно действовать следующим образом:

  •  если «текущий» резерв меньше остатка, то разницу следует отнести ко внереализационным доходам;
  •  если «текущий» резерв больше остатка, то разницу следует отнести ко внереализационным расходам.

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Ответственность за нарушение требований учета

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.

Отражение в учете и влияние на отчетность компании

В учетной практике создание резерва производится путем отнесения их в состав прочих расходов отчетного периода. С каждым последующим его пересчетом на эту же сумму увеличиваются данные расходы. При его уменьшении расходы прошлого периода корректировке не подлежат – на разницу увеличиваются прочие доходы текущего периода.

В последующем,  при превращении сомнительной задолженности в безнадежную, она списывается за счет ранее сформированного резерва, а при его недостаточности – разница списывается на прочие расходы.

Кроме того, на протяжении пяти лет с момента списания безнадежной задолженности её следует учитывать на забалансовых счетах.

С точки зрения отчетности, резерв сомнительных долгов позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, поскольку его сумма, учтенная в составе прочих расходов по текущей деятельности, уменьшает базу при расчете налога на прибыль. С другой стороны, уменьшается и общая сумма прибыли, подлежащая распределению между собственниками. Поэтому к вопросу создания резервов следует подходить максимально рационально, учитывая как интересы государства, так и интересы собственников.

Пример расчета резерва сомнительных долгов

Способы создания резервов по сомнительным долгам

Каким образом в компании происходит создание резерва должно быть определено в учетной политике. Рекомендуются следующие способы:

  • Интервальный. При таком способе создания и использования резерва размер отчислений рассчитывается каждый месяц (либо каждый квартал) в процентах от суммы долга, в зависимости от длительности просрочки;
  • Экспертный. При таком способе резерв создают по каждому долгу на сумму, которая не будет погашена.
  • Статистический. При статистическом способе создания резерва, отчисления определяются исходя из данных организации за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторской задолженности конкретного вида.

В тех случаях, когда в компании применяются первый или второй способ, если тот долг под который создали резерв признан безнадежным, его списывают за счет этого резерва.

Создание резерва по сомнительным долгам

Использован релиз 3.0.70

Для формирования резервов по сомнительным долгам в программе «1С:Бухгалтерия 8» необходимо:

  • для создания резервов в бухгалтерском учете установить флажок Формируются резервы по сомнительным долгам в форме «Учетная политика» (рис. 1);
  • для создания резервов в налоговом учете установить флажок Формировать резервы по сомнительным долгам в форме «Налоги и отчеты» (рис. 2);
  • установить сроки расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов будет признаваться сомнительной (в справочнике «Договоры» – для конкретного договора с покупателем (рис. 3) и/или в форме «Параметры учета» – для всех договоров с покупателями (рис. 4); приоритет имеет настройка в справочнике «Договоры»).

Поскольку правила формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организация разрабатывает самостоятельно, в программе для удобства учета правила формирования резерва в бухгалтерском учете соответствуют правилам формирования резерва в налоговом учете. Отличие только в том, что для налогового учета резервы нормируются, а для бухгалтерского учета такого ограничения нет.

Настройка формирования резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (рис. 1):

  • Раздел: ГлавноеУчетная политика (рис. 1).
  • Установите флажок Формируются резервы по сомнительным долгам.
  • В поле Применить с выберите январь того года, с которого в бухгалтерском учете будут формироваться резервы по сомнительным долгам.
  • Если организация применяет ПБУ 18/02 и переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств установлен в положение:
    • «Ведется в соответствии с действующей редакцией ПБУ» (ПБУ 18/02 в редакции от 06.04.2015), то при наличии разниц по резерву между бухгалтерским и налоговым учетом (резервы в налоговом учете не формируются или отличается размер резерва) эти разницы будут учитываться в программе как постоянные;
    • «Ведется в соответствии с проектом Минфина от 05.12.2017» (ПБУ 18/02 в редакции от 20.11.2018), то при наличии разниц по резерву между бухгалтерским и налоговым учетом (резервы в налоговом учете не формируются или отличается размер резерва) эти разницы будут учитываться в программе как временные.
  • Кнопка «ОК».

Настройка формирования резервов по сомнительным долгам в налоговом учете (рис. 2):

  • Раздел: ГлавноеНалоги и отчеты.
  • В списке слева выберите Налог на прибыль.
  • В открывшейся в правой части форме «Налог на прибыль»:
    • установите флажок Формировать резервы по сомнительным долгам;
    • В поле Применяется с выберите год, с которого в налоговом учете будут формироваться резервы по сомнительным долгам.
  • Кнопка «ОК».

Установка сроков расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов в программе будет признаваться сомнительной:

  • Настройка сроков для сомнительной задолженности по конкретному договору (имеет приоритет) (рис. 3):
    • Раздел: СправочникиДоговоры.
    • Выберите (или создайте новый) договор, вид договора – С покупателем.
    • Раскройте ссылку «Расчеты», установите флажок Установлен срок оплаты и укажите срок в днях, по истечении которого задолженность по договору будет считаться сомнительной.
    • Кнопка «Записать и закрыть».

Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

Вопросы по резерву, требующие отражения в учетной политике

Из приведенной выше характеристики резерва СД очевидно, что часть вопросов, связанных с его созданием, должна быть решена организацией самостоятельно и, соответственно, закреплена в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В перечень таких вопросов входит установление:

  • Периодичности анализа задолженности на предмет выявления СД. Она может быть ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной.
  • Критериев, по которым задолженность будет оцениваться как сомнительная.
  • Признаков, по которым контрагент будет признаваться неспособным к оплате задолженности.
  • Критериев, определяющих вероятность погашения долга и позволяющих установить величину той суммы, которая не будет оплачена. Она может не совпадать с общей величиной имеющейся задолженности.
  • Алгоритма расчета величины создаваемого резерва.

При этом фиксирование самого факта создания или несоздания резерва в бухгалтерской учетной политике необязательно, т. к. ПБУ о бухучете и бухотчетности обязывает его создавать, если СД имеет место. Целью появления такой обязанности является повышение достоверности данных бухучета и бухотчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Проведение инвентаризации

Основанием создания подобных сумм резерва является инвентаризация по финансовым обязательствам компании, которая проводится с установленной частотой. Данная процедура является нормальной практикой компаний при составлении годовой отчетности и формировании резервных отчислений. Она осуществляется специально созданной комиссией по нормам законодательства. Конечным результатом является составление требуемой документации, например, акт по форме ИНВ-17. К акту прикладывается справка, в которой указаны расшифровки по всем позициям. Акт подписывается членами комиссии, которые принимали участие в процедуре.

Резерв и учетная политика

Первый вопрос, связывающий рассматриваемый резерв с учетной политикой, сводится к тому, нужно ли в учетной политике определять, что организация создает резерв в бухгалтерском или налоговом учете, а также то, что она его не создает.

Создание резерва в налоговом учете является правом организации (ст. 266 НК РФ), и решение о его создании следует обозначить в учетной политике (ст. 313 НК РФ). Если такой резерв в целях исчисления налога на прибыль организация не создает, это также нужно указать. Впрочем, следует отменить, что имеется судебное решение в пользу налогоплательщика в ситуации создания резерва и без указания на это в учетной политике (Определение ВАС РФ от 12.11.2008 № 14387/08, которым оставлено в силе постановление ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007).

Отметим, что резерв для целей налогового учета может быть создан независимо от того, создается ли аналогичный резерв в бухучете (см. письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921).

Для целей бухучета создание резерва, как и отказ от него, нельзя закреплять в учетной политике. Напомним, что по созданию резервов не существует никакого ПБУ, и создание многих их них регулируется исключительно отдельными пунктами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее по тексту — Положение). В частности, в пункте 70 Положения указано, что организация может создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяло многим организациям делать вывод, что в учетной политике можно сделать запись «организация резерв по сомнительным долгам не создает». Однако Минфин России указан на неправильность такой трактовки Положения. Он указал, что если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение следующих 12 месяцев полной оплаты конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т. е. не рассматривать его как сомнительный. В противном случае резерв создать необходимо (см. письма Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302, от 29.01.2008 № 07-05-06/18).

Иными словами, создание резерва сомнительных долгов в бухучете не является элементом учетной политики. Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности. Но если, к примеру, на конец отчетного периода выявлена просроченная дебиторская задолженность покупателя, с которым деловые отношения поддерживаются долгое время, и свои долги он погашает регулярно, хоть и с опозданием, создавать резерв по такой задолженности не обязательно.

Второй вопрос о периодичности создания резерва тесно связан с вопросом периодичности проведения инвентаризации. Резерв создается по итогам ее проведения и в бухгалтерском, и в налоговом учете. В бухучете резерв создают чаще всего в конце года, поскольку в бухгалтерской отчетности следует показать реальные сведения о дебиторской задолженности и чистой прибыли. Как правило, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации проводят инвентаризацию в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пункта 38 ПБУ 4/99.

Погашение задолженности в полном объеме

Предположим, что общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (покупатель) закрыл задолженность полностью второго апреля.

В рассматриваемом примере, при закрытии апреля произойдет восстановление резерва. В нашем случае долг погашен полностью, поэтому восстановление резерва произойдет в размере той суммы, которая была начислена ранее. 

В процессе формирования резерва будет осуществлена следующая бухгалтерская операция:

Дт 63 Кт 91.01. Сумма должна соответствовать восстановленному резерву.

Исправление резерва необходимо провести для корректного начисления налога на прибыль (корректные данные отразятся в части внереализационных доходов).

Резерв по сомнительным долгам

Сомнительным долгом может являться дебиторская задолженность по следующим счетам 60, 62, 76, а также задолженность по выданному займу, субсчет 58.3. Если срок заложенности составляет 45-90 дней, то ее включают в резерв в размере 50%. 100% долга относят в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составляет более 90 дней.

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2017 года. Резервы 2016 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Создание резерва в бухгалтерском учете

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).

Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.

Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.

В письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.

Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.

Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.

По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.).

Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).

Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Порядок, действующий с 01.01.2017.

С 01.01.2017 применяются изменения в абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ, согласно которым сумма создаваемого РСД, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

При исчислении РСД в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин:

  • 10% выручки за предыдущий налоговый период;
  • 10% выручки за текущий отчетный период.

Кроме того, уточнено понятие суммы остатка резерва, которая должна сравниваться с суммой исчисленного резерва на отчетную дату. Благодаря новой редакции абз. 1 п. 5 ст. 266 НК РФ, остаток резерва определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным п. 4 этой статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты.

Пример 2

Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что под текущим годом будет подразумеваться 2016 год.

Отобразим расчет РСД по новому порядку в таблице.

Показатели

I квартал 2016 года

Полугодие 2016 года

Девять месяцев 2016 года

Год

I квартал 2017 года

1

Остаток РСД на начало периода (РСДост)

100

200

300

350

2

Сумма «дебиторки» на последнее число периода

350

350

350

350

500

3

Выручка соответствующего периода (нарастающим итогом)

1 000

2 000

3 000

4 000

1 000

4

Сумма РСДнов, ограниченная 10% выручки отчетного периода

100

200

300

350

400*

5

Разница между РСДост и РСДнов, включаемая:

– во внереализационные расходы

(если стр. 4 > стр. 1)

100

100

100

50

50**

– во внереализационные доходы

(если стр. 4 < стр. 1)

6

Списание безнадежного долга, всего

7

Остаток РСД на конец периода (РСДост)

100

200

300

350

400

*Сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2017 года (РСДнов) может быть ограничена 10% выручки этого периода (100 руб.) или 10% выручки предыдущего налогового периода (выручки за весь 2016 год) (400 руб.). Выбирается большая величина – 400 руб.

**Остаток резерва (РСДост), переносимый с 2016 года, составит 350 руб.

Если РСДнов > РСДост, то разница равна ВнРасх.

Во внереализационные расходы будет включено 50 руб. (400 — 350).

Итак, при сравнении строк 5а и 5б обеих таблиц можно наглядно убедиться, что новый вариант формирования РСД, предложенный законодателями, более выгоден налогоплательщикам.

В примере 2 проанализирован порядок отражения остатка резерва, перенесенного с 2016 года. На тех же цифрах рассмотрим вариант, когда организация начала начислять резерв только с 2017 года (до этого момента резерв не формировался и не использовался).

Пример 3

Воспользуемся данными примера 2 с той лишь разницей, что под текущим годом будет подразумеваться 2017 год.

Отобразим расчет РСД по новому порядку в таблице.

Показатели

I квартал 2017 года

Полугодие 2017 года

Девять месяцев 2017 года

Год

I квартал 2018 года

1

Остаток РСД на начало периода (РСДост)

350

350

350

350

2

Сумма «дебиторки» на последнее число периода

350

350

350

350

500

3

Выручка соответствующего периода (нарастающим итогом)

1 000

2 000

3 000

4 000

1 000

Выручка предыдущего налогового периода

4 000

4 000

4 000

–**

4 000

4

Сумма РСДнов, ограниченная 10% выручки (большая из величин, указанных в стр. 3 или 3а)*

350

350

350

350

400

5

Разница между РСДост и РСДнов, включаемая:

– во внереализационные расходы

(если стр. 4 > стр. 1)

350

50***

– внереализационные доходы

(если стр. 4 < стр. 1)

6

Списание безнадежного долга, всего

7

Остаток РСД на конец периода (РСДост)

350

350

350

350

400

*Сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2017 года (РСДнов) в размере 350 руб. может быть ограничена 10% выручки отчетного периода (100 руб.) или 10% выручки предыдущего налогового периода (400 руб.). Выбирается большая величина – 400 руб. Таким образом, в состав внереализационных расходов I квартала 2017 года будет включено 350 руб.

**Сумма РСД, создаваемого по итогам налогового периода, сравнивается с 10% выручки за указанный налоговый период.

*** Остаток резерва, переносимый с прошлого налогового периода (РСДост), составит 350 руб.

Если РСДнов > РСДост, то разница равна ВнРасх.

Во внереализационные расходы будет включено 50 руб. (400 — 350).

Федеральный закон от 30.11.2016 № 405-ФЗ.

Особенности бухгалтерского резерва

Отличительными чертами резерва, создаваемого в бухучете, следует признать то, что он:

  1. Обязательно должен быть создан при выявлении сомнительного долга.
  2. Формируется всеми (без каких-либо исключений) организациями, обнаружившими у себя задолженность, проблемную для получения.
  3. Не зависит от того, создается ли аналогичный резерв в налоговом учете.
  4. Может формироваться в отношении дебиторской задолженности любого вида.
  5. Допускает создание его не только в отношении уже просроченных долгов, но и тех, срок оплаты которых еще не наступил, но вероятность непоступления платежа достаточно высока.
  6. Предполагает самостоятельность определения критериев:
  • признания долга сомнительным;
  • оценки платежеспособности контрагента и вероятности поступления оплаты от него;
  • определения суммы создаваемого резерва.
  1. Требует списания (восстановления) сумм резерва, оказавшихся неизрасходованными на конец года, следующего за годом создания резерва, что не препятствует созданию по этому же долгу нового резерва.

Таким образом, резерв, образуемый в бухучете, при обязательности его формирования допускает наличие собственных оценок по ряду ключевых вопросов, определяющих как момент создания резерва, так и его величину.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий