Республика как форма правления. республики в составе рф, республики ссср

Примечания

  1.  (рус.). Викитека. Проверено 27 февраля 2018.
  2. Данная административная единица расположена на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  3. Историческая география России XX века: социально-политические аспекты // Док. ист. наук Ольга Владимировна Шульгина, МГПУ, 2003, с. 252

Национальный состав российских республик

народ титульный (%) русские (%) второй титульный/другие (%)
республика в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г. в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г. в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г.
Адыгея 21,3 ▲ 22,1 ▲ 24,1 ▲ 25,2 70,8 ▼ 68,0 ▼ 64,4 ▼ 63,6
Алтай ▲29,1 ▲ 31,0 ▲ 33,4 ▲ 33,9 ▲63,3 ▼ 60,4 ▼ 57,4 ▼ 56,6 5,6 ▲ 5,9 ▲ 6,2
Башкортостан 24,3 ▼ 21,9 ▲ 29,7 ▼ 29,5 40,3 ▼ 39,2 ▼ 36,3 ▼ 36,1 24,5 ▲ 28,4 ▼ 24,1 ▲ 25,4
Бурятия ▲23,0 ▲ 24,0 ▲ 27,8 ▲ 30 ▼72,1 ▼ 69,9 ▼ 67,8 ▼ 66,1
Дагестан 86,0 11,0 ▼ 9,2 ▼ 4,6 ▼ 3,6
Ингушетия ▼11,7 ▲ 12,9 ▲ 77,2 ▲ 94,1 ▼31,7 ▼ 23,1 ▼ 1,1 ▼ 0,8
Кабардино-Балкария 45,6 ▲ 52,2 ▲ 55,3 ▲ 57,2 35,1 ▼ 31,9 ▼ 25,1 ▼ 22,5 9,0 ▲ 9,4 ▲ 11,6 ▲ 12,7
Калмыкия ▲41,4 ▲ 45,3 ▲ 53,3 ▲ 57,4 ▼42,7 ▼ 37,6 ▼ 33,5 ▼ 30,2
Карачаево-Черкесия 29,7 ▲ 31,2 ▲ 38,5 ▲ 41 45,0 ▼ 42,4 ▼ 33,6 ▼ 31,6 9,3 ▲ 9,7 ▲ 11,2 ▲ 11,9
Карелия ▼11,1 ▼ 10,0 ▼ 9,2 ▼ 7,4 ▲71,3 ▲ 73,6 ▲ 76,6 ▲ 82,2
Коми ▼25,3 ▼ 23,3 ▲ 25,1 ▼ 23,7 ▲56,7 ▲ 57,7 ▲ 59,5 ▲ 65,1
Марий Эл ▼43,6 ▼ 43,3 ▼ 42,8 ▲ 43,9 ▼47,6 ▼ 47,4 ▲47,5 ▼47,4
Мордовия ▼34,2 ▼ 32,5 ▼ 31,9 ▲ 40 ▲59,7 ▲ 60,83 ▲60,84 ▼ 53,4
Саха ▲36,9 ▼ 33,4 ▲ 45,5 ▲ 49,9 ▲50,5 ▼ 50,3 ▼ 41,1 ▼ 37,8
Северная Осетия ▲50,5 ▲ 52,9 ▲ 62,7 ▲ 65,1 ▼34,0 ▼ 29,9 ▼ 23,1 ▼ 20,8
Татарстан ▼47,7 ▲ 48,4 ▲ 52,9 ▲ 53,2 ▲44,0 ▼ 43,2 ▼ 39,4 ▲ 39,7
Тыва ▲60,4 ▲ 64,3 ▲ 77,0 ▲ 82 ▼36,2 ▼ 32,0 ▼ 20,1 ▼ 16,3
Удмуртия ▼32,2 ▼ 30,9 ▼ 29,3 ▼ 28 ▲58,3 ▲ 58,9 ▲ 60,1 ▲ 62,2
Хакасия ▼11,4 ▼ 11,1 ▲ 11,9 ▲ 12,1 ▲79,5 ▼ 79,4 ▲ 80,2 ▲ 81,7
Чечня 52,9 ▲ 57,8 ▲ 93,4 ▲ 95,3 31,7 ▼ 23,1 ▼ 3,6 ▼ 1,9
Чувашия ▼68,4 ▼ 67,7 ▼ 67,6 ▲ 67,7 ▲26,0 ▼ 26,6 ▼ 26,5 ▲ 26,9

Примечание: В столбце «Другие» указаны народы, являющиеся вторыми по численности коренными народами в двусоставных республиках.

  1. Казахи
  2. Татары

Будущее федеративного устройства России

Перспективы дальнейшего укрупнения регионов

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой, а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав) был отозван из Государственной думы инициаторами в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика — это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

Языки республик

Названия городов на языках национальных республик Российской Федерации

Государственными языками республик России, согласно их Конституциям, являются:

  • Адыгея — адыгейский и русский (статья 5)
  • Республика Алтай — алтайский и русский (статья 13)
  • Башкортостан — башкирский и русский (статья 1)
  • Бурятия — бурятский и русский (статья 67)
  • Дагестан — аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский и русский (статья 11)
  • Ингушетия — ингушский и русский (статья 14)
  • Кабардино-Балкария — кабардинский, балкарский и русский (статья 76)
  • Калмыкия — калмыцкий и русский (статья 17 Степного Уложения)
  • Карачаево-Черкесия — абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский и русский (статья 11)
  • Карелия — русский (статья 11), статус карельского языка не определён
  • Коми — коми и русский (статья 67)
  • Марий Эл — марийский (горный, луговой) и русский (статья 15)
  • Мордовия — мордовский (мокшанский, эрзянский) и русский (статья 12)
  • Саха Якутия — якутский и русский (статья 46)
  • Северная Осетия-Алания — осетинский (иронский и дигорский диалекты) и русский (статья 15)
  • Татарстан — татарский и русский (статья 8)
  • Тыва — тувинский и русский (статья 5)
  • Удмуртия — удмуртский и русский (статья 8)
  • Хакасия — хакасский и русский (статья 69)
  • Чечня — чеченский и русский (статья 10)
  • Чувашия — чувашский и русский (статья 8)
  • Крым — крымско-татарский, украинский и русский (статья 10)

Найдено научных статей по теме — 15

Киргизская Республика в составе ЕАЭС

Ажекбаров Каныбек Ажекбарович, Ишенов Бейшенбек Чонмуранович

Кыргызская Республика, участвуя в интеграционных процессах, с самого начала и на протяжении всей истории независимости неоднократно подтверждала свое участие в построении единого таможенного пространства в рамках Евразийского экон

О праве выхода республик из состава Российской федерации

Маргиев Алан Владимирович

Статья посвящена одной из наиболее спорных проблем в науке конституционного права праве выхода субъектов из состава федеративного государства.

К истории вопроса о республиках в составе Российской Федерации

Мулукаев Р.С.

В статье рассматривается история создания республик национально-территориальных субъектов Российской Федерации, характеризуется процесс их государственного становления, раскрывается содержание и значение утвержденной Президентом Р

Республики в составе Российской Федерации и их правовой статус

Громов К.Э.

Анализ законодательства показывает, что в отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами.

Гендерные особенности кадрового состава науки республики Беларусь

Антонова Т. А.

На основе данных государственной статистики анализируются гендерные особенности кадрового состава науки Республики Беларусь в 2013 г.

Духовная составляющая инвестиционного процесса в республике Карелия

Курило Анна Евгеньевна, Немкович Евгений Григорьевич

В статье рассматривается возможность модернизации социально-экономической системы региона на основе духовной составляющей.

Саудаханов М. В.

Статья посвящена изучению профиля кадрового состава полиции в Республике Аргентина. Автор проводит анализ и делает выводы.

Динамика развития инфраструктурной составляющей Чеченской республики

Увайсаева А.Г., Абдулкадырова М.А.

Представлены результаты исследований темпов восстановления экономики региона, рассмотрена социальная и производственная инфраструктура, обоснована необходимость выделения региональной инфраструктуры в качестве отдельного объекта в

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Тагаев А.У.

В статье рассматриваются порядок формирования, состав и структура Парламента Республики Казахстан и меры его совершенствования.

Налоговая составляющая дефицита бюджета Республики Северная ОсетияАлания

Козаева Ольга Тариеловна

В статье отмечается, что в современных условиях существуют определенные проблемы формирования доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания и входящих в него бюджетов.

Юридические свойства конституций республик в составе Российской Федерации

Попова В. В.

Рассмотрены такие юридические свойства конституций республик в составе Российской Федерации, как учредительный характер, легитимность, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

История республик РФ

Большинство современных национальных автономий были сформированы на заре Советской России, когда большевики всеми силами стремились заполучить национальные элиты себе в союзники, активно раздавая суверенитет всем желающим народам.

Однако путь к современному состоянию дел был долгим, и на нем республики проходили многочисленные трансформации, в том числе довольно болезненные. Одной из первых Советских Республик была Терская СР со столицей во Владикавказе, входившая в состав РСФСР. Впоследствии ее много раз реформировали и создавали на ее территории отдельные автономные образования.

После Великой Отечественной войны многие народы СССР были подвергнуты массовым контингентным репрессиям.

Примечания

  1.  (рус.). Викитека. Проверено 27 февраля 2018.
  2. Данная административная единица расположена на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  3. Историческая география России XX века: социально-политические аспекты // Док. ист. наук Ольга Владимировна Шульгина, МГПУ, 2003, с. 252

Депортация народов СССР

Правовой статус республик Российской Федерации изменялся на протяжении их истории. Наиболее значительный удар по автономии народов Кавказа был нанесен после снятия нацистской оккупации и возвращения в регион советской власти.

В 1944 году была упразднены Чечено-Ингушская Республика, ликвидирована национальная автономия балкарцев и карачаевцев, а сами представители народов были депортированы в Сибирь и Центральную Азию, где проживали до 1957 года, когда были реабилитированы.

Однако депортации подверглись не только народы Северного Кавказа, но и крымские татары, которые также были репрессированы во внесудебном порядке.

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

В составе России насчитывается 22 республики:

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чеченская республика

Чувашская республика

Республика Крым

15 республик СССР: республики, входившие в состав Советского Союза

В состав СССР, Союза Советских Социалистических Республик, в разное время входили от 4 до 16 национальных республик. На момент распада Союза их было 15 штук.

В момент образования СССР 30 декабря 1922 года в его состав вошли Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики. К 1929 году республик стало 7, к 1936 году — 11.

Максимальным число советских республик стало к августу 1940 года — их стало 16. Это произошло, когда накануне Второй мировой войны в состав страны были включены Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР,  а по результатам Советско-финской войны 1939-40 гг. образована Карело-Финская СССР.

Фонтан «Дружба Народов» на ВДНХ в Москве. Каждая из 16 статуй изображает одну из республик СССР. Фото: Wikimedia / Lanta t

С июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую автономную республику в составе РСФСР. Союзных республик стало 15, и это число сохранялось до конца советской эпохи.

Распад СССР шел в ходе «парада суверенитетов» 1989-1991 годов. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения: лидеры России, Украины и Белоруссии официально упразднили СССР, он перестал существовать.

История российского федерализма

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало .

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.

2010-е годы

  • 1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена в 2,4 раза за счёт сопредельных районов Московской области.
  • 18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Языки республик

Основная статья: Государственные и официальные языки в субъектах Российской Федерации

Названия городов на языках национальных республик Российской Федерации

Государственными языками республик России, согласно их Конституциям, являются:

  • Адыгея — адыгейский и русский (статья 5)
  • Республика Алтай — алтайский и русский (статья 13)
  • Башкортостан — башкирский и русский (статья 1)
  • Бурятия — бурятский и русский (статья 67)
  • Дагестан — аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский и русский (статья 11)
  • Ингушетия — ингушский и русский (статья 14)
  • Кабардино-Балкария — кабардинский, балкарский и русский (статья 76)
  • Калмыкия — калмыцкий и русский (статья 17 Степного Уложения)
  • Карачаево-Черкесия — абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский и русский (статья 11)
  • Карелия — русский (статья 11), статус карельского языка не определён
  • Коми — коми и русский (статья 67)
  • Марий Эл — марийский (горный, луговой) и русский (статья 15)
  • Мордовия — мордовский (мокшанский, эрзянский) и русский (статья 12)
  • Саха Якутия — якутский и русский (статья 46)
  • Северная Осетия-Алания — осетинский (иронский и дигорский диалекты) и русский (статья 15)
  • Татарстан — татарский и русский (статья 8)
  • Тыва — тувинский и русский (статья 5)
  • Удмуртия — удмуртский и русский (статья 8)
  • Хакасия — хакасский и русский (статья 69)
  • Чечня — чеченский и русский (статья 10)
  • Чувашия — чувашский и русский (статья 8)
  • Крым — крымско-татарский, украинский и русский (статья 10)

Языки республик

Названия городов на языках национальных республик Российской Федерации

Государственными языками республик России, согласно их Конституциям, являются:

  • Адыгея — адыгейский и русский (статья 5)
  • Республика Алтай — алтайский и русский (статья 13)
  • Башкортостан — башкирский и русский (статья 1)
  • Бурятия — бурятский и русский (статья 67)
  • Дагестан — аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский и русский (статья 11)
  • Ингушетия — ингушский и русский (статья 14)
  • Кабардино-Балкария — кабардинский, балкарский и русский (статья 76)
  • Калмыкия — калмыцкий и русский (статья 17 Степного Уложения)
  • Карачаево-Черкесия — абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский и русский (статья 11)
  • Карелия — русский (статья 11), статус карельского языка не определён
  • Коми — коми и русский (статья 67)
  • Марий Эл — марийский (горный, луговой) и русский (статья 15)
  • Мордовия — мордовский (мокшанский, эрзянский) и русский (статья 12)
  • Саха Якутия — якутский и русский (статья 46)
  • Северная Осетия-Алания — осетинский (иронский и дигорский диалекты) и русский (статья 15)
  • Татарстан — татарский и русский (статья 8)
  • Тыва — тувинский и русский (статья 5)
  • Удмуртия — удмуртский и русский (статья 8)
  • Хакасия — хакасский и русский (статья 69)
  • Чечня — чеченский и русский (статья 10)
  • Чувашия — чувашский и русский (статья 8)
  • Крым — крымско-татарский, украинский и русский (статья 10)

Примечания

  1.  (рус.). Викитека. Проверено 27 февраля 2018.
  2. Данная административная единица расположена на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  3. Историческая география России XX века: социально-политические аспекты // Док. ист. наук Ольга Владимировна Шульгина, МГПУ, 2003, с. 252

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Правовой статус

Многочисленные межнациональные столкновения, происходившие на постсоветской территории, вынудили руководство России изменить подход к отношениям между регионами и центром и ввести систему федеральных договоров, которые и стали правовой основой, определяющей статус республик в РФ.

В современной федерации республики являются правовыми демократическими государствами, а их устройство определяется Конституцией России и самой республики. Полномочия между республиками и федеральным центром, а также межбюджетные отношения и налоги регулируются соответствующими законами и федеральными договорами. Например, в рамках федеральных договоров принимаются решения о количестве часов, которые школы могут отвести на преподавание национального языка республики.

Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ

О понятии федерации и ее признаках, а также об отличительных свойствах уже говорилось в пункте «Форма государственного устройства: понятие и виды». В России реализована именно эта форма государственного устройства.

Тем не менее каждая федерация, в том числе и российская, имеет свою специфику. К принципам федеративного устройства РФ относятся:

  • государственная целостность. РФ состоит из национальных республик, краев, областей, городов федерального значения, одной автономной области, автономных округов;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ. Самоопределение народов означает не отделение, а право на развитие своей самобытности, языка, культуры. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на сецессию, то есть на выход из федерации;
  • равноправие субъектов РФ.

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., федеративным договором от 31 марта 1992 г., который был подписан в Кремле РФ подавляющим большинством субъектов федерации. Не подписали его Татарстан и существовавшая тогда Чечено-Ингушетия. С республикой Татарстан был заключен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики Татарстан» в феврале 1994 г.

Элементами конституционно-правового статуса являются:

  • государственный суверенитет;
  • территориальное единство. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории (с учетом положений п. 4 ст. 15 Конституции).

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается одноименным законом;

  • единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гражданство. Гражданин республики является одновременно гражданином РФ. Утрата федерального гражданства влечет и потерю гражданства республики в составе РФ;
  • наличие общих для всех территорий органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд);
  • единая федеральная система права, которая включает в себя:
    • федеральные нормативно-правовые акты;
    • нормативные акты субъектов федерации (уставы, законы);
    • нормативные акты местных органов.

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству;

  • наличие федеральной собственности. Это объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти; объекты оборонного производства, а также отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства; объекты, составляющие основу национального богатства (заповедники, курорты), государственная казна, музеи, объекты историко-культурного наследия;
  • единая денежно-кредитная система (п. 1 ст. 75 Конституции);
  • наличие единых вооруженных сил;
  • единый государственный язык. В РФ признаются равные права народов России на сохранение, развитие и поддержку государством их языков;
  • право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. Заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. Она обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир;
  • наличие государственных символов: флага, герба и гимна;
  • наличие своей столицы. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва.

Президентская республика. Признаки и примеры

Президентская республика — это государство, где президент обладает широкими полномочиями.

Население избирает президента напрямую или косвенно — через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий