Изменение национально-государственного устройства. распад ссср. образование снг

Судьба исторического документа

В 2016 году Комсомольская правда и НТВ создавали материал о беловежском соглашении, в честь 25-летия подписания этого документа. Одним из интересных вопросов этих исследование был вопрос нахождения оригинала беловежских соглашений. Поскольку СНГ это действующая организация, логично предположить, что основной документ, который регламентировал ее создание, должен находиться в этой организации (в данном случае это исполнительный комитет). Как выяснили журналисты — в ИК СНГ находятся только копия. В последующем журналисты искали Соглашение в странах, которые его подписали, но везде есть только копия. Именно поэтому после 2016 года поднялась волна разговоров, что ликвидация СССР не имеет юридической силы и организация по-прежнему существует. Основание у этой версии не меньшие, чем у соглашения 1991 года. Дело в том, что юридической силой обладает оригинал, которого в данном случае нет. А где он — думаю, мы не узнаем.

Окончательный демонтаж и новые проблемы

Распад СССР закончился тем, что Верховный совет прекратил свое существование, как и пост президента. Теперь все советские республики называются постсоветскими странами, и их включают в особую категорию государств наравне с развитыми и развивающимися.

Среди причин распада важную роль сыграли именно центробежные процессы в Союзе – достаточно быстро сформировавшиеся национальные элиты начали борьбу за власть, которая зачастую приводила к тяжелым и трагическим последствиям. Так, большое число постсоветских стран затронули территориальные конфликты – их не было лишь там, где границы в советское время устанавливались там, где они не могли разделить народы.

Прекращение экономических связей между республиками обрушило экономику большинства из них. Спад производства, рост безработицы, бандитизм и гиперинфляция сопровождали постсоветские страны все 90-е годы. Лишь к нулевым годам экономики большей части республик восстановились до уровня 1991 года, но до сих пор в категорию развитых стран смогли попасть только прибалтийские государства.

Положительные последствия

К таковым относятся:

  • смена экономической формации. В СССР было обычным понятие «дефицита товаров», так как из-за «железного занавеса», самообеспечения продукцией, плановой (административной) экономики товаров зачастую просто не хватало; теперь же был осуществлен переход к капитализму и рыночной экономике, что позволяло людям приобрести все необходимые товары;
  • исчезновение «железного занавеса». СССР был достаточно закрытой страной, поэтому заграничные путешествия были недоступны для большинства населения страны (максимум – поездка в соцстраны). Теперь границы открыты, что положительно сказывается на развитии туристического бизнеса;
  • свобода творчества. В СССР государственная цензура строго следила за деятелями искусства, контролируя все выходящие фильмы, песни, книги и т.д. Это затрудняло представителям творческих профессий заниматься своим делом. После распада СССР никакой цензуры не существовало, что благоприятно сказалось на творчестве деятелей искусства;
  • свобода слова. Советская цензура следила также и за политическими взглядами общества. Люди могли подвергаться арестам и репрессиям за высказывания против режима. Отказ современной России от таких мер, безусловно, является положительным следствием;
  • свобода печати. В СССР выходили лишь официальные газеты и журналы, проверенные цензурой; теперь же есть масса и неофициальных СМИ, где допускается критика действующей власти;
  • международная разрядка. В течение почти полувека между СССР и США велась «холодная война», державшая мир в постоянном напряжении, так как в любое время их противостояние могло вылиться в боевые действия. Распад СССР ослабил положение России и бывших республик, сделав сверхдержавой только Штаты.

Кризис власти: последствия «перестройки»

В июне 1988 года на XIX партийной конференции Михаил Сергеевич Горбачев выступил с докладом, согласно которому было необходимо отказаться от руководящей роли коммунистическо партии. Были поставлены новые цели и задачи, продиктованные тем временем (построение правового демократического государства). В рамках данного понятия необходимо было осуществить реализацию в стране следующих системных объектов: многопартийная система, демократические выборы, гласность. 

По такому образцу были проведены и первые мероприятия – альтернативные выборы народных депутатов 1989 года. Однако ситуация не только не улучшилась, она усугубилась. Причиной тому послужил и экономический кризис государства. 

В такой обстановке наибольшее недовольство государственной властью выражали союзные республики. Ведь коммунистическая партия со своим жестким режимом являлась для них сдерживающим фактором. 

Поскольку КПСС уже не обладала былой мощью, то она не имела подавляющего влияния над республиками. Они поочередно, одна за другой, заявляли о своем твердом намерении выйти из состава Советского Союза. Как следствие, обострился национальный вопрос. Усилилась борьба за власть между центром и республиками. Начался «парад суверенитетов» — конфликт, возникший между союзным центром и союзными республиками. Союзные республики хотели независимости. «Парад суверенитетов» подразумевал то, что законодательство в каждой республике станет более важным, чем общесоюзное законодательство. Все эти явления ставили дальнейшее существование Советского Союза под вопрос.

Согласно Конституции СССР, теоретическая возможность выхода была предусмотрена, но детальный механизм данного процесса разработан и оговорен не был. И все же, воспользовавшись нерешительность действующей власти, о своем государственном суверенитете объявили почти все союзные республики.

О неминуемости распада СССР говорили следующие события:

  • демонстрации и митинги в Алма-Ате против русификации в 1986 году;
  • столкновения в Карабахе в 1988 году;
  • конфликт между Азербайджаном и Арменией;  
  • конфликт в Приднестровье;
  • национальные конфликты в Баку и Ошской области; 
  • волнения в Грузии в 1989 году;
  • волнения в Риге и Вильнюсе в 1991 году.

В июне 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете главной республики СССР – РСФСР.

Правительство СССР не сидело сложа руки, а пыталось повлиять на сложившуюся обстановку. Так, по новому союзному договору предполагалась постройка новых взаимоотношений между союзными республиками на демократической основе. 

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором рассматривался вопрос – «будет ли существовать обновлённый Советский Союз». Участвовала каждая республика, т. к. референдум представляет собой решение какого-либо вопроса путем голосования. Большинство участников проголосовали за сохранение Советского Союза как федерации суверенных республик. За это было отдано 76% голосов. Однако разрушение центральной союзной власти остановить не удалось. Сразу после референдума начался «новоогарёвский процесс» — переговоры глав 9 республик. В них входили:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Кыргызстан;
  • Туркменистан;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан.

В переговорах обнаружилось много противоречий. 24 июля 1991 года Горбачев закончил работу над проектом нового союзного договора. По этому проекту СССР трансформировался в Союз суверенных государств (ССГ). Все Республики, входящие в союз, обладали равными правами. Также республикам предоставлялись дополнительные полномочия. Этот шаг сокращал власть центральных структур. Становилось ясно, что если договор вступит в силу, большинство центральных структур потеряют свои полномочия.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Не всем в правительстве нравились происходящие события. В то время, когда Горбачёв работал над проектом нового договора, в правительстве активизировались консервативные силы. Ещё 28 ноября 1990 года министр обороны Язов высказывался о том, что пора восстановить порядок в стране. Этим он подразумевал необходимость проведения призыва в армию. Затем происходят некоторые замены на высоких должностях. Шеварднадзе, сторонник политики нового мышления, покинул пост главы Министерства иностранных дел. Бакатин покинул пост министра внутренних дел.

Противники идеи о подписании нового договора считали, что это действие приведёт к краху экономической системы страны.

Отрицательные последствия

К негативным последствиям относятся:

  • экономический кризис, в который вступила страна сразу после распада. Дефолты, инфляция, попытки спасти экономику «шоковой терапией» привели к обесцениванию сбережений многих людей и критическому положению экономики;
  • распространение безработицы. Административная экономика хороша тем, что каждого обеспечивала работой; переход к новой экономической системе привел к тому, что граждане должны были сами искать работу, а работодатель сам решал, брать их или нет, что привело к известным проблемам;
  • рост коррупции и бандитизма. Анархия, которая господствовала в России в 1990-е г. способствовала росту криминала, который начали искоренять в 2000-е;
  • снижение авторитета рубля. В советское время рубль считался надежной валютой, теперь же к нему относятся с подозрением и предпочитают переводить деньги в западные валюты;
  • рост классового расслоения в стране. В СССР граждане были более-менее уравнены в доходах (не считая элиты), теперь же в силу новой экономической системы заработные платы населения сильно различаются;
  • снижение влияния России в мире. Авторитет СССР в международной политике был просто огромен, а вот современная Россия, ослабленная процессами 1990-х годов, по многим показателям проигрывает Европе и США.

После 1991 г. мир стал однополярным, а не биполярным. Раньше милитаризму и империализму капиталистическим США противостоял социалистический СССР, то есть в мире существовало две модели развития. После этого мир стал ориентироваться только на модель либеральной демократии как в США. В том числе и Россия, однако копирование западных черт развития без адаптации их к своей стране не сказывается положительно на ее развитии.

Общественная система России находилась в разрухе (перестройка системы органов власти, экономический кризис, политическое противостояние и т.д.), ее восстановление идет и в наши дни. В других бывших республиках этот процесс также не завершился, и находится даже еще на более низкой стадии (например, Киргизия, Узбекистан).

1.1 Распад СССР

декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ — Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: «Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение». В заявлении трех руководителей говорилось, что «Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие — против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было «сжигать дотла» все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

Присоединение к СНГ остальных государств

Беловежские соглашения создавали СНГ. Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21.12.1991. Он представлял собой дополнение к Соглашению. По нему в С Н Г дополнительно вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Подписание данного документа прошло в городе Алма-Ата. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23.12.1991 года. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26.06.1993 года.

Предпосылки

Сейчас среди историков и политологов не существует единого мнения о причинах распада СССР. Как уже говорилось выше, причины называют самые разные: от \экономических до конспирологических. Однако среди возможных причин особенно выделяются следующие, о которых никто не спорит:

  • Националистические тенденции, которые возникли в результате неграмотного руководства ЦК КПСС. Причиной роста сепаратистских настроений стали регулярные вспышки межнациональных конфликтов, а также желание республик развивать собственную экономику и сохранить свою культуру и идентичность;
  • Авторитарный характер советского общество, засилье партийной номенклатуры, превратившейся в класс эксплуататоров;
  • Господство советской идеологии, запрет на культурный обмен с Европой и Америкой, жесткая цензура;
  • Регулярные перебои с продовольствием и товарами первой необходимости, ограничение на размеры садовых участков и этажность дачных домов;
  • Стремительное отставание от научно-технического прогресса Запада;
  • Экстенсивная экономика, ее стагнация и исчезновение «нефтяной иглы», приведшее к кризису;
  • Растущее техническое отставание в технической промышленности;
  • Кризис доверия к экономической политике государства: в 60-70 годы правительство сделало ставку на массовость и дешевизну товаров народного потребления, что привело к переизбытку товаров низкого качества. В начале 80-х советская продукция стала синонимом низкокачественных товаров;
  • Ряд техногенных катастроф, самой значительной из которых стала авария на Чернобыльской АЭС, а также сокрытие информации о происходящем. Например, информация о техногенной катастрофе на территории хранилища ядерных отходов рядом с Кыштымом была рассекречена только 20 лет спустя. Все это время на зараженной территории жили люди;
  • Неудачные реформы в экономической сфере, вызывавшие ее застой, а затем и полный крах после снижения мировых цен на нефть;
  • Поражение в гонке вооружений: Америка заявила о переводе ядерного вооружения в космос, в то время как у Советского Союза не было достаточных мощностей для таких разработок;
  • Введение советских войск в Афганистан и непосредственное участие в холодной войне с использованием советских военнослужащих в военных конфликтах других стран;
  • Развитие военно-промышленного комплекса в ущерб другим сферам экономики;
  • Заинтересованность Запада в дестабилизации СССР и подрывная деятельность иностранных спецслужб;
  • Предательство Советского Союза руководителями государственных ведомств.

Однако некоторые политологи склонны считать, что главной причиной распада СССР стала так называемая «концептуальная неопределенность». Этот термин обозначает стечение обстоятельств, в ходе которых одни и те же люди совершают действия, допустимые в одной концепции управления, но запретные в определенных обстоятельствах той же концепции.

Вместе с тем, как Борис Ельцин заявил о необходимости суверенитета РСФСР, о нем же задумались главы других государств. Итогом этого стал «парад суверенитетов» и развал Советского Союза. Пойдем по порядку.

Образование СНГ

Соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 г. в Белоруссии на Беловежской встрече. Соглашение предусматривало роспуск СССР, ликвидацию высших органов, прекращение действия советских законов.

В Ашхабаде на встрече руководителей республик Казахстана и Средней Азии было принято решение поддержать инициативу, предложенную на Беловежской встрече.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча президентов 11 республик. На встрече распад СССР признали свершившимся фактом. В принятой на встрече Декларации указывалось, что дальнейшее взаимодействие участников содружества будет происходить на принципах равноправия через специальные координирующие институты, полномочия и функции которых определялись соглашением между участниками Содружества. В Декларации объявлялось об образовании СНГ.

Для координации деятельности стран СНГ были созданы высшие органы Содружества — Совет глав правительств и Совет глав государств.

1.1 Распад СССР

8 декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ — Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: «Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение». В заявлении трех руководителей говорилось, что «Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

21 декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие — против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было «сжигать дотла» все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

Реакция Комитета СССР по надзору за Конституцией

Беловежские соглашения это один из спорных вопросов отечественной историографии. Однако даже простейшее изучение этого вопроса показывает, что распад Союза и создании СНГ проходил с противоречиями действующей Конституции СССР. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие:

  • Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа — незаконны.
  • В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР — является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы.
  • Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации (Армения, Грузия и Азербайджан). Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями.
  • Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями.
  • У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним.

Неверие в коммунизм, подрыв авторитета власти

Надо признать, что с течением времени вера в идеалы Октябрьской революции 1917 года ослабевала. Если в первые десятилетия после нее люди искренне верили в то, что они приближают коммунизм, то в 80-ые годы большинство населения СССР скептически относилось к официальной идеологии. Постоянные отсылки к трудам Ленина в каждом учебнике, в том числе и по естественным наукам, вызывали лишь смех.

Как результат, падал и авторитет КПСС. Большинство членов партии вступали в нее не из-за того, что они разделяли ее идеологию, а только ради продвижения по карьерной лестнице.

Выход союзных республик из состава СССР

Союзные республики

Даты принятия документов о государственном суверенитете

Даты провозглашения

Даты прекращения деятельности республиканских комитетов КПСС

Азербайджан

23 сентября 1989г.

30 августа 1991г.

14 сентября 1991г.

Армения

28 мая 1989г.

23 сентября 1991г.

7 сентября 1991г.

Белоруссия

27 июля 1990г.

25 августа 1991г.

25 августа 1991г.

Грузия

9 марта 1990г.

9 апреля 1991г.

26 августа 1991г.

Казахстан

25 октября 1990г.

16 декабря 1991г.

7 сентября 1991г.

Киргизия

15 декабря 1990г.

31 августа 1991г.

31 августа 1991г.

Латвия

28 июля 1989г.

21 августа 1991г.

10 сентября 1991г.

Литва

18 мая 1989г.

11 марта 1991г.

23 августа 1991г.

Молдавия

23 июня 1990г.

27 августа 1991г.

24 августа 1991г.

Россия

12 июня 1990г.

12 декабря 1991г.

6 ноября 1991г.

Таджикистан

24 августа 1990г.

9 сентября 1991г.

2 октября 1991г.

Туркмения

22 августа 1990г.

27 октября 1991г.

26 августа 1991г.

Узбекистан

20 июня 1990г.

31 августа 1991г.

14 сентября 1991г.

Украина

16 июня 1990г.

24 августа 1991г.

30 августа 1991г.

Эстония

16 ноября 1988г.

20 августа 1991г.

22 августа 1991г.

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. — Томск: 2011. — 150 с.

Запрет КПСС

После роспуска ГКЧП, все обвинения посыпались в адрес компартии. Все закончилось запретом КПСС на всей территории Советского Союза. Ситуация, доведенная до абсурда: организация, которая создала и вела страну почти 70 лет в “светлое будущее”, оказалась вне закона. В срочном порядке описывалось и изымалось имущество крайкомов, обкомов и райкомов партии. Партийные деятели теряли свою власть и влияние (кто смог — быстренько перестроился в другом направлении). Но, интересно, что никто из более чем 20 миллионов советских коммунистов не вступился за свою партию.

Зенон Позняк и его партия БНФ были главными противниками ГКЧП в белорусском парламенте

С другой стороны, никто и не был привлечен к ответственности. Создалась абсурдная ситуация, когда партия объявлялась этаким монстром, но, при этом,  словно упускалось из виду, что она состояла из конкретых людей. Интересным стал факт, что Конституционный Суд РФ вынес судебное Постановление № 9-П от 30 ноября 1992 года, в котором признал неконституционным запрет деятельности первичных организаций КПСС—КП РСФСР.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий