Запад против: самое важное о санкциях против россии

Санкции Великобритании против СССР

В марте 1933 г. советские власти арестовали несколько британских инженеров, работавших на строительстве электростанций в СССР, по обвинению в шпионаже и саботаже. Великобритания потребовала немедленного освобождения своих граждан. Однако советский суд признал пятерых британцев виновными, двое из них были заключены под стражу, остальные высланы из страны на родину. В ответ 26 апреля 1933 г. Великобритания ввела эмбарго на импорт из Советского Союза различных видов зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов вплоть до освобождения своих граждан. На следующий день СССР закрыл транзит британских товаров через свою территорию, советским организациям было запрещено размещать заказы в Великобритании, использовать британские порты и т. п. После непубличных переговоров, начатых по инициативе советской стороны, 1 июля 1933 г. британские граждане были освобождены и высланы на родину, взаимные санкции отменены. Согласно советским статистическим данным, объем советско-британской торговли в 1933 г. упал почти в два раза по сравнению с 1932 г.: с 1 млн руб. до 515 тыс. руб. 

Закон РФ о контрсанкциях 2018 года

Чего ждать дальше?

Несмотря на то, что санкционные списки на данный момент уже достаточно обширны, западные страны не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в ближайшее время ожидается введение нового пакета мер против России. Поводом на этот раз стало отравление нескольких человек (в том числе Сергея Скрипаля) в британском Солсбери, в котором подозреваются российские спецслужбы.

Предположительно 22 августа вступит в силу первый блок санкций, которым будет полностью запрещен экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих, связанных с национальной безопасностью. Через 90 дней будет понижен уровень дипломатических отношений США и России, отозвано разрешение на полеты в США для «Аэрофлота» и почти полностью заблокирован товарооборот между странами. По этому пакету санкций возможно избежать ограничительных мер, если российская сторона заверит Запад, что в будущем не будет применять химическое и биологическое оружие. Тот факт, что участие России в отравлении документально не подтверждено, не учитывается.

Снятие с России частично или полностью всех санкций США и стран ЕС зависит, в основном, от решения украинского вопроса (в том числе выполнения Минских соглашений).

Частично санкции могут быть сняты, если Россия «прекратит активность» в тех областях, которые затрагивают национальные интересы США. Снятие некоторых санкций (с крупных компаний) возможно при других условиях, например, для «РусАла» это возможно, когда собственник компании (Олег Дерипаска) откажется от контроля над ней. Поскольку российская сторона не признает никаких фактов вмешательств в указанные процессы, а доказательств предоставлено не было, надеяться на скорую отмену санкций не стоит.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль связывает поэтапное снятие санкций с России с отводом тяжелого вооружения из Донбасса. Аналогичного мнения придерживается канцлер Австрии Себастьян Курц, который заявляет о возможности снятия некоторых санкций с России в случае, если в Минских соглашениях наметится прогресс.

Поскольку отношения между Россией и странами Запада остаются напряженными, следует ожидать нового витка ограничительных мер. При этом, единой политики в отношении существующих и возможных санкций в России не существует. Учитывая, что информация о возможных новых санкциях США уже вызвала падение курса рубля, экономика не в полной мере готова к новым мерам.

В любом случае, несмотря на позитивные прогнозы Правительства относительно последствий новых санкций, экономика должна быть готова к новым ограничениям, которые ожидаются со стороны США в ближайшее время.

Санкции в современном мире

Россия и южные славяне

Санкции против ДНР, ЛНР

  1. Донецкая народная республика (США 17 июля; Канада 24 июля; ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Австралия 2 сентября)
  2. Луганская народная республика (США 17 июля; Канада 24 июля; ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Австралия 2 сентября)
  3. Федеративное государство Новороссия (ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября)
  4. «Армия Юго-Востока», боевая структура ополченцев (ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября)
  5. «Восток», батальон (ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября)
  6. «Донецкая республика», общественно-политическое движение (2014: ЕС 29 ноября; Швейцария 16 декабря; 2015: Канада 17 февраля)
  7. «Луганская гвардия», боевая структура ополченцев (2014: ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября; Япония 9 декабря)
  8. Международный союз общественных объединений «Всевеликое Войско Донское» (2014: ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября)
  9. «Луганский экономический союз», общественно-политическое движение (2014: ЕС 29 ноября; Швейцария 16 декабря; 2015: Канада 17 февраля)
  10. «Мир Луганщине», общественно-политическое движение (2014: ЕС 29 ноября; Швейцария 16 декабря; 2015: Канада 17 февраля)
  11. «Народное ополчение Донбасса», боевая структура ополченцев (2014: ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября; США 19 декабря)
  12. «Народный союз», общественно-политическое движение (2014: ЕС 29 ноября; Швейцария 16 декабря; 2015: Канада 17 февраля)
  13. «Свободный Донбасс», общественно-политическое движение (2014: ЕС 29 ноября; Швейцария 16 декабря; 2015: Канада 17 февраля)
  14. «Соболь», патриотическая организация (2014: ЕС 25 июля; Швейцария 5 августа; Канада 6 августа; Австралия 2 сентября; Япония 9 декабря)
  15. Компания «Профактор» (2014: США 19 декабря; 2015: Канада 17 февраля)
  16. Движение «Новороссия» (2014: США 19 декабря; 2015: ЕС 16 февраля; Швейцария 6 марта)
  17. Организация «Оплот» (2014: США 19 декабря; 2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  18. Батальон «Спарта» (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  19. Казачья национальная гвардия (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  20. Батальон «Смерть» (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  21. Батальон «Заря» (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  22. Батальон «Сомали» (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  23. Батальон «Кальмиус» (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  24. Бригада «Призрак» (2015: ЕС 16 февраля; Канада 17 февраля; Швейцария 6 марта)
  25. Движение «Юго-Восток» (2015: Канада 17 февраля)

Закон о контрсанкциях

6 апреля 2018 года США ввели ограничительные меры против ряда российских юридических и физических лиц в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В частности, среди них оказался Олег Дерипаска и подконтрольная ему алюминиевая компания «Русал». Министерство финансов США обязало американских инвесторов до 7 мая избавиться от акций и других ценных бумаг попавших под санкции компаний, а до 6 июня аннулировать с ним все контракты. Ограничения были введены и против контрагентов попавших под санкции юрлиц (начнут действовать с октября 2018 года). Данные меры привели к почти к 40%-му падению котировок акций «Русала» (с 34 до 19 рублей) и снижению курса рубля на 15% (с 54 до 64 рублей за доллар).

Санкции в отношении экс-президента Украины Виктора Януковича и лиц из его окружения

Ссылки

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Европейский Союз

Проблемы ЕС  Полицейская жестокость • Коррупция в ЕС • Евроскептицизм • Прибалтика
Внешняя политика ЕС  НАТО • Расширение НАТО • Антироссийские санкции (список) • Борьба с «российской пропагандой» на Западе

Соединённые Штаты Америки

Персоналии  Дональд Трамп • Майкл Макфол • Джон Теффт • Дженнифер Псаки • Западные диссиденты • Президенты США
Проблемы США  Проблемы США • Полицейская жестокость • Разгоны протестов в США • Судебный беспредел • Коррупция в США • Ложь западных СМИ • Дедолларизация • Опиоидный кризис • Мировой кризис • Амероскептицизм
Внешняя политика США  НАТО • ЦРУ • Операции западных спецслужб против России • Управляемый хаос • Крылатая демократия • Двойные стандарты Запада • Наш сукин сын • Планы Запада по нападению на СССР • Расширение НАТО • Список военных операций США • Операция «Пересмешник» • Операция «Хаос» • Операция Earnest Voice • COINTELPRO • Проект Педро • Операция «Кондор» • Арсенал АНБ • Корпус мира • Национальный фонд демократии • Transparency International • Yale World Fellows • Список Магнитского • Поддержка Евромайдана американцами • Поддержка Украины американцами • Антироссийские санкции (список)

Крымские санкции

Первые крымские компании попали под санкции ЕС 12 мая 2014 года. Это были «Черноморнефтегаз» и Феодосийская нефтебаза. 26 июля 2014 года ограничительные меры распространили еще на девять крымских компаний. Среди них Керченская переправа, Керченский и Севастопольский морской торговый порт, «Универсал-Авиа», НПО «Массандра», Завод шампанских вин «Новый свет». Эти меры были разработаны в рамках стратегии ЕС о непризнании воссоединения Крыма с Россией.

30 июля 2014 года ЕС ввел запрет на импорт крымских товаров, не имеющих украинской лицензии, а также на поставки товаров и технологий для крымских компаний, работающих в сфере транспорта, телекоммуникаций и энергетики (в т. ч. связанных с добычей и производством полезных ископаемых).

19 декабря 2014 года был введен запрет на инвестиции и торговлю, приобретение недвижимости, строительство инфраструктуры и оказание туристических услуг, а также ограничения на экспорт товаров и технологий для энергетического сектора, транспорта и телекоммуникаций, разведки и добычи углеводородов и минералов. Помимо этого, ЕС запрещает выдачу въездных виз владельцам российских загранпаспортов, полученных в Крыму. Круизным судам, принадлежащим европейским компаниям или ходящим под флагом Евросоюза, было запрещено заходить в семь крымских портов (Севастополь, Керчь, Ялту, Феодосию, Евпаторию, Черноморск и Камыш-Бурун), а самолетам совершать посадку в аэропортах полуострова за исключением экстренных ситуаций.

Первоначально санкции вводились на 12 месяцев. Затем их продлевали три раза, последний — 19 июня 2017 года (до 23 июня 2018 года).

Как санкции влияют на акции российских эмитентов

Для начала разберем, какие меры предлагается ввести.

  1. Запрет на инвестиции в госдолг РФ (сейчас они формально не ограничены). Это уже отразилось в снижении цен и повышении доходности ОФЗ.
  2. Запрет на покупку евробондов компаний, попавших в «черный список».
  3. Ограничение на долларовые транзакции для крупнейших государственных банков.
  4. Запрет на кредитование компаний нефтегазового сектора и госбанков.

Компании из санкционного списка торгуются на бирже, их акции и облигации покупают инвесторы. Всего под санкциями США и ЕС находится почти 1000 российских организаций, их перечень продолжает расширяться. Но в качестве примера я приведу только несколько крупных госкомпаний, которые присутствуют в портфеле у многих инвесторов: Сбербанк (SBER), ВТБ (VTBR), Русал (RUAL), Роснефть (ROSN), Газпром нефть (SIBN), Транснефть (TRNF_p), Аэрофлот (AFLT), Россельхозбанк (облигации), Газпромбанк (облигации).

На кото-то санкции повлияли сильно, и это видно на графиках. Пример – Аэрофлот, которому обещан запрет на рейсы в США. Полностью возместить выбывшие объемы на другом направлении компания сможет не ранее, чем через 1.5–2 года. Выручка от данного бизнеса сопоставима с полетами во все страны СНГ. Это минус 26 млрд руб. в год, что для акций перевозчика уже стало тяжелым ударом.

Для других эмитентов внешнее давление было компенсировано иными факторами, например, благоприятной конъюнктурой нефтяных цен. Так, в течение торговой сессии 10 августа 2018 года, когда было объявлено о введении пакета санкций по «делу Скрипалей», индекс ММВБ потерял на новостях 1.5%. Акции Аэрофлота (AFLT) лишились 1.9% капитализации. В тот же день акции «Газпром Нефти» (SIBN) выросли на 4.2%. Экспортеры получают выручку в валюте, а большую часть затрат, включая налоги, несут в подешевевших рублях.

Так стоит ли тогда переживать по поводу введения санкций? Ведь положение части эмитентов внешне выглядит вполне стабильным. Сначала разберемся, почему.

  1. Большинство ограничений пока носит символический характер. Например, для Сбербанка закрыто кредитование на западных рынках, но только на срок свыше 90 дней и лишь для новых размещений.
  2. Экономика, благодаря рыночным механизмам, постепенно адаптируется к санкционному режиму. В некоторых отраслях (сельское хозяйство) даже наблюдается импортозамещение.
  3. Иногда санкции удается обходить через дочерние фирмы-прокладки или реимпорт оборудования и технологий из третьих стран.
  4. Многие компании из списка избегают падения бизнеса и котировок акций за счет налоговых льгот, монопольных преференций, субсидий из государственного бюджета.

Однако инвестор обязан принять во внимание возможные риски и последствия. Не все они очевидны, поэтому требуют широкого фундаментального анализа рынка

  1. Новый скачок курса валют. Разброс версий – от 70 до 90 руб. за доллар до конца 2018 года.
  2. Кризис ликвидности, в том числе из-за массового снятия средств со счетов (особенно валютных) населением и юрлицами.
  3. Неконтролируемый рост доходности государственных облигаций. Выход иностранных инвесторов из них усилился после апрельских санкций против Русала. Минфин в 2018 году уже отменил несколько аукционов по размещению ОФЗ из-за низкого спроса и высокой ставки (до 9% при официальной инфляции в 4%). Кроме того, каждое снижение курса рубля пропорционально обесценивает номинированные в нем облигации.
  4. Проблемы с финансированием долга и инвестиционных планов компаний, что ухудшает их показатели по мультипликаторам.
  5. Дальнейшее снижение платежеспособности населения из-за девальвации рубля, что сказывается, например, на акциях потребительского сектора. Ситуация усугубляется отсутствием интереса правительства к поддержанию курса национальной валюты, поскольку дешевый рубль способствует формальному исполнению бюджета в условиях санкций.
  6. Введение вторичных санкций со стороны третьих стран. Пример: даже китайские банки все чаще отказывают в открытии счета гражданам России.

Секторальные санкции

Помимо персональных санкций Евросоюз ввел ограничения в отношении ряда секторов экономики РФ. Такие санкции, получившие название секторальных, вводились в два этапа — 1 июля и 1 августа 2014 года. Они включают запрет на поставки в Россию и вывоз из России вооружения и «связанных с ним материалов», поставки в Россию «товаров и технологий двойного назначения», а также предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности.

В частности, был введен запрет на долговое финансирование учреждениями ЕС трех топливно-энергетических компаний («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть») и трех крупнейших оборонных концернов («Уралвагонзавод», «Оборонпром» и Объединенная авиастроительная корпорация), введены ограничения на торг их облигациями, срок обращения которых превышает 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг. Девяти российским оборонным концернам были запрещены поставки европейских технологий двойного назначения. В список попали АО «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», «Высокоточные комплексы», «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт». Были установлены ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг пяти российским банкам — Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, ВЭБ и Россельхозбанку. Ограничено сотрудничество с РФ в сфере услуг по глубоководной разработке месторождений и добыче нефти. Всего под действие ограничительных мер попали 20 российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур (списки были опубликованы 31 июля и 12 сентября).

Санкции вводились на 12 месяцев, затем их стали продлевать каждые полгода. Последний раз решение о продлении было принято 28 июня 2017 года (до 31 января 2018 года).

Отношения с другими странами бывшего СССР

Карта, где указаны страны, вводившие и не вводившие санкции против России

Карта санкций — зеленый цветом обозначена Россия, светло-зелёным —  страны, не вводившие санкции, фиолетовые страны, которые ввели санкции

После событий марта 2018 года в последний столбец добавлена информация о том, высылала эта страна российских дипломатов или нет.

Более подробно о высылке дипломатов в

  Евро-союз Евро Шенген НАТО Санкции/дипломаты
Общее количество стран, официально входящих в соответствующее объединение 28 19 26 28 41/30
Страны Европы, включая Кипр, Мальту и Турцию
Австрия нет да/нет
Албания нет нет нет да/да
Андорра нет авто-мати-чески нет нет/нет
Белоруссия нет нет нет нет нет/нет
Бельгия
Болгария нет нет да/нет
Босния и Герцеговина нет нет нет нет нет/нет
Ватикан нет авто-
мати-
чески с Италией
нет нет/нет
Великобритания нет нет
Венгрия нет
Германия
Греция
Грузия нет нет нет нет да/да
Дания нет
Ирландия нет нет да/да
Исландия нет нет да/нет
Испания да/да
Италия да/да
Кипр нет нет да/нет
Латвия да/да
Литва да/да
Лихтенштейн нет нет нет да/нет
Люксембург да/да
Македония нет нет нет нет нет
Мальта нет да/нет
Молдавия нет нет нет нет да/да
Монако нет авто-
мати-
чески с Францией
нет нет
Нидерланды да/да
Норвегия нет нет да/да
Польша нет да/да
Португалия да/нет
Румыния нет нет да/да
Сан-Марино нет авто-
мати-
чески
с Италией
нет нет
Сербия нет нет нет нет нет
Словакия да/нет
Словения да/нет
Турция нет нет нет нет
Украина нет нет нет нет да/да
Финляндия нет да/да
Франция да/да
Хорватия нет готовится с 1 июля 2015 да/да
Черногория нет нет нет да/да
Чехия нет да/да
Швейцария нет нет нет да/нет
Швеция нет нет да/да
Эстония да/да
Неевропейские страны, которые ввели санкции против России
Австралия нет нет нет нет да/да
Канада нет нет нет да/да
Новая Зеландия нет нет нет нет да/нет
США нет нет нет да/да
Япония нет нет нет нет да/нет

* — в этих странах евро действует по специальным договоренностям.

Ответные меры России

Ответом России на западные санкции стало создание аналогичных списков лиц, которым въезд в РФ был объявлен нежелательным, а также введение специальных экономических мер. 6 августа 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которыми было введено эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

13 августа 2015 года правительство РФ расширило список стран, в отношении которых вводилось так называемое продуктовое эмбарго, в их число вошла Украина. Однако в отношении Киева вступление в силу ограничений было отложено до начала действия экономической части соглашения об ассоциации этой страны с Евросоюзом, предусматривающей создание зоны свободной торговли (ЗСТ). 17 ноября президент Украины Петр Порошенко объявил, что ЗСТ между Украиной и ЕС начнет действовать с 2016 года.

С 1 января 2016 года в связи со вступлением в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС Россия для защиты своих экономических интересов приостановила действие Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины (соответствующий указ президента РФ подписан 16 декабря 2015 года). Кроме того, с начала 2016 года на Украину распространилось продовольственное эмбарго, введенное правительством РФ 21 декабря 2015 года. Под запрет попал ввоз украинского мяса, колбас, рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов, молочной продукции и др. Украина в свою очередь приняла постановление «О запрете ввоза на таможенную территорию товаров происхождением из России», которое вступило в силу 10 января 2016 года (18 декабря 2018 года продлено до 2020 года).

Впоследствии Киев периодически вводил санкционные ограничения как в отношении российских физических и юридических лиц, так и в отношении конкретных российских товаров. В частности, запрет на ввоз российской продукции продлен до 31 декабря 2020 года.

Контрмеры в отношении Украины в 2018-2019 годах

Ограничение экспорта в СССР и соцстраны

Ответные действия РФ и последствия

Первым ответным действием на санкции против РФ со стороны США и Запада стало продовольственное эмбарго, касающееся их всех, вступившее в силу в августе 2014 года. Продуктовое эмбарго России действует до конца 2018 года, и возможно будет еще продлено.

Данная мера сильно ударила по экономике ряда  государств, изрядная доля ВВП которых складывалась именно благодаря экспорту продовольствия: например, Польша, основным потребителем сельхозпродукции которой была именно Россия. По этой причине некоторые государства Европы не поддерживают новые санкции против РФ и выступают за отмену или смягчение уже существующих.

Европейские аграрии ощутимо пострадали от потери рынка сбыта, особенно Восточная Европа – польские фермеры буквально разорились. По приблизительным оценкам, за 2015 год экономика Евросоюза потерпела колоссальные убытки в результате эмбарго РФ – ущерб измеряется 5-6 миллиардами евро. Выделяемых правительствами государств ЕС  компенсационных пакетов далеко не достаточно для покрытия убытков. Подробнее о непростой обстановке в Евросоюзе читайте в следующем материале: Страны Евросоюза: коалиция 28 стран их неизбежный путь к краху!

Турция, излюбленное место отдыха россиян, потеряла львиную долю доходов, получаемых ежегодно благодаря многомиллионному потоку российских туристов. Также Турция снабжала РФ огромным количеством продуктов питания и товаров повседневного спроса.

Далее последовало создание своего списка иностранных лиц, способствующих продвижению антироссийской политики и настроений. По аналогии, к ним применены аналогичные ограничения, как в случае и с санкциями США и ЕС против РФ. В сентябре 2016 года одним из результатов санкционных действий стало приостановление выполнения обязательств российской стороной договора с США об утилизации оружейного плутония.

Отказавшись от импорта из Европы, РФ восполнила этот недостаток, расширив сферы торговли со регионами Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки. Примечательно, что объем импорта продуктов питания их тех же Аргентины и Бразилии увеличился наполовину еще за год до ввода в действие антироссийских санкций.

Другой положительный момент – импортозамещение в РФ благоприятно отразилось и на подъеме отечественной сельскохозяйственной отрасли. Хотя отрасль и до этого развивалась достаточно динамично, недорогая и качественная продукция зарубежных конкурентов лишала российских фермеров изрядной доли прибыли.

На фоне введения санкций против России, страна еще больше укрепила отношения с дружественными торговыми партнерами Востока, в частности, с Китаем. Очень многие азиатские государства отказались от введения санкций против РФ, ссылаясь на тесное сотрудничество в экономическом и политическом плане.

Санкции ЕС против РФ повлекли крайне неблагоприятные экономические последствия и множество разногласий среди стран Европейского союза. Ущерб, нанесенный экономике, несоизмерим ни с какими положительными моментами данной политике, коих вообще не представляется возможным выделить. В связи с этим государства Европы всерьез задумались о проблеме, вызвавшей первоначальное введение ограничений со стороны США против РФ.

В частности, активную позицию за отмену или ограничение санкционных мер против России приняли государства, менее зависящие от влияния Соединенных Штатов. К примеру, Кипр, сильно пострадавший от отсутствия российских туристов, призывает пересмотреть решения для скорейшей возврата к прежним отношениям и стабилизации своей экономики.

Чехия, с самого начала применения санкций против РФ была на стороне США в части оценки происходящего в Украине, однако позже изменила свою позицию на прямо противоположную. Многие страны призывают начать с российским правительством конструктивный диалог, в целях найти совместными усилиями выход из назревающего в Европе нового кризиса.

Ряд государств Евросоюза прямо утверждает, что поспешно принятые решения не были обоснованы реальной необходимостью применения подобных мер, либо их последствия попросту оказались катастрофическими. Ожидаемого наступления  каких-либо положительных изменений так и не происходит.

Также, несмотря на принятые санкции США против РФ или в их обход, но иностранные инвестиции в запущенные ранее проекты на территории России не прекращаются. Подавляющее большинство зарубежных компаний, связанных с российскими предприятиями партнерскими отношениями, продолжают взаимовыгодное сотрудничество, невзирая на политические разногласия между правительствами их стран.

Ответные ограничительные меры со стороны России

Весной-летом 2014 года Россия создала аналогичные списки лиц, которым въезд в страну был объявлен нежелательным. 20 марта МИД РФ опубликовал список, в который вошли девять граждан США, 24 марта — список из 13 официальных лиц Канады, 22 августа был сформирован список японских граждан.

31 мая 2015 года ряд иностранных СМИ сообщили, что российская сторона передала миссии Евросоюза в Москве перечень официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ. Российский МИД не обнародовал список, однако, по данным СМИ, в него вошли 89 человек — представители 17 из 28 стран — членов ЕС. Среди них 28 бывших и действующих депутатов Европарламента, 26 политиков (в том числе бывшие вице-премьер и министр обороны Великобритании Ник Клегг и Эндрю Роботан, экс-президент Литвы Витаутас Ландсбергис и экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс), 15 военных и сотрудников силовых ведомств (среди них — военный представитель Польши в НАТО Анджей Фалковский, командующий Союзом обороны Эстонии Меэлис Кийли, глава британской контрразведки MI5 Эндрю Паркер).

По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, таким образом Москва «ответила взаимностью на односторонний, недружественный и ничем не спровоцированный шаг» — введение Евросоюзом санкций в отношении граждан РФ. «Ответные санкции касались деятелей, которые активнейшим образом поддерживали госпереворот на Украине, в результате которого русские на Украине стали подвергаться гонениям и дискриминации», — пояснил глава российского МИД.

22 октября 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации». 1 ноября того же года было принято постановление правительства о мерах по реализации указа президента. В санкционный список изначально вошли 322 физических лица и 68 компаний Украины, впоследствии он был расширен до 567 граждан Украины и 75 предприятий.

31 мая 2019 года МИД РФ сообщил о расширении списка представителей Евросоюза, которым запрещен въезд в Россию, в ответ на действия ЕС по введению ограничительных мер в отношении россиян. Согласно комментарию МИД, число фигурантов российского списка «доведено до паритетного» со списком Евросоюза. Кроме того, 12 ноября 2020 года глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что Россия вводит зеркальные санкции против представителей руководящих структур Германии и Франции в ответ на расширение персонального списка ЕС из-за ситуации с Алексеем Навальным.

Индивидуальные санкции

Европейский союз начал вводить санкции в отношении России в связи с событиями на Украине в марте 2014 года. Решение о том, что «в случае отсутствия разрядки напряженности в Крыму» Евросоюз будет применять «меры давления на Россию», было принято на экстренном саммите ЕС 6 марта 2014 года.

Первый санкционный список был опубликован 17 марта 2014 года. В него был включен 21 человек, в том числе руководитель фракции Госдумы «Справедливая Россия» Сергей Миронов и премьер-министр Крыма Сергей Аксенов. Затем список расширялся 11 раз (последний раз — 4 августа 2017 года). Сегодня в нем числятся представители руководства РФ, российские политики, бизнесмены и силовики, а также руководители провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и ряд их военных и политических структур. Всем им запрещен въезд в ЕС, а их активы в случае обнаружения в европейских банках замораживаются.

Первоначально санкции были введены на шесть месяцев, затем их стали продлевать раз в полгода, последний раз — 13 марта 2017 года (вступили в силу 15 марта, действуют до 15 сентября 2017 года).

«Зерновое эмбарго» США

Антидемпинговые меры и другие санкции против СССР в начале 1930-х гг.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий