«теперь понятно». за чей счет поддерживаются убыточные компании?

Развитие тяжелой промышленности в Беларуси

Жизнь белорусского общества в первое послевоенное десятилетие была довольно сложной. Люди переживали большие материальные трудности. Но вместе с тем можно было наблюдать высокие темпы восстановления и развития промышленности, транспорта, строительства и др.

Определяющей в закреплении курса послевоенной модернизации БССР стала пятая пятилетка (1951—1955). В результате ее выполнения объем промышленного производства увеличился в 2,1 раза, в том числе продукции машиностроения — в 3,6, химической и нефтехимической промышленности — в 3,5, электроэнергетики — почти в три раза.

За годы пятой пятилетки было построено и введено в эксплуатацию 1010 промышленных предприятий, в том числе 150 крупных.

Машиностроение

Машиностроение остается важнейшей отраслью Беларуси с активным развитием  сельскохозяйственного и транспортного направлений. В республике выпускается  более 59 тыс. тракторов, 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 22 тыс. грузовых автомобилей, 2 тыс. автобусов в год.

Более 60% продукции белорусского машиностроения реализуется за рубежом.

Энергетика

Энергетика Беларуси – одна из основных отраслей экономики Республики Беларусь и является её важнейшей структурной составляющей. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает функционирование всех её отраслей и устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Главным приоритетом энергетической политики нашего государства является повышение эффективности использования энергии как средства для снижения затрат общества на энергоснабжение, обеспечения устойчивого развития страны, повышения конкурентоспособности производительных сил и окружающей среды.

Металлообработка

Металлообработка – это ведущий структурный элемент в промышленности страны. Он работает не только на внутренние нужды государства, но и на экспорт. К металлообрабатывающим предприятиям относятся все те фирмы, которые совершают действия, направленные на обработку металлических конструкций, от резки металла до изготовления деталей повышенной сложности.

Химическая промышленность

Химическая промышленность – одна из наиболее крупных отраслей белорусского промышленного комплекса. Основные предприятия этой отрасли, включая по производству продукции из синтетических смол и пластических масс, входят в состав концерна «Белнефтехим» и производят 92,6 % общего объёма продукции отрасли. Они являются основными экспортерами химической промышленности в Беларуси.

Деревоперерабатывающая промышленность

Республика Беларусь располагает развитой лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью.

Основные районы заготовок древесины расположены в Витебской, Гомельской, Минской и Брестской областях. Предприятия отрасли занимаются первичной переработкой и вывозом леса. Основными видами продукции предприятий лесопромышленного комплекса являются пиломатериалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера и мебель.

«Эссен Продакшн»

Название этой компании многим белорусским потребителям ни о чем не говорит. Холдингу из Татарстана принадлежит бренд «Махеевъ». В качестве названия торговая марка получила фамилию одного из основателей. 

Хотя в рекламе речь идет о купце Махееве, который когда-то построил в Елабуге завод по производству майонеза. Как бы там ни было, но продукцией под этой торговой маркой завалены многие белорусские магазины.

На данный момент «Махеевъ» выпускает порядка ста наименований продукции. Это не только майонез, но и кетчуп, еда быстрого приготовления, горчица, хрен, джем, повидло, семечки, кукурузные палочки. Недавно «Эссен Продакшн» открыла в Елабуге новый кондитерский завод.

Почему эти компании не зарабатывают, они же что-то производят?

Причин несколько. Это производство неконкурентной продукции, работа на склад, избыточная занятость, высокая закредитованность и неспособность рассчитываться с долгами. Одна из важнейших причин, на которые указывают отечественные экономисты и международные финансовые организации, — это неэффективное управление госпредприятиями. Руководители госкомпаний назначаются порой без учета их опыта в отрасли, в которой действует компания, на них перекладывается высокая ответственность, есть риск за любое «неправильное» решение понести наказание вплоть до заключения. Поэтому директора не имеют стимулов для самостоятельной разработки стратегии развития предприятия. Они действуют по принципам, заложенным еще в плановой советской экономике, — производить то, что выпускалось десятилетиями до этого, с традиционными подходами к производству. Если нет спроса — работать на склад, зная, что убытки в случае чего покроются за счет средств государства. «Пока дирекция не будет финансово мотивирована повышать эффективность и общефакторную производительность, ничего не будет меняться», — комментирует Мария Акулова.

Проблема еще в том, что многие такие компании недостаточно гибкие. Чтобы стать конкурентоспособными, особенно на внешних рынках, надо инвестировать в образование, проводить внутреннюю оптимизацию. Только принятием директив этого не добиться. Для этого необходимо обучать руководящий персонал, как это делали в свое время китайцы. Хорошо сработали бы программы обмена опытом, считает экономист.

«Газпром»

Монопольным поставщиком газа является «Газпром», который в 2011 году выкупил за 5 млрд долларов белорусскую газотранспортную систему. «Газпром трансгаз Беларусь» не только приносит России дивиденды, но и является главным налогоплательщиком в Беларуси.

Впрочем, «Газпром» занимается не только поставками голубого топлива. Российская группа компаний через свои структурные единицы владеет сетью заправочных комплексов («Газпромнефть-Белнефтепродукт») и Белгазпромбанком, а также строит крупный деловой комплекс в Минске. «Газпром нефти» через компанию «Славнефть» принадлежит пакет акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода.

Табачная фабрика Шерешевских. Гродно. 1862

Рекламный проспект фабрики Шерешевского 1888 года. Изображение: plakaty.ru

Известная нынче под названием «Неман», табачная фабрика в Гродно была создана купцом Лейбой Шерешевским. Так как Шерешевский не имеет купеческих прав, разрешение на открытие фабрики в 1861 году получает его партнер Абрам Гордон. Уже в первый год работы здесь выпущено 48 тысяч папирос, 9 тысяч сигар и 446 тысяч килограммов курительного и нюхательного табака. В первые годы производство меняет несколько адресов, пока в 1878-м не начинает строительство своего здания на Мостовой, 31.

Фабрика по тем временам оснащена максимально современно. Она первой на территории дореволюционной Беларуси начинает производить сигары и папиросы.
В начале 1890-х владельцами фабрики становятся сын Лейбы Шерешевского Иосель и его компаньон Файвель Руссота. Под их управлением фабрика входит в число ведущих табачных производителей в регионе. Ее продукцию презентуют на выставках в столице, в странах Европы и в США. К концу 1890-х годов на производстве трудятся более тысячи человек.

В 1892 году при фабрике открывается двухклассное училище для девушек.

В 1907-м компанию преобразуют в открытое акционерное общество «И. Л. Шерешевский». В это время ручной труд активно заменяют механическими машинами. Фабрике принадлежит 17 помещений. А в 1912—1913 годах партнеры покупают небольшую табачную фабрику «Неман». Завод имеет свои магазины в Вильно, Варшаве, Двинске, Симферополе и других городах. 1920 год становится для Шерешевского и его партнера последним, когда фабрика принадлежит им. Польские власти монополизируют табачную отрасль и одним из первых выкупают производство, размещенное в Гродно и обеспечивающее продукцией польских потребителей. За свою фабрику Иосель Шерешевский получает 2,7 млн злотых. После присоединения Западной Беларуси к СССР предприятие переходит в руки советской власти, в годы войны им управляют немцы, потом снова Советы. А в начале 1990-х фабрика достается в наследство белорусскому государству.

Сейчас это открытое акционерное общество «Гродненская табачная фабрика «Неман».

АДАНИ (ADANI)

Уникальная для Беларуси компания «АДАНИ» – пример частного бизнеса, построенного на самых передовых научных достижениях. В 1991 году ее основал профессор Владимир Линев – ученый в области ядерной физики, изобретатель, автор более сотни патентов. Вместе с единомышленниками он превратил свое детище в инновационное предприятие мирового уровня. Сегодня «АДАНИ» – один из лидеров на рынке рентгеновского оборудования в сфере безопасности, здравоохранения, научного приборостроения. Большинство систем «АДАНИ» основано на оригинальной сканирующей технологии получения высококачественного цифрового изображения при низкой дозе облучения. Предприятие выпускает суперсовременное досмотровое оборудование (транспортное, багажное, сканеры человека в полный рост и т.п.), медицинское оборудование (пульмосканы, томографы…), настольные аналитические приборы и оборудование неразрушающего контроля. Ежегодно компания поставляет продукцию на десятки миллионов долларов в более чем 80 стран.

Правительство вроде перестало поддерживать убыточные компании

Объем господдержки в последнюю пятилетку снижается. А директивное кредитование за последние 8 лет сократилось примерно в 3 раза. Но объемы помощи предприятиям из бюджета все еще существенные.

После принятия указа «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» в 2016 году объем государственной поддержки и преференций госсектору уменьшился на 21,9% до 3,6 млрд рублей, выделенных 2430 компаниям. А годом позже 2210 предприятий получили господдержку в общей сложности в размере 4,5 млрд рублей. Для сравнения, в том же году на образование из консолидированного бюджета было потрачено 4,9 млрд рублей, а на здравоохранение 4,3 млрд рублей.

«Витебский трамвай» Гильона. Витебск. 1896

Трамвайный вагон на Соборной площади. Начало ХХ века

Француз Фернан Гильон в 1895 году предложил городской думе Витебска проект электрической железной дороги для трамваев. Он основывает акционерное общество «Витебский трамвай» и выпускает 12 тысяч акций. Из разных стран Европы сюда поставляют вагоны, рельсы и другие элементы будущих трамвайных путей. Год спустя начинается создание первого на белорусской земле трамвая. Строят его бельгийский холдинг «Союз трамваев» и немецкая компания по электрификации «Шукерт и К».

В июне 1898-го строительство двух линий общей протяженностью в 10 километров завершается. В депо насчитывается 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Толпы людей собираются на запуск первого трамвая. За каждый следовавший по городу вагон «Витебский трамвай» уплачивается в казну города налог.

К новому транспорту город привыкает долго, оттого нередко случаются несчастные случаи. Но вскоре спрос на перевозки растет, и снаружи вагонов приходится вывешивать таблички об отсутствии свободных мест. Самое современное по тем временам транспортное сообщение меняет облик города: появляются новый мост через реку, электростанция, транспортное депо, павильоны для пассажиров, в городе активно электрифицируют здания.

Сначала за проезд платят монетами, а после сильной инфляции 1915 года вводятся абонементные книжки. Вплоть до 1930-х годов у местных трамваев вместо номеров вывешены таблички с конечной остановкой, как сейчас у поездов минского метро.

В 1918 году «Витебский трамвай» национализируют. В 1920 году, после нескольких сложных лет работы с перебоями и нехватки средств, транспорт ходит регулярно, добавляются вагоны для перевозки грузов, появляются агиттрамваи для спектаклей-митингов. Чуть позже авангардное художественное объединение УНОВИС разрисовывает вагоны в стиле супрематизма. Сеть трамвайных путей расширяется.

Сейчас в Витебске самая разветвленная трамвайная сеть в Беларуси.

Как вообще бизнес может быть убыточным?

Убыточным считается предприятие, получившее отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров, работ или услуг.

Как правило, если предприятие убыточно, то рынок вынуждает его закрыться, перепродать его либо провести реструктуризацию, чтобы улучшить процессы внутри организации. В рыночных условиях жизнь компании, работающей в минус, коротка. Она либо закрывается, либо меняет владельца / стратегию развития. Ведь собственник нацелен на получение прибыли, повышение эффективности производства. Он не станет тратить деньги на компанию, которая ничего не зарабатывает. В связи с этим, когда речь идет об убыточных предприятиях в белорусских условиях, подразумеваются государственные.

Пивоварня Фрумкиной. Минск. 1864

Часть завода, построенная Чапским. Фото: Куприч Николай, TUT.BY

В 1864 году Рохля Фрумкина строит в Минске деревянную пивоварню и начинает производить первое пиво. Она предлагает минчанам три сорта: «Баварское», «Столовое» и «Пильзенское». После смерти Фрумкиной в начале 1880-х мануфактурой управляют ее наследники. А в 1893 году пивоварню покупает минский губернатор граф Карл Чапский, расширяет и модернизирует ее, создав на этом месте завод «Богемия». Под руководством Чапского завод получает новое здание, через дорогу от деревянного, а процесс варения пива переходит на более современное производство. Чапский устанавливает новое оборудование, организует электрическое освещение, ставит паровую машину и котел. В старом здании оборудуют холодильник для созревания пива.

В 1899 году завод покупает семья Лекерт. В 1910 году она строит каменное здание для хранения пива, которое позже станет основным производственным корпусом. После 1917 года завод переходит государству и получает название «Беларусь».

Во время Второй мировой войны завод берут в свои руки немцы и снабжают напитком своих солдат. Именно поэтому здание оказалось среди немногих, которые уцелели после бомбежек.

С 1994 года это открытое акционерное общество «Пивзавод Оливария», а с 2018-го — «Пивоваренная компания Аливария».

Пивзавод семьи Пупко. Лида. 1876

Этикетка пива «Столовое» завода Пупко. Изображение: Lida.info

Пивоварня Носеля Пупко открывается третьей в Лиде. Здесь варят три сорта пива — «Баварское», «Пильзенское» и «Мартовское». Семья владеет производством на протяжении трех поколений. К концу XIX века местное пиво продается в пивных лавках и через склады не только в Лиде, но также в Белостоке, Кобрине, Пинске, Городище, Ляховичах и Городее.

В 1919 году завод начинает выпускать квас. После смерти главы семьи заводом сначала управляют его четверо сыновей, а впоследствии он остается в руках одного из братьев Мейлаха Пупко. После семейным бизнесом владеют уже его сыновья Марк и Семен. Они дополняют ассортимент газировкой.

Когда в 1939 году завод национализируют, оба владельца остаются здесь простыми рабочими.

В 1976 году завод получает самую престижную для предприятий советскую награду «Знак почета». После распада СССР он становится ЗАО «Лидский пивзавод».

В 2008 году рабочие продают свои акции финскому концерну Olvi Oyj, который и остается его собственником.

2013−2017. Geely SC7/Emgrand 7/Emgrand X7/LC Cross/Emgrand GT

Практически одновременно с Zotye в Беларусь пришел еще один китайский бренд — Geely. И это уже была не инициатива частной компании, а государственный проект по созданию в Беларуси собственного легкового автомобиля. Путь был тернист и долог.

Мечты: создать в Беларуси первое производство легковых автомобилей по полному циклу. То есть делать собственный белорусский легковой автомобиль. Еще на этапе запуска крупноузловой сборки было заявлено, что между Жодино и Борисовом будет заложен завод полного цикла, со сборкой и окраской кузовов, который сначала будет производить 60 тысяч автомобилей в год с локализацией 30%, а его проектная мощность составит 120 тысяч автомобилей в год.

Реальность: в 2012 году был заключен инвестиционный договор, согласно которому объем вложенных средств составит 250 млн долларов. Старт производства запланировали на 2013 год на мощностях завода «Автогидроусилитель» в Борисове. Первоначально речь шла о крупноузловой сборке из машинокомплектов. Уже тогда проект озаботился получением российского сертификата, чтобы без проблем реализовывать собранные автомобили в РФ. Очевидно, что планируемые 10 тысяч авто в год на территории Беларуси продать было бы проблематично.

Geely SC7

Первым автомобилем, который собрали методом крупноузловой сборки, стал седан Geely SC7, затем появился кроссовер Emgrand X7 и компактный городской хэтчбек LC Cross. В мае 2014 года президент Лукашенко лично протестировал «белорусские» автомобили, ожидаемо хорошо о них отозвался и дал задачу правительству придумать механизм стимулирования покупки отечественного автомобиля — по сути, льготное кредитование на покупку. Этот механизм мы ждем до сих пор.

Дела у завода шли не так уж и плохо. За 2013−2014 годы удалось реализовать в общей сложности около 10 тысяч автомобилей, большую часть из них — в России. Но уже в 2017 году россияне купили всего 2234 Geely.

В 2016 году появился бизнес-седан Emgrand GT, который с ходу окрестили «членовозом». Автомобиль собирали с прицелом на чиновников, поэтому стоимость базовой версии не превышала установленный лимит на закупки в 25 тысяч евро.

Как развивается экономика?

Основные показатели

Безработица:

  • по официальной методике (учитываются только зарегистрированные безработные) уровень безработицы – около 0,5%;
  • фактически (по методологии МОТ) безработица находится на уровне 4,7%.

Инфляция:

  • в 2016 году – 10,6%;
  • в 2017 году – 4,6%;
  • по итогам 2018 года – власти ожидают рост цен на 5,5-6%.

ВВП (за 2017 год):

  • по данным МВФ – 49,25 миллиарда долларов, или 81 место в мире;
  • на душу населения по ППС – 18 871 долларов, или 68 место.

Внешняя торговля (2017 год):

  • экспорт – 29 240 миллионов долларов;
  • импорт – 34 235 миллионов долларов;
  • сальдо отрицательное (то есть, импорт больше экспорта) последние 5 лет. В 2017 году – дефицит почти 5 миллиардов долларов.

Государственный долг (на 1 января 2018 года):

  • внешний долг – 16,7 миллиардов долларов США (за год вырос на 3,1 миллиарда долларов);
  • внутренний – 9,2 миллиарда рублей (за год снизился на 1,1 миллиард рублей).

Промышленность

Считается, что в Белоруссии лучше, чем в остальных бывших советских республиках сохранилась промышленность. И сейчас промышленность называют ведущим сектором белорусской экономики.

Промышленность представлена такими отраслями:

  • производство транспортных средств: известный бренд грузовых автомобилей «БЕЛАЗ» (занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов); изготовление сельскохозяйственных машин. Также развивается сборочное производство легковых автомобилей (в частности, по брендом Geely). «МАЗ» производит грузовые автомобили и городской пассажирской транспорт;
  • производство электрического оборудования – изготовление электродвигателей, кабелей, трансформаторов, в том числе самых современных модификаций;
  • нефтепереработка – одна из ведущих отраслей промышленности, формирует значительную часть экспорта страны. Поставляет нефтепродукты как в розницу внутри страны, так и за рубеж (в страны ЕС, Россию, Украину и дальнее зарубежье);
  • производство калийных солей и удобрений представлено гигантами «Белорусская калийная компания», «Беларуськалий» и другими. Вместе с российским «Уралкалием» – крупнейшие поставщики калийных солей на мировой рынок. До некоторых пор «Уралкалий» даже продавал продукцию через белорусский картель;
  • металлургия – больше 80 предприятий по производству различных видов продукции. Основной производитель – «Белорусский металлургический завод», который является холдингом и включает в себя множество предприятий.

В целом, промышленность страны развивается, несмотря на наличие признаков кризиса и проблемы на основном рынке сбыта – в России. Сбыт расширяется и на другие рынки, например, «МАЗ» поставляет сотни автобусов в украинские города (есть договоры с Киевом и Львовом).

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство – главный «имиджевый» сектор экономики Белоруссии. Наверное, каждый россиянин наслышан о белорусских колхозах и совхозах, которые сохранились еще с советских времен и производят натуральную продукцию высокого качества.

Эта история находит свое продолжение в многочисленных торговых точках по всей России (а также по Украине и другим соседним странам), которые торгуют белорусскими продуктами. Цены в таких магазинах зачастую выше, чем в обычных супермаркетах России.

Экономически белорусское сельское хозяйство также выглядит серьезно: 7,5% в структуре ВВП, 17% инвестиций в основной капитал и почти 10% всех занятых в экономике.

При этом нужно учитывать, что государство активно помогает аграриям: по словам Александра Лукашенко, в отрасль уже было направлено 50 миллиардов долларов инвестиций. Однако в 2017 году чистая прибыль предприятий и колхозов (которые принадлежат государству) составила только 387 миллионов долларов, государство также доплатило 700 миллионов на оплату долгов.

Следовательно, эффективным такое сельское хозяйство назвать сложно, поскольку оно находится в управлении государством и генерирует убытки. В последние годы все чаще говорят о необходимости приватизации, однако конкретных шагов еще не предпринималось.

Несмотря на убыточность, государство продолжает поддерживать сельское хозяйство финансово. Не последнюю роль в этом играет сам президент Белоруссии Александр Лукашенко, который в свое время окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию и работал в сельском хозяйстве.

При этом сельскохозяйственная отрасль производит множество наименований продукции, которая действительно отличается по качеству от российских аналогов и имеет успех на нашем рынке.

ВЭБ.РФ

Крупной финансовой госкорпорации в Беларуси принадлежит Банк БелВЭБ, через который финансируются ключевые белорусско-российские интеграционные проекты. Кроме того, ВЭБ инвестирует в страхование («БелВЭБ Страхование»), лизинг (БелВЭБлизинг), недвижимость («Внешэкономстрой»), ИТ («ВЭБ Технологии», ДФС).

Справедливости ради надо сказать, что в банковском секторе Беларуси львиная доля активов приходится на два госбанка — Беларусбанк и Белагпромбанк. Но вслед за ними следуют кредитные организации с участием российского капитала. Помимо вышеупомянутых (Белгазпромбанк, БПС-Сбербанк и БелВЭБ), это еще Банк ВТБ и частный Альфа-Банк.

Металлургия

Металлургия Беларуси отличается отсутствием сырьевой базы. В стране нет предприятий по выплавке металла из природной руды, здесь переплавляют металлолом, стальные и чугунные заготовки. Развита порошковая металлургия. Производство отрасли представлено:

стальными электросварными круглыми и профильными трубами;
стальной литой заготовкой;

сортовым прокатом;

различными видами проволок,

металлокордом,

болтами, винтами, гайками, гвоздями;

формовочным материалом;

отопительным оборудованием.

Из 50 металлургических предприятий, 27 приходится на чёрную металлургию. 80% объёма производства отрасли сконцентрировано в Гомельской области.
Центры цветной металлургии – Минск, Гомель, Мозырь.

Крупнейшие представители металлургического сектора:

ОАО «Белорусский металлургический завод» выплавляет 92% белорусской стали, охватывает весь объём проката и металлического корда, включает производство:

сталеплавильное;

прокатное;

трубное;

метизное

.
40% сырья поставляется с объединения заводов «Белвтормет».

В составе холдинга 18 предприятий. «БМЗ» поставляет продукцию в более сотни стран.

ОАО «Могилевский металлургический завод» производит чугунные и стальные трубы, детское игровое оборудование.

РУП Гомельский литейный завод «Центролит» льёт чугун для машиностроения, станкостроения. Производит дождеприёмники, решётки, художественное и печное литьё.

ОАО «Речицкий метизный завод» является лидером по экспорту гвоздей в Европе, 70% продукции экспортируется. РМЗ является лидером по разнообразию ассортимента.

ОАО «Минский завод отопительного оборудования» производит радиаторы, фитинги, отопительные котлы.

Молодечненский завод порошковой металлургии с помощью метода прессования изготавливает металлические изделия машиностроительного и специального назначения.

Винокуренный и дрожжевой завод Стругачей. Ошмяны. 1880

Усадьба семьи Стругач в наше время. Фото: twitter.com

Лейба Стругач — один из самых богатых людей своего времени. В 1880 году получает разрешение Ошмянского уездного полицейского управления запустить винодельный завод.

Стругачи владели в Ошмянах винодельно-дрожжевым заводом, были акционерами Лидского пивоваренного завода, рижского акционерного общества «Дрожжи». После смерти Лейбы Стругача в 1906 году дело продолжили его сыновья Абрам и Давид. В 1913 году они основывают «Товарищество Л. Стругач».

В 1920-е годы они находятся в числе лидирующих поставщиков дрожжей и спирта на западных территориях Беларуси и в Восточной Польше. Развивают оставленный отцом бизнес до 1939 года, когда все предприятия Стругачей оказываются национализированы. А в 1942 году семья была расстреляна в Ошмянском гетто.

В 1970-х предприятие стало филиалом «Минского дрожжевого комбината».

В 1990-е образуется ОАО «Дрожжевой комбинат» с теми же Минским и Ошмянским дрожжевыми предприятиями.

[править] Отрасли

Пищевая промышленность

Основная статья: Пищевая промышленность Белоруссии

Предприятиями пищевой промышленности Белоруссии выпускается более четверти продукции обрабатывающей промышленности.

Крупнейшими предприятиями по производству продуктов питания и напитков, являются ОАО «Савушкин продукт», Белорусско-германское СП «Санта-Бремор» ООО, ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка», Волковысское ОАО «БЕЛЛАКТ», РПТУП «Молочный гостинец», СП ОАО «Спартак», СОАО «Коммунарка», ОАО «Брестский мясокомбинат», ОАО «Милкавита», ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО «Молочный мир», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Минский мясокомбинат».

Нефтеперерабатывающая промышленность

Основная статья: Нефтеперерабатывающая промышленность Белоруссии

Нефтеперерабатывающая промышленность Белоруссии представлена ОАО «Нафтан» (г. Новополоцк) и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Это комплексы по выпуску нефтепродуктов, которые поставляются в страны Европейского союза, Украину, Россию и другие страны СНГ.

Химическая промышленность

Основная статья: Химическая промышленность Белоруссии

Крупнейшие в Беларуси предприятия — экспортеры минеральных удобрений — ОАО «Белорусская калийная компания», ОАО «Гомельский химический завод», ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Гродно Азот».

ОАО «Беларуськалий» является одним из ведущих мировых производителей калийных удобрений. Свыше 90 % его продукции экспортируется в Южную и Северную Америку, Азию, Европу (более чем в 100 стран мира, в том числе Индию, Китай).

ОАО «Белшина» — одно из крупнейших предприятий в Европе по выпуску шин.

Металлургия

Основная статья: Металлургия Белоруссии

Металлургический комплекс республики включает в себя около 20 крупных и средних организаций металлургического производства, выпускающих стальные трубы, металлокорд, различные виды проволоки, и более 60 организаций по производству готовых металлических изделий — сборных строительных металлоконструкций, различного рода металлических инструментов, резервуаров, цистерн, баков, котлов, крепежных изделий и других.

Крупнейший производитель стали и продукции из нее — холдинг «Белорусская металлургическая компания».

В состав холдинга входят: ОАО «Белорусский металлургический завод» — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (г. Жлобин), ОАО «Завод «Легмаш», ОАО «Полесьеэлектромаш», ОАО «Кобринский инструментальный завод «СИТОМО», ОАО «Речицкий метизный завод», ОАО «Могилевский металлургический завод», ОАО «Минский подшипниковый завод», ОАО «Белцветмет», ОАО «Белвторчермет», ПУП «Брествторчермет», ПУП «Витебсквторчермет», ПУП «Гомельвторчермет», ПУП «Гродновторчермет», ПУП «Могилеввторчермет», ОАО «БЕЛНИИЛИТ», СУП «Жлобинметаллургстрой», ОАО «Жлобинский карьер формовочных материалов», СУП «Папоротное», ТПУП «Металлургторг», ПУП «Цветмет», ТУП «Металлургтранс», ПТУП «Сервисный центр «БМЗ».

2014−2016. Peugeot/Citroen

В 2014 году СП ЗАО «Юнисон» подписало еще одно масштабное соглашение — на этот раз с PSA Group о промышленной сборке сразу нескольких моделей. Это четыре Peugeot: седаны 301 и 508, кроссовер 3008 и «каблучок» Partner, — а также две модели Citroen: седан C-Elysée и многоцелевой вэн Berlingo.

Peugeot 508

Мечты: первоначальные планы производства звучали очень оптимистично — 2500 автомобилей в год, и все это — для внутреннего рынка. PSA рассчитывал увеличить свою долю на белорусском рынке до 12% к 2017 году. Именно локальная сборка некоторых моделей должна была решить эту задачу. Впрочем, определенные надежды возлагали на госзакупки.

Реальность: SKD-сборка не позволила заметно снизить цены на автомобили, хотя они и отличались от европейских. Однако достигнуть заявленных показателей по производству так и не удалось.

Гуцериев

Наверное, ни один из разнопрофильных бизнесов российского миллиардера Михаила Гуцериева пока нельзя назвать доминирующим в Беларуси. Но благодаря дружеским отношениям с главой Беларуси Александром Лукашенко он значительно расширил бизнес в стране и стал одним из ключевых игроков.

Ранее деятельность Гуцериева ограничивалась переработкой нефти на белорусских заводах и продажей топлива на экспорт. С течением времени российский бизнесмен построил гостиницу «Ренессанс», терминал для бизнес-авиации в столичном аэропорту, перестроил базу отдыха Управделами Лукашенко «Красносельское» в усадьбу с домом, вложился в другие объекты недвижимости, вместе с сыном Саидом инвестировали в белорусские ИТ-проекты. 

Но главное — он получил доступ к белорусским недрам. Компания Гуцериева строит калийный комбинат в Любанском районе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий