Российский автопром

Популярные модели советских и украинских автобусов, мягкие, годы выпуска и не только

Популярность моделей в данном случае определяется заинтересованностью автобусами пользователями Интернета. Таким образом востребованы ЛАЗы следующих видов и моделей:

  • большие;
  • междугородные;
  • современные, так как завод больше не работает (по состоянию на 2020 год), то к моделям данного типа возможно отнести технику, выпущенную после 2010 года;

Междугородный большой автобус ЛАЗ-5207. Фото Википедия

  • ЛАЗ-695 – наиболее распространенная модель, выпускаемая на протяжении более 60 лет в различных модификациях, одна из которых (695Н) именовалась в народе «Наташа»;
  • ЛАЗ-697 Турист;
  • ЛАЗ-699.

Модели, которые не пошли в серию

В линейке производителя присутствовали модели, не пошедшие в серийное производство, опытный образец стал единственным экземпляром:

  • ЛАЗ-698 – высокопольный городской автобус большой вместимости, несколько образцов которого были выпущены и представлены в период с 1966 по 1976 годы;
  • ЛАЗ-Украина – серия автобусов междугороднего назначения, включающая следующие модели: ЛАЗ-Украина-1, ЛАЗ-Украина-2, ЛАЗ-Украина-66 опытный, ЛАЗ-Украина-67,
    ЛАЗ-Украина-71, ЛАЗ-Украина-73, ЛАЗ-Украина-75, выпускающиеся в количестве не более 2 экземпляров;

Автобус ЛАЗ-Украина-73. Фото Википедия

  • ЛАЗ-5255 «Карпаты» был выпущен в нескольких опытных образцах, каждый из которых также имел модификацию «люкс»; к 1991-му должно было начаться серийное производство, но данную модель заменили упрощенным вариантом ЛАЗ-5207;
  • ЛАЗ-4206 – мелкосерийный автобус, серийный выпуск которого не был начат из-за распада СССР;
  • ЛАЗ-A191 – пригородный автобус, выпускавшийся небольшими партиями с 2007 до 2013 года.

Статистика

В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 — 44,2 тыс., в 2012 — 58,6 тыс., в 2013 — 53,2 тыс., в 2014 — 44,0 тыс., в 2015 — 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук.

Производство в 2007 году
Все заводы 88824
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород 39625
ОАО «УАЗ», Ульяновск 18255
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке 15031
ООО «КАвЗ», Курган 4083
ООО «ТагАЗ», Таганрог 3371
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво 2894
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область 2034
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск 1307
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород 1021
ОАО «АЗ Урал», Миасс 990
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно 492
ЗАО Тушино-Авто, Москва 465
ЗАО НПП СемАР, Семёнов 395
ООО ВАП Волжанин, Волжский 297
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна 241
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск 162
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург 132
АМО ЗИЛ, Москва 26
ООО Родниковский машзавод, Родники 18
ООО Вика ЛТД, Курган 2

Рынок новых автобусов в 2019 году

За 2019 год в лидерах по динамике среди моделей удержался малый полноприводный ПАЗ-3206 (рост в 2,4 до 330 ед.), на втором месте – «гармошка» ЛиАЗ-6213 (+93,7%, 459 ед. – 5-е место на рынке), а на третьем – серия НефАЗ-5299 (+51,9%, 1218 ед.). По абсолютным объёмам продаж неизменно лидирует малый ПАЗ-3205 (3480 ед., –3,4%), но постепенно к нему подбирается семейство ПАЗ-3204, включая ПАЗ NEXT (суммарно 2669 ед., +8,4% – 5-я динамика на рынке). Находившийся в первой тройке почти весь год средний ПАЗ-4234 (1176 ед., +39,3%), закончил на четвёртой позиции и по динамике, и по объёмам продаж. УАЗ в классе автобусов выпуск не заявлял и последние 4968 ед. УАЗ-2206 ушли со склада ещё в 2018 году.

Продажи автобусов полной массой свыше 8 т упали с 8893 до 7623 штук. Однако наблюдалось оживление европейских брендов с 100 до 190 ед. Продажи только автобусов MAN и Neoplan удалось увеличить с 48 ед. в 2018 году до 110 шт. – в 2019-м.

Продажи автобусов полной массой свыше 8 т в РФ, по классам
Тип 2019 г. 2018 г. Прирост, %
Городские 5001 6566 –23,8
Пригородные 1891 1799 5,1
Междугородные и туристские 731 528 38,4
ВСЕГО 7623 8893 –14,3

История по годам

Автобус представляет собой самоходное, а позже – механическое безрельсовое транспортное средство для перевозки 7 и более пассажиров, способное на маневрирование. В России в 1899 году был представлен проект первого электрического омнибуса, который и стал первым российским автобусом. Одновременно с этим в 1901-ом на заводу «Дукс» в Москве была выпущена партия электрических автобусов вместимостью 10 человек.

Первый в России автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1903 году в Санкт-Петербурге на фабрике «Фрезе», мощность силового агрегата составляла 10 л.с.

Автобус ЛиАЗ-677М. Фото Википедия

Автобусы в качестве общественного транспорта появились в России еще до Октябрьской революции, в 1907 году в Архангельске начала эксплуатироваться машина торговой марки NAG (Германия). Только в 30-е на дорогах появилась городская техника отечественного производства, разработанные на АМО (завод имени Лихачева) на базе грузового автомобиля АМО-Ф15.

Затем развитие строительства автобусов осуществлялось в соответствии со следующими важными этапами:

  • 1929 – Ярославский автозавод осваивает выпуск шасси Я-6.
  • 1933 – ЗиС (завод имени Лихачева) осваивает производство шасси для АМО-4, ГАЗ – моделей ГАЗ-03-30.
  • 1934 – старт производства автобусов ЗИС-8.
  • 1938 – старт производства ЗИС-16.
  • 1947 – старт производства ЗИС-154.
  • 1949 – старт производства ЗИС-155.
  • 1950 – старт производства ГЗА/ПАЗ-651.
  • 1952 – ПАЗ перепрофилирован в автобусный завод.
  • 1958 – Курганский автобусный завод (КАвЗ) начал производство пассажирского транспорта.
  • 1959 – Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) начал выпускать пассажирский транспорт, первой моделью был ЛиАЗ-158.
  • 1967 – старт серийного производства ЛиАЗ-677 и ПАЗ-672.
  • 1986 – начало производства ЛиАЗ-5256.
  • 1989 – начало производства ПАЗ-3205.
  • 1994 – Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) начал выпуск пассажирского транспорта, сошел с конвейера последний ЛиАЗ-677М.
  • 1996 – начало производство ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
  • 2000 – НефАЗ представил свой первый автобус – НефАЗ-5299.
  • 2002 – начало производства ЛиАЗ-6212.
  • 2004 – начало производства ЛиАЗ-5292.00, выпущен опытный экземпляр сочлененного ЛиАЗ-6213.
  • 2005 – налаживается производство более современных и технически совершенных машин.
  • 2011 – разработка первого российского электробуса.
  • 2018 – старт выпуска первого серийного электробуса – КамАЗ-6282.

Соображения оператора

Часто, крупные операторы с различными типами автобусов обоснуются на стандартном автобусном дизайне для их флота, чтобы произвести сбережения в обучении водителя и обслуживании. Эти операторы могут или распродать нестандартные типы или объединить их в одном операционном местоположении.

Операторы часто обеспокоены непринужденностью замены потребляемых пунктов, таких как лампочки и легко поврежденные части, такие как более низкие группы тела или окна. Это должно максимизировать время в обслуживании для его автобусов, хотя теперь строители предложат целые жизненные контракты на обслуживание.

Операторы могут также принять решения об особом типе шины или компонентах, основанных на особом ландшафте, управляемом в. Некоторые более холмистые области могут выбрать различные варианты трансмиссии. У областей со многими низкими мостами может быть больше единственных палубных судов, чем двойные палубные суда. Операторы во влажных климатах могут выбрать кондиционирование воздуха как стандарт. Особая трудность с двухэтажными автобусами — деревья, ударяющие вершину стороны обочины передний угол. Изготовители или операторы — почтовая доставка, могут соответствовать бычьей барной договоренности типа защитить эту часть кузова.

Компании-конкуренты

В качестве конкурентов компании Setra следует перечислить прежде всего другие ведущие немецкие предприятия. Крупными игроками рынка является Neoplan, известный большим количеством нестандартных решений и моделей в ассортименте, Mercedes и MAN, который несмотря на на общую с Setra организационную структуру, нередко рассматривается отдельно.

Кроме этого, возможно отметить и другие ведущие предприятия отрасли:

  • Van Hool и Jonckheere (Бельгия);
  • Volvo (Швеция);
  • Dennis Specialist Vehicles и его преемник Alexander Dennis (Англия и Шотландия соответственно).

Также возможно перечислить некоторые европейские и азиатские страны, в которых работают всемирно известные предприятия: Польша, Франция, Голландия, Испания, Украина, Италия, Венгрия и Китай, Южная Корея, Турция. Не стоит забывать и об американских производителях.

Некоторые марки российских автобусов

  • ГАЗ, УАЗ – особо малого класса длиной до 6м.
  • ПАЗ, КАвЗ, ЗИЛ – малого класса длиной от 6,1 до 8м.
  • ПАЗ, КАвЗ – среднего класса длиной от 8,1 до 10м.
  • ЛиАЗ, ГолАЗ, НефАЗ, Волжанин, Мичуринский автобус – большого класса длиной от 10,1 до 12м.
  • ЛиАЗ – особо большого класса длиной от 12,1 до 18м.
  • Урал, НефАЗ, КамАЗ – специальные, вахтовые.

Среди всего многообразия имеющихся моделей и богатой палитре дизайнерских и технических решений, каждый может подобрать себе именно то, что необходимо ему. А выбрать есть из чего, это и автобусы туристической направленности и для организации общественных перевозок по маршрутам городских и междугородних сообщений, специализированных решений (грузопассажирские, школьные, скорые, ритуальные, газовые, офисы на колесах), микроавтобусы. Сегодня можно приобрести машины с сертификатами, с обеспеченным быстрым и качественным техническим обслуживанием.

Завод: история, чье производство, где делают, какая страна, эмблема, кто выпускал, выпускаются ли сейчас, сегодня

Завод основан в 1895 году, в Пеште (восточная часть города Будапешт, что в Венгрии). Первоначально компания представляла собой каретную мастерскую и носила другое название. В 1947 году фирма национализирована, в 1948-ом – объединена с «АО Икарус по производству машин и металлов», на базе двух компаний создан завод Ikarus.

Автобус Ikarus 60. Фото Википедия

С присоединением к предприятию в 1962-ом завода в Секешфехерваре производство и сама компания вышли на новый уровень. Именно с этого момента начался выпуск моделей, популярных во многих странах мира. В 1980-х годах с конвейера завода сходило порядка 12000 машин в год, что поставила предприятие в число крупнейших европейских производителей. В 1991 году произошло разделение компании, от основного завода в Секешфехерваре отделился Будапештский завод малых серий EAG.

1999 год ознаменовался вхождением обоих заводов в группу Ikarusbus, принадлежавшей концерну Irisbus, созданному Renault и Iveco. Выпуск автобусов продолжал осуществляться под торговой маркой Ikarus. В 2003 году – основное предприятие закрывается. Тремя годами позже акции завода выкуплены венгерским бизнесменом. В 2007-ом – вновь начался выпуск автобусов, осуществлялась разработка новых моделей. Но в конце того же года предприятие снова было закрыто, уже из-за нерентабельности.

Бампер автобуса Ikarus 256 с эмблемой. Фото Википедия

В 2010-ом – производство возобновляется во второй раз. За прошедшие годы была представлена модель, созданная в сотрудничестве со Skoda, анонсирована и представлена целая линейка техники. Таким образом, сейчас (по состоянию на 2020 год) компания продолжает выпуск пассажирского транспорта, перечень реализующейся техники представлены на сайте. За годы деятельности предприятия логотип (эмблема) видоизменялся четыре раза, различались цветовые решения и шрифт. Все виды также представлены на сайте производителя.

Статистика

В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 — 44,2 тыс., в 2012 — 58,6 тыс., в 2013 — 53,2 тыс., в 2014 — 44,0 тыс., в 2015 — 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук.

Производство в 2007 году
Все заводы 88824
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород 39625
ОАО «УАЗ», Ульяновск 18255
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке 15031
ООО «КАвЗ», Курган 4083
ООО «ТагАЗ», Таганрог 3371
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво 2894
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область 2034
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск 1307
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород 1021
ОАО «АЗ Урал», Миасс 990
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно 492
ЗАО Тушино-Авто, Москва 465
ЗАО НПП СемАР, Семёнов 395
ООО ВАП Волжанин, Волжский 297
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна 241
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск 162
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург 132
АМО ЗИЛ, Москва 26
ООО Родниковский машзавод, Родники 18
ООО Вика ЛТД, Курган 2

Сравнение в КАвЗ и ЛиАЗ

Предприятия ПАЗ, КАвЗ и ЛиАЗ, входящие в структуру Группы ГАЗ, и продукцию, выпускаемую под данными брендами, нередко сравнивают. Обусловлено это аналогичными характеристиками заводов и их продукции: разработка и производство автобусов различного назначения, большое количество модификаций, доступная стоимость в сравнении с импортными аналогами, неприхотливость в эксплуатации, доступность запасных частей, возможность эксплуатации в сложных дорожных условиях, современный дизайн салона и внешний вид.

Автобус ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Однако, существуют и отличия.

Основная специализация. ПАЗ ориентирован на выпуск автобусов малых и средних габаритов, спецтранспорта. КАвЗ специализируется на сборке среднегабаритной техники, предназначенной для эксплуатации на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Также основным направлением является производство транспортных средств для перевозки школьников. ЛиАЗ занимается производством крупно– и особо крупногабаритной техники для осуществления городских и междугородных поездок.

Преимущества. ПАЗ: высокие технические характеристики; хорошая управляемость. ЛиАЗ: качественные и надежные комплектующие; хорошие ходовые качества. КАвЗ: хорошая
маневренность; надежность двигателя и трансмиссии.

Грузопассажирский автобус ПАЗ-32053-20. Фото Мега-Сервис-НН

Кроме этого, некоторые специалисты предпочитают сравнивать определенные модели представленных марок. Широкий модельный ряд ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ позволяет это сделать.

Городские пассажирские автобусы российского производства

Это самая обширная категория, включающая технику малого, среднего, большого классов. Главные отличия городских машин – вместительные салоны, рассчитанные на большое количество стоячих пассажиров, наличие накопительных площадок, большой запас прочности. Удобный пассажирообмен обеспечивают широкие двери, большая площадь пола и его низкий уровень.

Автобусы ПАЗ

Vector NEXT (ПАЗ- 32040504). Выпускается в городской и пригородной модификациях. Пассажировместимость – 43-53 человека. Для этой машины характерен большой угол поворота передних колес, высокий ресурс двигателя (700 тыс. км), комфортабельность и безопасность, экономичный расход топлива. Рулевой механизм – интегральный с гидроусилителем. КПП – механическая. Дизельный двигатель ЯМЗ, соответствующий классу экобезопасности Евро-5. Хорошо работает на отечественном топливе, легко запускается в зимних условиях, имеет низкий уровень шума и вибраций.

ПАЗ-320402. Техника малого класса. Вместимость – 43-53 пассажира. Двигатель – дизельный Cummins/ЯМЗ. КП механическая, мосты – КААЗ. Разработаны исполнения для городских и пригородных маршрутов. Городские модификации имеют вместительные накопительные площадки, 17 сидячих мест.

ПАЗ-3237. Низкопольный автобус имеет общую вместимость 55 мест, сидячих – 17. Удобен для транспортировки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Передняя и задняя маски из пластика аналогичны маскам ЛиАЗ-5292. Дизельный двигатель Cummins, КПП автомат Allison, мосты – Raba.

Автобусы ЛиАЗ

ЛиАЗ-429260. Техника среднего класса, сидячих мест – 18+1, общая вместимость – 75. Пониженный уровень пола обеспечивает быстрый пассажирообмен. Электронное руководство подвеской обеспечивает плавное поднимание и опускание машины на неровных участках дороги. Посадку и высадку лиц с ограниченными физическими возможностями облегчает функция наклона кузова в сторону дверей и мобильная платформа. Коробка передач – автомат, экостандарт – Евро-5.

ЛиАЗ-529260. Низкопольный автобус среднего класса длиной 10,5 м. Кузов имеет двух- или трехдверное исполнение. Вместительная накопительная площадка и функция наклона кузова обеспечивают интенсивный вход/выход пассажиров. Машина оснащена аппарелью для въезда/выезда инвалидных колясок и устройствами для их надежной фиксации в салоне. Высокая маневренность позволяет легко проезжать по узким улицам. Двигатель – дизельный ЯМЗ, КП – автомат, двери складывающиеся, пневматические, с электроуправлением.

ЛиАЗ-5293. Полунизкопольный автобус большого класса общей вместимостью 104 места, сидячих – 25. На передней и средней дверях ступени отсутствуют, что обеспечивает удобную эксплуатацию транспорта в условиях интенсивного пассажиропотока. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Коробка передач автоматическая, мосты – Raba (Венгрия). Сиденья антивандальные, окна в салоне тонированные. Имеется громкоговорящее устройство.

Автобусы большого класса

ЛиАЗ-5256 — высокопольная модель, а также частично низкопольная модель ЛиАЗ-5293 вскоре выйдут из производства завода города Ликино-Дулево. Спрос на данные машины невелик. Однако, сейчас их ещё можно заказать. Основной машиной, которая на данный момент производится на заводе, является ЛиАЗ-5292. Это полностью низкопольный автобус. Существуют несколько различных модификаций данной машины, их отличают разные варианты внешнего вида модели, компоновки мест в пассажирском салоне и агрегатной базы. ЛиАЗ-5293 прошёл процедуру рестайлинга 2 года назад. Это заметно преобразило транспортное средство

Минским автозаводом потребителям предложены автобусы 2-х поколений. Это касается МАЗа-103, который прошёл рестайлинг и является бюджетной моделью. Это одна из самых популярных машин у перевозчиков в России. Модель МАЗ-203 менее распространена в нашей стране. Для обеих машин предусмотрены модификации с двигателями, работающими на газе.

«НефАЗ» — марка, которая постепенно изживает себя. Завод в Нефтекамске входит в состав компании «Камаз», на башкирских автобусах появится эмблема Камаза. Но в официальных бумагах до сих пор применяются те же наименования. Модель НефАЗ-5299 40 с прошлого года выходит с конвейера с новым элегантным кузовом. Это совместная разработка КАМАЗа с Daimler.

Волжскими автобусостроителями были созданы две линейки автобусов. Первые представлены полностью низкопольными, вторые — частично. В названии обоих модельных рядов присутствует цифра 12, обозначающая примерную длину моделей. Большинство моделей Volgabus с 10-ти и 12-ти метровым корпусом принадлежат к линейке моделей 5270.

Туристические автобусы российского производства

Пассажирская техника туристического классаотличается высоким уровнем комфорта, хорошей обзорностью, наличием крупногабаритного багажного отсека и полками для ручной клади. В салоне обычно предусмотрены: санитарное оборудование, мини-кухня, гардероб, аудио- и видеооборудование.

Автобусы ПАЗ

ПАЗ-3204. Туристическая машина малого класса с количеством сидячих мест – 29, общей вместимостью – 43. Разработана на базе пригородного транспорта. Комфорт обеспечен, благодаря мягким регулируемым сиденьям с ремнями безопасности и вместительным полкам для малогабаритного багажа. Дизельный двигатель Cummins. Мост – КААЗ, ТНВД BOSCH, класс экобезопасности – Евро-3.

Шасси

Объединения шасси:

  • Структурный underframe
  • Двигатель и радиатор
  • Коробка передач и передача
  • Колеса, оси и приостановка
  • Приборная панель и руль и сиденье водителя

Шасси будет часто строиться как полные единицы, на грани того, чтобы быть способным двигателем вокруг фабрики, или на общественном шоссе соседнему культуристу. Шасси может быть с передним расположением двигателя, со средним расположением двигателя, или с задним расположением двигателя. Большая часть шасси установит радиатор на фронте, независимо от положения двигателя, для более эффективного охлаждения.

Продукты шасси часто будут доступны в различных стандартных длинах, даже произведенных в ясно сформулированных вариантах, и часто использоваться для обоих кузовов автобуса, таких как Volvo B10M. То же самое шасси может даже использоваться для сингла — или кузов двухэтажного автобуса. Производители шасси могут также предложить различные варианты для поставщиков двигателей и коробки передач. Шасси может также быть построено в многократной конфигурации оси.

Перечень марок

  • Автобусы: модели
    • Автобусы Америки
      • США
        • Ford

          Ford Transit

        • Американские автобусы школьные
    • Автобусы России
      • Автобусы ГАЗ: модельный ряд
        • Автобусы ГАЗ для перевозки детей
        • Вахтовые автобусы ГАЗ
        • ГАЗ 322132
        • ГАЗ Вектор NEXT
        • ГАЗ ВМ 32841-0000010-01
        • ГАЗ-03-30
        • ГАЗель NEXT
        • ГАЗель Бизнес
        • ГАЗон NEXT
      • Автобусы ГолАЗ: модельный ряд
        • ГолАЗ-4244
        • ГолАЗ/ЛиАЗ-6228
      • Автобусы ЗиЛ: модельный ряд
      • Автобусы ЗиС: модельный ряд
        • ЗиС-154
        • ЗиС-8
      • Автобусы КАВЗ: модельный ряд
        • КАвЗ-3278: грузопассажирский автобус
        • КАвЗ-3976
        • КАвЗ-4235 Аврора
        • КАвЗ-4238 Аврора
        • КАвЗ-4270
        • КАвЗ-685
      • Автобусы ЛиАЗ: модельный ряд
        • ЗИЛ/ЛиАЗ-158, 158В
        • ЛиАЗ-4292
        • ЛиАЗ-5250 Вояж
        • ЛиАЗ-5256
        • ЛиАЗ-529016 Круиз
        • ЛиАЗ-5292
        • ЛиАЗ-5293
        • ЛиАЗ-6212
        • ЛиАЗ-6213
        • ЛиАЗ-677
      • Автобусы НефАЗ: модельный ряд
        • Автобусы Bravis
        • Вахтовые автобусы НефАЗ
        • Вахтовый автобус НефАЗ-42111 на шасси КамАЗ
        • Городские автобусы НефАЗ
        • КамАЗ-6282
        • НефАЗ-4208-11-13
        • НефАЗ-5299
        • НефАЗ-5299-11-52
      • Автобусы Нижегородец: модельный ряд
      • Автобусы ПАЗ: модельный ряд
        • Грузопассажирский автобус ПАЗ-32053-20
        • ПАЗ Аврора
        • ПАЗ-3203
        • ПАЗ-3204
        • ПАЗ-320405-04 Вектор Next / ПАЗ-320435-04 Вектор Next
        • ПАЗ-320414 Вектор 8.8
        • ПАЗ-3205
        • ПАЗ-32053-70
        • ПАЗ-32053/54
        • ПАЗ-3206
        • ПАЗ-3237
        • ПАЗ-4234
        • ПАЗ-423470-04, школьный
        • ПАЗ-651 на шасси ГАЗ 51
        • ПАЗ-672
      • Автобусы РоАЗ
      • Автобусы УАЗ

        Школьный автобус УАЗ

      • Автобусы Урал: модельный ряд
        • Вахтовые автобусы Урал
        • Вахтовый автобус Урал 3255
        • Вахтовый автобус Урал 4320
        • Урал-NEXT 32552-5013-71Е5
      • Автобусы Уралец
      • Волжанин
        • Волжанин 52851
        • Волжанин-5270
      • Мичуринские автобусы
    • Азия
      • Китайские автобусы
        • King Long
        • Автобусы Higer: модельный ряд
          • Higer KLQ6119TQ
          • Higer KLQ6129Q
          • Higer KLQ6928Q
          • Туристические автобусы Higer
        • Автобусы Shuchi
        • Автобусы Yutong: модельный ряд
          • Yutong ZK6122H9
          • Городские автобусы Yutong
          • Туристические автобусы Yutong
      • Корея
        • KIA

          KIA Granbird

        • Автобусы Daewoo: модельный ряд
        • Автобусы Hyundai: модельный ряд
          • Hyundai County
          • Hyundai Universe
      • Турция
        • Автобусы Otokar
        • Автобусы Temsa
      • Японские автобусы
        • Mitsubishi

          Mitsubishi Fuso Rosa

    • Европейские автобусы
      • Автобусы Беларуси
        • Автобусы МАЗ: модельный ряд
          • МАЗ-103
          • МАЗ-104
          • МАЗ-105
          • МАЗ-107
          • МАЗ-152
          • МАЗ-203
          • МАЗ-205
          • МАЗ-206
          • МАЗ-215
          • МАЗ-216
          • МАЗ-226
          • МАЗ-231
          • МАЗ-232
          • МАЗ-241
          • МАЗ-251
          • МАЗ-256
          • МАЗ-257
          • МАЗ-271
          • МАЗ-303
        • Автобусы Неман: модельный ряд
      • Автобусы Бельгии

        Автобусы Van Hool

      • Автобусы Голландии

        Автобусы Bova

      • Автобусы Чехии

        Автобусы Karosa

      • Английские автобусы

        Двухпалубные автобусы

      • Венгрия
        • Автобусы Ikarus: модельный ряд
          • Ikarus 180
          • Ikarus 250
          • Ikarus 256
          • Ikarus 260
          • Ikarus 263
          • Ikarus 280
          • Ikarus 283
          • Ikarus 290
          • Ikarus 293
          • Ikarus 415
          • Ikarus 55/Lux
          • Ikarus 556
          • Ikarus 620
          • Ikarus 66
          • Ikarus 695
          • Городские автобусы Ikarus
        • Междугородные автобусы Ikarus
        • Туристические автобусы Ikarus
      • Испания

        Автобусы Irizar

      • Италия

        Автобусы Iveco: модельный ряд

      • Немецкие автобусы
        • MAN

          MAN Lion’s Coach

        • Mercedes
          • Mercedes-Benz Sprinter Classic
          • Mercedes-Benz Tourismo
        • Volkswagen

          Volkswagen Crafter

        • Автобусы Neoplan: модельный ряд
          • Neoplan N116 Cityliner
          • Neoplan Skyliner
        • Автобусы Setra: модельный ряд
          • Setra 215
          • Setra 315
      • Польша
      • Сербские автобусы Ikarbus
      • Франция
        • Citroen

          Citroen Jumper

        • Peugeot

          Peugeot Boxer

        • Автобусы Renault
      • Швеция
        • Автобусы Scania: модельный ряд
          • Scania 113
          • Scania OmniLink
        • Автобусы Volvo: модельный ряд

          Volvo B10M

    • Украинские автобусы
      • Автобусы БАЗ — модельный ряд

        Автобусы Эталон

      • Автобусы ЛАЗ: модельный ряд
        • Большие автобусы ЛАЗ
        • ЛАЗ-4202
        • ЛАЗ-695
        • ЛАЗ-697 Турист
        • ЛАЗ-699 — автобус дальнего следования
        • Междугородные автобусы ЛАЗ
      • Богдан

Грузовой разбор

Спрогнозированное ОАО «АСМ-Холдинг» обязательство производства грузовых автомобилей и LCV на 2019 год в 160 тыс. (+3,4%) оказался ещё ниже. Производство сократилось на 0,9% и составило 155,3 тыс. вместе с шасси для спецтехники (51 тыс., +1,7%) и седельными тягачами (12 тыс., –25,6%). LCV включая микроавтобусы выпущено 118,5 тыс. (–5,3%). Отечественные производители выпустили 127,2 тыс. грузовиков, лишь немногим ниже (–0,2%), чем в 2018 году. Выпуск грузовых иномарок российского производства за 2019 год сократился на 4%, до 28,1 тыс.

Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 12 месяцев 2019 года по данным ООО «Автостат Инфо» составили 78,8 тыс. (–2,3%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – снизились на 1,9%, до 104,2 тыс. Суммарно рынок грузовиков в 2019 году составил 183 тыс. (–2,1%). Из них на долю отечественных марок пришлось 113,8 тыс. (+2,3%), на долю иномарок – 69,2 тыс. (–8,7%). Реальная рецессия экономики, в том числе из-за снижения среднегодовых цен на природный газ и нефть, совпала с завершением нацпроекта по Крымскому мосту. В 2020 году намечено строительство скоростной трассы М-12 «Москва–Казань», реконструкция трасс М-7 и М-5 и завершение ЦКАД. Рост утилизационного сбора (играющего роль заградительного барьера для импорта), несколько подстегнуло спрос на LCV и грузовики с автобусами на рубеже 2019–2020 года. Но рецессия мировой экономики, связанной с пандемией коронавируса COVID-19, не придаёт оптимизма.

Производство и отгрузка грузовых автомобилей в РФ в 2018–2019 г.
Предприятие-изготовитель Отгрузка Производство
2019 г. 2018 г. 2019 к 2018 г., % 2019 г. отгрузки/ произ-ва,%
Автомобильный завод «ГАЗ» 56 330 59 641 94,4 56 340 99,98
АЗ «УРАЛ» 7 373 5 991 123,1 7 436 99,2
Саранский завод автосамосвалов 1 060 883 120,0 1 061 99,9
КАМАЗ 35 411 36 759 96,3 35 280 100,4
Даймлер КАМАЗ РУС 4 171 5 862 71,2 3 620 115,2
УАЗ 24 866 21 491 115,7 24 429 101,8
Исузу-РУС 3 802 4 056 93,7 3 728 102,0
Автодом 170 201 84,6 170 100,0
Форд Соллерс Елабуга 10 643 9 597 110,9 10 735 99,1
Брянский автомобильный завод 140 180 77,8 163 85,9
Автотор (Hyundai, Tata, Ford) 1 305 1 162 112,3 1 790 72,9
Вольво ВОСТОК 5 506 5 509 99,9 5 242 105,0
ПСМА РУС: 1 353 1 672 80,9 1 311 103,2
МЗ ТОНАР 15 41 36,6 11 136,4
ИВЕКО-АМТ 479 647 74,0 476 100,6
ПСА ВИС-АВТО 3 459 3 236 106,9 3 506 98,7
СКАНИЯ-ПИТЕР и МАН ТРАК ЭНД БАС Продакшн РУС 851 781 109,0 851 100,0
Предприятие Рязанской обл. 20 34 58,8 20 100,0
КАТЕРПИЛЛАР, Тосно 71 154 46,1 80 88,8
Комацу Мэнуфэкчуринг РУС 89 84 106,0 89 100,0
НПК «Уралвагонзавод» 2 1 200,0 1 200,0
Подземтрансмаш (БелАЗ) 3 3 100,0
БЕЦЕМА 688 716 96,1 691 99,6
Вышневолоцкий МАШЗАВОД (МЕТРОВАГОНМАШ) 2 5 40,0 2 100,0
ЗТО КАМЕЯ 6 382 1,6 6 100,0
СПЕКТР АВТО 427 461 92,6 427 100,0
ЧАЙКА-НН 317 393 80,7 317 100,0
РИАТ 399 393 101,5 355 112,4
Грузовые автомобили на отечественных шасси (повторный счёт), всего 2 899 3 233 89,7
ИТОГО (без повторного счёта) 156 059 157 099 99,3 155 281 100,5

Модельный ряд, виды

На протяжении всех лет своей успешной деятельности производитель предлагал целый ряд видов пассажирского транспорта. Различные по назначению (городские, пригородные, междугородные, туристические) количеству этажей (стандартные одно-, с отличным обзором полутора– и интересные по конструкции двухэтажные), уровню комфортабельности и оснащенности опциями (стандартные, повышенного комфорта и люксовые машины), расположению двигателя (преобладают заднемоторные) и пола (низкопольные и высокопалубные), количество и тип дверей, объем топливного бака и багажных отсеков.

Автобус Setra S431DT. Фото Википедия

Модельный ряд Setra проанализирован в отдельной статье посредством предоставления основных технических характеристик наиболее популярных автобусов.

Популярные модели марки

Несмотря на многообразие модельного ряда некоторые экземпляры машин Setra вызывают повышенный интерес пользователей Интернета, в частности:

автобусы 200-ой серии отличались многими тогдашними техническими новшествами, что и определяет внимание к некоторым моделям, в частности с индексом ;

Setra 315 – линейка, включающая в себя несколько (а если сказать точнее, то 9) моделей разного назначения, является частью 300-го семейства, увидевшего свет в 1990-х годах;

Восстанавливает и модификации

Часто, производитель автобусов предпримет программу перетела, такую как Восточный Ланкашир Гринуэй, где существующее шасси получает новое тело, чтобы расширить применимую жизнь автобуса. Иногда это сделано изготовителем на постепенной основе, приведя к странным одноразовым проектам.

Иногда, когда много автобусов переходят к другому владельцу, или изменение требований оператора, производитель автобусов может быть обязан переоборудовать их в предпочтенную конфигурацию новых владельцев. Это может включать добавляющие/удаляющие двери или изменение оборудования показа назначения к или от светодиода, матричного, или типы шторы на роликах.

Некоторые операторы восстановят автобусный кузов после поверхностного повреждения катастрофы или забастовки моста, снова приводя к странным одноразово выглядящим автобусам, где стандартный кузов не был доступен. Автобусы забастовки моста часто переделываются в автобусы с открытым верхом, или в одноэтажный автобус. Более старые автобусы часто переделываются в shunters, эвакуаторы, дерево-loppers, учебные автобусы или столовые.

Особенности техники внутри, салона и не только

При разработке и выпуске автобусов ЛАЗ специалистами Львовского завода учитывался опыт других предприятий, внимательно изучались преимущества и недостатки пассажирской техники прочих торговых марок. Это позволяло создавать транспортные средства с наибольшим количеством положительных параметров и минимизировать недочеты.

Основными особенностями ЛАЗов являлись практичность и лаконичность дизайна, акцент при проектировании и сборке осуществлялся на технические параметры, безопасность и комфорт пассажиров. Модели прошлых лет, несмотря на сегодняшнее мнение некоторых специалистов о непривлекательности внешнего вида и невыдающихся технических характеристиках, полностью соответствовали всем тогдашним нормам и стандартам.

Автобус ЛАЗ-695Е. Фото Википедия

На базе отдельных моделей создавалось большое количество модификаций, отличающиеся усовершенствованными параметрами. Отличительной чертой всех машин, выпускаемых до 1991 года была передняя дверь-капот. ЛАЗ 695-ой модели легко трансформировался в санитарную машину. Обилием декоративных элементов на кузове и в салоне отличались только модели класса «люкс» для дальних поездок.

Транспорт различных типов обладал необходимыми характеристиками для осуществления поездок соответствующего назначения. Городские автобусы характеризовались значительной вместимостью, обеспечивали оперативный пассажирообмен за счет низкого расположения пола. Современные модели, т.е. выпускающиеся в 2000-10-х г.г., оснащались специальным оборудованием для комфортной перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.

Большое количество удобных пассажирских кресел в салонах пригородной, междугородней и туристической техники, которая развивала значительную скорость, обеспечивала оперативное и комфортное передвижение по маршрутам средней и длинной протяженности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий