Как приватизировать квартиру

Сроки приватизации недвижимости в России

Что касается непосредственно сроков проведения приватизации муниципального жилья, то изначально программа была обозначена до 1 марта 2015 года. Затем продлена до 2016 года, и далее до 2017 года. На сегодня решен вопрос о бессрочном продлении бесплатной процедуры передачи государственного, муниципального жилья в частное владение российских граждан. Постановление было подписано от 10.02.2017 года.

Переоформить на себя квартиру в любое время имеют право несколько категорий граждан. К ним относятся:

  • граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, после освобождения;
  • те, кто длительное время находился за пределами российского государства в командировке;
  • на основании судебного решения, если суд признает представленные причины основательными;
  • физические и юридические лица, которые встали на жилищный учет переоформления права собственности до 01.03.2015 года;
  • дети-сироты;
  • ветераны войны;
  • граждане, ожидающие расселение из старых домов.

Такая возможность для всех граждан предоставляется только один раз в жизни. Исключение: несовершеннолетние имеют право дважды подать заявление на переоформление – до достижения ими 18 лет и после совершеннолетия, но тоже один раз.

Родителем, опекунам, а также воспитателям детей-сирот нужно иметь одобрение от органов опеки и попечительства.

Залоговые аукционы

Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

Замечание 4

Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.

Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.

Процедура приватизации: особенности в 2019 году

С момента вступления закона о приватизации изменения вносились неоднократно, а срок для возможной регистрации собственности проливался несколько раз. Приватизировать муниципальную собственность сегодня имеют право граждане, вписанные в договор социального найма и прописанные в квартире.

По действующим правилам участвовать в приватизации можно только один раз. Исключение делается для лиц, которые проходили процедуру являясь несовершеннолетними. Участие детей в процедуре переоформления на текущий момент считается обязательным, а их интересы представляют законные представители.

При заключении договора о социальном найме во взрослом возрасте гражданин вправе использовать возможность получения бесплатного жилья повторно. На первом этапе необходимо уточнить, можно ли инициировать процесс приватизации.

Последствия

  1. В России произошёл переход от социализма к капитализму.
  2. В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
  5. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

Платно или бесплатно: в чём разница?

Литература

Почему так произошло

Первоначальный принцип приватизации был неверен. Главная проблема не в том, что все досталось практически бесплатно, а в том, что оказалось у неэффективных собственников. Они не улучшали производство. До сих пор в России нет разговора об изготовлении нужных вещей. Идет разрушение всего, что не дает деньги сразу, типа добычи полезных ископаемых.

Если рассуждать строго экономически, то не столько важна форма собственности, сколько те реальные отношения, на основе которых она функционирует. Оказалось, что при действующей в 1991-1999 гг. политике реальный сектор, производство стало невыгодным. Более половины предприятий признаны не рентабельными, а прибыль пошла только в сырьевой бизнес и некоторые области сферы услуг.

На этапе становления капитализма страна нуждается в протекционизме, т.е. высоких оградительных пошлинах на импортную продукцию, чтобы дать возможность развиваться собственному производству. Это сознательно не сделали. Гайдар разрешил импорт автотехники, которую в Европе уже запретили эксплуатировать, сельскохозяйственных и прочих машин и станков, для импортеров продукции был введен льготный курс рубля.

В результате Россия в мировой экономике заняла очень интересную позицию: мы уничтожили свое промышленное производство, за счет этого внутренний спрос на сырьевые товары упал и они потоком пошли заграницу, и за счет дешевого массового экспорта мы поддержали другие страны.

Еще одним моментом можно назвать явное нарушение закона, выявленное в результате анализа приватизации в период с 1990 г. по 2003 г., проведенного Степашиным. На самом деле была запрещена продажа объектов нефтегазового комплекса, однако это никого не остановило. Кроме того, Государственный комитет по антимонопольной политике ни разу не отклонил ходатайства зарубежных юридических лиц на покупку контрольного пакета стратегически важных для страны предприятий.

Последствия

  1. произошёл переход от социализма к капитализму, за счет появления частной собственности на землю, промышленные предприятия и жилфонд.
  2. появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Как приватизировать квартиру в 2018 году?

Подготовительный этап

Первый проект перехода к рыночной экономике, путём массовой приватизации государственного имущества, был предложен в рамках программы 500 дней, разработанной в 1990 году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. В частности, к 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. На союзном уровне, однако, программа была отклонена.

24 декабря 1990 года, после принятия Закона РСФСР N 443-1 «О собственности в РСФСР», на территории России была узаконена частная собственность. Там же (статья 25) было законодательно закреплено понятие приватизации, как передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность.

4 июля 1991 года принимается Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России).

25 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — АО «КамАЗ». Согласно постановлению, 51 % акций должны были остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось продать. 5 сентября 1991 года началась продажа акций трудовому коллективу. 10 сентября состоялся конкурс для юридических лиц, в результате которого акционерами КамАЗа стали 230 предприятий и организаций.

В ноябре 1991 года председателем Госкомимущества РСФСР был назначен Анатолий Чубайс.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации.

Для чего нужна приватизация

Приватизация в Россия

Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • Создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • Создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • Распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • Формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • Продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • Фактическая – 25 рублей;
  • Номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 г. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 г.

Запрещены к приватизации:

  • Трубопроводы;
  • Автомобильные дороги общего пользования;
  • Шельф;
  • Недра;
  • Лесной фонд;
  • Телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 г. произошел второй этап приватизации. Он проведён перед выборами президента 1996 г.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • Торговля: оптовая, а также розничная;
  • Предприятия легкой промышленности;
  • Сфера строительства;
  • Предприятия пищевой промышленности;
  • Общественного питания;
  • И переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 г. представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками. Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты. Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

Можно ли приватизировать жилье, если не успели до окончания срока

Как отмечалось ранее, безвозмездная передача государственной недвижимости в частные руки не имеет ограничений по срокам. До снятия ограничений сообщалось, что реализация этого права разрешена только до 1 марта 2017 года, после чего те, кто не уложился в срок, будут как прежде проживать в квартире по договору социального найма.

При этом граждане также не смогут распоряжаться квартирам и свершать с ними какие-либо сделки. Зато все преимущества неприватизированного жилья останутся — пониженные коммунальные платежи, отсутствие необходимости платить ежегодный налог на жилое имущество и т. д.

По утратившим актуальность поправках к следовало, что после завершения срока передачи госсобственности частным лицам три льготных категории граждан могли всё же воспользоваться данной услугой. Эти следующие категории:

  • Граждане, ожидающие новое жильё в связи с проживанием в ветхих аварийных домах, предназначенных под снос. Когда у данной группы лиц появятся новые квартиры, их можно приватизировать и после 1 марта 2017 года.
  • Жители Севастополя и Крыма, которых позднее других наделили правом на приватизацию недвижимости, согласно российским законам. Поскольку не все из них успели реализовать свои права, приватизировать жильё им разрешалось после окончания срока.
  • Выпускники детских домов (сироты и дети, лишённые родительской опеки), у которых ещё не завершился срок действия договора социального найма.

Последствия

  1. Произошёл переход от социализма к капитализму, за счет появления частной собственности на землю, промышленные предприятия и жилфонд.
  2. Появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Приватизация жилфонда

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у
жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совмин СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», разрешающее продажу гражданам занимаемых ими квартир, а также незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капремонту.

  • Ценообразование оставлялось на усмотрение местных Советов или предприятий.
  • Одна семья имела право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом.

К 1990 г., однако, в РСФСР было приватизировано всего 0,09 % жилого фонда.

Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР». Согласно положениям закона,

  • бесплатно приватизировать жилье гражданин может только один раз в жизни
  • приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма
  • не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47 % от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75 %, в 2015 г. — 79 %.

Бесплатная приватизация жилья, начатая в 1992 г., должна была завершиться с принятием нового Жилищного кодекса 1 января 2007 г. Сроки её окончания продлевались пять раз, в последний раз — до 1 марта 2017 г. В феврале 2017 года Государственная дума РФ продлила бесплатную приватизацию жилья на неопределенный срок.

1995: Залоговые аукционы

Основная статья: Залоговые аукционы в России

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов.

Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета.

Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина, первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:

  • отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер;
  • результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом.
Таблица. Залоговые аукционы 1995 г
Название компании Пакет акций, выставленный на аукцион (в %) Рыночная стоимость в млн. долларов Победитель аукциона Цена, млн. долл. Текущая стоимость, млн долл. (2012)
НК «Сургутнефтегаз» 40.12 нет данных НПФ «Сургутнефтегаз» 88.9 11 200
АО «Северо-Западное пароходство» 20.5 10.23 МФК 6.05 18.3
АО «Челябинский меткомбинат» 15 4.3 «Рабиком» 13.3 нет данных
РАО Норильский никель 38 190 ООО «Реола» 170.1 15 800
НК «Лукойл» 5 150 НК «Лукойл» и банк «Империал» 141.0 2 270†
НК Сиданко 51 нет данных МФК 130.0 16 900
АО НЛМК 14.84 31 ОНЭКСИМ Банк 31.0 1 400
АО «Мурманское морское пароходство» 23.5 4.75 АОЗТ «Стратег» 4.125 20.44
НК ЮКОС 45 150 АОЗТ «Лагуна» 159.0 29 110†
АО «Новороссийское морское пароходство» 20 15.2 АО «Новороссийское морское пароходство» 22.65 нет данных
НК «Сибнефть» 51 100 банк СБС 100.3 10 500†
† — компании, которые претерпели существенные трансформации к 2012 г.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

«Народная приватизация»

Человек мог отдать свой ваучер в финансовую пирамиду – ЧИФ. Многие из них просто служили для скупки и изъятия чеков у населения. Большинство таких компаний развалились через несколько лет.

Если у человека было много ваучеров, то он мог участвовать в аукционах по приобретению ценных бумаг государственных предприятий.

Элита государства заведомо «отобрала» у населения выданные ваучеры, скупив через доверенные лица и дельцов. Население никто не информировал, что делать с приватизационными чеками, их просто скупали за бесценок.

Это была задуманная акция, в противном случае, ваучеры бы сделали персонифицированными, были бы ограничения к их продаже и передаче.

Например, в 90-е годы мощным предприятием был РАО «Норильский никель», потом у него появилась дочерняя организация ГМК «Норильский никель». Людям предложили обменять акции РАО на ГМК, кого-то обманули, кого-то принудили, и они не смогли претендовать ни на участие в управлении, ни на доходы организации.

Залоговые аукционы

Для увеличения доходов прибыль от приватизации в 1995 году появляется посредством залоговых аукционов. Происходило это при помощи выдачи кредитов под залог акций государства некоторых больших фирм. Правительство отказалось выполнить свои обязательства, не вернуло кредиты, и контрольные пакеты акций стали принадлежать кредитным организациям. Размер суммы, получаемой правительством, колебался в пределах 1,85% прибыльного бюджета страны.

После разгосударствления «Связьинвест», «Норильский никель» и других большинство людей взволновало множество скандалов и криминальных дел, связанных с темными махинациями по переходу госимущества к ненадежным собственникам. Ведь их целью было получение быстрой прибыли, а не долгосрочное развитие и укрепление компании.

Мероприятие получило негативную критику поскольку:

  • федеральная собственность продавалась по заниженным тарифам, а конкурсы были сфальсифицированы;
  • возникло недоверие у большинства жителей страны к разгосударствлению, вызванное нечестными итогами конкурсов.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий