Чем левый либерализм отличается от правого?

Почему в России не любят либералов?

К сожалению, либеральные силы быстро потеряли популярность в российском обществе уже спустя несколько лет после развала СССР. Это связано со следующими причинами:

  1. Неудачно реализованные экономические реформы. Многие свои беды в период 90-х россияне связывали с провалом либеральной экономической модели по западному образцу;
  2. Отсутствие устойчивого партийного института. Несмотря на обилие либеральных партий, многие из них не существовали дольше 5 лет;
  3. Слишком большая нацеленность на президентскую власть. Многие либералы считали, что стране достаточно иметь лидера, который методом реформ создаст идеальную систему частной собственности и рыночной экономики. При этом правые силы пренебрегали необходимостью развивать свои идеи в местном самоуправлении и судебной системе.

Клерикализм всегда был одним из главных соперников либерализма. Поэтому РПЦ уже давно критикует либеральные ценности. Церковь уверена в том, что наравне со стремлением к свободе, «вольнодумство» несет бездуховность и способствует пропаганде пороков.

Процент православных верующих в России весьма высокий. Поэтому многие люди (в особенности старшее поколение) прислушиваются к мнению священников.

СМИ русских либералов

Русские либералы единственными честными СМИ считают «Эхо Москвы», уже упоминавшиеся «Дождь» и Republic.ru, а также «Медузу» и еще несколько не столь крупных сайтов. Факт того, что «Эхо Москвы» входит в «Газпром-медиа», их не смущает. Они не осознают, что пресловутое ОПГ «Озеро», которое они так ненавидят, прекрасно понимает минусы русских либералов, описанные в этой статье и прекрасно понимает, что в силу этих минусов русским либералам стопроцентно гарантировано отторжение в широких массах. Это значит, что поддержание тех особенностей русских либералов, которые мы сейчас описываем, чрезвычайно выгодно власти. Таким образом, новоиспеченные протестующие, впитывая идеологию «Эха Москвы», совершенно обезвреживаются и продолжают вариться в этом котле, считая, что они действительно антисистемны.

Русские либералы и почему их не любятАлексей Венедиктов и Дмитрий Песков

Владелец «Дождя» Наталья Синдеева признавалась в интервью «Forbes», что ключевым моментом в жизни канала считает визит Дмитрия Медведева, который посетил небольшой цифровой канальчик и добавил к себе в Twitter, после чего «охотнее стали заключать контракты рекламодатели, проще стало вести переговоры с кабельными сетями — трансляторами «Дождя». На программы начали приходить солидные чиновники. Менее чем за три года самый молодой из российских интернет-телеканалов превратился в хорошо узнаваемый бренд».

«Медуза» же имена своих инвесторов не раскрывает. Однако свое политическое содержание она раскрыла в инциденте с делом Ивана Голунова, когда множество людей вышло протестовать против его ареста, а после освобождения и накануне планирующегося нового марша главный редактор «Медузы» Иван Колпаков написал в своем Facebook:

Многие восприняли это как «слив протеста». Что ж, надо сказать, что восприняли совершенно верно. А вот шеф-редактор другого портала русских либералов Znak.com – Дмитрий Колезев – поддержал именно «Медузу», посмеявшись заодно над «прекрасной Россией будущего», которую хотели протестующие. И, разумеется, это не первый случай, когда русские либералы сливают протест. Пожалуй, самая яркая иллюстрация – это Тоня Самсонова, главный редактор Slon.ru (ныне Republic) и ведущая «Эха Москвы», объясняющая в 2011 году на «Дожде», что «никому из нас не нужна революция». Потом ей, по всей видимости, выделили хорошее финансирование на информационный проект The Question, иначе как объяснить такой быстрый взлет его популярности?

Должна также смущать та легкость, с какой в ряды лидеров русских либералов влилась Ксения Собчак — дочь сенатора Людмилы Нарусовой и бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, на крестинах которой присутствовал Владимир Путин.

В целом же СМИ русских либералов – это не оппозиционные СМИ, это СМИ, зарабатывающие на оппозиционерах, что и доказала фраза Ивана Колпакова.

“Социальная справедливость”?

1. Государственное регулирование в экономике, продиктованное заботой о “социальной справедливости“. “Социальная справедливость” при этом подразумевается как нечто космополитическое и мессианское, как обязанность заботиться о всех и каждом вне зависимости от его гражданства, национальности, личных качеств или даже лояльности государству, в котором проживает подопечный. Страдают от такой “справедливости” самые способные члены общества(белые гетеросексуальные мужчины, представители национального большинства, новаторы и предприниматели) – те самые люди, на трудолюбии и инициативе которых это самое общество и держится, чьими усилиями оно и было некогда создано. Таким образом государство из жизнеспособной конструкции, призванной конкурировать на международной арене и заботиться о благополучии своих граждан, превращается в коллективную Мать Терезу, клуб взаимопомощи анонимных наркоманов или международный банк спермы – словом во что угодно, лишь бы не исполнять свои естественные функции, возложенные на него людьми много веков назад. 

Либертарианство

Либертарианство можно считать ветвью классического либерализма, развивающейся в XX веке, причем скорее в качестве теоретической идеи, чем в качестве реального политического проекта. Хотя часто основоположницей этой политической философии называют популярную писательницу Айн Рэнд, я бы сказал, что она скорее стала вдохновительницей для симпатизирующей публики, а настоящие интеллектуальные корни либертарианства связаны с австрийской экономической школой: Фридрихом фон Хайеком, Людвигом Мизесом, Мюрреем Ротбардом. Либертарианцы считают, что наилучшее общество может быть описано при помощи простейшего набора правил: все свободные контракты разрешены, любое неспровоцированное насилие должно пресекаться.

Классические либералы никогда не видели в государстве смертельного врага: оно должно быть ограничено и сбалансировано, но не более того. В классическом либерализме государство рассматривается как защитник прав собственности, который обеспечивает физическую безопасность и защиту от внешних угроз с помощью институтов полиции и армии. Также государство выполняет важную функцию обеспечения контрактов и безопасности сделок: когда одна сторона, заключив контракт на честных условиях и добровольно, осознанно его не выполняет, государство должно иметь возможность вмешаться и вынудить сторону исполнить контракт.

Плюсы и минусы либерализма

Как и любая идеология либерализм имеет свои достоинства и недостатки. К ее плюсам можно отнести:

  1. Выборное правительство и конституционный уклад государства, в котором все равны перед законом.
  2. Ограничение власти религиозных институтов и государства как мера охраны частной жизни и собственности.
  3. Свобода мыслей, высказываний и публичных выступлений способствует развитию новых идеи и течений в обществе.
  4. Торговля и предпринимательство на правах саморегулирования позволяют достигать желаемых финансовых высот всем, кто в этом заинтересован.

Однако, многие ученые и мыслители приводят и доводы того, почему либерализм, это плохо:

  1. Нет возможности прихода к власти сильного правителя или управленца, способного привести государство к процветанию.
  2. На практике равенство перед законом часто не соблюдается. При этом законы защищают тех, у кого есть материальные ресурсы.
  3. Принципы капитализма и саморегулирования рынка неизбежно строятся на кризисах и дефолтах, следующих за подъемом в экономике.
  4. Плюрализм мнений приводит к разобщенности нации, у которой нет одной общей идеи или идеологии.

Отношение к инакомыслию

Русский либерал, как мы уже отмечали, либералом как таковым не является. Вместо того, чтобы признавать, что его оппонент – тоже человек, и ему нужно по-человечески объяснить свою позицию, в случае чего будучи готовым признать свои ошибки, он лучше просто назовет его «быдлом». Русские либералы ненавидят инакомыслие — социалистов, националистов, пассивный народ и всех, кто не согласен с ними. И даже не пытаются что-либо конструктивно доказать, потому что их окружает «быдло», как мы уже выяснили. Результатом является то, что даже между собой они часто ругаются на тему, кто из них более либерален.

Они фанатично верят в свою правоту (из-за отсутствия критического мышления они не способны даже допустить возможность задуматься над переосмыслением части своих убеждений), а тем, кто в ней сомневается, не считают нужным объяснять ее. А зачем, если можно просто назвать всех «сурковской пропагандой» и быдлом?

Это, между прочим, роднит их с той же самой сурковской пропагандой, которая старается назвать всех агентами Госдепа и предателями, не утруждаясь объяснять неудобные моменты.

Либерализм и консерватизм

Некоторые консерваторы считают себя истинными наследниками классического либерализма. Консерваторы хотят сохранить некоторые институты, которые они считают необходимыми для свободы. Отнесение либертарианства к либерализму также затрудняется попытками других групп присвоить его ценности.

Либералы обычно отличаются от консерваторов более широкой терпимостью и большим принятием мультикультурализма. В основе консерватизма лежит стремление к меньшему вмешательству правительства в дела рынка, к менее централизованному руководству или к большей индивидуальной свободе.

Отец консерватизма, Эдмунд Берк, представил горячую критику французской революции, в которой он подверг критике многие либеральные идеи. Консерваторы против либерального стремления к прогрессу и материальным благам, т. к. они подрывают традиционные ценности, укоренившиеся в обществе.

С другой стороны, консервативный либерализм – это направление, близкое к классическому либерализму, сочетающее либеральные взгляды на экономику (защита собственности, свободный рынок, минимальное правительство) с моральным консерватизмом. Большинство консервативных течений также принимают, с некоторыми оговорками, либерально-демократическую систему.

Национал-оранжизм

В 2006 году партия «Другая Россия» высказала возможность объединение либералов и националистов в один союз, который воссоздаст привлекательный для электората оранжеидный национал-либерализм. Станислав Бельковский дал этому движению совершенно новое имя — национал-оранжизм. Он считал, что именно эта стратегия может быть единственно возможной для смены власти в стране и последующей трансформации, которую она должна претерпеть.

Истоками появления идеология обязана Оранжевой революции на Украине. Когда во главе страны встал Ющенко, а не Янукович, как того желали власти Кремля, было нормально считать, что всю революцию организовали американские богачи, желающие таким образом забрать газовые трубы России. Из-за многочисленных точек зрения невозможно выяснить, действительно ли Америка вмешалась, но нельзя не признавать, что революцию организовали левые и националистические партии. В их основные требования входили справедливость, свобода и национальное возрождение.

Политика национал-оранжизма претендует на смену власти без какой-либо революции, которая пресечет существующую наследственность глав государства: Ельцина, Путина, Медведева.

Считается, что подобная оранжевая партия уже существовала в 1996 году, когда на выборах в президенты Национально-патриотический союз России поддержал Геннадия Зюганова. Однако им не хватило власти, поэтому попытка оранжевой революции в России провалилась.

Правый либерализм

Правые либералы выступают за свободу контрактов в широком смысле слова. С их точки зрения, любой разговор о человеческой свободе и других ценностях должен начинаться со статуса частной собственности, с ее неприкосновенности и возможности собственника распоряжаться своими активами, приобретенными законным образом. Эта традиция в предельном случае предполагает, что единственно достойная цель, которая может стоять перед обществом, — максимальное дерегулирование всех честных и свободных контрактов. Мир рыночных отношений в этой логике — это всегда наилучшее общество из тех, к которым можно стремиться.

Правый либерализм называют также классическим либерализмом. Эта традиция достигает расцвета в середине XIX века. В течение большей части следующего столетия эта идеология не получала существенной поддержки граждан в западных демократиях. Это объясняется «провалами рынка», многочисленным кризисами капиталистической экономики и, в частности, Великой депрессией, ответом на которую стало кейнсианство. В конце 1970-х наступил второй расцвет классического либерализма, хотя и в других исторических декорациях.

В этот момент появляется термин «неолиберализм». Правые либералы никогда так себя не называли, зато их критики слева поспешили прилепить этот ярлык. Сами себя неолибералы видели консерваторами, борцами за американские ценности, сторонниками здравого смысла и свободного рынка. Неолибералы хотели дерегулировать рынки и снизить влияние государства на все сферы экономики. Основным инструментом для них стала массовая приватизация: транспорт, здравоохранение, образование были массово приватизированы в 1980-х годах. Типичными примерами такой политики были правительства Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании.

Либерализм в России

Благотворная для либерализма обстановка возникла в России немного позже Европы, в 1830–1840-е годы. Она появилась только вместе с формированием системы университетского образования и возникновением надлежащей инфраструктуры — журналов, клубов и кружков.

В самом начале либерализма в России Тимофей Николаевич Грановский (профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета) в своих лекциях лишь на него намекал.

Классический русский либерализм образовался в российской среде и отвечал российской реальности, поэтому он не похож на английский либерализм.

Уже в 1850–1860 годы ситуация поменялась и печатались толстые журналы с ясно узнаваемой позицией русских либералов. Представителями классического русского либерализма были Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин и позднее Александр Дмитриевич Градовский.

Теоретически либерал — это человек, который пытается ограничивать власть государства, а у русских либералов выходит наоборот: они — приверженцы мощной государственной власти.

Обычно либерал — последователь конституции, но также присутствуют ограничения верховной власти (будь то президентской либо императорской). Однако для русского либерализма это тоже было не всегда верно: Чичерин и Кавелин поддерживали самодержавие.

Новый либерализм (конец XIX – начало XX века) уже изменился и частично опирался на либеральную и социалистическую доктрины.

Либерализм после Второй мировой войны

Современный либерализм

Современный либерализм

Победа союзников во Второй мировой войне положила конец фашистскому режиму. Однако начался период длительного соперничества («Холодная война») между либерально-демократическим и коммунистическим миром.

После Второй мировой войны в большинстве частей западного мира очень либеральные партии оказались между «консервативными» партиями, с одной стороны, и «рабочими» или «социал-демократическими» партиями, с другой.

Тогда развилось значительное отдельное течение либерализма, а именно направление, которое рассматривало любое вмешательство государства в экономику как предательство либеральных принципов. Называя себя «классическими либералами» или «либертарианцами», это движение собиралось вокруг учебных заведений, таких как австрийская школа.

Споры между индивидуальными свободами и социальными, занимали большую часть либеральной теории со времён Второй мировой войны. Особенно интересовала либералов степень, в которой социальный выбор и рыночный механизм могут взаимодействовать, чтобы привести к «справедливому» распределению благ и благ.

После 1970-х гг. большинство либералов отошли от обсуждения действий правительства, вернувшись к принципам свободного рынка. Распространялась критика господствующей либеральной доктрины (от Милтона Фридмана в США и членов Австрийской школы в Европе), которые утверждали, что регулирование и государственное вмешательство в экономику – это скользкая почва. Они говорили о том, что временные правительственные программы могут стать постоянной тиранией.

В 80-е и 90-е гг. наблюдался подъём неолиберализма, ограничивавший вмешательство государства и приведший к приватизации. В 1989 г. социалистические страны Восточного блока претерпели демократические и либеральные преобразования. В конце XX в. либеральная демократия стала доминирующей формой политической системы в мире.

Согласно современному либерализму, государство обязано защищать следующие права и свободы граждан:

  • право собственности;
  • этнические права;
  • право на свободу вероисповедания;
  • избирательное право;
  • свобода слова;
  • свобода печати;
  • свобода ассоциаций и собраний;
  • право на образование;
  • право на трудоустройство и достойную заработную плату;
  • право на неприкосновенность и защиту частной жизни и др.

Сегодня существует множество философских либеральных школ в мире. Идеи индивидуальной свободы, личного достоинства, частной жизни, просвещённой и разумной политики, верховенства закона, фундаментальных радикальных концепций равенства почти повсеместно признаны в качестве политических целей в большинстве стран (даже если между утверждениями и реальностью существует большой разрыв).

Современные либеральные демократии сталкиваются с такими проблемами, как распространение терроризма и рост религиозного фундаментализма. Проблемой является также комбинация авторитарного правительства и капиталистической экономики в ряде современных стран.

Выбери ответ

Формы либерализма

С течением времени трактовка этого понятия существенно расширилась. Так возникли 4 формы либеральных идей, обладающие своими специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Политический либерализм. Это концепция ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Согласно ей, обеспечение безопасности, законности и общественного порядка находятся в государственном ведении, но в виде тесного сотрудничества с обществом.

Основой этой платформы является убеждение в том, что общественные институты существуют для того, чтобы оказывать помощь в наделении индивидуумов властью, без заискивания перед элитой.

Экономический. Данная идеология выступает против жесткого государственного регулирования свободного рынка. В экономическом либерализме ключевую роль играют свобода торговли и конкуренция (что это?). Главный девиз – свободное частное предпринимательство.

Сторонники данного течения считают, что рынок способен функционировать самостоятельно. При этом не исключается возможность правительственного надзора за монополиями.

Глобализация — это как раз проводник этой идеи. Стирание границ между государствами, свободная торговля, общий рынок труда и сосредоточение власти у надгосударственных структур (корпораций и олигархата). Сейчас мы наблюдаем бесславную кончину этой идеи.

Культурный либерализм. Главным принципом данной формы является защита личной жизни и быта человека от вмешательства государства. То есть, каждый волен придерживаться собственных культурных норм.

Культурный либерализм выступает против государственного контроля в таких сферах, как азартные игры, проституция, аборты, эвтаназия, употребление алкоголя и наркотиков.

Социальный. Либеральный образ мыслей весьма противоречив. Свидетельством чего служит социальный либерализм, поддерживающий вмешательство государства в экономику.

Сторонники данного направления считают, что государство должно перераспределять общественный продукт в пользу социально слабых представителей общества (это уже ближе к социализму времен СССР).

Либерализм XIX века

Либерализм XIX века

Либерализм XIX века

В начале XIX в. возник основной идеологический конфликт внутри либерализма. Две основные либеральные идеи:

  • достоинство и равенство людей;
  • право людей на свободу, особенно владеть и управлять личной (частной) собственностью.

Эти 2 принципа вступили в противоречие, когда стало ясно, что право собственности одних людей не может быть согласовано с достоинством других.

Особенно сложен случай так называемого земельного рабства, в котором один человек (раб) считался собственностью другого

Большинство либералов склонялось к важности человеческого достоинства, которое они всё больше и больше стали рассматривать как более важное, чем отстаивание прав собственности

Между 1774 г. и 1848 г. произошло несколько волн революций, каждая из которых требовала растущего верховенства прав личности. Само слово «либерализм» возникло именно в этот период

Революции начали всё больше распространять идею о том, что национальное единство является важной частью политического единства и что людьми не могут должным образом управлять те, кто не входит в их число

Это понимание было особенно важно во время революций, которые положили конец контролю Испании над большей частью своих колоний на американском континенте, и в установлении национализма в Европе, который разрушил традиционные монархии. Центральное место занимает идея свободы

Наполеон в 1804 г. превратил Францию в Империю и установил диктаторское правление. Однако в его время был проведён ряд либеральных реформ. Некоторые историки признают, что Наполеон был первым, кто использовал слово либерализм в политическом смысле, т. к. после завоевания Наполеона были осуществлены следующие реформы либерального характера:

  • феодальные порядки были отменены;
  • права собственности были либерализованы;
  • гильдии, еврейские гетто и инквизиционные суды были распущены;
  • церковная судебная власть была ликвидирована;
  • было введено равенство перед законом для мужчин.

Одним из величайших достижений является введение Кодекса Наполеона, кодифицирующего гражданское право, которому следовали во многих странах мира. Этот кодекс воплощал в себе многие либеральные ценности и широко охраняемую собственность.

В английской версии либерализм сделал упор на распространение демократических ценностей и проведение конституционных реформ, а во французской – на борьбе с авторитарными структурами как в политике, так и в экономике.

Также либерализм разделился на умеренные и прогрессивные течения. Умеренные либералы были приверженцами элитарности и критиковали демократию. В свою очередь, прогрессисты поддержали расширение прав голоса и всеобщий доступ к образованию. Со временем умеренные либералы также приняли эти постулаты как часть своей программы. В результате, оба течения были объединены.

Для либералов XIX в. целью было создание мира, свободного от государственного вмешательства. Они защищали негативную свободу личности, то есть свободу как отсутствие принуждения и внешнего давления. Они были сторонниками гражданских прав, свободного рынка и свободной торговли.

В конце XIX в. права на образование и голосование были расширены, и благодаря индустриализации был достигнут большой прогресс в экономике. Значительно расширилась торговля, а вместе с ней и возможности для прогресса и обогащения, а также быстрый рост распространения культуры и грамотности.

В то же время все эти изменения привели к огромному неравенству в богатстве и человеческих страданиях, таких как массовый голод, детский труд, загрязненные города и крайняя нищета для большинства населения.

На первый план вышел конфликт между собственностью и достоинством: либералы требовали законов, запрещающих детский труд, предписывали минимальные стандарты труда и заработной платы. Их противники говорили, что такие законы будут представлять собой несправедливое навязывание прав собственности и препятствование экономическому развитию.

Несколько слов из истории.

С духовными, религиозными, идеологическими, экономическими, политическими трансформациями понятие «либерал» также заметно преображалось. Например:

  • Мигель де Сервантес в своем романе «Дон Кихот» (начало 17 века) открывает нам либерала, как человека хорошо воспитанного, терпимого и общительного.
  • В конце 18 века к понятию добавляются идеалы свободы и независимости.
  • 19 век расширяет смысл, дополняя отстаиванием и защитой гражданских прав, а также избавлением от религиозного фанатизма по отношению к науке и техническому прогрессу.
  • В 20 веке либералом называли самодостаточного человека-индивидуалиста, которому присуще чувство ответственности.
  • Сегодня, в 21 веке, определение данного понятия будет зависеть страны и ее культуры.

На территории постсоветского пространства, благодаря Холодной войне и Железному занавесу, отношение к либералам было довольно негативным. Это связано с тем, что человек, придерживающийся свободных идей, ориентируется на Европу и Америку. Зачастую их называли «западники», вольнодумцы. Так, в словаре Ожегова одно из толкований понятия «либерализм» представлено следующим образом: «Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство».

Основы либерализма начали формироваться в конце 17 столетия. Подспорьем для этого послужило зарождение и расцвет эпохи Просвещения, а также борьба с абсолютизмом католической церкви.

Первые либералистские идеи зарождались в трудах французского политического деятеля Шарля Луи де Монтескьё, французского философа и просветителя Вольтера, швейцарского философа и писателя Жан-Жака Руссо.

В 19 веке идеи предшественников поддержали Алексис де Токвиль (французский государственный деятель), Вильгельм фон Гумбольдт (немецкий философ и дипломат), Джон Стюарт Милль (английский политик) и др.

20 век значительно преобразил основные черты либерализма. Мировые войны, Великая депрессия, развитие производства, индустриализация, конкуренция привнесли концепцию защиты слабых слоев населения.

История либерализма

Либерал: кто это

Понимание того, кто такой либерал, с течением времени заметно менялось:

  1. В романе «Дон Кихот», написанном вначале XVII века, либерал – это терпимый, хорошо воспитанный и общительный человек.
  2. В конце XVIII века слово приобретает значение, связанное с идеалами свободы.
  3. В XIX веке либерал – это человек, который проповедует свободу и просвещение, выступает в защиту гражданских прав и за освобождение общества от религиозного мракобесия.
  4. В XX веке идеалом либерала становится самодостаточный индивидуалист с развитым чувством ответственности.
  5. Сейчас всё труднее сказать кто такие либералы простыми словами. Определение часто зависит от культуры и страны.

К примеру, в России превалирует негативное восприятие либералов. Принято считать, что это люди, которые во всем ориентируются на Европу и США.

Достоевский называл таких людей (в свое время) «западники» и жестко критиковал (как же актуально звучат его слова спустя сотню лет!).

В этом плане все довольно прозаично. Хорошим, правильным словом «неправильные люди» прикрывают свою неприглядную сущность (волк в овечьей шкуре).

Точно так же затаскали и опоганили слово «демократия». Борьбой за демократию западные страны прикрывают откровенный грабеж, вмешательства в дела других стран и геноцид целых народов.

Так и наши «лже-либералы». Они не имеют никакого отношения к изначальному смыслу слова «либерализм» . Это лишь удобная ширма, за которой прячется «пятая колонна», ненавидящая страну и весь народ. Они якобы за свободу личности ратуют, но на самом деле несут бесславное знамя коллаборационистов.

Это озлобленные, самовлюбленные и ни на что в этой жизни неспособные люди. Как-то по другому возвыситься над толпой у них не получается, поэтому всех остальных им нужно втоптаться в грязь (раздавить, навесить ярлыки, заставить каяться), а самим таким образом возвыситься (ведь они прозрели, а остальные слепы).

Отделив себя от народа, они становятся некими «представителями на местах» западного мира. При этом продолжают говорить от имени народа (как мем с Ахиджаковой). Западники они и есть западники. Они нашли свое призвание и получают как материальное, так и моральное удовлетворения от своего предательства (мальчиши-плохиши). И нет предела их моральному падению, ибо люди пустые.

А западные лже-либералы?

В либерализме ведь главная ценность — это права и свободы человека. Очень возвышено и правильно. А значит прикрывшись этой идеей можно бороться за права людей в любой стране (с поддержки местных «якобы либералов»).

О, у вас же права человека нарушаются (и местные либеральные защитники прав подтверждают)! Тогда мы идем к вам (с самолетами, ракетами и прочими демократизаторами и либерализаторами).

Под этим лозунгами бомбили Югославию, разорвали на части Ливию, почти разорвали Сирию. И все это под знаменами либерализма и демократии! Прикрываясь борьбой за благо жителей этих стран. Лицемерие (что это такое?).

Как тут не привести цитату Махатмы Ганди:

«Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения – во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?»

В чем заключаются основные идеи либералов

Идеи представителей классического либерализма достаточно просты, они основаны на принципах личной свободы, прав человека, охраны частной собственности и невмешательства государства в жизнь человека. На основе этого либеральные партии и движения строят свою политику по таким направлениям:

  • независимость судебной системы и правовое государство;
  • ответственность властей за принимаемые решения;
  • защита прав граждан и бизнеса;
  • создание всех условий для свободной конкуренции, и т.д.

По сути, это принципы построения практически любого современного правового государства, и у большинства это вписано в конституцию или в государственную доктрину.

Говоря об идеях либерализма, нельзя не сказать о разных его течениях:

  • социальный либерализм – не отрицая стремления к свободе человека и бизнеса, настаивают на том, что государство должно взять на себя ответственность за малоимущих, платить пенсии, обеспечивать бесплатную медицину, помогать гражданам в период ЧС, поддерживать науку и культуру. Ближе всего к этой идее приблизились скандинавские страны (правда, ценой высоких налогов);
  • либертарианство – движение, которое отстаивает позицию дистанцирования государства от жизни человека. Некоторые либертарианцы считают, что государство все же должно иметь определенную силу в экономической и военной сфере, другие же считают, что не нужна даже армия. Правда, назвать их анархистами нельзя – либертарианцы признают право государство на вмешательство в жизнь человека, который грубо нарушает права другого человека (то есть, тот же силовой блок);
  • неолиберализм – его представители считают своей задачей создать такую законодательную основу для государства, что органы власти не смогут доминировать над экономикой, а будут лишь помогать налаживать механизм рыночных отношений;

Правда, в общественном сознании слово «либерал» постепенно приобрело скорее ругательный оттенок, и на то есть причины. Многие путают либерализм с толерантностью, а толерантность – с теми (достаточно радикальными) идеями политкорректности. В результате принято считать, что принятие либеральных идей практически автоматически приведет страну к «родителю 1» и «родителю 2» – хотя в реальности между этими событиями пропущена целая вечность.

В России есть много критиков либерализма – начиная от президента (Владимир Путин назвал себя либералом, но потом заявил, что эта идея исчерпала себя) до политолога Геворга Мирзаяна, который вполне может обосновать свою позицию. Тем не менее, сторонники либерализма обвиняют критиков в том, что те неверно воспринимают их идеи – например, либералы не против традиционной семьи, они не готовы освобождать мигрантов от ответственности за их правонарушения, а перегибы с политкорректностью, возможно, окажутся временным явлением.

Так почему же либералами стало принято называть всех несогласных?

Виды либерализма

Можно классифицировать либерализм по ряду признаков. По направленности некоторые ученые выделяют:

  1. Правый либерализм, который выступает за свободу в широком смысле этого понятия.
  2. Левый либерализм. Приверженцы этого ответвления находятся в поиске консенсуса между справедливостью и свободой.

К тому же существует и другая общепризнанная классификация идеологии, по которой понятие делится по сферам применения на:

  • классический либерализм;
  • политический;
  • экономический;
  • культурный;
  • социальный.

Классический либерализм

В основу того, что такое классический либерализм, включены фундаментальные принципы либеральной демократии, которые зародились еще в 18 веке благодаря родоначальник течения – Джону Локку, Жану-Батисту Сэйю, Томасу Мальту и другим. Это либеральное течение строится на:

  1. Гражданских правах каждого индивидуума, которые защищает государство, являясь арбитром в деле решения споров.
  2. Экономических свободах, при которых государство никаким образом не вмешивается в деятельность рыночных механизмов.
  3. Политических свободах, то есть права людей никак не ущемляются регулирующими институтами.

Политический либерализм

Отдельно можно рассматривать такое понятие, как политический либерализм. Его основные идеи:

  1. Основой закона и общества являются отдельные личности, наделенные правами и свободами.
  2. Общественные политические и государственные институты обеспечивают безопасность и законность внутри страны в виде тесного сотрудничества с обществом.
  3. Политические либералы полностью отрицают заискивание таких структур перед элитой, как правящей, так и экономической.
  4. Законы издаются на основе общественного договора с согласия общества и для его блага.
  5. Обязательно наличие всеобщего избирательного права вне зависимости от пола, расы, вероисповедания и других характеристик личности.

Экономический либерализм

Основателем понятия того, что такое экономический либерализм, принято считать Адама Смита. Сторонники этого течения выступают за свободу торговли и конкуренции, частного предпринимательства. При этом:

  1. Либерализм в экономике предполагает полное самостоятельное регулирование рынка благодаря внутренним механизмам.
  2. Отрицается жесткое и грубое вмешательство государства в экономические вопросы, при этом допускается контроль за монополиями.
  3. Экономическое неравенство рассматривается как естественное следствие свободной конкуренции в отсутствии принуждения.
  4. Глобализация является основой этой идеи. Признается стирание границ между государствами, общий рынок труда и главенство надгосударственных единиц – корпораций и олигархата.

Культурный либерализм

В основу культурного либерального идеологического течения заложены идеи защиты личности и быта каждого человека от влияния государства. Сторонники течения убеждены, что каждый человек волен сам выбирать свои культурные нормы и свободно принимать решения по ряду сложных вопросов. Например:

  1. Сексуальная свобода и поведение, в том числе выбор пола, занятие проституцией, аборты и другие.
  2. Религиозные аспекты.
  3. Научная деятельность.
  4. Искусство и способы культурного проявления.
  5. Отношение к психотропным веществам, таким как алкоголь и наркотики. В эту же категорию причисляются и азартные игры.
  6. Эвтаназия.

Социальный либерализм

В конце XIX века в развитых европейских странах возникает так называемый социал-либерализм, идеи которого значительно отличаются от классической идеологии. На него становление повлияли идеи марксизма и социалистическая теория эксплуатации. Основа – восстановление государством социальной справедливости:

  1. При этом государство обязано вмешивается в вопросы перераспределения продуктов в пользу малообеспеченных и незащищенных слоев общества.
  2. Сторонники теории считают, что угнетенные граждане жертвуют своими правами ради выживания, тогда как судебные органы, к примеру, чаще склоняются на сторону богатых и влиятельных граждан.
  3. Эта теория считается близкой по духу к социализму, который был в СССР.

Национал-либерализм

Национальный либерализм, целью которого было стремление к индивидуальной и экономической свободе, а также национальному суверенитету, относится в первую очередь к идеологии и движениям 19-го века, но национал-либеральные партии существуют и сегодня. Крайний национализм, правый либерализм, социал-демократизм — все это в одинаковой степени порождения 19-го века.

Юзеф Анталл — историк и христианский демократ, который был первым посткоммунистическим премьер-министром Венгрии, назвал национальный либерализм «неотъемлемой частью возникновения национального государства» в Европе 19-го века. В то время по всей Европе существовали конституционно-демократические партии правых либералов.

По словам Оскара Мулея, с точки зрения как идеологий, так и политических партийных традиций можно утверждать, что в странах Центральной Европы особый тип либерализма, свойственный этому региону, успешно развивался в девятнадцатом веке. Слово «национализм» воспринималось, как частичный синоним слова «либерализм». Также, согласно Мулею, в Юго-Восточной Европе «национальные либералы» играли заметные, если не ключевые роли в политике, но с довольно разными, специфическими для региона характеристиками, которые в значительной степени отличали их от центральноевропейских собратьев по идеологии. В наше время национал-либеральные партии существуют по всей Восточной Европе. Правый либерализм — это партии «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» на Украине, различные «Народные фронты» в Прибалтике, бывшая партия Саакашвили в Грузии.

Линд сам определяет «национальный либерализм» как объединяющий «умеренный социальный консерватизм с умеренным экономическим либерализмом».

Гордон Смит, ведущий ученый в области сравнительной европейской политики, понимает данную идеологию как политическую концепцию, которая утратила популярность, когда успех националистических движений в создании национальных государств уже не требовал уточнения того, имеет ли свобода, партия или политик «национальный» подтекст.

Левый либерализм

Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.

Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными». Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.

Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).

Почему сейчас либералами называют не тех?

Критика идей либерализма – не новое явление, но в последние несколько лет она буквально обрела новую силу. Так, власти СССР, не отрекаясь от принципов свободы, фактически создали полюс противостояния либерально настроенному коллективному Западу во главе с США. Современные исследователи называют советскую идеологию отчасти «пещерным антилиберализмом», но и сейчас положение подобных идей очень и очень спорное.

Сейчас сложно представить, но, став президентом в 2008 году, Дмитрий Медведев сказал, что в основе политики должен лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода», причем во всех ее проявлениях – и личная, и экономическая свобода, и свобода самовыражения. Через несколько лет, как мы знаем, ситуация кардинально поменялась – теперь идеи либерализма считаются изжившими себя.

Но почему так происходит? Исследователи называют точкой отсчета новой реальности начало 2010-х годов, началось все с проседания рейтингов властей и роста протестной активности в Москве и других городах России. Жесткая реакция на протесты на Болотной площади были началом новой идеологии российской власти, но после событий 2014 года все стало еще сложнее. Теперь «либералами» принято называть тех, кто не поддерживает позицию России в вопросе Крыма, кто продолжает поддерживать иной курс развития страны, нежели выбранный властями.

Тем временем у идей либерализма в России есть разные противники:

  • Русская православная церковь – по неофициальным данным, отрицание зашло достаточно далеко: во внутрицерковных делах слово «либерализм» уже давно запрещено. Свободе личности противопоставляется свобода нравственного выбора и свобода от зла. Что интересно, многие настоящие либералы положительно оценивали влияние религии в целом на общество, но после активного наступления РПЦ на свободы церковь регулярно подвергается критике;
  • коммунисты – хоть сейчас это вторая по численности фракция в Госдуме, по факту больше своих 13-15% голосов КПРФ собрать не в состоянии. Тем не менее, современные левые критически относятся к либерализму, напоминая об успехах экономики Китая и о все более явных признаках стагнации в странах Европы;
  • сторонники социал-демократического курса – они считают, что сложившаяся в стране парламентская демократия способна решать вопросы социальной справедливости. Свободу слова они увязывают с государственной поддержкой медиа, а также избирательных кампаний и политических движений;
  • социалисты – считают, что рост самостоятельности и конкуренции в конечном счете приведет страну к массовой безработице и нехватке денег у населения на простейшие товары и услуги – включая медицину и образование.

Таким образом, современные противники идей либерализма объектом своей критики избрали не совсем либерализм – а некую смесь идей, в которой объединено все, что противоречит официальной и неофициальной идеологии современной России.

Правый либерализм

Правые либералы выступают за свободу контрактов в широком смысле слова. С их точки зрения, любой разговор о человеческой свободе и других ценностях должен начинаться со статуса частной собственности, с ее неприкосновенности и возможности собственника распоряжаться своими активами, приобретенными законным образом. Эта традиция в предельном случае предполагает, что единственно достойная цель, которая может стоять перед обществом, — максимальное дерегулирование всех честных и свободных контрактов. Мир рыночных отношений в этой логике — это всегда наилучшее общество из тех, к которым можно стремиться.

Правый либерализм называют также классическим либерализмом. Эта традиция достигает расцвета в середине XIX века. В течение большей части следующего столетия эта идеология не получала существенной поддержки граждан в западных демократиях. Это объясняется «провалами рынка», многочисленным кризисами капиталистической экономики и, в частности, Великой депрессией, ответом на которую стало кейнсианство. В конце 1970-х наступил второй расцвет классического либерализма, хотя и в других исторических декорациях.

В этот момент появляется термин «неолиберализм». Правые либералы никогда так себя не называли, зато их критики слева поспешили прилепить этот ярлык. Сами себя неолибералы видели консерваторами, борцами за американские ценности, сторонниками здравого смысла и свободного рынка. Неолибералы хотели дерегулировать рынки и снизить влияние государства на все сферы экономики. Основным инструментом для них стала массовая приватизация: транспорт, здравоохранение, образование были массово приватизированы в 1980-х годах. Типичными примерами такой политики были правительства Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании.

Кого из известных людей называют либералами

Прежде всего, стоит сказать – в современной политике уже давно нет деления на «черное» и «белое», как и не бывает либералов в чистом виде (они, вероятно, остались в дореволюционной России). Идеология любой партии – это смесь разных идей. Например, представители КПРФ отказались от идеи возродить СССР, а ее лидер Геннадий Зюганов регулярно получает награды от РПЦ.

Еще более яркий пример – возглавляемая Владимиром Жириновским Либерально-демократическая партия России. Если внимательно рассмотреть все идеи и законопроекты, которые предлагает партия, станет ясно – от либерализма и демократии там лишь название (правда, и от полного названия партия уже отказалась, оставив только аббревиатуру ЛДПР).

Некоторые политики и просто известные люди сами называют себя либералами, например:

  • глава Сбербанка Герман Греф – он открыто заявил, что «Я либерал, и мне не стыдно себя признать либералом. Я абсолютный либерал в экономике»;
  • бывший министр финансов, а теперь глава Счетной палаты Алексей Кудрин – его даже считают «системным либералом», то есть, связанным с официальными властями;
  • президент России Владимир Путин – в одном из интервью назвал себя либералом, и т.д.

Если говорить о политических силах, то либеральными (полностью или частично) можно назвать тех, кто придерживается правого курса:

  • Союз правых сил – просуществовавшая с 1999 по 2008 годы партия, в которую вошли многие известные деятели, включая Бориса Немцова, Ирину Хакамаду, Егора Гайдара, Сергея Кириенко и других. Впоследствии партию переформатировали в «Правое дело» под руководством Михаила Прохорова, а с 2016 года это «Партия роста» под руководством бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Места в Госдуме партия получала только 2 созыва;
  • «Яблоко» – созданная в 1990-е годы Григорием Явлинским, Юрием Болдыревым и Владимиром Лукиным партия (от первых букв фамилий – ЯБЛ), которая среди всех остальных внесистемных сил получила больше всего власти – была представлена в Госдуме и местных советах. В 90-е партия имела неплохие позиции и выступала демократической оппозицией политике президента Бориса Ельцина. Сейчас, после череды смены руководства, позиции уже не самые высокие;
  • ПАРНАС (ПАРтия НАРодной Свободы) – основанная в 1990 году партия, которую сейчас возглавляет бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Последние несколько избирательных кампаний были не самыми успешными для партии, и сейчас она не представлена ни в Госдуме, ни в региональных парламентах;
  • незарегистрированные Либертарианская партия, «Россия будущего» и другие.

Что же касается самых известных представителей движения либерализма, их достаточно много – часто к ним относят как государственных деятелей (Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин, Игорь Шувалов), так и оппозиционных политиков (Алексей Навальный, Ксения Собчак, Илья Яшин, Михаил Ходорковский, Михаил Касьянов, Владимир Милов). А еще часто либералами называют известных журналистов, писателей и деятелей искусства, например, Андрея Макаревича, Леонида Парфенова, Дмитрия Быкова, Евгению Альбац, Александра Гордона, Бориса Акунина, Алексея Венедиктова и многих других.

Как правило, в период кризиса круг «либералов» – «пятой колонны» расширяется, в него включают и членов правительства, и депутатов Госдумы. Правда, большинство из них так же далеки от идей либерализма, как и их критики.

Книги про либерализм

Знаменитые люди-либералы излагали свои идеи, анализировали общественные процессы на страницах знаменитых книг. К самым известным трудам можно отнести:

  1. «Два трактата о правлении» Дж. Локк. Книга была опубликована еще в 1689 г., но не потеряла актуальности с тех пор. В ней автор формулирует теорию гражданского обществ и принцип разделения властей.
  2. «О свободе» Дж. Милль. Британский политик в своей книге старается определить диспозицию свободы и власти, основы защиты индивидуальности каждой личности.
  3. «Права человека» Т. Пейн. Автор развивает в своем труде идею о естественности и отчуждаемости основных прав человека. При этом отрицает дарование и закрепление их в конституции, потому как законный способ их изменения можно отобрать.
  4. «Теория нравственных чувств» А. Смита. Знаменитый экономист в своем раннем философском труде рассматривает мораль как человеческую способность к эмпатии и результат взаимодействия множества внутренних мотивов человека.

Виды и формы либерализма.

В связи с расширением трактовки понятия «либерализм», целесообразно рассматривать это определение в зависимости от сферы его использования. Таким образом, возникло несколько основных направления идеологии. Каждое из них обладает характерными чертами.

Что такое политический либерализм?

Политический либерализм – это система, которая подразумевает ограничение вмешательства государства в общественные отношения.

Например, обеспечение безопасности и общественного порядка – государственный институт, он должен тесно сотрудничать с обществом. Одним из первых документов, который содержал в себе черты данной идеологии, является Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.). В политическом документе значились некоторые права граждан, которые распространялись дальше, чем власть монарха. Кроме того, в документе значился общественный договор, который гласил, что законы издаются для общества и с его согласия.

Сегодня основой политического либерализма является всеобщее избирательное право, которое не зависит от расовой или половой принадлежности, а также не зависит от имущественного состояния.

Что такое Экономический либерализм?

Экономический либерализм – это концепция, касающаяся невмешательства государства (или незначительное вмешательство) в организацию, ведение и развитие предпринимательства, а также выступающая за право частой собственности. Главный лозунг доктрины – «свободное частное предприятие». Невмешательство государства в экономические дела предприятий заключается в отмене государственных субсидий, а также в устранении юридических ограничений в ведении экономической деятельности. Либералы считают, что стоимость товаров и услуг определяется и регулируется не государственными рычагами, но рыночными механизмами – спросом и предложением. Однако, допускается государственное регулирование монопольных систем. Экономическое неравенство допускается, так как является результатом конкуренции.

Проводником идей экономического либерализма стала глобализация – свободные торговые отношения, открытый рынок труда, отсутствие экономических границ между странами. Главным недостатком системы стала концентрация власти у олигархов и корпораций.

Что такое Культурный либерализм?

Культурный. В основе данного вида либерализма лежит концепция свободы личности во всех сферах жизни: бытовая, сексуальная, религиозная и отсутствие вмешательства в эти области жизнедеятельности индивида. Культурный либерализм стоит на грани того, что приемлемо для одних и категорически неприемлемо для других. Например, эвтаназия, аборты, легализация однополых браков, азартных игр, проституции и наркотиков и др. На сегодня, Нидерланды являются ярким примером культурного либерализма.

Эта концепция тесно связана мультикультурной политикой государства.

Либералы и демократы: в чем разница?

Демократия является одним из видов политического режима. При нем важные вопросы (выбор правителя, формирование правительства, поправки в конституцию и т. д.) решаются всенародным голосованием.

Либерализм в первую очередь является идеологией, провозглашающей главной ценностью свободу человека. Полноценно либеральные идеи удастся реализовать только в условиях демократии, когда каждый гражданин вносит свой вклад в важные политические решения.

Поэтому главным отличием между понятиями «либерал» и «демократ» является то, что они из разных категорий.

Первое обозначает приверженца общей идеи свободы и равенства. «Демократ» же является более конкретным определением и обозначает сторонника политического режима. При этом демократ может не разделять либеральные ценности. К примеру, он одобрительно относится к смертной казни или выступает против свободы предпринимательской деятельности.

Идеи либерализма о всеобщем равенстве, разоружении и защите прав национальных и сексуальных меньшинств кажутся весьма притягательными. Тем не менее, их реализация на практике даже в развитых странах не всегда приводит к положительным результатам.

Видео: 8 основных признаков либерала

В этом ролике политолог Михаил Утопин рассказывает, какими признаками обладает либерализм в современном обществе:

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в. 

Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт

Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Консервативный либерализм

Консервативный либерализм — это вариант, сочетающий либеральные ценности и политику с консервативным уклоном. Это более позитивный и менее радикальный вариант классического течения. Консервативные либеральные партии склонны сочетать политику свободного рынка с более традиционными позициями по социальным и этическим вопросам. Неоконсерватизм также был идентифицирован как идеологический родственник или близнец по отношению к консервативному либерализму.

В европейском контексте консервативный либерализм не следует путать с либеральным консерватизмом, который является вариантом последнего, сочетающего взгляды консерваторов с либеральной политикой в ​​отношении экономики, социальных и этических проблем.

Корни течения, рассматриваемого в данном разделе, можно найти в начале истории. До двух мировых войн в большинстве европейских стран политический класс формировался консервативными либералами, от Германии до Италии. Такое событие, как Первая мировая война, окончившаяся в 1918 году, привела к возникновению менее радикальной версии идеологии. Консервативные либеральные партии, как правило, развивались в тех европейских странах, где не было сильной светской консервативной партии и где разделение церкви и государства было менее проблематичным. В тех странах, где партии разделяли идеи христианской демократии, эта ветвь либерализма развивалась очень успешно.

Индивидуализм и коллективизм

Лидеры либерального крыла также имеют тенденцию в большей степени склоняться к индивидуализму, чем к коллективизму. Либералы правого крыла признают, что люди разные, и поэтому их способность зарабатывать деньги тоже отличается. Их концепция равенства возможностей, применимая к экономике, не лишает человека возможности заниматься своими деловыми интересами на свободном рынке. Индивидуализм, капитализм, глобализация — правый либерализм в современном мире часто можно описать этими тремя принципами. Левые либералы, наоборот, верят в классовую борьбу и перераспределение богатства, но при этом также выступают за глобализацию.

В России

В начале XX века

Социальный либерализм был основной идеологией Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадеты), программа которой на 1913 год выглядела так:

  • равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;
  • свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;
  • неприкосновенность личности и жилищ;
  • свобода культурного самоопределения национальностей;
  • конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);
  • всеобщее избирательное право по семичленной формуле;
  • местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;
  • независимый суд;
  • реформа податей для облегчения беднейших классов населения;
  • бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;
  • принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;
  • право стачек;
  • законодательная охрана труда;
  • 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;
  • всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.
  • культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)
  • полная автономия Финляндии и Польши
  • федеративное устройство России

Любовь к 90-м

Эпоха Бориса Ельцина вспоминается большинством населения страны (особенно в провинции) с отвращением, и ассоциируется с массовым закрытием предприятий, разгулом бандитизма, безработицей, инфляцией, кризисом, номенклатурной приватизацией, невыплатой пенсий и зарплат, «двумя Волгами» Анатолия Чубайса, войной в Чечне, мошенниками вроде депутата Государственной Думы Сергея Мавроди, нарушением Борисом Ельциным Конституции и так далее. Однако русские либералы любят 90-е, мотивируя это тем, что были широкие возможности, свобода и законность. Широкие возможности действительно были, хотя в основном – для бывшей советской номенклатуры и их семей, а также для бандитов.

Свобода тоже была понятием относительным, в основном неудобные люди просто уничтожались (самый популярный способ – «бандитское нападение»), как например Владислав Листьев, Дмитрий Холодов, Галина Старовойтова, Лев Рохлин, Лариса Юдина и другие. Когда Юрий Шутов, критиковавший Анатолия Собчака в книге «Собчачье сердце», выжил после того, как ему проломили голову молотком, на него «повесили» убийства вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича и уже упоминавшейся Галины Старовойтовой, после чего держали за решеткой до конца жизни – это и есть «законность» эпохи Ельцина. Олигархов, конечно, не убивали, но тоже держали под контролем – Александр Коржаков вспоминал, как Борис Ельцин приказал ему «разобраться» с «распоясавшимся» НТВ Владимира Гусинского, в результате чего последнему пришлось на полгода уехать в Лондон. Однако русским либералам все перечисленное не мешает вспоминать время Бориса Ельцина с ностальгией и говорить о свободах того времени.

Русские либералы и почему их не любят

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий