Плюсы и минусы от коррупции для общества

Содержание

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение. Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным

И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
повышение ответственности всех причастных сторон.

Основные коррупционные методы

Общественная опасность коррупции

Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.

С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.

Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Международно-правовое понимание коррупции

В рамках представленной статьи ранее был проведен анализ наиболее распространенных концепций, в рамках которых происходит упоминание и изучение понятия коррупция

При этом следует обратить внимание на то, что все из них в большей степени характерны для внутригосударственного использования

Однако с учетом распространенности и уровня общественной опасности, понятие коррупции уже давно прочно закрепилось и в разнообразных международно-правовых документах, направленных на предупреждение и пресечение различных форм общественно-опасного поведения. Так, например, несмотря на отсутствие рассматриваемого понятия в международном праве, оно содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, исходя из содержания которого под таковой следует понимать злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

Замечание 1

В продолжение приведенного определения, на уровне Совета Европы отмечается, что коррупция включает в себя взяточничество, а равно любое иное поведение лиц, профессионально исполняющих те или иные обязанности в государственной или частной сфере, сопряженное с получением любых незаконных выгод для себя или третьих лиц.

Еще более широкое понимание коррупции заложено в Руководстве Секретариата ООН, исходя из анализа содержания которого можно сделать вывод о том, что коррупция одновременно включает в себя:

  • Имущественные преступления против государственной собственности (кража, присвоение и т.д.);
  • Злоупотребление должностным лицом собственным служебным положением для целей получения неоправданных личных выгод, посредством неофициального использования тех или иных элементов своего специального правового статуса;
  • Сам факт наличия конфликта интересов между личной корыстной заинтересованностью и общественным долгом, вытекающим из существа выполняемых служебных (трудовых) обязанностей.

Влияние должностных преступлений на социально-экономическую сферу

Разновидности злоупотребления властью

Последствия развития коррупции

Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.

Сферы
Политическая Экономическая Социальная
закон перестанет быть верховным регулятором резкое повышение коммерческих и финансовых рисков увеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строя расходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективным власть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами»
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру власти частная выгода окажется важнее общего результата производства рост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников
доверие к руководству страны существенно снизится ведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержек усиление влияния со стороны мафиозных структур
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друга неконтролируемая инфляция и повышение цен общественность теряет веру в правовые возможности руководства страны
судебные и политические институты окажутся неэффективны активное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджет ослабевают нравственность и мораль
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадет внутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климата возникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической арене искоренение конкуренции в пользу монополизации  
крах текущего строя страны остановка развития экономики государства  
  упадок в стране  

В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.

Вот пара примеров столь необычного развития событий.

Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура. На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми. Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.

В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек. Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».

Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.

Понятие и общая характеристика коррупции

Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах

При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует

Анализ специальных источников и литературы в этой связи позволяет сделать вывод о том, что термин «коррупция» чаще всего употребляется в одном из как минимум трех значений исходя из контекста и вкладываемой говорящим смысловой нагрузки:

  1. В обыденном понимании коррупция обозначает некое негативное социальное явление, сопряженное с преступными посягательствами должностных лиц в политике, государственном управлении, юрисдикционной деятельности, и т.д. в связи с использованием соответствующими лицами предоставленных им властных возможностей для целей личного обогащения;
  2. В юридическом (уголовно-правовом) понимании, упоминание коррупции предполагает указание на факт совершения должностных преступлений, связанных с необоснованным обогащением лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями;
  3. Политико-экономическое значение коррупции предполагает необходимость изучения и анализа более глубинных причин рассматриваемого явления, и связывается с поиском соответствующих причин в форме политико-территориального устройства, внутригосударственной экономической системе, и т.д. Иными словами, коррупция в политико-экономическом значении означает то, что сосредотачивающая в своих руках властные полномочия бюрократическая верхушка, фактически самостоятельно распоряжается государственной собственностью, используя последнюю в личных целях.

При этом также следует обратить внимание на то, что одним из основных тезисов, озвучиваемых в рамках политико-экономического подхода к определению коррупции, выступает идея о том, что слияние политической и экономической власти в одних руках чрезвычайно опасно для эффективного общественного развития и недопущения различных проявлений общественно-негативного поведения. Для недопущения подобного «сращивания» необходимо установление и развитие широких начал общественного контроля за деятельностью должностных лиц органов государственной власти во всем многообразии сфер и проявлений таких органов и учреждений

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Последствия

Последствия коррупции обширны:

  • Если государство вмешивается в религиозные дела, это вредит самой религии. Например, во времена раннего СССР батюшки массово докладывали в спецслужбы о грехах своих прихожан. Следовательно, люди не хотели каяться в своих грехах, боясь получить наказание, зачастую несправедливое (поскольку государственная система тоже была погрязшей в коррупции).
  • Некачественное здравоохранение. Поскольку деньги, выделенные на медицину, оседают в карманах чиновников и государственных деятелей разных уровней, на лекарства, научные исследования и обслуживание пациентов остается очень мало денег. Это стимулирует коррупцию в сфере здравоохранения, поскольку взятка для врача остается единственным способом выжить. Поскольку медицина лишается такого мощного источника финансирования, прекращаются исследования в области разработки инновационных методов лечения. Здравоохранение стагнирует, а потом и вовсе деградирует.
  • Плохое образование. Коррумпированное государство выделяет на образование очень небольшие деньги, чем убивает двух зайцев. Во-первых, оно может присвоить деньги себе. Во-вторых, необразованное население не будет критически оценивать действия чиновников и задавать неудобных вопросов. А интеллигенцию нужно подавлять. Это приводит к оттоку мозгов (самого ценного ресурса в 21 веке) за границу. Как следствие, инновации начинают внедряться в других странах. Но коррумпированное правительство интересует только собственная нажива.
  • Разложение правоохранительной системы. Вместо того, чтобы защищать права граждан, полиция начинает оберегать права властимущих, разгоняя митинги, устраивая репрессии. Поэтому настоящие преступники оказываются пойманными. Просто полицейского ресурса на них не хватает, они заняты более «важными» вещами, чем поимка воров и убийц – поддержка политического режима.
  • Упадок предпринимательства. Как-то вести бизнес можно лишь через откаты всем возможным инстанциям. Как следствие, у предпринимателя почти ничего не остается, особенно если бизнес мелкий. В это же время в коррумпированном государстве олигархат только расцветает.
  • Отсутствие открытых социальных лифтов.
  • Деградация экономики. Не развиваются многие отрасли, чудовищная инфляция, недиверсифицированность экономики – это все следствия коррупции. Типичный пример –  некоторые страны постсоветского пространства. Тех немногих отраслей, которые в ней действительно расцвели, вполне достаточно для обогащения верхушки. Зачем еще что-то развивать?
  • Развал армии. В конечном итоге, падение экономики приведет к отсутствию денежных поступлений в армию. В коррумпированном государстве финансирование этой сферы останавливается в последнюю очередь, но из-за проблем с экономикой и здесь начинается бедность. Как следствие – вооруженный мятеж.

Статистика в СНГ и мире

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

План противодействия коррупции

Многие ученые умы написали труды, которые кажутся универсальной панацеей. Но у каждой страны свои меры предотвращения использования должности в корыстных целях. План действий зависит от уровня экономики, политического строя, глобальных исторических событий, географических особенностей, а также культуры и национальной идеи. Стоит более подробно рассмотреть несколько весьма успешных проектов, создатели которых отлично уловили саму суть коррупции.

Начнем с плана, разработанного в Сингапуре. После получения статуса независимого государства в 1965 году страна тут же достигла небывалого уровня развития коррупции. Правительство отреагировало довольно слаженно и четко:

  • Началось все со строжайшего контроля за каждый действием чиновников, соблюдения стандартов этики и снижения бюрократической волокиты.
  • Ужесточились законодательные рамки. Одновременно с этим судебная система получила высокую независимость. Ввели суровые штрафы за нежелание расследовать дела о взятках. Многие служащие таможни и других государственных структур были уволены.
  • Изменилась и политика подбора кадров. Теперь статус должностных лиц могли получить только высококвалифицированные специалисты. При этом уровень заработной платы также существенно увеличился.
  • Было создано независимое Бюро для расследования всех зафиксированных случаев коррупции. Его сотрудники рассматривали жалобы со стороны физических и юридических лиц, а также проверяли все действия, совершаемые госслужащими.

Отдельно я отмечу, что помимо стандартного уголовного наказания виновные в коррупционных сделках полностью компенсировали полученную взятку. Если же человек не имел возможности расплатиться, то его ожидал более суровый приговор. В случае смерти обвиняемого конфисковалось все его имущество для покрытия убытка.

За счет этих действий Сингапур практически распрощался с должностными преступлениями. Согласно публикации Transparency International государство заняло 4 позицию в Corruption Perception Index 2008. Очевидно, что основной движущей силой, позволившей стране так уверенно справиться с коррупцией, стала политическая воля.

В качестве второго примера я приведу Швецию. В этой стране власти сделали все, чтобы побудить свое население выступить против коррупции. Суть данного плана заключалась в следующем:

  • правосудие получило статус эффективного и независимого;
  • госслужащие стали получать достойную зарплату, что само по себе исключало появление у чиновника желания брать взятки;
  • в качестве главных инструментов выступили субсидии, налоги и ряд льгот для граждан;
  • ощутимо поднялась планка этических стандартов для должностных лиц;
  • все внутренние документы государственного значения обрели свободный доступ.

Эффективность стратегии была доказана уже спустя несколько лет. Сейчас Швеция получила первый ранг в Corruption Perception Index. И снова на главным пунктом становится улучшение благосостояние граждан. Искоренение бедности и социальное равенство являются ключевым моментом для адекватного восприятия норм морали и честности.

Действия этих стран, нашли применение и в планах по борьбе с коррупцией других государств.

Если не вдаваться в подробности, то наиболее эффективной до сих пор считается технология «кнут и пряник». Жесткий контроль должен непременно соседствовать с достойным уровнем жизни.

Глобальное движение по борьбе с коррупцией Transparency International, оценивает и ранжирует страны на основе того, насколько коррумпирован государственный сектор страны. Ниже в таблице, вы сможете отыскать вашу страну и увидеть её место в рейтинге. Чем выше страна в рейтинге, тем она менее коррумпирована по мнению Transparency International.

Чем опасна коррупция

Куда жаловаться, если требуют взятку

Чиновники обычно говорят о каких-то абстрактных вещах – антикоррупционной политике, корпоративной этике, конфликте интересов. Но обычные россияне могут регулярно сталкиваться с требованием заплатить «в карман» и не знать, что делать в этой ситуации.

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор. Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время. Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Телефон доверия МВД обычно написан на патрульных автомобилях, часто номера пишут в разных местах, чтобы их запомнили. В налоговой службе есть телефон доверия +7 (495) 913 00 70. В Следственный комитет можно позвонить по телефону 8 (800) 100 12 60. Оба номера работают круглосуточно.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Кто-то считает, что заявлять о взяточниках «некрасиво». Но эти же люди потом возмущаются, что все органы власти в стране насквозь коррумпированы. Поэтому выбор простой – если кто-то не хочет добросовестно выполнять свою работу, ему на этой работе не место.

Борьба с коррупцией

Виды и формы коррупции

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

порождаемые коррупцией»

            Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

— нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

— влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

—  приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

—  способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель.

—  является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

—     коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

— коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

— коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

— коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

— коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

— коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

— коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередки. Новостная лента пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. 

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60% до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера «благоволит» процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинства граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что оправдали богатого преступника или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

В заключение….

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий