Содержание
- 1 Директор службы
- 2 Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг
- 3 Рассматривается ли «Флит менеджмент» (управление автопарком) с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ? Нужно ли рассматривать таких лиц как клиентов и идентифицировать их в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ?
- 4 Вниманию лизинговых и факторинговых компаний
- 5 Структура
- 6 Функции Росфинмониторинга
- 7 Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?
- 8 Территориальные органы
- 9 Что такое чёрные списки мониторинга?
- 10 Поднадзорным Росфинмониторингу организациям
- 11 В каких случаях указываются типы записи «2» и «3»?
- 12 Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
- 13 Сфера контроля Росфинмониторинга
- 14 Должна ли головная организация разрабатывать правила внутреннего контроля (целевые ПВК), если организации, входящие в группу, не являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ?
Директор службы
В 2008 году руководителем структуры назначен Юрий Анатольевич Чиханчин, являющийся действительным госсоветником 1 класса, кандидатом экономических наук.
Рис. 7. Руководитель службы Чизанинчин Ю.А.
Его предшественниками были:
- Виктор Алексеевич Зубков (2001-2007 гг.);
- Олег Александрович Марков (2007-2008 гг.);
Директор контролирует деятельность службы, представляет интересы страны на международном уровне. В 2019 году Россию посетила миссия ФАТФ с целью ознакомиться с российской антиотмывочной системой, техническим соответствием мировым нормам. Ведомство под руководством Анатолия Чиханчина стало полноправным членом межнациональной мониторинговой системы.
Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг
Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:
- внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
- применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
- проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
- создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
- осуществление действий по проведению расследований и проверок;
- блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.
Рассматривается ли «Флит менеджмент» (управление автопарком) с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ? Нужно ли рассматривать таких лиц как клиентов и идентифицировать их в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ?
Исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяются требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), приведен в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
Организации, осуществляющие деятельность по управлению автопарком (Флит-менеджмент) в настоящее время к вышеуказанным субъектам не относятся.
При этом необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять одновременно несколько видов экономической деятельности, если иное не установлено законом.
Таким образом, в случае если вышеуказанная организация параллельно осуществляет вид деятельности, поименованный в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, она обязана принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в отношении всех видов осуществляемой деятельности, в том числе проводить идентификацию всех своих клиентов.
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Вниманию лизинговых и факторинговых компаний
Поделиться
Результаты правоприменительной практики Росфинмониторинга показывают, что актуальной причиной допускаемых лизинговыми и факторинговыми компаниями нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге 1.
В целях профилактики указанных нарушений достигнута договоренность с Банком России рекомендовать кредитным организациям проверять факт постановки на учет в Росфинмониторинге вышеуказанных субъектов. Банком России выпущены Методические рекомендации 2, которыми предложено:
— проверять информацию о постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга лизинговых и факторинговых компаний как до принятия их на обслуживание, так и в отношении уже находящихся на обслуживании;
— реализовывать право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада), в выполнении распоряжения о совершении операции 3 в случае отсутствия постановки указанных субъектов на учет в Росфинмониторинге.
В этой связи обращаем внимание на соблюдение порядка и сроков постановки на учет в Росфинмониторинге. Организации, осуществляющие лизинговую и (или) факторинговую деятельность, должны в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы данных лиц, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг, представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет 4
———————————
<1> В соответствии с подпунктами «а» и «е» пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 (далее – Положение № 58).
<2> Методические рекомендации Банка России от 19.08.2020 № 13-МР «О повышении внимания кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании лизинговых компаний и факторинговых компаний».
<3> В соответствии с пунктом 5.2 статьи 7, пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
<4> В соответствии с пунктами 3, 4 Положения № 58.
Структура
Центральный аппарат
- Директор
- Первый заместитель директора
- Статс-секретарь — заместитель директора
- Заместитель директора (3 штатные единицы)
- Помощники (советники) директора (5 штатных единиц)
- Управление-аппарат директора
- Управление кадров и противодействия коррупции
- Управление документооборота
- Управление эксплуатации информационных систем
- Управление развития информационных систем
- Управление по противодействию отмыванию доходов
- Управление организации надзорной деятельности
- Управление международных связей
- Управление по противодействию финансированию терроризма
- Юридическое управление
- Финансово-экономическое управление
- Управление безопасности и защиты информации
- Управление координации и взаимодействия
- Управление макроанализа и типологий
- Управление по работе с бюджетной сферой
- Территориальные органы
Межрегиональное управление Росфинмониторинга:
- по Северо-Западному федеральному округу
- по Уральскому федеральному округу
- по Приволжскому федеральному округу
- по Дальневосточному федеральному округу
- по Сибирскому федеральному округу
- по Центральному федеральному округу
- по Южному федеральному округу
- по Северо-Кавказскому федеральному округу
- по Республике Крым и городу Севастополю
Функции Росфинмониторинга
Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:
Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.
Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.
Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.
Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.
Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.
Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.
Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.
Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.
Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
Осуществлять иные мероприятия.
Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?
В соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 правила внутреннего контроля включают в себя программу организации внутреннего контроля, которая содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.
Таким образом, программа организации внутреннего контроля предполагает общее описание порядка функционирования в организации (индивидуального предпринимателя) механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ и не обязывает включать в правила внутреннего контроля должностные инструкции и положения о подразделении по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Вместе с тем, организация (индивидуальный предприниматель) вправе инициативно дополнить данную программу информацией, которая по мнению организации необходима для эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Территориальные органы
ЦФО,
г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., дом 2/1, стр.1,
626-24-14, факс 626-24-14,
СЗФО,
Санкт-Петербург, Воскресенская наб., дом 10, литера А,
493-74-40, факс 493-74-00,
ЮФО,
г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая, дом 154,
280-03-04, факс 280-03-05,
ПФО,
г. Нижний Новгород, пл. М. Горького, дом 6,
434-30-32, факс 437-31-54,
УФО,
г. Екатеринбург, ул.Восточная, дом 52, этаж 4,
355-29-11, 355-15-99, 355-20-14, факс 355-22-34,
СФО,
г. Новосибирск, Красный проспект, дом 67,
220-18-95, факс 220-19-44,
ДФО,
Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, дом 37,
45-79-52,
СКФО,
Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Советская, дом 4,
5-54-34, факс 5-54-34,
РКС,
г. Севастополь, ул. Вокзальная, дом 1,
488-403,
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу
Руководитель: Волков Станислав Евгеньевич
Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., дом 2/1, стр.1
Код города: 495
Телефон/факс: 626-24-14, факс 626-24-14,
Электронная почта: cfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
Руководитель: Гилета Евгений Сергеевич
Адрес: Санкт-Петербург, Воскресенская наб., дом 10, литера А
Код города: 812
Телефон/факс: 493-74-40, факс 493-74-00,
Электронная почта: szfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
Руководитель: Шатский Герман Юрьевич
Адрес: г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая, дом 154
Код города: 863
Телефон/факс: 280-03-04, факс 280-03-05,
Электронная почта: yfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
Руководитель: Цыганов Виктор Степанович
Адрес: г. Нижний Новгород, пл. М. Горького, дом 6
Код города: 831
Телефон/факс: 434-30-32, факс 437-31-54,
Электронная почта: pfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
Руководитель: Кардапольцев Алексей Андреевич
Адрес: г. Екатеринбург, ул.Восточная, дом 52, этаж 4
Код города: 343
Телефон/факс: 355-29-11, 355-15-99, 355-20-14, факс 355-22-34,
Электронная почта: ufo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу
Руководитель: Буймов Николай Анатольевич
Адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, дом 67
Код города: 383
Телефон/факс: 220-18-95, факс 220-19-44,
Электронная почта: sfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу
Руководитель: Чевелев Виктор Евгеньевич
Адрес: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, дом 37
Код города: 4212
Телефон/факс: 45-79-52,
Электронная почта: dfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу
Руководитель: Волобуев Андрей Михайлович
Адрес: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Советская, дом 4
Код города: 87934
Телефон/факс: 5-54-34, факс 5-54-34,
Электронная почта: skfo@fedsfm.ru
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по республике Крым и городу Севастополю
Руководитель: Максим Викторович Ходоровский
Адрес: г. Севастополь, ул. Вокзальная, дом 1
Код города: 8692
Телефон/факс: 488-403,
Электронная почта: kfo@fedsfm.ru
Что такое чёрные списки мониторинга?
Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.
К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.
Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:
- демонстрация нацистской символики в общественном месте;
- распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
- призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
- побуждение к вражде или восстанию;
- оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.
Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.
Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.
Поднадзорным Росфинмониторингу организациям
Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:
• проведение поверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 29 июля 2014 года № 191;
• ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 11 февраля 2019 года № 33;
• координация деятельности надзорных органов и взаимодействие с ними в области ПОД/ФТ;
• взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам ПОД/ФТ.
Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:
• лизинговые компании;
• организации и ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
• операторы по приему платежей;
• коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Всего на учете в Росфинмониторинге состоит более 13 тысяч поднадзорных субъектов вышеуказанных категорий (по состоянию на 01.08.2020).
Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.
Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является контроль за соблюдением обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.
По фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлекаются к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Большое внимание Росфинмониторинг уделяет мероприятиям, направленным на профилактику нарушений обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ. В соответствии с требованиями законодательства в целях предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований Росфинмониторинг осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений
Созданный в 2016 году при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ Совет комплаенс обеспечивает возможности постоянных коммуникаций с подотчетными субъектами по широкому кругу вопросов: актуальные тренды и риски ОД/ФТ, обмен опытом и лучшими практиками осуществления внутреннего контроля и финансового мониторинга и др.
Повышению уровня осведомленности поднадзорных субъектов о требованиях законодательства и актуальных рисках ОД/ФТ содействует Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
Служба уделяет большое внимание развитию функционала этого онлайн-сервиса. Так, в 2019 году для повышения эффективности взаимодействия был запущен Личный кабинет надзорного органа, который позволяет оперативно обмениваться информацией о рисках
Раздел «Поднадзорным Росфинмониторингу организациям»Раздел «Поднадзорным Росфинмониторингу организациям» Обязательные требованияОбязательные требования Результаты обобщения и анализа правоприменительной практикиРезультаты обобщения и анализа правоприменительной практики Анонс разъяснительных (профилактических) мероприятийАнонс разъяснительных (профилактических) мероприятий Секторальные оценки рисковСекторальные оценки рисков Статистика проверокСтатистика проверок
В каких случаях указываются типы записи «2» и «3»?
Исправление записи (тип записи «2»).
В случае направления исправленного сообщения, ранее отвергнутого Росфинмониторингом, такое сообщение имеет значение реквизита «Тип записи» — «2 — исправление записи».
Исправленному сообщению присваиваются реквизиты «Номер» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения.
Запрос замены записи (тип записи «3»).
Для инициативного внесения изменений и дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию заменяющее сообщение имеет значение реквизита «Тип записи» — «3 — запрос замены записи», с указанием в реквизите «Дополнительная информация» вносимых изменений и дополнений в информационное сообщение.
Заменяющему сообщению присваиваются реквизиты «Номер» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения.
Обращаем внимание, что в случае отвержения сообщения с типом записи «3», организации необходимо повторно со всеми изменениями направить в Росфинмониторинг сообщение с типом записи «3», при этом дата и номер сообщения должны совпадать с первоначальным сообщением
Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
Обучающие мероприятия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе целевой инструктаж и повышение уровня знаний, проводятся для организаций и индивидуальных предпринимателей на базе Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (далее – АНО МУМЦФМ).
Перечень иных учебных центров, осуществляющих обучение сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом, размещен на сайте АНО МУМЦФМ в сети Интернет www.mumcfm.ru, раздел «Целевой инструктаж», подраздел «Региональные партнеры».
Сфера контроля Росфинмониторинга
Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:
- кредитные организации;
- квалифицированные специалисты, работающие на рынке ценных бумаг;
- страховые компании и брокеры (кроме услуг медицинского страхования), лизинговые компании;
- организации, обеспечивающие почтовое сообщение в пределах страны;
- ломбарды;
- компании, занимающиеся букмекерскими ставками, лотереями и тотализаторами;
- компании, специализирующиеся на управлении паевыми, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;
- риэлтерские и другие компании, предлагающие услуги посредничества в сделках купли-продажи недвижимости;
- микрофинансовые организации.
В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .
Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.
Это могут быть такие сомнительные сделки, как:
- несоответствие проводимых сделок целям деятельности организации, прописанным учредительными документами;
- требование клиента о дополнительных гарантиях конфиденциальности в процессе осуществления сделки;
- спешка клиента во время проведения финансовой операции;
- требование клиента о внесении серьезных изменений в схему сделку непосредственно перед началом ее реализации;
- отсутствие открытой информации о клиенте, месте его регистрации и контактных данных;
- клиент предоставляет разные банковские реквизиты при оплате услуг посредника и при получении запланированного дохода;
- необоснованное снижение стоимости сделки по сравнению с рыночными ценами.
Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.
Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.
Должна ли головная организация разрабатывать правила внутреннего контроля (целевые ПВК), если организации, входящие в группу, не являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ?
Обязанность по разработке и реализации правил внутреннего контроля (в том числе целевых) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ возложена на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являющиеся субъектами исполнения требований Федерального закона
№ 115-ФЗ (пункты 2 и 2.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Таким образом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля независимо от их участия в банковской группе или банковском холдинге.
Целевые правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющейся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ.
Остальные организации – участники банковской группы или банковского холдинга, являющиеся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, вправе принять решение о присоединении к целевым правилам внутреннего контроля.