Прогноз цен на автомобили в 2021 году в россии

Ситуация на конец 2020 года

Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в развитие авторынка. Так в марте основная масса автоэкспертов прогнозировала падение продаж новых авто на 30-50%. Но по итогам года все оказалось более радужно. Продажи в среднем упали на 10-12% по данным аналитиков банка “Открытие”.

При этом сформировалась нестандартная ситуация:

  1. Из-за опасности заражения коронавирусом люди чаще старались приобрести новый автомобиль, как альтернативу каршерингу или такси. На эти цели даже перенаправлялись накопления, отложенные на летне-осенний отпуск.
  2. Из-за остановки производств и проблем с импортом деталей сформировался дефицит новых авто.
  3. Существенно вырос спрос на подержанные автомобили.
  4. Ближе к концу года спрос на автомобили также повысился из-за последних новостей о грядущем подорожании в 2021 году.

Дополняет картину также падение рубля, традиционно провоцирующее рост цен. Как результат, цены на вторичные автомобили в среднем выросли на 15-20%. 

Что касается новых авто, то, для примера, Lada повышала в январе, апреле, мае и июле стоимость продукции на 1%, а в октябре — на 2-3%. Итоговое среднее увеличение стоимости новой продукции всех представителей автопрома составило 8-15%. И ответ на вопрос о том, будет ли подорожание продолжаться в 2021 однозначен — обязательно.

Интересно! Расчет налога на роскошь и список автомобилей в 2021 году

Курс рубля, инфляция, жадность автопроизводителей и как всегда во всем виноваты банки…

Ну и, наконец, еще несколько важных моментов в этой головоломке — это внешние факторы, которые напрямую влияют на ценообразование автопроизводителей.

Речь идет о таких факторах, как заработная плата на автозаводах, местное налогообложение и таможенные тарифы мировых авторынков, развитость автокредитования и лизинга, размер утилизационного сбора, стоимость оснащения автомобилей кнопкой экстренного вызова, курс местной валюты и инфляция. Не последнюю роль в ценообразовании играет и спрос на новые автомобили. Сами понимаете — если он устойчив, то автопроизводителям нет смысла снижать свои ценники. 

На примере нашей страны можно с уверенностью сказать, что в текущем, 2020 году на стоимость новых авто напрямую влияют повышение НДС с 18 до 20%, ослабление рубля к доллару и другим мировым валютам на более чем 20%, фактическая инфляция.

Но не стоит забывать и про локдаун весной, когда автосалоны были закрыты, что привело к практической остановке продаж новых авто. Естественно, автопроизводители и дилеры после открытия экономики как-то должны были компенсировать свои убытки, корректируя ценники в сторону увеличения. 

 Wikipedia

Казалось бы, все вышеописанное вполне объясняет, почему мы видим постоянное удорожание новых автомобилей. Но это еще не все. Мы забыли о самом главном — об автокредитах, которые и поддерживают устойчивый спрос на автомобили. Ведь без них постоянное подорожание рано или поздно привело бы к падению спроса, что для любого участника авторынка является весьма негативным фактором. 

Вот тут-то авторынок и спасают автокредиты, ставка по которым за последние годы заметно снизилась. А это как раз то, что нужно автопроизводителям.

Зная, что люди все равно будут покупать новые автомобили (неважно, как — за нал или в кредит), все автомобильные компании сегодня придерживаются такой тактики: пусть автолюбители покупают авто по завышенной цене, обслуживают его в дорогом официальном техническом центре, а через 2-3 года мы, выпустив новую, почти ту же модель, но уже дороже, продадим ее армии автовладельцев взамен их прежних машин. 

А их прежние автомобили купят те, кто не хочет брать кредит и кому не хватает денег на новую машину. А раз не хватает денег на новую, то с купленным подержанным авто такие владельцы вряд ли появятся в дорогих официальных техцентрах.

А раз так, то и хлопот со старыми автомобилями у дилеров и автопроизводителей в будущем не будет. Согласитесь, красота, а не бизнес. 

FT montage / Getty Images

Так что, как ни прискорбно это говорить, но сегодня автомобильные компании уже не думают об автолюбителях, как о большой массе. Это раньше у автопроизводителей была цель пересадить за руль новых машин как можно больше людей. Сегодня все более цинично: нет денег — ходи пешком или, никуда не денешься, бери кредит. 

Очень жаль, что сегодня на рынке новых автомобилей практически нет дешевых новых машин. На примере России на рынке осталось не так много дешевых вариантов. И что-то мне подсказывает, что уже скоро и эти автомобили заметно подорожают. В том числе и китайские автомобили.

Сами понимаете, что «китайцы» не дураки. Зачем им сегодня демпинговать, как раньше? Смысл какой? А особенно на нашем рынке, где некоторые отечественные автомобили уже стоят больше 1 млн. Да и поняли китайцы уже давно, что дешевые автомобили отпугивают покупателей, как от барахла. 

И самое печальное — эта тенденция не изменится в ближайшем будущем точно. Почему? Да потому что, во-первых, как мы уже отметили, это невыгодно автопроизводителям, а во-вторых, мир уже давно изменился. Сегодня дешево продавать невыгодно любой товар. 

Тем не менее лично я (и, думаю, вы) пока что не осознаю это безумие, которое творится на авторынках. А особенно у нас, где Лада Веста или Kia Rio в хороших комплектациях стоят больше 1 млн рублей.

Я, конечно, понимаю, что с учетом обесценивания российской валюты и ее покупательской способности, несмотря на то, что сегодня 1 млн уже не такой, как был два года назад, но все равно это все-таки миллион рублей! И что-то мне подсказывает, что многие новые автомобили, продающиеся за эту сумму, не стоят таких денег. А вы как думаете?

 Сергей Гросс

Обложка: 1Gai.Ru

Отложенный спрос на премиум

Что касается премиум-сегмента, то здесь только у безусловного лидера — компании BMW — ситуацию можно назвать стабильной. Продажи новых автомобилей марки упали всего на 1,9%. А вот у остальных игроков из «немецкой тройки» всё не так радужно. Показатели Mercedes-Benz упали на 8,4%, у Audi — на 10,7%.

Меньше падать

«Дилерские шоурумы в России были закрыты порядка двух месяцев и более в зависимости от региона. Однако реализация отложенного спроса в летние месяцы после открытия шоурумов, традиционно удачный сентябрь позволили нам по итогам трех кварталов продемонстрировать гораздо более позитивный результат, чем ожидалось в марте-апреле», — сообщили в пресс-службе российского офиса Mercedes-Benz.

Сентябрь: смягчай прогнозы

После отрицательного результата в августе сентябрьские продажи снова выросли на 3,4% — до 154,4 тыс. автомобилей.

«Сентябрь — традиционно удачный месяц для автомобильного рынка. Помимо отложенного спроса и слабеющего рубля, снижение туристической активности и меры государственной поддержки привели к тому, что уже второй месяц подряд в этом году рынок продемонстрировал рост, который в сентябре составил 3,4% по сравнению с сентябрем 2019 года», — прокомментировал результаты продаж председатель комитета автопроизводителей АЕБ д-р Томас Штэрцель.

Он отметил, что впервые в этом году крупнейшие игроки сумели даже показать результаты выше средних по рынку. Это позволило экспертам АЕБ смягчить прогнозы.

Меньше падать

«Надеясь на относительно стабильную ситуацию в четвертом квартале и отсутствие серьезных ограничений деловой активности, несмотря на ухудшение эпидемиологической ситуации, новый прогноз комитета автопроизводителей АЕБ более позитивен: 1 552 000 легковых и легких коммерческих автомобилей, что означает снижение на 13,5% по сравнению с прошлым годом», — отметил Томас Штэрцель.

Сергей Баранов напомнил, что еще в июне AEB прогнозировал падение российского рынка на 24%. Таким образом, заключает он, российский авторынок восстанавливается от воздействия пандемии успешнее, чем крупнейшие рынки Европы или рынок США, где снижение достигает 20–30%.

В топе подорожавших — премиум

Несмотря на такое значительное снижение продаж, у производителей, похоже, нет ресурсов для поддержания спроса. Просевший рубль привел к тому, что за год подорожали почти все модели. Из 67 моделей, цены на которые за год изменились, в 22 случаях удорожание составило более 10%.

Рекордное увеличение цены — у двух моделей: Mazda 3 в кузове седан и Skoda Rapid. Обе они стали дороже более, чем на четверть. В обоих случаях, правда, изменилась и комплектация автомобиля.

В прошлом году «Мазда» продавалась за 1,24 млн рублей — за эти деньги предлагалась машина с двигателем мощностью в 104 л. с. Сейчас «тройка» стала дороже на 26,3% — но и мощность выросла до 120 л. с. Аналогичная история и с Skoda Rapid — раньше за 657 тысяч предлагалась комплектация Entry, теперь за 829 тысяч (рост — на 26,2%) можно купить комплектацию Active.

Примерно на 23% подорожали еще три машины — все они относятся к более дорогому сегменту. Опять же, почти у всех этих моделей изменились комплектации, так что речь идет не просто об инфляции, а об обновлении автомобиля. Исключение — только Kia K900. Она осталась с двигателем в 3,3 литра мощностью в 249 л. с., а вот цена выросла с 2,97 до 3,66 млн рублей. У Mercedes-Benz GLA 200 мощность выросла со 150 до 163 л. с., а цена — с 2,31 до 2,85 млн рублей. Наконец, еще одна машина с ростом цены почти на четверть — BMW X6 M, ее мощность увеличилась с 575 до 600 л. с., а цена — с 7,94 млн до 9,79 млн рублей.

Изменились комплектации и у находящихся на шестом и седьмом местах по росту цен Mercedes-Benz GLS 400 и Volkswagen Passat. Первая из них раньше продавалась в комплектации «Особая серия» с 333 л. с., теперь же — в комплектации Premium с 330 л. с. Цена увеличилась почти на 22% — с 6,08 млн до 7,4 млн рублей. «Пассат» раньше продавался с мощностью в 150 «лошадей» в комплектации Trendline, теперь это — Business, а цена выросла с 1,82 млн до 2,2 млн рублей.

Еще три модели, входящие в топ-10 по росту за год, комплектации не меняли. Skoda Superb со 150 «лошадями» подорожала с 1,64 млн до 1,98 млн, Mazda 3 в кузове хэтчбэк со 120 л. с. — с 1,33 млн до 1,59 млн рублей. BMW 730i стала дороже на 19% — стоимость выросла с 5,48 млн до 6,51 млн рублей.

Skoda сильно повысила цены на Rapid и Superb. Фото Максима Платонова

Китай наступает

Рекордсменами по росту стали китайские автопроизводители. Chery закончила месяц увеличив продажи на 147%, Geely — на126%, а Changan — на 84%. Эксперты полагают, что еще совсем недавно малознакомые отечественному потребителю бренды продолжат экспансию на нашем рынке.

«Наиболее активно используют ситуацию китайские марки. В рейтинге пассажирских моделей (без учета LCV) Geely уже вплотную приближается к топ-10. В то же время Haval почти достиг максимального потенциала с учетом имеющегося модельного ряда, поэтому в последние месяцы рост реализации не превышает 10%. Суммарная доля китайских брендов в последние месяцы превышает 4% (год назад была меньше 3%)», — пояснил «Известиям» Сергей Баранов.

В лидерах роста цен — топовые «Мерседесы»

За деньги, в которые раньше обходился G500, теперь можно взять G350d — он подорожал почти также: примерно на 30%, с 8,18 до 10,6 млн рублей. Наконец, еще одна модель «Мерседеса» из серии GLS — GLS400 — подскочила в цене на 15,5%, с 7,4 до 8,55 млн.

Еще две машины в топе по полугодовому удорожанию — более ходовые и популярные «корейцы». На 15% подорожала модель Cerato в комплектации Comfort — с двигателем мощностью в 130 «лошадей». Раньше она стоила 1,035 млн, теперь — 1,19 миллиона. На 14% повысилась стоимость Elantra от Hyundai: рост — с 1,084 до 1,235 миллиона. Правда, у этой модели изменилась и комплектация: Start с ручной коробкой передач теперь именуется Base, и в ней — коробка-автомат.

В среднем по всему авторынку подорожание новых легковых авто составило 12% за период с января по сентябрь 2020 года.

Изменение стоимости авто с 2014 г. по 2017 г.

Обвал национальной валюты и панические настроения на старте кризисного периода спровоцировали рост продаж автомобилей. В сентябре и октябре 2014 г. машины дорожали постепенно — всего на десятую долю процента. Ноябрь продемонстрировал повышение цены более чем на процент, а серьезный скачок ожидал россиян в декабре. Средняя стоимость авто подскочила на 3,2%, и многие отложили приобретение машины до следующего года. Но предусмотрительные автомобилисты все же решились на покупку и оказались правы, поскольку девальвация рубля продолжалась.

Первый месяц 2015 г. продемонстрировал рекордные показатели увеличения цены — автомобили подорожали в среднем на 7,7% по сравнению с предыдущим месяцем. В феврале рост цен продолжился, но масштабы уменьшились до 4,3%. За полугодие (с сентября 2014 г. по февраль 2017 г.) средняя цена автомобиля выросла на 16,5%. «Автовесна» в 2015 г. так и не наступила. Сезонный рост продаж не наблюдался из-за низкой покупательной способности населения, обвала рубля и нового скачка цен — за 3 весенних месяца автомобиль стал дороже на 5,5%. С мая по август наблюдался небольшой спад, которым дилеры пытались компенсировать резкое падение продаж и мертвый сезон летних отпусков, когда реализация автомобилей традиционно падает. Но с сентября 2015 г. цены снова начали расти. Ежемесячно стоимость увеличивалась более чем на процент, такая тенденция продержалась до конца года.

В 2016 г. всего за два зимних месяца средняя стоимость машины поднялась на 4,8% по сравнению с последними показателями 2015 г. До июня ежемесячный прирост в цене не превышал полутора процентов, а в июле наметился небольшой спад. До сентября авто дешевели, но не сильно. Рост стоимости сохранялся до конца года, исключением стал ноябрь с падением цены на десятую долю процента. В целом пиков подорожания в 2016 г. не наблюдалось, но стоимость опускаться не спешила. Тенденция к удорожанию сохранялась и в первом полугодии 2017 г., но ежемесячный рост цен лишь в марте превысил отметку в один процент. По данным «Автостата» средняя стоимость автомобиля с сентября 2014 г. выросла на 45%. Подробную динамику цен можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 — Динамика цен на новые автомобили в 2014-2017 гг., %
По данным Аналитического агентства «Автостат» за 2014-2017 гг.

Что касается причин подорожания автомобилей, то их несколько. Произошел обвал национальной валюты, как следствие — рост цены на импортные авто, комплектующие, запчасти. Еще одной причиной было удорожание себестоимости производства машин на территории России. Учитывая, что многие мировые концерны локализовали сборку в РФ, подорожание коснулось и иномарок российского производства. Немаловажная причина роста цен заключалась в стремлении производителей компенсировать потери из-за снижения уровня продаж и роста доллара.

Пять брендов второй пятерки

Следующие пять мест в списке наиболее подорожавших машин заняли разные бренды, из чего уже можно сделать вывод, что тенденция роста цен охватила все сегменты рынка. Шестое место, правда, снова за немецким премиумом. Это — Mercedes-Benz S-класса — модель S400 с длинной базой и двигателем в 333 л. с. Он подорожал на 13%, с 8,44 до 9,53 млн рублей.

Можно приглядеться к другой машине с немецким «шильдиком» (правда, производят ее в Калуге). Это — Volkswagen Tiguan в комплектации Trend&Fun с двигателем в 122 «лошади», поднявшийся в цене на 10% — с 1,62 до 1,78 млн рублей. Почти такой же рост — у Kia Optima — 9,8%. Корейскую машину представительского класса (собирают ее, кстати, в Калининграде) можно купить за 1,56 млн рублей. Если бы вы задумались об этом в мае, то она обошлась бы на 140 тысяч дешевле.

Замыкают десятку два «паркетника», сильно отличающиеся по классу. Рост в 9,7% показал японский Lexus RX300 в комплектации Executive с двигателем мощностью в 238 л. с. — он подорожал с 3,565 до 3,912 млн рублей. Десятое место — у «француза» (выпускающегося, правда, только в России, Бразилии и Индии) Renault Kaptur в комплектации Life — с ручной коробкой и приводом 4х2. Его рост составил 8,5% — цена повысилась с 1 до 1,085 млн рублей.

Самая популярная в январе — сентябре 2020 года модель ВАЗа Granta стала стоить дороже на 3,9%. Фото: lada.ru

Цены вырастут, продажи упадут

Следующий год может стать сложным для автомобильной отрасли. В январе цены вырастут на 2-5% из-за повышения размера утильсбора и роста себестоимости автомобилей. Кроме того, отмечает Денис Петрунин, рубль становится более стабилен, а процесс стабилизации национальной валюты, как правило, ведет к снижению потребительского спроса.

«Несмотря на радужные показатели второго полугодия, объем рынка новых автомобилей за 11 месяцев на 10% сократился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В следующем году, с учетом исчезновения отложенного спроса и существенного роста цен на новые автомобили, есть риск спада покупательской активности и затоваривания складов», — рассказал Сергей Баранов.

Генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков полагает, что рынок уже в первом квартале «съежится» на 10 процентов. Во втором квартале стоит ждать существенный рост по отношению к тому же периоду 2020-го — эффект «низкой базы». Что касается второй половины года, то для нее есть два сценария.

Хмуриться не надо5

«Если успешно победим коронавирус и экономика заживет, то рост продолжится. И год можем закрыть в плюсе, процентов на 5-10. Если же вакцины окажутся не столь эффективными и пандемия будет протекать и дальше, то по следующему году не исключаю падения рынка до 10%», — считает Целиков.

«АвтоВАЗ» с начала следующего года планирует ввести режим неполной 4-дневной рабочей недели на срок до 6 месяцев. Нововведение не коснется лишь линии B0 и ряда дочерних обществ концерна. Причина — негативный прогноз развития российского авторынка.

«Мы внимательно отслеживаем рыночную обстановку и прогнозы независимых авторитетных экспертов. По их данным, рынок в 2021 году может сократиться относительно результатов 2020 года», — рассказал «Известиям» представитель ПАО «АвтоВАЗ».

Новое или подержанное авто? А может, общественный транспорт?

Пандемия коронавируса изменила обычный подход к транспорту: если раньше считалось, что проблему передвижения лучше решать с помощью общественного транспорта, то сейчас он стал слишком опасным (даже в условиях масочного режима), и автовладельцы поняли, что именно личный автомобиль безопаснее и удобнее в сложившейся ситуации.

Тем временем государство продолжает поддерживать отечественных автопроизводителей – почти все они подписали с Минпромторгом специнвестконтракты (компенсация части затрат и дополнительные льготы), а также могут участвовать в программах стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

По программам россияне могут покупать новые автомобили российского производства в кредит, и получать за это скидку в 10% от стоимости (в дополнение к остальным скидкам, в том числе от производителя и от дилера). По факту, конечно, максимальная скидка составит 150 тысяч рублей – и примерно половину от этой суммы придется отдать за страховку Каско, без которой банк откажется выдать кредит. К тому же, за сам кредит тоже нужно платить проценты, которые «съедают» и остальную часть выгоды.

Тем не менее, первичный авторынок все еще чувствует себя неплохо, а цены на новые автомобили выросли все же не так сильно, как доллар (так как более 90% всех продаваемых автомобилей произведены в России), а некоторые дилеры все еще предлагают скидки и другие программы лояльности.

Если обобщить, то итоговые рекомендации будут такими:

  • если на руках есть вся сумма, можно брать и новое авто – сейчас благодаря кризису можно найти некоторые интересные предложения с хорошими скидками (правда, некоторые салоны начинают под надуманными предлогами отказывать тем, кто покупает не в кредит);
  • тем, кто имеет стабильный доход, не снизившийся и в коронавирус, можно смело брать автокредит – процентные ставки сейчас на минимуме, госпрограмма со скидкой в 10% действует, а автомобили продолжают дорожать;
  • если автомобиль нужен сейчас – можно смотреть и на вторичный рынок, главное – не забывать про диагностику перед покупкой и не гнаться за дешевизной;
  • если автомобиль нужен будет в будущем, а полной суммы на руках нет – лучше всего отказаться от затеи и купить машину, когда она действительно будет нужна.

Пока неизвестно, насколько глубоким будет кризис, как покажет себя российская вакцина от коронавируса и будет ли вторая волна заболевания, лучше не рисковать и не тратить все сбережения на новую машину – существует риск, что продавать ее придется быстро и дешево.

Зачем нужен утильсбор?

Европейские страны применяют утилизационный сбор уже давно. В России налог появился в 2012 году. Взнос оплачивается при закупке и производстве автомобилей. Предполагается, что полученные деньги государство тратит на защиту экологии от причиняемого машинами вреда.

Но эксперты считают, что утилизационный сбор не имеет никакого отношения к спасению природы. Куда логичнее было бы взимать средства на экологию от прибыли с переработки материалов после эксплуатации автомобиля.

Вице-премьер Дмитрий Козак объяснил повышение ставок утильсбора необходимостью сохранить баланс после снижения таможенных ставок. Правительство уже включило поступления от налога в проект бюджета на ближайшие три года.

В среднем сбор вырастет на 110,7% в 2020 году. Меньше всего повышение затронет машины с двигателем до 1 литра – для них рост составит 46,1%. Но за внедорожники и премиальные седаны с двигателем от 3,5 л поставщикам и производителям придется заплатить на 145% больше. Также сбор вырастет на самый массовый сегмент авто с двигателем объемом 1-2 л — он увеличится на 112,4%.

Почему стоит покупать автомобиль сейчас?

В условиях, когда доллар уверенно проходит уровни в 76, 77 и даже 78 рублей, говорить о каком-то обдуманном и взвешенном решении касательно покупки автомобиля не приходится – даже если речь идет о весьма подержанной машине. Хоть большинство аналитиков и верят в «отскок» рубля от пикового курса, когда это произойдет и как повлияет на рынок, пока не знает никто.

Поэтому эксперты советуют на данный момент не строить долгосрочных планов, и если автомобиль нужен сейчас – то и покупать его сейчас

Так, Илья Ушаев советует обратить внимание на не самые ходовые модели – просто потому, что они не так сильно подорожали:. Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

  • не откладывать покупку на потом, если она была запланирована, советует Александр Щербаков. По его словам, цены на новые автомобили все еще не стабилизировались, и могут расти до конца года, поэтому ждать более низких цен не стоит. С другой стороны, эксперт советует все же обдумать целесообразность покупки, особенно если для этого придется брать кредит. Все же автомобиль – не инвестиция, а трата;
  • покупать автомобиль по потребности, а не по сезону и не по рынку советует Владимир Желобов из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, цены будут расти и дальше – с начала года они уже выросли до 15%. Но он все же рекомендует посмотреть и в сторону покупки в кредит, так как времени копить на покупку за собственные средства может не быть.

Еще один важный момент касательно покупки подержанного автомобиля – не стоит «бросаться» на первое же предложение с низкой ценой. Раз спрос на вторичном рынке растет, этим могут пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая откровенно «убитые» машины, лишь слегка подготовленные к продаже.

Как рассказали нам в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto, на сегмент до 150 тысяч рублей вообще лучше не смотреть, а выбирать из более дорогих вариантов:

Так что вывод будет следующим: покупать автомобиль сейчас стоит лишь в том случае, если покупка планировалась заранее, и автомобиль нужен сейчас. Решаться на покупку только лишь из-за кризиса или опасений нового роста цен не стоит – ситуация на рынке слишком неоднозначная.

Прогноз автопродаж в 2021 году

Согласно различным прогнозам за 2021 год российский авторынок может ожидать как падение на 10%, так и рост на 5%. Такой разброс будет оказывать влияние и на цены для конечного потребителя. При этом, чем хуже будут идти продажи у автопроизводителей, тем выше шанс на то, что появятся выгодные акции и спецпредложения для потребителей. Более точный прогноз эксперты смогут составить, когда прояснится несколько факторов:

  1. Состояние экономики стран мира. Это касается не только РФ и покупательской способности жителей страны. В зависимости от состояния мирового автопрома вполне вероятен дефицит импортных новинок, а следовательно и дополнительный рост цен.
  2. Курс валют. Ни один финансовый эксперт не в состоянии выдать надежный прогноз валютного рынка на 2021 год из-за влияния коронавирусной пандемии и политической нестабильности Европы, США. 
  3. Борьба с коронавирусом. Если эпидемиологическая ситуация в России усугубится и введут новые жесткие ограничения, это будет новым ударом по авторынку.

Соответственно, более точного прогноза цен на автомобили в 2021 году в России стоит ожидать не раньше января-февраля. Тогда, по крайней мере прояснится частично ситуация с новым президентом США, утилизационным сбором и эффективностью вакцинации в РФ.

Итоги

У Land Rover снижаются продажи и в Европе

У «Шевроле» и Land Rover, по-видимому, главной причиной снижения продаж стали последствия кризиса последних лет. Падение продаж вызвано в первую очередь снижением спроса на внедорожники Chevrolet Niva, собираемые в России. Так что СП GM-АвтоВАЗ приняло решение приостановить выпуск автомобилей еще в сентябре 2019 года. У Land Rover же продажи падают и на европейском рынке. Так, у Jaguar Land Rover они снизились сразу на 88,6% в апреле и на 40,6% — с начала года (52 202 шт.). Само снижение началось еще в прошлом году, когда продано было чуть менее 10,5 тысячи автомобилей Jaguar и Land Rover, что на 16% было ниже показателя 2018 года. Для бренда Land Rover главными драйверами спроса оставались флагманские внедорожники: Range Rover (-5%) Range Rover Sport (-1%).

У «Мицубиси» продажи падали, впрочем, еще в прошлом году, когда было реализовано 40 тысяч машин вместо 45 тысяч в 2018 году, в минусе тогда оказались все представленные на российском рынке модели, но больше всего просели импортные ASX, Eclipse Cross и L200 (спрос на пикапы обрушился сразу на треть). В компании планировали, что снижение продаж продолжится и в 2020 году, но не ожидали, что на фоне сокращения всего российского авторынка на 5% спрос упадет до 35 тысяч машин по итогам всего года. Учитывая, что к началу октября было продано всего 19,6 тысячи машин (за тот же период 2019 года было продано 28,8 тысячи), вряд ли этот показатель не будет перекрыт.

Главным препятствием для роста продаж в «Мицубиси» называли повышение утилизационного сбора, учитывая, что модельный ряд Mitsubishi Motors в России состоит в основном из импортных машин. Еще одной причиной снижения продаж автомобилей «Мицубиси» топ-менеджмент компании называл «фундаментальные изменения по дилерской сети: по итогам 2019 года в России открыли 12 новых дилерских центров, еще 27 дилерских центров завершили полугодовой ребрендинг, пришедшийся на самые крупные города. В нашей стране самая популярная модель Mitsubishi — это Mitsubishi Outlander.

Сергей Афанасьев

АвтоБизнесРозничная торговляАналитика Форд Соллерс ХолдингАбдулнасыров Руслан Мавлетдинович

Datsun от «Ниссан» и американский Ford окончательно покидают российский рынок

Триумфатор рынка — китаец Changan

Из 25 самых популярных брендов лишь семь показали рост продаж в этом году, причем самый впечатляющий рост — у четырех китайских брендов: Haval, Geely, Chery (продажи автомобилей этих трех брендов выросли в 1,5 раза) и Changan. У «Чангана» продажи выросли вообще в три раза, но его случай уникальный и идет в разрез с рыночными трендами этого кризисного года с учетом девальвации рубля и снижения потребительского спроса, вызванного пандемией и локдауном.

Компактный кроссовер «Чанган» каждый летний месяц показывал четырехкратный рост продаж, в сентябре бренд увеличил продажи в России еще в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти рост продаж кроссовера был вызван выходом на рынок летом 2020 года Changan CS35 Plus (первый Changan CS35 успеха на рынке не добился). Он и пользуется популярностью среди покупателей в России: с 1,3 тыс. авто продажи выросли до 4,8 тыс. к началу октября.

Главной причиной любви россиян к «китайцу», выяснили эксперты, стала «доступная цена при богатой комплектации» и хорошее соотношение цена/качество. К тому же если раньше у Changan были проблемы с организацией автосервиса в РФ, то теперь сеть «китайца» вплотную приближается к отметке в сотню автосалонов.

Если не считать небольшой положительной динамики у «Шкоды» (рост в 6% с начала года, взрывной рост в коронавирусный год наблюдался также у «китайцев». Фото: Максим Платонов

Россияне полюбили китайские кроссоверы

«Этот год у всех пошел не по плану»

В массовом сегменте самое ощутимое падение было замечено у Mitsubishi — продажи марки ушли вниз на 32%. Если за три квартала 2019 года на российском рынке было продано 28 840 автомобилей японского бренда, то за 2020-й удалось сбыть всего 19 618.

«Этот год у всех пошел не по плану. Значительное ослабление курса рубля, увеличение утилизационного сбора, пандемия и самоизоляция — всё это нашло отражение в результатах продаж. В этой связи многие, включая и Mitsubishi, делали очень негативные прогнозы на развитие автомобильного рынка на 2020 год. И, как следствие, сокращали производственные заказы на заводы», — рассказал «Известиям» директор по маркетингу и PR «ММС Рус» Илья Никоноров.

Падение продаж АвтоВАЗа за три квартала нынешнего года составило 14%. Всего за это время был продан 227 661 автомобиль отечественной марки.

Меньше падать

В то же время значительный рост продаж показали автомобили китайской марки Haval. Их за указанный период было продано на 66% больше по сравнению с прошлым годом, а именно 11 647.

«Китайские бренды, в частности Changan, Haval и Geely, действительно демонстрируют лучшую динамику продаж по итогам девяти месяцев года. Прежде всего это связано с расширением модельной линейки и появлением привлекательных новинок: для Haval это F7/F7x, для Geely — Coolray, а Changan за последний год представил сразу три новых кроссовера. Всё это модели, находящиеся в ценовом диапазоне от 1 до 2 млн рублей (на него приходится 35% рынка) и самом востребованном сегменте — SUV (48% рынка), поэтому их успех не вызывает удивления», — рассказал Сергей Баранов. Он также указал, что китайские производители предлагают более интересное соотношение цены и оснащения, чем большинство конкурентов.

Падение продаж у большой пятерки

Заключение

Ценовая статистика авторынка России в 2017 г. оптимизма не внушает. Несмотря на некоторую стабилизацию и даже рост продаж на 10%, цены на авто продолжают расти. От докризисного ценника покупателя отделяет более 45%, но и это не предел. Ежемесячный мониторинг цен экспертами аналитического агентства показывает, что подорожание отдельных марок и моделей авто — это уже ожидаемая тенденция. Так, в декабре 2017 года цены на KIA Picanto поднялись на 5000 рублей, рост стоимости Chevrolet Niva составил 0,7% по сравнению с октябрем, кроссовер Kuga от концерна Ford подорожал на 0,2%. Таким образом, ценовая политика автомобильных компаний вполне очевидна и ждать снижения стоимости на самые популярные модели в ближайшее время не стоит.

Советуем почитать:
Статистика рынка продаж автомобилей за 2014-2017 года

Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий