Какие страны называются федеративными

Понятие и признаки федеративного государства

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
  • если нет — конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

  1. Федеративная Республика Испания (—)
  2. Союз Советских Социалистических Республик (—)
  3. Демократическая Федеративная Югославия (1945), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (—), Союзная Республика Югославия (—), Государственный Союз Сербии и Черногории (—)
  4. Чехо-Словацкая Республика (—), позднее — Чехословацкая Социалистическая Республика (—),Чешско-Словацкая Федеративная Республика (—) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика ()
  5. Германская империя
  6. Шаблон:Флагификация/Речь Посполитая

Азия

  1. Федеративные Малайские Штаты (—)
  2. Малайский Союз (—)
  3. Малайская Федерация (—)
  4. Соединённые Штаты Индонезии (—)
  5. Федерация Южной Аравии (—)
  6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (—)

Африка

  1. Французская Западная Африка (—)
  2. Французская Экваториальная Африка (—)
  3. Соединённое Королевство Ливия (—)
  4. Федерация Родезии и Ньясаленда (—)
  5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, —)
  6. Малийская Федерация (—)
  7. Федеративная Республика Камерун (—)
  8. Уганда (—)
  9. Демократическая Республика Конго (—)
  10. Объединённая Республика Танзания

Америка

  1. Соединённые Провинции Центральной Америки (—)
  2. Конфедеративные Штаты Америки (—)
  3. Новая Гранада (—)
  4. Вест-Индская Федерация (—)
  5. Великая Колумбия Великая Колумбия

Признаки унитарного государства

Перечислив ключевые признаки федеративного государства, рассмотрим соответствующие критерии для стран с унитарной формой политического устройства. Некоторые из них можно назвать исходя из логики обнаружения контрастов с федеральной моделью. То есть в унитарных государствах, как правило, региональные органы власти подотчетны в большинстве вопросов центру, не имеют полного цикла правотворчества, а бюджетная политика в целом также определяется в столице.

Некоторые эксперты определяют как один из типичных признаков унитарного государства отсутствие политической составляющей в определении границ административных частей страны. То есть, проще говоря, населению и властям территорий, на которые поделено государство, все равно, где именно жить. Ключевые правовые нормы, определяющие то, как будет развиваться экономика и социум, принимаются в столице — они будут одинаково исполняться везде.

Достаточно легко могут меняться границы административных территорий. Подобной гибкости федеративная система государства, как правило, не имеет. Если, скажем, для того чтобы штат Мэриленд уступил часть территории Вирджинии, должны пройти сложнейшие процедуры переговоров и согласований, то когда в России Коми-Пермяцкий АО входил в состав Пермской области, соответствующее одобрение должны были дать жители автономного округа — они его дали, а могли и отказать властям в своем желании переходить под юрисдикцию другого субъекта федерации.

Административно-политические единицы в унитарных государствах, как правило, не наделены полномочиями заключать договора с иностранными государствами. Соответствующие функции выполняет центр. В свою очередь, федеративная форма государства часто предполагает достаточную самостоятельность субъектов во внешнеполитической активности.

Локальные территории в рамках унитарных государств не вправе принимать законы, каким-либо образом ограничивающие права жителей других административных единиц. В свою очередь, если, например, в США на уровне штатов принимается закон, запрещающий использование полиэтиленовых пакетов (именно такой был, в частности, недавно принят в Калифорнии), то исполнять его должны будут не только жители штата, но и все те, кто посещает данный политический субъект.

Административные единицы в рамках унитарных государств, как правило, не наделены полномочиями издавать такие законы (но они могут быть приняты центром с целью последующей реализации на конкретной территории страны).

Федеративное государство и его признаки

Федерацией может считаться государство, состоящее из нескольких муниципальных образований. Это могут быть:

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом. Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

  1. Территориальные. В основе формирования лежит территориально-географический признак. Примером могут служить Германия и Америка.
  2. Национальные. При формировании территории использовался национальный признаком. Признаком такой федерации может служить бывшая Чехословакия и Югославия.
  3. Смешанные или комбинированные. В основу формирования входят два предыдущих признака. Примером такой федерации может служить Россия.

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

  1. Общая территория, которая в политико-административном отношении не является единым целым. Она состоит из нескольких территорий, которые имеют свои собственные административно-территориальные деления.
  2. Единая конституция. При этом в субъектах может быть собственная конституция. Это указывает на то, что субъекты обладают учредительной властью.
  3. Законодательная власть федерации и её субъектов. Субъекты имеют право издавать законы, которые действуют только на территории принимающего субъекта. При этом законопроекты не должны противоречить федеральному законодательству.
  4. В стране есть двухпалатный парламент страны и субъектов, федеральное правительство и органы управления на местах.
  5. Возможность иметь гражданство всей федерации и субъектов. Есть страны, где можно иметь двойное гражданство.
  6. Субъекты наделены собственной правовой и судебной властью.
  7. В федерации действует общая налоговая и денежная система.
  8. Субъекты не могут самовольно отделяться и не являются субъектами международного права. Но в договорных отношениях они вступать могут.
  9. В традиционной федерации оборона и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, а образование – региональным властям. Налогообложение разделено между обоими.

ИНО НКВД

Почему создаются федеративные государства

Существуют объективные предпосылки, способствующие образованию федеративного государства.

Одна из главных связана с естественным обособлением отдельных территорий в силу их отдаленного положения, а также обособляющих их горных массивов и крупных водных объектов.

Значение этого фактора существенно возрастает в случае накопления на этих территориях черт, которые отличают их в культурном плане от основной.

Ключевой предпосылкой федерализации выступает многонациональность государства, которая нередко влечет конфессиональные различия

При этом для складывания федерации важно, чтобы народы желали воплотить в жизнь право на самоопределение в рамках того государства, в котором они проживают

Значимым фактором выступает федеративная трансформация, которая связана с институциональным переходом от унитарного к федеративному государству.

В наши дни она используется как способ решения вопроса этнического сепаратизма с сохранением территориальной целостности государства. Яркий пример подобного процесса — Бельгия, где в 70-е годы XX века произошло резкое обострение отношений между двумя главными этнолингвистическими общностями — валлонской и фламандской.

Практика показывает, что основная масса федеративных государств большие по площади и населению. Это объясняет существование еще одного фактора — управлять такими странами из одного центра неэффективно и в перспективе такая ситуация может привести к их распаду.

Как устроены федерации в других странах мира

В современном мире федеративное устройство имеют:

  • США;
  • Канада;
  • Бразилия;
  • Мексика;
  • Австрия;
  • Германия;
  • Швейцария;
  • Индия;
  • Эфиопия и др.

Самой известной федерацией являются США, государственность которых устроена по типу крупного морского судна. Оно должно состоять из нескольких отсеков, которые можно изолировать друг от друга в случае аварии, чтобы не дать ему затонуть.

Основатели США считали, что если власть в одном из штатов захватит диктатор, другие субъекты и центр сумеют усмирить его и демократические принципы государства не пострадают. Если же диктатором окажется глава страны, сопротивление штатов лишит его власти. Этот принцип успешно работает до сих пор.

Принципиальные отличия в законах разных штатов помогают решать важные разногласия в обществе мирным путём. Например, это касается однополых браков, эвтаназии, прав владения оружием и др. В одних штатах это разрешено, в других считается уголовным преступлением.

В итоге, граждане, не согласные с тем или иным законом, переезжают жить туда, где они их устраивают. При этом они остаются в пределах одной страны и не испытывают проблем со сменой гражданства.

Нормандская теория

В этом случае говорится о том, что русь — это никто иные, как викинги или норманны. Дело в том, что в «Повести временных лет» вроде как указывается, что восточнославянские племена обратились к варягам, и уточнено – к руси, которые были одним из тамошних племён.

Если придерживаться этой теории, то следует обратиться к древнеисландскому слову «Róþsmenn», которое означает гребцов или мореходов. Поэтому название нормандского племени русов вполне иметь такое происхождение.

Ещё много интересного в наших соцсетях

Собственно, сам Рюрик является варягом из народа русь. Его и призвали славянские племена, чтобы он стал их правителем, т.к. на тот момент они погрязли в междоусобицах.

Нормандская теория подкрепляется многими византийскими и европейскими источниками, где Русь отождествлялась с викингами. В этих же источниках на северный лад указываются имена русских князей: Князь Олег – X-л-г, княгиня Ольга — Хелга, князь Игорь — Ингер.

Рекомендуем: Откуда пошел миф о 25 кадре

Ещё одним интересным доводом является и сочинение некого Константина Багрянородного «Об управлении Империей», написанное в середине 10-го века. Там приводятся названия днепровских порогов. Прикол в том, что для этого использованы два языка: славянский и роский. В последнем варианте прослеживается скандинавская схожесть.

Как бы там ни было, скандинавы на восточнославянской территории определённо бывали. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Причём датируются они как раз временами «призвания варягов».

Что эффективнее — унитарное или федеративное государство?

Мы сравнили унитарное и правовое государство по ряду ключевых критериев. Можно ли однозначно оценить какую-либо из этих двух моделей устройства страны как более эффективную? Вероятно, нет. Главным образом потому, что важнейшую роль играет фактор исторического развития страны. Вполне возможно, что для конкретной нации не вполне подходит федеративное государство.

Страны очень разные по политической культуре, традициям самоуправления. Организовать федерацию может быть сложно по причине отсутствия оснований для деления территории на субъекты, обладающие выраженной самостоятельностью. Если говорить, к примеру, о США, то мы вспомним, что это государство образовалось в силу слияния изначально независимых штатов, то есть по причине центростремительных трендов. В американском сценарии речь идет об уникальном случае политической консолидации.

В советской модели, если придерживаться распространенной версии, деление республик на дополнительные субъекты было продиктовано экономическими причинами. Земли в Германии, в свою очередь, во многом совпадают с историческими территориями, участвовавшими в объединении в государство, результаты которого были закреплены Бисмарком в 70-х годах 19 века.

Таким образом, формирование федерации должно быть чем-то обусловлено в политическом, социальном или экономическом контексте. Только в этом случае есть шанс построить эффективное федеративное правовое государство, а не видимость успешного копирования зарубежной модели. Вовсе не обязательно, что соответствующая концепция окажется совместимой с государством, которое в историческом контексте функционировало по унитарным принципам.

Первое главное управление КГБ

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Беларуси (ныне имеющий черты конфедерации). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР , но после августовского путча проект потерпел крах. Чертами мягкой федерации формально обладал Советский Союз, который, однако, не определялся конституционно как федерация, его субъекты согласно союзной и республиканским конституциям обладали, помимо права сецессии, декларированным государственным суверенитетом (ограниченным по ряду вопросов, отданных в общесоюзное ведение) и возможностью самостоятельного международного представительства, что нехарактерно для федераций.

В настоящее время единственной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права.

ИНО ОГПУ

6 февраля 1922 года ВЧК была упразднена и вместо нее создано Главное политическое управление (ГПУ) Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР, в состав которого вошла и внешняя разведка. После образования Советского Союза (30 декабря 1922 года) ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное управление (ОГПУ) при СНК СССР. 2 ноября 1923 года Иностранный отдел вошел в состав его Секретно-оперативного управления.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об активизации деятельности внешней разведки. В качестве основных задач были определены борьба с организациями антисоветской эмиграции, выявление «интервенционистских планов» враждебных стран, противодействие иностранному шпионажу, получение технических новинок из-за заграницы и др. Штат ИНО ОГПУ в конце 1930 г. состоял из 121 сотрудника. Помимо резидентур, действовавших под легальным прикрытием (дипломатическим, журналистским и др.), с начала 1930-х годов стала активно создаваться нелегальная сеть разведки.

Может ли измениться статус у региона

Имитация федерации?

Таким образом, структура политического устройства страны не может считаться фактором ее однозначного отнесения к какой-либо конкретной модели. Более того, есть радикальная точка зрения, согласно которой большинство государств, которые причисляют себя к федеративным, на деле создают лишь видимость принадлежности к странам, система государственного устройства которых имеет классические признаки федерации (далее мы их рассмотрим). Делается это, собственно, с политической целью. Одно из самых успешных федеративных государств мира — США.

В свою очередь, многие страны считают необходимым тем или иным образом приобщиться к американской модели, поделив свою территорию на штаты и прописав в конституции соответствующий статус каждого из них. На деле же соответствующие политические единицы остаются очень зависимыми от центра.

Вместе с тем, если брать классические признаки федерализма, то можно увидеть, что государство, выстроенное в рамках соответствующей модели, будет сильно отличаться от унитарного. То есть разница между двумя рассматриваемыми видами при фактическом (а не только юридическом) присутствии в политической системе страны ключевых элементов федерализма будет прослеживаться значительная.

Современные федеративные государства

Унитарное и федеративное государство имеют существенные отличия, так как построены на разных принципах управления. Последние более сложные и характеризуются двухуровневой системой органов власти.

Традиционно количество федеративных государств относительно небольшое. По состоянию на 2020 год их насчитывается на планете 27.

Причем они равномерно распределены по всем частям света (6-7), кроме Австралии и Океании, где таких стран всего две.

Примеры федеративных государств в современной Европе помимо России — Бельгия, Германия, Австрия, Босния и Герцеговина, Швейцария. Последняя достаточно долго была конфедерацией, трансформировавшись в нынешний вид ФГУ.

За пределами Старого Света крупными федеративными государствами являются:

  1. Пакистан;
  2. Малайзия;
  3. Индия;
  4. Нигерия;
  5. Эфиопия;
  6. США;
  7. Мексика;
  8. Бразилия;
  9. Австралия.

Каждое федеративное государство — это государство, которое не похоже ни на какое другое.

Ярким примером выступают Соединенные Штаты, где ключевым принципом федерализма выступают полномочия штатов формировать свою политическую систему и оказывать воздействие на федеральные органы госвласти.

Каждый субъект имеет три полноценные ветви власти, что позволяет им, например, самостоятельно устанавливать сроки правления губернаторов, определять свой электорат и создавать отличную от других систему налогообложения. В России столь глубокого федерализма не существует.

Почему Российская Федерация считается ассиметричной

Ассиметричность РФ состоит в неравных правах входящих в неё национальных республик и русских регионов. Первые, согласно закону страны, приравниваются к государствам. Некоторые из них включили в свои Конституции законы о защите прав титульного этноса. Люди русской национальности в регионах, краях и областях лишены этого.

По сути, РФ остаётся таким же унитарным государством с автономиями, какой была РСФСР. Политологи считают, что современное понятие федерации должно соответствовать более широким принципам, поэтому российское законодательство нуждается в доработке.

Чтобы погасить недовольство регионов, способное привести к социальному взрыву, они предлагают:

  • уравнять права русских регионов, областей и краёв с национальными республиками;
  • ликвидировать национальную составляющую республиканских Конституций;
  • предоставить субъектам РФ право формировать собственное законодательство, отличное от соседних регионов.

В настоящее время центральные власти в РФ полностью регламентируют законодательную базу субъектов, за исключением малозначительных нюансов.

Как регионы отличаются полномочиями?

Краткий экскурс по «эволюции» названия «Россия»

Всем известно, что история нашей страны берёт своё начало в Древнерусском государстве, основанном небезызвестными Рюриковичами. Называли его Киевской Русью, т.к. его столицей был славный город Киев, а население составлял русский народ.


Киевская Русь в период расцвета

К концу 13-го века образовалось Московское княжество, которое называли «Руссией». И примерно в течение столетия в обиход вошло слово «Россия». Исследователи предполагают, что это связанна с особенностями произношения нашего народа, из-за чего в слове «Руссия» буква «у» постепенно превратилась в «о». Но употреблялась «Россия» гораздо реже, чем «Русь», «Русская земля» и «Московия».

Само слово «Росия» (тогда ещё без двойного «с») возникло в Византии в 10-м столетии для греческого обозначения Руси. «Ρωσία» – так выглядит «Росия» на греческом, и именно в таком виде оно предположительно было написано впервые. А вот первое упоминание на кириллице, датируемое 1387-м:


Первое упоминание России на кириллице

Территория русского государства постепенно росла, а население пополнялось народами других национальностей – вместе с этим всё чаще использовалось слово «Россия». Официально оно закрепилось в 1547 году. Тогда же вся страна стала именоваться Русским (российским) царством.

В конечном итоге мы имеем то, что русскими называют отдельный народ, а большое многонациональное государство – российским.

Таким образом, именно слово «Русь» стало производным «России». А вот уже относительно Руси и народа руссов у учёных расходятся мнения.

Ну, теперь рассмотрим существующие теории о происхождении слова «Русь» и «русские».

Славянская теория

Название Руси часто связывают с названием одного из племён восточных славян – росов (или русов). Считается, что селились они в вдоль течения реки Рось, которая является одним из притоков Днепра. Но многие исследователи считают эту теорию притянутой за уши, а само существование славянского племени с таким названием, по их мнению, сомнительно. Во-первых, на самом деле тогда река имела название с «ъ» в корне, то есть «Ръсь», а во-вторых, возникло это предположение при Советском союзе, когда старались всячески оспорить нормандскую теорию. Поэтому многие утверждения сомнительны. К ним стоит отнести и то, что русов так прозвали из-за их русого цвета волос.


Та самая река Рось

Более правдоподобным можно считать мнение Ломоносова, который считал, что народ русов (или росов) имеет связь с балтийскими пруссами (тоже славян). Да и археологические находки свидетельствуют о связи балтийских славян с северным населением Древней Руси.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий