Содержание и структура конституции российской федерации

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов. 

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов. 

Классификация

По форме конституции делятся на 2 группы:

  • Писаные
  • Неписаные.

Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, Конституция Швеции, Конституция Испании).

Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), Конституция Великобритании).

В свою очередь, писаные конституции делятся на:

  • Кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример-конституции Франции, России, США.
  • Некодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «конституция»). К таким относятся конституции Новой Зеландии, Великобритании.

Конституции составляются и принимаются:

  • чрезвычайно-созываемым парламентом (учредительное собрание) (например, Конституция Франции, Конституция Италии 1947 года, Конституция Чехословакии 1948 года, Конституция Югославии 1946 года, Конституция Румынии, Конституция Албании 1946 года, Конституция Германии 1918 года, Конституция Греции, Конституции Болгарии, Конституции Польши 1920 и 1952 годов, Конституция Норвегии);
  • регулярным парламентом (например, Конституция Дании, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция ГДР 1968 года, конституции Венгрии 1949 и 2011 года, Конституция Польши 1997 года)
  • съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года)
  • временным парламентом (Конституция Чехословакии 1919 года, Конституция ФРГ 1949 года, Конституция ГДР 1949 года)
  • народом, минуя выборные органы (Конституция Франции 1958 года, Конституция России 1993 года)
  • главой государства (Конституция Германии 1871 года, Конституция Франции 1814 года, Конституция Италии 1861 года, Основные Законы Российской Империи 1906 года);

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

  • Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989—1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей)
  • Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.
  • Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).

Кроме того, конституции делятся по срокам их действия на постоянные и временные.

Виды

Существует два вида конституционных обязанностей, которые классифицируются в зависимости от категории ответственного лица. Соответственно, характеристики той или иной категории обязывают гражданина нести дополнительную ответственность перед государством и обществом. Таким образом, можно выделить: конкретные (частные) и общие конституционные обязанности.

Конкретные

К конкретным или частным конституционным обязанностям можно отнести те, которые распространяются на группы лиц определенной категории, а именно:

  • родители или лица их замещающие должны воспитывать детей и предоставить им возможность получить основное общее образование;
  • лица, достигшие 18 лет, обязаны оказать поддержку и заботу нетрудоспособным родителям;
  • налогоплательщики обязаны в срок и в полном объеме выплачивать установленные законом налоги и сборы;
  • военнослужащие несут ответственность за должное исполнение воинских обязательств.

Общие

Общие конституционные обязанности являются основой правового статуса гражданина. Они включают в себя весь спектр связей человека с человеком, обществом, коллективом и государством в целом. Соответственно общие конституционные нормы обязательны к исполнению всеми гражданами РФ вне зависимости от категории.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. Права человека в Конституции РФ представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 (основ конституционного строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

Кто обладает законодательной инициативой

Закон позволяет выдвигать законодательную инициативу:

  • депутаты ГД РФ отдельно или группой;
  • профильные комитеты ГД РФ;
  • члены Совета Федерации4
  • президент РФ;
  • профильные министры.

Таким образом, граждане не могут выдвинуть законотворческую инициативу. Однако они могут действовать через своего депутата. Страна поделена на избирательные округи. Каждый депутат закреплен за конкретно взятым округом. Он должен работать с населением. Для этого у него есть несколько помощников и общественные приемные. Так, любой гражданин может прийти и выдвинуть свою законотворческую инициативу. Если она окажется весьма привлекательной и эффективной, то депутат может выдвинуть ее на голосование. Однако перед этим нужно передать идею в профильный комитет Госдумы, чтобы его члены смогли рассмотреть эффективность и новизну идеи, оценить прибыль или ущерб для федерального бюджета, проверили на легитимность и разработали механизм действия.

Выписка из статьи 104 КРФ

То есть, каждый может озвучить свои мысли по поводу новых законов. Но для их принятия нужно действовать через лиц, которые имеют право на законодательную инициативу. Стоит отметить, что каждый депутат обязан иметь общественную приемную и помощников. Также он обязан работать с наказами избирателей. Если они не выполняются, то вероятность переизбрания на еще один срок снизится. Сегодня электорат становится все более грамотным, поэтому контролирует деятельность народных избранников.

Процедура принятия закона – пошаговая инструкция

Процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Он подробно указан в Конституции РФ, поэтому депутаты обязаны следовать ему. Стоит рассмотреть подробнее, как происходит принятие новых законов в России.

Шаг 1

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ. До этого он должен проработать его, обосновать и проверить на легитимность. Для этого Госдума обладает большим штатом юристов, проверяющие каждый законопроект.

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ

Шаг 2

Доработка закона после первого чтения. Необходимо внести правки и учесть замечания коллег по палате парламента.

Доработка закона после первого чтения

Шаг 3

Второе чтение законопроекта. Если опять есть замечания, то процесс нужно повторить, а при отсутствии неточностей происходит процедура голосования. Необходимо, чтобы большинство депутатов ГД РФ проголосовали за законопроект.

Второе чтение законопроекта

Шаг 4

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения. За это отвечает председатель Госдумы. Сенаторы тоже должны одобрить его. В случае наличия замечаний он отправляется на доработку.

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения

Шаг 5

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней.

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней

Шаг 6

Публикация законопроекта, после чего он будет обладать юридической силой.

Публикация законопроекта

Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Сроки принятия законов в России

Процесс принятия законопроекта может оказаться весьма долгим. Он не оговорен законом. То есть, один законопроект могут обсуждать несколько лет и постоянно его дорабатывать. На самом деле это нормально. Сейчас есть несколько непринятых проектов, к которым депутаты ГД РФ постоянно возвращаются и снова откалывают процесс принятия в силу различных причин. Однако, если все происходит достаточно быстро и депутаты принимают проект, то сроки его принятия регламентированы.

Выписка из ФЗ-5 от 14.06.1994 года

Таблица 1. Сроки принятия законов в России

Этап принятия закона Срок (дней)
Передача членам Совета Федерации 5
Передача на подписание президенту 5
Публикация закона после подписания 14

Таким образом, если все делать быстро, то за месяц проект может быть подписан и обнародован. Однако стоит понимать, что не всегда ФЗ сразу получает юридическую силу. Если указаны четкие сроки его начала (а иногда и окончания) действия, то он не может действовать до наступления этого срока, несмотря на подписание президентом и публикацию согласно требованиям действующего законодательства.

Сколько разделов и глав в конституции РФ

Основной закон страны имеет два раздела, количество глав — 9. При этом все они включены в первый раздел. Второй раздел прописывает временные нормы. Во втором разделе отсутствует постатейное деление.

Раздел I

Первый раздел является основным, и в нем прописаны все права и обязанности жителей государства. Основными задачами раздела принято считать:

  • принятие и утверждение прав человека, а также его право на свободу;
  • обязательное сохранение мира. В российской Федерации должно быть согласие;
  • несмотря на то, что в стране сравнительно новый конституционный строй, граждане не должны отказываться от государства, которое исторически сложилось на территории нашей страны;
  • суверенность страны;
  • независимо от национальности, если гражданин является жителем РФ, он должен обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

Глава 1

Глава 1 состоит из 16 статей, в ней уделяется внимание основам конституционного строя. Дается понятие равнозначности России и Российской Федерации

В стране может быть множество идеологий, религий (при этом не одна из религий не может быть признана одной и официально существующей), наличие многопартийности.

Этот документ имеет высшую юридическую силу, никто не вправе отменить его или не следовать его положениям.

Глава 2

48 статей включено во вторую главу. Основными пунктами принято считать:

  • права и свобода человека являются неотъемлемой частью. Они гарантированы каждому с рождения;
  • никто не имеет права их нарушать;
  • равенство всех жителей перед законом и судом, независимо от национальности, расы, религии;
  • запрет на применение смертной казни;
  • невозможность применения насилия по отношению к человеческой жизни.

Это лишь малая часть перечисленных статей. С полной информацией можно ознакомиться, изучив текст Конституции РФ.

Глава 3

В главе 3 указывается на федеративное устройство. Перечисляются все субъекты, которые входят в состав страны. В последней редакции сюда была включена республика Крым.

На территории страны государственным языком является русский, но при этом каждая республики имеет право устанавливать свой язык в качестве государственного. Внутри страны не может быть установлено таможенных границ, граждане имеют право на свободное передвижение.

Глава 4

Глава включает 14 статей. В них прописаны правила становления президента на должность. Именно он является гарантом Конституции, представляет интересы народа внутри страны и на международном уровне. Срок избрания президента 6 лет. Это избирательная должность, и на нее может встать любой посредством тайного голосования.

Глава 5

Федеральное собрание – это законодательный орган, который состоит из двух палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона РФ. В Государственную Думу входит 450 человек, и все они избираются посредством голосования.

Глава 6

Глава 6 включает в себя 8 статей. В них прописана информация о правительстве страны, которое представляет собой исполнительную власть. Председатель Правительства назначается президентом. Правительство разрабатывает и издает законы, которые утверждаются главой государства.

Глава 7

12 статей 7 главы описывают судебную власть. Судьей может стать любой гражданин страны, достигший возраста 25 лет. Судьи имеют неприкосновенность и подчиняются Конституции и федеральному закону.

Глава 8

Местное самоуправление – избирается гражданами РФ. Именно оно отвечает за управление на местах и соблюдение законности и прав граждан республик, областей. Члены местного самоуправления обязаны заботиться о гражданах, живущих в области.

Глава 9

Регламентируют возможность пересмотра пунктов Конституции. Подобные предложения могут вносить: президент, члены правительства или представители местной власти.

Раздел II

В разделе зафиксированы основные заключительные и переходные положения. Прекращение действия предыдущей Конституции, принятой в 1978 году.

А сколько всего было Конституций?

Иосиф Сталин на групповых снимках.

CC0

Конституция СССР 1936 года известна как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». В отличие от первой Конституции,у всех граждан советского государства впервые появились равные права. Ввели всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Прописали право на труд и отдых,материальное обеспечение в старости и при болезни,право на бесплатное образование.

Конституция провозгласила свободу слова,совести,печати,собраний и митингов,неприкосновенность личности и тайна переписки.

Конституция СССР 1977 года действовала с 7 октября 1977 года до распада СССР,став последней Конституцией Советского Союза. Она сохраняла принципы прежних конституций,увеличила срок управления для верховных и местных Советов,из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума.

В эту Конституцию вносили изменения,самым значимым из которых стали отмена однопартийности,снятие КПСС с руководящей должности и введение должности президента СССР.

Михаил Горбачев

Юрий Абрамочкин/МАММ/МДФ/russfoto

Конституция как основной нормативный правовой акт

Каждая конституция обладает признаками (юридическими свойствами), определяющими её в качестве основного нормативного правового акта государства. К ним относятся:

Конституция относится к числу правовых актов и обладает всеми его чертами. Она имеет как юридическое верховенство над всеми другими нормативными актами, так и политическое верховенство — органы высшего управления государства не могут действовать вразрез с её положениями.

Примером такого единого высшего акта является Конституция РФ. В конституционном праве подобный документ принято называть «писаной конституцией». При отсутствии единого документа в качестве конституционного признаются акты разных лет, т. н. «неписанные конституции».

В некоторых странах к основному нормативному правовому акту могут быть привязаны один или несколько нормативных актов, которые обычно именуются конституционными законами. Иногда в качестве основного нормативного правового акта выступают священные тексты, нормам которых не могут противоречить законы, принимаемые в государстве.

  • Верховенство Конституции означает наличие у неё высшей юридической силы по отношению к другим нормативным документам. Это касается не только федеральных законов, но и федеральных конституционных законов. Они должны в полной мере соответствовать положениям, закреплённым в Конституции и не могут им противоречить ни при каких обстоятельствах.
  • Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства.

Законодательство развивает предписания Конституции. Оно исходит из её положений при регулировании различных общественных отношений. Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения.

Особый порядок принятия и изменения конституции.

Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при наличии повышенного общественного интереса. Также особый порядок принятия может заключаться в специальной организации всенародного обсуждения проекта Конституции. В нашей стране подобные мероприятия проводились в 1936 и 1977—1978 годах.

Кроме того, особый порядок выражается в вынесении вопроса о принятии Конституции на референдум. Его результаты являются обязательными для всех и означают принятие либо непринятие предложенного населению варианта основного закона. В случае её принятия она принимает обязательную силу. Однако, это не исключает факта официального провозглашения принятия Конституции и вступления её в силу парламентом, президентом государства или центральной избирательной комиссией.

Особым порядок изменения конституции называются специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в неё изменений.

Закон о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию принимается парламентом, который обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу принятия такого закона.

Специальные требования к процедуре изменения и дополнения конституции вызваны необходимостью обеспечения её стабильности.

Роль конституции в стране

В жизни страны этот документ имеет большое значение, как уже говорилось. Благодаря этому документу представителям власти становится проще реализовать национальные идеи. Члены Правительства показывают, какой они видят государственность, которая постоянно обновляется.

В жизни страны и управлении государством у Конституции всегда была своя роль, предназначение. Это юридический акт, обладающий всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. В системе права у документа ключевое, приоритетное значение.

Закреплённые в тексте идеи и принципы определяют характер следующих явлений:

  1. Общество.
  2. Экономика.
  3. Политика.
  4. Государство.
  5. Право.
  6. Социальная сфера.

Роль Конституции в развитии общества становится эффективнее, если сам документ максимально приближается к национальным идеям и их реализации.

Но государство и народ не признают документ, если текст Конституции противоречит национальным идеям, как-либо с ними расходится.

Благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Она направлена на регулирование взаимоотношений между гражданами и Правительством. Становится легче определить, какое место занимает человек в том или ином обществе.

Также закрепляются основополагающие принципы по следующим направлениям:

  • Право.
  • Функции государственных органов.
  • Методы, формы действия контролирующих учреждений.

Справка! Конституция определяет не только особенности внутреннего регулирования, но и мировую политику, отношения с различными странами.

Особенности исторического периода

В то время, когда была принята действующая конституция России, обстановка в стране была очень сложной. Поскольку СССР уже не существовал, старая конституция была объявлена неподходящей, и правительство приняло решение о создании нового документа, регламентирующего политическую и социально-экономическую жизнь страны. Основные особенности исторического периода 1991 – 1993 года:

  • Нестабильная политическая ситуация в стране после распада СССР;
  • Экономический кризис, вызванный переходом от плановой экономики к рыночной и так называемой «шоковой терапией» экономических реформ;
  • Необходимость разработки новой государственной идеологии и новой символики Российского государства взамен старой, советской;
  • Стремление властей и народа к переменам.

«смутное» время

Власти справедливо полагали, что появление этого документа поможет народу немного успокоиться, оправиться от потрясений последних лет и сделает жизнь в молодом Российском государстве более стабильной. Конечно, это произошло не сразу. Тем не менее, принятие документа способствовало постепенному выходу России из политического и социально-экономического кризиса.

Конституция Российской Федерации: понятие

Существует несколько определений понятия Конституции. Само слово произошло от латинского constitutio — «установление», «устройство».

Конституция — это сложный и многогранный документ, который можно рассматривать с нескольких сторон:

  • как политический документ, закрепляющий соотношение политических сил в государстве в борьбе за власть;
  • как идеологический документ, содержащий основные задачи общества и государства;
  • как юридический документ, обладающий особой правовой силой.

Исходя из этих трех аспектов, можно вывести определение Конституции.

Определение

Конституция — единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, принимаемый народом или от его имени; закрепляющий основы государственного строя, а также права и свободы человека; являющийся основным законом государства.

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом. 
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства. 

Смотрите также:

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

В гл. 2 Конституции рф провозглашаются следующие права человека:

1.
Каждый имеет право на жизнь.
Государство
отказывается от применения смертной
казни.

2.
Достоинство личности охраняется
государством.
Каждый
человек имеет право на уважение
окружающих. Достоинство личности
признается высшей человеческой ценностью.

3.
Каждый имеет право на свободу и личную
неприкосновенность.

Неприкосновенность
человека включает в себя как физический
аспект – жизнь, здоровье, так и моральный
честь, достоинство.

4.
Каждый имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени.
Сбор,
хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его
согласия не допускается. Каждый человек
имеет право ознакомиться с документами
и материалами, затрагивающими его права
и свободы, в органах государственной
власти и органах местного самоуправления,
у должностных лиц. Конституция
устанавливает тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений.

5.
Жилище человека неприкосновенно.
Никто
не вправе входить в жилище без разрешения
проживающего в нем человека.

6.
Каждый вправе определять и указывать
свою национальную принадлежность,
которая
обусловлена рядом особенностей, таких,
как язык, причастность к культуре и
традициям народа. Человек может
пользоваться родным языком или выбрать
любой другой язык общения, воспитания,
обучения и творчества.

7.
Человек имеет право свободно передвигаться
по территории России, выбирать место
жительства, место пребывания.

8.
Человеку гарантируется свобода совести
и вероисповедания.
Это
право включает в себя возможность
исповедовать индивидуально или
коллективно любую религию или не
исповедовать никакой, распространять
религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними.

9.
Гарантируется свобода мысли и слова.
Из
этого правила есть исключения. Запрещается
пропаганда или агитация, возбуждающая
социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и вражду, а также
пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового
превосходства. Человека запрещено
принуждать к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них. Он может
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию
законным способом. Цензура в России
запрещена.

10.
Каждый имеет право на объединение
,
в том числе в партии, общественные
движения, профессиональные союзы, для
защиты своих интересов. Гарантируется
свобода деятельности общественных
объединений. Запрещено принуждать
человека к вступлению в какое-либо
объединение или пребыванию в нем.

Президент

Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:

  • гражданин Российской Федерации;
  • в возрасте не моложе 35 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
  • не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Отдельно отмечено, что:

То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.

Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.

Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:

  • председателя Правительства РФ;
  • заместителей главы правительства;
  • федеральных министров.

Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.

Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:

  • обороны,
  • безопасности государства,
  • внутренних дел,
  • юстиции,
  • иностранных дел,
  • предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • общественной безопасности.

Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:

  • председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Конституционного Суда РФ;
  • председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Верховного Суда РФ;
  • председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:

  • содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
  • для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
  • для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.

Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий