Рациональное питание в школе: каким оно должно быть

Основные требования к персоналу пищеблока

Для работы на пищеблоке допускаются лица, имеющие допуск по состоянию здоровья, прошедшие профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию.

Работник пищеблока в обязательном порядке проходит предварительный и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Каждый работник должен иметь на рабочем месте личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских осмотров, лабораторных исследований, сведения о профилактических прививках (против кори, краснухи, дифтерии, вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа), отметка о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

Для сотрудников пищеблока ежегодно организуется курсовая гигиеническая подготовка <1>.

<1> Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».

Обязанности медицинского работника по контролю за качеством питания в образовательной организации

Медицинский работник контролирует в ежедневном режиме соблюдение примерного меню, разработанного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим организацию питания в образовательной организации, и согласованного с руководителем образовательной организации.

Выборочно (не реже одного раза в неделю) медицинский работник проверяет соответствие меню фактического меню.

Медицинский работник участвует в работе бракеражной комиссии по оценке качества готовых блюд. После снятия пробы медицинский работник делает запись в журнале бракеража готовой продукции о разрешении или запрете выдачи готового блюда обучающимся. Периодически (не реже одного раза в неделю) контролирует качество поступающей продукции на пищеблок. При выявлении недоброкачественной продукции фиксирует данный факт актом, сообщает руководителю образовательной организации и поставщику услуги питания для принятия мер по изъятию из оборота данного продукта. При необходимости направляет информацию в территориальный орган Роспотребнадзора.

Медицинский работник ежедневно проводит осмотр работников пищеблока общеобразовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра заносятся в журнал здоровья работников пищеблока по форме, рекомендованной приложением 10 СанПиН 2.4.5.2409-08.

При вынесении решения о запрете выдачи готового блюда принимает меры по недопущению блюда к выдаче до устранения выявленных кулинарных недостатков, при необходимости направляет представление руководителю образовательной организации.

Медицинский работник:

  • контролирует правильность отбора и условий хранения суточных проб;
  • осуществляет контроль за качественным и количественным рационом питания, витаминизацией блюд, проводит анализ выполнения норм питания;
  • контролирует санитарное состояние пищеблока, один раз в неделю проверяет наличие дезинфицирующих растворов на пищеблоке;
  • проверяет наличие медицинской книжки установленного образца на каждого работника пищеблока, наличие в них необходимых отметок в соответствии с действующими нормативными документами;
  • фиксирует результаты всех проверок пищеблока и документации по организации питания в Ведомости контроля за рационом питания, Журнале бракеража готовой кулинарной продукции, Журнале проведения витаминизации третьих и сладких блюд и др. в соответствии с рекомендуемыми формами СанПиН 2.4.5.2409-08.

Медицинский работник обязан доводить до сведения своего непосредственного руководителя и руководителя образовательной организации информацию о выявленных дефектах в организации питания детей.

Требования к питанию

Процесс организации приема пищи школьников должен организовывать так, чтобы предоставить всем ученикам достаточное количество компонентов, которые требуются для растущего организма, учитывая особенности окружающей среды, национальности и возрастной категории детей.

Также, законодательством определяется ряд пищевых продуктов, категорически противопоказанных и не допускаемых к употреблению в детское меню. Помимо этого, определены продукты, что рекомендуется не использовать, либо заменить на эквивалентные по составляющим компонентам.

Закон определяет следующие параметры, по которым организовывается процесс питания в школьных столовых.

Процесс приготовления должен происходить в столовой школы
В случае если её организация не представляется возможной, формирую буфет, распределяющий и разогревающий продукты питания, соблюдая выполнение норм.
Главным критерием оценки является питательность предоставляемого меню
Показатель энергетической ценности должен составлять примерно семьсот калорий

Важно, также соблюдение баланса компонентов: не меньше пятнадцати процентов белков, четверти – жиров, а в остальном должны быть углеводы. Помимо этого, рекомендуется использовать сложные углеводные продукты, а не сахариды, которые могут пагубно воздействовать на организм ребенка.
Приготовленный рацион питания должен быть идентичен тому, который был утвержден руководством не менее чем за неделю до этого
Составляя школьное питание на неделю, должен присутствовать медицинский сотрудник.
В случае, когда организовать школьную столовую не представляется возможным – допускается использование полуфабрикатов
Применяются продукты из мяса и птицы высшей категории, а также свежие овощи и рыба (филе).
Помимо основных, могут быть использованы следующие продукты
Котлеты, печеночные и творожные блюда, разные гарниры (картошка, злаковые, овощи и т.д.), сладкое и хлебобулочные изделия.

Как пример, мясные продукты можно поддать обжарке, тушке, сварить, или приготовить на пару.

Как это поможет экономике?

Федеральный бюджет с 1 сентября впервые включится в систему школьного питания, и это может дать новые возможности не только для семей с детьми, но и для отечественной экономики. Так, по некоторым оценкам, сельскохозяйственные производители будут получать каждый год до 130 миллиардов рублей дополнительной выручки от новой программы. Правда, эта цифра вызывает вопросы: каждый школьник будет получать либо завтрак, либо обед – и это даст лишь половину. А учитывая, насколько высоки сопутствующие расходы поставщиков питания, до аграриев дойдет совсем небольшая часть этой суммы.

Есть и другая сторона вопроса: часть школ все еще не готова включиться в программу по причине несоответствия требованиям к техническому оснащению пищеблоков. В части школ его уже заменили, но для других это может стать проблемой.

Как говорит Анатолий Фомин, закупать оборудование будут у отечественных производителей, которые вряд ли справятся с нагрузкой, если все школы начнут одновременно размещать заказы:

Правда, программа планировалась до того, как рубль значительно подешевел к доллару – хоть оборудование планируется закупать отечественное, на его стоимость все равно влияет курс доллара. Кроме того, на планы может серьезно повлиять распространение коронавируса. Так, в Китае длительное время не работали многие производства, теперь они закрываются по всей Европе. Из-за нехватки импортных комплектующих и роста цен на них производителям пищевого оборудования придется, вероятно, поднимать цены на свою продукцию.

Как все в итоге сложится – зависит от поддержки государством производителей оборудования. Если им предоставят льготы в сложный период, помогут наладить производство с учетом возросшего спроса, частично отменят внешнеторговые ограничения, младших школьников удастся обеспечить бесплатным питанием в установленный срок.

Основные требования к организации работы бракеражной комиссии

Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы членами бракеражной комиссии.

Состав и положение бракеражной комиссии утверждаются руководителем образовательной организации (см. приложение 1).

Члены бракеражной комиссии ежедневно приходят на снятие бракеражной пробы за 30 минут до начала раздачи готовой пищи. Ее результаты заносятся в журнал бракеража готовой кулинарной продукции установленного образца.

В бракеражном журнале дается оценка каждого блюда и отметка о разрешении на выдачу. При нарушении технологии приготовления и в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.

Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков, оформляются актами и рассматриваются на заседаниях бракеражной комиссии с приглашением заинтересованных лиц.

Общие моменты

Питание в этом процессе имеет не самую малозначительную роль, так как именно в период обучения в школе детский организм проходит стадии развития и роста, а также формирования здоровой привычки и навыков.

Процесс обучения требует значительных энергозатрат. При этом исследования показывают, что полноценное горячее питание помогает школьникам:

  1. Бороться с хронической усталостью, которая часть возникает у детей.
  2. Сопротивляться стрессам, возникающим ввиду повышенных умственных и физических нагрузок.
  3. Повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
  4. Положительно влияет на успеваемость.

Организация школьного питания начинается с созыва соответствующей комиссии, что производится в августе, перед началом учебного года.

Данная комиссия определяет основные вопросы, имеющие значение для организации питания, вплоть до выбора продуктов, времени и контроля соответствия решений существующим нормам.

Что это такое

Организация школьного питания — это обеспечение учащимся определённых категорий приёма пищи в соответствии с имеющимися законодательными требованиями, которые устанавливаются на федеральном и муниципальном уровнях.

Питание должно быть организовано так, чтобы обеспечить учащихся всеми необходимыми для организма компонентами с учётом территориальных и национальных особенностей, а также с учётом возраста школьников

Объём и набор продуктов будет зависеть от времени пребывания ученика в образовательном учреждении, его возраста и фактической нагрузки.

При этом существует ряд продуктов, которые категорически запрещено использовать при составлении детского меню, а также продукты, использование которых рекомендуется (либо заменяется на соответствующие по составу).

Основные требования

Школьное питание должно соответствовать нескольким требованиям:

Основное требование — питательная ценность рационаЭнергетическая ценность должна составлять около 700 калорий. При этом белков должно быть не менее пятнадцати процентов, жиров — четверть, а оставшуюся часть должны составлять углеводы. Предпочтение должно отдаваться сложным углеводам, а не сахарам, которые могут негативно воздействовать на здоровье ребёнка
Еда должна быть приготовлена в столовойЕсли она отсутствует, то в школе организуется буфет, который занимается распределением и разогревом продуктов с соблюдением всех санитарных норм
Приёмы пищи должны полностью соответствовать меню, которое планируется заранее, не менее чем за неделюПри составлении меню принимает участие медицинский работник
Если столовая отсутствует, то могут использоваться полуфабрикатыТакие как натуральные мясные продукты, продукты из птицы первой категории, филе рыбы, а также овощи
Дополнительно могут быть использованыКотлеты, блюда из печени, творога (например, сырники), гарниры различные (каши, картофель, овощи), кондитерские изделия, выпечка и многое другое

Режим питания может отличаться в зависимости от смены обучения. Так, для обучающихся в первой смене школьный завтрак производится после второго урока (с первого по пятый класс, для остальных — после третьего).

Второй приём пищи — это ужин, который проводится около семи-восьми часов вечера. В школе должно быть положение об организации детей в школе, которое определит основные правила и должно соответствовать всем правовым нормам.

Нормативные документы

Конкретно в статье 37 говорится о школьном питании. Также необходимо учитывать санитарные нормы, которые могут регулировать не только школьное питание, но и питание в общественных местах в целом.

Так, например, САНПИН 2.4.5.2409-08 определяем требования к школьному меню и другим важным моментам.

Витамины

Вещества7-10 лет11-13, мальчики11-13, девочки14-17, юноши14-17, девушки
С, мг6070707070
А, мкг70010008001000800
Е, мг1012101512
D, мкг2,52,52,52,52,5
В1, мг1,21,41,31,51,3
В2, мг1,41,71,51,81,5
В6, мг1,61,81,621,6
РР, мг1518172017
Фолат, мкг200200200200200
В12, мкг23333

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

ПродуктыВозраст школьника
7-10 лет11-13 лет14-17 лет Юноши14-17 лет Девушки
Хлеб пшеничный150200250200
Хлеб ржаной70100150100
Мука пшеничная25303530
Крупы, бобовые, макаронные изделия45506050
Картофель200250300250
Овощи разные275300350320
Фрукты свежие150-300150-300150-300150-300
Фрукты сухие15202520
Сахар60658065
Кондитерские изделия10152015
Масло сливочное25304030
Масло растительное10152015
Яйцо, шт.1111
Молоко, КМПр500500600500
Творог40456060
Сметана10102015
Сыр10102015
Мясо, птица, колбасы140170220200
Рыба40507060

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

  • 7.30 — 8.00 Завтрак дома
  • 10.00 — 11.00 Горячий завтрак в школе
  • 12.00 — 13.00 Обед дома или в школе
  • 19.00 — 19.30 Ужин дома

Вторая смена

  • 8.00 — 8.30 Завтрак дома
  • 12.30 — 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
  • 16.00 — 16.30 Горячее питание в школе
  • 19.30 — 20.00 Ужин дома

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

  1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
  2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  3. Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Документация пищеблока образовательной организации

На пищеблоке должна быть следующая документация:

  • журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
  • журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
  • журнал здоровья (с включением в него данных осмотра на наличие гнойничковых заболеваний, сведений об отсутствии острых кишечных заболеваний, ангин, нахождении сотрудников на листке временной нетрудоспособности);
  • санитарный журнал для фиксации результатов внутреннего и общественного контроля;
  • перспективное меню, ежедневное меню, технологические карты;
  • сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий, предназначенных для общественного питания;
  • журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
  • медицинские книжки работников пищеблока с отметкой о прохождении медицинских осмотров, наличии прививок против вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа;
  • журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, инструкция по технике безопасности по всем видам работы;
  • ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока;
  • журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
  • журнал учета аварийных ситуаций (на системах энергоснабжения, водоснабжения, канализации);
  • ведомость контроля за рационом питания по форме, рекомендуемой СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
  • журнал учета проведения проверок.

Как отреагировали родители на новый закон

Социальные сети бурно среагировали на такой проект и бурно обсуждали положения нового закона, когда законодатели давали абсурдные по нему пояснения. Как пример, авторы проекта говорят, что ребенок все школьное время находится под контролем и попечением школы и учителей. А вдруг сами родители дадут отравленный ребенку бутерброд, чтоб в будущем потребовать со школы и Министерства образования деньги? Дескать, бабушкины пирожки или мамины бутерброды цензоры детского питания видят широкое поле для шантажа руководства общеобразовательного учреждения и мошенничества.

Но много родителей возмущено запретом государственной контрольной службы кормить ребенка так, как родители считают нужным. Да и ко всему, это позволяет сэкономить семейные деньги и как итог – ребенок вовсе может ходить голодным.

Как сейчас построена система школьного питания в России?

Школьная столовая стала синонимом чего-то безвкусного и неаппетитного (а часто – и не очень здорового). Тем не менее, это рынок с ежегодным оборотом до 300 миллиардов рублей, на котором давно и успешно работают частные компании.

Питание есть практически во всех школах России: из 6,8 миллионов младших школьников сейчас получают одноразовое питание 4 миллиона. Правда, качество этого питания зачастую оставляет желать лучшего. В 2019 году совместными усилиями родителей, школ, общественных палат регионов, уполномоченных по правам детей и Роспотребнадзора был проведен Всероссийский мониторинг качества питания в образовательных организациях.

Всего проверили 40 тысяч организаций из 75 регионов России, и более чем в 3 тысячах нашли нарушения. Эти нарушения касаются разных моментов работы системы школьного питания:

  • нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы: неправильно формируется меню, у работников нет медицинских книжек, помещения для приготовления пищи не соответствуют требованиям, и т.д.;
  • дети отказываются от питания (еда или невкусная, или холодная);
  • у детей есть беспрепятственный доступ к не очень здоровой еде прямо в буфетах школ;
  • льготники и «платники» питаются по разным рационам.

То есть, как минимум в 8% школ еда для детей не является ни безопасной, ни здоровой, ни вкусной. Число жалоб на питание постоянно растет, а иногда возникают совершенно жуткие истории. Например, в конце 2018 года в школах и детских садах Москвы произошло массовое отравление детей, приведшее к эпидемии дизентерии. Виновным признали комбинат «Конкорд», поставлявший это питание. Компания отделалась штрафом в 2 миллиона рублей, пострадало более 120 детей.

Причина этой и других подобных историй кроется в системе контрактных закупок: конкурс на поставку питания в образовательных учреждениях выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. Естественно, закон требует соблюдения всех норм по качеству питания, но, очевидно, эти нормы выполняются лишь формально. Самостоятельно готовить питание на собственных пищеблоках крайне сложно для школ – все же проще отдать это сторонней организации.

По факту закупками занимаются в обоих вариантах: либо закупают готовую еду (то есть, полный аутсорсинг), либо закупают продукты для приготовления питания силами школы. «Странностей» здесь может быть масса: цены на тот же хлеб или сахар могут отличаться вдвое в разных регионах, а наценка поставщика доходит до 50% (из-за картельного сговора конкуренции или нет, или она номинальная).

В итоге в системе школьного питания обращаются очень большие суммы. Так, только в электронной площадке РТС-тендер нам сообщили, что за 2019 год 127 заказчиков заключили контракты на закупку готового горячего питания для школьников на сумму более 566 миллионов рублей. В целом же рынок на несколько порядков больше.

По данным за 2018 год, средняя стоимость питания одного школьника составила от 22,66 (Южный федеральный округ) до 76,33 (Дальневосточный федеральный округ) рублей. Финансирование питания идет из разных источников:

  • бюджеты регионов – 38%;
  • бюджеты муниципальных образований – 17%;
  • деньги родителей – 45%.

То есть, до настоящего момента федеральный бюджет в финансировании школьного питания даже не участвует (хоть и финансирует, например, реконструкцию школьных пищеблоков по федеральным целевым программам).

Сам же рынок эксперты оценивают более чем в 300 миллиардов рублей в год. Так, школьников кормят в школах 180 дней году, всего их 14 миллионов, а средняя стоимость завтрака или обеда – 50 рублей. Эти деньги расходуются не самым эффективным образом, считает президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов – по его словам, до 35% от этих сумм теряется на теневом рынке.

И, действительно, возникает серьезный вопрос – как накормить школьника на 30-50 рублей (обеспечив ему нужную калорийность питания), если за эти деньги нужно купить продукты, оплатить работу персонала, коммунальные ресурсы, часто аренду школьного пищеблока, и получить хотя бы стандартные 20% прибыли?

Практически все проблемы на местах должны решать регионы. И если в Москве для младших школьников питание уже и так бесплатное, то в 4 регионах России нет бесплатного питания даже для льготников. Кое-где бюджет выделяет копейки – вроде 5 рублей в день на школьника (остальное дают родители), где-то школы самостоятельно выходят из положения и просят родителей закупать продукты.

Соответственно, с 1 сентября 2020 года запускается не просто бесплатное питание для школьников – впервые государство на федеральном уровне берется за решение этой проблемы. Получится это или нет – вопрос тоже спорный.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

Примерное меню учащихся

Примерное меню школьников разрабатывает предприниматель или юридическое лицо, которое обеспечивает питание в школе. После этого меню согласовывается с директором школы и территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль.

Согласно СанПиН, меню разрабатывается на период не менее 10–14 дней. При этом нужно учитывать сезон, время пребывания в школе, суточную калорийность рациона и возрастные группы учащихся (7–11 и 12–18 лет). Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух-трех последующих дней.

Все блюда, которые будут употреблять в пищу учащиеся, должны быть отварными, тушеными, запеченными или приготовленными на пару, что соответствует принципам здорового питания. Чистую воду разливать в стаканы в столовой нельзя, разрешено продавать ее исключительно в закрытых бутылках.

Примерное меню в образовательных учреждениях такое:

Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток. Рекомендуется добавить овощи и фрукты.

Обед: закуска (салат из огурцов, помидоров, моркови, свежей или квашеной капусты с зеленью), первое, второе (горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы), сладкое блюдо.

Полдник: напиток (сок/молоко/кисломолочный продукт/кисель) с булочным изделием или пирожным без крема.

Ужин: каша/овощное/творожное блюдо, основное второе блюдо (мясо/птица/рыба), напиток (сок/чай/кисель).

По СанПиН некоторые продукты и блюда готовить и продавать в школах запрещено, в частности:

  • яйца водоплавающих птиц и яйца с загрязненной скорлупой;
  • непотрошеную птицу;
  • мясо диких животных;
  • консервы в деформированных упаковках и упаковках без этикеток;
  • овощи с признаками порчи;
  • острые приправы – горчицу, хрен, уксус;
  • остатки приготовленной накануне пищи;
  • квас, простоквашу, творог из непастеризованного молока;
  • пирожные и торты с кремом;
  • газированные напитки;
  • натуральный кофе, энергетические напитки;
  • жевательную резинку;
  • арахис, ядра абрикосовой косточки.

Сегодня организации питания школьников уделяется пристальное внимание. За 2019 год Роспотребнадзор проверил больше семи тысяч школьных пищеблоков

Все выявленные нарушения руководство учебных учреждений должно исправить в кратчайшие сроки.

Также в конце октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о питании в школах, реализацию которого планируется начать уже в 2020 году. Основной посыл – обеспечение школьников горячим питанием, причем все блюда должны соответствовать СанПиН и принципам здорового рациона. Пока планируется в обязательном порядке бесплатно кормить учеников начальных классов.

Дети проводят в школе большую часть времени, и полноценное, сбалансированное питание – залог поддержки их здоровья и улучшения образовательного процесса.-

Составляем меню

Меню школьника на неделю должно состоять из питательных и энергетически ценных блюд. Такая правильная пища обеспечит ребенка энергией, повысит мозговую деятельность. Итак, что же рекомендуется включать в недельный рацион.

Завтрак

Один из основных приемов пищи, который зарядит бодростью на весь день.

  • овсяные хлопья с яблоком или ягодами, зеленый чай;
  • гречневая каша, приготовленная на молоке, цикорий;
  • омлет с сыром, сладкий чай;
  • сырники, какао;
  • рисовая каша с кусочками тыквы, чай;
  • оладьи, какао;
  • творог с ягодами или медом, сладкий чай.

Обед

Обед является самым энергетически ценным элементом питания для школьника. В обеднюю трапезу обязательно должны входить первые жидкие блюда, чтобы обеспечить нормальную работу кишечника. На второе желательно кушать мясное или рыбное блюдо, которое насытит организм белком.

  • красный борщ, пюре с куриной котлеткой, овощной салат;
  • рассольник, свекольный салат, бефстроганов с тушеными овощами;
  • куриный суп-лапша, рыбная котлетка с рисом, овощной салат;
  • картофельный суп, печень с рисом, баклажанная икра;
  • свекольник, биточек из говядины, морковный салат;
  • овощной суп, запеченная рыба с макаронами, цветная капуста;
  • крем-суп из морепродуктов, куриная отбивная с овощами.

Не забывайте дополнять обед школьника напитками. Для питания подойдут компоты, кисель, травяные отвары и натуральные соки.

Полдник

Этот прием пищи можно счесть за перекус перед ужином. Полдничать ребенок может как дома, так и в школе. Варианты:

  • овсяное печенье, яблоко, кефир;
  • творожная булочка, груша, молоко;
  • булочка с изюмом, апельсин, простокваша;
  • галетное печенье, яблоко, ряженка;
  • бисквит, апельсин, чай;
  • творожное печенье, груша, кефир.

Ужин

Вечерний прием пищи школьника должен быть максимально легким и проводиться не позднее 2-х часов до сна. Не давайте ребенку мясо, иначе в желудке возникнет чувство тяжести, с которым будет трудно уснуть. На ужин нужно готовить основное блюдо и напитки.

  • картофельные зразы, клюквенный морс;
  • омлет с зеленым горошком, чай;
  • блины с творожной начинкой, какао;
  • рисовый пудинг, ряженка;
  • омлет с томатами, молоко;
  • творог с цукатами, какао;
  • запеканка из цветной капусты, зеленый чай.

Это правильное меню позволяет школьнику рационально питаться каждый день, не нанося вреда организму и обеспечивая поступлению в него максимума полезных веществ. Используя данный режим питания, вы можете самостоятельно составить подходящее меню. Помните, что на завтрак и обед нужно давать блюда с большей калорийностью.

График работы школьной столовой

ежедневно с 09.00  —  16.00      

суббота     с 09.00  —  14.0

перерыв с 12.15 до 13.00

Воскресенье  —  выходной

Уважаемые родители, по вопросам организации питания в СОШ № 25 вы можете обращаться по телефонам:

Директор Разумная Лариса Валентиновна:

34368 3-97-00

Заместитель директора Петрова Светлана Анатольевна: 34368 4-12-97

Бухгалтер Барейко Кристина Александровна 34368 4-16-66

Заведующая столовой: Решетникова Александра Александровна, Белоногова Юлия Петровна

Питание обучающихся школы осуществляет 

ООО «Комбинат детского питания»

Начальник– Пьянков Андрей Юрьевич

Телефон:/34368/ 5-28-65

График работы: 

пн-пт 08.00-17.00 12.00-13.00; сб-вс выходной

Адрес: 

624090 г. Верхняя Пышма, ул. Щорса 1/А 

В целях социальной поддержки населения и укрепления здоровья обучающиеся 1-11 классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием учащиеся 1-4 классов и после предоставления пакета документов учащиеся 5-11 классов:

Категория

Представляемые документы

Учащиеся из семей, имеющих; среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области

Заявление родителя (законного представителя), СНИЛС

Учащиеся из многодетных семей

Заявление родителя (законного представителя)

Удостоверение многодетной семьи (копия заверяется руководителем образовательного учреждения), СНИЛС

Учащиеся, оставшиеся без попечения родителей, — опекаемые

Заявление родителя (законного представителя)

Справка из отдела опеки и попечительства, СНИЛС

Учащиеся с ограничеснными возможностями здоровья, в том числе дети– инвалиды

Заявление родителя (законного представителя)

Медицинская справка (если копия, то заверяется руководителем образовательного учреждения), СНИЛС

Право на получение бесплатного питания возникает у обучающегося со дня подачи заявления (исключение: факт получения родителем несовершеннолетнего обучающегося ежемесячного пособия на ребенка в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления).

Документы, подтверждающие льготное питание, необходимо предоставлять ежегодно, заявления определяет период их действия на текущий учебный год

Бланк заявления на организацию бесплатного питания, предоставление др.мер социальной поддержки (скачать)

  

Новый закон о школьном питании запрещает приносить домашнюю еду в школу

Новые санитарные нормы регламентирует многие вопросы, в сере школьного общепита, в частности:

  • высота школьного омлета – до 4 см;
  • время готовки сосисок – 5 минут;
  • нарезанный бутерброд можно хранить в столовой в готовом виде не боле часа.
  • полный запрет применять в школе алюминиевую посуду и внедрение правила применять одноразовую;

Новые правила поставили запрет на домашнюю еду – ее запрещено приносить в школу. К нотационным проектам школьного питания можно отнести введение в меню и кислородные коктейли, но вот фактически выдавать их будут не всем школьникам, исключительно по назначению врача. А выпивать его ребенок будет исключительно в присутствии медицинской сестры.

Новые санитарные нормы, предлагаемые Роспотребнадзором, спровоцировали немалую реакцию у родителей школьников, и как говорят СМИ – самым животрепещущим вопросом оказался запрет приносить с собой в школу домашнюю пищу

Но тут стоит сразу сделать уточнение и весьма важное, прописанное в проекте – при организации школьного питания недопустимо использование как готовых блюд, так и домашних продуктов

Организация общественного контроля за питанием в образовательной организации

Организация общественного контроля за питанием осуществляется администрацией образовательной организации с привлечением представителей родительской общественности, а также педагогических работников.

Состав общественной комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации в начале каждого учебного года. На очередной учебный год формируется план проведения проверок общественной комиссией в части контроля за:

  • соответствием ежедневного меню (меню-раскладки) примерному меню по набору блюд, требованиям СанПиН по составу и выходу блюд, соответствием веса порций меню, вкусовым качествам предлагаемых блюд;
  • отсутствием в дополнительном меню запрещенных к реализации детских организациях продуктов;
  • соблюдением культуры обслуживания обучающихся;
  • санитарным состоянием обеденного зала и пищеблока;
  • своевременностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с рекомендациями, в соответствии с приложением N 12 к СанПиН 2.4.5.2409-08 и договором с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Общественная комиссия вправе организовать проверку за поступающими на пищеблок продуктами питания и наличием сопроводительных документов на поступающее сырье и продукты питания, подтверждающих их качество и безопасность, включая сроки реализации продуктов. В случае выявления нарушений потребовать добровольного изъятия пищевых продуктов из оборота до устранения нарушений.

Общественная комиссия по контролю за организацией питания учащихся периодически (но не реже 1 раза в квартал) отчитывается о работе по осуществлению контроля и выполнению данных ей поручений на совещании при руководителе образовательной организации.

Сведения по составу бракеражной комиссии, общественной комиссии, меню, график дежурства классов по столовой, время приема пищи, материалы по культуре питания, книга отзывов и предложений размещаются на информационном стенде и сайте образовательной организации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий