Новый курс рузвельта: опыт и уроки

Причина перехода к «новому курсу»

В 1929 году произошло страшное событие – эпоха просперити завершилась мировым экономическим кризисом. Он продолжался до 1933 года и получил название «Великая депрессия». Для США в это время также наступили тяжёлые времена:

  • почти половина банков обанкротились (40%);
  • безработица достигла максимального уровня — каждый третий трудоспособный гражданин не мог найти работу;
  • национальный доход США упал на 48%.

Республиканцы не предпринимали спешных шагов для предотвращения или ослабления кризиса. Президент Герберт Гувер рассчитывала, что кризис сможет преодолеть свободная конкуренция и частная инициатива. Государство оставалось сторонним наблюдателем.

На президентских выборах в таких условиях победу одерживает демократическая партия. На четыре срока президентом становится Франклин Рузвельт.

Замечание 1

Франклин Делано Рузвельт – 32 президент США. Годы жизни 1882-1945. Единственный президент, который управлял страной до своей смерти более двух сроков. Он вывел США из мирового экономического кризиса, принёс стране роль победителя во Второй мировой войне.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг.

Пути выхода.

Слайд 2

Текст слайда:

Экономический кризис – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающееся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы.

Рыночная экономика развивается циклически:

Экономические циклы

1858г., 1900-1901гг., 1929-1933гг

Период от одного кризиса до другого

Слайд 3

Текст слайда:

Особенности мирового экономического кризиса

Глубина: значительное сокращение производства, резкий рост безработицы.Масштаб: кризис стал глобальным.Продолжительность: 1929-1933 гг., но экономика до начала Второй Мировой войны так и не достигла прежнего уровня.

Слайд 4

Текст слайда:

Причины мирового экономического кризиса:

Первая мировая война и действия стран-победительниц (нарушение традиционных хозяйственных связей, зависимость мировой экономики от стабильности американской экономики)Кризис перепроизводства (переход американской промышленности на технологии массового производства, низкий уровень потребления населением товаров)Биржевой кризис 1929 г. (резкое падение курсов ценных бумаг)Финансовый кризис (сокращение налоговых поступлений, бюджетный дефицит)

Слайд 5

Текст слайда:

Кризис в США 1929-1932 гг.
(«Великая депрессия»)

Черты:Значительная глубина падения производстваРазорение фермеровМассовая безработицаОтсутствие системы социального обеспечения

Толпы перед зданием биржи на Уолл-стрит

Слайд 6

Текст слайда:

Цифры и факты

Остановилось производство на фабриках и заводах.Источников доходов лишились 34 млн. человек.Сжигались посевы, вырубались плодовые деревья, забивался скот, уничтожалось сырьё, продовольственные товары.

ВВП США в 1910-60 гг., годы Великой депрессии (1929—1939) выделены

Безработица в США в 1910-60 гг., годы Великой депрессии (1929—1939) выделены

Слайд 7

Текст слайда:

Цифры и факты

Производство в обрабатывающей промышленности упало более чем на 53%. Производство машин сократилось на 80%.

Слайд 8

Текст слайда:

Пути выхода из кризиса

экономисты

роль государственного
регулирования в
экономике

Сторонники свободной рыночной конкуренции:невмешательство государства в экономическую жизнь

Приверженцы жесткогогосударственного регулирования: использование опыта мобилизации экономики периодаПервой мировой войны

Слайд 9

Текст слайда:

Джон М.Кейнс —
англ.экономист

Необходимость государственного регулирования экономики Повышение покупательной способности населения Увеличение государственных расходов Понижение налогов и банковского процента в одних случаях Повышение налогов и банковского процента в других случаях

«СТОЙ – ИДИ»

Слайд 10

Текст слайда:

Степень и формы государственного вмешательства в экономику

Политический режим

п

э

с

д

э

с

д

с

п

э

с

д

— Вмешательство государства

п

демократический

авторитарный

тоталитарный

Слайд 11

Текст слайда:

Либерально –демократический режим

ВеликобританияФранцияСкандинавские страныСШАКанадаМексика …

— основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.

Слайд 12

Текст слайда:

Тоталитарные режимы

ГерманияИспанияПортугалияИталия

– антидемократический режим, при котором устанавливается полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия, свободы и права человека; осуществляются репрессии.

Слайд 13

Текст слайда:

Особенности тоталитарных режимов

ГЕРМАНИЯ

ИТАЛИЯ,ИСПАНИЯ,ПОРТУГАЛИЯ

СССР

нацизм

фашизм

сталинизм

Крайняя форма национализмаАнтисемитизмОсобая агрессивностьСтремление к завоеванию жизненного пространства

Создание корпораций, объединявших различные слои населения и подчиненных вождю

Гос. собственность Гос. планированиеРегулирование всех сторон жизниИскоренение частной собственностиУравнительное распределениеМассовые репрессии

Слайд 14

Текст слайда:

Авторитарные режимы

Турция, ЮгославияГреция…

— режим, при котором политическая власть принадлежит одному лидеру или одной партии, ограничены политические права граждан и общественных организаций, вмешательство государства в жизнь общества незначительно, нет большого репрессивного аппарата.

Ревизия «Нового курса»

По мере выхода из кризиса корпо­рации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса».

В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые глав­ным образом с помощью финансово-экономических средств.

После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли формально в каче­стве поправки к Закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения.

Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так назы­ваемый охладительный период). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидар­ности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам стра­ны». Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забас­товкой, выходящей за рамки, предписанные законом.

Устанавли­вался контроль за профсоюзными средствами, которые запреща­лось использовать для достижения каких-либо политических це­лей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов.

В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью.

Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация коммунистиче­ски действующей организацией или организацией коммунистиче­ского фронта. Такие организации подлежали обязательной регист­рации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничи­вались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции.

В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об ин­тернировании любого лица, если имелось разумное основание по­лагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполни­тельных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию под­верглись не только коммунисты, но и просто прогрессивно мысля­щие интеллигенты.

Впоследствии эта кампания была в основном прекращена. И тем не менее в стране сложилась, функционирует и трансформируется особая система правовых отношений, которые не всегда совпадают с Конституцией.

2 вариант

1. В основе «нового курса» Ф. Рузвельта лежали идеи

1) марксизма
2) консерватизма
3) кейнсианства
4) национализма

2. Какое событие произошло ранее других?

1) принятие плана Дауэса
2) начало мирового экономического кризиса
3) переход к политике «нового курса» в США
4) установление дипломатических отношений между США и СССР

3. Временное закрытие банков в годы экономического кризиса про­водилось с целью

1) восстановления доверия к банковской системе
2) национализации банковской сферы
З) изъятия денег из обращения
4) предотвращения грабежей

4. Значение «нового курса» Ф. Рузвельта состояло в

1) отмене рабства в южных штатах
2) улучшении условий труда рабочих
3) прекращении государственных ассигнований в экономику
4) превращении США из аграрной страны в промышленную

5. К реформам первых 100 дней президентства Рузвельта относится

1) закрытие банков для установления государственного контроля над их деятельностью
2) отказ вводить общественные работы для безработных
3) разгон массовых митингов и демонстраций протеста против политики президента
4) переход к плановому регулированию экономики государством

6. Согласно закону о восстановлении промышленности

1) предпринимателям было запрещено менять условия найма рабочих
2) запрещалась деятельность профсоюзов
3) вводилась система общественных работ для безработных
4) запрещались митинги и демонстрации

7. Суть закона о регулировании сельского хозяйства состояла в

1) повышении цен на фермерскую продукцию
2) расширении объемов государственной закупки продукции у фермеров
3) закупке продукции фермеров государством по пониженным ценам
4) введении твердых государственных цен на зерно

8. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запрещение профсоюзов
2) расширение посевных площадей
3) переход к авторитарному режиму
4) организация общественных работ
5) введение «кодексов честной конкуренции»

Ответы на тест по истории США новый курс Рузвельта1 вариант
1-4
2-1
3-1
4-4
5-1
6-1
7-1
8-142 вариант
1-3
2-1
3-1
4-2
5-1
6-1
7-1
8-45

Реформы «нового курса» Рузвельта

Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), которого американцы до сего дня считают самым значительным политиком в своей истории. При Рузвельте, который четыре раза избирался на пост президента с 1932 г., США радикально переменились.

Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где без­раздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ноч­ным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обо­значения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.

Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом. Однако это не помешало Рузвельту добиться по­ставленных целей.

Административная ответственность

Основные полномочия по назначению административных видов наказаний происходят на основании положений статьи 14.33 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с положениями данной статьи:

  • если речь идет о проявлениях недобросовестной конкуренции, но уголовного состава в таком правонарушении зафиксировано не было, то наказание будет выражаться в размере административного штрафа. На должностных лиц налагаются штрафные санкции в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей, а в отношении юридических лиц размер санкций увеличивается от ста до пятисот тысяч рублей;
  • если в оборот были введены товары, при создании которых незаконным образом были использованы результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации, сформированные для другого юридического лица либо продукции или работ и услуг, то размер санкций меняется. На должностных лиц налагается штраф в размере двадцати тысяч рублей или осуществляется его дисквалификация на срок, не превышающий трех лет. Юридические лица подвергаются наложению штрафа в размере от одной до пятнадцати сотых размеров выручки самого нарушившего закон юридического лица. В денежном эквиваленте минимальной суммой штрафа является сто тысяч рублей.

1 вариант

1. Название «новый курс» получила политика

1) повышения налогов
2) усиления монополий
3) увеличения военных расходов
4) антикризисных мер государственного регулирования эконо­мики

2. Какое событие произошло позднее других?

1) избрание Ф. Рузвельта президентом
2) начало мирового экономического кризиса
3) создание Республиканской партии в США
4) разработка программы «14 пунктов» В. Вильсона

3. Сокращение посевных площадей и поголовья скота во время эко­номического кризиса проводилось с целью

1) ликвидации разницы цен между промтоварами и сельско-хозяйственной продукцией
2) вытеснения индейцев на западные земли
3) ликвидации феодальных пережитков
4) борьбы с вредными насекомыми

4. Значение «нового курса» Рузвельта состояло в создании

1) монополий
2) профсоюзов
3) конвейерного производства
4) системы социальной защиты населения

5. Президент США Г. Гувер был сторонником

1) свободного рынка
2) кейнсианства
3) введения государственной плановой экономики
4) государственной помощи безработным

6. Согласно закону о восстановлении промышленности

1) вводились кодексы честной конкуренции
2) организовывались общественные работы для безработных
3) вводился контроль над банковской системой
4) вводился запрет на увольнения рабочих

7. Суть закона о регулировании сельского хозяйства

1) сокращение «ножниц цен» на промышленные товары н сельскую продукцию
2) земли фермеров скупались государством
3) государство закупало зерно для передачи его фермерам
4) продажа сельскохозяйственной продукции по твердым фикси­рованным ценам

8. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) временное закрытие банков
2) отмена частной собственности
3) сокращение пособий по безработице
4) ликвидация демократических свобод
5) повышение цен на сельскохозяйственную продукцию

Новый курс Рузвельта

В последующем политика «открытых две­рей» приняла всемирный характер и превратилась в одно из важней­ших средств американской экспансии в глобальных масштабах.

Латинская Америка

Наиболее агрессивную политику, направленную на полное ис­ключение европейского влияния, Рузвельт проводил в Карибском бассейне, объявленном зоной «жизненно важных интересов» США.

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В 1903 г. его ад­министрация способствовала отделению департамента Панама от Колумбии, а за­тем заставила новорождённую республи­ку уступить Соединённым Штатам часть своей территории для постройки Панам­ского канала. Канал, соединивший Атлан­тический и Тихий океаны, стал одним из важнейших путей мировой торговли.

Русско-японская война

Видя в России своего главного противника на мировой арене, США поддержали Японию в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Руз­вельт, выступивший посредником в мирных переговорах, навязал России тяжёлый для неё Портсмутский мир, за что был удостоен Нобелевской премии. В 1907-1909 гг. соз­данный при Рузвельте броненосный флот совершил кругосветное плавание, демонстрируя всему миру возросшую мощь США.

Как он пришел в политику?

Франклин Рузвельт был избран губернатором Нью-Йорка в двадцать восьмом году и служил с первого января двадцать девятого года до своего избрания на пост президента США в тридцать втором году. Будучи губернатором Нью-Йорка, Рузвельт занимался официальной коррупцией, развитием гидроэнергетики на реке Святого Лаврентия, реформированием администрации тюрьмы штата и постройкой новой государственной тюрьмы в Аттике. Когда нация была поражена Великой депрессией, худшим финансовым кризисом в Америке, Рузвельт создал Временную администрацию по оказанию чрезвычайной помощи (TERA), целью которой было найти работу для безработных.

Кто такой Франклин Рузвельт?

На президентских выборах тысяча девятьсот тридцать второго года Франклин Рузвельт победил действующего президента-республиканца Герберта Гувера, став тридцать вторым президентом Соединенных Штатов. Он был переизбран в результате сокрушительной победы в тридцать шестом году. В сороковом году американский политик баллотировался на третий срок. Рузвельт снова победил с огромным отрывом.

Он также победил на выборах сорок четвертого года и, таким образом, занимал пост президента Соединенных Штатов с тридцать третьего года до своей смерти двенадцатого апреля сорок пятого года. Конвенция, состоящая из двух сроков, была включена в закон после Франклина. Рузвельт остается самым долгодействующим президентом Соединенных Штатов.

Реформы Рузвельта

Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), которого американцы до сего дня считают самым значительным политиком в своей истории. При Рузвельте, который четыре раза избирался на пост президента с 1932 г., США радикально переменились.

Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где без­раздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ноч­ным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обо­значения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.

Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом. Однако это не помешало Рузвельту добиться по­ставленных целей.

Преобразования в промышленном секторе

Комплекс мер, направленных на нормализацию производственного процесса, нашел отражение в положениях Национального закона о реформировании промышленности от 16.06.1933 . Базисом этого законодательного акта стал принцип «честной конкуренции», сформированный Д. Своупом и получивший всемерную поддержку Торговой палаты Соединенных Штатов. Нормами нового закона предпринимательским ассоциациям предписывалось выработать своего рода кодекс, кратко определяющий:

  • конкурентные условия;
  • уровень минимальных цен;
  • рынки сбыта;
  • оптимальные объемы производства.

В качестве бонуса предприятия, принявшие «честный» кодекс к руководству, освобождались от антитрестовских мер давления.

Особенности Нового курса Ф. Рузвельта в США

Рузвельта США были классической страной либерализма, где без­раздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ноч­ным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обо­значения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.

Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом.

Однако это не помешало Рузвельту добиться по­ставленных целей.

Самым существенным итогом перемен являлось внедрение начал социаль­ного законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, ор­ганизация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г. предприниматели обязаны были признать профсоюзные ор­ганизации и заключить с ними коллективный договор.

Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управле­нии экономикой и финансами.

К мерам в области экономики отно­сится создание Национальной администрации восстановления про­мышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был при­нят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объ­ём продукции, распределялись рынки сбыта.

Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установ­ленных цен. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Самой успешной оказалась программа помощи ферме­рам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохо­зяйственную продукцию, устанавливала объём производства, под­держивала сокращение фермерских посевных площадей.

Для аграрного сектора были выделены средства на исследова­тельские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты.

В ре­зультате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.

Внешняя политика Рузвельта

Т. Рузвельт проводил активную внешнюю политику и стал первым из американских президентов, который выступил в качестве лидера мировой державы.

Испано-американская война

Переломным событием во внешнеполитической истории США была испано-американская война 1898 г., в которой будущий президент участвовал добровольцем

Особую роль в вовле­чении Америки в войну сыграла нарождавшаяся в те годы«жёлтая пресса» — низкопробные бульварные газеты, делавшие ставку на сен­сационность и стремившиеся любой ценой привлечь внимание чита­телей

Благодаря своей победе над Испанией США приобрели собст­венную колониальную империю и вошли в число великих держав.

Политика «открытых дверей»

За­хват Филиппин вовлёк США в международное соперничество за Китай, который в тот момент находился в центре империалистиче­ского соперничества.

Китай уже был поделён на зоны влияния евро­пейских держав, поэтому США выступили в 1899 г. с доктриной «от­крытых дверей», требуя для себя равных возможностей на китай­ских рынках.

Позднее президент У. Г. Тафт дополнил эту доктрину «дипломатией доллара».

Чем запомнился миру Франклин Рузвельт?

На начальном этапе Второй мировой войны Рузвельт сделал Америку «Арсеналом демократии». В рамках политики ленд-лиза США поставляли продовольствие, нефть, материалы и оружие союзным государствам, включая военные корабли и военные самолеты; на общую сумму пятидесяти миллиардов американских долларов (эквивалентно шестистам пятидесяти девяти миллиардам американских долларов сегодня).

Франклин создал Управление научных исследований и разработок (OSRD) для координации научных исследований в военных целях во время войны. OSRD позже разработало первые атомные бомбы. Вместе с Черчиллем Рузвельт создал Атлантическую хартию, которая определила военные цели союзных стран. Она была издана в качестве совместной декларации четырнадцатого августа сорок первого года и впоследствии была одобрена всеми союзными народами.

Итоги и критика “Нового курса” Рузвельта

Принятые законы осуществляли прямое вмешательство государство в сферу социально-экономических взаимоотношений. Таким образом Рузвельт смягчил последствия кризиса и позволил Соединенным штатам Америки постепенно выйти из него.

Однако его политика постоянно подвергалась жесткой критике: когда страна стала выходить из кризиса, корпорации, обвиняя президента в насаждении социализма, стали добиваться отмены принятых законов. Но некоторые сравнивали его с таким великим политиком, как немецкий канцлер Отто фон Бисмарк.

Достижения в области трудового законодательства, которые были заслугой Рузвельта, сошли на нет уже после Второй мировой войны.

Что мы узнали?

Из статьи для 10 класса истории мы узнали кратко главное в “Новом курсе” Рузвельта – суть реформ в сельскохозяйственной, промышленной, социальной сферах, а также в том, что касалось банков и жилищного строительства. Указываются итоги проводимой им политики и то, какой критике она подвергалась. Узнали, чего удалось достичь благодаря вмешательству государства в экономические и социальные отношения.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий