Между штрафом и тюрьмой

Административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ за организацию митинга: что грозит нарушителю

Как организаторы мероприятий, так и участники, часто задаются вопросом о том, какая ответственность предусмотрена за допущение нарушений? В первую очередь, рассмотрим меры ответственности, применяемые к организаторам.

Нарушение порядка проведения митинга

В части 1 статьи 20.2 КоАП РФ закреплена ответственность для организаторов, которые не соблюдали порядок проведения мероприятия, прописанный в уже упомянутом ФЗ № 54, а также не выполняли обязанностей, которые должны выполнять организаторы митинга.

Обязанности у организатора следующие:

То, какой вид наказания понесет нарушитель, зависит от того, кем он является – простым гражданином, должностным, либо юр. лицом. Если для граждан максимальный штраф – 20 тысяч рублей, то для юридических лиц его размер может доходить до 100 тысяч. Для граждан возможна замена штрафа обязательными работами (до 40 часов).

Не подача заявки на проведение митинга

Любое массовое мероприятие должно проводится с разрешения властей.

Меры ответственности более суровые, нежели предусмотрены уже описанной выше части 1 статьи 20.2 КоАП РФ. Граждан могут обязать уплатить штраф (до 30 тысяч рублей), а для юр. лиц размер штрафа может достигать 200 000 рублей.

Кроме того, граждане могут быть арестованы (максимальный срок ареста – 10 суток), или привлечены к обязательным работам (до 50 часов).

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Ответственность за помехи в работе объектов инфраструктуры при проведении митинга

Если в результате несанкционированного массового мероприятия были созданы помехи для транспорта, препятствия для движения пешеходов, и т.д., организаторы понесут еще более суровую ответственность. Организаторы-граждане могут получить 15 суток. Кроме того, их могут обязать платить штраф, размер которого может достигать 50 тысяч рублей Еще одна мера ответственности — обязательные работы до 100 часов.

Ответственность за вред, причиненный во время мероприятия

На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.

Меры наказания достаточно суровые. Граждан могут обязать платить штраф до 300 тысяч рублей, посадить под арест на 20 суток, или заставить выполнять обязательные работы, срок которых может достигать 200 часов. Для юр. лиц предусмотрен лишь штраф, размер которого может доходить до миллиона рублей.

Ответственность за повторное допущение нарушений при организации нового митинга

Если организатор ранее уже привлекался к ответственности по любой части статьи 20.2 КоАП РФ и допускает нарушения вновь, его ожидает ответственность по части 8 данной статьи. Меры наказания почти аналогичны указанным выше (для части 4 статьи), однако максимальный срок ареста на треть дольше – до тридцати суток.

Что такое несанкционированный митинг. Закон о митингах, регулирующий их организацию и проведение

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным, и в России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54).

ФЗ № 54 закрепляет в том числе:

  • порядок организации митингов;
  • правила определения мест для проведения мероприятий;
  • субъектный состав участвующих (организаторы, участники);
  • основания для приостановления и прекращения митинга;
  • многие другие вопросы.

Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.

В случае, если все вопросы, необходимые для проведения мероприятия согласованы, оно может быть одобрено. В противном случае, митинг является несанкционированным, что влечет различные правовые последствия для его организаторов и участников.

Могут ли ко мне прийти с обыском?

По административному делу домой могут прийти с осмотром, если есть достаточные основания полагать, что во время этого осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, предметы, имеющие значение для дела об административном правонарушении. Осмотр проводится только с согласия собственника жилья или совершеннолетнего жителя дома, квартиры, при отсутствии согласия — по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием не менее двух понятых.

Меня называют участником акции. Какие у меня права?

Вы имеете право знать, какое административное правонарушение вам вменяют в вину. Вы можете дать объяснения или отказаться от дачи объяснений. Предоставлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства (например, ходатайство вызвать адвоката — у вас есть право на защиту, а также на беспрепятственное и конфиденциальное общение с адвокатом). Вы можете возражать против действий судьи или сотрудника, ведущего административный процесс.

Если вы видите, что ваши права нарушаются, если вы не согласны с обвинениями, вносите в протокол все свои возражения — только то, что записано и хранится в материалах дела, потом можно использовать для защиты.

Вас должны ознакомить с протоколом об административном правонарушении и всеми материалами дела, вы имеете право делать выписки и сфотографировать документы. А уже после рассмотрения дела в суде — получить копию постановления, подать жалобу на постановление по делу.

Как избежать наказания?

Оптимальным вариантом было бы вообще не ходить на подобные мероприятия. Но, не для всех сознательных граждан такое решение подходит, поэтому, чтобы уберечь себя от как минимум штрафа и максимум лишения свободы:

  • Ходите только на санкционированные, мирные митинги или шествия. Если в программе мероприятия призывы сменить власть или применять физическое воздействие к третьим лицам – это не стоит вашего времени, внимания и здоровья.
  • Если ситуация накаляется, и полицейские предъявили требование разойтись, то лучше незамедлительно так и сделать.
  • Не берите в руки подозрительные сумки, смотки, вещи и тому прочее.
  • Не давайте никому в руки свою сумку, свой телефон и другие личные вещи.
  • Не ввязывайтесь в драки, потасовки, не прибегайте к использованию оружия, в том числе и самодельного.

Помните, что каким бы значимым не был митинг, ваша безопасность, физическое и моральное благосостояние важнее всего.

Ответственность за несанкционированные митинги

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Данная статья предусматривает разные меры наказания в зависимости от совершенного противоправного деяния, а также для разных категорий нарушителей: граждан, должностных и юридических лиц. В зависимости от тяжести совершенного нарушения им может грозить штраф, обязательные работы или арест.

Субъектом правонарушения в качестве организатора могут быть граждане в возрасте от 18 лет при организации шествия, пикетирования или демонстрации или лица от 16 лет при организации митингов и собраний. Также организаторами могут являться политические партии и их региональные подразделения, а также общественные организации и объединения. Ответственность для организаторов митингов наступает по нормам ст. 20.1-20.4.

Под участниками публичного мероприятия понимаются граждане, члены партий, общественных и религиозных объединений, которые добровольно приняли участие в митинге. Ответственность для участников наступает по нормам ст. 20.5-20.6.1.

Ответственность за несанкционированные митинги по нормам 20.2 КоАП прописана в таблице.

Статья КоАП Характер нарушения Ответственность для граждан Ответственность для должностных лиц Ответственность для юридических лиц
20.2.1 Нарушение порядка проведения митинга, демонстрации, собрания,  шествия, пикетированиия Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов Штраф от 15 до 30 тыс. р. Штраф от 50 до 100 тыс. р.
20.2.2 Организация публичного мероприятия без подачи соответствующего уведомления Штраф от 20 до 30 тыс. р. или обязательные работы до 50 часов, административный арест до 10 суток Штраф от 20 до 40 тыс. р. Штраф от 70 до 200 тыс. р.
20.2.3 Если несанкционированный митинг привел к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории Штраф от 30 до 50 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 250 до 500 тыс. р.
20.2.4 Если в результате несанкционированного митинга был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 100 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 20 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 400 тыс. р. до 1 млн. р.
20.2.5 Нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов
20.2.6 Если в результате действий по ст. 20.5 был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 15 суток
20.6.1 Если участие в несанкционированном митинге привело к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории, препятствовало доступу граждан к жилым домам Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 200 до 300 тыс. р.
20.7 Организация или проведение публичного мероприятия вблизи от территории ядерной установки, источника радиации или пункта хранения ядерных материалов Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы от 40 до 200 часов, административный арест до 30 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.
20.8 Повторное совершение преступления, предусмотренного ч. 1-6.1 Штраф от 150 до 300 тыс. р. или административный арест до 15  суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.2 рассматриваются судьями на основании ч. 1 ст. 23 КоАП РФ. При этом протоколы об административных правонарушениях составляются сотрудниками полиции.

Согласно Постановлению КС ст. 20.2 КоАП была признана частично не соответствующей конституционным нормам, так как ущемляет право россиян на участие в митингах и шествиях.

Таким образом, проведение и участие в несанкционированных митингах и прочих публичных мероприятиях грозит лицам привлечением к административной ответственности. Меры наказания за несанкционированные митинги содержатся в 20.2 ст. КоАП. Они предусматривают наказание в виде крупного штрафа, обязательных работ или административного ареста. Ответственность наступает как для организаторов, так и для рядовых участников митинга.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Тише едешь

С тем, что ожидать быстрой реакции на инициативу МХГ не стоит, согласен и Владимир Новицкий.

«Российская законотворческая практика последнего десятилетия показывает, что либерализация законодательства — не наш конек. А события нынешнего года в Беларуси и Киргизии еще больше убедили российских законодателей в том, что “слишком много свободы” для общества может быть опасным», — говорит он.

Тем не менее, настаивает Наталья Звягина, гражданское общество не должно отдавать подобные вопросы в руки одних лишь законодателей, независимо оттого, каков их персональный состав в конкретном созыве парламента

По ее словам, для правозащитного сообщества важно инициировать сам процесс обсуждения — в надежде, что «какие-то субъекты законодательной инициативы подхватят предложенные идеи»

Поэтому для гражданского общества важно, чтобы такие идеи «роились» в воздухе непрерывно, и не так важно, от кого они исходят — от общественных организаций, индивидуальных правозащитников или от официальных правозащитных структур. Чем чаще такие инициативы высказываются, тем выше шанс, что какие-то из них будут услышаны на Охотном Ряду, объясняет Звягина, признавая, что шансы на то, что исходящие от правозащитников идеи будут с энтузиазмом подхвачены нынешними законодателями, мягко говоря, невелики

«Более того, мы всегда держим в уме, что наши инициативы могут привести к обратному эффекту: законодатели увидят, в каких местах до сих пор остаются “лазейки” для публичного выражения политической позиции граждан, и эти лазейки прикроют», — предупреждает правозащитница.

Но даже понимая, что правозащитные инициативы в нынешних условиях натыкаются на бетонную стену, гражданское общество не может оправдывать этим свое бездействие и ждать, что облегчение придет со стороны властей. Общество должно «долбить» эту стену в интересах самих граждан, убеждена Звягина.

«Существующие законы по этой тематике настолько сложны и часто внутренне противоречивы, что реализовать свое конституционное право на проведение собраний гражданам практически невозможно. Это в свою очередь приводит к тому, что люди реализуют это право стихийно, как мы видим на примере Хабаровска. Потому что когда граждане пытаются собраться, соблюдая все требования законов, выясняется, что сделать это нельзя», — говорит она.

Это «нельзя» постоянно только ужесточается, так как законодатели последовательно сужают «окно Овертона» в том, что касается выражения гражданами своих взглядов в публичном поле. Так, 21 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон Nо 258-ФЗ, которым были внесены ряд изменений и дополнений ужесточающего характера в КоАП, УК, УПК и Закон о полиции, касающихся правил проведения массовых мероприятий.

Однако всерьез рассчитывать, что эти поправки не будут положены под сукно, не приходится, полагает ведущий сотрудник Центра правовых и экономических исследований НИУ ВШЭ Андрей Федотов.

«Формально, да, предложения правозащитников можно было бы по принятой схеме довести до стадии законопроекта и даже закона. Но если мы посмотрим на то, какие законопроекты и поправки к законам доходят хотя бы до первого чтения в Госдуме, то становится очевидным, что шанс на это есть только у тех инициатив, которые исходят от Администрации президента РФ, от партии “Единая Россия” или от некоторых привилегированных групп депутатов» — сказал он «Эксперт online».

Какие предусмотрены штрафные санкции

За нарушения установленного порядка проведения общественных собраний предусмотрены штрафные санкции, согласно требованиям КоАП РФ. Меры наказания установлены как для организаторов, так и участников несанкционированных митингов.

Для организаторов

К организаторам применяются следующие санкции:

  • Штрафные взыскания в размере от 10, максимально до 20 тысяч рублей, до 15-30 тысяч рублей, если акция организована лицом, занимающим должность в госучреждении;
  • Отработка до 40 часов;
  • Штраф для компаний и организаций – 50-100 тысяч рублей.

При проведении публичного собрания с участием несовершеннолетних, санкции ужесточаются:

  • Размер взыскания составит 30-50 тысяч рублей на граждан и до 100 тысяч рублей на должностных лиц;
  • Штраф для компании до 500 тысяч рублей;
  • Арест до 15 суток;
  • Отработка сроком до 100 часов.

За проведение митинга без подачи соответствующего уведомления установлены следующие санкции:

  • Штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Если мероприятие организовано должностным лицом, размер штрафа устанавливается в 20-40 тысяч рублей;
  • Отработка, максимально до 50 часов;
  • Организатор может быть арестован на 10 суток;
  • Штраф компании составит от 70, максимально до 200 тысяч рублей.

Дополнительно организаторам могут быть начислены штрафы за следующие действия:

  • Митинг помешал функционированию сфер жизнеобеспечения, движению транспорта, доступу к жилым помещениям, превышены нормы наполняемости территории– штраф до 50 тысяч для граждан, компания может получить штраф в размере максимально 500 тысяч рублей;
  • Если при проведении акции пострадали люди или было повреждено личное или общественное имущество, будут наложены штрафные санкции для граждан максимально 300 тысяч рублей, для компаний до 1 млн. рублей;
  • При проведении собрания на опасной территории – штраф до 300 для граждан, до 1000 тысяч рублей для компаний;
  • Если нарушение было неоднократным – штраф до 300 для граждан, до 1000 тысяч рублей для юр. лиц.

Неоднократное несоблюдение требований законодательства может привести к уголовной ответственности.

Для участников

Для участников предусмотрены следующие меры:

  • Административный штраф от 10 максимально 20 тысяч рублей;
  • Направление на обязательные работы максимально на 40 часов.

За что могут наказать?

Норма статьи несколько размыта, так как приговорить могут даже за то, что участники митинга просто мешали гражданам пройти к социально значимым объектам – аптеке, банкомату, школе или поликлинике. Собственно, и само понятие социально значимого объекта можно трактовать так, как будет удобно.

За «создание помех» полиции гражданам при проведении митинга также могут ужесточить наказание – назначить максимально возможный срок ареста или штрафа. Под «созданием помех» можно предусмотреть все, что угодно – от того, что участник митинга стоял на пешеходном переходе до того, что он вовсе стоял не там, где можно.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали – не подписывайте никакую документацию и звоните сразу юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

Какие права у участников митинга?

Поговорим теперь о митингах или, как сейчас, это называется «мирными акциями протеста» и ответим на самые популярные вопросы. Гражданин имеет право знать, какое административное (уголовное) правонарушение ему вменяют в вину. Он может дать объяснения или отказаться от дачи объяснений, предоставлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства (например, ходатайство вызвать адвоката — у вас есть право на защиту, а также на беспрепятственное и конфиденциальное общение с адвокатом). Вы можете возражать против действий судьи или сотрудника, ведущего административный процесс.

Если вы видите, что ваши права нарушаются и если вы не согласны с обвинениями, то вносите в протокол все свои возражения. Помните, всё, что записано и хранится в материалах дела, потом можно использовать для защиты. Вас должны ознакомить с протоколом об административном правонарушении и всеми материалами дела, вы имеете право делать выписки и сфотографировать документы. А уже после рассмотрения дела в суде – получить копию постановления, подать жалобу на постановление по делу.

Какие материалы будут в административном деле?

Если мы говорим об административных делах за участие в митингах, то, как правило, в материалах содержится рапорт сотрудника милиции, где описано правонарушение, протокол об административном правонарушении, протокол опроса двух свидетелей (обычно это сотрудники милиции), которые подтверждают нарушение, протокол задержания и протокол опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, выписка из базы о совершенных правонарушениях и преступлениях. Кроме того, могут быть фото- и видеоматериалы, где зафиксировано участие в митинге, а также опись страниц в соцсетях, где обнаружены «подозрительные» снимки.

России требуются изменения в законодательстве

Можно с уверенностью признать, что в России законодательство крайне лояльно к организаторам незаконных митингов, провокаторам и хулиганам по сравнению с западными странами. При этом для согласования митингов на Западе ответственной организации необходимо пройти череду проверок и согласований, а также оплатить все затраты, которые могут возникнуть в результате действий митингующих.

Другими словами, для обеспечения правопорядка и безопасности граждан на митингах в России необходимо внести изменения в законодательство. Речь идет о постоянном месте проведения народных собраний, ужесточении ответственности организаторов и митингующих-хулиганов. Не стоит забывать и про закрытие лазеек для организаторов несогласованных акций в виде предложений «погулять» по центру города вместо открытых призывов к незаконным шествиям и митингам.

Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность

Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

Чего ожидать несовершеннолетнему?

Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Несанкционированный митинг: отличительные черты

Право на проведение и участие в митингах гарантируется всем россиянам Конституцией (ст. 31). Под митингами понимается массовый сбор людей в определенном месте в целях выражения своей позиции по важным проблемам.

В России возможность проведения и участия в митингах ограничивается ФЗ-54 от 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В частности, указанный правовой акт регламентирует порядок организации митингов, состав его участников, правила предоставления места, основания для прекращения и приостановления митинга и иные вопросы.

Данный ФЗ ввел запрет на незапланированный сбор людей на митинг. Согласно нормам, которые в нем содержатся, организаторы митинга должны предварительно подать заявку на проведение митинга в субъект, на территории которого будет проводиться митинг.

После того как сам митинг был согласован, необходимо пройти согласование места проведения массового собрания. В местах, где проведение митинга может нарушить работу транспортной сети, инфраструктурных объектов, примыкающих к зданиям власти, проведение митингов запрещается.

Если указанные аспекты были согласованы с властями, то такой митинг считается санкционированным. В противном случае мероприятие является несанкционированным и грозит привлечением организаторов и участников митинга к административной ответственности. В исключительных ситуациях организаторы могут понести и уголовное наказание.

Субъектом данного правонарушения является организатор или участник несанкционированного митинга или иного публичного мероприятия. К обязанностям участников митинга относится:

  • исполнение законных требований организаторов мероприятий, представителей властных структур  и органов местного самоуправления, правоохранительных органов;
  • соблюдение общественного порядка, правил безопасности дорожного движения.

Под организацией публичного мероприятия понимаются действия по оповещению участников о месте и времени его проведения, согласование акции с соответствующим органом исполнительной власти, изготовление средств наглядной агитации, прочие действия, которые не противоречат правовым нормам РФ.

Объектом, на который направлено преступление, является общественный порядок и безопасность. Объективная сторона преступления состоит в действиях или бездействии, которые выражаются в нарушении установленных законодательством норм. Субъективная сторона преступления состоит в наличии вины.

В качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, которые ужесточают наказание за него, выступают:

  • создание помех пешеходному и автотранспортному движению;
  • превышение норм заполняемости территории;
  • причинение вреда здоровью или имуществу;
  • организация либо проведение митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, активное участие в таких публичных мероприятиях.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий