О либерализме и либералах: кто это такие и какая идея ими движет

История либерализма

Первые упоминания того, что такое либерализм, можно найти еще в трудах древнегреческих философов. Яркий пример – города-полисы Древней Греции, в которых «воздух города делал человека свободными». Однако, глобальное распространение либеральных идей на земном шаре началось значительно позднее:

Как общественно-политическое течение либерализм зародился в 17-18 веке в Европе в ответ на борьбу с тотальным влиянием церкви и монархии на жизнь простых граждан. В этот период появляются труды основателей либерализма: Шарля Монтескье, Джона Локка, Вольтера, Жан-Жака Руссо и некоторых других. Единая мысль – признание идей свободы личности от произвола церкви и монарших домов, веротерпимость и право на частную собственность.
В 19 веке учение приобретает новых приверженцев во всех европейских странах. Формируется деление идеологии. Левый либерализм считается более радикальным и направленным на поиск новых путей развития, тогда как правый тяготеет к постепенному изменению имеющихся тенденций.
В 20 ст. формируется так называемый неолиберализм, ярким примером которого считается «новый курс» Франклина Рузвельта в США

Признается право на свободу человека, подчеркивается важность государственного регулирования экономики и социальной политики в адрес самых незащищенных слоев общества.

Ненависть к мигрантам

Русский либерал очень смеется над путинской пропагандой, рассказывающей о том, как «злые хохлы распяли трехлетнего мальчика на глазах у его матери». Он недоумевает, как «русское быдло» и «Шариковы» могут поверить в эту чушь, лживость которой можно легко проверить в интернете. Потом он заходит на «Эхо Москвы», читает статьи о том, как мигранты насилуют Европу, и забывает о том, что он не «русское быдло» и не «Шариков», и о том, что легко может проверить данные в интернете. В нем просыпается лютая ненависть к беспределу всяких арабов и африканцев, которых он считает за людей второго сорта (либералы цивилизованных стран, если бы узнали про такие его взгляды, за один стол с ним садиться бы отказались). Его не интересует даже статья Ильи Варламова на том же «Эхе», где тот пытается разоблачить эти мифы:

Мало интересуют русских либералов и данные Федерального ведомства уголовной полиции Германии, которые приводит New York Times, и по которым мигранты составляют около 10 процентов населения Германии, а в статистике преступлений на их долю приходится лишь 6 процентов, в случаях же сексуального насилия – 5 процентов.

Русский либерал считает, что мигранты в Европе только получают пособия, и больше ничего не делают. Исследование Университетского колледжа Лондона, доказывающее, что мигранты платят больше налогов, чем получают денег в виде пособий, для него не более, чем пустой звук. Совет Европы, который подтверждает этот тезис, для русского либерала также не авторитет. Зато журналисты Republic.ru (бывший «Слон» — как и «Дождем», им владеют банкир Александр Винокуров и его жена Наталья Синдеева), которые строчат пропагандистскую статью про то, как «мигранты убьют Европу» — вот по-настоящему компетентный источник, с точки зрения русских либералов.

Политические идеи либерализма

Как и в других политических интерпретациях, либерализм в любой из его форм по-разному определяется его сторонниками и противниками. Поскольку либерализм широк и в основном прагматичен в своих определениях, не существует твёрдого и неизменного списка руководящих принципов, которые можно было бы воспринимать как «либеральные» везде и всегда.

В одних случаях либералы выступают за увеличение налогов, в других – за уменьшение. В одних случаях либералы поддерживают расширение государственного сектора экономики, в других – выступают за программу приватизации. Иногда либерализм делает упор на финансовой помощи более бедным гражданам (например, через финансовую помощь безработным, отрицательный подоходный налог и т. п.).

В целом, практически все либералы и либеральные течения выступают за следующие политические преобразования:

  • гарантия личных свобод, гражданские свободы;
  • непременное соблюдение естественных прав человека;
  • верховенство закона и равенство всех перед законом;
  • конституционная власть;
  • представительная демократия;
  • свобода слова;
  • свобода печати;
  • свободный рынок и свободная торговля;
  • свобода совести и религиозных убеждений;
  • свобода политических объединений;
  • светское государство и антиклерикализм;
  • утилитаризм;
  • индивидуализм (признание этического превосходства человека давлению коллектива);
  • эгалитаризм (всех люди равны по статусу и моральной ценности);
  • мелиоризм (следующие поколения могут постепенно улучшать своё социально-политическое положение);
  • универсализм (моральное единство человеческого вида, а местные культурные различия чаще всего являются маргинальными).
  • защита частной собственности;
  • ограниченное конституционное правление;
  • плюрализм во всех сферах;
  • терпимость;
  • автономия личности;
  • нейтральное правительство в том смысле, что государство не должно определять, как люди могут или должны стремиться к своему счастью;
  • открытый подход к этическим вопросам;
  • целостность тела (человек сам вправе решать, что делать со своим телом);
  • взаимная ответственность государства за защиту отдельных категорий граждан;
  • базовая пенсия и социальное страхование должны покрываться налогами, в то время как более широкая защита должна быть приобретена у частных страховых компаний;
  • право каждого на самоопределение;
  • ответственность правительства за здравоохранение, образование и борьбу с бедностью;
  • равные права для женщин и мужчин;
  • правительство должно обеспечить ту или иную форму здравоохранения и начального образования;
  • поддерживают ваучеры на использование бюджетных пособий, таких как образование;
  • минимальное количество ограничений;
  • ненасильственные формы социальных, политических и экономических отношений;
  • нейтральное отношение к ЛГБТ-сообществам, общество должно иметь лишь очень ограниченный интерес к личному поведению своих граждан в области личных сексуальных отношений.

В разное время либералы признавали и конституционную монархию, и республиканский строй. Либералы, как правило, выступают против любых форм национализма (кроме умеренных либералов). Расизм совершенно несовместим с либерализмом.

Разные течения в либерализме по-разному отвечают на следующие вопросы:

  • имеют ли люди естественное и неотъемлемое право на безвозмездное получение от государства средств к существованию;
  • в какой степени нужно ограничивать государственное вмешательство в экономику;
  • несёт ли общество ответственность за обеспечение равных возможностей для каждого из своих граждан и др.

Как писал Джон Ролз, «государство не имеет права определять одно конкретное понятие хорошей жизни». Либеральная приверженность неограниченной свободе личности не обязательно является безусловной. Как выразился Оливер Вендель Холмс-младший: «Даже самая строгая защита свободы слова не защитит человека, который ложно кричит «Пожар!» в театре…». Либеральные партии поддерживают подавление призывов к насилию, что в философском смысле тоже не совсем является призывом к свободе.

Разные течения либерализма могут полностью отвергать некоторые аспекты либерализма. Например, консервативные либералы полностью отвергают моральный либерализм, делая упор на политическом и экономическом.

Существует несколько отдельных (а иногда и противоположных) течений либерализма. Кроме того, большое количество идеологий и философских течений оказывают влияние на либералов и либеральную теорию. В некотором смысле социал-демократия наиболее близка к либерализму «слева», а консерватизм близок к либерализму «справа».

Выступления дворян

Его за ту позицию, которую Унковский занимал по крестьянскому вопросу, не только отстранили от должности, но и запретили заниматься крестьянскими вопросами вообще. 112 тверских дворян, представили императору Александру 2 документ, который назывался «Верноподданнический адрес». Но вот положения этого документа были чуть ли не революционными. Представьте себе, дворяне сами настаивали на том, чтобы создать систему абсолютно равную для всех сословий, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимый суд и даже наделить крестьян землей.

Вот тут-то и стало ясно, кто тут либерал, а кто нет. Император Александр 2, который вроде бы сам призывал дворян освобождать крестьян и казался таким сторонником прогресса в развитии России по европейскому пути, приказал репрессировать этих дворян. 13 человек были помещены на два года в Петропавловскую крепость. Ну правда, вскоре их освободили, но тем не менее, оставили под надзором. А Унковский, был даже сослан в Вятку за свои радикальные идеи. Другие либералы, увидев подобную реакцию со стороны властей, побоялись открыто выступать против правительства, даже самыми благими намерениями.

Либерализм Адама Смита

Скот Адам Смит (1723-1790) выдвигает теорию о том, что люди могут формировать как моральную систему, так и экономическую систему без вмешательства государства. Более того, сильнейшими будут те страны, которые предоставляют своим людям свободу для реализации личных инициатив.

Экономические основы либерализма были изложены Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причин богатства народов» (1776 г.). Смит произвёл революцию в экономике, введя понятие «невидимая рука рынка». Он выступал за отмену феодальных и торговых правил, одобренных государством монополий и патентов. Адам Смит считается решительным сторонником минимального вмешательства государства в работу свободного рынка.

Адам Смит также разработал теорию мотивации, с помощью которой он пытался примирить человеческий эгоизм с нерегулируемым социальным порядком. Его самая важная работа «Богатство народов» (1776 г.) предлагает объяснение того, как свободный, нерегулируемый рынок мог бы естественно регулироваться только посредством суммы индивидуальных решений участников.

Либеральная идеология

Идеология либерализма возникла в эпоху Просвещения (XVII–XVIII века), против абсолютистской тенденции. Указывает на то, что человеческий разум с неотъемлемым правом на свободу действий, раскрепощённый и без ограничений, является лучшим способом удовлетворения желаний и потребностей человечества.

Этот оптимизм разума требовал не только свободы мысли, но и политической и экономической свободы.

Либерализм верил в прогресс человечества при свободной конкуренции социума и противоречил обвинениям властей (религиозным или государственным) о неправильном поведении индивида как в идеологической сфере, так и в материальной. Из-за недоверия либералов ко всем типам обязательств (индивидуальных и коллективных).

Первоначально либерализм защищал не только свободу индивидуума, но и свободу всего социума. И даже сотрудничал с новыми национально-освободительными движениями, возникшими в XIX веке, как в Европе, так и на заморских территориях (в основном в Латинской Америке).

В политической сфере либерализм сделал первые шаги после французской и американской революций.

Либерализм был политической идеологией (либеральной) буржуазии. Она опиралась на эту идеологию, и ей удалось завоевать доминирующее положение в течение XIX века и до Первой мировой войны, когда либеральная буржуазия стала доминирующей политической силой почти во всём западном мире.

Принцип свободы экономической жизни, провозглашённый либерализмом, сначала развивался в условиях большого социального неравенства, как следствие неудавшегося освобождения крестьянства в Европе, наполеоновских войн и быстрого демографического роста.

Затем он имел сильную реакцию посредством социалистических и коммунистических доктрин. Эти движения стали гораздо более сильной оппозицией либерализму, чем консервативные и традиционные течения.

Крах либерализма наступил перед лицом серьёзных политических и социальных проблем, возникших в Центральной Европе после Первой мировой войны. Это привело к тому, что Германия, Италия и другие страны погрузились в глубокие и затяжные кризисы, что способствовало расцвету тоталитарных систем: фашизму, национал-социализму, фалангизму и др.

После Второй мировой войны и перед лицом других движений христианско-демократического или социал-демократического направления либерализм вновь появился, намереваясь воссоздать свой вариант в политической и экономической сфере.

Либерализм XIX века

В начале XIX в. возник основной идеологический конфликт внутри либерализма. Две основные либеральные идеи:

  • достоинство и равенство людей;
  • право людей на свободу, особенно владеть и управлять личной (частной) собственностью.

Эти 2 принципа вступили в противоречие, когда стало ясно, что право собственности одних людей не может быть согласовано с достоинством других.

Особенно сложен случай так называемого земельного рабства, в котором один человек (раб) считался собственностью другого

Большинство либералов склонялось к важности человеческого достоинства, которое они всё больше и больше стали рассматривать как более важное, чем отстаивание прав собственности

Между 1774 г. и 1848 г. произошло несколько волн революций, каждая из которых требовала растущего верховенства прав личности. Само слово «либерализм» возникло именно в этот период

Революции начали всё больше распространять идею о том, что национальное единство является важной частью политического единства и что людьми не могут должным образом управлять те, кто не входит в их число

Это понимание было особенно важно во время революций, которые положили конец контролю Испании над большей частью своих колоний на американском континенте, и в установлении национализма в Европе, который разрушил традиционные монархии. Центральное место занимает идея свободы

Наполеон в 1804 г. превратил Францию в Империю и установил диктаторское правление. Однако в его время был проведён ряд либеральных реформ. Некоторые историки признают, что Наполеон был первым, кто использовал слово либерализм в политическом смысле, т. к. после завоевания Наполеона были осуществлены следующие реформы либерального характера:

  • феодальные порядки были отменены;
  • права собственности были либерализованы;
  • гильдии, еврейские гетто и инквизиционные суды были распущены;
  • церковная судебная власть была ликвидирована;
  • было введено равенство перед законом для мужчин.

Одним из величайших достижений является введение Кодекса Наполеона, кодифицирующего гражданское право, которому следовали во многих странах мира. Этот кодекс воплощал в себе многие либеральные ценности и широко охраняемую собственность.

В английской версии либерализм сделал упор на распространение демократических ценностей и проведение конституционных реформ, а во французской – на борьбе с авторитарными структурами как в политике, так и в экономике.

Также либерализм разделился на умеренные и прогрессивные течения. Умеренные либералы были приверженцами элитарности и критиковали демократию. В свою очередь, прогрессисты поддержали расширение прав голоса и всеобщий доступ к образованию. Со временем умеренные либералы также приняли эти постулаты как часть своей программы. В результате, оба течения были объединены.

Для либералов XIX в. целью было создание мира, свободного от государственного вмешательства. Они защищали негативную свободу личности, то есть свободу как отсутствие принуждения и внешнего давления. Они были сторонниками гражданских прав, свободного рынка и свободной торговли.

В конце XIX в. права на образование и голосование были расширены, и благодаря индустриализации был достигнут большой прогресс в экономике. Значительно расширилась торговля, а вместе с ней и возможности для прогресса и обогащения, а также быстрый рост распространения культуры и грамотности.

В то же время все эти изменения привели к огромному неравенству в богатстве и человеческих страданиях, таких как массовый голод, детский труд, загрязненные города и крайняя нищета для большинства населения.

На первый план вышел конфликт между собственностью и достоинством: либералы требовали законов, запрещающих детский труд, предписывали минимальные стандарты труда и заработной платы. Их противники говорили, что такие законы будут представлять собой несправедливое навязывание прав собственности и препятствование экономическому развитию.

Либерализм и консерватизм

Некоторые консерваторы считают себя истинными наследниками классического либерализма. Консерваторы хотят сохранить некоторые институты, которые они считают необходимыми для свободы. Отнесение либертарианства к либерализму также затрудняется попытками других групп присвоить его ценности.

Либералы обычно отличаются от консерваторов более широкой терпимостью и большим принятием мультикультурализма. В основе консерватизма лежит стремление к меньшему вмешательству правительства в дела рынка, к менее централизованному руководству или к большей индивидуальной свободе.

Отец консерватизма, Эдмунд Берк, представил горячую критику французской революции, в которой он подверг критике многие либеральные идеи. Консерваторы против либерального стремления к прогрессу и материальным благам, т. к. они подрывают традиционные ценности, укоренившиеся в обществе.

С другой стороны, консервативный либерализм – это направление, близкое к классическому либерализму, сочетающее либеральные взгляды на экономику (защита собственности, свободный рынок, минимальное правительство) с моральным консерватизмом. Большинство консервативных течений также принимают, с некоторыми оговорками, либерально-демократическую систему.

«Пора валить»

Из тезиса «народ – быдло» вытекает невозможность изменений к лучшему в России (из-за «некачественного» народа), а из этого положения – тезис «пора валить» (имеется в виду в другую страну). Вероятности, что изменений к лучшему нет из-за пораженности «русским либерализмом» значительной части интеллигенции (которая и должна формировать адекватную и доступную широким массам политическую повестку, а не занятый на изнурительных низкооплачиваемых работах народ), русский либерал даже не допускает, поэтому уезжает работать таксистом в Европу (чтобы потом ругать во всех бедах мигрантов – опять же, самокритично), а если он принадлежит к элите – продолжает зарабатывать на России. Но чаще все же остается в стране.

ссылки

  1. Economipedia. Экономический либерализм. Получено с economipedia.com
  2. Азбука цветная. Экономический либерализм. Получено с abc.com.py
  3. Муньос Фернандес, Виктор. Экономический либерализм, доктрина капитализма. Получено с redhistoria.com
  4. Энциклопедия раннего современного мира. Либерализм, Экономика. Получено с encyclopedia.com
  5. Heilbroner. Роберт Л. Адам Смит. Получено с сайта britannica.com
  6. Райко, Ральф. Австрийская экономика и классический либерализм. Получено с сайта mises.org
  7. Батлер, Имонн. Классический либерализм. Для первого. Восстановлено с iea.org.uk
  8. Гаус, Джеральд, Кортленд, Шейн Д. и Шмидц, Дэвид. Либерализм. Получено с plato.stanford.edu

Булгаков и Солженицын

Многие из русских либералов воспитаны на книгах Михаила Булгакова, которые они с удовлетворением читали как «антиправительственные», но их не смущало, что эти «антиправительственные» книги печатались миллионными тиражами (чтобы подготовить население к смене идеологического и экономического курса), экранизировались, и в 80-е не оставалось практически никого, кто бы их не читал. По слухам, Александр Яковлев лично приезжал с проверками на печатные фабрики, чтобы контролировать печать произведений Булгакова.

Осмелевшие радикальные консерваторы пытаются обратить демагогию булгаковского типа уже против самих русских либералов

Доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда Мариэтта Чудакова подчеркивает: «мы совсем не знали этого писателя, и он появился одномоментно». И это притом, что до войны в СССР ставилось множество пьес Михаила Булгакова, издавались «Белая Гвардия», «Роковые яйца» и многие другие произведения. Другими словами, в народе Михаила Булгакова попросту забыли как второстепенного автора, а потом «сверху» его решили вынуть из небытия. В 1966 году роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» (тираж 150 тысяч экземпляров); 7 июня 1972 года выходит постановление секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений М. Волошина, О. Мандельштама, Вяч. Иванова, Н. Клюева, М. Булгакова и других писателей 20-х годов», имевшее гриф «Совершенно секретно», а в это время русские либералы были уверены, что читают произведение, неудобное власти.

Александр Солженицын

Еще один вдохновитель русского либерализма — это Александр Солженицын. Этот автор в значительной мере повлиял на исторические взгляды русских либералов, что явилось деструктивной мерой воздействия, так как Солженицын является не историком, а публицистом, со всеми вытекающими последствиями — зачастую в его произведениях можно наблюдать грубую фальсификацию, а порой и проталкивание консервативных ценностей, как, например, в расистской книге «200 лет вместе». Во многом феноменом Солженицына обусловлен тот факт, что часть общества верит таким же публицистам, только просталинского толка, а не докторам исторических наук.

Несколько слов из истории.

С духовными, религиозными, идеологическими, экономическими, политическими трансформациями понятие «либерал» также заметно преображалось. Например:

  • Мигель де Сервантес в своем романе «Дон Кихот» (начало 17 века) открывает нам либерала, как человека хорошо воспитанного, терпимого и общительного.
  • В конце 18 века к понятию добавляются идеалы свободы и независимости.
  • 19 век расширяет смысл, дополняя отстаиванием и защитой гражданских прав, а также избавлением от религиозного фанатизма по отношению к науке и техническому прогрессу.
  • В 20 веке либералом называли самодостаточного человека-индивидуалиста, которому присуще чувство ответственности.
  • Сегодня, в 21 веке, определение данного понятия будет зависеть страны и ее культуры.

На территории постсоветского пространства, благодаря Холодной войне и Железному занавесу, отношение к либералам было довольно негативным. Это связано с тем, что человек, придерживающийся свободных идей, ориентируется на Европу и Америку. Зачастую их называли «западники», вольнодумцы. Так, в словаре Ожегова одно из толкований понятия «либерализм» представлено следующим образом: «Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство».

Основы либерализма начали формироваться в конце 17 столетия. Подспорьем для этого послужило зарождение и расцвет эпохи Просвещения, а также борьба с абсолютизмом католической церкви.

Первые либералистские идеи зарождались в трудах французского политического деятеля Шарля Луи де Монтескьё, французского философа и просветителя Вольтера, швейцарского философа и писателя Жан-Жака Руссо.

В 19 веке идеи предшественников поддержали Алексис де Токвиль (французский государственный деятель), Вильгельм фон Гумбольдт (немецкий философ и дипломат), Джон Стюарт Милль (английский политик) и др.

20 век значительно преобразил основные черты либерализма. Мировые войны, Великая депрессия, развитие производства, индустриализация, конкуренция привнесли концепцию защиты слабых слоев населения.

Идеологи консервативного либерализма

Для того чтобы понять, что такое пореформенный либерализм в России, необходимо рассмотреть концепции его идеологов.

К. Кавелин является основателем концептуального подхода к этому направлению политической мысли. Его ученик, Б. Чичерин, разработал основы теории консервативного либерализма. Он определял это направление как «позитивное», целью которого является осуществление необходимых для общества реформ. При этом все слои населения должны отстаивать не только свои идеи, а и считаться с интересами других. По мнению Б. Чичерина, общество может быть сильным и стабильным только в том случае, если оно опирается на власть. При этом человек должен быть свободным, так как он является началом и источником всех социальных отношений.

Разработкой философских, культурных и методологических основ этого направления занимался П. Струве. Он считал, что только рациональное сочетание консерватизма и либерализма может спасти Россию в пореформенный период.

Новое течение в либерализме

Вполне возможно, что России и следовало использовать, с их точки зрения, западный опыт, лишь бы он приводил к хорошим результатам. В конце 1870-х годов усилились либеральные настроения и среди представителей земств. Возникло течение в либерализме, которое современные историки называют «Земский конституционализм».

Представители этого направления, требовали от Александра 2 продолжения реформ. Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, стоит расширить. Они требовали равного положения для всех сословий, а некоторых из них, даже принятие конституции Российской империи.

Ключевым пунктом требования земских конституционалистов, было требование о предоставлении гражданам свобод, таких как: свобода слова, свобода печати, свобода собраний. Однако, Александр 2, несмотря на весь либеральный запал начала его правления, был явно не готов пойти на столь серьезные послабления. Этому весьма препятствовала и революционная деятельность, которая в это время уже велась в России. Так вот, гражданские свободы, столь желанные для представителей земств, были дарованы не Александром 2 и даже не Александром 3, а только Николаем 2 в 1905 году, когда его к этому, фактически, принудила первая русская революция.

Особенностью земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром 2 и в самом конце правления Александра, у них, кажется, появилась некоторая надежда. Дело в том, что правой рукой Александра II стал Михаил Ториэлович Лорис-Меликов, которого считали приверженцем идеи либерализма. Но как вы знаете, надежды либералов не оправдались и конституция или, по крайней мере, некое подобие ее, что разрабатывал Лорис-Меликов, так в России и не была принята.

Либералы пытались убедить императора и его приближенных в том, что проще произвести в стране постепенное преобразование, чем дожидаться всплеска революционных настроений.

Некоторые представители либеральных кругов даже вступали в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты для того, чтобы вынудить власть к сотрудничеству. Но к сожалению, все их усилия оказались бесполезными. Некоторые либералы хотели возрождения хотя бы земского Собора, через который можно было бы пытаться влиять на императора. Но даже такая мысль Александру 2 казалась, тогда уже, слишком радикальной.

Итак, либеральное движение 60-х, 70-х годов 19 века, к сожалению, не выполнило тех задач, которое оно перед собой ставило. В немалой степени, неудачи русского либерализма, были связаны с давлением на власть со стороны другого политического течения консерватизма.

Рекомендуем: Реформы начала 1880-х годов — оценка реформ Александра 2

Рекомендуем: Социально-экономическое развитие России в 1860 — 1870 годы — во времена императора Александра 2

Рекомендуем: Внешняя политика Александра 2 — самые важные моменты

Либерал: кто это

Понимание того, кто такой либерал, с течением времени заметно менялось:

  1. В романе «Дон Кихот», написанном вначале XVII века, либерал – это терпимый, хорошо воспитанный и общительный человек.
  2. В конце XVIII века слово приобретает значение, связанное с идеалами свободы.
  3. В XIX веке либерал – это человек, который проповедует свободу и просвещение, выступает в защиту гражданских прав и за освобождение общества от религиозного мракобесия.
  4. В XX веке идеалом либерала становится самодостаточный индивидуалист с развитым чувством ответственности.
  5. Сейчас всё труднее сказать кто такие либералы простыми словами. Определение часто зависит от культуры и страны.

К примеру, в России превалирует негативное восприятие либералов. Принято считать, что это люди, которые во всем ориентируются на Европу и США.

Достоевский называл таких людей (в свое время) «западники» и жестко критиковал (как же актуально звучат его слова спустя сотню лет!).

В этом плане все довольно прозаично. Хорошим, правильным словом «неправильные люди» прикрывают свою неприглядную сущность (волк в овечьей шкуре).

Точно так же затаскали и опоганили слово «демократия». Борьбой за демократию западные страны прикрывают откровенный грабеж, вмешательства в дела других стран и геноцид целых народов.

Так и наши «лже-либералы». Они не имеют никакого отношения к изначальному смыслу слова «либерализм» . Это лишь удобная ширма, за которой прячется «пятая колонна», ненавидящая страну и весь народ. Они якобы за свободу личности ратуют, но на самом деле несут бесславное знамя коллаборационистов.

Это озлобленные, самовлюбленные и ни на что в этой жизни неспособные люди. Как-то по другому возвыситься над толпой у них не получается, поэтому всех остальных им нужно втоптаться в грязь (раздавить, навесить ярлыки, заставить каяться), а самим таким образом возвыситься (ведь они прозрели, а остальные слепы).

Отделив себя от народа, они становятся некими «представителями на местах» западного мира. При этом продолжают говорить от имени народа (как мем с Ахиджаковой). Западники они и есть западники. Они нашли свое призвание и получают как материальное, так и моральное удовлетворения от своего предательства (мальчиши-плохиши). И нет предела их моральному падению, ибо люди пустые.

А западные лже-либералы?

В либерализме ведь главная ценность — это права и свободы человека. Очень возвышено и правильно. А значит прикрывшись этой идеей можно бороться за права людей в любой стране (с поддержки местных «якобы либералов»).

О, у вас же права человека нарушаются (и местные либеральные защитники прав подтверждают)! Тогда мы идем к вам (с самолетами, ракетами и прочими демократизаторами и либерализаторами).

Под этим лозунгами бомбили Югославию, разорвали на части Ливию, почти разорвали Сирию. И все это под знаменами либерализма и демократии! Прикрываясь борьбой за благо жителей этих стран. Лицемерие (что это такое?).

Как тут не привести цитату Махатмы Ганди:

«Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения – во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?»

Изначальная теория либерализма

Последователи классического либерализма в большей мере отдавали предпочтение и уделяли больше внимания «индивидуальной свободе» человека. Концепция этого понятия выражается в том, что личность не должна подчиняться ни обществу, ни социальным порядкам. Независимость и равенство — вот те главные ступени, на которых стояла вся либеральная идеология. Под словом «свобода» тогда понималось неимение различных запретов, лимитов или вето на осуществление действий личностью, учитывая общепринятые правила и законы государства. То есть, та свобода, которая не шла бы наперекор установленных догм.

Как считали основатели либерального движения, правительство должно гарантировать равенство между всеми его гражданами, но о своем материальном положении и статусе человек уже должен был заботиться самостоятельно. Ограничение сферы деятельности правительственной власти было тем, что либерализм пытался в свою очередь добиться. По теории, единственное, чем должно было обеспечивать государство своих граждан — это безопасность и охрана порядка. То есть либералы пытались повлиять на сведение до минимума всех его функций. Существование общества и власти могло быть лишь при условии их общего подчинения законам в рамках государства.

О том, что классическому либерализму все-таки быть, стало понятно, когда в 1929 году в Соединенных Штатах возник страшный экономический кризис. Его последствиями стали десятки тысяч обанкротившихся банков, смерть множества людей от голода и прочие ужасы экономического спада государства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий