Пять главных вопросов о госбюджете россии

Принципы формирования федерального бюджета

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы

Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Доходы и расходы федерального бюджета

Все доходы федерального бюджета делятся на два типа:  налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы составляют:

  • основные федеральные налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством;
  • таможенные платежи и сборы, таможенные пошлины;
  • государственная пошлина.

Неналоговые доходы формируются за счет:

  • доходов от использования и продажи личного имущества;
  • части прибыли унитарных предприятий.

Также в доходах федерального бюджета учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешней экономической деятельности;
  • доходы от реализации запасов и государственных резервов.

Средства из федерального бюджета используются на такие расходы:

  • на обеспечение деятельности президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации , Счетной палаты Российской Федерации , Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • на функционирование федеральной судебной системы;
  • на осуществление международной деятельности;
  • на национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
  • на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • на государственную поддержку воздушного, железнодорожного и морского транспорта;
  • на государственную поддержку атомной энергетики;
  • на ликвидацию последствий стихийных бедствий федерального масштаба и чрезвычайных ситуаций;
  • на исследование, а также использование космического пространства;
  • на формирование федеральной собственности в государстве;
  • на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • на компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов, а именно: на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, которые подлежат финансированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • на федеральную инвестиционную программу;
  • на официальный статистический учет на государственном уровне.

Когда формируются бюджеты всех уровней, обязательно предусматривается создание резервных фондов. Так, в федеральном бюджете резервный фонд не может превышать 3% уже утвержденных расходов федерального бюджета. Устанавливается размер резервных фондов органами законодательной власти при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются прежде всего на финансирование непредвиденных расходов, например, на проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредвиденных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется исключительно правительством государства.

Бюджетный процесс

Основная статья: Бюджетный процесс

Составление проекта

Проект федерального бюджета готовится федеральными исполнительными органами власти (Минфином, Минэкономразвитием и др.). Предварительно разрабатываются планы и прогнозы по территориям, отраслям; создается сводный финансовый баланс.

Рассмотрение и утверждение

Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, иные обязательные документы и материалы не позднее 1 октября текущего года. Данный проект рассматривается Госдумой в трёх чтениях:

  • В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством.
  • Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам.
  • В третьем чтении Госдума утверждает бюджет по подразделам.

После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован.

Исполнение

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Минфин России, распорядители и администраторы бюджетных средств. Кассовое обслуживание исполнения производится Федеральными казначейством.

Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря.

Составление и утверждение отчета

По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

Субсидии ОАО «РЖД»

Доходы

Доходы бюджета России разделяются на две большие группы — неналоговые и налоговые. Также в доходы зачисляется остаток неизрасходованных средств предыдущего года.

Рассмотрим группы подробно. Налоговые доходы годового бюджета России:

  • Федеральные сборы и налоги, что устанавливаются налоговым законодательством РФ.
  • Таможенные сборы, пошлины и подобные им платежи.
  • Госпошлины.

Неналоговые доходы годового бюджета России:

  • Прибыль от использования госимущества.
  • Доходы от продажи государственного имущества.
  • Часть доходов унитарных предприятий.

Вместе с тем к доходам федерального бюджета в нашей стране относится и следующее:

  • Прибыль Центробанка РФ.
  • Доходы от проведения ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
  • Доходы от реализации различных государственных резервов и запасов.

Стоит отметить, что доходы бюджета РФ могут передаваться и в бюджеты ее субъектов, а также муниципальным бюджетам. Но только по нормативам, утвержденным законом о бюджете РФ на текущий год.

Актуальные показатели о поступлении

Для того, чтобы сориентироваться в налоговых доходах и расходах консолидированного бюджета страны, необходимо проанализировать цифры, предоставляемые Росстатом.

По годам

Учитывая официальные данные, предоставляемые Федеральным казначейством России, имеются следующие цифры по суммам, которые поступали в консолидированный бюджет начиная с 2010 года:

  • В 2010 году общая сумма составила 18.694.994.432.731 руб. Далее, для упрощения предоставляемой информации и повышения наглядности, будем приводить исключительно сумму триллионов и миллиардов рублей с округлением в меньшую сторону.
  • В 2011 году итоговая сумма, поступившая в казну, составила – 14,622 трлн.руб.
  • В 2012 году цифра достигла отметки 17,247 трлн.руб.
  • В 2013 – 18,115 трлн.руб.
  • К 2014 году в государственную казну входит сумма в количестве 19,959 трлн.руб.
  • В 2015 пополнился на сумму 19,564 триллиона в национальной валюте. И, как видно, цифра стало несколько ниже, почти на 0,5 триллиона рублей.
  • 2016 год показал дальнейший рост до отметки в 19,842. Но эти цифры все же не догнали показатель 2014 года.
  • В 2017 году продолжилось укрепление по количеству поступлений. Также, как и в 2018.
  • А вот на 2019 год показатель достиг рубежа в 27,020 триллиона рублей.

По городам

Рассматривая бюджет России на 2020 и 2019 годы, консолидацию можно оценить только по совокупности сумм, поступающих из субъектов РФ. Вот какие данные имеются у Росстата и Федерального казначейства на период 2018 года. Учитывать, что данные приведены в тысячах рублей на одного жителя города:

  • В Москве показатель достиг 168,2.
  • В Южно-Сахалинске – 119,6.
  • В Санкт-Петербурге – 103,4.
  • В Ханты-Мансийске – 84,9.
  • В Севастополе – 81,8.

Это топ-5 городов с наиболее высокими показателями, которые показывают, насколько хорошо здесь живется гражданам страны.

Далее, приведем в рейтинге топ-5 городов с наименьшим бюджетом:

  • На одного жителя города Иваново приходится 14,4 тысячи рублей.
  • В Махачкале и Йошкар-Оле эта отметка одинакова и достигла 12,7.
  • Далее идет Тольятти с небольшим показателем в 9,9.
  • И самым худшим и замыкающим, соответственно, список является Светлогорск. Тут на одного жителя приходится 9.300 ₽.

По видам продукции

Естественно, что суммарные вливания в общегосударственную казну, формируют исполнение консолидированного бюджета

Поэтому, с точки зрения управления страной важно, чтобы функционировали все предприятия, собирались все налоги и исполнялись все обязательства перед государством. Оценивая основные категории по которым наполняется казна страны, ситуация на 2016 год выглядит следующим образом:

  • На долю нефтегазовых доходов приходится около 41%. В этот раздел входит, как налог на добычу полезных ископаемых, так и таможенные пошлины ввозные и вывозные.
  • Поступления, связанные со сбором налога на прибыль с организаций и на добавленную стоимость. Сюда также можно отнести акцизы. В совокупности это категория дает до 50% общих поступлений.
  • Еще остается категория «прочие». Сюда входят госпошлины, безвозмездные отчисления физ и юрлиц, а также от международных организаций. Доходность этой статьи составляет около 8%.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

  • Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
  • Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
  • Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
  • Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.

Экономический смысл

Если рассматривать бюджет России, как экономическую категорию, то перед нами предстанет общественная устойчивая связь. Проведем аналогию с финансами. Тогда федеральный бюджет будет общественными отношениями, установленными по поводу формирования и дальнейшего использования госвластью фонда с денежными средствами.

Структура доходов бюджета России будет определяться сразу несколькими факторами:

  • Потребность РФ в финансовых ресурсах.
  • Возможности Российского государства по последующей мобилизации этих ресурсов.
  • Особенности проводимой правительством экономической политики.

Со структурой расходов несколько проще. Она определяется функциями государства.

Экономическая практика представляет бюджет России важнейшим компонентом макроэкономической политики. Именно он обеспечивает как аккумулирование финансов, так и их последующее распределение.

Параметры государственного бюджета будут непосредственно влиять на ряд макроэкономических показателей — объемы производства и инвестиций, уровень занятости, доходы населения страны, валютный курс, процентную ставку и проч.

Тут можно отметить, что государственный бюджет России — это не только экономическая категория, но и достаточно сильный, действенный политический инструмент.

Федеральный бюджет — это фактически финансовый план РФ. А именно — план сбора и дальнейшего использования финансовых ресурсов, которые способны обеспечить собой исполнение государственных функций.

На что направят триллионы?

Методы преодоления

Естественно, что если доходы превышают расходы, то образуется так называемый профицит. И в противоположность, если расходуется больше, чем поступает, формируется дефицит.

Учитывая возможность негативного развития для финансовых поступлений в казну, то есть такой ситуации, когда будет образовываться дефицит, существуют специальные методы, по преодолению этого негативного момента:

  • Развитие производственных мощностей и новых отраслей.
  • Достижение финансовой стабильности на предприятиях и отраслях независимо от формы собственности.
  • Активизация предпринимательской деятельности.

Примечания

Структура

Если делить его на составляющие, то схема консолидированного бюджета РФ будет включать в себя следующие составляющие:

Федеральный, состоящий из федерального и федерального целевого.
Консолидированный от субъектов РФ, включая области, регионы, края. Это разносторонний пункт, включающий в себя следующие виды бюджетов – региональные, местные, территориальные целевые

Важно понимать, что категория местных объединяет в себе сборы с районов и городов. А те в свою очередь состоят из районных, городских, внутригородских, поселковых и сельских сборов.

Но знать структуру консолидированного бюджета РФ мало, необходимо четко предоставлять суммы, которые попадают в него из разных областей. Так можно сориентироваться, какие территориальные единицы являются донорами, а какие нуждаются во вливаниях и перераспределении денежных потоков для осуществления политики государства и поддержания социального уровня граждан.

Расходы на национальные проекты

На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.

Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:

  • Демография – 742,5 трлн руб.
  • Здравоохранение – 243,2 трлн руб.
  • Образование – 171,6 трлн руб.
  • Жилье и городская среда – 102,6 трлн руб.
  • Экология – 108 трлн руб.
  • Безопасные и качественные автомобильные дороги – 117,4 трлн руб.
  • Производительность труда и поддержка занятости – 6,4 трлн руб.
  • Наука – 54,9 трлн руб.
  • Цифровая экономика РФ – 150,2 трлн руб.
  • Культура – 21,7 трлн руб.
  • Малое и среднее предпринимательство – 56,3 трлн руб.
  • Международная кооперация и экспорт – 97,5 трлн руб.
  • Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры – 373,4 трлн руб.

Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен . Основная информация по планируемым доходам и расходам казны есть в пояснительной записке ().

Заглавное изображение: epp.genproc.gov.ru

Понравился материал? Расскажите о нём друзьям!

Расходные статьи

«Из чего складывается бюджет?» – вопрос несложный. Он складывается из различных источников. Все доходы общегосударственного фонда — это совокупность поступающих в казну национальных средств в виде налоговых и не налоговых сборов.

Основное

Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.

Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.

Относительно целей, деньги можно поделить на:

  • Военные затраты. Они направлены на поддержание национальной безопасности страны, в том числе на поддержание армии в боевом состоянии, а также на формирование бюджета МВД.
  • Затраты на здравоохранение страны.
  • Заработную плату Президенту РФ, а также политикам страны. Все чиновники не имеют право заниматься коммерческой деятельность, поэтому заработная плата им начисляется непосредственно из казны страны.
  • Общегосударственные отчисления, направленные на выплаты страховым организациям. Такие выплаты направлены на содержание государственных учреждений, на стабилизацию работы муниципальной сферы экономики.
  • Экономическое расходование. Все экономические траты направляются на субсидии отдельным отраслям хозяйствования. Деньги уходят в первую очередь на погашение государственного долга. Казна для таких трат часто пополняется драгоценными металлами и резервной валютой.
  • Внешнеполитическое потребление. К ним относят расходы на политическую деятельность государства за его пределами. Затраты, направленные на стабилизацию рыночных отношений между соседними странами.

Оплата министерств

Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.

На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.

Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.

Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.

Правительственные затраты

Расходы связаны с отчислением денежных средств на содержание института города, а также на поддержание цикла государственных закупок товаров и другого рода услуг.

Национальные закупки товаров и услуги могут быть самого различного вида – начиная с расходов на строительство за счет бюджета школ, других медицинских учреждений и поддержание в порядке дорог, а также объектов культуры, и заканчивая приобретением сельскохозяйственной продукции. К таким правительственным расходам относят и все внешнеторговые закупки. Отличительный признак этих закупок в этом, что средства на них расходуются из казны.

В современных рыночных условиях бюджет является мощным рычагом правительственного регулирования экономики и воздействия на хозяйствование страны. Бюджет сегодня — это многоплановый документ, передающий все многообразие государственных функций, выполняемых им.

Прочее

Все государственные расходы выступают в следующих формах:

  • Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
  • Строительство за счет вложения капитальных вложений.
  • Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.

Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.

Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос

бюджета.

Актуальные показатели 2020 года

2020 год значительно изменяет экономическую картинку. Относительно 2019 года она сильно изменилась. Согласно прогнозам все нефтегазовые расходы должны упасть на 400 млрд. рублей. Суммы получаемых дивидендов будут перераспределены между отраслями. Значительно увеличатся доходы от НДС — это, примерно, 8 трлн. Против прошлых 5,9. Опираясь на статистические данные можно смело сказать, что Россия сможет уверенно войти в первую пятерку крупнейших экономических держав.

Согласно Федеральному Закону под номером 380 «О Хозяйственных партнерствах» на территории страны между предпринимателями и другими членами хозяйствования возможно установить такие отношение, при которых обязанности сторон строго регламентированы и поэтому обязательны к выполнению. Министерства регулируют правовые отношения между сторонами, а также процессы реорганизации и ликвидации.

Экономика страны находится под пристальным контролем властей, что принципиально важно при выстраивании долгосрочных и приносящих прибыль отношений между членами хозяйства

Регулирование федерального бюджета

История изменения

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в первой половине 2000-х годов возрастали опережающими темпами (в млрд руб.)

За 2000—2005 годы расходы на межбюджетные трансферты возрастали наибольшими темпами (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Также это объясняется увеличением госаппарата (в 2005 году, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 %, или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Доходы от природных ресурсов

Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.

При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает, помимо федерального, все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года — чуть более 30 %.

Бюджет 2011 года был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель.

С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило, определяющее максимальный уровень расходов бюджета, исходя из цены на нефть.

По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета.

По данным Минфина в 2019 году нефтегазовые доходы в федеральном бюджете России составили 39% от общего дохода или 7 924.3 млрд рублей

Расходы, связанные с употреблением табака

В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (неподтвержденная информация) и дополнительных потерь от нетрудоспособности курильщиков, соответствуют 21,59 % расходов консолидированного бюджета на здравоохранение.

Экономические потери от курения составляют около 3 % ВВП России.

Основные статьи расходов регионального бюджета

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

  • предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
  • погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
  • обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
  • реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
  • приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
  • создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
  • обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
  • финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
  • предоставление средств бюджетам местного уровня;
  • выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы

Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения

Как принимается бюджет

Порядок утверждения

Составление проекта федерального бюджета — прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года и основывается на Бюджетном послании президента РФ (с 2014 года является составной частью президентского послания Федеральному собранию), прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство вносит на рассмотрение Госдумы проект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года. Госдума рассматривает документ в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции, заложенные в основу формирования основных характеристик бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики. В случае отклонения документа в первом чтении он передается в согласительную комиссию, которая в течение десяти дней разрабатывает вариант основных характеристик бюджета.

Во втором чтении рассматриваются приложения к федеральному бюджету, в частности, устанавливающие перечень главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования и др.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, принятым во втором чтении, утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период. После того, как федеральный бюджет принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации, его подписывает президент РФ.

Закон о бюджете представляет собой очень объемный документ: печатная версия закона о бюджете на 2017-2019 годы занимает 4 тыс. 713 страниц. В 2017 году законопроект о бюджете в последний раз был внесен в Госдуму на бумаге (10 тыс. 526 страниц — включая закрытые статьи), в будущем его будут вносить в электронном виде.

Кроме федерального существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий