Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Содержание

Введение

Прежде, чем ответить на вопрос: «Коррупционная составляющая – что это?», необходимо актуализировать важность этой темы, так как люди часто недооценивают ее вес. В настоящее время множество граждан страны не обладают полным видением сути этой картины, так как нарушители пользуются теперь различными путями с целью обойти закон дачей взятки самыми разнообразными способами

Следствием является реализация каких-либо лично обоснованных действий, которые могут идти в разрез с законом

Чаще всего служителей правопорядка называют взяточниками и коррупционерами, но многие забывают обратить внимание на субъектов, которые взятки дают. Ведь по факту, первопричина проблемы лежит в том, что человек вообще предложил незаконные деньги

Вступая в процесс осмысления проблемы коррупции, важно рассматривать ее в широком смысле, не ограничивая себя рамками параметров, применимых к оценочному определению зла и добра. Отсутствие максимально объективной оценки приводит к неверному восприятию информации и использования в дальнейшем

Говоря о приближенности к объективности, важно будет упомянуть, что и госслужащие не считают себя за воров, так как они используют набор благ которые им был предоставлен. Наличие эмоционального подхода за рамками восприятия коррупции позволит подобрать хороший угол для подробного осмотра этого явления и вопросов, с ним связанных.

Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь

Профилактика коррупции — выявление и последующее устранение причин коррупции (статья 6 ФЗ «О противодействии коррупции»)

Следует отметить, что прокуратура не является органом предварительного расследования, обязанным выяснять причины и условия совершения коррупционных преступлений.

В качестве профилактических мер, направленных на предотвращение коррупции, в каждом случае выявления преступления коррупционной направленности органам предварительного расследования следует выяснять причины совершения каждого преступления коррупционной направленности. Указанная обязанность возложена на органы предварительного следствия ст.158 УПК РФ, в соответствии с которой они обязаны устанавливать в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.

Вместе с тем, указанная обязанность органами предварительного расследования должным образом не исполняется, фактические причины совершения преступлений указанной категории не выясняются, вносимые представления носят формальный характер, и обусловлены, в основном, необходимостью формирования положительной отчётности.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок

Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем.

Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах:

  • ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года;
  • ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года;
  • ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.

Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр. Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции.

Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих. Например, «Организация антикоррупционного обучения».

Раздел мнений

Существует множество мнений относительно коррупции как составного компонента механизма экономики государства и мира. Однако, обобщая, их можно разделить на две основные группы:

Сторонники первого мнения убеждены в том, что любые взятки являются крайне важной проблемой и сильно сказываются на росте и качестве работы всей системы страны в целом. Другие утверждают, что внесение преступления с коррупционной составляющей не наносит существенного ущерба экономике и различным сферам деятельности человека

Однако это огромная ошибка. Ее следует рассматривать в долгосрочной перспективе и с точки зрения общего показателя пользы для социума.

Существует большое количество компаний, которые используют денежные средства с целью удовлетворения незаконных желаний, относительно развития своего предприятия или дела. Отслеживать черты преступления можно отчетливо в ходе получения доступа к государственному заказу, льготы, лицензии, сертификата и попытке подключиться к инфраструктуре.

С целью быстрого разрешения проблем такие фирмы обращаются к уполномоченным чиновникам и предлагают им выплаты, достигающие 25% от размера выручки. Бизнесменам приходится адаптироваться под введение данного явления в бизнес-среду и также прибегать к такой же эксплуатации.

Основные коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

К взяточничеству также относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Борьба с взятками

Говоря о снижении занятого места в соответствие с оценкой ИВК, стоит обратить внимание на действия, которые государство применяло до 2014 года. В последние месяцы 2011 года власти России начали активную борьбу с коррупционной составляющей закупок, договоров, документации т

д. Спустя 270 дней работы следственными органами было получено более тридцати тысяч уведомлений о наличии преступления, связанного с взяточничеством

В последние месяцы 2011 года власти России начали активную борьбу с коррупционной составляющей закупок, договоров, документации т. д. Спустя 270 дней работы следственными органами было получено более тридцати тысяч уведомлений о наличии преступления, связанного с взяточничеством.

Существует множество уголовных расследований, связанных с высокопоставленными чиновниками. Мин. внутренних дел уведомляет граждан о том, что, помимо увеличения частоты обнаружения преступлений, также растет и размер самой взятки. В особо крупных размерах она может достигать более трех миллионов.

Представители Госдумы утверждают, что законодательные органы РФ находятся на уровне мировых стандартов, и в них имеется набор мер, который позволит качественно бороться со взяточниками. Также руководством страны разглашается информация о том, что с подобными преступлениями всегда ведется борьба в активном виде, особенно на уровне бытовых вопросов, например, в лечебных и учебных учреждениях и т. д.

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Терминология вопроса

Погружаясь в историю коррупции, многие называют ее «взяточничество». Однако на самом деле этот термин имеет гораздо более широкую трактовку. Если рассмотреть его в этом смысле, то становится понятно, насколько серьезной «болезнью» человечества является данное явление.

После изучения нескольких разных словарей можно сказать, что коррупция – это действия, производящиеся для извлечения выгоды из своего служебного положения. То есть мы имеем в виду не только взятку деньгами или злоупотребление своими полномочиями, но и любое облачение своего положения в выгоду. Чаще всего она, конечно, измеряется в денежном эквиваленте.

Нельзя, рассказывая об истории коррупции в целом, не упомянуть об основных формах ее проявления. При этом стоит учитывать, что даже одна и та же форма может иметь разные масштабы. Это зависит от положения чиновника и его возможностей. Чем они выше, тем больше масштабы бедствия, которые он может натворить. В современной России они порой исчисляются миллиардами долларов.

Итак, ссылаясь на историю коррупции, выделяются ее следующие формы:

  • поборы;
  • взятки;
  • использование своего положения в личных целях.

В мировом сообществе порицается любой из перечисленных выше вариантов. Но вот примеры коррупции в истории России доказывают, что некоторые виды взяточничества были даже вполне узаконены, что является отличительной чертой нашей страны. Впрочем, это явление пришло к нам из Византийской империи, прочно укоренившись, как и многие другие иностранные веяния.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность. Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть). Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Понятие коррупции

Понятие коррупции четко определено российским законодательством. Согласно 273-ФЗ от 2008 года «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается:

  • злоупотребление лицом своими полномочиями;
  • дача или получение взятки;
  • подкуп;
  • иное незаконное использование лицом своего должностного положения.

Коррупционные деяния противоречат интересам государства и общества. Они имеют целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг.

Коррупция выступает многоликим и многогранным явлением: она проявляется в виде преступлений коррупционной направленности (в виде хищения денег с использованием своего положения и пр.), административных правонарушений (например, нецелевого использования бюджетных денег, мелкого хищения и пр.), запрещенных сделок по гражданско-правовому законодательству (например, оказание услуг госслужащему третьим лицом), дисциплинарных нарушений.

Системная работа

– Владимир Владимирович, коррупцию называют главным бичом современности. Насколько это соответствует действительности? Волнует ли граждан коррупция?

– Реалии сегодняшнего дня таковы, что граждан  в большей мере волнует рост цен, сокращение рабочих мест, безопасность. Об этом говорят и социологические исследования.  Но это вовсе не значит, что люди  стали терпимее  к мздоимцам.  Коррупцию, взяточничество население по-прежнему считает серьезной проблемой общества. Как отметил президент России Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию, «коррупция   –  препятствие для развития России». Именно по этой  причине  борьба с коррупцией должна вестись и ведется в нашей стране последовательно и системно по всем направлениям: от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, надзорных органов, органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.

– В большинстве европейских стран коррупция уголовно наказуема. А как с этим обстоит дело в РФ?

– Россия не является исключением – у нас также преду-смотрена уголовная ответственность за коррупционные действия. 

Это и непосредственно должностные преступления (взяточничество, злоупотребление и превышение должностных полномочий, служебный подлог и другие), и ряд экономических преступлений, совершенных с использованием служебного положения (мошенничество, присвоение, растрата).

При этом значительная часть коррупционных преступлений отнесена к категории тяжких и особо тяжких, так как по сравнению с другими преступлениями предусматривает более строгое наказание за их совершение. 

Российским государством ратифицированы такие важнейшие международные нормативные акты в сфере противодействия коррупции, как Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция ООН против коррупции. Многие положения данных документов сыграли важную роль в формировании соответствующих положений в российском законодательстве, в том числе в Уголовном кодексе Российской Федерации. 

– Как меняется ситуация с коррупцией в стране год от года и есть ли положительные изменения?

– В Генеральной прокуратуре РФ 25 ноября 2015 года на координационном совещании руководителей правоохранительных органов РФ,  посвященном вопросам исполнения национального плана по борьбе с коррупцией на 2014–2015 годы, отмечено, что правоохранительными органами проделан  значительный объем работы. В первом полугодии 2015 года в целом  по  стране  выявлено 20,3 тыс. преступлений коррупционной  направленности (за весь 2014 год – 32,2 тыс.)  Между тем уровень коррупционной преступности в России продолжает оставаться высоким. В связи с этим по итогам совещания  внесены  корректировки в работу силовых структур. 

Что  касается Тюменской области, то 19 ноября текущего года мною проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов региона, на котором выработан комплекс мер по активизации оперативно-разыскной деятельности по выявлению наиболее  значимых и опасных  коррупционных деяний. 

За 11 месяцев 2015 года правоохранительными органами  региона выявлено более 300 коррупционных преступлений, в том числе 126 фактов взяточничества. 

В 2015 году, по сравнению с прошлыми годами, существенно увеличилось количество возбужденных и направленных в суд уголовных дел коррупционной направленности, а также число лиц, привлекаемых по данным делам к уголовной ответственности. Соответственно, увеличилось и количество лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений. 

Однако из данных цифр  не следует вывод об ухудшении ситуации с коррупцией в регионе. Подобное увеличение количественных показателей произошло только за счет определенной активизации антикоррупционной работы в последние годы.  

Бдительность. Внимательность. Контроль

– Какими успехами в противодействии коррупции может похвастаться прокуратура региона?

– Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции носит всеохватывающий характер.

Наша работа заключается в надзоре за исполнением антикоррупционного законодательства, проведении экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзоре за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержании государственного обвинения в суде по этим делам, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью. 

Но и это еще не все. Мы занимаемся антикоррупционным просвещением населения, участвуем в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции, разрешаем любые обращения организаций и граждан о коррупционных проявлениях.

Если выделять какое-то основное направление деятельности, то это, скорее всего,  реализация надзорных функций, присущих только органам прокуратуры. 

В текущем году тюменскими прокурорами по итогам надзорных проверок выявлено более 3,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства. Для их  устранения внесено 462 протеста, 822 представления, в суды направлено 128 исков, объявлено  133 предостережения. По требованию прокуроров 1 287 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 31 уголовное дело.

Среди выявленных нарушений – предоставление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение требований закона о контроле за расходами чиновников, нарушение ими иных запретов и ограничений. 

Выявляются и факты коррупционных нарушений в сферах закупок, распоряжения бюджетными средствами и государственным имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав предпринимателей, земельных правоотношений. И это далеко не исчерпывающий перечень тех сфер и направлений деятельности, в которых прокурорскими работниками вскрываются факты коррупционных проявлений.

– Расскажите об особо громких делах. 

– 3 декабря 2015 года вступил в силу обвинительный приговор бывшему главе Тюменского района Андрею Линнику,  который признан виновным  в незаконном участии в предпринимательской деятельности, злоупотреблении должностными полномочиями, а также хищении со своими сообщниками  из бюджета  свыше 13 млн. рублей, выделенных на сферу ЖКХ. 

В сентябре  за  взяточничество и пособничество в мошенничестве  к  шести  годам заключения  и  штрафу 900  тыс. рублей осуждена бывший заместитель начальника отдела камеральных проверок № 1 ИФНС России по г. Тюмени № 2  Елена Елесина. Суд постановил конфисковать арестованное в ходе следствия ее имущество  (однокомнатную квартиру, земельный участок и автомобиль Audi A6 Allroad Quattro) в размере, эквивалентном сумме полученной взятки.  Следствием установлено, что Елесина за  вознаграждение в размере более четырех миллионов рублей помогла семи фирмам-однодневкам незаконно получить из бюджета возмещение налога на добавленную стоимость в сумме свыше 13 млн. рублей.               

В настоящее время в суде рассматривается уголовное дело в отношении бывшего директора ГАУ культуры Тюменской области «Дворец культуры «Нефтяник»  Елены Наймушиной и ее заместителя Ильи  Соловьева, обвиняемых в хищении из бюджета региона более 39,5 млн. рублей, выделенных для закупки комплекта светодиодного оборудования  с экраном размером 121 кв. метр.

Завершается расследование уголовного дела в отношении бывшего главы администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района Эдуарда Егунова, который обвиняется в превышении должностных полномочий при распоряжении 39 земельными участками, находящимися в государственной собственности. 

Заканчивается следствие  и в  отношении бывшего заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г. Тюмени Вячеслава Гаспарова, который вместе с тремя  подчиненными получал взятки от предпринимателей. Его сообщ-ники в ноябре  уже осуждены  к миллионным штрафам, один из них – к штрафу 1,8 млн. рублей, двое других – к 3 млн. рублей каждый. Вскоре перед судом предстоит предстать и Гаспарову. 

Всего в текущем году к уголовной ответственности за коррупционные преступления привлечено 5 глав администраций муниципальных образований, 2 заместителя руководителя и еще 3 руководящих работника государственных учреждений, 4 сотрудника контрольно-надзорных органов, а также  ряд должностных лиц органов власти и учреждений.   

Что нужно сделать, чтобы коррупции не было

Наука считает, что полностью избавиться от коррупции невозможно – когда у одного человека есть полномочия, а у другого деньги и потребность обойти закон, вряд ли что-то может помешать этим двоим. Даже самые нетерпимые к коррупции страны (вроде Китая с его смертными казнями для взяточников) все равно еще очень далеки от решения данной проблемы.

Поэтому борьба с коррупцией обычно ведется на двух уровнях:

  • выявление фактов взяточничества, подкупа и нарушений антикоррупционного законодательства. Суть в том, что это касается случаев коррупции, которые уже произошли;
  • создание условий для профилактики коррупции.

С первым пунктом все понятно, более 10 тысяч осужденных и 30 тысяч уголовных дел в год говорят сами за себя – факты коррупционных преступлений вскрываются часто, во многих случаях дело доводят до реальных тюремных сроков.

Что же касается профилактики, то таких инструментов существует масса, например:

  • повсеместное внедрение электронных сервисов и госуслуг. Чем меньше граждане контактируют с чиновниками, тем меньше шансов для коррупции. В России здесь есть неплохой прогресс – на «Госуслугах» зарегистрировались более 100 миллионов россиян;
  • внедрение максимально прозрачных государственных закупок. Здесь есть и успехи (большинство торгов открыты и доступны всем), и недостатки (есть определенных процент закрытых закупок, которые не раскрываются);
  • камеры на дорогах вместо инспекторов ГИБДД. В России камер огромное количество, но это иногда приводит к обратному эффекту: водители по факту воспринимают штрафы как плату за легальное нарушение ПДД;
  • всеобщее декларирование не только доходов, но и расходов для чиновников. В России пока существует только первая часть;
  • пропаганда тотального отказа от взяток. В России это тоже есть, но россиян «исправить» не так уж просто.

По сути, если даже государство не может побороть коррупцию полностью, ее нужно снизить до такого уровня, чтобы среднестатистический гражданин ее попросту не замечал.

Однако еще остается топ-коррупция (которую гражданин как раз может и не замечать), которая во многом является причиной низких позиций России в международном «Индексе восприятия коррупции» от Transparency International. И побороть коррупцию на высшем уровне будет чуть сложнее, чем зарегистрировать 100 миллионов человек на «Госуслугах»…

Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?

Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.

В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.

«Джентльменский набор» коррупционера

В громких коррупционных делах в последние годы не было недостатка. Можно вспомнить чемоданы с деньгами «оборотня в погонах» из МВД Дмитрия Захарченко, посадки губернаторов Александра Хорошавина, Никиты Белых, Вячеслава Гайзера, экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, бывшего руководителя ФСИН Александра Реймера, арест «финансового комбинатора» Алексея Кузнецова и экс-главы Марий Эл Леонида Маркелова.

Однако «хрестоматией коррупционера» можно считать миллиардные хищения при строительстве космодрома Восточный, где под самым носом у «Роскосмоса» применили весь «джентльменский набор» распила государственных денег. При проверке Счетная палата выявила незаконное завышение стоимости работ почти на 13,2 млрд рублей за счёт применения индивидуальных индексов пересчёта сметной стоимости строительства. Следствие обвинило бывшего руководителя ФГУП «Дальспецстрой» Юрия Хризмана, участвовавшего в строительстве космодрома, в закупке некондиционных товаров, да к тому же по существенно завышенным расценкам.

Не так давно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал о сотнях уголовных дел и осуждении 18 человек в рамках криминального расследования вокруг строительства космодрома Восточный. По его словам, было похищено 11 миллиардов рублей и возвращено 3,5 миллиарда. В ноябре прошлого года президент Владимир Путин на совещании с правительством был вынужден констатировать бессилие власти перед напором ворюг и казнокрадов всех мастей. Несмотря на многократные внушения, чтобы работали прозрачно с учётом «общенационального характера» проекта, на который выделяются огромные суммы денег, «воруют сотнями миллионов» и надлежащего порядка навести не удалось, отмечал глава государства.

Варианты коррупции

По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.

Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.

Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

К примеру, данные из отчетов 2015-2017 годов:

Страна2017 год2016 год2015 год
Дания2 место1 место1 место
Сингапур6 место7 место8 место
Германия12 место10 место10 место
США16 место18 место16 место
Азербайджан122 место123 место119 место
Казахстан122 место131 место123 место
Украина130 место131 место130 место
Россия135 место131 место119 место

Согласно информации, представленной в том же отчёте «Барометр мировой коррупции» (2017 год), большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительство борется с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%)

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Период правления Ю.В. Андропова был отмечен не только контролем всех аспектов трудовой деятельности советского гражданина и недопущением неэффективной траты рабочего времени (что, кстати, обеспечило прирост национального дохода на 3,1% и рост промышленного производства на 4%), но и расследованием многочисленных коррупционных дел в высших эшелонах власти, реализуя принцип «не быть выше закона». Формирование и укрепление культуры добросовестности должностных лиц в органах государственной власти и работников государственного сектора сегодня указывается как один из наиболее важных способов победить коррупцию в антикоррупционных документах ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и публикациях ведущих экспертов в области антикоррупционной политики.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий