Конкурсное производство при банкротстве

Как проходит процедура

Согласно ст.124 п. 2 ФЗ, срок конкурсного производства не должен быть больше полугода. При этом разрешается его пролонгировать на такой же срок, при наличии на это уважительной причины.

Последствия начала конкурсного производства

Начало процедуры банкротства отрицательно отображается на репутации должника. Последствия введения конкурсного производства следующие:

  • наступает срок выполнения всех обязательств;
  • остановка начислений штрафов, процентов, пени;
  • все сведения о финансовом состоянии должника становятся публичным достоянием;
  • все сделки, связанные с реализацией имущества должника, и те, что были не завершены, аннулируются;
  • все исполнительные документы должны быть переданы конкурсному управляющему;
  • аресты на все имущество должника снимаются;
  • все лицензии на ведение определенных видов деятельности должника аннулируются.

Основные этапы

Сам процесс погашения задолженности включает в себя такие основные этапы:

  • уведомление должника о решении суда об открытии конкурсного производства, а также о назначении конкурсного управляющего. Это нужно сделать на протяжении 1 дня с даты назначения;
  • составление приказа о передаче печати, товарно-материальных ценностей, документации, принадлежащих несостоятельному лицу, конкурсному управляющему. Время, отведенное на осуществление задачи, – не более чем 1 день с даты его назначения;
  • в течение 3 рабочих дней управляющему должны передать всю документацию предприятия;
  • в налоговую службу предоставляется уведомление о том, что неплательщика признан банкротом;
  • размещение информации о признании должника несостоятельным в специальных печатных изданиях;
  • проводятся меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • уведомляется служба судебных приставов с целью снятия всех ранее наложенных арестов на имущество несостоятельного лица и передачи всех исполнительных документов конкурсному управляющему. На это отводится 10 дней;
  • подаются запросы в финансовые учреждения и контролирующие органы с целью получения всей информации о должнике и поиска его имущества;
  • в случае несостоятельности юрлица или ИП нужно в месячный срок уведомить его наемных работников о предстоящем увольнении;
  • закрытие счетов неплательщика во всех банках, кроме одного, на который будут поступать и накапливаться все деньги, полученные от реализации имущества должника;
  • для верной оценки стоимости имущества и лучшей организации поиска его имущества к процедуре привлекаются еще оценщики, аудиторы, бухгалтеры;
  • проведение инвентаризации имущества и составление описи;
  • для составления реальной картины состояния должника проводится финансовый анализ его хозяйственной деятельности, а также всей его документации;
  • уведомление дебиторов банкрота о взыскании с них долгов, отказ от всех заключенных должником договоров, принятие мер для поиска и возвращения имущества неплательщика;
  • на протяжении действия конкурсного производства ведется реестр всех требований кредиторов;
  • не позднее 6 месяцев с даты начала процедуры формируется конкурсная масса из имеющегося имущества;
  • в течение месяца с даты завершения инвентаризации на рассмотрение кредиторов выносится план по реализации имущества;
  • ежемесячно, если не определены другие сроки, предоставляются отчеты о выполненной работе перед кредиторами;
  • составление промежуточного отчета;
  • реализация всего имущества должника проводится на открытых торгах;
  • на протяжении двух месяцев с момента размещения сведений в печатных изданиях реестр требований кредиторов должен быть закрыт;
  • произведения расчета с кредиторами в соответствии с их требованиями, которые зафиксированы в реестре;
  • по завершении всех расчетов основный банковский счет закрывается, после чего в налоговую инспекцию подается заявление о снятии неплательщика с учета;
  • составление ликвидационного баланса и передача всех документов должника в архив;
  • получение справки из внебюджетных фондов об отсутствии претензий и предоставление отчета о проделанной работе в арбитражный суд;
  • завершение конкурсного производства на основании решения арбитражного суда.

Признаки несостоятельности отдельных категорий юрлиц

Выше были приведены общие признаки банкротства, характерные для всех юридических лиц, тогда как для отдельных компаний законодательством предусмотрены специфичные признаки.

Кредитные организации

Отдельные признаки установлены, в частности, для кредитных организаций (в п. 1 ст. 189.8 127-ФЗ). В их числе можно выделить следующие:

  1. Неспособность компании исполнить свои обязанности перед кредиторами и перечислять обязательные платежи в течение 14 дней после наступления даты исполнения.
  2. Недостаточность активов для исполнения взятых на себя обязательств.

О наличии признаков несостоятельности можно говорить, если банк не перечисляет обязательные платежи за себя как налогоплательщик или в качестве исполнителя платежных поручений, поступивших от его клиентов (на основании ст. 189.8 127-ФЗ).

Также законодательство о банкротстве предусматривает некоторые случаи, когда принимаются меры по предупреждению несостоятельности кредитной организации (на основании ст. 189.10 127-ФЗ). В их числе такие признаки:

  1. Компания не исполняет на протяжении полугода свои обязательства перед партнерами, не платит налоги и сборы в сроки до 3 дней (либо более 3 дней) после наступления сроков погашения обязательств из-за недостатка денежных средств.
  2. Нарушает установленные ЦБ РФ нормативы в части достаточности собственных средств.
  3. Нарушает нормативы текущей ликвидности в течение последнего месяца на 10% и более.

Сельскохозяйственные организации

На основании п. 4, 5 ст. 177 127-ФЗ можно определить специальные признаки несостоятельности сельхозорганизаций. Это наличие суммарной задолженности в размере не менее 500 тыс. р. и неисполнение требований о ее погашении в течение квартала и более.

Величина требований кредиторов и уполномоченных инстанций для объявления сельхозкомпании финансово несостоятельной по сравнению со стандартными правилами увеличена на 200 тыс. р.

В соответствии с п. 1 ст. 177 ФЗ-127 к сельскохозяйственным компаниям относят следующих юрлиц:

  1. Производители сельскохозяйственной продукции и переработчики. При отнесении компании к указанному сегменту выручка от продажи сельхозтоваров должна составлять 50% и более.
  2. Рыболовецкие артели с выручкой от 70% от производства сельхозпродукции, ее переработки и вылова водных ресурсов.

Стратегические предприятия

Особые условия банкротства предусмотрены и для возбуждения процесса о несостоятельности стратегических предприятий.

Для этого требуется, чтобы задолженность не была погашена в течение полугода после наступления сроков, а суммарная задолженность составила не менее 1 млн р. в совокупности по нескольким кредиторам по п. 3, 4 ст. 190 127-ФЗ.

К стратегическим предприятиям можно отнести федеральные предприятия и акционерные общества, если их акции находятся в собственности РФ, если они производят продукцию, имеющую стратегически важное значение для безопасности государства, защиты законных прав и интересов россиян. Также это может быть предприятие оборонного сектора, которое занимается Гособоронзаказом

Перечень стратегически важных предприятий были утверждены в Указе Президента РФ от 2004 года №1009 и распоряжении Правительства №1226-р от 2009 года. Компания может быть включена в один из указанных перечней.

Естественные монополии

Юридические лица относятся к субъектам естественной монополии по нормам ФЗ-147 от 1995 года «О естественных монополиях».

Для того чтобы возбудить дело о финансовой несостоятельности естественных монополий, т. е. предприятий, которые занимаются производством и реализацией продукции в условиях естественных монополий, необходимо:

  1. Наличие суммарной задолженности перед партнерами и сотрудниками в размере не менее 1 млн р. по п. 3 ст. 197 127-ФЗ.
  2. Наличие неисполненной обязанности по погашению задолженности в течение полугода после того, как денежные обязательства должны быть исполнены по п. 2 ст. 197 127-ФЗ.

Также законодательно установлено, что должны дополнительно выполняться два условия: требования были подтверждены исполнительным документом, и требования не были удовлетворены в полном размере через обращение взыскания на имущество естественных монополий.

Инициаторы банкротства

Участниками процесса признания юридического лица финансово несостоятельным могут стать:

  1. Должник.
  2. Лицо, которое предоставило обеспечение.
  3. Арбитражный управляющий.
  4. Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причиненный вред жизни и здоровью, имеет долги в части выплаты вознаграждения по авторским договорам и учредителям общества с долгами, которые вытекают из этого участия.
  5. Органы исполнительной власти.
  6. Уполномоченные органы – это федеральные органы власти, органы местного самоуправления, которые представляют требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам.

Но инициировать банкротство вправе не каждый участник. Процедуру признания финансовой несостоятельности могут инициировать как само юрлицо, так и кредитор.

Решение об объявлении банкротом может исходить от руководства предприятия или его учредителей. А в качестве кредиторов могут выступать коммерческие и государственные организации, внебюджетные фонды, наемный персонал и пр. Ранее инициатива о признании банкротом компании могла исходить и от прокурора.

Юридическое лицо в процессе банкротства приобретает возможность получения отсрочки по уплате пени и штрафов. При отсутствии вины собственников и руководства юрлица в доведении компании до банкротства это позволит им избавиться от долговых обязательств фирмы без рисков для личного имущества.

Процедура банкротства для кредитора позволяет ему контролировать весь процесс. Благодаря банкротству, обеспечивается сохранность имущества должника и можно рассчитывать на возврат его собственности из аренды и пр. Для кредитора процедура признания компании-должника финансово несостоятельной имеет и другие  преимущества:

  1. Он получает возможность держать под контролем бизнес должника и стать его собственником.
  2. Ему компенсируется определенная часть задолженности (или даже весь долг) в процессе распродажи имущества.
  3. Он юридически защищен от распродажи имущества и вывода активов.
  4. Ему гарантируется выплата задолженности и невозможность уклониться от указанной обязанности.
  5. Он получает возможность купить имущество по невысокой цене.

В некоторых случаях заявление о своем банкротстве является не правом, а прямой обязанностью компании. Руководство компании обязано инициировать процедуру банкротства самостоятельно в следующих случаях:

  1. Если юрлицо не располагает достаточными ресурсами для перекрытия долгов перед кредиторами.
  2. Если в процессе ликвидации юрлица были обнаружены признаки финансовой несостоятельности компании.

В последнем случае руководство компании-должника должно обратиться с заявлением в арбитраж не более, чем через 30 дней после выявления подобных фактов. Часто факты наличия признаков несостоятельности на предприятии выявляются по результатам аудиторской проверки.

При признании юрлица банкротом кредиторы более не смогут обращаться к нему напрямую для погашения задолженности. Эти вопросы должны быть урегулированы исключительно посредством арбитражного суда.

Сроки принятия решения судом о банкротстве юрлица или отказе в удовлетворении его заявления регламентируются законодательно и не превышают 3 месяцев после подачи заинтересованным лицом заявления. В указанные сроки суд должен назначить и провести первое судебное заседание.

На основании ст. 42 127-ФЗ суд может прийти к выводу о необходимости принять заявление в течение 5 дней после его поступления или отказать заявителю.

Если заявление о банкротстве подается не самим юрлицом, а его кредиторами, то должник вправе предоставить суду отзыв на поступивший в арбитраж документ. В нем он излагает свою версию происходящего.

По результатам первого судебного заседания суд может вынести одно из перечисленных ниже определений:

  1. О введении этапа наблюдения и назначения конкурсного управляющего.
  2. Об отказе ввести наблюдение и оставлении заявления без движения.
  3. О прекращении производства по делу.

Признать юридическое лицо банкротом может только арбитражный суд. Кредиторы это сделать не вправе.

Арбитражным судом может быть принято решение о признании лица банкротом после проведения комплексного анализа финансового состояния юрлица.

Основополагающие нормы

Основополагающие нормы в отношении банкротства граждан приводятся в главе 10 закона в ст. 213.1-213.32.

ФЗ-127 имеет обширную область регулирования. Рассмотрим наиболее важные положения закона о банкротстве:

  1. Физлицо может быть признано банкротом только по решению арбитражного суда (обычные мировые и районные суды этими делами не занимаются). Юрисдикция определена в ст. 6 ФЗ-127.
  2. Закон определяет порядок банкротства: лицо может быть признано финансово несостоятельным исключительно в судебном порядке. Банки, налоговые инспекции, МФО и различные юрлица не имеют полномочий о признании лица несостоятельным.
  3. В ст. 8 указаны случаи, когда физлицо наделено правом на подачу заявления о признании собственной финансовой несостоятельности, а также когда это является его непосредственной обязанностью.
  4. Ст. 33 закрепляет права кредитора по инициации процедуры банкротства, но условия для его обращения жестко регламентированы, а перечень возможных оснований – исчерпывающий.
  5. В ст. 158 прописана возможность заключения мирового соглашения между сторонами.
  6. Законом установлены признаки банкротства. К ним относят задолженность в размере от 500 тыс. р., наличие просрочки продолжительностью от 90 дней.
  7. Отдельные положения указывают на случаи, когда вводится процедура реструктуризации долга, а когда – реализации имущества (законом установлены только две возможные процедуры в отношении физлиц). После того как вырученные суммы покрывают задолженность, то физлицо более не считается должником перед кредиторами (ст. 213).
  8. Закон содержит перечень последствий признания физлица банкротом и последствия для гражданина с момента прохождения первого заседания по делу.
  9. В ст. 213.30 предусмотрена обязанность физлица об уведомлении финансовых учреждений о своем банкротстве. Также законодательно введен запрет на инициацию нового дела о несостоятельности от того же лица по его заявлению.
  10. Закон определяет обязанности и полномочия финансовых управляющих в ходе процедуры банкротства. Они вправе подавать ходатайства, управлять финансовыми активами, проверять должников на добросовестность и фиктивность, собирать кредиторов и подводить итоги.

Дополнительные вопросы

Сколько длится конкурсное производство

Продолжительность КП составляет полгода, за этот период управляющий должен определить и распродать активы фирмы-банкрота. Полученные от реализации средства направляются на погашение долгов. Если извлечённых средств недостаточно для полной оплаты всех долгов фирмы, они погашаются соразмерно.При необходимости управляющий уполномочен инициировать продление КП ещё на полгода, направив в суд соответствующее обращение.

Что делать при превышении срока конкурсного производства

Если в установленный в первичном решении о начале конкурсного производства шестимесячный срок уложиться не удалось, конкурсный управляющий обязан подать в суд ходатайство о продлении такого срока. На основании части 2 статьи 124 Федерального закона №127-ФЗ продление может быть осуществлено судом на срок не более шести месяцев с даты вынесения решения.

Внесение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о вынесенном решении о продлении сроков конкурсного производства не является обязательным, так как такого требования ни в одном нормативном документе не содержится. Однако, если такая информация внесена в этот реестр, вся процедура банкротства получит более тщательное отражение.

При подаче ходатайства о продлении сроков конкурсного производства арбитражный управляющий обязан обосновать необходимость такого продления. Чаще всего в качестве такого обоснования предоставляются документы, подтверждающие процедуру реализации имущества должника на торгах с целью получения средств для последующих расчетов с кредиторами.

Однако ни в одной статье указанного Федерального закона не содержится перечня причин, по которым конкурсное производство может быть продлено.

Что происходит после объявления банкротства

Началом процедуры банкротства считается передача заявления о банкротстве в арбитражный суд.

Суд, изучив представленные документы, может вынести одно из следующих решений:

  • отказать в процедуре возбуждения банкротства;
  • возбудить в отношении должника процедуру банкротства;

Если процедура все же возбуждена, то банкротство происходит по следующим этапам:

  • наблюдение – во время этого этапа проводится анализ всех сделок юридического лица и блокируется возможность совершения невыгодных для должника сделок;
  • финансовое оздоровление (санация) – проводится поиск средств для улучшения финансового состояния банкрота;
  • внешнее управление – вся деятельность юридического лица берется под контроль;
  • конкурсное производство – все имущество должника продается на торгах для удовлетворения требований кредиторов.

До процедуры конкурсного производства юридическое лицо формально не считается банкротом. Кроме того, законом предусмотрено обязательное проведение процедур, которые направлены на восстановление платежеспособности должника (санация, наблюдение). И лишь только если восстановить платежеспособность должника не удастся, проводится конкурсное производство.

Правовые последствия для должника

  • Отныне перестают начисляться штрафы и пени за ненадлежащее исполнение финансовых обязательств.
  • Финансовая отчётность предприятия перестаёт считаться коммерческой тайной.
  • Кредиторы предприятия получают последнюю возможность предъявить свои имущественные претензии перед ликвидацией.
  • Исполнительные документы, направленные в организацию ранее, прекращают своё действие.
  • Значительно ограничивается возможность проведения сделок с имуществом должника.
  • С имущества фирмы снимается арест.
  • Приставы дают управляющему доступ ко всем исполнительным документам.

Последствия открытия производства не включают в себя приостановку взыскания текущих платежей. Исполнительный лист по ним может быть направлен в банк должника, либо судебному приставу.

Особенности разбирательств по делу о банкротстве

Рассмотрение дел, связанных с банкротством юридических и физических лиц, имеет ряд своих особенностей, которые должны быть учтены участниками ещё на стадии подачи заявления.

Главной особенностью является публичный порядок рассмотрения дел, так как в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вся информация о проведении банкротского процесса должна быть общедоступной, так как изучить ее имеют право все реальные и потенциальные участники этого процесса.

К числу других особенностей рассмотрения дел о банкротстве относятся:

  • использование общего порядка судебного разбирательства, который характерен для арбитражного процесса, если другие варианты рассмотрения банкротского дела не предусмотрены действующим законодательством о признании юридического или физического лица финансово несостоятельным;
  • суд детально анализирует сложившуюся ситуацию для того, чтобы принять решение о том, следует ли принимать к производству конкретное заявление о признании банкротом или нет. Есть общее правило, зафиксированное в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым суд принимает к производству заявления от должников, относящихся к юридическим лицам, имеющим долги свыше трехсот тысяч рублей, а также от физических лиц и индивидуальных предпринимателей с долгами свыше пятисот тысяч рублей. Кроме того, срок существования задолженности должен превышать три месяца. Однако если при изучении поданного заявления судом будут установлены явные признаки начавшегося банкротства компании, то заявление может быть принято и до момента возникновения указанных сумм долгов и срока существования задолженности. Вопрос в этом случае решается индивидуально;
  • подача заявления о начале процедуры признания должника финансово несостоятельным происходит только в письменном виде с приложением всех документов, подтверждающих правомочность такого процесса. Использование электронной формы подачи документов в данном случае невозможно, так как сервисы электронного документарного взаимодействия с арбитражными судами не дают такой возможности;
  • подаваемое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса, а также требованиями статей 37-41 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (как в части его содержания, так и в части составления перечня прилагаемых документов);
  • подать заявление может либо должник (на него статьей 9 указанного выше закона возложена такая обязанность в случае выявления соответствующей ситуации в компании), либо кредиторы (которые могут воспользоваться предложенным им этим же законом правом). При подаче заявления следует помнить, что его подписантом должен являться сам автор заявления (руководитель компании-должника или кредитора) либо уполномоченное доверенное лицо (в этом случае потребуется указать реквизиты документа, наделяющего подписанта соответствующими полномочиями);
  • одновременно с направлением всех документов в суд заявитель обязан направить их также и второй участвующей в деле стороне (самому должнику, кредитору, уполномоченному государственному органу и т. д.);
  • в течение пяти дней со дня, следующего за днём получения заявления, арбитражный суд выносит определение о возможности принятия дела к рассмотрению (в этом случае копии определения рассылаются всем участвующим в деле лицам, в налоговые органы по месту регистрации должника, а также в ту саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, на которую имеется ссылка в тексте заявления) либо об оставлении дела без движения и возвращении заявителю (если в деле имеются какие-либо ошибки, препятствующие его принятию к рассмотрению);
  • в срок от пятнадцати до тридцати дней с момента принятия заявления суд должен рассмотреть его в части обоснованности принятия к производству. Вариантов рассмотрения в этом случае три: заявление обосновано, и в отношении должника вводится наблюдение; заявление остаётся без рассмотрения, так как оно необосновано либо установлены какие-либо препятствия для проведения такой процедуры; рассмотрение заявления прекращается, так как нет оснований для продолжения (например, если долг погашен, и требования кредитора становятся необоснованными);
  • минимальный срок проведения банкротной процедуры составляет семь месяцев (срок проведения наблюдения без охвата других этапов банкротного процесса), в течение которого суд рассматривает все обстоятельства дела и принимает решение о возможности признания должника банкротом или о невозможности такого признания, а также определяет признаки фиктивного банкротства.

Изменения в законе

За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.

Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. р., но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).

Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. р. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и юридических лиц был единым).

Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. р. и при количестве кредиторов не более 10.

Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.

Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов МФЦ.

Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.

Последствия конкурсного производства

Я думаю, вы уже догадались какие последствия могут скрываться за такой процедурой. Во-первых, плательщик перестает получать санкции от компании, у которой брал кредит, оно и понятно, ведь компания в данный момент занимается конфискацией имущества должника. Далее, ваше финансовое состояние перестает быть конфиденциальным, ведь эти сведения необходимы суду. Аресты, наложенные на имущество самого должника снимаются, и теперь доступны для распределения.

Конкурсный управляющий, четко следит за имуществом, его решения по поводу вашей собственности не могут быть оговорены, ведь его назначил суд. Соответственно, он имеет право отсудить, и передать ваше имущество иному владельцу, в данном случае этим владельцем будет являться кредитор. Сумма, которую должен возместить должник, будет равняться не самому займу, ведь нужно учитывать ещё и проценты. Таким образом, число обязано превосходить сумму, взятую должником в несколько раз. Это случается из-за санкций кредитора, и не вовремя обратившимся в банкрота, должника.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий