Как менялась действующая конституция россии

Что такое коллизия коллизий

Это правовой термин, который предполагает противоречие одного закона другому. Это основная проблема в международном частном праве, когда внутренние нормы разных стран противоречат общепринятым в международном праве нормам. Однако во внутреннем законодательстве коллизия коллизий не допускается. Для этого каждую инициативу необходимо проверить на легитимность и на соответствие действующим нормам.

Сегодня этим занимаются специальные комитеты. Они обязаны проверить, чтобы законопроект не противоречил действующим нормам. Если коллизия обнаруживается, то депутат или другой субъект, наделенный правом на законотворческую инициативу, обязан провести исправительные проводки и представить проект на второе чтение с учетом предоставленных замечаний.

Депутаты обсуждают законопроект

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Как отмечается

Сама специфика праздника предопределяет характер торжеств. Несмотря на то, что 12 декабря достаточно давно является рабочим днем, отмечают его весьма широко. На территории всей страны устраиваются патриотические шествия и митинги, организуются концерты с участием звезд эстрады, повсеместно проходят круглые столы и тематические викторины.

На улицах городов волонтеры раздают всем желающим праздничную атрибутику с соответствующей символикой: информационные брошюры, ленты, воздушные шарики, значки, магниты и другую сувенирную продукцию

В школах проводят уроки и лекции, посвященные Конституции, на которых учителя и приглашенные гости объясняют учащимся всю важность знания Главного Закона страны

По понятным причинам в этом году многие мероприятия пройдут в онлайн-формате.

Этапы развития конституции в РФ

История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:

Доконституционный период – это «предыстория» конституции, она начинается в начале 19 века. Тогда возникали первые либеральные идеи, которые были направлены на борьбу с самодержавием. Главное требование их заключалось в том, чтобы постепенно перейти от монархии к народной форме правления. В это время публикуют первые письменные проекты такого характера: «Плат государственного преобразования», «Государственная уставная грамота Российской империи». В 1861 году царь Александр подготовил первую конституцию, которая провозглашала свободу крестьянства, но она не вышла из-за его убийства.
В 1905 начинается новый этап становления конституционного контроля. 6 августа был принят Манифест, который провозгласил формирования Государственной Думы – первого парламента, который имел совещательные функции. После Октябрьской революции было принято несколько важных государственных актов для перелома старой системы управления. И в 1918 году был принят первый Основной закон государства. Он провозглашал переход от капитализма к социализму. С ее помощью диктатура закрепилась основательно. Этим документом признавались равные права всех людей независимо от расы и происхождения. Его главной целью провозглашалось установление диктатуры пролетариата. Она включала в себя не только права, но и некоторые обязанности, которые должен быть выполнять каждый гражданин новой страны – трудиться на ее благо.
Вторую Конституцию приняли 11 мая 1925 года, она значительно смягчила политическое напряжение внутри страны и закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. В ней были детально прописаны все особенности советской власти: полномочия съезда советов, органов власти, избирательная система, правила распределения бюджета.
Третий Основной документ приняли 21 января 1937 г.. В ней задекларировали окончание первого этапа постройки социализма.
В 1978 году приняли Четвертую Конституцию, которая провозгласила концепцию развитого социализма

В ней было акцентировано внимание на том, что уже сформировалась новая общность людей – советский народ, руководящим органом среди которых является коммунистическая партия. Подчеркивался запрет на частную собственность, принималась только жесткая централизация

Это был очень идеологизированный документ – ключевыми идеями были идет коммунизма и марксизма. Исторические перемены 1985 и 1991 года повлияли на содержание этого документа, страна требовала перемен.
В предыдущий документ в 1989-1992 внесли целый ряд правок, которые создали абсолютно новую Конституцию: декларировался отказ от социализма, монополии партии. Сформировали новые принципы: признание плюрализма, равности граждан, концепция разделения власти. Переформатировалось полностью устройство государства: большинство республик отделились и стали отдельными странами, часть – добилась статуса республики в составе Российской Федерации.

Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.

Внесение поправок в законы

Периодически к действующим федеральным законам вносят поправки. Они необходимы, если изданный ранее закон потерял эффективность, появились новые ситуации, которые также нужно предусмотреть в ФЗ и так далее. Также иногда оказывается, что после публикации закона он противоречит действующему праву. Тогда требуется внести соответствующие поправки.

Все поправки надо вносить в установленном порядке. Они являются новым федеральным законом, который вносит изменения в действующий. Таким образом, депутатам придется обсудить все нововведения, а также предоставить проект в верхнюю палату для одобрения. После этого президент подписывает ФЗ, и он публикуется.

К одному правому акту может быть неограниченное количество поправок. В частности, в кодексы они постоянно вносятся, исходя из изменяющихся реалий.

Депутат ГД РФ предлагает внести поправку в закон

Таким образом, процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Если нарушить процессуальные нормы, то он не будет обладать юридической силой. Часто представители власти обращаются в специализированные организации, чтобы узнать мнение экспертов по поводу предстоящего нововведения. Так, ФОМ и ВЦИОМ чаще всего проводят социологические исследования, которые позволяют предугадать возможную реакцию граждан на новые нормы.

Также депутаты могут обращаться в другие организации, чтобы проверить эффективность закона. Стоит отметить, что любая федеральная норма права может действовать на всей территории страны или в конкретно взятом регионе. Так, если вводится новый закон, который требует апробации, могут выбрать несколько субъектов РФ, где он будет действовать, как эксперимент. После этого депутаты примут соответствующие поправки, чтобы сделать принятую меру более эффективной. Если она не будет работать, то от нее откажутся.

Законодательная инициатива президента

Президент РФ обладает правом вето. Это значит, что он может отклонить законопроект, который ему дали для подписания. Таким образом, он обязан с ним ознакомиться и выдвинуть свои предложения или замечания. После этого проект снова попадает к депутатам Госдумы.

На практике депутаты принимают все поправки президента и повторно отправляют проект на рассмотрение членам верхней палаты, а потом на подписание. Стоит отметить, что подобный круговорот может продолжаться бесконечно.

Таким образом, право вето служит последней инстанцией на пути к подписанию документа. Если президент не уверен, что проект закона будет полезным, он отклоняет его. Однако эта мера также служит возможностью показать отношение к конкретно взятой инициативе, чтобы сохранить рейтинг президента при принятии непопулярных мер. Такое уже было сделано несколько раз во время второго президентского срока В.В. путина.

Президент подписывает закон

Преодоление права вето

Преодолеть право вето можно, если 2/3 депутатов проголосует за возвращенный законопроект в той же редакции. Тогда, минуя Совет Федерации, он снова попадает на стол к президенту. Он обязан его подписать, несмотря на наличие права вето.

Если проект принципиальный и может иметь серьезные политические или социальные последствия, то у президента есть два выхода из ситуации для отказа от подписи законопроекта:

  • уйти в отставку;
  • распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Текст статьи 109 КРФ указывает, что ГД РФ можно распустить, если в стране не действует ЧП или военное положение, а также против президента не заведена процедура импичмента. Стоит отметить, что первый год работы депутатов ГД РФ должен пройти полностью, сразу их распустить нельзя.

Депутаты ГД РФ голосуют за закон

Вот когда происходит роспуск Думы:

  • кандидатура Председателя Правительства отклонена депутатами три раза;
  • кандидатуры Правительства РФ не устраивают депутатов;
  • недоверие к депутатам ГД РФ (этот вопрос должен рассматриваться профильными структурами, чтобы доказать неэффективную работу депутатов ГД РФ, которая идет вразрез с принятой государственной стратегией).

Истории Российской Федерации не встречалась с роспуском Госдумы. Более того, депутаты ГД РФ всегда принимали кандидатуры членов Правительства. Президент уходит в отставку только один раз – 31 декабря 1999 года. Это был Ельцин, после которого пришел Путин. Отметим, что Ельцин называл его своим преемником.

Дума распускалась только Николаем II во времена Российской Империи. Однако результат оказался плачевным. Стоит отметить, что роспуск депутатов значительно повышает нагрузку на федеральный бюджет, так как необходимо повторно проводить выборы. Все это понимают, поэтому данная мера считается крайней, к которой могут прибегнуть при исключительных обстоятельствах.

Что гарантировано гражданам России

Чтобы узнать о своих правах и свободах, нужно открыть главу документа  «Права и
свободы человека и гражданина». В ней закреплены такие важные
гаранты:

  • равенство каждого перед законом и судом: не важны раса, пол, язык, национальность,
    социальное положение, происхождение, вероисповедание и отношение к религии в целом,
    принадлежность к каким бы то ни было общественным объединениям и т.п.;
  • право на жизнь;
  • право на охрану государством достоинства человека (никто не может подвергаться пыткам,
    насилию, физическому и психологическому, и т..д.);
  • свобода и личная неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность личной жизни, сохранение личных или семейных тайн, защиту чести
    и доброго имени (любая слежка, прослушка и т.д. невозможны без особого решения суда,
    запрещено распространение какой-либо личной информации без согласия человека);
  • жилище человека также неприкосновенно (проникновение в жилье без согласия его владельца или
    без специального постановления невозможно);
  • право определять и указывать свою национальность, как и не делать этого, кроме того, каждый
    вправе свободно пользоваться любым языком;
  • человек имеет свободу в своих передвижениях: он может свободно передвигаться как по
    территории страны, так и покидать ее;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • право на свободу мысли и слова, запрет на любую цензуру;
  • право на организацию общественных объединений;
  • право граждан на участие в политической жизни страны, как самостоятельно, так и через
    представителей власти;
  • права граждан на экономическую свободу (свобода предпринимательской деятельности);
  • право частной собственности;
  • право на свободный труд;
  • право на семью, семья защищается государством;
  • государство обязуется осуществлять социальные выплаты;
  • право на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на образование;
  • право на интеллектуальную собственность и свободу во всех видах творчества;
  • защита прав и свобод происходит в суде;
  • презумпция невиновности человека;
  • право на двойное гражданство.

Это список прав и свобод, охраняемых главным документом нашего государства.

Важно. В Конституции обозначены кроме прав, еще и
обязанности граждан России

Среди них такие, как уплата налогов, защита Отечества, сохранение
экологии, а также признание прав и свобод других людей.

Какие поправки ожидаются и как их будут принимать

Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.

Поправок достаточно много:

  • закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
  • приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
  • усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и Совета Федерации, президент получает новые права в силовом блоке;
  • кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
  • президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
  • местное самоуправление становится частью единой системы власти.

Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.

В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.

Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).

Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.

Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:

  • самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
  • норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
  • тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
  • приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
  • в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
  • президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
  • Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
  • органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.

В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.

Классификация

По форме конституции делятся на 2 группы:

  • Писаные
  • Неписаные.

Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, Конституция Швеции, Конституция Испании).

Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), Конституция Великобритании).

В свою очередь, писаные конституции делятся на:

  • Кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример-конституции Франции, России, США.
  • Некодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «конституция»). К таким относятся конституции Новой Зеландии, Великобритании.

Конституции составляются и принимаются:

  • чрезвычайно-созываемым парламентом (учредительное собрание) (например, Конституция Франции, Конституция Италии 1947 года, Конституция Чехословакии 1948 года, Конституция Югославии 1946 года, Конституция Румынии, Конституция Албании 1946 года, Конституция Германии 1918 года, Конституция Греции, Конституции Болгарии, Конституции Польши 1920 и 1952 годов, Конституция Норвегии);
  • регулярным парламентом (например, Конституция Дании, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция ГДР 1968 года, конституции Венгрии 1949 и 2011 года, Конституция Польши 1997 года)
  • съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года)
  • временным парламентом (Конституция Чехословакии 1919 года, Конституция ФРГ 1949 года, Конституция ГДР 1949 года)
  • народом, минуя выборные органы (Конституция Франции 1958 года, Конституция России 1993 года)
  • главой государства (Конституция Германии 1871 года, Конституция Франции 1814 года, Конституция Италии 1861 года, Основные Законы Российской Империи 1906 года);

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

  • Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989—1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей)
  • Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.
  • Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).

Кроме того, конституции делятся по срокам их действия на постоянные и временные.

Устройство общества и власти

Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства
России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что
власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип
демократии.

Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти,
Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены
все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила
взаимодействия федеральных и местных органов власти.

Важно. В Конституции прописана невозможность
установления одной идеологии, право на многопартийность и политическую свободу

Это важное
включение, которое кардинально отличает современный документ от советских.

Кроме того, Россия определяется светским государством, т.е. такое, в котором нет связи власти и
религии. В нашей стране могут свободно приниматься как различные вероисповедания, так и
атеистические убеждения.

Во главе государства стоит Президент, которого избирают граждане государства с
помощью всенародных выборов. В Конституции подробно прописано, кто может стать Президентом.
Например, он должен быть старше 35 лет, а также он должен постоянно проживать в России не менее
10 лет. Кроме того, там описаны обязанности вступающего на должность, записан текст присяги и
т.д.

Верховным законодательным органом власти РФ представлено Федеральное Собрание,
состоящее из двух палат — Совет Федерации и Государственная
Дума. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта России (один
от представительной власти и один — от исполнительной). Государственную Думу составляет
450 избранных депутатов.

В Конституции записано, кто может стать депутатом Думы, права и обязанности членов госдумы и
правила их взаимодействия.

Верховный орган исполнительной власти в России — Правительство. В состав входят
Председатель, его заместители и министры. Председателя выбирает Президент, согласуя свое решение
с Государственной Думы. В Конституции подробно описаны полномочия всех членов Правительства.

В Главе 7 Конституции подробно
представлены принципы организации судебной системы страны. В Конституции также описана организация местного самоуправления (глава
8).

Внесённые изменения

В нашу Конституцию уже не единожды вносились правки.

Изменялись, например, названия субъектов РФ. Три региона — Ингушетия, Северная Осетия и
Калмыкия изменили свои полные наименования в 1996 году. Тогда же указами Президента были внесены
поправки в 65 главу Конституции. Также наименования меняли Чувашия и Югра в 2001 и 2003 годах
соответственно.

Менялись не только названия, но и составы субъектов. Так, в 2004 году в состав Пермского края
вошел Коми-Пермяцкий автономный округ (АО), в 2005 году в состав Красноярского края вошли
Таймырский и Эвенкийский АО. Затем в 2006 году в Камчатский край Корякский АО, в том же году в
состав Иркутской области вошел Усть-Ордынский Бурятский АО. В 2007 году объединились Читинская
область и Агинский Бурятский АО в состав Забайкальского края. Последние изменения в составе РФ
были в 2014 году: тогда в состав страны вошел Крым.

Больше исправлений в Конституцию РФ не вносилось.

Роль конституции в стране

Когда была принята действующая Конституция РФ

Дата принятия актуальной в настоящее время Конституции Российской Федерации является день 12 декабря 1993 года. После распада СССР было необходимо создать новый документ, действующий на территории нового государства.

С этой целью в 1990 году образовалась Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным, которая должна была ввести в действие абсолютно новый нормативно-правовой акт, описывающий устройство социального и политического порядка, прав человека и фиксирующий права и обязанности органов государственной власти.

Сложная обстановка в стране, большое количество накопившихся и новые проблемы привели к длительной задержке в создании Конституции. В основном написание актуального закона представляло собой изменение действующей ранее Конституции РСФСР.

Сложность заключалась в том, что она содержала большое количество глав и статей, которые, в свою очередь, зачастую могли противоречить друг другу. Необходимо было объективно фильтровать информацию и решать, что оставить, а что заменить.

В сентябре 1993 теперь уже президент РФ подписал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором говорилось о распаде Конституционной комиссии и обязательному завершению разработки документа к 12 декабря 1993 года.

Через пару часов после издания указа Конституционный суд дает Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от даты 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации “, в котором отстраняет Б. Н. Ельцина от власти. Данный документ не вступает в силу.

В октябре происходит столкновение на фоне роспуска Верховного совета и Съезда народных депутатов, и конфликт достигает своего апогея. Необходимо было в кратчайшие сроки издать новую Конституцию, с целью решения Конституционного кризиса.

Существовало большое количество доработок и изменений, предложенных различными органами, но лидирующими были два основных проекта нормативно-правового акта:

  • проект Конституционного совещания (поддерживающийся Президентом РФ)
  • проект Конституционной комиссии.

Справка: Первый вариант был более развернутый, поэтому за основу доработки был взят именно он. В результате кропотливой работы, документ пришел к идеальному на тот момент виду и был готов к вступлению. 15 октября Б. Н. Ельцин подписал положение о народном голосовании за готовую Конституцию.

В нем указывалось, что документ будет принят только в том случае, если за него проголосует более пятидесяти процентов избирателей. Тогда выборы не проводились в Чечне, Челябинской области и Татарстане. Вместе с тем проводилось голосование за новую Государственную думу. 58,43 процента населения проголосовали за, 41,57 – против.

В отличие от предыдущих версий, созданная Конституция РФ являлась документом целого государства, а не отдельных субъектов. Все же республики, оставшиеся в составе России, создали собственную Декларации о суверенитете.

Предыстория вопроса

До сих пор остается спорным вопрос, что же было первой конституцией России. Из событий XVII- начала XX века можно вспомнить:

  • Крестоцеловальную запись царя Василия Шуйского 1608 года.
  • “Кондиции”, которые “верховники” (Д.М.Голицын и другие) предложили Анне Иоанновне при вступлении на престол в 1730 году. Императрица их порвала и сохранила самодержавие.
  • Реформаторские проекты Сперанского (1809 год) и Новосильцева (1819 год).

  • Проект конституционный реформы М.Т. Лориса-Меликова 1881 года.
  • Манифест Николая II “Об усовершенствовании государственного порядка”. Редакция от 22.04.1906 года.
  • Кадетский проект конституции Российской республики 1917 года.

Декабристы написали проект конституции сразу в двух вариантах – Никиты Муравьева и Павла Пестеля. Александр I отказался от работы над конституционным проектом России, но ее в XIX веке получили Царство Польское и Великое княжество Финляндское.

Рис. 1. Конституция 1918.

Структура

Главный документ нашей страны состоит из:

  • вступительного слова (представлено как речь от народа России, где
    поясняются главные принципы составления Конституции, ее базиса);
  • Раздел первый. Основные
    положения (главная часть документа, состоящая из 9 глав, определяющих
    основное содержание документа; среди них есть такие, как Основы конституционного строя,
    Права и свободы человека и гражданина, Федеративное устройство и главы, посвященные описанию
    состава, работы верховных органов власти);
  • Раздел второй — заключение, в нем собраны принципы действия Конституции на
    территории страны, описан порядок внесения изменений в её тексте и т.п.

Текст документа не велик. В нем описаны лишь основные, принципиально важные для страны и ее
граждан положения.

Правовые свойства конституции

Конституция является учредительным, а потому первичным, определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция

Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было

Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.

В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.

Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.

В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).

В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.

Юридические свойства Конституции

Кто обладает законодательной инициативой

Конституция: принятие федеральных законов

Процесс принятия федеральных законов предусмотрен Конституцией РФ. В статье 105 указано, что все законы принимаются после обсуждения депутатами ГД РФ. При этом необходимо, чтобы большинство депутатов проголосовало за законопроект, чтобы он был принят.

Важно, чтобы законопроект отвечал всем требованиям. Он не должен противоречить действующим законам, иначе требуется его доработка

Конституция обязывает передавать законопроект на рассмотрение в верхнюю палату парламента после его одобрения нижней. Сенаторы тоже должны изучить его положения и одобрить или вернуть на доработку.

Обязательно представители Совета Федерации должны рассматривать законопроекты, которые касаются следующих вопросов:

  • государственного бюджета;
  • введения новых налогов и сборов или внесения изменений к соответствующим законам;
  • денежной эмиссии;
  • вопросов таможенного регулирования;
  • финансовой или валютной политики внутри страны или за ее пределами;
  • ратификации или денонсации международных договоров и соглашений;
  • войны и мира, а также защиты государственной границы.

Выписка из статьи 108 Конституции РФ

После того, как члены Совета Федерации рассмотрят законопроект и проголосуют за него, он отправляется на подписание президенту, что указано в статье 107 КРФ. Также ее текст указывает, что президент может одобрить и подписать проект закона. Но при наличии некоторых спорных моментов имеет право отправить его обратно на рассмотрение в нижнюю палату парламента.

Заключение

Для того, чтобы люди могли комфортно существовать на территории страны, необходимо четко ограничить их права и обязанности. С помощью законов, приказов, указов, постановлений и тд. государство имеет рычаги воздействия на общество, в свою очередь, социум управляет страной, имея на то законные основания.

Самым главным нормативно-правовым актом, действующим на территории Российской Федерации является Конституция РФ, гарантом которой является Президент РФ. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы привести законодательную систему в порядок и обеспечить грамотное взаимодействие всех элементов власти.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий