Езиды

Литература

на русском языке
  • Веселовский Н. И. Езиды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 11А.
  • Езиды / Руденко М. Б. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  • Езиды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Логашова Б.-Р. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 743. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
  • Омархали Х. Йезидизм. Из глубины тысячелетий. СПб., 2005
  • Пирбари Д. Езиды Сархада — Тбилиси-Москва, 2008.
  • Полатов Д. Р. Езиды. Религия и народ. — М., 2005.
  • Кочои С. М. «Исламское государство»: от терроризма к геноциду // Журнал российского права. 2014 . № 12.
на других языках
  • Allison, Christine. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. — L.: Psychology Press, 2001. — ISBN 0-7007-1397-2.
  • Allison, Christine. . // Encyclopædia Iranica (Энциклопедия «Ираника»)(www.iranicaonline.org) (англ.) (20 февраля 2004). Дата обращения: 20 августа 2010.
  • Frank R. Sheikh ‘Adi, der große Heilige der Jezidis. B., 1911
  • Kreyenbroeck, Ph.G. Yezidism: its Background, Observances and Textual Tradition. N.Y., 1995
  • Omerxalî X. Êzdiyatî: Civak, Sembol, Rîtûel (Езидизм: Общество, Символ, Ритуал). Istanbul, 2007.
  • Ph.G. Kreyenbroek in collaboration with Z. Kartal, Kh. Omarkhali, and Kh.J. Rashow. Yezidism in Europe: Different Generations Speak about their Religion. Wiesbaden, 2009.
  • Omerxalî X. bi hevkariya Xankî K. Analîza Qewlên Êzdiyan. Li ser Mesela Qewlê Omer Xala û Hesin Çinêrî . Avesta, Istanbul, 2009.
  • Rodziewicz A., The Nation of the Sur: The Yezidi Identity Between Modern and Ancient Myth, Rediscovering Kurdistan’s Cultures and Identities The Call of the Cricket Editors: Bochenska, Joanna (Ed.), New York 2018, pp. 259—326.

Национальность, вера, откуда произошли езиды?

Езиды – родственный курдам народ, принадлежность к которому определяется не национальностью, а религией. Сотни лет его представители строго соблюдали древние традиции и не подпускали к себе чужаков. Сегодня солнцепоклонники Ближнего Востока рассеялись по всему миру и их образ жизни и верования стали доступнее для изучения.

Историческая Родина

С давних пор езиды проживают на территории Ирака: здесь их около 1 млн человек.

Местами их расселения традиционно были и Сирия с Турцией. У них нет своей государственности, они разделяют свою судьбу с курдами, добившимися автономии от Ирака.

Однако, соседи-мусульмане веками их притесняли и пытались ассимилировать. Поэтому, несмотря на общность происхождения и языка, езиды отстаивают себя как самостоятельную нацию.

Касты

Общество является кастовым, с XIX века его делят на шейхов, пиров и мридов. Первые две – религиозные лидеры, обладающие непререкаемым авторитетом, третья – обычные люди. Основы вероучения передают устно, доступа к двум священным собраниям текстов «Книге откровения» и «Черному писанию» у мридов нет.

Конфессия

Исповедуют езидизм – синкретическое вероучение, где причудливым образом сочетаются персидский зороастризм, суфийское направление ислама и христианство. Однако есть в нем загадочный персонаж, падший ангел Малак Тавус, из-за которого езидов называют дьяволопоклонниками.

Он изображается в виде павлина. Считается, что добро и зло происходят из одного источника, поэтому между ними не может быть никакой борьбы. В их космогонии дьявол соработник Бога, поэтому его нельзя порицать.

Езидом нельзя стать, можно только родиться.

Езиды поклоняются солнцу, луне, огню и воде и верят в переселение душ. В XII веке шейх Ади Мусафар реформировал учение, объявил Христа, Магомета, Зороастра пророками, оставил после себя книги гимнов и повествования о знаменитых дервишах.

В каждом доме должно быть специальное место для духа-покровителя домашнего очага.

В былые годы практиковалось жертвоприношение животных, чаще всего баранов.

Свадебные традиции

Брак заключают по соглашению родителей. Невеста идет в новую семью с приданым. В семьях с традиционным укладом девушку выдают замуж рано, не каждая успевает закончить школу.

Затем молодоженам кладут на плечи лаваши, желая им материального благополучия. Все приглашенные исполняют национальный танец гованд. Действо сопровождается звучанием зурны и барабанов. Кульминационный момент – клятва молодых перед лицом шейха, который и объявляет их мужем и женой.

Пищевые запреты

Правоверный езид не употребляет свинину, капусту, латук, тыкву. Некоторые шейхи воздерживаются от мяса кролика, петуха и рыбных блюд.

В ближневосточном регионе не пьют алкоголь.

Праздники

Новый год отмечают в марте, хозяйки красят яйца, пекут лепешки и куличи, в которые помещают монету или бусину. Кому достанется, тот будет удачлив весь год. Месяцем раньше – праздник влюбленных.

Айда эзиде – главный праздник. Принято поститься, ходить в гости, утешать тех, приносить соболезнования тем, кто потерял близких.

Три смертных греха

  1. Поднять руку на шейха.
  2. Брак между езидами разных каст.
  3. Брак с иноверцем.

Дети из смешанных браков не считаются езидами. Периодически в мировых СМИ появляются сообщения о так называемых «праведных убийствах» в Ираке, когда за отступничество карают женщин.

В других странах

Значительная диаспора существует в Германии. В странах Запада и США за последние годы выросло число езидов-беженцев из Сирии.

Сегодня численность общин составляет до 40 тысяч человек, они действуют в Краснодарском крае, Нижегородской и Ставропольской областях.

В России курды исповедуют ислам и езидизм

Курды в России — это ираноязычный народ, оказавшийся на территории Российской империи после присоединения Закавказья в начале XIX века. В XXI в период распада СССР, местом крупнейшей концентрации курдов России стала республика Адыгея.

Так, в частности, сюда переселились курды, бежавшие в Россию в результате армяно-азербайджанского конфликта. В Адыгеи курды расселились сельские населённые пункты Красногвардейского района республики и, в меньшей степени, Майкопского района, а также сам город Майкоп.

Курд на русской службе. Фотография Д. И. Ермакова. Курды появились на территории Российской империи после присоединения к ней Закавказья в начале XIX века. Фото: upload.wikimedia.org

Массовая миграция курдов на территорию Адыгеи, где они до этого практически не проживали, началась в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века из зоны приграничного конфликта Армении и Азербайджана. Позднее к ним добавились экономические мигранты и родственники со всей территории обеих республик.

Длительное время, большинство курдов, как и турков-месхетинцев, проживали на юге РФ как лица без гражданства. Но с начала 2000-х годов начался процесс постепенной легализации курдов на территории республики. Сейчас, подавляющее большинство местных курдов — граждане РФ.

63818
столько курдов проживали в России в 1020 году

В отдельных населённых пунктах Красногвардейского района республики их численность превысила 50%, а в школах составляет более 70 — 80% учащихся. В настоящее время рост диаспоры происходит в основном за счёт высокого естественного прироста уже прибывшего населения, а также курдов-уроженцев РФ.

Необходимо отметить, что массовый переезд курдов на жительство в Адыгею вызывает социальной напряжений в ней. Что же касается всей России, то перепись 2010 года зарегистрировала 63 818 курдов проживающих в стране.

Религия

Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.

Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:

  1. Книга откровения «Кетебе Джилве»
  2. Черная книга «Масхафе раш»

Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:

  • кавлы (каулы)
  • бейты

Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.

Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.

Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:

  • факиры
  • шейхи
  • пиры

Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.

У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:

  1. вступление в брак с иноверцем и переход в другую веру;
  2. вступление в брак, внебрачная связь с представителями других каст;
  3. поднятие руки на представителя духовной касты.

По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.

Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.

Из уст в уста

Самоназвание у этого народа «эзди», свою религию они сами называют «эздити». Хотя первые письменные упоминания о езидах относятся к XII-XIII векам, сами они считают, что их религия берет отсчет тысячелетия назад. Только в средневековье упоминания об их сакральных знаниях были зафиксированы на бумаге, а сами езиды предпочитали и предпочитают хранить их в устной передаче, чтобы письменами не исказить первородный сакральный смысл.

Выдвигается гипотеза, что средневековые мыслители соединили суфийское учение с традиционными курдскими обрядами и верованиями, а отсюда возник езидизм. Ряд езидов, напротив, утверждает, что их вера появилась намного раньше и изначально была обще-курдской, пока курды не изменили ей, перейдя в другие религии. Между тем в средние века езидизм какое-то время даже был официальным вероучением курдского государства Дасин.

Религиозное учение езидов изложено в двух священных книгах – Джилва («Книга Откровения») и Масхафе Раш («Черная книга»). Они написаны особым алфавитом, на южно-курдском диалекте. Письмо по езидским представлениям передает тайную премудрость, которую нельзя узнавать непосвященным: не только не-езидам, но и своему большинству. По этой причине священные книги не имели широкого распространения. Религия езидов практически в основном бесписьменная и главным образом передается из поколения в поколение как устная традиция.

Езиды верят в единого Бога Хуаде, чье имя ими не принято произносить вслух, и в его Троицу, где первое место занимает Малак-Тавус, второе – Шейх Ади, третье – Езид. Разделение между ними носит достаточно условный характер, так как все они – воплощения единого Бога.

Бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса (он же Азраил), который параллельно занимает первое месте в иерархии езидских ангелов, а им Всевышний поручил управлять вселенной. (Кстати, в иудаизме Азраил – ангел смерти, который помогает людям перейти в иной мир.) В некоторых устных легендах езидов Малак-Тавус выступает как Творец. Малак-Тавус олицетворяет огонь в двух выражениях – как тепло и свет, а также как пожар и разрушение, обозначая тем самым наличие добра и зла в каждом человеке. Вознесенный на небо Малак-Тавус также воспринимается езидами оком Солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь. Малак-Тавус предстает в образе павлина. Павлин на Востоке считался символом мудрости и величия. Среди некоторых мусульман, окружающих езидов, распространено представление, что езидский Малак-Тавус – едва ли не дьявол.

Вторым по значимости лицом после Малак-Тавуса является Шейх Ади. Езиды считают его апостолом Бога и верят, что он был создан из тени Малак-Тавуса. Шейх Ади и Малак-Тавус выступают в роли посланников Бога, а по некоторым преданиям сами несут Божественную сущность. Примечателен тот факт, что на самом деле в средневековье существовал человек по имени Шейх Ади Шариф ибн Мусафир из знатного рода Омай, сыгравший роль в упорядочении доктрины езидизма. Третьим основным лицом езидского духовного поклонения является Езид – также посланник Всевышнего, более двух других воплощений Бога связанный именно с жизнью людей на Земле.

Буддизм — одна из древнейших религий Казахстана

Буддизм на территорию современного Казахстана был занесён во времена великого шёлкового пути и джунгаро-казахских войн. Произошло это в I веке н.э. Буддизм — это одна из трёх мировых религий, поэтому он разрешён официальными властями Казахстана.

В Казахстане находится крупнейшая в мире община последователей корейского буддизма сон. В наше время в Республике Казахстан буддизм представлен четырьмя официальными организациями.

Три из них представляют корейский сон-буддизм, одна линия тибетского буддизма. Среди буддийских школ и направлений, представленных в Казахстане в настоящее время можно назвать:

  • школу Вонбульгё (Вон-буддизм);
  • тибетский буддизм (Ньингма, Кагью, Гелуг);
  • дзэн-бцуддизм.

Наскальное изображение будд, Республика Казахстан. Буддизм проник в Казахстан во времена джунгаро-казахских войн. Фото: upload.wikimedia.org

В Республике Казахстан буддизм представлен достаточно слабо, так количество буддистов в стране не превышает 15 000 человек. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки.

При этом многие казахские буддисты одновременно исповедуют элементу тенгрианства, древней тюркской религии.

Праздник «Аида Эзида»

На середину декабря приходится главный праздник этого народа. Называется он «Аида Эзида». Считается днем примирения. Отмечается во вторую пятницу декабря. Последние три дня перед праздником — это время строжайшего поста. Пока не зайдет солнце запрещено принимать пищу, что бы то ни было пить, курить. Вечер четверга духовники и миряне проводят у священнослужителей, распевая религиозные гимны и танцуя. Пятница – это день посещения собратьев по национальности, которые недавно потеряли кого-нибудь из близких. Через неделю после «Аида Эзида» наступает другой важный праздник — «Аида Шамс», считающийся днем Солнца. Церемониальная подготовка к нему практически такая же.

Большинство казахских мусульман — сунниты

Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе Туркестане и его окрестностях.

На территории современного Казахстана ислам стал государственной религией в государстве Карханидов.

Позже ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255 — 1266) и Узбек (1312 — 1340). Огромный вклад в распространением ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави сыграл огромную роль в распространении ислама в Казахстане. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам в Казахстане распространялся медленно, так как большинство населения этой территории придерживалось тенгрианства, как традиционной религии степняков. В середине 15 века ислам становиться государственной религией Казахского Ханства.

После того, как Российская Империя завоевала территории в Средней Азии и современном Казахстане, ислам был признан официальной религией их населения, а исламское духовенство было признано и поддержано российскими властями.

70%
столько казахов — мусульмане

В настоящее время ислам восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности. При этом наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу.

Так, например, мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.

Центральная мечеть города Алма-Ата. Подавляющее большинство жителей современного Казахстана считают себя мусульманами. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Большинство мусульман — суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. В настоящее время в Казахстане функционируют около 3700 мечетей.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма).

Этимология

Существует несколько версий происхождения слова «Езид»:

  • народ султана Езида — по прозвищу Красный Езид.
  • По одной легенде легендарный вождь народа адаби в очень древние времена переправил весь свой народ с территории древней Нубии через Красное море в Аравию и привел его в страну Дильмун, основав там город Шам. По другой теории султан Езид участвовал в крупной битве с неизвестным народом за обладание новой страной, возможно это был Шумер. Возможно эта битва произошла с племенами субареев, которые после этой битвы были вытеснены на север Междуречья. В этой битве Езид был сильно измазан кровью своих противников, но сам не имел ран. За то, что после битвы он был весь красный, он получил прозвище Красный Езид.
  • от названия города Езден в античном государстве Адиабена;
  • Язаты (авест. «почитаемые») — в зороастрийской мифологии особый вид божеств, приближенных к Ахура Мазде, его помощников и свиты.


Езидский храм, Северный Ирак


Лалеш — святыня езидов

Открытие нового места паломничества в Армении

Недавно в Армении произошло очень важное для езидов событие, на которое собралось большое количество паломников из разных стран. Вблизи села Акналич в Армавирском марзе они открывали новое место паломничества

Именно это событие послужило причиной того, что 29 сентября (день открытия) согласно распоряжению Национального совета езидов всего мира, теперь празднуется эти народом как День паломничества езидов. Храм получил название, созвучное с главным святилилищем езидов, которое расположено в Северном Ираке, Лалеш.

Целью делегации было также посещение мемориала жертв геноцида армян на Цицернакаберде, где в 1915-1918 гг. было истреблено более 1,5 миллиона армян, среди которых было достаточно много представителей национальности «езид».

Что за нация без святилища на родной земле. Новый храм — первый культовый объект езидов за пределами Курдистана. Он может вмещать 30 человек, по форме напоминает езидские конусообразные святилища. Материалом для постройки послужил кирпич, а сверху здание облицовано мрамором. Рядом находится трапезная, вмещающая 2 тысячи человек.

Одним из знаковых событий последнего времени в обществе езидов явилось проведение 30 июня 2008 года в Ереване конференции езидов мира, которую посетили верующие со всего света. Именно там прозвучал призыв для 2 миллионов езидов со всего мира к объединению, чтобы сохранить и передать потомкам историю, религии, традиций, искусства. «Все езиды мира, присоединяйтесь — хола, хола, хола, хола Султан Езиде сора!» Так звучит кредо и главная цель езидов.

Этот этнос выжил не только благодаря тому, что большая часть представителей занимала труднодоступные территории в горной местности. На протяжении столетий езиды держали оборону и защищались от многочисленных завоевателей, что позволило сохранить религию предков и по сей день.

Подводя итог, следует сказать, что езидизм – это вера, езид – национальность. мусульмане — не национальность, а приверженность религии (исламу), поэтому отождествление этих понятий не является корректным.

Традиционная культура

Фольклор — молитвы, сказания, песни.

Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религиозных церемониях используется барабан (даф).

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Езиды в национальной одежде
Рисунки Макса-Карла Тильке (англ.)русск. из собрания Национального музея Грузии, 1920
Езиды с фолитографии М. О. Микешина «Типы Кавказа», 1876.
Почтовые открытки-фотографии, Франция, конец XIX в.

Езиды в качестве главы ангелов почитают Малак Тавуса или ангела-Павлина

Езиды почитают Малак Тавуса, у которого еще сеть следующие имена: Пири Малакки-Таву, Мелек-Тавуз, Тавуси Малак. Они переводятся как «ангел-Павлин». Это глава ангелов в езидизме и его обычно изображают в виде павлина.

Езиды верят в то, что Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. Их вероучение говорит о том, что он — это эманация единого Бога. Молятся они Малак Тавусу 5 раз в день.

5 раз
в день езиды исполняют молитву Малак Тавусу

Изображение Малак Тавуса. Малак Тавус — Ангел Азраил, изображаемый в езидизме в виде павлина. Фото: dic.academic.ru

Теория сотворения мира в езедизме следующая:

  1. в первый день, в воскресенье, Бог создал Ангела Азраила, он же — Тавуси Малак, Пири Тавуси Малак, глава всего, верховный первозданный ангел;
  2. в понедельник Бог создал ангела Дардаила (ангел понедельника), он же Шейх Хасан;
  3. во вторник был сотворён ангел Исраил (Рафаил?) (ангел вторника), он же Шейх Шамс-ад-Дин;
  4. в среду был создан ангел Михаил (ангел среды), он же Шейх Абу-Бекр;
  5. в четверг Бог сотворил ангела Анзазила (Гавриила?) (ангел четверга), он же Саджад-ад-Дин;
  6. в пятницу Он создал ангела Шемнаила (ангел пятницы), он же Насир-ад-Дин;
  7. в субботу был сотворён ангел Нураил (Тураил?) (ангел субботы), он же Фахр-ад-Дин;
  8. Малак Тауса (Бог) назначил старшим над всеми;
  9. Затем (Бог) сотворил образы Семи Небес и Земли, и Солнца, и Луны.

В исламе и христианстве существует критика езедизма потому, что часто мусульмане и христиане зачастую ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела или божества Малак Тавуса с Иблисом или же падшим ангелом.

Зачем нужна религия

Также его по-арабски называют Шайтан или же «дьявол». Это является поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве. Именно поэтому езиды всегда сталкивались в исламском мире с непониманием.

По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». Современное востоковедение говорит о том, что: «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола».

Кто такие езиды и почему они бегут от ИГИЛ

На 4-ой минуте автор рассказывает о том, что джихадисты отождествляют езидского ангела Малакки Тауса с Дьяволом (Шайтаном).

До нашего времени дошли устные предания, связанные с Тавуси-Малаком. Существует несколько их вариантов, так один из них говорит о том, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку.

Основная версия легенды о нем утверждает, что Малаки Тауса был особо предан Богу как создателю и поэтому отказался поклониться Адаму. Только Господь его Творец и никому больше он поклоняться не захотел.

Маллаки Тауса настолько был предан Богу, что Адаму поклоняться отказался.

За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами.

За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. В езидизме Тавуси Малак отожествляется со словом Шамс (Солнце).

Самые гонимые на Ближнем Востоке

В конце прошлого года следственная группа ООН заявила о подозрении 160 исламистских боевиков в массовых убийствах езидов в 2014 году на севере Ирака. Все они члены «Исламского государства» – запрещенной в России и других странах террористической группировки. Расследование и сбор доказательств начались год назад. Когда расследование завершится, доказательства можно будет использовать в судах, чтобы привлечь боевиков к ответственности.

Карим Асад Ахмад Хан, глава следственной группы ООН, отмечает: «Мы выявили более 160 лиц, совершивших массовые убийства езидов в Кочо и других местах. Мы работаем, чтобы открыть следственные дела с надежными доказательствами вины каждого боевика».

Езидов подвергли жестоким преследованиям в августе 2014 года, когда ИГИЛ захватил северный Ирак. Исламисты ненавидят их из-за их религии. Они убивали мужчин, отказавшихся принять ислам, а молодых женщин и девушек забирали в сексуальное рабство.

Спасшийся езид обратился к сотрудникам ООН. Пять лет назад боевики ИГИЛ расстреляли троих его братьев. В общей сложности он потерял 75 родственников. Сам мужчина получил лёгкие ранения. Его жену и дочерей забрали в плен. Вот что рассказал этот человек: «Прошло пять лет, и я до сих пор слышу крики жены и дочерей, которых похитили боевики ИГИЛ. Я также слышу голос моей дочери Лары. Ей было три месяца, когда она погибла в плену из-за жажды и голода».

Почему до сих пор можно видеть сотрудников ДПС на «вёдрах с гайками», а их начальство – только на иномарках?

В Синджаре и других городах Ирака после вторжения боевиков ИГИЛ, отличавшегося геноцидом и изощренными истязаниями – и езидов в особенности, выжившие езиды были вынуждены покинуть родные дома.

Иракская правозащитница езидского происхождения Надя Мурад призвала ООН к действиям. Она также попала в 2014 году в сексуальное рабство к исламистам, но позже смогла бежать. В 2018 году Надя Мурад получила Нобелевскую премию мира за усилия по защите езидских женщин. Она заявляет: «Я прошу …восстановить справедливость в отношении всех жертв ИГИЛ, поскольку они этого заслуживают. Спасибо».

В 2016 году ООН назвала преследование езидов «Исламским государством» геноцидом. По данным организации, в Ираке погибло более 5 тыс. представителей этого народа, до 7 тыс. езидских женщин были похищены.

В конце 2019 года на странице Rojava (@Azadi Rojava) в Twitter опубликован пост о реальной ситуации в курдском кантоне Сирии Африне после турецкой оккупации: «…В оккупированном турками Африне допускается только одна религия: суннитский салафизм с хиджабом, навязанным даже маленьким девочкам. Езидов и христиан заставляют «переобращаться» с благословения члена НАТО Турции».

В августе прошлого года правоохранительными органами Иракского Курдистана задержано пять человек по подозрению в поджогах лагерей для беженцев, в которых проживали езиды. В лагере, расположенном в городе Захо провинции Дахук, сгорело 20 палаток. Здесь находится около 5 тыс. езидов. Позднее произошло еще не менее двух поджогов. Первоначально предполагалось замыкание электропроводки, однако позже следствие установило, что поджоги осуществлены злоумышленниками.

Езиды и армяне

Езид – национальность, насчитывающая в Армении десятки тысяч представителей. Отношение этих народов друг к другу формировалось с древних времен. Они всегда были дружественными народами. Их связывают похожие судьбы, ведь и те и другие в борьбе за свою веру подвергались гонениям и лишениям, что вынудило их уйти со своей исторической родины, спасаясь от преследователей. Многие езиды впоследствии обосновались на территории Восточной Армении.

Езидские поселения очень сильно пострадали во время разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении в 1988 году. По рекомендации тогдашнего премьер-министра СССР Николая Рыжкова, посещавшего зону бедствия, многие из них (примерно 5,5 тысяч человек) перебрались в Краснодарский край.

Хоть это и горестно отмечать, но мы, по словам классика, «ленивы и нелюбопытны». И даже на сегодняшний день далеко не полностью осведомлены о живущем с нами бок о бок таком древнем народе, как езиды. Многие сведения неточны и размыты. Но одно известно точно. Езид – национальность, представители которой сумели пройти все испытания, сохранив при этом свой исторический облик и самобытность. А это дорогого стоит.

Кто такие езиды

Национальность езиды в основном распространена на территориях Ирака, Турции, Сирии, но люди этого вероисповедания также живут в России, Грузии, Армении, некоторых странах Европы.

Последние данные о численности свидетельствуют о наличии 0,3-0,5 млн езидов. Существует общепринятое мнение, что они являются обособленной группой курдов. Но каждый езид национальность своего народа считает уникальной, категорически отрицая родство с курдами. Сейчас на международном уровне их признали представителями отдельной этноконфессиональной группы. Значительную роль в этом сыграли усилия востоковедов Армении, для которых это открытие послужило одним из важных факторов сохранения национальной безопасности. Причиной тому служит отведение от Армении серьезной угрозы иметь репутацию страны с «курдским фактором».

Но все же многие исследователи настаивают на связи по национальности «курд — езид». Например, Н. Я. Марр считает, что езидизм – это курдская религия, которую исповедовала большая часть курдов до принятия ими ислама.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий