Всё про коэффициент бонус-малус (кбм)

Перерасчет полиса при изменении коэффициента

Если в базе РСА записан неправильный КБМ, то владельцы ТС могут столкнуться с завышенной стоимостью при оформлении страхового полиса. Последствием такой ошибки является расчет стоимости страховки без учета скидки за безаварийную езду. Водителям приходится оплачивать из своего кармана ошибки страховщиков.

Бывают случаи, когда к управлению ТС допущено ограниченное число водителей. Если у каждого из них есть максимальная скидка, то КБМ равен 0,5. При попытке заказать страховой полис ОСАГО с помощью интернета оказывается, что в базе РСА у одного из водителей КБМ равен 0,85. Это значит, что цена страховки увеличится минимум на 25%. Чтобы решить эту проблему и снизить цену, делают перерасчет КБМ.

Сделать перерасчет КБМ можно разными способами:

Написать заявление в Центробанк России. Предъявляется жалоба на КБМ по ОСАГО и производится перерасчет. Для этого нужно отправить сканированную копию полиса с наименьшим КБМ или справку о том, что страховые выплаты отсутствуют. Центробанк сам делает запрос в РСА и отправляет жалобу на рассмотрение. Уведомление о ходе рассмотрения жалобы придет на почту.
Написать заявление в страховую компанию, застраховавшую водителя с неверным классом. Ответственная за ошибку фирма сама все исправляет и делает перерасчет. На имя руководителя компании пишется заявление в двух экземплярах. КБМ изменяют на основании прошлого полиса или справки, что в страховые выплаты в прежней компании отсутствовали.Заявление регистрируют и присваивают ему порядковый номер. Второй экземпляр заявления с датой и штампом остается водителю. Такое заявление рассматривают 10 дней (это предусмотрено законом)

Если после десятидневной проверки КБМ не изменился, то нужно снова обращаться в страховую компанию.

Важно. Во время подачи жалобы страховой договор должен быть действительным

Если же страховщик отказывается принять заявление, его отправляют заказным письмом с уведомлением.

Обратиться к брокеру. Страховые брокеры восстанавливают утерянную скидку за вознаграждение. В этом случае сразу определяют, в какой момент присвоили ошибочный КБМ. Для этого изучают размер КБМ помесячно в течение нескольких лет, и находят нужный полис. Запросы по изменениям коэффициента за год сохраняют в электронном виде, чтобы приложить к жалобе.Разумно будет найти старые полисы, в которых видно какой КБМ и класс были присвоены водителю в прошлые годы. Затем уже отправляется жалоба в ЦБ РФ, РСА или страховую компанию. Если за месяц страховщик не решит проблему, то придется обратиться в суд.

Заявление на перерасчет в РСА

Заявление на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА – официальный документ, направленный на исправление или восстановление верного значения КБМ в базе АИС РСА.

Любые исправления или изменения значения КБМ должна производить компания, которая страховала обратившегося с жалобой водителя. Следовательно, нужно написать заявление в компанию, полис которой на руках у владельца ТС. Если же страховщик отказался от перерасчета КБМ ОСАГО, то заявление отправляют в РСА.

Заявление такого типа пишется в произвольной форме, с просьбой изменить КБМ в базе РСА предоставляют перечень данных:

  • дата рождения заявителя;
  • данные ВУ (серия, номер);
  • дата выдачи ВУ;
  • данные паспорта (серия, номер);
  • номер полиса ОСАГО;
  • номер прошлого полиса;
  • причина обращения в РСА.

Прилагается скан копии полиса ОСАГО, который был оформлен раньше, с указанием правильного КБМ. Также нужна сканированная с обеих сторон копия ВУ.

  • Скачать бланк заявления на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА
  • Скачать образец заявления на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА

Для мгновенной отправки заявления в РСА, используют официальный электронный почтовый ящик российского союза автостраховщиков для приема документов (копий, заявления) на восстановление КБМ.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что правильно рассчитанный коэффициент КБМ – отличный способ сэкономить на страховке для каждого водителя, при условии, что он не стал виновником транспортного происшествия. А главное, что его несложно рассчитать верно, если руководствоваться инструкцией.

Как восстановить бонус малус — основные ситуации

А вот теперь еще более интересный момент — восстановление своего КБМ, который может быть неактуальным в общей базе страховщиков. Он возникает тогда, когда автолюбитель рассчитывает на скидку, полагающуюся ему за безаварийную езду. Водитель обращается к сайту РСА и с удивлением замечает, что в базе указан не тот коэффициент. Из-за чего это может иметь место:

  • произошла техническая опечатка или сбой, связанный с человеческим фактором. В итоге Вы видите не тот размер скидки, который ожидали. Достаточно ошибиться в одной букве фамилии либо имени страхователя;
  • Вы были вписаны в полис того водителя, по вине которого произошло ДТП, и КБМ был повышен сразу обоим участникам полиса.

Чтобы восстановить свой реальный бонус малус, необходимо предоставить действующий страховой полис гражданской ответственности. Могут потребоваться и другие документы, например, копия водительского удостоверения или справка о непричастности к дорожно-транспортным происшествиям, информация о которых попала в общероссийскую базу страховщиков.

На помощь может прийти онлайн сервис электронного страхового сервисного центра. В нем мы регистрируем соответствующее обращение, которое и отправляем на рассмотрение. Вот так друзья, функционирует система учета страховых событий, которая влияет на стоимость ОСАГО. Если Вы еще не являетесь постоянным подписчиком блога, рекомендую сделать это прямо сейчас. Всех с наступающими новогодними праздниками и до встречи.

Просмотры:3989

0Нравится

Как определяется

Для определения класса КБМ и получения скидки нужно получить справку о безаварийной езде. Этот документ получают бесплатно в офисе-компании-страховщика, где заключен договор. Его можно получить:

  • при только что закончившемся договоре;
  • в течение 5 дней после обращения запроса в компанию-страховщик.

Такая справка понадобится в случае конфликтных ситуаций с компанией-страховщиком.

Коэффициент не начисляют для страхования автомобилей, зарегистрированных в другом государстве.

Водителем

КБМ для водителя – это значение, определяемое для каждого из людей, допускаемых к управлению автомобилем. Самостоятельно определить класс по Бонус-малус поможет информация Российского союза автостраховщиков. Этой организацией разработана специальная таблица для определения класса КБМ и соответствующего ему значения коэффициента.

Для ограниченного ОСАГО как правило, применяется начальный либо расчетный тип коэффициента. При этом водитель, претендующий на получение КБМ должен быть вписан в полис с самого начала. Если он вписан в полис не в начале периода, коэффициент в следующем году учитываться не будет. Собственник транспортного средства имеет право на получение скидки с начала нового периода.

Если предыдущий договор был по неограниченному ОСАГО, но выплаты не начислялись, коэффициент для ограниченного автоматически понижается. Но он будет начислен только владельцу авто.

Несколькими водителями по одному полису

Если автомобилем управляет много людей, понадобится неограниченная форма ОСАГО. Бонус-малус при этом считается по таким правилам:

  • класс коэффициента начисляется только владельцу автомобиля;
  • коэффициент определяют по последнему завершившемуся договору.

Присвоение классов КБМ

Повышенный коэффициент начисляют только водителю, допустившему аварийный случай. Предыдущий договор не должен иметь ограничений, а собственники нового и старого средств совпадают. Что собой представляет расширенная страховка читайте тут. Если владелец поменялся, применяется начальный тип коэффициента.

Страховщиками

Во время приобретения нового полиса компания-страховщик берёт информацию о страховой истории клиента из базы данных Российского союза автостраховщиков. Это единственный официальный ресурс, на котором размещена достоверная информация. Если нет, компания-страховщик устанавливает начальный коэффициент третьего класса. Если в автоматической информационной системе (АИС) союза автостраховщиков были внесены ошибочные данные, стоит использовать такой алгоритм:

  1. Заключить договор по указанному в базе данных коэффициенту.
  2. После при необходимости рекомендуется подать запрос в РСА, с просьбой рассчитать верное значение.

Для этого понадобится такой перечень документов:

  • заявление;
  • копия действующего и всех предыдущих полисов;
  • копия водительских прав.

Запрос будет рассматриваться в течении 3 – 4 месяцев, после чего они обязаны дать ответ в письменном виде.

Суть коэффициента и его влияние на цену страховки

Итак, сам по себе коэффициент под названием «бонус-малус» был изобретен страховщиками довольно давно. Он позволял получить информацию о том, насколько часто страхователь пользовался страховыми выплатами. Если клиент редко обращался за получением выплаты, то он был более выгоден страховой компании, а потому его КБМ был уменьшающим. Обратная ситуация ждала тех, кто часто становился жертвой страховых случаев. Такие клиенты являются более рисковыми, а потому для них не может быть предусмотрен понижающий коэффициент. Проверить такую информацию сегодня можно по базе соответствующих данных.

Другими словами, Вы поняли: чем реже попадает в аварии водитель, тем меньшим будет его очередной платеж по страховке, благодаря понижающему КБМ. Таким образом, каждый может удешевить себе стоимость последующих ОСАГО, если будет тщательно соблюдать ПДД и следить за техническим состоянием своего транспортного средства. А в некоторых случаях проще компенсировать небольшой убыток третьему лицу на месте без привлечения ГИБДД, чтобы не терять размер накопленной скидки.

Обновления в законодательстве

Как известно, начиная с 5 сентября 2020 года, на территории РФ начали действовать индивидуальные тарифы по ОСАГО.

Со вступлением в силу данных нововведений возникла необходимость в корректировке порядка обмена информацией между государственными органами, страховыми компаниям и прочими структурами. В связи с этим было разработано и принято Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2020 года № 1564. Оно вступило в силу 2 октября 2020 года.

В рамках данного нормативного документа расширен объем сведений, которые сотрудники МВД РФ должны передавать в РСА для внесения в АИС ОСАГО (автоматизированная информационная система).

При определении базового тарифа для конкретного автовладельца, страховщик вправе считать дополнительными рисками следующие обстоятельства:

  • привлечение водителя к ответственности за превышение скорости на 60 и более км/ч;
  • выезд на встречную полосу движения;
  • игнорирование запрещающего сигнала светофора или жеста регулировщика.

Упомянутые нововведения распространяют свое действие на договоры обязательного страхования, заключенные после 24 августа 2020 года. Однако сразу они не могли применяться из-за отсутствия необходимых подзаконных актов.

5 способов оплаты парковки в Москве
Смотреть

Безопасно и оперативно — оплата штрафов ГИБДД онлайн
Смотреть

Порядок восстановления коэффициента

Бывает, что водители при оформлении полиса ОСАГО обнаруживают, что значение КБМ не соответствует реальной картине. Как правило, причина заключается в том, что страховая компания не передала данные об истории вождения в РСА, и скидка, соответственно, не была учтена.

Так как РСА самостоятельно изменить сведения в базе данных не может, то для восстановления коэффициента изначально следует обращаться в страховую компанию. Подтвердить ошибку можно следующим образом:

  • предоставив страховщику предыдущие страховые полисы;
  • если их нет, то следует сделать запрос на сайте РСА за разные периоды и определить, в какой момент была допущена ошибка, после чего сохранить результаты запросов.

Если решить вопрос со страховщиком не получается, можно обратиться в РСА с жалобой о некорректном применении КБМ. В обращении следует указать такую информацию:

  • ФИО и дату рождения водителя;
  • данные водительского удостоверения, если оформлялся полис ОСАГО с ограничениями по количеству водителей;
  • данные паспорта и водительского удостоверения, если страховка была неограниченная;
  • номер предыдущего паспорта и удостоверения водителя, если эти документы ранее менялись.

Отправить жалобу можно на адрес электронной почты или почтовым отправлением. Все реквизиты указаны на официальном сайте РСА. Лично подать пакет документов можно только в Москве.

Также жалобу можно направить в ЦБ РФ. На официальном сайте Банка есть интернет-приемная, где можно подать жалобу в электронном формате.

Если страховая компания признана банкротом, то для восстановления КБМ можно сразу обращаться в РСА или Центральный банк РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Как выглядит шкала бонус-малус

Обратите внимание, начальный отсчет расчета КБМ ОСАГО ведется сразу с 3 класса. Классы с М по 2 – штрафные, имеющие увеличивающий коэффициент

класс КБМ 0 выплат класс на следующий год 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 и более
М 2.45 М М М М
2.3 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 /началь- ный уровень/ 1 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 класс, возврат к коэффи- циенту 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 класс, возврат к началь- ному коэффи- циенту 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 максимальный уровень КБМ 7 3 1 М

Рассчитать КБМ можно по приведенной таблице. Как мы видим 10 лет безаварийного вождения снижают стоимость страховки вдвое. Вы оплачиваете страховку, но никогда не получаете никаких выплат по полису, идеальный клиент.

  • Если вы допускаете одну страховую выплату в 2 года, вы возвращаетесь к начальному коэффициенту, равному единице, это соответствует 3 классу по таблице.
  • Если вы допускаете аварии по вашей вине чаще 1 раза в 2 года – рассчитывайте на повышающие коэффициенты и существенное удорожание обязательной автостраховки ОСАГО.

Как мы видим, страховая своей выгоды не упустит. До скидки в 50 процентов придется идти 10 лет, а увеличить цену страховки в 2 и больше раз можно всего за 2 ДТП в течение года. Сумма выплат по страховке не учитывается. Достаточно самого факта выплаты. Исключения – случаи, о которых не ставят в известность страховую компанию. Возможно, при мелких ДТП снова будет выгоднее рассчитываться на месте, даже при наличии действующей страховки.

○ Советы юриста:

Страховая неправильно применяла КБМ.

Если вы подозреваете, что страховая неправильно рассчитала ваш КБМ, в первую очередь, следует сравнить показатели с опубликованными на РСА. Если данные не совпадают, предъявите требование о внесении корректировок. Если страховщик отказывается пойти навстречу, можно написать жалобу в адрес Банка России либо РСА. Ее можно создать сразу на официальной странице выбранного органа, описав суть проблемы и указав название страховщика и номер своего полиса (желательно приложить также номера предыдущих страховок). Также стоит приложить к заявлению копии страховых полисов, заявления на изменение данных и письменного отказа страховщика.

Заявление на перарасчет.

Если выявился факт неправильного расчета КБМ, следует подать заявление в адрес страховщика на перерасчет. Форма составления документа свободная, главное указать:

  • Личные данные заявителя и информацию о ТС.
  • Номер полиса.
  • Факт неправильного расчета стоимости продления.

Также стоит приложить копию водительских прав и свидетельства о регистрации ТС.

Компания вправе рассматривать заявление в течение 30 дней. В случае отказа в удовлетворении требования о перерасчете, можно обратиться в Центробанк или РСА.

Видео

Как самостоятельно проверить свою скидку на ОСАГО. Об этом расскажут в выпуске передачи Утро России.

Как будет считаться КБМ по завершении реформы?

Итак, одна из основных целей законодателя — приведение КБМ водителя к фиксированной величине (устанавливаемой по состоянию на 1 апреля и сохраняемой в течение года). К числу сопутствующих целей — которые ожидается достичь к концу реформы, относятся, в частности:

  1. Установление правила, по которому коэффициент не аннулируется в случае, если в течение года водитель не был включен в полис.
  2. Установление правила, по которому стоимость полиса зависит от величины КБМ всех водителей, которые вписаны в него — причем, в рассмотрение берется наибольшая величина коэффициента.
  3. Установление правила, по которому сама по себе цена открытого полиса на автомобиль — без ограничений по количеству допускаемых водителей, определяется исходя из того, что КБМ принимается равным 1.

При этом, вполне возможна ситуация, при которой виновником ДТП становится доверенное лицо — вписанное в открытый полис, а КБМ увеличится у владельца машины (как следствие, увеличится стоимость оформляемых им полисов, где количество водителей — ограничено).

  1. Предоставление страховщику возможности самостоятельно установить базовую ставку по каждому типу автомобилей — но только в пределах тех значений, что утверждены законодательно.

Основной нормативный акт здесь — Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У. Интервалы по базовым ставкам приведены в приложении № 1 к нему.

Собственно, Указание № 5000-У — основополагающий документ в сфере ОСАГО. Там можно ознакомиться, к примеру, с полной таблицей данных, используемых при расчете КБМ по завершении реформы (приложение № 5). В соответствии с этой таблицей, применяется 15 классов владельца ТС — к которым привязаны коэффициенты. Если наступают страховые случаи по вине владельца машины, то его класс понижается (соответственно, растет коэффициент и увеличивается стоимость последующих полисов).

Максимальный класс по приложению № 5 Указаний — 13 (ему соответствует коэффициент 0,5, самый маленький из числа утвержденных законодателем). Минимальный — класс М (которому соответствует коэффициент 2,45 — самый большой из предусмотренных законом).

Можно отметить, что при оформлении открытого полиса ОСАГО класс устанавливается с учетом класса, ранее зафиксированного в последнем действующем (или действовавшем) полисе такого типа. Если водитель — новичок в области ОСАГО, и не заключал договоров, то ему присваивается класс 3 (которому соответствует коэффициент 1). А в случае, если полис включает только определенных лиц, учитывается класс каждого водителя по полису. Если сведений, необходимых для установления класса, нет, то он принимается равным 3.

Если водитель заключал несколько договоров ОСАГО, то его класс устанавливается исходя из величины страховых возмещений по предшествующим договорам, которые закончились не ранее, чем за 1 год до момента подписания текущего договора ОСАГО. Также учитывается класс, установленный при оформлении последнего закончившегося полиса.

  1. Введение в действие инфраструктуры, позволяющей страховщикам при исчислении КБМ запрашивать сведения в автоматизированной системе участников рынка обязательного страхования.

Так, предполагается, что данная система будет включать сведения обо всех страховых возмещениях, осуществленных в пользу человека, который оформляет полис. Эти сведения должны будут соотноситься с периодами действия тех или иных КБМ. В случае, если страховщик обнаружит, что величина коэффициента не соответствует данным в автоматизированной системе, то величина КБМ подлежит корректировке за весь период использования неправильного КБМ.

Полезно будет также рассмотреть отдельно специфику расчета КБМ юрлицом, которое владеет ТС.

Какая полагается скидка на страховку за безаварийную езду?

Как узнать и проверить по полису, какая скидка на страховку? Чем больше стажа безаварийной езды, тем выше дисконт и меньше стоимость страховки. В первый год никаких скидок не будет, но уже на следующий год ОСАГО может обойтись вам на 5% меньше, если не было ни одной аварии.

Право на получение скидки получает страхователь, у которого к моменту начала действия нового ОСАГО истёк срок действия прошлой страховки. Пять лет езды без аварий дает уменьшение цены полиса на 20%. Максимальная скидка может составить не более 50% и дается она только через 10 лет.

В среднем за год коэффициент КБМ уменьшается на 0,05. Водитель, который хочет получить свою скидку должен быть вписан в страховку с момента заключения договора. Если ОСАГО корректируется в течение срока страхования, т.е. вносятся новые лица в число управляющих автомобилем, то класс не снижается.

Льготы для пенсионеров

Есть ли скидка пенсионерам на страховку автомобиля? Для пожилых людей действуют те же правила, что и для остальных.

Важно! Скидки на ОСАГО, причем весьма существенные – 50% предоставляются только инвалидам или законным представителям детей с ограниченными способностями

Во внимание принимается только инвалидность второй и третьей группы.. Но пенсионер вполне может получить дисконт за безаварийную езду, который также, например, при десятилетнем периоде без попадания в ДТП составит 50%

Кроме того во многих компаниях можно получить скидку за пролонгацию договора через Интернет (обычно до 5%), а также другие бонусы (например, при покупке ОСАГО и КАСКО или по другой причине)

Но пенсионер вполне может получить дисконт за безаварийную езду, который также, например, при десятилетнем периоде без попадания в ДТП составит 50%. Кроме того во многих компаниях можно получить скидку за пролонгацию договора через Интернет (обычно до 5%), а также другие бонусы (например, при покупке ОСАГО и КАСКО или по другой причине).

Как рассчитывается значение коэффициента

Для расчета стоимости полиса ОСАГО водителю присваивается определенный класс в соответствии с таблицей расчета КБМ. Всего существует 15 уровней. Самый низкий показатель — «М», самый высокий — «13».


Таблица расчета КБМ

Изначально водителю-новичку, у которого нет никакой страховой истории, присваивается класс «3», при котором значение КБМ=1. От него можно двигаться в сторону понижения класса и повышения коэффициента и наоборот:

  • понижающие страховые классы — 2, 1, 0, М;
  • повышающие — от 4-го до 13-го.

Все зависит от того, какая история вождения сформируется у застрахованного лица за год пользования полисом ОСАГО.

Но такие санкции применяются не ко всем водителям, а только к тем, которые выступали в роли виновника происшествия. Кроме того, ДТП должно быть зафиксировано должным образом в ГИБДД. Если же водитель был пострадавшей стороной аварии, или ее участники решили вопрос, не прибегая к обращению в ГИБДД и страховую компанию, то в таких случаях КБМ никак не меняется.

Более наглядно рассмотреть, как рассчитывается КБМ, можно на примере. Допустим, полис ОСАГО купил водитель-новичок, и значение КБМ для него было по стандарту — 1, а страховой класс, соответственно, равен — 3. Изменения могут быть следующими:

  1. Если в течение года водитель не выступал виновником ДТП, он получит скидку 5% за год безаварийной езды и следующий полис оформит с КБМ — 0,95, а его класс будет повышен до 4.
  2. Если за год вождения за ним будет зафиксировано одно ДТП, где он выступает виновником, то его класс будет понижен до 1, при котором КБМ повышается до 1,55. То есть следующий полис ОСАГО будет стоить на 55% дороже, так как сумма будет умножена на значение коэффициента 1,55.
  3. Если водитель попадет несколько раз (два и более) в ДТП и везде будет виновником происшествия, то ему будет присвоен класс М, а размер КБМ увеличится до 2,45. То есть цена страховки увеличится в 2,45 раза.

Что делать, если вы не согласны с коэффициентом, который применяет страховая компания и можно ли рассчитать снова

Нередко бывают ситуации, когда страховая компания предпочитает рассчитать стоимость страховки начиная с первого коэффициента и третьего класса соответственно, для всех новых клиентов, без учета прошлого водительского стажа. Игнорирование реального класса водителя и отказ от предоставления скидки противозаконно. Для всех клиентов, включая новых, необходимо рассчитать ОСАГО с учетом всех коэффициентов. Это относится и к онлайн страховке. Правильный КБМ необходимо учесть и рассчитать при оформлении е-ОСАГО.

Все коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО утверждены законодательно. Крупные компании не позволяют себе игнорировать законодательство – это может обойтись дороже. При многократных нарушениях можно лишиться лицензии по выдаче полисов ОСАГО. Насаждением «своих правил» обычно страдают мелкие компании, не вполне осознающие меру ответственности. Если компания пытается нарушить закон уже при оформлении полиса, закономерно предположить, что при возникновении страхового случая, вы можете столкнуться с полным нежеланием платить и будете вынуждены отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Чаще всего страховые компании пытаются присвоить начальный третий класс и рассчитать «единичку» для автомобилей с неограниченным кругом лиц, допущенных к управлению. В некоторых случаях агенты могут пытаться рассчитать даже штрафной повышающий коэффициент. Это неверное решение. Если к управлению допущен неограниченный круг лиц, КБМ нужно рассчитать на основании данных владельца машины. При безаварийной езде, можно получить существенную скидку по обязательному страхованию ОСАГО даже на машине с неограниченным кругом водителей, регистрируя страховку на собственника.

Для чего нужен КБМ?

Для каждого автомобиля, и для каждого конкретного автомобилиста итоговая стоимость ОСАГО будет отличной. А все потому, что в расчет берутся как мощность транспортного средства, так и навыки вождения конкретного автомобилиста. И чем водитель моложе и у него меньше опыта вождения, тем дороже выйдет страховка.

Каждая страховая компания заинтересована в первую очередь в том, чтобы привлечь к себе клиентов, имеющих безаварийный опыт вождения, то есть отсутствие ДТП, хотя бы по вине их клиента. Такие автомобилисты приносят наибольшие прибыли компании.

И за каждый такой год безаварийной езды автомобилист моет рассчитывать на получение большего процента скидки. Существует специальная КБМ таблица, в которой представлены сведения относительно скидок по страховке.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.

Класс КБМ Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).

  1. Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
  2. Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
  3. Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.

Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.

Где проверять коэффициент бонус-малус?

Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.

Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.

Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?

Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:

  1. В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
  2. В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
  3. Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
  4. В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
  5. В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.

В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.

Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.

При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.

Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке

Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.

Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.

Расчет КБМ по-новому: особенности реформы

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2019 года будут применяться в соответствии с очередным этапом реформы ОСАГО, которая началась в 2019 году. Условно можно выделить три этапа данной реформы:

  • до 01.04.2019 года;
  • с 01.04.2019 по 01.04.2020 года;
  • с 01.04.2020 года.

В рамках первого этапа исчисление КБМ происходит, фактически, по тем же правилам, что применялись до реформы. При покупке полиса в течение данного этапа учитываются сведения по предыдущим полисам — действующим или же тем, что прекратили свое действие не позднее 01.04.2019 года.

В рамках второго этапа применяются следующие правила исчисления КБМ:

  1. Новый коэффициент считается по состоянию на 01.04.2019 года и действует до конца марта 2020 года.

При этом, соответствующий коэффициент не подлежит изменению: он будет заключаться при оформлении всех полисов ОСАГО до следующего пересмотра.

  1. Величина КБМ определяется как минимальная, что применялась для какого-либо из полисов, которые:
  • действуют по состоянию на 1 апреля 2019 года;
  • прекратили действие по состоянию на конец марта.
  1. Производится корректировка коэффициента с учетом тех страховых случаев, которые произошли в период с 01.04.2017 года по 31.03.2019 года. Страховые случаи, которые повлияли на исчисление минимального коэффициента, в расчет не берутся.
  2. В случае, если последний из ранее действовавших полисов гражданина закончился до 01.04.2018 год, то коэффициент принимается равным 1. То же самое — если гражданин ранее не включался в полис ОСАГО.

В рамках третьего этапа применяются следующие правила:

  • Коэффициент исчисляется каждый год 1 апреля (на год).
  • В целях исчисления КБМ берется в рассмотрение его величина за предшествующий период действия коэффициента (с начала апреля по конец марта следующего года).
  • Аналогично, для водителей, ранее не включенных в ОСАГО, применяется коэффициент 1.
  • Коэффициент изменяется с учетом страховых случаев, произошедших с начала апреля до конца марта следующего года.

Реформа ОСАГО призвана улучшить механизм взаимодействия водителей и страховщиков — который до ее начала характеризовался возможностью оформления полисов с разными КБМ (которые при этом привязывались по сроку действия к разным полисам). По задумке законодателей, необходимо, чтобы страховая история была закреплена за определенным водителем (то есть, не привязывалась к договору между ним и страховщиком). Сам факт необходимости реформирования КБМ может быть обусловлен, как считают представители власти,  ростом количества жалоб страхователей на неверное исчисление коэффициента, о котором идет речь.

Рассмотрим теперь подробнее то, каким должен быть конечный вид схемы расчета КБМ — по факту завершения реформы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий