Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Содержание

Что нового

Аттестация учителей в 2020 году: что еще предстоит узнать педагогам

Каков список требований к высшей категории воспитателей ДОУ?

Чтобы получить эту категорию, стабильно высоких результатов недостаточно — нужны еще и значимые профессиональные достижения, включая:

  • активное участие в профессиональных конкурсах (желательно, успешное);
  • разработка собственных программно-методических материалов;
  • транслирование своего педагогического опыта, в том числе в инновационной и экспериментальной сфере;
  • выявление и развитие способностей детей к науке, спорту и физкультуре, творчеству;
  • победы воспитанников на конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.

Подавайте заявление на высшую категорию, если перечисленные достижения у вас есть. Без них вы точно не добьетесь положительного решения.

Текст документа:

Общество с ограниченной

ответственностью «Плюс»

ПРОТОКОЛ

12.06.2012 N 3

г. Минск

заседания аттестационной

комиссии

Председатель — И.И.Кухаревич.

Секретарь — О.С.Тимовец.

Всего членов комиссии — 6.

Присутствовали — А.В.Закревский, И.И.Кухаревич, Н.И.Кучура, П.П.Николаев, О.С.Тимовец.

Приглашенные — начальник сектора договорной и претензионно-исковой работы Ватрушкин Г.В., юрисконсульт II категории Одинцов Ю.В.

Повестка дня:

О соответствии занимаемой должности Одинцова Юрия Вячеславовича, юрисконсульта II категории.

Сообщение начальника сектора договорной и претензионно-исковой работы Ватрушкина Г.В. об оценке практической деятельности Одинцова Ю.В., его профессионально-деловых и личностных качеств.

Сообщение юрисконсульта II категории Одинцова Ю.В. о его работе.

СЛУШАЛИ:

Ватрушкина Г.В. — Одинцов Ю.В. зарекомендовал себя квалифицированным работником, качественно и своевременно выполняет свои должностные обязанности. Инициативен и самостоятелен при решении поставленных задач. При его участии разработаны новые положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников. За период с прошлой аттестации Одинцов Ю.В. подготовил документы и принял участие в судебных заседаниях в общих и хозяйственных судах, по результатам которых в пользу организации было взыскано 108560890 руб. Деятельность Одинцова Ю.В. в процессе согласования условий хозяйственных договоров направлена на минимизацию рисков и ответственности организации. Дисциплинированный и уравновешенный при разрешении возникших конфликтных ситуаций.

Одинцова Ю.В. — Полностью согласен с представленной на меня характеристикой, считаю себя достойным повышения в должности.

ВЫСТУПИЛИ:

Вопросы к руководителю аттестуемого:

Николаев П.П. — Соответствует ли Одинцов Ю.В. занимаемой должности? Какие можете дать рекомендации в отношении данного работника?

Ответы руководителя аттестуемого:

Ватрушкин Г.В. — Считаю, что Одинцов Ю.В. полностью соответствует занимаемой должности и может быть включен в резерв кадров на вышестоящую должность.

Вопросы к аттестуемому:

Закревский А.В

— На какие моменты при согласовании условий хозяйственных договоров в первую очередь обращаете внимание? Какие условия следует включать в договоры, чтобы избежать негативных последствий?. Николаев П.П

— Какие действия необходимо предпринять для взыскания дебиторской задолженности?

Николаев П.П. — Какие действия необходимо предпринять для взыскания дебиторской задолженности?

Ответы аттестуемого:

Одинцов Ю.В

— В первую очередь при согласовании условий проекта договора, поступившего от контрагента, необходимо обратить внимание, соответствует ли указанный договор требованиям законодательства, не запрещено ли заключение такой сделки, оговорены ли все существенные условия договора, каковы размеры ответственности сторон за нарушение условий договора, предусмотрена ли возможность одностороннего отказа от исполнения договора в случае существенного нарушения договора контрагентом. При несогласии с проектом договора составляется протокол разногласий, в котором оговариваются желаемые условия

Взыскание дебиторской задолженности может производиться в досудебном или судебном порядке. Первоначально изучаются документы, на основании которых возникла задолженность (договор, ТТН, счета и т.д.), причины возникновения задолженности, устанавливается возможность взыскания задолженности в досудебном порядке, составляется претензия с указанием сумм основного долга и штрафных санкций. При необходимости подготавливаются документы в суд.

Кухаревич И.И. — Считаю необходимым признать Одинцова Ю.В. соответствующим занимаемой должности и рекомендовать включить его в резерв кадров на вышестоящую должность.

РЕШИЛИ:

1. Признать Одинцова Ю.В. соответствующим занимаемой должности.

2. Рекомендовать включить Одинцова Ю.В. в резерв кадров на вышестоящую должность.

Голосовали: "соответствует занимаемой должности" - 4 человека;
           "не  полностью  соответствует  занимаемой должности с повторной
           аттестацией через один год при условии выполнения  рекомендаций
           аттестационной комиссии" - нет;
           "не соответствует занимаемой должности" - нет.
Председатель                         Подпись                  И.И.Кухаревич
Секретарь                            Подпись                  О.С.Тимовец
С результатами голосования
ознакомлен                           Подпись                  Ю.В.Одинцов

Основные задачи

Как оформляется получение категории

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Форма проведения

Основная форма проведения аттестации, как и раньше, — заседание комиссии, правомочность которой подтверждается при двух третях присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, тоже обязательно присутствует на этом собрании.

Для отсутствия его должна быть уважительная причина, документально подтверждённая и занесённая в протокол заседания, тогда это мероприятие переносится на другое время.

При необходимости, график может изменяться, но с этим педагог должен быть ознакомлен тем же образом — под роспись и за тридцать дней до новой даты.

Так теперь проходит аттестация педагогических работников. Новые правила специально оговаривают обязательное присутствие аттестуемого на заседании, а ранее комиссия всё решала за закрытыми дверями. Теперь, только если аттестуемый не явится без уважительной причины, комиссия может самостоятельно обсудить его успехи на педагогическом поприще.

Что такое представление

Представление к аттестации

Для того чтобы правильно оценить профессиональные качества сотрудника необходимо о нем написать представление. В этом документе отражается следующая информация:

  1. Фамилия и инициалы работника прописываются полностью.
  2. Какая должность у сотрудника в это время.
  3. Когда был подписан трудовой договор.
  4. Категория работника или уровень квалификации.
  5. Отразить сведения о дополнительном профессиональном образовании, если таковое существует.
  6. Приложить результаты предыдущей аттестации, если она реально проводилась.
  7. Оценка профессиональной деятельности, а также деловых качеств работника.

Руководством должно быть организовано ознакомление с представлением под роспись работника. Если работник располагает иными данными, то он обладает правом попросить внести эти изменения в документ. Также он может потребовать исключить информацию, которая, по его мнению, является недостоверной.

Требования к категориям↑

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Решение комиссии

Решение о соответствии занимаемой должности педагога принимают члены комиссии, в которую в том числе входит представитель профкома. В протокол заносятся данные решения, которые могут быть такими:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • работник не соответствует занимаемой должности.

По решению членов комиссии в протоколе может быть оговорено и следующее заключение: рекомендации по повышению квалификации и каким образом поднять уровень образования, чтобы получить профессиональные навыки.

Аттестационный лист и выписка решения, оговоренного выше, далее направляются непосредственному работодателю, но при этом срок отправки не должен превышать 30 календарных дней, отсчитывая со дня ознакомления сотрудника с аттестационным листком.

Документы, оформленные по результатам аттестации, хранятся в личном деле работника. Если существуют рекомендации о повышении квалификационного уровня, то в комиссию необходимо представить информацию об их выполнении.

Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

СЗДКатегория
От кого зависит проведениеПо представлению работодателяПо желанию работника
Дает ли прибавку к зарплатеНе дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда)Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольненииНетДа
Где проводитсяПо месту работыВне места работы
Сведения о получении статусаНе вносятся  в трудовую книжкуВносятся в трудовую книжку

При написании статьи были использованы материалы:

Нормативно-правовые акты и комментарии Центрального совета Профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Информационный бюллетень № 6, июнь 2014.

Аналитическая справка для аттестации

Порядок аттестации в 2020 году

Как часто аттестацию проходят педагоги дошкольного образования?

Впервые — через два года после начала работы, а потом — раз в пять лет.

Если воспитатель уверен в своих силах и хочет повысить категорию, он не обязан дожидаться указанного срока. Но нужно учитывать ограничения:

  • Подать заявление можно не раньше, чем через 2 года после окончания последней проверки.
  • Заявление педагога могут отклонить. В этом случае подать заявление повторно можно будет только через год.
  • Беременные женщины и молодые мамы. Они проходят аттестацию не раньше, чем через 2 года после выхода из отпуска по беременности и родам или из отпуска по уходу за ребенком.
  • Воспитатели, которые провели на непрерывном больничном больше 4 месяцев. Они проходят аттестацию через год после выхода на работу.
  • Педагоги, у которых уже есть квалификационная категория (они подтверждают категорию, а не право занимать должность).
  • Воспитатели, которые меньше 2 лет занимают одну должность в организации, где проводится аттестация.

Если педагог провалит испытание, комиссия вынесет решение о несоответствии должности. После этого решение принимает работодатель — либо уволить педагога (это законно, смотрите п. 3 статьи 81 ТК РФ), либо дать ему второй шанс, направить на курсы повышения квалификации, а затем на повторное испытание.

Программы по теме

Использование педагогики М. Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста (108ч)

6900 руб. 2304 руб.

Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО (108ч)

6900 руб. 2304 руб.

Организация процесса взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) в условиях реализации ФГОС ДО (108ч)

4500 руб. 1966 руб.

Планирование образовательного процесса дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО (108ч)

6900 руб. 2304 руб.

Раздел 3. Проведение аттестации

В разделе «Как проводится аттестация на соответствие занимаемой должности» надо описать алгоритм действий нанимателя и работника в процессе аттестации.

Часть 1. Определение кворума.

В положении надо установить число членов комиссии, присутствие которых обязательно для вынесения правомерного решения (как правило, 2/3). При меньшем количестве процедуру лучше перенести на иную дату.

Часть 2. Расшифровка алгоритма процедуры.

В этой части следует предусмотреть проведение процедуры в отношении сотрудника в очном режиме в присутствии его непосредственного начальника.

Руководитель представляет подчиненного, далее поступают вопросы к аттестации на соответствие занимаемой должности от комиссии.

После ответов на все вопросы аттестуемый сотрудник покидает помещение, комиссия и руководитель сотрудника обсуждают итоги и принимают решение.

По факту принятия решение работника приглашают для оглашения результатов.

Часть 3. Определение алгоритма вынесения решения.

Решение может быть вынесено простым большинством голосов с учетом поступивших в комиссию документов, характеристики руководителя, общения с аттестуемым.

Трудовая деятельность сотрудника подлежит оценке с учетом требований к квалификации и навыкам по должности. Учету подлежит и личный вклад человека в реализацию целей организации, сложность и объем работы.

Нужно принять во внимание наличие или отсутствие нарушений в работе. При равенстве голосов окончательное решение — за председателем

Сомнительные моменты решаются в пользу сотрудника

При равенстве голосов окончательное решение — за председателем. Сомнительные моменты решаются в пользу сотрудника.

Часть 4. Формулировки решений комиссии.

В этой части нужно определить, какие решения может вынести комиссия:

  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует должности и рекомендуется для повышения;
  • соответствует занимаемой должности при условии прохождения дополнительного обучения;
  • рассмотреть вопрос о понижении в должности;
  • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Часть 5. Оформление решения.

Вариантов оформления немного: протокол и занесение сведений в аттестационный лист. Протокол — один на всех, аттестационный лист — на каждого.

Подписать документ вправе лишь те члены комиссии, которые по факту присутствовали.

Следующим шагом лист направляется в кадровую службу. На его основании издается приказ. А вот срок для принятия нанимателем решения о соблюдении рекомендаций комиссии лучше указать, определив конкретную длительность периода между аттестацией и принятием финального решения. Приказ нужно издать в сроки, установленные нанимателем, но не дольше 1 месяца. Распорядительный документ — это принятие руководителем окончательного решения по результатам процедуры.

Часть 6. Соблюдение прав сотрудников.

В этой части можно установить для сотрудника алгоритм обжалования решения комиссии в установленном законодательством порядке.

Порядок действий после обязательной аттестации

Кто имеет право пройти аттестацию↑

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Как заполнить аналитическую справку

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя показывает уровень квалификации педагога. В ней указывают все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

  • аннотация;
  • аналитическая часть;
  • проектная часть;
  • заключение;
  • приложения.

В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя, например, содержит данные о заявителе:

  • Ф.И.О.;
  • данные об образовании;
  • общий стаж;
  • стаж работы воспитателем;
  • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
  • уровень квалификации (категория) в настоящее время.

Далее в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа:

  1. Цели и задачи деятельности педагога.
  2. Анализ результатов педагогической деятельности.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
  8. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать.
  10. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  11. Дата и личная подпись заявителя.

Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии.

Этот документ — своеобразный самоанализ педагога для такого процесса, как аттестация воспитателей на первую категорию в 2020 году. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, являются достоверными и подтверждаются дополнительно приложенными официальными бумагами.

Исключения

Как проводится оценка квалификации сотрудника

Проведение аттестации на повышение квалификации

Заявление на аттестацию педагогического работника

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Особенности

Ответы на основные вопросы

Все важные моменты, касающиеся прохождения данной проверки, мы с вами разобрали. Но вопросы у педагогов наверняка остались. Как бы то ни было, можно выделить наиболее часто встречающиеся дополнительные вопросы по поводу аттестации воспитателей. Ответы на них мы сейчас дадим. 

1. Как быть, если педагог по какой-либо причине потерял высшую категорию?

Квалификацию придется восстанавливать буквально с нуля. То есть сначала подать заявление на первую категорию, после ее получения подождать два года и лишь затем обратиться в аттестационную комиссию с просьбой об экзамене на высшую категорию.

2. Какие воспитательные подходы и методики считаются инновационными? 

Проблема в том, что в различных субъектах нашей страны ситуация в детских садах своя. И то, что считается передовым подходом в одном регионе, в другом может быть привычным явлением. Поэтому нужно ориентироваться на приказ, который издается в конкретном детском саду и в котором четко обозначены все инновационные для него технологии.

3. Какой должна быть тема для аттестации воспитателя?

Она может быть любой. Педагог сам выбирает ее по своему вкусу, и это, безусловно, радует. Тема – это то направление, которому воспитатель уделяет максимум внимания в своей работе. Например:

  • формирование личности через игру, 
  • развитие коммуникативных навыков/речи/математических способностей у детей с помощью игры,
  • проектная деятельность с детьми дошкольного возраста и т. д.

4. Как получить дополнительные баллы?

Несколько дополнительных баллов педагог может получить, если предоставит справку от лица заведующей детским садом о том, что он является экспертом хотя бы на уровне своего дошкольного учреждения: посещает открытые занятия в других группах, выступает в жюри внутрисадовских конкурсов и т. д. 

Также баллы добавят, если педагог докажет, что достиг значительных успехов в работе с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Еще вариант – оформить наставничество над молодым специалистом в коллективе. 

5. Если заявление подано на первую категорию, а по баллам получилась высшая, какую из них присвоят педагогу?

Будет присвоена та квалификация, на которую подавалось заявление, в данном случае первая.

Раздел 2. Мероприятия подготовительного характера

Этот раздел поясняет алгоритм действий по организации процедуры в компании.

Часть 1. Определение состава комиссии.

Определяет состав и функции членов комиссии.

Как правило, аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности состоит из:

  • председателя;
  • членов;
  • секретаря.

В составе комиссии должен присутствовать представитель профсоюза (при наличии).

Нужно четко определить:

  • круг полномочий каждой категории, включая случаи, когда вместо председателя аттестационной комиссии документы подписывает его заместитель;
  • наличие или отсутствие права голосования;
  • принадлежность решающего голоса при их общем равенстве.

Полномочия можно распределить так:

  • председатель — возглавляет комиссию, организует ее деятельность, устанавливает сроки процедуры, порядок работы;
  • члены комиссии — принимают участие в проверке уровня квалификации сотрудников, голосуют, коллегиально решают, какой будет результат по конкретному сотруднику;
  • секретарь — собирает пакет документов для процедуры, сообщает о месте и времени ее проведения, формирует протокол, учитывает сотрудников, прошедших процедуру.

Состав комиссии постоянный, может быть скорректирован в случае конфликта интересов или смены состава персонала.

Часть 2. Установить порядок проведения аттестации работников.

В эту часть можно включать сведения:

  • о лицах, ответственных за формирование графиков;
  • перечне сотрудников, подлежащих аттестации;
  • порядке информирования членов комиссии и сотрудников, подлежащих аттестации;
  • дате и месте проведения процедуры;
  • сроках и ответственных за направление требующихся для представления работников документов.

Графики можно формировать как по всему предприятию, так и по его отдельным структурным подразделениям или группам должностей (руководители, специалисты, технический персонал).

В практике могут возникать случаи, при которых процедуру надо перенести (авария, заболевание и т. д.). Для этого в положении можно определить случаи и возможность корректировки дат, определение иных сроков приказом, распоряжением нанимателя.

Часть 3. Информирование сотрудников о процедуре.

Работников надо заранее под подпись уведомить о проведении процедуры. Целесообразно это сделать не меньше чем за один месяц.

Установленная форма уведомления отсутствует, поэтому наниматель сам определяет, чем подтвердить факт ознакомления.

При отказе работника ознакомиться наниматель оформляет акт. При болезни человека уведомление о необходимости участия наниматель направляет заказным письмом с уведомлением по месту регистрации.

Часть 4. Получение документов кадрового характера.

Поскольку комиссия по аттестации выносит решение, основываясь на предоставляемых в отношении работника документах, наниматель сам определяет, каким должен быть этот документ и когда его предоставить.

Из практики обычно требуется характеристика или отзыв, разработанный непосредственным руководителем. С таким документом сотрудник знакомится заранее письменно.

Характеристика и аттестационный лист помогут комиссии разобраться в отношении сотрудника к своим обязанностям, установить перечень вопросов к человеку. Положением можно определить форму документов. Если в положении форма не утверждена, ее можно установить отдельным приказом.

Целесообразно предусмотреть возможность несогласия сотрудника с текстом характеристики и представления опровержения в комиссию.

Сроки направления всех документов устанавливаются графиком.

Если итог аттестации неоднозначный, непредоставленная вовремя характеристика может стать поводом для вынесения судебного решения о неправомерности результатов процедуры.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Чего ожидать в 2018 году?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий