7 оригинальных методов борьбы с коррупцией

Под завесой тайны


О том, что коррупция и есть главная проблемы страны, Сталин знал как никто другой.

Нет ничего удивительного в том, что эта тема является одной из самых закрытых, особенно в период правления Иосифа Сталина. Его самого традиционно представляли аскетом, который вообще не привязывается к вещам и не имеет никакого интереса к деньгам. Конечно, для чего Сталину, живущему на полном гособеспечении, и строящему на деньги народа одну дачей за другой, деньги? Хотя его заработная плата была самой высокой в стране, а после его гибели никаких накоплений обнаружено (или обнародовано) не было. Это наводит на мысли о том, что либо сам Сталин находил им применение, либо сотрудники, проводившие опись и осмотр места гибели вождя, побеспокоились о судьбе наличности.Узнать доподлинно, как жили представители партийной верхушки, как вели свой быт и что считали роскошью, к какому образу жизни тяготели достаточно сложно. Однако работала комиссия партийного контроля, которая контролировала коррупционные дела. Создана она была неспроста, в ней оседала большая часть дел о коррупции, которым было решено не давать ходу. За такое нарушение могли вполне ограничиться партийным взысканием, видимо не забывая, что рука руку моет. Проще говоря, именно этот орган решал насколько правильным будет обнародовать то или иное дело и как это отразиться на репутации всей партии и государства.


Связи и кумовство главные формы коррупции в СССР.

Основная форма коррупции в 40-е годы работала по принципу распределения снабжения. Те, кто находился на верхушке цепи снабженцев и имел первоначальный доступ к дефицитному товару, и имел больше шансов его заполучить. Дальше по остаточному принципу. Впрочем, эта модель работала на всех этапах распределения товаров по предприятиям и магазинам. В условиях дефицита взятки давались продуктами питания, мебелью, посудой, строительными материалами – чем угодно, главное, чтобы одна сторона этим благом обладала, а вторая даже не обязательно чтобы в ней нуждалась. Ибо в стране, в которой деньги играют номинальную роль, любой ходовой товар можно обменять, «толкнуть», договориться на бартер.Еще одна форма коррупции, популярная в СССР, да и в нынешнее время, скорее роднится с российскими традициями, переплетаясь с гостеприимством. Но любой проверяющий, приезжающий на место, становится самым дорогим гостем, которому накрывают богатый стол. В условиях советского дефицита это было «заданием со звездочкой». Даже в послевоенное время, когда страна еще не поднялась из руин, на чиновничьих столах были и икра, и рябчики, и выпечка. В то время как в стране банально не хватало еды, к примеру, судя по официальным данным, сразу после войны на одного человека (жителя Свердловской области) приходилась половина одного яйца в месяц! Номинально в 1945 году правительство банкеты запретило, мол «не до жиру», сами же регулярно нарушали это постановление.

.

Комитет по борьбе с коррупцией

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.

18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования

И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами

Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации

Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов
Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений
Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Источники

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция — явление «частное», то вы глубоко заблуждаетесь. Её негативное влияние на государство и общество трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои в социуме, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Будет ли данный закон работать?

Обсуждение проекта Минюста в принципе на сегодня невозможно, поскольку он не наполнен каким-либо содержанием, а об идее разработки механизмов освобождения от ответственности стало известно еще в июне 2018 г., когда был обнародован президентский национальный план противодействия коррупции.

Следует заметить, что содержание проекта закона должно быть заполнено таким образом, чтобы исключить двоякое толкование нормативных предписаний, а перечень примеров допустимого (позволительного) поведения, и самих обстоятельств непреодолимой силы, был максимально подробно описан и был исключительным, не допускающим расширенного трактования.

В таком случае, этические комиссии по рассмотрению нарушений в сфере антикоррупционного законодательства смогут в условиях открытости принимать объективные и справедливые решения, освобождающие действительно добросовестных чиновников от какой-либо ответственности, но в то же время выявляющие лиц, которые могли бы использовать форс-мажор в корыстных интересах.

Нянькин Алексей Александрович. Адвокат, член Ассоциации юристов России, общественный деятель, преподаватель

Автор статьи: Алексей Нянькин, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «Нянькин и партнеры».

Разновидности злоупотребления властью

Должностные нарушения имеют многоступенчатую структуру. В зависимости от человека, пользующегося своим положением, коррупция бывает:

  • политическая (со стороны членов партий);
  • государственная (в рядах чиновников разного уровня);
  • коммерческая (среди сотрудников юридических лиц).

Если рассматривать инициаторов коррупционных действий, то варианта два:

  • проситель сам предлагает «подарок» взамен на услугу;
  • получатель вымогает (запрашивает) ценности у заинтересованного гражданина.

По типу субъекта, дающего «подарок», взятка бывает:

  • предпринимательская (в качестве просителя выступает официально зарегистрированная фирма);
  • индивидуальная (со стороны физического лица);
  • криминальная (одним из участников становится, к примеру, наркомафия).

Уровень централизации отношений дробит коррупцию на следующие типы:

  • централизованная с принципом «снизу вверх» (мелкие чины отдают часть взятки руководству);
  • централизованная с принципом «сверху вниз» (вышестоящие должностные лица частично делятся с подчиненными);
  • децентрализованная (у каждого собственная инициатива).

Уровень отношений, на котором возникают «взаимовыгодные» обязательства, говорит о таких видах коррупции как:

  • международная (уровень межгосударственных нарушений;
  • верхушечная (крупные политики и чиновники, приближенные к руководству страны);
  • низовая (самые мелкие местечковые должности).

Степень регулярности возникновения взяточных связей подразделяет коррупцию следующим образом:

  • клептократия (должностные нарушения становятся неотъемлемой частью отношений властных структур с присущим им лоббизмом);
  • систематическая;
  • эпизодическая.

Форма выгоды также влияет на разновидность взятки. Подкуп может осуществляться деньгами (как правило, наличными, чтобы невозможно было отследить движение средств) или же выглядеть как обмен определенными услугами (непотизм или патронаж).

Классификация

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Виды коррупции

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

Административная коррупция

Такая разновидность взяточничества еще именуется бытовой коррупцией. Название дано так от того, что такой вид незаконного взаимодействия происходит в результате бытового и повседневного взаимодействия должностных лиц с широкими массами населения. Сюда можно отнести:

  1. Материальную продажность чиновников, выражающуюся в получении денег за оказание неких услуг или проведение определенных операций.
  2. Подарки и иные вознаграждения юридическим лицам и членам их семей.
  3. Кумовство, или так называемый непотизм, когда решение вопросов государственной значимости принимается в пользу знакомых и родственных лиц в обход других граждан на незаконной основе.

Политическая коррупция

Более масштабное злоупотребление полномочиями происходит в высших эшелонах власти. Сюда относится политическое руководство страны, партии и верховные суды в демократических правовых системах. Коррупционный политик или судья осуществляет такую незаконную деятельность в собственных интересах в ущерб таковым своих избирателей. То есть речь идет о крупных суммах денег, присвоении государственных богатств в виде компаний, ископаемых и прочем.

Деловая коррупция

В коммерческих организациях вся сущность коррупции проявляется во время взаимодействия власти и бизнеса в условиях рыночной экономики. Например, две компании имеют конфликт интересов на одном и том же рынке сбыта своей продукции. При этом они обращаются в суд и стремятся заручиться поддержкой судьи для вынесения решения органа в свою пользу. Также областью обогащения в понятия того, что такое деловая коррупция, могут стать:

  • налоговые льготы;
  • районирование;
  • добыча природных ресурсов;
  • предоставление монопольных прав в коммерческой деятельности;
  • продажа сырьевых товаров и прочее.

Принципы борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией обладает основополагающими началами, то есть принципами, основанными на следующих нормах.

1. На законности.

2. На защите, признании и обеспечении свобод и прав гражданина и человека.

3. На открытости и публичности деятельности органов.

4. На обязательной ответственности должностных лиц, совершивших коррупционное правонарушение.

5. На использование в борьбе с рассматриваемым преступлением информационно-пропагандистских, политических, правовых, организационных, социально-экономических и других мер.

6. На государственном сотрудничестве с международными организациями, институтами гражданского общества и физическими лицами.

7. На применении необходимых мер, предупреждающих проявление рассматриваемого преступления.

В России для уничтожения этого зла создают специальные комиссии и комитеты. В некоторых государственных структурах работает отдел по борьбе с коррупцией.

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге
Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом
Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Как с ней бороться?

Во-первых, требуется полный пересмотр и максимально возможное упрощение действующего законодательства. Требуется также глобальная ликвидация правовой безграмотности общества. Надо, чтобы любой гражданин знал, что является законным, а что нет. Или мог бы это быстро и достоверно выяснить. Запутанные законы — отличная питательная среда для коррупции. Сама же коррупционная система эти законы создаёт, сама и запутывает.

Во-вторых, надо всюду, где только это возможно, перейти от разрешительной системы лицензирования к заявительной. Это значит, что не чиновник разрешает заниматься гражданину законной деятельностью, а гражданин просто уведомляет чиновника, что он этой деятельностью решил заняться.

В-третьих, для каждого чиновника должен быть прописан чёткий регламент. Все его решения должны быть по возможности алгоритмизированны, а ещё лучше — автоматизированны. Идеальный чиновник — компьютерная программа. Необходимо снизить число документов, справок, корочек, анкет и прочей бумажной документации, которую граждане предъявляют чиновникам. В идеале, у гражданина должен быть один документ — его собственный палец (или радужная оболочка глаза).

Вся информация должна находиться в единой государственной базе данных, к которой разные чиновники имеют соответствующие уровни доступа, а палец или глаз служит для идентификации гражданина при помощи сканера. И никаких бумажек, никаких очередей за справками, никаких идиотских анкет и никаких прикормленных фирмочек, эти анкеты готовящих. Любое взаимодействие чиновников и граждан должно записываться на видео- и аудиоаппаратуру и быть доступно для следственных органов.

В-четвёртых, коррупция неизбежна, пока любая должность в стране продаётся. Чиновник, заплативший за своё тёплое местечко немалые деньги, просто не может не брать взятки, он ведь должен окупить своё место, да ещё и заработать! К тому же деньги — замечательный фильтр, заведомо отсеивающий от власти людей честных и принципиальных. Нужно набрать людей совершенно новых, специально подготовленных для своих должностей. Зарплаты у них должны быть достаточно велики, чтобы они не нуждались в «кормлениях», но выдаваться на руки должна лишь часть, а остальное должно поступать в залоговый фонд — специальный счёт каждого чиновника, который (с процентами) переходит в его распоряжение по окончании контракта, но конфискуется при вскрытии факта коррупции.

В-пятых, необходимо проводить антикоррупционную работу с гражданами. Объяснять, почему нельзя давать взятки и подношения. Воспитывать нетерпимое отношение к взяточникам, отучать от укоренившейся в обществе системы «не подмажешь — не поедешь». Именно благодушно-попустительское отношение граждан к коррупции и позволяет её цвести пышным цветом.

И наконец, необходим общественный контроль за действиями чиновников любого уровня. Он включает в себя свободу слова, свободу собраний, митингов и шествий, разделение ветвей власти, честные выборы исполнительной и законодательной власти любого уровня, в общем, всё то, что гарантировано нашей конституцией и чего у нас сейчас нет в принципе.

Комиссия по борьбе с коррупцией

Для профилактики и противодействия коррупционной деятельности ответственных лиц создана специальная комиссия по борьбе с ней, которая контролирует все сферы жизнедеятельности общества. К числу ее обязанностей относится и стимулирование антикоррупционного поведения. Членами данной организации являются лица, утвержденные Президентом РФ.

Данная комиссия преследует следующие цели:

— защита законных прав граждан;

— помощь правоохранительным структурам;

— оказание правовой поддержки населению при коррупционных посягательствах;

— привлечение СМИ и общественного мнения к борьбе с коррупцией.

Основными задачами комиссии по борьбе с коррупцией являются следующие:

— повышение правового уровня информирования граждан по проблемам коррупции;

— оказание помощи государственным и правоохранительным структурам по данной проблеме со стороны общественной поддержки;

— разработка научно-практических мероприятий на международном, федеральном и региональном уровнях противодействия коррупции;

— формирование подробного ежегодного доклада по проблемам коррупции в нашей стране;

— предоставление полной информации по выявленной коррупции в государственных структурах для общественности через СМИ;

— содействие населению по защите их прав от коррумпированных представителей государственных структур;

— активная издательская деятельность;

— защита прав членов комиссии;

— проведение соцопросов и анализ общественного мнения;

— международное сотрудничество;

— анализ законодательных актов (в первую очередь федеральных);

— проведение регулярной экспертизы деятельности государственных и муниципальных органов;

— разработка предложений и подготовка плана мероприятий.

Своей эффективной деятельностью данная комиссия показывает, что борьба с коррупцией в России может вестись и без дополнительного финансирования со стороны государственного бюджета, опираясь только на инициативу сознательных граждан.

Бдительность. Внимательность. Контроль

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий