Громкие коррупционные дела в россии с 2005 года. досье

Дело о «подпольных» казино

11 февраля 2011 года в Московской обл. был задержан Иван Назаров — владелец сети нелегальных казино, которые действовали в 15 подмосковных городах. По версии следствия, к бизнесу, приносившему от $5 млн до $100 млн в месяц, были причастны высокопоставленные сотрудники прокуратуры и МВД.

В результате расследования своей должности лишился прокурор Московской области Александр Мохов. Его первый заместитель Александр Игнатенко — главный обвиняемый по делу — скрылся за границей. 1 января 2012 года он был арестован в Польше и экстрадирован в РФ, где находился в следственном изоляторе «Лефортово», а 1 июля 2013 года был освобожден под подписку о невыезде. Следствие по делу продолжается.

В январе 2014 года Басманный суд признал незаконным арест бывших сотрудников МВД Фарита Темиргалиева и Михаила Куликова, которые обвинялись в получении взяток на $225 тыс. США в деле о «крышевании» казино.

Дело Алексея Кузнецова

24 июня 2010 года Следственный комитет РФ вынес постановление о привлечении бывшего министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова в качестве обвиняемого в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере, и легализации имущества, полученного незаконным путем. По данным следствия, в результате действий преступной группы, в которую входил Кузнецов, правительству Московской области, областным предприятиям ЖКХ и компании «Мособлтрастинвест» был причинен ущерб на сумму свыше 10 млрд рублей.

5 июля 2013 года Кузнецов был задержан по запросу российских правоохранительных органов на курорте Сан-Тропе на Лазурном берегу Франции. В декабре 2014 года Басманный суд Москвы приговорил по этому же уголовному делу бывший замминистра финансов Московской области Валерия Носова к 14 годам лишения свободы и штрафу в 1 млн рублей (9 ноября 2015 года Хамовнический суд Москвы рассмотрит новое уголовное дело в его отношении); бывшего гендиректора «Московской областной трастовой компании» Владислава Телепнева и экономиста ООО «Нэс-финанс» Елену Кузнецову — к 10 и 7 годам лишения свободы соответственно.

В 2014 году апелляционный суд французского Лиона удовлетворил запрос Генпрокуратуры РФ об экстрадиции Кузнецова в Россию. В соответствии с законодательством Франции, окончательное решение по вопросу выдачи экс-министра финансов Подмосковья будет принято органами исполнительной власти государства.

Правление Екатерины II

Борьба с коррупцией

В глобализованном мире общество еще не нашло оптимальный метод борьбы с коррупцией, который бы раз и навсегда пресекал такую незаконную деятельность чиновников. Однако, постоянно идет разработка таких структур, признан даже Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.

В некоторых странах, таких как Сингапур, Португалия, Швеция и Гонконг были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В этих государствах уровень коррупции предельно низок благодаря использованию комплекса мероприятий:

  1. Создание системы внутреннего контроля, при котором в самом госоргане работают внутренние механизмы и стимулы для честного функционирования.
  2. Успешного функционирования органов внешнего контроля: независимых судов, свободной работы СМИ и прочего.
  3. Демократическая система независимых выборов.
  4. Меры общего характера, такие как информационная информированность граждан, открытость действий госорганов и прочее.

Принципы противодействия коррупции

В каждом государстве противодействие коррупции строится на общепризнанных принципах:

  1. Признании, обеспечении и защите основных прав и свобод граждан демократического государства.
  2. Законности.
  3. Публичности и открытости функционирования госорганов.
  4. Неотвратимости административных, уголовных или дисциплинарных наказаний за взяточничество и иные аналогичные правонарушения.
  5. Комплексности использования всех имеющихся мер противодействия.
  6. Приоритетности применения мер по предупреждению подобных правонарушений.
  7. Сотрудничества государства и институтов гражданского общества.

Отдел по борьбе с коррупцией

Во многих государствах при министерстве внутренних дел функционирует специализированный орган или комитет по борьбе с коррупцией в рамках ратификации Конвенции ООН против коррупции. В России, например, этим занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). К перечню полномочий такого органа можно отнести:

  1. Борьбу с преступлениями в сфере экономики и коррупции.
  2. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
  3. Документирование преступлений коррупционной и экономической направленности и прочее.

Методы борьбы с коррупцией

Среди эффективных методов того, как бороться с коррупцией, можно выделить следующие:

  1. Идеологическую пропаганду и информационную работу с населением, нацеленную на донесение информации о преступности коррупции и необходимости сообщения о выявленных фактах. Для этого должны быть организованы эффективные «горячие анонимные линии» при специализированных органах надзора.
  2. Тщательная многоступенчатая проверка кандидата при назначении на государственную должность.
  3. Повышение социальной защищенности госслужащих, и разработка мер социальной поддержки их семей.
  4. Разработка антикоррупционного законодательства с четко разработанной и действующей системой административных, дисциплинарных и уголовных наказаний.
  5. Формирование независимых СМИ.
  6. Лишение чиновников и их семей принципа неприкосновенности и введение презумпции виновности при подозрении на коррупционную деятельность.

Возникновение российской коррупции

Не только российская, вся мировая история коррупции показывает, что этот социально-культурный феномен возник среди государственных служащих, хотя сейчас мы имеем в числе включенных в него и негосударственных работников, обслуживающих интересы населения частным образом.

История возникновения коррупции

Интересно, что эта история начинается с древних времен и по всем своим социальным критериям вполне «благонравно». Иными словами,

 феномен коррупции возник вполне легальным способом!

Известно, что с древней истории Ближнего востока и Китая повелась «культурная традиция» обогащения чиновника и его продвижения по службе за счет подвластного ему населения.

Феномен «корпления» — начало коррупции

В истории России это явление позже получило название – «кормление», т.е. госслужащий официально не получал жалования от государства или получал ее в символических размерах» (А.Я.Флиер), и, как правило, кормился «с рук народа».

Специалисты считают даже, что эта традиция – «кормление» — вполне может относиться к нашим национальным изобретениях, информация об этом явлении появлялась даже в 11 веке в «Русской правде». Однако размеры поборов при этом четко регулировались обычаем, не позволявшем никаких существенных отклонений в «ставках». Таким образом,

 Коррупция была общепринятой нормой, регулировалась традицией и превратилась в явление культуры!

Вся мировая история коррупции, как и любая история, знает периоды собственных «взлетов и падений».

Вначале подобная практика цвела «пышным цветом» в странах Востока, особенно отмечают исследователи, — в мусульманских и тюркских. Традиция «кормления» существовала и в Византии, но настоящий ее расцвет начался с времен освоения Нового Света.

Традиция кормления — казаки

Европу коррупционные проблемы «полноценно» захватили в период 17-18 веков. Тогда же в России появляется практика найма казаков в качестве «погранвойск» с легальным жалованьем – грабежом как соседей, так и своего населения.

Коррупция: история и современность

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Самые крупные коррупционные скандалы последних лет

Шарль Морис де Талейран-Перигор

Масштабы зла в советскую эпоху

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

Дело «Росагролизинга»

В 2011-2013 годах МВД возбудило три уголовных дела о хищениях бюджетных средств в ОАО «Росагролизинг», которые произошли в 2007-2009 годах. Были арестованы бывший замминистра сельского хозяйства РФ Алексей Бажанов, гендиректор ООО «Межрегионторг» Сергей Бурдовский, гендиректор ООО «Липецкагротехсервис» Игорь Коняхин, бывшие руководители ЗАО «Маслопродукт-био» Роман Малов и Сергей Дуденков.

Общий ущерб от их преступной деятельности следствие оценило в 39 млрд рублей. В розыск по делу о хищении 600 млн рублей объявлен бывший руководитель департамента Минсельхоза Олег Донских. Экс-глава Минсельхоза Елена Скрынник (возглавляла «Росагролизинг» в 2001-2009 годах) была допрошена как свидетель и впоследствии уехала из России. В октябре 2015 года стало известно, что еще весной 2013 года управление федерального прокурора (УФП) Швейцарии инициировало уголовную процедуру против Скрынник и ряда других лиц по подозрению в отмывании денег; в этом контексте УФП наложило арест на банковские счета, принадлежавшие бывшему министру сельского хозяйства. 28 октября 2015 года российские СМИ сообщили об аресте швейцарских счетов Скрынник на сумму в 60 млн франков (около $61 млн).

29 октября секретарь Генсовета политической партии «Единая Россия» Сергей Неверов сообщил, что Скрынник была исключена из рядов партии за действия, дискредитирующие эту политическую организацию, а также «за утрату связи с партией». 2 ноября глава Администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что к Елене Скрынник у прокуратуры Швейцарии претензий нет, а все «существенные претензии» относятся к ее бывшему заместителю. Сама Скрынник в эфире «Русской службы новостей» заявила, что информация об аресте ее счетов в Швейцарии не соответствует действительности, подчеркнув, что у нее «даже денег таких нет».

Рассматриваем вопрос с точки зрения мировой культуры

Коррупция в России после смерти царя-реформатора

Так сложилось, что в истории противодействия коррупции период, наступивший после смерти Петра I, можно считать застойным. Страна очень быстро вернулась к прежним порядкам. Жалованье для чиновников было официально отменено, а взятки окончательно слились в одно целое с подношениями, сделанными в качестве благодарности.

Часто заморские гости писали потом в своих заметках о путешествии по России, что довольно сложно отличить с первого взгляда разбойников от чиновников. Особенно это касалось судей, которые выносили нужные решения в зависимости от размера взятки. Чиновники вовсе перестали бояться наказаний свыше и постоянно поднимали сумму оплаты за свои услуги.

Коррупция при Петре I

Взятка и нарушение антикоррупционного законодательства – в чем разница?

Истории о громких случаях взяточничества или подкупа можно регулярно увидеть и услышать в российских СМИ. Обычно это истории о том, как некий гражданин дал взятку чиновнику за то, чтобы тот просто выполнил свою работу (или выполнил ее не так, как должен). Чуть более редкие случаи об опрометчивых поступках граждан, решивших дать взятку полицейскому, таможеннику или еще какому-нибудь чиновнику, которые вдруг вспомнили о своих обязанностях и не взяли деньги (попутно сообщив куда следует о попытке дать им взятку).

Однако мимо всеобщего внимания проходят сотни тысяч зарегистрированных, и иногда даже расследованных нарушениях антикоррупционного законодательства. И, хоть многие не видят разницы, но взятка – это не нарушение антикоррупционного законодательства. Чтобы это понять, нужно чуть подробнее узнать о сути коррупции.

В общем смысле коррупция означает, что некое должностное лицо использует свои полномочия, чтобы получить личную выгоду, и все это противоречит правовым нормам.

То есть, коррупция – это когда обязательно есть должностное лицо, и это лицо пользуется служебным положением, чтобы получить выгоду.

В общественном сознании же коррупция тесно связана со взяточничеством. Уголовный кодекс России выделяет 3 вида преступлений, связанных со взятками:

  • получение взятки – должностное лицо получает определенные преимущества или выгоды, за свои действия или бездействие (законные или незаконные);
  • дача взятки – должностное лицо склоняют совершить некоторые действия в пользу дающего взятку, за что ему предлагают вознаграждение;
  • посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки от того, кто ее дает тому, кто ее берет, или способствование взяточничеству в другой форме.

По каждому из этих преступлений есть своя статья Уголовного кодекса РФ, и полагается наказание – от штрафа и запрета занимать определенные должности до реальных сроков лишения свободы.

Взятка – это необязательно деньги, это могут быть другие ценные и не очень предметы, вплоть до продуктов питания. Необязательно это конкретный предмет – взяткой может быть услуга (ремонт, лечение, отдых, развлечения).

Существует и завуалированная форма взятки, когда должностное лицо получает какие-то товары или услуги по заниженной цене, «случайно» выигрывает в лотерею, получает деньги в долг (невозвратный), получает какие-то другие особые условия.

Все это предполагает уголовную ответственность, то есть, взяточничество – преступление. Но это не единственное, что связано с коррупцией. Например, в 2018 году за коррупционные преступления были осуждены 12 тысяч человек, а зарегистрировано таких преступлений чуть больше 30 тысяч.

Но в тот же год была выявлена 231 тысяча нарушений законодательства о противодействии коррупции, и это уже совсем другие составы. Связано это с тем, что государство активно борется (или хотя бы пытается бороться) с коррупцией). Для этого в России существует Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Описать его можно как меры, направленные на профилактику коррупции. Это, например, разного рода ограничения и дополнительные требования для чиновников, правила предотвращения конфликта интересов, правила декларирования доходов госслужащими и многое другое.

За нарушение этого, а также других законов, касающихся противодействия коррупции, в 2018 году было вынесено штрафов почти на миллиард рублей. То есть, на каждого осужденного за взятку или другой «коррупционный» состав преступления приходится примерно 30 лиц, которые были наказаны согласно КоАП за нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Кстати, вопрос «почему те, кого подозревают в нарушении антикоррупционного законодательства, в итоге остаются на свободе?» возникает достаточно часто, так как граждане просто не видят разницы между уголовной ответственностью за коррупцию и административной ответственностью за нарушение правил борьбы с нею.

Цель комитета

Целями комитета являются:

1. Защита благосостояния, свободы, социальных гарантий и безопасности граждан.

2. Улучшение правового и социально-экономического положения в России.

3. Защита законных интересов и прав граждан, предприятий среднего и малого бизнеса.

4. Контроль народа за объективностью цен в социальной сфере.

5. Предоставление защиты гражданам, предприятиям, учреждениями, организациям, предпринимателям от коррупционного произвола.

6. Создание партнерства социального и делового между обществом и властью.

7. Воспитание в гражданах активной позиции с целью создания справедливого и правового баланса между властью и обществом.

8. Создание прогрессивной, созидательной, высоконравственной, интеллектуальной, влиятельной силы путем объединения общественных сил в единую систему с целью противодействия коррупции, надзора и контроля над соблюдением чиновниками законов РФ.

9. Восстановление социальной справедливости, народовластия и законности в борьбе с чиновничьим произволом и коррупцией.

10. Создание системы молодежных объединений для влияния и созидания за происходящими процессами в борьбе с коррупцией.

11. Предоставление социальной защиты и гарантии пенсионерам, ветеранам, инвалидам, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим; принятие участия в становлении гражданского общества.

12. Содействие в борьбе за развитие местного самоуправления и федерализма, отстаивание целостности и единства страны, направленное против сепаратизма и национализма.

13. Обеспечение возможности участия в управлении государства молодежи.

Мифы о коррупции

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции

Основная статья: Статья 20 Конвенции ООН против коррупции

Суть мифа: Россия отстаёт от «цивилизованных стран», так как ею не была ратифицирована статья 20 Конвеции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»).

Формально Россия ратифицировала конвенцию еще в 2006 году полностью, без изъятия статьи 20. Специфика ситуации в том, что статья 20 не была внедрена в законодательство РФ, но при этом она была ратифицирована, так как была ратифицирована вся конвенция. Это объясняется тем, что в России действует такой базовый принцип демократического права как презумпция невиновности, которой противоречит данная статья.

Россия как страна-подписант Конвенции следует по пути ведущих стран Запада — принят ряд антикоррупционных законов, которые обязали чиновников декларировать свое имущество в открытом доступе, а банки и нотариусов сообщать в органы правопорядка информацию об отмывании доходов. Для борьбы с незаконным обогащением этих механизмов вполне достаточно и добавление в Уголовный Кодекс статьи о «незаконном обогащении» не дало бы правоохранителям дополнительных преимуществ.

Наконец, ряд ведущих стран Запада подписали конвенцию позже России, а другие страны из того же лагеря также как и РФ не стали менять свое законодательство под статью 20. К первой группе относятся такие страны как Германия, Новая Зеландия и Япония и т. д., ко второй — Нидерланды, Италия, США, Швейцария, Норвегия и т. д.

Дворец Путина

Таким образом, в целях пропаганды стоимость «дворца» была завышена чуть ли не втрое, плюс были намерено затенены факты об отсутствии вложения бюджетных средств в строительство и продаже частному лицу.

Русский мост

Основная статья:

Выявление факта коррупции не обходится без использования оппозиционерами приёма несопоставимого сравнения — в данном случае, когда стоимость возведенного в России объекта сравнивается со стоимостью зарубежного якобы «аналога». Отечественный аналог предсказуемо оказывается дороже и на основании этого делается вывод о масштабах воровства.

Так поступили, например, оппозиционеры Борис Немцов и Владимир Милов в своем докладе «Путин. Итоги. 10 лет», сравнив мосты на остров Русский с французским и китайским «аналогами»:

Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в €394 млн.

Естественно, эксперты «забыли» учесть некоторые сложности строительства российского моста:

  • ветровые нагрузки до 51 м/cек на высоте 70 м,
  • сейсмическая активность до 8,1 баллов по шкале MSK-64,
  • сложная геология и гидрогеология,
  • низкие температуры до −31°С,
  • возможное воздействие на островок и опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до 66000 тонн и льда толщиной до 80 см,
  • прокладка водопровода,
  • у китайского моста основной пролёт 448 метров, что более чем в 2 раза меньше длины пролёта моста на о. Русский — 1104 м.
  • французский «мост» технически вообще не является мостом, это виадук над твердой поверхностью, архитектурно стилизованный под мост.

В России самые дорогие в мире дороги

Миф возник, когда либеральные «эксперты» стали делить затраты на строительство на длину построенной дороги. Сравнивая полученную таким образом «среднюю» стоимость километра оказалось, что в России дороги в разы дороже чем в других странах.

На самом деле разница возникает из-за ряда различий: в России учитываются все затраты, в том числе на выкуп земли, перенос зданий и инженерных сооружений и т. п.; выше требования по морозоустойчивости; больше расстояния доставки строительных материалов; холодный климат требует больших энергозатрат и трудоемкости; разница в геометрических размерах дороги согласно стандартов; разный размер НДС. Кроме этого каждое строительство уникально и между разными стройками даже внутри одной страны цена «среднего» километра может изменяться в разы за счёт: разного ландшафта; жилой застройки; необходимости строительства мостов, тоннелей и других сооружений. После того, как эти различия были учтены, то оказалось, что в России строят дороги не так уж дорого.

Коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество инструментов. Чаще всего встречаются:

  1. Взятки и подкуп. Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Виды передаваемых благ в обмен на нужное решение очень разнообразны. Это деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний.К взяточничеству относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.
  2. Расхищение, воровство – коррупционные инструменты должностных лиц, имеющих доступ к материальным ценностям или контролирующих активы. Примеры включают вывод денег в теневые структуры – оффшоры (что это такое?), фирмы-однодневки, а затем передачу средств коррумпированным сотрудникам.
  3. Вымогательство и шантаж. Способ достижения целей с помощью угроз. Вымогатели могут угрожать применением насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
  4. Еще один распространенный коррупционный метод – мошенничество. Подразумевает обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
  5. Фаворитизм, кумовство, непотизм – предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
  6. Лобби – поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
  7. Злоупотребление полномочиями – принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий