Внешний долг россии

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2020).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Как Кремль решал проблему дешевыми бюджетными кредитами

С одной стороны, решение Кремля снизить долговую нагрузку регионов за счет дешевых бюджетных кредитов — всего 0,1% годовых — было логичным: занимать дешевые деньги выгоднее у федерального центра, нежели копить долги по дорогим краткосрочным банковским займам. Но это же, как уже неоднократно писала газета «Реальное время», вызывало не только зависимость регионов от федерального бюджета, но и существенно давило на его дефицит.

Причину сложившейся ситуации так и не ликвидировали: доходы большинства регионов по-прежнему ниже необходимых расходов, бюджетные кредиты только возместили «лакуну», вызванную снижением безвозмездных (то есть беспроцентных) межбюджетных трансфертов. Да и регионы-доноры, в том числе Татарстан, тоже были вынуждены занимать на проведение чемпионата мира по футболу, Универсиады и других масштабных мероприятий и строек — из-за «налоговой пропорции», когда 70% собранных налогов уходит в федеральный центр, а субъектам остается лишь 30% (в развитых странах не менее 50% налогов остается в регионах).

Ушедшие в центр налоги превращаются в средства, которые вновь возвращаются в регион трансфертным путем, но вовсе необязательно региону-донору (и даже скорее всего не ему), а через различные субсидии, субвенции и федеральные кредиты. Тут и начинается набор долгов.

В пятерке самых крупных регионов-должников, кроме Татарстана — тоже субъекты РФ, в которых проводились масштабные мероприятия. Фото kremlin.ru

Государственный долг США.

США – обладатель самого большого государственного долга в мире. На сегодняшний день национальный долг США составляет уже более 18 трлн. долларов. Почему США накопили такой гигантский долг, и почему он вызывает беспокойство во всем мире? Чтобы это понять, необходимо разобраться в истории его формирования и в его структуре.

Сразу можно отметить, что долги делятся на две группы: Federal Government Accounts и Public. Federal Government Accounts – это «нерыночные долги», держателями которых выступают различные внебюджетные социальные фонды и бюджетные организации. Эти долги не обращаются на рынке, вызваны они внутренними заимствованиями в государственном секторе. Public Debt – «рыночные долги». Их держатели – покупатели долговых бумаг казначейства США на финансовом рынке, прежде всего, казначейских облигаций (treasury securities) и казначейских векселей (treasury bills).

Рыночные долги, в свою очередь подразделяются на долги ФРС и остальные долги. Доля долгов, оформленных казначейскими бумагами, быстро растет. В 2008 в общем объеме государственного долга на долг, оформленный казначейскими бумагами, пришлось 65,2%. А в середине 2013 доля казначейских бумаг в государственном долге выросла до 75%8.

Держателями казначейских бумаг США могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Резиденты – это держатели финансового и нефинансового сектора. К финансовому сектору и относится ФРС. В состав прочих финансовых организаций входят инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании. За последние шесть лет значительнее всего выросла доля ФРС: с 2008 (7,8%) к середине 2013 увеличилась до 16,6%. Такому росту способствовали программы «количественных смягчений», нацеленные на скупку «мусорных» облигаций на финансовом рынке США для замещения последних казначейскими облигациями. Эти меры и ряд других, были направлены на поддержание банковской системы США во время кризиса 2007–2009. Администрация Обамы продолжила проведение политики поддержки терпящих бедствие финансовых институтов и проблемных ипотечных заемщиков. Наиболее сильным проявлением этой политики стало принятие нового закона о государственной поддержке – Закон о восстановлении и реинвестировании от 17 февраля 2009  (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Согласно этому закону, 787 млрд. долл. в течение двух лет выделялось на программы поддержки американской экономики, преодоления кризисных явлений и восстановления хозяйственного роста. В общем, в целях преодоления кризиса государством в экономику было вложено около 5 трлн. долл. 9.

Что касается долгов США у нерезидентов – в основном это бумаги, находящиеся на балансах центральных банков и министерств финансов других стран. Это так называемые официальные держатели рыночного долга правительства США. Частные инвесторы куда менее охотно вкладываются в казначейские бумаги США из-за их невысокой доходности. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами Америки выступают Китай и Япония. Держателями американских казначейских бумаг также являются многие страны Западной Европы. Такие крупные масштабы инвестирования европейскими странами в облигации американского казначейства с первого взгляда кажутся странными в условиях европейского долгового кризиса. Многие эксперты считают это проявлением зависимости Европы от Соединенных Штатов. Однако, не будем забывать, что главным достоинством казначейских бумаг США является надежность. За всю историю по ним не было просрочки или отказа от выплат процентов. Для инвесторов – это почти безрисковый инструмент надежных сбережений долгосрочного характера. В 2008 у США возникла необходимость в очень большом объеме выпуска – не на 200–400 млрд. долл., а на 1400 млрд. долл. (именно столько было выпущено в 2009). Но вместе с тем мировые потрясение сделали их особо привлекательным активом ввиду их надежности. Это может объяснить закупки государственных ценных бумаг США европейскими странами во время кризиса.

Итак, госдолг США растет, а значит, увеличивается стоимость его обслуживания, а за ним и дефицит бюджета. Для того, чтобы избежать технического дефолта, правительство США вынуждено повышать «потолок» госдолга для новых и новых заимствований. Это внушает серьезные опасения, а также служит картой в политической игре между республиканской и демократической партией. Первые выступают как сторонники экономии и установления жесткого «потолка» госдолга, который будет пересматриваться в следующий раз 16 марта 2015.

Общие положения

Государственный долг России – тема, требующая детального
разбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств,
сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей страной
политики.

Что это такое?

Государственный долг – это сумма предшествующих расходов,
превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулит
сокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываются
временные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояния
населения снижается.

Виды

О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолга
идет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства.
Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательство
предполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает о
себе знать при превышении пятилетнего срока.

Поскольку краткосрочные обязательства берутся государством
под высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самым
обременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению и
сведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрение
кредитора (страны, выступившей займодателем).

Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формами
или видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнего
характера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму не
входит.

Сущность внутреннего долга

Под сущностью внутреннего долга государства следует понимать
всю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала от
населения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики в России причиной
возникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора
– прежде всего, военного. Повышение уровня безопасности способствовало росту
размера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действие
приводились и другие секторы экономики, например, связанные с научными
разработками. Изменение политики государственных расходов повлекло за собой
образование рынка кредитного финансирования.

Суммируя, можно отметить, что государство имеет
обязательства перед:

  1. предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет,
    исполнение госзаказов, реализация программ);
  2. лицами, делающими вклады в банках.

К госдолгу также относятся государственные облигации и
векселя.

Принципы долговой политики РФ

Политика, направленная на решение вопросов, связанных с
внутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы.
Дает о себе знать необходимость:

  • развития рынка ценных бумаг;
  • привлечения новых инвесторов;
  • увеличения оборота облигаций;
  • уменьшения расхода бюджета;
  • недопущения роста ставок по облигациям;
  • структурного изменения внутренней задолженности.

Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательства
влияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установлен
предельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство.
Он равен 30 годам.

Какой госдолг у Беларуси?

В декабре прошлого года общий государственный долг Беларуси составил 43,7 млрд рублей. Внешний госдолг — 16,6 млрд долларов.

Больше всего Беларусь должна России, Китаю, Евразийскому фонду стабилизации и развития, держателям белорусских еврооблигаций и Всемирному банку.

В 2020 году правительство погасит почти 6 млрд рублей долга. 3,7 млрд вернет иностранным кредиторам, 2,2 млрд — отечественным. Причем для оплаты большей части долга планируется взять новые кредиты.

Тем не менее за счет новых заимствований к концу 2020 года госдолг все равно вырастет до рекордных 54,4 млрд рублей.

Государственный долг стран мира

Государственный долг представляет собой сумму всех заимствований правительства, за вычетом выплат, номинированных в валюте страны. Справочник ЦРУ по странам мира содержит информацию только о процентах от ВВП; общий долг и в расчете на душу населения рассчитан в таблице ниже с использованием ВВП (ППС — паритет покупательной способности) и данных о численности населения того же отчета.

Коэффициент соотношения долга к ВВП является одним из наиболее общепринятых способов оценки значимости долга нации. Например, один из критериев допуска к евро валюте Европейского союза — долг страны-заявителя не должен превышать 60% ВВП этой страны.

* Данные США не включают долговые обязательства, выпущенные отдельными штатами США, а также внутриправительственный долг; внутриправительственный долг состоит из казначейских займов от излишков в доверительных фондах федерального социального обеспечения, федеральных служащих, больничного страхования (охрана здоровья населения и бесплатная медицинская помощь), инвалидности и безработицы, а также в некоторых других небольших трастах; если добавить данные внутригосударственного долга, «валовый долг» увеличится примерно на одну треть ВВП. Долг Соединенных Штатов в течение долгого времени документируется в интернете на веб-сайте Департамента Казначейства (TreasuryDirect.Gov) также, как и текущие общие итоги.

Другие бюджетные показатели в России

Индикатор Период Факт. значение Пред. значение

Бюджетные расходы

авг. 2020 322.025
млрд. USD
284.275

Государственный бюджет от ВВП

2019 1.8
%
2.9

Военные расходы

2018 64.193
млрд. USD
66.527
Страна Период Факт. значение Пред. значение

Австрия

2019 70.4
%
74

Ирландия

2019 58.8
%
63.6

Люксембург

2019 22.1
%
21

Испания

2019 95.5
%
97.6

Исландия

2019 37
%
37.4

Норвегия

2019 40.6
%
39.4

Беларусь

1 кв./20 26.5
%
27.1

Бельгия

2019 98.6
%
99.8

Болгария

авг. 2020 20.7
%
20.7

Хорватия

2019 73.2
%
74.7

Кипр

2019 95.5
%
101

Чехия

2019 30.8
%
32.6

Дания

2019 33.2
%
33.9

Эстония

2019 8.4
%
8.4

Еврозона

2019 84.1
%
85.8

Европейский Союз

2019 79.3
%
80.4

Финляндия

2019 59.4
%
59.6

Франция

2019 98.1
%
98.1

Германия

2019 59.8
%
61.9

Греция

2019 177
%
181

Венгрия

2019 66.3
%
70.2

Италия

2019 135
%
135

Латвия

2019 36.9
%
37.2

Литва

2019 36.3
%
33.8

Македония

2018 40.7
%
39.5

Мальта

2019 43.1
%
45.6

Молдова

2018 27.4
%
28.9

Черногория

2018 62.27
%
62.5

Нидерланды

2019 48.6
%
52.4

Польша

2019 46
%
48.8

Португалия

2019 117
%
122

Румыния

2019 35.2
%
34.7

Россия

2018 12.2
%
13.5

Сербия

2019 52
%
53.7

Словакия

2019 48
%
49.4

Словения

2019 66.1
%
70.4

Швеция

2019 35.1
%
38.8

Швейцария

2019 41
%
41

Турция

2019 33.1
%
30.4

Украина

2019 50.3
%
60.9

Великобритания

2019 80.7
%
82.4

Албания

2019 65.9
%
67.9

Босния и Герцеговина

2018 24.8
%
26

Республика Косово

2018 17.12
%
16.22

Внешний государственный долг

Определение 2

Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)

Татарстан, не расплатившись по прошлым бюджетным кредитам, набрал госгарантий

Татарстан на этом фоне, не успев расплатиться по прежним бюджетным кредитам, набрал госгарантий в 2019 году на 11,5 млрд рублей и с четвертого места самых больших должников России переместился уже на третье — на нем висит 95,8 млрд рублей (еще в апреле 2019 года госдолг РТ составлял 94 млрд), из них 84,3 млрд рублей — бюджетные кредиты. В итоге доля госдолга РТ к сумме его же налоговых и неналоговых доходов (233,4 млрд) выросла с 37,5% до опасных 41%. А все потому, что в 2020 году, вследствие падения цен на нефть, доходы Татарстана снизились почти на 17 млрд рублей (с 250 млрд).

При этом почти 1 млрд госгарантий Татарстан вынужден был взять именно в 2020 году. И связаны они со здравоохранением. Только не с реализацией нацпроекта «Здравоохранение», по которому РТ получил 1,4 млрд рублей (только 780 млн из федерального бюджета, остальное пришлось Татарстану финансировать из собственного), а, вероятнее всего, с программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи в условиях пандемии коронавируса, которая реализуется уже полгода в соответствии с постановлением от 16 апреля 2020 года. Это при том, что за один квартал 2019 года госдолг РТ сократился по тем же госгарантиям на 754,2 млн рублей.

Влияние госдолга на рубль

Новые санкции в отношении госдолга РФ постепенно оказывают свое влияние на отечественную валюту, которая в последние недели вновь стала слабеть после непродолжительного периода укрепления

Хотя надо отметить, что в целом для российской экономики новые санкции не являются чем-то опасным. Как уже отмечалось выше, острой необходимости во внешних деньгах у российского правительства нет. При желании власти быстро могут отказаться от займов. Огромные золотовалютные резервы на сумму в 0,5 трлн долларов легко могут покрыть краткосрочные потребности в деньгах.

В этом плане в большем проигрыше останутся международные инвесторы, которые лишатся возможности вкладывать средства в доходный и надежный инструмент.

Обслуживание государственного долга

Госдолг также можно разделить на капитальный и текущий:

  1. Капитальный госдолг – общая сумма долга, необходимая для погашения всех задолженностей государства.
  2. Текущий госдолг – это стоимость обслуживания госдолга и долговые обязательства, которые необходимо погасить в текущем году.

Как государство должно отдавать свои долги? За счет прибыли своей экономики. Для сырьевых стран, как Россия, этому благоприятствует мировая цена на основной энергоноситель – нефть. Китай оказывается конкурентным за счет дешевой рабочей силы и низкой себестоимости продукции, а технологичные страны, как США или Израиль, за счет спроса на товары IT-сектора. Как известно, за последний айфон многие согласны платить серьезные суммы.

Когда у государства нет возможности погасить текущий долг, оно объявляет дефолт – признается в неплатежеспособности, невозможности отвечать по долговым обязательствам. Т.е. вроде как с соседом Васей по лестничной клетке: просишь вернуть, а Вася говорит, что все пропил. Однако последствия для экономики страны, отказавшейся возвращать долг, обычно печальны: ее ждет обвал национальной валюты, инфляция и падение кредитного рейтинга на многие годы (экономика страны за это время лишится большей части инвестиций).

Каким выглядит самое очевидное решение? Чтобы избежать дефолта, в экономически сложные периоды страны просто берут новые кредиты для погашения старых. Вася тоже может перезанять, если найдет у кого. Но на уровне государств при новом займе ставка как правило возрастает – таким образом правительство перекладывает долговое бремя на будущие поколения.

Другая причина объявления дефолта – достижение лимита (потолка) госдолга. Однако этот лимит устанавливается правительственными органами самого государства, поэтому на практике ограничения просто расширяют. Например, США за последние 20 лет для предотвращения фискальных разрывов и технических дефолтов пользовалось этой возможностью не менее 3 раз.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Скромный внешний долг России

Россия продолжает платить по внешнему долгу, невзирая на складывающуюся некомфортную ситуацию для выполнения финансовых обязательств. Внешний долг России, как известно, невелик, а по сравнению с внешним долгом США — мал микроскопически. Эта сумма на  момент 20 января 2015 года, по информации Центрального банка России, составила 599,5 миллиардов долларов, вместе с долгами частных компаний и банков.

Для примера — внешний долг США составляет свыше 18 триллионов в американской валюте, и это без учета долга на балансе госструктур, который равен еще примерно 5 миллиардам долларов.

Из чего строится российский долг? Часть приходится на органы государственного управления (и на данный момент составляет 41,5 миллиардов долларов), часть приходится на ЦБ и составляет 10,4 миллиардов, долги банков равны 171,1 миллиардам долларов, а самая большая доля внешней задолженности приходится на российские частные компании и выливается в сумму 376,5 миллиардов в американской валюте.

И сейчас, несмотря на спад в экономике, на существенное давление со стороны Запада на российский финансовый сектор, российские компании продолжают ответственно платить по долгам, не пытаясь каким-то образом договариваться со своими иностранными контрагентами об отсрочке выплат. 

Статистика по странам

Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.

Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:

Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.

Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/government-debt.

Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:

Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/external-debt.

А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:

Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека. Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.

Пермскому краю и Башкортостану выделили «коронавирусные дотации»

Напротив, другой регион ПФО — Пермский край, входит в десятку регионов, наименее зависимых от долгов — как банковских кредитов, так и бюджетных, список которых возглавляет Москва (столица, вообще, уже не кредитуется второй год подряд). Пермский край за год выплатил 10 млрд рублей банковских долгов, набранных в 2018 году, и теперь должен лишь федеральному бюджету 8 млрд рублей — при том, что бюджет у края в 126,5 млрд рублей на август 2020 года.

В ПФО есть еще один регион со слабой долговой нагрузкой — Башкортостан, который за год взял 2 млрд рублей банковских кредитов, всего же регион должен 15,5 млрд рублей при бюджете в 154,2 млрд рублей, при этом еще в 2014 году на Башкортостане висело почти 30 млрд рублей долгов. И если раньше в случае РБ, например, это можно было объяснить дотационностью — в 2018 году Башкортостан получил 16,4 млрд рублей дотаций, больше, чем любой другой регион ПФО, то сейчас это сделать уже не получится. Да, действительно, Пермский край вошел в мае 2020 года в список 56 субъектов, которым правительство РФ выделило дотации из федерального бюджета, компенсирующие потери доходов бюджета — региону выделят только в этом году 5,4 млрд рублей. Предполагается, что «данная мера поможет регионам сбалансировать бюджеты в условиях экономических ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией». По тому же указу властей РФ Башкортостан получит дополнительно 8 млрд рублей дотаций.

Республика стала одним из лидеров среди регионов РФ по уровню снижения поступлений, как и все другие регионы, зависящие от нефтедобычи. Фото Максима Платонова

Преимущества выпуска облигаций в резервной мировой валюте

Правительства часто занимают деньги в валюте, в которой спрос на долговые ценные бумаги является высоким. Преимущество выпуска облигаций в валюте, такой как доллар США, фунт стерлингов или евро в том, что многие инвесторы желают вкладывать средства в такие облигации. Такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия, Италия и Франция выпускают долговые обязательства только в своей национальной валюте (или в евро в случае членов Еврозоны).

Относительно немногие инвесторы готовы вкладывать средства в валюты, которые не имеют длительную историю стабильности. Недостаток выпуска облигаций в иностранной валюте для правительства в существовании риска того, что оно не сможет получить иностранную валюту, чтобы заплатить проценты или погасить облигации. В 1997 и 1998 годах во время азиатского финансового кризиса серьезной проблемой стало то, что многие страны не смогли сохранить их фиксированный валютный курс по причине спекулятивных атак.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий