Социальная защита населения в россии

Содержание и принципы управления социальной защитой

Определение 1

Социальная политика – это особая сфера деятельности государства, которая обеспечивает создание важнейших условий для удовлетворения потребностей населения с учетом ценностей, что одобрены обществом. Ключевое место в социальной политике принадлежит человеку, который одновременно выступает, как объект, предмет и цель данной политики.

Социальная политика играет большую роль в общей политике государства, основными объектами которой являются взаимоотношения между социальными группами, между обществом и его составляющими, развитие благосостояния граждан, изменения в социальной структуре, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, а также совершенствование их образа жизни.

Социальная политика реализуется через комплексную систему мероприятий, мораль и этику. Она опирается на личный и общественный быт членов общества, а также государственное регулирование культурной и материальной среды, в которой осуществляется удовлетворение потребностей населения через пищу, одежду, жилье, отдых, поддержание и восстановление здоровья.

Что касается управления социальной защиты граждан, то на сегодняшний день она является основным направление социальной политики государства. Управление защиты представлено в виде системы методов, принципов, которые установлены на законодательном уровне с помощью социальных гарантий, учреждений и мероприятий, что обеспечивают оптимальный уровень жизнеобеспечения, удовлетворение потребностей населения, должное поддержание для формирования личности. Также управление социальной защитой напрямую зависит от совокупности мероприятий и действий, которые направлены против социального риска в нормальной жизни населения.

Определение 2

Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на должное обеспечение социальных, политических и экономических гарантий и прав человека, независимо от его половой принадлежности, национальности, места жительства, возраста и других факторов.

Управление социальной защитой населения – это совокупность социальных и экономических мероприятий, которые осуществляются обществом и государством в целом для поддержания оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей граждан, а также поддержание личности в различных социальных и группах и категориях. Также сюда можно отнести комплекс мероприятий, которые направлены на минимизацию социальных рисков в нормальной жизни гражданина: заболевание, безработица, старость или отсутствие кормильца. Управление социальной защиты – это взаимодействие мер по государственному обеспечению материальной поддержки тех слоев населения, которые являются социально уязвимыми во время экономических преобразований.

Рисунок 1. Основные направления социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для данного этапа характерным является стремительное развитие методологии и способы социальной защиты населения, что имеет важное теоретическое и экономическое значение. Под методологией подразумевается система способов и принципов организации и построение практической деятельности, которая направлена против социального риска в нормальной жизни населения (болезнь, инвалидность, безработица, старость, потеря кормильца), а под методикой – совокупность мероприятий и приемов теоретического и практического освоения управления социальной защитой населения

Государственные органы социальной защиты населения

Говоря об органах социальной защиты населения, очень важно учитывать особенности системы управления социальной защитой на различных уровнях. К государственным органам социальной защиты населения относятся, в основном, районные (городские) органы социальной защиты

Исследователи и авторы определяют их в качестве муниципальных органов управления, которые занимают важнейшее место в структуре администрации города. Данные органы социальной защиты напрямую подчиняются как администрации района или города, так и органам социальной защиты населения области и края, к которому относится данное учреждение и его деятельность.

Управление социальной защиты и подведомственные ему образования обеспечивают эффективную и результативную реализацию наиболее приоритетных направлений государственной политики в области социального обеспечения и обслуживания населения. К ним относится пенсионное обеспечение, обеспечение гарантий труда и трудовых отношений, социальные гарантии и разнообразные формы социальной поддержки граждан пожилого возраста, лиц с заболеваниями и ограниченными возможностями, а также особых категорий семей (многодетные, семьи с отцом-одиночкой или матерью-одиночкой).

Управление социальной защиты населения может создаваться и реорганизовываться по решению органов местного самоуправления. Эти же органы могут принять решение о ликвидации управления социальной защиты на любом этапе его развития. При этом само управление в своей деятельности руководствуется следующими документами: указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями правительства, причем на различных уровнях: на уровне края, области. Также особую роль играют распоряжения и указы со стороны главы администрации района или области, к которому прилегает управление социальной защиты.

Таким образом, система учреждений социальной защиты – это достаточно обширная сеть, которая охватывает большое количество органов, которые находятся на территории одного города, целой области, республики или края. Все они подчиняются единому управлению, чьи полномочия превышают полномочия других учреждений социальной защиты, поскольку они определяются общим государственным уровнем.

Социальная защита как часть социальной реальности

В научной литературе многие исследователи зачастую соотносят понятия «социальная защита» и «социальное государство», так как именно государство реализует социальную политику, в основе которой лежат правила и принципы социальной защищенности и справедливости в отношении каждого члена общества.

Социальное государство и его деятельность обеспечивает социальную ориентацию в разных областях жизни. Например, в рыночной экономике, где формирует жизнеспособную систему социальной защиты населения как в целом, так и в отдельности каждого гражданина.

Определение 1

Под социальной защитой авторы понимают систему мер. Функционально они направлены на соблюдение прав человека, а также на удовлетворение его социальных потребностей с целью поддержки жизнедеятельности.

Раскрывая понятие «социальная защита», необходимо исходить из той позиции, что социальная защита представляет собой совокупность всех общественных и экономических отношений в социуме, посредством которых обеспечивается выработка принципов, правил и методов реализации конституционных прав, свобод и гарантий человека на высокий уровень жизни, законодательное закрепление прав и свобод, на их защиту от внешних неблагоприятных влияний.

Само понятие «социальная защита» было закреплено в 1953 году в законодательстве Соединенных Штатов Америки. Был создан институт социального страхования, а позднее это понятие использовалось в различных документах и рекомендациях по организации общественного порядка.

Принципы социальной защиты

В системе социальной защиты существует несколько основных принципов:

  • Во-первых, социальная справедливость и гуманность – то есть признание ценности человеческой жизни, реальная оценка его личностного потенциала, осознание причин и сути рискогенных ситуаций и путей выхода из них.
  • Во-вторых, адресность. Она заключается в учете индивидуальных рисковых ситуаций, которые конкретны для отдельного индивида в силу его психологических и физиологических особенностей, а также особенной социальной группы. Учет производится с целью осуществления комплекса важных необходимых мер по социальной поддержке, адаптации и активизации внутреннего потенциала человека, его инициативности и мотивированности.
  • В-третьих, последний принцип – многосубъектность. Она заключается в наличии институтов в рамках системы социальной защиты населения. Это обусловлено своеобразным наличием значительного числа ее субъектов, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, реализуют определенные задачи и функции.
  • В-четвертых, это общественная целесообразность. Согласно данному принципу контингент защищенных от рисков и социальных опасностей должен быть очень четко ограничен лишь теми категориями населения, которые частично или полностью лишены способности к трудоустройству, самообслуживанию и самообеспечению. Если данный принцип будет нарушен, то это приведет к полному угасанию трудовой мотивации. Люди будут считать себя нетрудоспособными по признакам, которые на самом деле не являются основанием для этого.
  • В-пятых, принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных рисков и размера отчислений, которые уходят на их финансирование. Это значит, что экономически должны покрываться те сферы, которые действительно в этом нуждаются, и которые официально подтверждены как нетрудоспособные, малообеспеченные. Для этого существуют органы социальной защиты, которые сотрудничают с экономическими органами, где можно фактически подтвердить свою финансовую нестабильность и нужду в дополнительных средствах. К таким средствам относятся пенсии, льготы, ежемесячные социальные отчисления, стипендии.
  • В-шестых, исходя из принципа экономической эффективности, формируется еще один принцип – принцип экономической справедливости. Он заключается том, что экономическая защита должна касаться как тех, кто находится в процессе экономики (предприниматели, бизнесмены), так и тех, кто по объективным причинам (нетрудоспособность, инвалидность, старость) находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Нельзя все время концентрироваться на проблемах одной сферы, так как при этом начинают формироваться неэффективные и убыточные процессы в остальных.

Последний принцип – приоритет государственных начал в социальной защите населения. На сегодняшний день именно государство является главным гарантом экономической стабильности и экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тех слоев, кто не может достичь этого самостоятельно в силу вышеперечисленных обстоятельств (старость, инвалидность, нетрудоспособность по иным причинам).

Замечание 1

Один из важнейших органов, регулирующих трудоустройство и социальную защиту в Российской Федерации – это Минтруд РФ. В его подчинении находится большое количество подведомственных органов и подразделений, которые также обладают властью и имеют право принимать решения в отношении некоторых уязвимых слоев населения.

В чем заключается льгота?

Система социальных льгот заключается в предоставлении материальной скидки. Это может быть освобождение от выплаты за оказание определенной социальной услуги или снижение этой оплаты, например:

  • бесплатный проезд на каком-либо виде транспорта;
  • снижение оплаты за коммунальные услуги;
  • получение бесплатной путевки в дом-отдыха или санаторий и т.п.

Кроме того, социальные льготы могут быть и нематериального характера. К таким льготам относятся:

  • приобретение жилья в обход очереди;
  • внеочередное бытовое обслуживание;
  • право поступления в различные учебные заведения без конкурса;
  • внеочередное обслуживание в билетных кассах, торговых точках и т.п.

Как оформить льготы?

Социальные льготы и гарантии имеют разные категории граждан. Чтобы ими воспользоваться, необходимо выяснить, к какой из этих категорий вы относитесь, и собрать все необходимые документы. Некоторые из этих документов имеют весьма ограниченный срок действия, поэтому начать сбор необходимых бумаг следует с тех, у которых этот срок наиболее длительный. Оформить положенные льготы можно в отделении МФЦ по месту жительства.

Если вы не имеете представления, какие именно бумаги необходимы для предоставления той или иной льготы, обратитесь в МФЦ, консультанты дадут полный список этих документов.

Льготы по НДФЛ

У родителей есть право получить вычет по налогам на НДФЛ. Им могут воспользоваться усыновители, опекуны и попечители приемных детей. Вычет этот заключается в том, что начиная с месяца рождения ребенка ежемесячно часть получаемого дохода не будет облагаться налогом, т.е. НДФЛ платиться будет с меньшей суммы. Чтобы получить данный вид вычета, получаемый доход должен облагаться НДФЛ по ставке 13%, например, это может быть заработная плата в государственном учреждении.

Это право распространяется на обоих родителей. Кроме того, родители, не состоящие в браке или разведенные, которые выплачивают на ребенка алименты или иным методом поддерживают его материально, также могут получить этот налоговый вычет.

В соответствии со ст. 218 НК РФ п. 1 на каждого ребенка положен вычет по налогам. Он зависит от количества детей, воспитываемых в семье:

  1. На первого ребенка — 1400 рублей.
  2. На второго — 1400 рублей.
  3. На 3-го и каждого последующего — 3000 рублей.
  4. Для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, этот вычет равен 3000 рублей, независимо от того, в какой очередности он появился.

Этот вычет осуществляется до достижения ребенком 18 лет. А при обучении его по очной форме, т.е. ребенок является студентом, курсантом, аспирантом, интерном или ординатором, этот вычет продлевается до достижения 24 лет ребенком.

Кроме того, если ребенка воспитывает единственный родитель (опекун, усыновитель), то эта налоговая льгота может быть удвоена. Такой вычет удваивается, если второй родитель безвестно отсутствует, умер или в свидетельстве о рождении не указан (записан только один родитель).

Система социальной помощи

Социальная помощь (поддержка) может быть предоставлена тем категориям граждан населения, которые находятся в социально-уязвимом положении, и в силу определённых обстоятельств не способны обеспечивать себе необходимый доход.

Поддержка может быть осуществлена в виде натуральных (одежда, бесплатное питание), или денежных выплат. Финансирование социальной помощи осуществляется за счёт общих налогов.

Чтобы получить социальную помощь, как правило, необходимо пройти проверку на нуждаемость. Она может быть оказана только тем людям, доход которых не позволяет обеспечивать минимальные жизненные потребности, то есть не соответствует минимальному жизненному стандарту.

Социальная поддержка является одним из ключевых элементов в политике борьбы с бедностью, обеспечении минимального дохода, которые выступают элементами реализации гарантированного права на жизнь.

Однако, социальная помощь не подразумевает только материальную поддержку, а включает также в себя ряд мер, направленных на оказание группам граждан, или отдельным людям услуг со стороны социальных служб для помощи в преодолении жизненных трудностей, поддержке социального положения, общественной адаптации.

Таким образом, социальное обслуживание и социальная помощь (как отдельная часть социальной сферы) может быть определена как совокупность всех видов деятельности социальных организаций:

  • по социальной помощи;
  • по оказанию бытовых, социальных, правовых и педагогических услуг;
  • по материальной поддержке;
  • в помощи в реабилитации и социальной адаптации лиц, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.

Необходимо отметить, что развитие структуры учреждений и организация социального обслуживания в Российской Федерации имеет весьма высокий темп. Так, например, за первые годы 2000-х увеличилось на треть общее число организаций по социальному обслуживанию, учреждений для инвалидов и пожилых людей.

Заметно выросло количество центров по оказанию социальной поддержки семьям и детям, центров социальной реабилитации. Возникли новые виды социальных учреждений:

  • женские кризисные центры;
  • единственный мужской кризисный центр;
  • кризисные отделения для девочек.

Социальной работой можно назвать деятельность, которая направлена на оказание поддержки, помощи и защиты, в первую очередь, социально неблагополучным категориям населения.

Объекты и субъекты социальной защиты детей

Определение 1

Объектами социальной защиты детей являются дети, то есть лица, которые не достигли возраста 18 лет. Различные группы детей требуют различной помощи.

Тем не менее, к приоритетным группам детей, которые нуждаются в социальной защите в первую очередь, относятся:

  • Дети, которые остались без попечения родителей;
  • Дети, уже проживающие в приемных семьях;
  • Дети из многодетных и неполных семей;
  • Дети-сироты;
  • Дети и девиантных и педагогически запущенных семей;
  • Дети из семьей, где родители являются безработными;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и в других отдаленных районов;
  • Дети из семей беженцев или вынужденных переселенцев;
  • Дети-жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
  • Дети, которые состоят на профилактическом учете в органах внутренних дел;
  • Дети, имеющие психологические и физические недостатки в развитии.

Субъектами социальной защиты детей являются три уровня власти: законодательная, исполнительная и судебная.

В сфере социальной защиты детей приоритет также отдается государству и создаваемым им институтам, на основе которых формируется социальная политика и законодательство в сфере отношений детей. А также через государственные институты обеспечивается реализация социальной защиты, гарантии социальной безопасности.

К субъектам также можно отнести общественные организации, благотворительные союзы, церковь, политические партии, предприятия и учреждения, а также средства массовой информации, юношеские детские организации, в том числе спортивного направления, частные лица, которые занимаются благотворительностью и ведут спонсорскую деятельность.

Замечание 2

Основополагающую роль в социальной защите детства имеют семья и школа.

А также немаловажную роль играют специальные социальные службы, такие как приюты, дома-интернаты, муниципальные службы и системы стационарных учреждений, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, учреждения дополнительного образования и развития детей, реабилитационные и консультационные организации.

Социальные педагоги и работники социальных учреждений, а также другие частные специалисты в сфере социальной защиты детей также являются субъектами социальной защиты.

Проблематика социальной защиты детей всегда является актуальной, в любое время и в любом обществе. Связано это чаще всего с тем, что дети всегда нуждаются и будут нуждаться в опеке взрослых, в меру того что им для самостоятельной жизни недостаточно ни физического, ни психологического, ни жизненного опыта.

Опека взрослых также проявляется на государственном уровне и уровне местного самоуправления через институты социальной защиты.

Государство, общество в целом обязаны осуществлять защиту детей от опасностей, удовлетворять минимальные потребности и в целом обеспечивать содержание детей.

В России, как и в современном мире, социальная защита детства является одним из приоритетных факторов экономического, социального и культурного развития общества. Она представляет основу социальной политики государства.

Одним из наиболее важных элементов правового статуса ребенка сегодня, является право на получение социальной защиты.

Замечание 3

Под системой социальной защиты детства понимают такую систему различных мероприятий, которые являются официальными и осуществляемыми обществом с целью обеспечения гарантированных условий жизни, а также гармоничного развития ребенка в процессе удовлетворения его потребностей и интересов.

Структурные особенности системы социальной защиты

Система социальной защиты подразумевает наличие целого комплекса мер, которые взаимосвязаны друг с другом и позволяют данному направлению охватывать разнообразные сферы жизни человека. В систему социальной защиты входят такие части, как законодательные и нормативно-правовые акты, приказы Президента страны, главы государства. Также важную роль играет планирование и реализация особых мероприятий, которые направлены на демонстрацию возможностей социальной защиты населения. Система – это сложная структура, которая включает в себя некоторые элементы.

Первый элемент, это социальное обеспечение, которое ориентировано на улучшение условий жизни наиболее неблагополучных категорий населения или отдельных лиц, которые по тем или иным причинам находятся в невыгодном положении, и не могут самостоятельно улучшить его для дальнейшего развития в соответствии с требованиями окружающей и социально-экономической действительности.

Второй элемент – социальные гарантии. Это один из видов предоставления социальной помощи, который нацелен на то, чтобы обеспечить гражданина и членов его семьи не зависимо от его собственного трудового вклада, а также без особого контроля и проверки его нуждаемости в тех или иных социальных и экономических условиях. Социальные гарантии распределяются в зависимости от того, какими потребностями обладает индивид, а также учитывая ресурсы, которые имеются в государстве, и которыми оно может распоряжаться для улучшения уровня жизни собственного населения.

Еще один элемент системы социальной защиты населения – социальное страхование. Страхование направлено на защиту экономически активного населения, которое обладает определенными доходами и ресурсами, но также, как и все, нуждается в поддержании и защите собственных прав и свобод. Здесь немалую роль играет наличие в обществе и его подсистемах некоторых социальных рисков, которые основываются на принципе коллективной солидарности. Если человек имеет какой-либо ущерб, то он имеет право получить компенсацию, может претендовать на возмещение ущерба после оценки независимыми специалистами. Что касается социальных рисков, то здесь можно выделить старость, потерю кормильца, потерю трудоспособности, безработицу (временную и постоянную), заболевания, которое не позволяют человеку в полной мере осуществлять свою трудовую деятельность для реализации собственных потребностей.

45.Понятие и общая характеристика органов социального страхования.

Социальное
страхование — это система создаваемых
государством правовых, экономических
и организационных мер для компенсации
или минимизации последствий изменений
материального и (или) социального
положения работающих граждан, а также
в случаях профессионального заболевания,
инвалидности, болезни, травмы, беременности
и родов, потери кормильца, наступления
старости, необходимости получения
медицинской помощи, санаторно-курортного
лечения и наступления иных установленных
законодательством социальных рисков,
подлежащих обязательному
социальному страхованию.

Дифференциация льгот

Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:

  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
  • узники концентрационных лагерей в прошлом;
  • жертвы политических репрессий;
  • Герои России и СССР и т.д.

Виды социальной помощи

Социальная помощь как одна из организационно-правовых форм может быть нескольких видов. К основным относятся следующие:

  • Во-первых, наличие единовременных или регулярных денежных выплат. Они предоставляются лицам, а также их семьям в связи с тем обстоятельством, что их доходы не достигают величины установленного законодательством прожиточного минимума. Причем, причины не зависят от индивида и его семьи. Назначение денежных выплат имеет адресный характер, после проверки органами социальной защиты уровня доходов, выписки из органов социального обеспечения. Иными словами, специалистам необходимо проверить, действительно ли человек и его семья нуждаются в социальной помощи. Если все требования соблюдены, то социальной помощью также считается ежемесячной пособие за каждого рожденного, усыновленного или принятого под опеку ребенка до 16 лет.
  • Во-вторых, социальной помощью считаются денежные пособия, которые назначаются безработным лицам, которые утратили право на данные выплаты в связи с истечением срока. Такие выплаты назначаются членам семьи безработного, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста, а также тем, кто не имеет самостоятельного источника доходов.
  • В-третьих, социальная помощь – это различные субсидии на жилье, а также на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидия – это безналичная форма расчета с лицами, которая предоставляется при превышении платежей за жилье сверх установленного дохода семьи. Проще говоря, если доход семьи не позволяет выплачивать коммунальные услуги, то государство после проверок назначает субсидии.
  • В-четвертых, немаловажный вид социальной помощи – медико-социальная помощь. Она включает в себя такие виды помощи, как профилактическая, реабилитационная, лечебно-диагностическая, зубопротезная. Также сюда входят меры по оказанию ухода за больными, нетрудоспособными и инвалидами. Государством в рамках данной социальной помощи предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности, если факт будет подтвержден документально.

Формы и методы социальной защиты детей

Замечание 1

Социальная защита детей представляет собой два уровня, первый из которых подразумевает повседневную обстановку, то есть обычную жизненную ситуацию, а второй подразумевает ситуацию чрезвычайную.

Социальная защита предполагает защиту семьи и ребенка в обычном режиме, в сфере образования.

Для второго уровня характерны чрезвычайные ситуации, связанные с потерей родителей либо социальным сиротства, а также возникновение социальных или экологических катастроф.

К основным формам защиты детства относятся в первую очередь опека и попечительство, а также обеспечение детским домом, социальным приютом, социально-реабилитационным центром, центром помощи детям. Помимо того в нее входит предоставление института приемных семей, возможность усыновления, предоставление семейных воспитательных групп, возможность приобретения приемной семьи, обеспечение заменяющей семьи

К методам защиты детства относятся:

  • Оценка социальной работы;
  • Метод стимулирования поведения;
  • Метод внедрения, планирование и проектирование социальной работы;
  • Метод организации деятельности;
  • Метод убеждения.

Социальная защита — это такой вид деятельности государства, который нацелен на формирование и развитие полноценной личности с целью выявления и нейтрализацию возможных негативных факторов, которые предположительно могут воздействовать на личность, а также с целью создания благоприятных условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.

Политика государства в сфере защиты детей: стандарты

Политика государства в сфере социальной защиты детей осуществляется через стандарты, установленные законодательством Российской Федерации.

Такими стандартами являются:

  • Предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
  • Обеспечение гарантированной материальной поддержки через выплаты государственных пособий гражданам которые имеют детей;
  • Предоставление права на жилище соответственно законодательству;
  • Предоставление квалифицированной юридической помощи;
  • Организация мероприятий для оздоровления и отдыха детей, которые проживают в экстремальных условиях;
  • Предоставление проведение мер оздоровления и отдыха детей которые проживают на территории с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • Предоставление гарантий на общедоступное начальное и средне бесплатное образование;
  • Гарантия обеспечения детям права на профессиональную ориентацию, а также право выбора сферы деятельности с целью трудоустройства, а также обеспечение охраны и оплаты труда по достижению ими возраста 15-ти лет;
  • Предоставление социальной адаптации и реабилитации, для детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.

Особенности социальной защиты населения России

В пореформенной России социальная защита в большей степени развивалась стихийно. Не было должного представления о задачах и путях их решения, об её организационной и административной структуре, правовых нормах.

Несмотря на то, что система социальной защиты в России имеет фактическое существование и бурное развитие, но, тем не менее, общественным сознанием она ещё не принята как самостоятельный социальный институт.

Это приводит к сужению сферы её деятельности. Например, в 1997 г. Правительство РФ приняло Программу социальных реформ на период с 1997 по 2000 гг.

В этой Программе понятие «социальная защита» сводилось только к таким вопросам:

  • социальное обслуживание населения страны;
  • социальная защита инвалидов;
  • социальные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • стипендии;
  • социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы в запас.

Нет четкого и правильного представления о том, каков должен быть характер института социальной защиты, его содержание. Отсутствие правильных представлений ведет к произвольному толкованию терминов и понятий, разнообразных категорий, раскрывающих смысл и значение подобного института.

В СССР для определения совокупности социальных, экономических и других отношений в широком смысле использовался термин «социальное обеспечение», определявший весь институт социальной защиты под названием «право социального обеспечения».

В узком смысле одновременно этот термин использовался для определения системы отношений в области социальной защиты за счет средств государственного бюджета. Социальное обеспечение в системе планового ведения хозяйства отражало специфику организации социальной защиты страны.

В период рыночных отношений этот термин нельзя уже использовать для определения совокупности социально-экономических отношений и для административных структур с новыми функциями. В результате термин был вытеснен из практической сферы и заменен новым « социальная защита».

Новый термин в большей степени соответствует сущности социального института. Элементы социальной защиты одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

В российской науке и практике появились такие понятия как «социальная помощь» и «социальная поддержка».

Определение 1

Социальная помощь представляет собой систему общественных отношений, которые складываются между гражданами со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума с одной стороны и государственными органами с другой стороны. Поводом этих отношений является предоставление семьям денежных выплат, натуральной помощи сверх их заработка, пенсий, пособий и др.

Обеспечить прожиточный минимум населения страны – цель социальной помощи.

Отличительная особенность социальной поддержки заключается в том, что она включает меры семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке, если даже их доход не ниже прожиточного уровня. Социальная поддержка является прерогативой местного самоуправления.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий