Фонд кино фильмы

Режиссёрское мнение

Председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин, который входит в попечительский совет Фонда кино, высказался за то, чтобы сведения о кинофильмах, которые получают господдержку, публиковались в открытом доступе, если этого требует общество.

Однако идею с ограничением финансирования работ членов Фонда кино режиссёр не поддержал, отметив, что сейчас среди них очень много талантливых людей, которым нельзя запрещать получать деньги на реализацию их проектов.

«В Фонде кино много хороших действующих режиссёров и продюсеров. Что им, прекратить работать?» — возмутился он.

Председатель сценарной рабочей группы Фонда кино и по совместительству член общественного совета при Минкультуры Владимир Хотиненко также уверен, что тех режиссёров и продюсеров, которые входят в Фонд кино, нельзя лишать возможности получать средства на создание фильмов.

«У нас не так много толковых людей, которые и могут дать оценку, и сами хорошо снимают фильмы, — утверждает режиссёр. — Довольно глупо, если у человека есть достойный проект, но он входит в жюри… Только поэтому зарубать его проект бессмысленно. Каждый раз эта ситуация требует частного рассмотрения. У нас были случаи, когда был человек (в Фонде кино. — RT), а фильм его не принимали».

Чем больше контролируются средства, выделяемые из государственного бюджета, тем лучше, считает первый зампред комитета по культуре Госдумы Владимир Бортко.

«За государственными деньгами нужен глаз да глаз», — сказал он RT.

Ранее Фонд кино отказался предоставить средства на съёмку картины «Убийство городов» режиссёра Владимира Бортко по одноименной книге Александра Проханова. Чиновники мотивировали такое решение отсутствием у ленты потенциала для успешного коммерческого кинопроката.

Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии был создан в 1995 году правительством для повышения конкурентоспособности отечественной киноиндустрии, её поддержки, создания качественных кинолент и популяризации российских фильмов за рубежом.

В конце июня стало известно, что Фонд кино поддержит 16 фильмов — лидеров отечественного кинопроизводства. Среди них «О чём говорят мужчины — 3», две новые части проекта «Ёлки», а также «Притяжение-2», первая часть которого вышла на экраны в январе 2017 года. Лента собрала в российском прокате более миллиарда рублей, её закупили свыше 70 стран.

Недавно Фонд кино объявил конкурс по поддержке кинотеатров в населённых пунктах России, по итогам которого будет распределён 1 млрд рублей. Как ожидается, к концу года свыше 10 млн человек получат доступ к современному цифровому кинопоказу.

Нужно ли вообще поддерживать российское кино?

Историй успеха среди отечественных фильмов немного: из сотен картин по-настоящему популярными становятся единицы (и то не все из них способны даже окупить себя), остальные проходят почти незамеченными. Из-за этого российский кинорынок – это практически гарантированная работа себе в убыток. В этих условиях государственная поддержка просто необходима, иначе кинопроизводство в России почти полностью остановится.

С другой стороны, есть вполне объективные причины непопулярности многих фильмов – они банально проигрывают более дорогим, глубоким и зрелищным фильмам из-за рубежа. Владимир Мединский стал первым министром культуры, при котором появилось подобие политики протекционизма, когда выход в прокат зарубежных картин откладывался, чтобы «расчистить» кинозалы для российских премьер. Результат бывает прямо противоположным – люди по-прежнему не особенно охотно ходят на новые российские фильмы, а теряют на этом кинотеатры.

Их всех фильмов, поддержанных Фондом кино за 5 лет (до 2017 года), в номинации престижных кинопремий или кинофестивалей за границей попали всего 7 картин, а больше всего наград получил «Левиафан», который раскритиковал Мединский. То есть, проблемы с качеством российского кино пока еще есть.

Итак, российское кино – убыточное, и (в массе своей) проигрывает зарубежному. И стоит ли в таких условиях тратить десятки миллиардов бюджетных рублей на него?

Все, кто так или иначе связан с кино и искусством, говорят, что стоит – иначе от российского кино попросту ничего не останется. Как говорит Сергей Дебижев, вопрос даже не столько в выживании отрасли, сколько в идеологии:

Пока государство добивается это двумя способами – финансирует создание отечественного кино, а также финансирует открытие кинозалов для показа национальных фильмов. Согласно национальному проекту «Культура», на конец 2020 года в городах с населением менее 500 тысяч человек таких кинозалов должно быть не меньше 400, а через 5 лет – 1200. Правда, как это все реализовать с коронавирусом (который закрыл кинотеатры уже сейчас) и долларом по 80 рублей – вопрос отдельный.

У России уже есть свои конкурентные преимущества – новый министр культуры ранее была главной Департамента кинематографии, говорит Александр Замыслов, и изменения в лучшую сторону уже есть:

Но в 2020 году все будет не так просто – на сколько затянется ограничение работы кинотеатров, никто не знает, а за премьеры фильмов в онлайн-кинотеатрах россияне пока платят не очень охотно (к тому же демпинг привел к тому, что за счет промокодов фильмы смотрят преимущественно бесплатно).

Но этот кризис – общий для всех стран, поэтому российское кинопроизводство снова будет на равных конкурировать за внимание зрителя

Сколько выделяется и сколько возвращается

В случае с кассовыми сборами речь обычно идет именно о тех картинах, производство которых финансово поддержал «Фонд кино» – поскольку для него главным критерием является окупаемость проекта. Кстати, данные по господдержке и кассовых сборах в российском кинематографе открыли буквально в прошлом году. По состоянию на 2019-й, самым коммерчески успешным фильмом было «Движение вверх», а самым неудачным – скандальная «Матильда»:

Большая часть фильмов (80% и более) в итоге не окупается в прокате. С другой стороны, не каждый проект финансируется только за счет бюджета – главным требованием Фонда остается софинансирование производства фильма. Соответственно, самый дорогой фильм может получить из бюджета меньше других, а самый провальный необязательно даст самый большой минус по Фонду.

Так, самым дорогим фильмом из российских стала «Тайна печати дракона», он же «Вий-2», на картину потратили 2,3 миллиарда рублей. Однако значительную часть этой суммы дал Китай, а российский Фонд кино обеспечил всего 270 миллионов рублей. Правда, фильм не окупился в прокате, на данный момент сумма сборов – чуть больше 360 миллионов рублей.

Больше всего государство потратило на «Викинг» Андрея Кравчука – фильм обошелся налогоплательщикам в 728 миллионов рублей, из которых 115 миллионов нужно вернуть. При общем бюджете в 1,2 миллиарда рублей картина собрала в прокате 1,5 миллиарда, так что с возвратом всей суммы проблемы быть не должно. «Дуэлянт» обошелся бюджету в 450 миллионов рублей, собрав 365 миллионов всего, «Экипаж» потребовал 442,1 миллиона рублей, а сборы составили 635,3 миллиона.

Кстати, сумма сборов достаточно условна, так как фильм полностью окупается, когда его сборы в несколько раз превышают бюджет – кинотеатры тоже работают не бесплатно, как и прокатчики.

Что касается убыточных картин, то на «Матильде» создатели потеряли почти 1,3 миллиарда рублей – но бюджет вложил в картину только 280 миллионов. Съемки и выход фильма в прокат сопровождался массовым скандалом, но даже он не помог: в прокате фильм собрал всего 537 миллионов рублей, а критики восприняли его весьма неоднозначно. Потерять деньги, как оказалось, можно и на мультфильмах: «Савва. Сердце воина» обошелся создателям в 1 миллиард рублей, а в прокате собрал всего 195 миллионов, а на «Смешарики. Легенда о золотом драконе» потратили 991 миллион рублей при кассовых сборах в 261 миллион.

Интересно вышло с фильмом Тимура Бекмамбетова «Он – дракон»: фильм не окупился, собрав 780 миллионов рублей при бюджете в миллиард, но по сборам вошел в тройку лучших фильмов 2016 года.

Всего на поддержку кинематографа в России было выделено 22,8 миллиарда рублей, говорит Екатерина Косарева из аналитического агентства WMT Consult, но к прозрачности распределения этой суммы есть вопросы:

Сейчас в производстве находятся 195 проектов с финансированием от Фонда кино, с общей суммой поддержки в 12,8 миллиардов рублей – что достаточно много (учитывая, что суммы уже были выделены, а даты выхода в прокат по многим картинам весьма отдаленные).

С кассовыми провалами поддержанных государством фильмов связана еще одна проблема: Фонд кино пытается взыскать порядка 739 миллионов рублей с их создателей. На первом месте по сумме долга оказался «Алладин» компании «Энджой мувиз» всем известного Сарика Андреасяна – долг составляет 112,8 миллионов рублей. При этом компания продолжает снимать фильмы (правда, в списке государственной поддержки их нет).

Долги возникают и по другим причинам: например, в 2011 году Фонд кино выделил 21,9 миллиона рублей студии «Чеченфильм» на съемки фильма «Тоска» по мотивам рассказа Антона Чехова, но картина так и не была снята, студия ликвидировалась в 2014 году. Иногда кинокомпании тратят получаемые деньги не по назначению – и это тоже влияет на то, как киноотрасль воспринимают в обществе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий