Центральный федеральный округ

Содержание

Может ли измениться статус у региона

Субъекты Российской Федерации

Список субъектов, столицы

  1. Республика Адыгея — Майкоп.
  2. Республика Алтай — Горно-Алтайск.
  3. Республика Башкортостан — Уфа.
  4. Республика Бурятия — Улан-Удэ.
  5. Республика Дагестан — Махачкала.
  6. Республика Ингушетия — Магас.
  7. Кабардино-Балкарская Республика — Нальчик.
  8. Республика Калмыкия — Элиста.
  9. Карачаево-Черкесская Республика — Черкесск.
  10. Республика Карелия — Петрозаводск.
  11. Республика Коми — Сыктывкар.
  12. Республика Крым — Симферополь.
  13. Республика Марий-Эл — Йошкар-Ола.
  14. Республика Мордовия — Саранск.
  15. Республика Саха (Якутия) — Якутск.
  16. Республика Северная Осетия — Владикавказ.
  17. Республика Татарстан — Казань.
  18. Республика Тыва — Кызыл.
  19. Удмуртская Республика — Ижевск.
  20. Республика Хакасия — Абакан.
  21. Чеченская Республика — Грозный.
  22. Чувашская Республика — Чебоксары.
  23. Алтайский Край — Барнаул.
  24. Забайкальский Край — Чита.
  25. Камчатский Край — Петропавловск-Камчатский.
  26. Краснодарский Край — Краснодар.
  27. Красноярский Край — Красноярск.
  28. Пермский Край — Пермь.
  29. Приморский Край — Владивосток.
  30. Ставропольский Край — Ставрополь.
  31. Хабаровский Край — Хабаровск.
  32. Амурская область — Благовещенск.
  33. Архангельская область — Архангельск.
  34. Астраханская область — Астрахань.
  35. Белгородская область — Белгород.
  36. Брянская область — Брянск.
  37. Владимирская область — Владимир.
  38. Волгоградская область — Волгоград.
  39. Вологодская область — Вологда.
  40. Воронежская область — Воронеж.
  41. Ивановская область — Иваново.
  42. Иркутская область — Иркутск.
  43. Калининградская область — Калининград.
  44. Калужская область — Калуга.
  45. Кемеровская область (Кузбасс) — Кемерово.
  46. Кировская область — Киров.
  47. Костромская область — Кострома.
  48. Курганская область — Курган.
  49. Курская область — Курск.
  50. Ленинградская область — Санкт-Петербург.
  51. Липецкая область — Липецк.
  52. Магаданская область — Магадан.
  53. Московская область — Москва.
  54. Мурманская область — Мурманск.
  55. Нижегородская область — Нижний Новгород.
  56. Новгородская область — Великий Новгород.
  57. Новосибирская область — Новосибирск.
  58. Омская область — Омск.
  59. Оренбургская область — Оренбург.
  60. Орловская область — Орел.
  61. Пензенская область — Пенза.
  62. Псковская область — Псков.
  63. Ростовская область — Ростов-на-Дону.
  64. Рязанская область — Рязань.
  65. Самарская область — Самара.
  66. Саратовская область — Саратов.
  67. Сахалинская область — Южно-Сахалинск.
  68. Свердловская область — Екатеринбург.
  69. Смоленская область — Смоленск.
  70. Тамбовская область — Тамбов.
  71. Тверская область — Тверь.
  72. Томская область — Томск.
  73. Тульская область — Тула.
  74. Тюменская область — Тюмень.
  75. Ульяновская область — Ульяновск.
  76. Челябинская область — Челябинск.
  77. Ярославская область — Ярославль.
  78. Еврейская АО — Биробиджан.
  79. Ненецкий АО — Нарьян-Мар.
  80. Ханты-Мансийский АО (Югра) — Ханты-Мансийск.
  81. Чукотский АО — Анадырь.
  82. Ямало-Ненецкий АО — Салехард.
  83. Москва.
  84. Санкт-Петербург.
  85. Севастополь.

Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации

К совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Федерации
отнесены
разнообразные вопросы:

обеспечение соответствия конституций и законов
республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
Конституции и законам РФ;

защита прав и свобод человека и гражданина,
защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

установление общих принципов налогообложения и
сборов в РФ;

природопользование, охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки,
культуры, физкультуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения, защита
семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное
обеспечение;

     административное, жилищное законодательство,
земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об
охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное
законодательство;

осуществление мер по борьбе с катастрофами,
стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

кадры судебных и правоохранительных органов;
адвокатура, нотариат;

защита исконной среды обитания и традиционного
образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы
органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических
связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают
всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы
государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные
интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность
Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Пример № 2

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ Уровни предметов ведения
A) природопользование, охра­на окру­жа­ю­щей среды

Б) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных органов

B) внешняя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФ

Г) де­неж­ная эмиссия

Д) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
 2  2  1  1  2

Актуальный перечень

Полномочия

Премия СВР России

6 января в 2000 году в целях укрепления сотрудничества Службы внешней разведки с творческими организациями и деятелями культуры, а также стимулирования создания «высокохудожественных произведений литературы и искусства» о российской внешней разведке была учреждена Премия СВР России. Конкурсный отбор ведет Комиссия по премиям, которую возглавляет один из заместителей директора СВР. По представлению Комиссии решение о присуждении премий принимает коллегия ведомства. Вручение наград приурочено ко Дню работника органов безопасности РФ и очередной годовщине со дня создания российской внешней разведки. Лауреаты премии получают диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение в размере 120 тыс. руб. 

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Официальная страница классификатора ОКАТО

ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе

Определить ОКТМО по ОКАТО

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где:1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации;3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации;6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.

Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где:1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты;9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.

ОКТМО на сайте Росстата

Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО

Сервис предназначен для  контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

Академия внешней разведки

Исторические изменения

Статус сотрудников СВР

Сотрудники органов внешней разведки РФ являются как военнослужащими, так и государственными гражданскими служащими. К кадровому составу СВР относятся сотрудники службы, которые напрямую связаны с ведением разведывательной деятельности. Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу СВР составляют государственную тайну.

Сотрудники кадрового состава СВР для выполнения своих обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. При этом им запрещено негласно участвовать в деятельности законодательной и судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций РФ.

Военнослужащие, состоящие в кадрах СВР, согласно закону, не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели. Государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки не могут создавать подобные общественные объединения. Все сотрудники органов внешней разведки РФ подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Исторические изменения субъектов

Союзные республики

СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Белоруссия.
  4. Грузия.
  5. Казахстан.
  6. Карелия.
  7. Киргизия.
  8. Латвия.
  9. Литва.
  10. Молдавия.
  11. Российская Федерация.
  12. Таджикистан.
  13. Туркменистан.
  14. Узбекистан.
  15. Украина.
  16. Эстония.

Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.

Автономные округа

Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.

С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:

  1. Агинский Бурятский Автономный Округ стал относиться к Забайкальскому Краю.
  2. Коми-Пермяцкий Автономный Округ вошел в состав Пермского Края.
  3. Корякский Автономный Округ перешел к Камчатскому Краю.
  4. Эвенкийский и Таймырский Автономные Округа были присоединены в Красноярскому Краю.
  5. Усть-Ордынский Бурятский Автономный Округ вошел в состав Иркутской области.

Руководство и структура

Службу внешней разведки возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности президентом РФ. С 5 октября 2016 года этот пост занимает Сергей Нарышкин. Он также является по должности председателем коллегии службы, куда входят заместители директора Службы внешней разведки, начальники оперативных, аналитических и функциональных подразделений. Кроме того, при директоре СВР действует группа консультантов, в которую входят ветераны внешней разведки.

Организационная структура СВР России включает оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). В их числе:

  • Аппарат директора, включающий протокольный отдел;
  • Бюро по связям с общественностью и СМИ (Пресс-бюро);
  • оперативные отделы;
  • Управление анализа и информации;
  • Управление внешней контрразведки;
  • Управление информатики;
  • Управление научно-технической разведки;
  • Управление оперативной техники;
  • Управление экономической разведки;
  • Служба эксплуатации и обеспечения;
  • Академия внешней разведки.

Численность сотрудников органов внешней разведки устанавливается президентом РФ и не раскрывается.

Как легко запомнить данный материал?

Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:

  • Изменение Конституции РФ
  • Конституционные и федеральные законы
  • Правовые основы всех сторон жизни общества
  • Оборона страны
  • Денежная система
  • Границы субъектов РФ
  • Государственные награды РФ и другие.

В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем,  но с опорой на федеральные законы.

Среди них наиболее важные:

  • Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
  • Образование, здравоохранение, спорт. культура
  • Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.

Примечания

  1. ↑ Бо́льшая часть Крымского полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. ↑ В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ.
  3. Административный центр — город Санкт-Петербург не входит в состав Ленинградской области.
  4. Административный центр — город Москва не входит в состав Московской области
  5. ↑ В состав Тюменской области входит Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
  6. Площадь и население указаны включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Площадь РФ без Республики Крым и города федерального значения Севастополя составляет 17 098 246 км².
  7. см. ниже:

Исключительные права субъектов Федерации

Учредительные полномочия состоят в установлении принципов общего типа в отношении организации построения государственных органов власти и самоуправления местного уровня, обеспечении соответствия уставов (законов) российской Конституции и федерального уровня.

Полномочия правоохранительного и правозащитного типа заключаются в следующем: защита и регулирование свобод и прав гражданина и человека, а также меньшинств по национальному признаку, прокуратура, судоустройство, законодательство всех сфер (уголовно-процессуальное, уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, арбитражное), регулирование с правовой позиции собственности интеллектуального типа, борьба с катастрофами и бедствиями природного и техногенного характера, защита памятников и особо охраняемых территорий.

Субъектные полномочия Российской Федерации в законодательной сфере включают правовое регулирование в административной, трудовой, административно-процессуальной, семейной, земельной, жилищной, лесной областях, в области защиты недр и окружающего мира.

Полномочия социально-экономического типа заключаются в установлении базовых принципов взыскания сборов и налогообложения; вопросах владения и пользования недрами и иными ресурсами региона, развития культурных и иных сфер, социальной защиты населения.

Полномочия международного характера заключаются в координации внешнеэкономических и международных связей российских субъектов и выполнении условий международных соглашений.

Будущее федеративного устройства России

Перспективы дальнейшего укрупнения регионов

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой, а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав) был отозван из Государственной думы инициаторами в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России.

Стадии рассмотрения законопроектов

Все законопроекты, касающиеся сферы разграничения полномочий между РФ и ее субъектами или общих вопросов Федерации и региона, на каждом этапе проходят несколько процедур.

При их рассмотрении Государственная Дума предоставляет субъектам тридцать дней для изучения документа и составления отзывов. На следующем этапе допускается созыв комиссии согласительного типа для урегулирования возникших разногласий, если властные органы субъекта выскажутся против принятия документа.

После изучения количества голосов за проект и против него в течение тридцати дней с момента получения властные органы субъекта должны внести поправки в документ для передачи его на изучение во втором чтении.

Юридические способы закрепления полномочий между Федерацией и субъектами

По нормам Конституции, Российская Федерация состоит из краев, республик, областей, округов и областей автономного типа, городов с федеральным значением. Каждый субъект равноправный.

Российской Федерацией и регионами разработаны три юридических способа закрепления полномочий:

  • Закрытые.
  • Списочные.
  • Остаточные.

Конституция в статьях 71-й, 72-й определяет, что список предметов федерального и совместного ведения может изменяться только при условии соблюдении порядка внесения корректив по аналогии с поправками в Конституцию. Весь перечень полномочий, закрепленных в указанных статьях, закрытый. Расширенному толкованию он не подлежит.

В статье 73-й рассматриваемого акта закреплено, что все сферы деятельности регионов, не находящиеся в исключительном ведении Федерации или совместно с субъектами, считаются прерогативой этих областей.

Нормативно-правовое регулирование в сфере определения предметов ведения в стране осуществляется через издание и корректировку федеральных конституционных законов и федеральных актов, действующих на всей территории нашего государства.

Процедура участия властных органов в субъектах в рассмотрении законопроектов

Один из способов разграничения полномочий между РФ и ее субъектами – это рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Государственной Думой, субъектами региональных органов и Федерации.

Процесс изучения законопроектов состоит из четырех этапов:

  • Согласование предварительного документа с представительными (законодательными) и высшими исполнительными властными органами субъектов Федерации.
  • Создание согласительной комиссии в случае, если больше трети субъектов вынесут отрицательное решение в отношении принятия акта.
  • Если мнения федерального органа и субъекта власти в регионе разделились, считается, что последний свое мнение не высказал.
  • Направление принятого в первом чтении законопроекта, касающегося предметов общего ведения, в представительные (законодательные) государственные властные органы для внесения исправлений и предложений.

Как регионы отличаются полномочиями?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий