Политическая коррупция в современной россии

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Причины коррупции. Предпосылки возникновения коррупции

Как же принимают решения чиновники, становиться ли им на скользкий путь коррупции?

По мнению лауреата Нобелевской премии в экономике Гари С. Бекера, профессора экономики и социологии Чикагского университета, каждый человек, выбирая направления своей деятельности, исходит из четырех факторов. Во-первых, своих способностей; во-вторых, моральных ценностей и ограничений, заложенных его воспитанием; в-третьих, ограничений, накладываемых устройством внешней среды; в-четвертых, из стремления максимизировать свою выгоду.

Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития — это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства.

Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы XX века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы — в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.

Основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только на ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.

На протяжении всей истории развития российского законодательства прослеживалось действие общих идеальных норм на регулирование реальных общественных отношений. Сделать вывод о том, положительным или отрицательным было это влияние, достаточно сложно, однако отсутствие такого сдерживающего фактора в настоящее время отрицательно сказывается на возможности правового регулирования борьбы с коррупцией.

Несмотря на несоответствие общих идеальных норм реально складывающимся правоотношениям, нормы права, отягощенные общими моральными и нравственными запретами, имеющими нормативный характер, реально воздействовали на уровень коррупции в стране. Что прослеживалось в наличии ответственности (как правовой, так и внеправовой) и правоприменительной практики решения вопросов ответственности за совершение антинравственных проступков.

Коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются — пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений.

В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников «продать свои услуги, пока они пользуются спросом». На это их толкает «необеспеченность будущего после окончания службы». С экономической точки зрения взятка — это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица — взяткодателя.

Однако в условиях, когда большая часть населения страны переживает, мягко говоря, состояние экономической нестабильности, желание чиновников повысить собственные доходы вряд ли встретит понимание и одобрение в обществе. С другой стороны, спросим себя: «Откажусь ли я дать взятку, если от этого будет зависеть решение давно наболевшей проблемы?» Боюсь, что очень немногие отрицательно ответят на этот вопрос. Получается, что коррупция начинается не в коридорах власти и кабинетах больших начальников, а возникает из моральных принципов и поведения каждого из нас.

Избирательность правоприменения и «капитализм для своих»

Есть у коррупции губительные последствия, не поддающиеся арифметическим раскладам. Взятки, откаты и расхищение бюджетных средств выступают как своеобразный коррупционный налог на всех членов общества. Порочная система, действующая в интересах узкого круга бюрократов и нуворишей, ложится тяжёлым бременем на бизнес, подавляет стимулы для предпринимательства, подстёгивает инфляцию, препятствуя экономическому росту. Экономика, где процветают фаворитизм, непотизм и пренебрежение к закону, не может создать благоприятную атмосферу для инновационного развития и модернизации, так как она искажает рыночные механизмы и отпугивает инвесторов.

Как свидетельствуют результаты традиционного исследования Международной неправительственной организации Transparency International, в «Индексе восприятия коррупции» Россия откатилась на 137 место из 180-ти. Набрав 28 баллов из 100 (меньше чем Грузия, Армения и Молдавия), наша страна оказалась на одном уровне с такими странами, как:

  • Кения;
  • Либерия;
  • Парагвай.

Не вполне довольны такой ситуацией и контролёры группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Речь идёт о выполнении рекомендаций, полученных Россией ещё в 2012 году согласно требованиям Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Контролёры ГРЕКО настаивают на решении вопросов криминализации подкупа третейских судей, введения уголовной ответственности за предоставление преимуществ нематериального характера и злоупотребление влиянием, а также увеличения срока давности за взяточничество и подкуп. Соответствующие законопроекты были внесены в Госдуму ещё в 2017 году, но так и остались на стадии обсуждения.

По мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР), у нас системное противодействие коррупции подчас подменяется отдельными уголовными делами. Власти вводят институциональные меры по противодействию коррупции, но их легко обойти. Хотя есть обязанность декларирования доходов и расходов, нечистому на руки чиновнику достаточно оформить собственность на определенных родственников, и он чист перед законом. Основатель Центра антикоррупционных исследований инициатив ТИР Елена Панфилова считает, что в этой сфере вместо систематической работы у нас происходит «выборочное выдёргивание морковок из грядки». Когда правоприменение выборочно, в обществе не возникает осознания, что преследование за коррупцию неотвратимо для любого человека, независимо от чинов, принадлежности к той или иной партии и социальной группе.

Если человек оказался невыгоден по каким-то политическим мотивам, сразу появляются и уголовные дела, и преступная группировка, считает руководитель ТИР Антон Поминов. Во всяком случае так воспринимается борьба с коррупцией в стране в общественном мнении. В условиях «кланового» капитализма, который пышным цветом расцвёл в России, можно непостижимым образом сделать головокружительную карьеру, сказочно разбогатеть и вмиг всё потерять, впав в немилость у влиятельных особ. Таким образом, успех борьбы с коррупцией в России напрямую будет зависеть от того, будет ли у нас происходить демонтаж российской разновидности «капитализма для своих».

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

Аукционные (конкурсные) процедуры

Всевозможные государственные тендеры – огромная ниша для незаконного обогащения. Современная коррупция в России основывается именно на бюджетных конкурсах. Речь может идти о чем угодно – строительстве крупных инфраструктурных объектов, производстве определенных товаров для государственных нужд. Сами по себе тендеры на конкурсной основе – это не виды коррупциогенных факторов. Их используют в качестве обходных путей для обогащения в случае, если несовершенна государственная система, а ее борьба с экономическими преступлениями чиновников находится в удручающем состоянии.

Согласно классической схеме аукционы и конкурсы используются следующим образом. Чиновники, отвечающие за проведение тендера, влияют на окончательное решение о победителе. Проект они отдают той компании, которая предложит за нее самую лучшую цену. В данном случае деньги, само собой, пойдут в карман чиновнику. Упрощенно говоря – это своеобразная форма отката.

Также чиновники могут разыгрывать тендеры в пользу компаний, принадлежащих «своим» людям – друзьям или родственникам. Часто коррупция в России сводится к следующему. Компания, тесно связанная с представителем власти, получает проект (например, строительство дороги) и реализует его спустя рукава. Иными словами, часть денег данных на выполнение обязательств, уходит в карман чиновнику, из-за чего страдает в первую очередь результат. Если речь идет о строительстве, то скорее всего, подрядчик сэкономит на стройматериалах, что приведет к падению качества работы. Новая дорога окажется недолговечной, новому зданию очень скоро потребуется ремонт и т. д. А это, в свою очередь, является поводом для проведения следующих конкурсов, на которых захотят заработать нерадивые чиновники.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Коррупционные методы

Бдительность. Внимательность. Контроль

– Какими успехами в противодействии коррупции может похвастаться прокуратура региона?

– Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции носит всеохватывающий характер.

Наша работа заключается в надзоре за исполнением антикоррупционного законодательства, проведении экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзоре за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержании государственного обвинения в суде по этим делам, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью. 

Но и это еще не все. Мы занимаемся антикоррупционным просвещением населения, участвуем в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции, разрешаем любые обращения организаций и граждан о коррупционных проявлениях.

Если выделять какое-то основное направление деятельности, то это, скорее всего,  реализация надзорных функций, присущих только органам прокуратуры. 

В текущем году тюменскими прокурорами по итогам надзорных проверок выявлено более 3,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства. Для их  устранения внесено 462 протеста, 822 представления, в суды направлено 128 исков, объявлено  133 предостережения. По требованию прокуроров 1 287 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 31 уголовное дело.

Среди выявленных нарушений – предоставление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение требований закона о контроле за расходами чиновников, нарушение ими иных запретов и ограничений. 

Выявляются и факты коррупционных нарушений в сферах закупок, распоряжения бюджетными средствами и государственным имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав предпринимателей, земельных правоотношений. И это далеко не исчерпывающий перечень тех сфер и направлений деятельности, в которых прокурорскими работниками вскрываются факты коррупционных проявлений.

– Расскажите об особо громких делах. 

– 3 декабря 2015 года вступил в силу обвинительный приговор бывшему главе Тюменского района Андрею Линнику,  который признан виновным  в незаконном участии в предпринимательской деятельности, злоупотреблении должностными полномочиями, а также хищении со своими сообщниками  из бюджета  свыше 13 млн. рублей, выделенных на сферу ЖКХ. 

В сентябре  за  взяточничество и пособничество в мошенничестве  к  шести  годам заключения  и  штрафу 900  тыс. рублей осуждена бывший заместитель начальника отдела камеральных проверок № 1 ИФНС России по г. Тюмени № 2  Елена Елесина. Суд постановил конфисковать арестованное в ходе следствия ее имущество  (однокомнатную квартиру, земельный участок и автомобиль Audi A6 Allroad Quattro) в размере, эквивалентном сумме полученной взятки.  Следствием установлено, что Елесина за  вознаграждение в размере более четырех миллионов рублей помогла семи фирмам-однодневкам незаконно получить из бюджета возмещение налога на добавленную стоимость в сумме свыше 13 млн. рублей.               

В настоящее время в суде рассматривается уголовное дело в отношении бывшего директора ГАУ культуры Тюменской области «Дворец культуры «Нефтяник»  Елены Наймушиной и ее заместителя Ильи  Соловьева, обвиняемых в хищении из бюджета региона более 39,5 млн. рублей, выделенных для закупки комплекта светодиодного оборудования  с экраном размером 121 кв. метр.

Завершается расследование уголовного дела в отношении бывшего главы администрации Переваловского муниципального образования Тюменского района Эдуарда Егунова, который обвиняется в превышении должностных полномочий при распоряжении 39 земельными участками, находящимися в государственной собственности. 

Заканчивается следствие  и в  отношении бывшего заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г. Тюмени Вячеслава Гаспарова, который вместе с тремя  подчиненными получал взятки от предпринимателей. Его сообщ-ники в ноябре  уже осуждены  к миллионным штрафам, один из них – к штрафу 1,8 млн. рублей, двое других – к 3 млн. рублей каждый. Вскоре перед судом предстоит предстать и Гаспарову. 

Всего в текущем году к уголовной ответственности за коррупционные преступления привлечено 5 глав администраций муниципальных образований, 2 заместителя руководителя и еще 3 руководящих работника государственных учреждений, 4 сотрудника контрольно-надзорных органов, а также  ряд должностных лиц органов власти и учреждений.   

Последствия развития коррупции

Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.

Сферы
ПолитическаяЭкономическаяСоциальная
закон перестанет быть верховным регуляторомрезкое повышение коммерческих и финансовых рисковувеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строярасходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективнымвласть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами»
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру властичастная выгода окажется важнее общего результата производстварост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников
доверие к руководству страны существенно снизитсяведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержекусиление влияния со стороны мафиозных структур
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друганеконтролируемая инфляция и повышение ценобщественность теряет веру в правовые возможности руководства страны
судебные и политические институты окажутся неэффективныактивное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджетослабевают нравственность и мораль
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадетвнутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климатавозникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической аренеискоренение конкуренции в пользу монополизации 
крах текущего строя страныостановка развития экономики государства 
 упадок в стране 

В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.

Вот пара примеров столь необычного развития событий.

Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура. На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми. Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.

В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек. Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».

Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.

Конфликт государства и бизнеса на Западе

Ещё один генератор коррупции — конфликт государственной власти и бизнес-власти, иначе говоря, — так называемый конфликт гражданского общества и государства. Он возник в те времена, когда политическая власть принадлежала клановой аристократии, а экономическая — перешла в рук буржуазии, умеющей делать деньги. Аристократы видели в буржуазии ещё одно сословие, которое должно платить «оброк» как и все, а буржуазия хотела обладать не только экономической властью, но и политической, чтобы продолжать заниматься бизнесом ещё более эффективнее. Из этого конфликта проистекают два признака западного общества:

  • непрестанный конфликт между пресловутым «гражданским обществом» и государственностью, который может протекать в форме от саботажа до прямых военных действий против конкретных должностных лиц и государственности.
  • идея «наёмной государственности», которая обязана служить тем, кто платит налоги, на том основании, что налогоплательщики якобы являются работодателями для всех представителей государственного аппарата.

Ключевой составляющей западной концепции гражданского общества является: наличие в обществе частной собственности на средства производства. Всё остальное: различные права и свободы граждан — это декоративная мишура, которая стала нужна вовсе не потому, что «свободные владельцы средств производства» внезапно стали добрыми. Это произошло потому, что наиболее дальновидная часть буржуев поняла, что Великая Октябрьская социалистическая революция и её последствия в виде возникновения СССР с его идеалом искоренения угнетения и эксплуатации «человека человеком» и с последующим обретением СССР ранга «сверхдержавы» по итогам Второй мировой войны ХХ века грозит ликвидацией их либерал-буржуинства не в теории, а на практике насовсем. После ликвидации СССР во многих странах началось сворачивание и социальных достижений, поскольку угроза на время миновала.

Особенности личностной психики большинства людей таковы, что численность «элиты» местного и общегосударственного уровня определяется ёмкостью «адресной книги» личностной психики, т.е. в пределах примерно до 250 человек: представители «элиты» любого уровня должны, если и не поддерживать систематическое общение друг с другом, то хотя бы знать и помнить о существовании друг друга. Соответственно этому обстоятельству «гражданское общество» в США реально это — 50 кланов, которым принадлежит почти вся экономика страны («средства производства») и ещё около двухсот сменяющих друг друга в преемственности поколений «интеллектуалов», обслуживающих «политический процесс» в стране: в том смысле, что именно эти люди в непрестанно текущем настоящем вырабатывают и проводят в жизнь решения, которые предопределяют облик будущего в обоих его аспектах — то, что было задумано, и то, что сопутствует задуманному, улучшая его качество в сопоставлении с задуманным, либо ухудшая его.

Остальной «средний класс» и наиболее слабоумная часть наёмного персонала, не получающая дивидендов по акциям в сколь-нибудь значимом объёме, только мнит, что они — тоже часть «гражданского общества», но они не формируют матриц, в которых реализуется будущее, а являются объектами и жертвами политики, которую делают другие. Та же картина и в других странах Запада.               

В силу того обстоятельства, что в государствах Запада бизнес-власть (буржуазная олигархия) со времён буржуазных революций подмяла под себя государственность, то коррупция в государственном аппарате с точки зрения олигархов — нанимателей чиновников и депутатов — дополнительные и ничем не оправданные издержки бизнеса на содержание государственности, представителям которой и так не мало платят по меркам каждого «гражданского» общества. Содержать систему юридического подавления коррупции оказывается в целом дешевле, нежели допускать расцвет коррупции.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий